Болезни Военный билет Призыв

Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Роль государства в процессах социализации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

    Сущность и происхождение социальной роли личности. Процесс усвоения индивидом социальных ролей, влияние норм и статусной позиции. Понятие и виды ценностей. Возникновение, осуществление и ориентация на ценности ролевых взаимозависимостей индивидов.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Изучение сущности личности с точки зрения социологии. Личность, как объект социологического анализа. Обзор теорий социализации: теории Ч. Кули, Д. Мида, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона. Статусно-ролевая концепция личности. Процесс социализации личности.

    реферат , добавлен 13.08.2010

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Понимание личности как социального явления. Философия личности с точки зрения социологии и ее социальные роли. Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре. Сущность процесса социализации личности.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

Государство - звено политической системы общества, которое обладает властными функциями и представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, функционируя в этих условиях, усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и реализуемые в социальной практике. Как известно, они полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды истории государства могут быть противоположными. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.

Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Для этого оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые и достаточно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания - совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства. Государственная система воспитания включает в себя несколько элементов:

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входящих в нее организаций и порядок ее функционирования.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. п.), финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции), личностные ресурсы его субъектов.

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания; воспитатели-профессионалы различной специализации; воспитатели-волонтеры; воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.

Нюансы образования:

Уровни развития познавательного интереса
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит...

Непростые простые задачи. Логическое и психологическое понятие задачи
Традиция рассмотрения вначале простых, а затем составных задач настолько прочно вошла в практику нашей школы, что, насколько нам известно, никто из специалистов в области методики обучения математике...

Государство осуществляет более или менее эффективную относительно социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации,имеющие своими функциями воспитаниеопределенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

Наиболее последовательно государство влияет на социализа­цию подрастающих поколений через создание специальной сис­темы воспитательных организаций. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало че­ловека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем, государство его совер­шенствует. Это осуществляется с помощью формулирования его задач и определения содержания, развития его материальной базы, поиска оптимальных форм управления и координации деятельно­сти различных воспитательных организаций, подготовки и пере­подготовки педагогических кадров и т.д.

К середине XX в. в наиболее развитых странах государство ста­ло уделять все большее внимание относительно социально конт­ролируемой социализации не только подрастающих поколений, но и молодежи, взрослых и стариков. Основными направлениями усилий государственных организаций стали профессиональная подготовка и переподготовка молодежи и взрослого населения; культурная и социальная адаптация иммигрантов; социальная помощь малоимущим, престарелым, представителям групп рис­ка, дезадаптированным и дезорганизованным семьям и группам населения; создание условий для продуктивного рекреативного поведения населения; а также условий для повышения культур­ного уровня всех слоев населения и т.д.

Для эффективной реализации относительно социально конт­ролируемой социализации своих граждан государство вырабаты­вает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода­тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини­циатив, что в совокупности должно создать необходимые и доста­точные благоприятные условия для развития и духовно-ценност­ной ориентации граждан в соответствии с позитивными интере­сами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания - совокупность органи­заций, деятельность которых направлена на реализацию воспита­тельных задач, поставленных государством. Она включает в себя три уровня - федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный.



Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

Учебно-воспитательные учреждения различного типа (детса­ды, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимна­зии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т.д.);

Учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности;

Организации, занимающиеся социально-культурными и дру­гими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и груп­повой опекой детей, подростков, юношества, взрослых;

Учреждения для детей, подростков, юношей и девушек с су­щественно ослабленным здоровьем;

Учреждения для детей, подростков, юношей и девушек, взрос­лых с психосоматическими и/или социальными отклонениями и/или дефектами;

Организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилита­цией.

Стечением времени увеличивается многообразие воспитатель­ных организаций в связи с усложнением и социально-экономи­ческих, и культурных потребностей общества, меняются их роли и значение в системе воспитания.

Меняется и государственная политика в сфере воспитания, ибо меняются страна, этнос, общество, государство. На это еще в XVIII столетии обратил внимание французский просветитель Клод-Адриан Гельвеций: «В каждой стране искусство формиро­вать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие предположения о влиянии Космоса па человеческое сообще­ство высказывали отечественные ученые?



2. В чем проявляется глобализация условий социализации?

3. В чем проявляется глобальная дифференциация условий социализа­ции?

4. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

5. Назовите основные аспекты влияния на социализацию менталитета этноса.

6. Что такое имплицитные теории личности и воспитания?

7. Какие особенности свойственны тендерной, возрастной и социаль­ной структурам современного российского общества?

8. Как влияет государство на относительно направляемую социализа­цию человека?

9. Что представляют собой государственная политика в сфере воспи­тания и государственная система воспитания?

Вопросы и задания для обсуждения

1. Космос как мсгафактор социализации - это утопия или непознан­ная реальность?

2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализа­ции человека?

3. Как понимать определение «страна - рамка социализации»?

4. На конкретных примерах покажите глубинный характер влияния менталитета этноса на социализацию человека в различные возрастные периоды.

5. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влия­ние на социализацию человека.

6. На примере бытового межэтнического конфликта покажите роль этноса в социализации человека.

7. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном россий­ском обществе в связи с его изменением (на примере своего города).

8. Как отражаются современные реалии российского общества на меж­поколенных отношениях в регионе проживания студентов?

9. Как влияет идеологический плюрализм на социализацию конкрет­ных номинальных групп в регионе проживания студентов?

10. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций лич­ности и воспитания в регионе проживания студентов.

11. Проанализируйте проблемы системы воспитания, возникшие в связи с изменениями в обществе и в государственной политике.


Государство
Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.
Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.
Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.

  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями.


  • Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.
    Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны , этнос, общество, государство .


  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство


  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, кот... подробнее ».


  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое.
    Регион – часть государства , являющаяся целостной социально -экономической системой, имеющей общность.


  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, кот. Типы и функции воспитания.


  • ...страны они влияют на социализацию человека, их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общественность и государство .
    Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой...


  • Факторами виктимизации человека могут стать общество и государство , в которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации , их многообразие, количественные, половозрастные, социально -культурные характеристики каждого типа зависят...


  • К факторам виктимизации человека можно отнести все факторы социализации : микрофакторы – семья, группы сверстников и субкультура
    средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир, страна , общество, государство (классификация А. В. Мудрика).


  • Государство как экономический институт. В ряду субъектов экономики, деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов , наряду с индивидом, организациями, социальными группами особое место занимает государство .

Найдено похожих страниц:10


Онтологические трансформации всех аспектов социальной жизни российского общества, с которыми столкнулось государство в конце прошлого – начале настоящего столетия, привели к существенному снижению роли государства в качестве регулятора процессов социализации личности. Длительное время социализация граждан РФ находилась под доминирующим влиянием стихийных факторов (глобальная сеть, неформальные группы и пр.), в результате чего в общественном сознании реанимировались процессы, характерные для традиционного общества, что существенно затрудняет переход России к социальному государству.

Замечание 1

В последние десятилетия в российском обществе произошли сложные процессы, которые существенно трансформировали базовые социальные институты, привели к переоценке ценностей предыдущих поколений, нарушили преемственность в процессах передачи социального опыта, что приводит к актуализации повышения роли государства в процессах социализации.

Роль государства в процессах социализации

Государство выступает агентом социализации, обладающим большими ресурсными возможностями оказания влияния на процессы приобщения личности к требованиям общества. Кроме того, государство обладает огромным инструментарием, обеспечивающим возможности регуляции процессов социализации. В качестве основных государственных механизмов регулирования социализации можно назвать следующие:

  • идеологические;
  • институциональные.

Роль идеологических государственных механизмов в процессах социализации

Главным компонентом идеологического государственного механизма управления процессами социализации выступает идеология, в рамках которой:

  • осуществляется переосмысление исторической судьбы нации, ее места в современном мире, проблем и возможных перспектив развития;
  • формируются ценности, ориентированные на консолидацию нации, социально одобряемые на определенном этапе исторического развития.

Причем, сформированная система ценностей является обязательной для всех членов социума, что ориентирует деятельность базовых социальных институтов (семьи, образования, религии, СМИ и пр.) таким образом, чтобы обеспечить приобщение личности к данным ценностям, принятие их как своих.

Используя идеологические механизмы, государство устанавливает взаимосвязи между базовыми социальными институтами, социальными практиками, между государством и личностью, создает образцы одобряемого социального поведения, предписывая своим гражданам минимум поведенческих норм.

Роль институциональных государственных механизмов в процессах социализации

На институциональном уровне государство регулирует деятельность базовых социальных институтов:

  • системы образования,
  • общественных организаций,
  • политических партий, СМИ и пр.

Особую роль государственное регулирование функционирования базовых социальных институтов приобретает при переходе от традиционного общества к современному, при формировании социального государства. Усиление интенсивности протекания социальных процессов делает недостаточным для успешной адаптации простое усвоение личностью опыта предыдущих поколений, социальные институты традиционного общества (церковь, семейно-классовая, родоплеменная организация и пр.) оказываются неспособными справиться с процессами социализации, что приводит к необходимости модернизации старых и формированию новых социальных институтов.