Болезни Военный билет Призыв

Грамоте учиться - всегда пригодится. Познавательная игра "грамоте учиться - всегда пригодится" Когда говорят грамоте учиться всегда пригодится

Грамоте учиться – всегда пригодится

Звучит торжественная музыка

Вступительное слово.

Ежегодно 24 мая весь славянский мир отмечает Праздник славянской письменности, потому что более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными монахами, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием был изобретен славянский алфавит. Создание этого алфавита открыло славянскому народу путь к просвещению, обогатило русский я зык, русскую речь

Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые мы можем написать и прочитать? Без этого языка не было бы нашей нации - русского народа, не было бы истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.

Поэтому мы сегодня собрались отметить это знаменательное событие в культурной жизни нашей страны.

1-й ведущий: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

2-ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания.

1-ведущий : Жизнь великих братьев была служением славянской культуре. Они воспитали не мало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности, они открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей писали и читали на старославянском языке.

2-ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-ведущий: Наша АЗБУКА удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

2-ведущий: В АЗБУКЕ Кирилла и Мефодия все буквы имели свои названия. Учили АЗБУКУ так.

Чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В – как, Веди, Г – глаголь

И учитель для науки

по субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного пера

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

1 ведущий: Вот так трудно было учиться грамоте. Не случайно Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, на всю избу кричат».

Ученик сначала называл буквы, из которых состоит слог, а потом уже произносил так, как надо при чтении: БУКИ – АЗ –БА, ВЕДИ-АЗ -- ВА

Посмотрите сценку из повести Алексея Максимовича Горького «Детство» в исполнении учеников______________________________________________

Ведущий: Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, - это что?

Внук: добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

2 ведущий: А теперь давайте и мы попробуем почитать так как читали в старину наши предки.

Задание: Даются слова желающим, азбука . Слова написаны на отдельных листах бумаги. Каждое слово нужно прочитать так, как читали дети в старину.

Слова –

МАМА - Мыслить – Аз - МА Мыслить – Аз -МА МАМА

ГОД - Глаголь – Он – Добро ГОД

ВЕРА - Веди – Есть – ВЕ, –Рцы – Аз - РА ВЕРА

ПАПА – Покой – Аз - ПА, Покой – Аз - ПА, ПАПА

ДОМ – Добро – Он – Мыслить ДОМ

ГОРА – Глаголь – Он - ГО Рцы – Аз - РА ГОРА

Буква - Буки- Ук-Како - БУК, Веди – Аз – ВА БУКВА

Слово - Слово-люди-он - СЛО, веди-Он - ВО СЛОВО

1 ведущий : Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой от АЗ до Y (ижицы)

В народе издавна говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». Издание азбуки открыло многим путь к образованию. Сейчас мы не мыслим жизнь без образования.

А когда-то было так, как в сценке из пьесы Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Исполняют ученики________________________________________________________

«В грамматике он силен»

Правдин (взяв книгу). - … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан.- Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. - Дверь, котора дверь?

Правдин. - Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. - Эта? Прилагательна.

Правдин. - Почему же?

Митрофан. - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Правдин. - Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. - И ведомо.

Госпожа Простакова. - Что, каково, мой батюшка? ...

Правдин. - Нельзя лучше. В грамматике он силен.

2 ведущий: Да, поучительно, а интересно сейчас есть такие нерадивые ученики?

1 ведущий : А давай послушаем ребят из _____________класса, что они нам расскажут!

Чтец:

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрыт мага́зин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы́…»

«Секет свеклу́…»

«Пекет блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «по́ртфелем» зовет.

НО мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя́.

Петя́! – несется со двора,-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя́,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя́» обижен на ребят:

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Ю. Тимянский

2 ведущий: А еще бывают такие ученики как в стихотворении, которое называется

«Ленительный падеж». Читает __________________________________________

Спросили Лежебокина:

А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают на зубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более творить я не хочу

Такой падеж как дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

Да,переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный!

1 ведущий: Стихотворение о мечтательнице на уроке прочитает_____________________

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой, мечтаю я уже…

о предложном падеже.

2 ведущий: Нет, это не про учеников нашей школы. У нас даже первоклассники знают, чему учат в школе. Сейчас они нам об этом споют.

Исполняется песня «Чему учат в школе» композитора Шаинского

1 ведущий : Русский язык очень богат и разнообразен.

К нам пришел он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужого медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

С. Сергеев-Ценский

2 ведущий: В русском языке огромное количество пословиц, поговорок, считалок. Они делают нашу речь красочной.

Сейчас ребята ___________ класса расскажут нам забавные считалки, приставалки и скороговорки. (Все чтецы выстраиваются в ряд, выступая вперед при чтении)

Приставалка. Саша Черный

Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

Отчего шоколадки не растут на кроватке?

Отчего у няни волосы в сметане?

Отчего у птичек нет рукавичек?

Отчего лягушки спят без подушки?

« Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка».

Как понять? Михаил Яснов

Много мошек – мошки.

Много кошек – кошки.

Бык улегся у реки,

Два быка-

Уже быки.

Но не ясно мне про пони –

Ту, в упряжке и попоне:

Вот шагает,

Недотрога

В свой возок запряжена…

Пони-

Это значит

Много!

А она –

Совсем одна…

Может скажет пони-мать,

Как все это понимать?

Я придумываю фамилии Михаил Яснов

Утенок- Уточкин!

Цыпленок – Курочкин!

Щенок – Собачкин!

Жеребенок – Кллячкин!

Барашек – Овечкин!

А я?

Человечкин!

Мирная считалка

На дороге у развилки,

Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались и сцепились!

Прибежали разнималки –

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакали дразнилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять-

Вкусная считалка

Жил на свете человек

По прозванью Чебурек

С дочкой и сынишкой –

Пончиком и Пышкой.

А жена его Оладья

Шила всем соседкам платья:

Со сметаною – худым,

Толстым с кремом заварным!

Несъедобная считалка

Суп из шишек –

Для мальчишек.

Из гребенок для девчонок.

Из репейника бульон.

Кто не хочет-

Выйди вон

Я помогаю на кухне

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Шагом… марш!

Стой! Кто идет?

Фарш!

Петух и червячок

Петух,

Во сне увидев червячка,

Подумал так:

«Заморим чевячка!»

«Ужасный сон!...»-

Подумал червячок

И повернулся на бочок.

Игра

Ерш – ершится,

Петух – петушится,

Лайка – лает,

Змея – змеится…

Что ж получается: лягушка – лягается?

1 ведущий: Давайте сыграем в игру, которая называется «Веселая семейка»

Я называю животное, вы, ребята, хором называете его пару и детеныша. Например:

Заяц – зайчиха - зайчонок. Отвечайте хором и дружно.

Волк –

Кобыла – жеребец – жеребенок

Слон –

Лось –

Коза

Верблюд –

Курица – петух – цыпленок

Лиса –

Утка – селезень – утенок

Медведь –

Овца – баран – ягненок

Орел –

Лев –

Свинья – боров – порсенок

Черепаха – черепаха – черепашонок

Ворон –

Ласточка - Ласточка - Ласточка

2 ведущий: А сейчас давайте устроим соревнование «Кто больше знает пословиц и поговорок об учении»

Сначала я вам помогу. Например: «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Сначала аз да буки, а потом и науки.

Аз, буки и веди - страшат что медведи.

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Кончил курс науки, а знает аз да буки.

Аз, буки – бери указку в руки, фита, ижица – плетка ближится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Аз да буки избавляют от муки

Продай кафтан, купи буквицу.

Хочешь познать истину, начинай с Азбуки.

1 ведущий: Очень хорошо! Видно вы все понимаете важность учения, и будете учиться только на пятерки, чтобы наша страна была самая сильная и богатая!

Русский язык

Издревле, когда еще чтилась рогатина,

Богатствами славилась наша земля,

В слоеньях хребтов – изумруды да платина,

В реках осетры, а в лесах – соболя.

Ну, где – укажите! – найдете вы за морем

Овитый былинами кремль золотой,

Вокзалы метро в малахите и мраморе,

Василья Блаженного купол витой?

Но лучше, сокровищ стократ драгоценнее,

Во мгле лихолетья смогли мы сберечь

Созданье народного светлого гения,

Могучую, звучную, сочную речь.

О русское слово! Ни лязгами цепи,

Ни визгами розги, ни свистом кнута

Твое не шелохнуто великолепие,

Твоя простота и твоя красота.

Веками тебя шлифовали без устали

В изустном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами,

Купцы, академики и мужики.

С тобою сроднились все светочи мира.

Во всем первородстве явил ты для нас

Вулканную лаву трагедий шекспировых

И марксовых формул граненый алмаз.

Россия моя! Над серебряной Сеною,

Над Нилом, над малой рекой Халхин-Гол

Гремит откровеньем над всею вселенною

О правде и мире твой вещий глагол.

К.Алтайский

2 ведущий: Сейчас ученики 1 класса споют песню____________________________-


«Грамоте учиться - всегда пригодится»

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Грамоте учиться - всегда пригодится

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

Учащиеся делятся на команды. Ведущий – учитель.

Вступительное слово учителя

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем урок наш сегодня

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Есть привычное выражение – «владеть языком». Действительно мы в детстве овладеваем родным языком, затем иностранным. Но чем глубже исследуют ученые взаимосвязь языка и мышления, тем больше подтверждают, что язык владеет человеком.

Чтец 1.

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Его нам завещали предки,

И им владеем мы сейчас,

Поэтому должны и взрослые и детки

Приумножать его богатство много раз.

Чтец 2.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки –

Страницы волшебных чарующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Чтец 3.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Чтец 4.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили;

Есенин, Пушкин, Лермонтов, Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладейте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? (Ь на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

Конкурс знатоков ударений

На доске написаны слова в три столбика. Приглашаются участники. В словах нужно расставить ударение.

Агент мельком водопровод

Гусеница газопровод заржаветь

Торты вахтер банты

Балуюсь щавель каталог

Комбайнер квартал свекла

Тефтели включим звонит

Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь- людей насмешишь.)

2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости».(Век живи- век учись.)

3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».

(Тише едешь- дальше будешь.)

4. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело.)

5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь.)

6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)

Ведущий. Следующее задание- подобрать окончания к поговоркам.

1. Сам пропадай- … (а товарища выручай).

2. По одёжке встречают - … (по уму провожают).

3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).

4. Глаза страшатся - … (а руки делают).

5. С кем поведёшься-… (от того и наберёшься).

6. Старый друг-… (лучше новых двух).

7. Не место красит человека-… (а человек место).

8. Не говори «гоп»-… (пока не перепрыгнешь).

А теперь перейдём к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. Попробуйте объяснить некоторые фразеологизмы:

Что означает …

    Кожа да кости (худой)

    Дырявая память (плохая)

    На всех парусах (быстро)

    Перемывать косточки (сплетничать)

    Хоть кровь из носу (обязательно)

    Сбить с толку (запутать)

    Кот наплакал (мало)

    Комар носа не подточит (идеально)

    Клевать носом (дремать)

    Пускать пыль в глаза (обманывать)

    Как снег на голову (неожиданно)

    Человек с головой (умный)

    Игра “Кто быстрее?”

    Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

    Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

    Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

    Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

    Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

    Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

Задание для сообразительных.

Задача–шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

Заключительное слово учителя

Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но,возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.

Финальная песня «Говорим на русском языке»

(Подведение итогов игры).

ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ

(Познавательная игра)

Цель : прививать любовь к великому русскому языку, по­вышать общую языковую культуру, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление класса : перед познавательной игрой ка­бинет готовится следующим образом:

    расставляются столы и стулья для двух команд и жюри;

    на доске размещаются заранее приготовленные на ватмане названия игры и команд;

    на доске пишутся слова для конкурса знатоков ударения;

    на столах, за которыми сидят участники игры, ставятся таб­лички с названием команд.

Поговорки написаны на карточках:

Непродуманное слово - что недозрелое яблоко;

Лучше столкнуться ногою, нежели словом;

Слово толковое стоит целкового;

Слово - знак ума.

Форма п р о в е д е н и я: познавательная игра для учащихся

10 кл. по русскому языку.

Подготовка к занятию:

    Написать на листах ватмана название познавательной игры;

    Подготовить таблички с названиями команд;

    Подготовить для последнего (V) конкурса анаграммы - листы с заданием для каждой команды;

    Подготовить подарки для награждения команд;

    Пригласить на занятие в жюри учителей русского языка.

Ход игры

I. Организационная часть.

Сообщение о теме и целях урока.

Выучи русский язык!

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих ленинских книг.

Русское слово - свободы зарница.

Выучи русский язык!

1-й ведущий . С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок

еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины

песенки и прибаутки, бабушкины сказки.

А сказки и прибаутки - это язык.

Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт - целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые

узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим).

Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков.

Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые

будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам.

А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос:

что же такое слово? (Ответы учащихся.) ]

А по определению Владимира Ивановича Даля, удиви­тельного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего замечательного словаря, слово - «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. Для начала разделимся на две команды, дадим нашим командам названия.

2-й ведущий.

А пусть это будут слова, которые прозвучат в одном смешном анекдоте про русский язык.

Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель го­ворит детям (говорит с подражанием грузинскому акценту): «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель» и «нашель» пишутся без мягкого знака на кон­це. А слова «сол» и «фасол» - с мягким знаком. Обязательно за­пишите, дети, потому что запомнить это невозможно». Пусть наши команды будут носить названия «Соль» и «Фа­соль».

1-й ведущий. Согласен. Сегодня участникам встречи пред­стоит пройти через увлекательные веселые задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в со­став которого вошли... (представляет членов жюри).

2-й ведущий. Предлагаю наши соревнования начать с шут­ливой, но хитрой разминки.

II. Конкурсная программа.

Разминка.

      Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

      Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Вчера, сегодня, завтра, по­слезавтра, послепослезавтра.)

      В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

      Что общего у дня и ночи? (Мягкий знак в конце слов.)

      Что находится между горой и оврагом? (Буква «в».)

      Используйте слово язык в разных смысловых значениях. (Длинный язык, корявый язык, иностранный язык г заливной язык, и т. д.)

Ведущий. Итак, поразмялись, начнем конкурсную про­грамму.

Конкурс знаков ударения.

К доске, на которой заранее записаны слова в два столбика, приглашаются участники, которым нужно правильно расставить в словах ударения.

Алфавит; Квартал;

портфель; документ;

магазин; эксперт;

каталог; каламбур;

бармен; свекла;

арахис; феномен;

баржа. творог.

2-й ведущий. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться послови­цами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять по­словицы и поговорки в своей речи.

Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

        В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)

        Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

        Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, кото­рое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде ви­лами писано.)

        Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

        Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец - пригодится напиться.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано вста­ет, тому Бог подает.)

К предложенным пословицам разных народов будем под­бирать соответствующую по смыслу русские пословицы.

          Дагестанская: Торопливым людям не хватит мудрости. {Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

          Киргизская: Потихоньку далеко пойдешь, а пляской-уста- нешь. (Тише едешь - дальше будешь.)

          Таджикская: Еще не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

          Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

          Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи - век учись.)

          Малайская: Кончил шить - оборвал нить. (Кончил дело - гуляй смело.)

          Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Каков человек, таковы и его дела.)

          Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

1-й ведущий. Попрошу наше уважаемое жюри объявить результаты команд за два конкурса (жюри называет результаты).

Конкурс «В погоне за существительным».

1-й ведущий. Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обо­значающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два стол­бика: качества положительные и отрицательные.

Например: положительное - храбрость , отрицательное - трусость.

Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. (По исте­чении одной минуты идет подсчет ответов.)

2-й ведущий. Среди слов, как и среди людей много одно­фамильцев. И называются они омонимы. Слова звучат одина­ково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок-шуток.

Конкурс загадок-шуток.

            В какую бочку не нальешь воды? (В бочку - фигуру пило­тажа.)

            В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке.)

            Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана.)

            Какой вид литературного произведения обозначается муж­ским именем? (Роман.)

            Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном для лам­почки.)

            В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах.)

            Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим.)

            Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле чело­века.)

Конкурс «Анаграммы».

1-й ведущий. Следующее задание - анаграмма. Вот вам листочки с заданием, а я объясню, что такое анаграмма. Для то­го, чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причем из первого слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Мы даем по одной минутке командам на раздумье и решение анаграмм.

1. С одним порядком букв Его увидеть можно в поле. Большое спелое зерно К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте Летит он хищной птицей, И с ним в проворстве, быстроте Едва ли кто сравнится. (Колос - сокол.)

              2. Со мною каша лучше станет, Оближет пальчики едок. Но буквы поменяй местами. Я превращусь в древесный сок. (Масло ~ смола.)

2-й ведущий:

А сейчас предлагаю решить следующие задачи:

а) Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА (Шишка, сосна.)

б) Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА

(Вода, сахар.)

в) Уберите горячее - останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ

(Кипяток, айсберг.)

г) Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

(Малъвина, Базилио.)

1-й ведущий:

Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправь­те их.

а) Ты мне позвонишь завтра? (Позвон и шь.)

б) Не ложи книгу на стол. (Клад и .)

в) Ихние родственники приедут через месяц. (Их.)

г) Все смотрим на доску. (На д о ску.)

д) Сейчас повторим материал. (Повтор и м.)

е) Откройте форзац учебника.о рз а ц.)

2-й ведущий:

Вопросы-шутки:

а) Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (га­зету) вверх ногами.)

б) В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Ясно, как дважды два четыре.)

в) Что общего между словами: дуга, бараний рог, три поги­бели?

(Они все сочетаются с глаголом согнуть.)

                  Известно, что последние минуты жизни А. С. Пушкина прошли рядом с В. Далем. Какие предметы остались у Даля на память о Пушкине?

(На память о Пушкине достались Далю перстень, кото­рый поэт называл своим талисманом, и простреленный черный сюртук.)

Конкурс «Эрудитов»

    В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (Творог.)

    Какое животное ходит во фраке? (Рак - фрак.)

    Какое средство передвижения можно моментально выре­зать из скатерти? (Катер - скатерть.)

    Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сде­лать стол? (Убрать букву в: ствол - стол.)

    В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция.)

    Какая река течет от буквы А до буквы Я? («От буквы А до буквы Я течет река Аму-Дарья». С. Маршак.)

    Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Средняя часть - линейка.)

    Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблу­ков? (Лук - каблук.)

    Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? (Слева.)

    Какое очень опасное устройство вмонтировано во все ил­люминаторы кораблей и самолетов? (Мина - иллюминатор.)

    Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в со­став железа? (Желе - железо.)

    Кто всегда живет во дворце? (Вор - дворец.)

    Какой президент живет в избушке? (Президент США Буш - избушка.)

    Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (Буквы К и Р: карета -ракета.)

    С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? (С неводом - оленевод.)

    В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит? (В гимназии.)

    Как зовут каждую из трех очень упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая - из квар­тиры, а третья - с веранды? (Ната - комната, Ира - кварти­ра, Вера - веранда.)

    Какая часть тела человека находится в воротнике одеж­ды? (Рот, а не шея - воротник.)

    Какое водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки? (Душ - подушка.)

    Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? (Кит ~ Китай.)

    Какое крупное рогатое животное целиком помещается внутри червяка? (Як - червяк.)

    Из каких цветов пчелы вместо нектара ром попивают? (Из ромашек.)

    В каком южном фрукте помещается человек? (В персике - персик.)

    Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень? (Буквы Б и У-булыжник.)

    Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека? (Вол и осы - вол-осы.)

    Как одной крошкой накормить досыта всю семью? (До­бавить к ней букву «о» и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам.)

    Что занимает ровно половину любого острова? (Ров - остров.)

    Какая буква, попав в икру, делает ее пожароопасной? (Буква с: икра - искра.)

III. Подведение итогов.

2-й ведущий. Наш конкурс подошел к концу. Прошу жю­ри огласить результаты последних трех конкурсов и общий итог встречи. (Жюри подводит итоги и награждает победителей.)

1-й ведущий. Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов.

Но, возможно, эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим вы­сказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена, и была приду­мана людьми. И поэтому, уж если «полез» за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.

Помните:

слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.

повысить общую языковую культуру;

развить интерес к русскому языку.

1. Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, что еще не видели и, возможно, не увидим. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим предкам. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что такое слово? По определению, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря:

«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, общаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь. Сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка.

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «ц»)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

3. В каком слове отрицание не слышится сто раз? (стонет).

4. Что общего у дня и ночи? (ь на конце)

5. Что находится между горой и оврагом? (буква «и»)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях (длинный язык, язык Пушкина, вареный язык)

Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, -омонимы, т. е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам дела никакого нет до того, что когда-то были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и « человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, бедем ли мы правильно поняты окружающими.

Как говорить правильно? (от команды по одному представителю).

Кто последний или крайний? Я извиняюсь или извините, пожалуйста? Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке? Я кладу или я ложу?

(К доске, на которой записаны слова в столбик, подходят участники. В словах нужно расставить ударение и дать объяснение).

Агент мельком

Гусеница мусоропровод

Балуюсь щавель

Комбайнер силос

Тефтели квартал

(можно больше)

Пока они выполняют задание, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

Привести примеры. Кто больше? Кто лучше знает их?

Ведущий. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ.

Конкурс знатоков поговорок.

1. В какой пословице утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха).

2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).

3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).

4. Плевать вообще не красиво, но когда-то из-за плевка можно умереть от жажды).

5. Какая поговорка говорит нам о каком - либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать:»Рано вставший успевает больше сделать за день. (Кто рано встает, тому бог подает).

Конкурс знатоков пословиц.

К пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

«Кто в лес, кто по дрова».

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».

«Рыльце в пушку».

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

«Медвежья услуга». «Львиная доля» и многие другие.

Вопрос. Вспомните, из какой басни родилось выражение «львиная доля»? «Лев на ловле».

Что же означает выражение «львиная доля»? Львиная доля означает большую часть чего – либо.

Выражения, которые мы с вами употребляем в разговоре, приходят также из песен, пословиц, поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их и называют народными.

Заключительное слово учителя.

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил:» Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман, делай это с умом. Помни, что слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, мудреные слова.

Урок – зачет по теме «Имя числительное».

Урок в форме дидактической игры.

Цели урока: 1) обобщение сведений об имени числительном;

2) формирование умений:

а) находить числительные;

б) знать разряды числительных;

в) уметь склонять числительные.

3) осуществление контроля знаний.

Оборудование: путевые листы экскурсоводов, карта – схема города, кодоскоп.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами изучили тему»Имя числительное». Сегодня мы проведем урок – зачет по этой теме. Запишите число, а вместо слов «Классная работа» запишите «Путевой лист экскурсовода»… (свою фамилию и имя запишите в родительном падеже).

2. Проверка домашнего задания.

Что такое экскурсия? (читает ученик из толкового словаря.)

Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего – нибудь с образовательной целью.

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Санкт – Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, его прошлом, пройдемся по современным улицам. Экскурсию совершим на воображаемом автобусе.

Коллективное устное описание «Икаруса».

3. Фронтальный опрос.

Запись на доске или использование кодоскопа.

Санкт – Петербург находится в 2 раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это второй по численности населения город России. Город основан в 1703 году. Ему более 300 лет. До 1914 года город назывался Санкт – Петербургом, до 1924 года – Петроградом. Затем –Ленинградом, а потом снова – Санкт – Петербургом.

Вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. И вы лишний раз убедились, что имя числительное – очень важная часть речи , без которой трудно обойтись. Общаясь друг с другом.

Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.

Какие бывают числительные по значению и по составу?

Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Как склоняются порялковые числительные? (Устно просклонять второй город).

Начнем оформление наших путевых листов.

Образец записи на доске. (На доске висит таблица).

Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

4. Сколько островов в дельте Невы?

С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

Сообщение учащегося.

Вначале 20-годов в дельте Невы было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время эта цифра упала до островов имеют названия.

Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ. + числ.» из текта.

Фонетический разбор числительного семьсот у доски.

Читает учитель.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км в час, чтобы успеть все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе «Икарус» идет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.

Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?

(О склонении числительных от 50 до 80).

5. Третья запись в путевом листе.

Склонение числительного пятьдесят.

6. Учитель.

Грандиозные площади, прямые набережные, четкая композиция улиц и проспектов придают ему тот «строгий, стройный вид», о котором восторженно писал.

7. Просклонять пятьсот улиц (у доски), полторы тысячи – в тетради.

8. Выписать из текста целые и дробные числительные с существительными (в таблицу).

Как склоняются дробные числительные?

Наша экскурсия продолжается.

(Ученик читает о наводнениях)_.

Объяснить значение слова ординарец.

9. Спишите с доски предложения, числительные запишите словами.1 вариант. За всю историю города вода поднималась выше ординара около 400 раз.

2 вариант. Одно из самых крупных наводнений произошло в сентябре 1777 года.

10. Запишите числительные 200, 300, 400 в именительном падеже .

11. –Назовите числительное, о котором мы сегодня еще не говорили. (Собирательное).

С чем сочетается собирательное числительное?

Что вы можете сказать о собирательных числительных оба, обе?

12. –А заканчивается наше путешествие в современном городе. (Читается текст).

Последняя запись в листе - словарный диктант.

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард.

Путевые листы сдаются на проверку.

13. Подведение итогов урока.

14. Домашнее задание. Повторить еще раз все правила об имени числительном. Подготовиться к написанию диктанта.

Болдырева Ольга Васильевна

Цель занятия : помочь детям в игровой форме освоить программный материал , сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи :

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, составлении предложений по схеме, нахождении места звука в слове. Способствовать накоплению у детей представлений о дифференциации изученных звуков; умению делать звуковой анализ слова; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей.

Развивать умение планировать свою деятельность, делать свои выводы. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, (отгадывание загадок, работа со схемами, разгадывание ребусов, физкультминутка, решение проблемной ситуации, ситуативный разговор.

Формы организации : групповая , подгрупповая , индивидуальная.

Оборудование :

Демонстрационный материал :

карточка с разными буквами, «Какая буква лишняя?» ;

символы звуков (кружки красного, синего и зеленого цвета) ;

карточка с «зашифрованными буквами» ;

Раздаточный материал :

схема для определения места положения гласного звука в слове;

карточки с недописанными буквами; схемы предложений;

пеналы с фишками; карточки с игрой «Расшифруй слово» ;

карточки с игрой «Раздели слова на слоги.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент :

Воспитатель выходит в центр группы и , протягивая по направлению к детям руки ладонями вверх, говорит : «Я рада вас видеть. Меня зовут Болдырева Ольга Васильевна» .

Дети подходят, называют свои имена, кладут поочередно ладошки на руку ведущего (это должны сделать все участники занятия) и вместе с воспитателем громко произнести : «Здравствуйте!» .

Эмоциональная настройка.

Воспитатель : Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой детский сад вы ходите, как он называется(«Дружба» , а в какую вы ходите группу ? (Подготовительную группу ) . Значит, скоро вы станете школьниками. Сегодня к нам в гости пришли учителя , которые в этом году будут набирать первые классы. Они пришли, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе, чему уже научились. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

Сегодня мы с вами будем играть в специальные игры с заданиями, которые продемонстрируют нашим гостям, как мы готовимся к обучению грамоте . Задания я обозначила цифрами и разместила по всей группе , а выполнять мы их будем в порядке возрастания.

1 задание : Игра «Эрудит» (Надо быстро отвечать на вопросы) .

1. Мы видим буквы или звуки? /буквы/

2. Назовите слово «парк» без звука [к] /пар/

3. Какой согласный звук 2 раза встречается в слове сосулька? /[с]/

4. Назовите 1 словом сильный дождь. /ливень/

5. Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

6. Назовите символы нашей страны? (флаг, герб, гимн)

7. Что обозначают три цвета на нашем флаге (мир, вера, сила и кровь) .

8. Что изображено на гербе? (ответы детей)

9. Кто управляет нашей страной? (президент - В. В. Путин) .

10. Кто первым полетел в космос? (Ю. Гагарин) .

11. В какой области мы живем? (Саратовской) .

12. Как называется город, в котором мы живем (Новоузенск) .

13. Сколько дней в неделе? (семь) .

14. Сколько времен года (четыре) .

15. Какое время года сейчас (зима) .

16. Кто «папа» ягненка? /баран/.

17. Назовите 4-е слово : птица- гнездо, человек -… /дом/

18. Как называется время суток между утром и вечером? /день/

19. Сколько месяцев в году(12)

20. Какой месяц между декабрем и февралем? /январь/

Воспитатель :

– Пройдите, пожалуйста, за столы. Давайте вспомним, что такое «речь» ? Из чего она состоит? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв и звуков. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. Буквы -это графические значки, обозначение звуков на письме).

2 задание : Игра «Расшифруй слово»

Задание выполняется у доски. (Слова : нога, душ, мост, ключ, перо- по 1-ым звукам;

Слова : (рот, сыр, кино – по последним звукам) .

Воспитатель : А теперь самостоятельно. У вас на столах карточки с аналогичными заданиями. Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадрат (с какой буквы начинается слово каждого рисунка, ту и надо вписывать в квадрат). Слова : дом, сок, щенок, дуб.

Воспитатель :

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этой игрой. Давайте посмотрим, что же нас ожидает в следующем задании?

3 задание : Игра «Определи звук в слове»

Воспитатель : Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -М - и мягкий звук -М’-(Ответы детей) .

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные- ударные и безударные. Гласные первого ряда образуют твердые согласные, а гласные второго ряда образуют мягкие согласные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.

И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Какой звук в этом слове ударный? Звук -И -, рядом ставим черную фишку.

Если мы заменим гласный звук И на гласный Ы, что получится ? (мышка) .

Для закрепления твердого и мягкого звуков сделать схемы слов : кит-кот, бинт-бант.

Игра «Дразнилка»

Воспитатель :

Повторяйте за мной слоги, называя только мягкий вариант :

А сейчас ответьте на вопросы так, чтобы слова начинались на звук М.

Какая ягода растет в саду? Любимое лакомство в жаркий день? Кого можно увидеть в зоопарке? Что любит медведь? Какой овощ растет в земле? Без какого фрукта не обходится ни один «Новый год?»

Физкультминутка


Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

4 задание : Игра «Лишнее слово»

КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС.

КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.

КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.

КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ.

КОТ, ГОД, КОТ, КОТ.

ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА.

ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ЦАПЛЯ.

ДОМ, ДОМ, ДОМ, ТОМ.

ДОЧКА, ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.

МЁД, МЁД, МЁД, ЛЁД.

5 задание : Игра «Какая буква «заблудилась» (Исправить ошибку) .

Продолжить это задание в рабочих тетрадях по грамоте (стр. 13 зад. №2) .

6 задание : Игра «Найди, что спряталось в слове?»

Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей. (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

(Картинки показывать после того, как дети ответят на вопрос) .

7 задание : Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель : Нужно закрасить столько «кирпичиков» , сколько слогов в этом слове. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным) .

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет! Имитирующие движения руками.

Притопывание ногами.

Хлопки руками.

Наклоны вправо и влево.

8 задание : Игра «Составь предложение»

Воспитатель : Но прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, что мы знаем о предложении? (Ответы детей : В предложении слова связаны между собой по смыслу.)

Послушайте и исправьте ошибки, если я буду неправильно строить предложения.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселиться в скворечнике.

3. Тетерев жить в лесу.

4. В лесу растут сосна.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения и связывать между собой слова по смыслу).


Из каких слов состоит предложение? (Из больших и маленьких) . Как называются маленькие слова? (предлоги) .

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы) . Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) . Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!). Давайте прочитаем предложения с помощью схем и прочитаем их разной интонацией.

9 задание : Игра «Расставь цифры в порядке возрастания и узнай слово» .

Переставьте буквы в соответствии с цифрами в порядке возрастания и назовите получившиеся слова :

О К Н Е Ф А Т (КОНФЕТА)

Е Т А Г И М О Р (ГРАМОТЕИ )

10 задание : Игра «Расколдуй слово»

Воспитатель : И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.


Воспитатель : Молодцы!

А теперь давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Как вы оцениваете себя сегодня? Кто себя оценил на отлично, покажите вот-так! Кто считает, что не отлично, а хорошо сегодня занимался, поднимите, пожалуйста руку.

Ребята, вы все сегодня меня очень порадовали. Я желаю вам всем, когда вы пойдете в школу, учиться только на «5» и «4» ! Запомните, ребята : «Грамоте учиться - всегда пригодится !"


Дети получают угощения.