Болезни Военный билет Призыв

Гордыня определение. Гордость, тщеславие и самолюбие. Избавиться от гордости очень трудно

Как бы начать?

Есть понятия, которые мы привыкли принимать как данность, мы уверены, что по-другому просто не может быть.

И касаться может чего угодно, хоть простейших вещей, хоть тех, в которых мы и сами путаемся.

Ну, например, уже тысячу раз обсуждаемый вопрос о разнице между гордостью или гордыней.

Если в двух словах, то уверен, что все согласятся, что «гордость – хорошо, а гордыня – плохо» и вообще это вещи совершенно разные.Так? Ну вот пусть каждый сам себе скажет, есть ли у него гордость? Ну хоть сколько-то, но есть, это точно? А гордыня? Если и признаться себе, то совсем-совсем капельку и очень уж редко проявляется. А, скорее всего, никто её у себя и не обнаружит. А, между прочим, восточное понимание отождествляет и не разделяет эти понятия. Для запада же гордость отделяют от гордыни и наделяют или нейтральным, или положительным качеством.

Тут можно сколько угодно рассуждать, в чём отличия.

Гордыня - смертный грех, даже больше - производная всех грехов.Гордость - одно из достоинств человека, личности.

Гордость - я могу быть лучше тебя (по крайней мере, в какой-то области), но я уважаю тебя.
Гордыня - не важно, в чем я лучше тебя, а в чем - ты меня, потому что я в любом случае - выше.

Гордость приносит человеку удовлетворение, в то время как гордыня чаще жить мешает – приносит раздражение как человеку, так и окружающим.ИИ

Для меня… для меня, пожалуй, это не очень-то и разные вещи. Одно как продолжение другого. Человек совершенно без понятия гордости в себе для меня не человек, а тряпка. Большая степень гордости, гордость болезненная, это уже что-то вроде болезни роста. А вот гордыня – злокачественная форма этой болезни.

Если человек начинает кичиться своей гордостью, это для меня уже гордыня. Если кичится каким-то другим своим качеством (чаще всего придуманным) – гордыня. Особенно если он понимает, что это качество мешает ему общаться с людьми.

В принципе, можно всё это упростить, свести к уровню прагматизма. Гордость - обращённость к себе самому, оценка себя лично, вне отношений с другими людьми.
Гордыня – всегда оценка других, даже когда оцениваешь вроде бы себя самого, сравнение себя с ними и сравнение ВСЕГДА только в высшей степени.
Гордость – полезна и может в жизни только помочь.
Гордыня – вредна и жить мешает.
Гордость – природная данность, обязательно присущая человеку.
Гордыня - надуманное мнение о себе, которое, как и всё надуманное, качество жизни может только испортить.

А, в общем, повторюсь, для меня это понятия одного и того же порядка, описание одного и того же чувства. Гордыня – та же самая гордость, только гордость, болезненно раздувшаяся.

P.S. искал канртинку для поста и натолкнулся на демотиватор: гордость часто делает людей одинокими. Фигня абсолютная - это делает гордыня, которую человек путает с гордостью.

Гордыня и гордость — понятия сходно звучащие, но разные по значению. Давайте разберемся по очереди, что такое гордыня и гордость. Давно я уже хотела написать о гордыне и поместить ее в раздел врагов счастья. На днях прочитала книжку Валерия Синельникова «Избавление от гордыни» и поняла – момент истины настал. Гордыня – действительно враг счастья, да еще какой! Коварный, опасный, хитрый! Он зачастую становится причиной всех остальных врагов счастья – критики, жалоб, недовольства. Против него нужно по-хорошему вооружиться и идти в бой! Как вооружаться? Как и на любой войне – противника нужно знать в лицо, изучить его повадки и привычки, слабости, а затем уже атаковать.

Что такое гордыня?

Гордыня – это чувство собственной важности, эгоизм. Многие религии относят гордыню к смертному греху или называют ее чувством, порождающим разрушительные эмоции. Гордыня проявляется не только в ощущении внутреннего превосходства над другими, она может проявляться в принижении себя. И то, и другое – результат непонимания своего истинного предназначения и смысла жизни. Человек направляет всю энергию на доказательство своей правоты и на борьбу за место под солнцем.

В.Синельников сравнивает гордыню (эгоизм) с раковой клеткой. Весь организм работает слаженно, у каждого органа, каждой клетки своя функция. Каждая из них работает на общее благо, обеспечивая жизнедеятельность организма. «Философия нормальной и здоровой клетки – служение единому целому организму». Вдруг появляется какая-то клетка, которая думает только о себе. Она думает только о своих интересах – есть, размножаться и расти, не обращая внимания ни на кого. Именно так развиваются раковые клетки. «Философия раковой клетки – жизнь ради своего удовольствия». В итоге раковые клетки убивают организм и умирают вместе с ним. Точно также и гордыня. Если человек начинает заботиться только о себе, думать, что окружающий мир создан только для удовлетворения его потребностей, то он становится «раковой клеткой».

Гордость и гордыня

Гордыню нужно отличать от гордости. Википедия определяет гордость как положительно окрашенную эмоцию, отражающую положительную самооценку - наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. Русские писатели (Толстой, например) не делали разницы между гордостью и гордыней. Оба эти качества были однозначно негативными. И все же я думаю, что гордость – это не так плохо, как гордыня. Гордыня – это чрезмерная гордость, заносчивость, крайний эгоизм. В точки зрения веры, гордыня – это когда человек возвышает себя над Богом и считает, что он все может сделать сам, без его помощи. В слово гордость такого понятия не вкладывается.

Признаки гордыни

(по В. Синельникову)

  1. Гордыня проявляется чувством собственной правоты и непогрешимости и неправоты окружающих. Гордые люди ощущают, что они всегда правы. А если не правы, то другой – еще хуже. А раз он хуже, значит, я – лучше. С этой позиции очень удобно критиковать и обвинять окружающих, что гордые люди делают с большим удовольствием. В себе недостатков эти люди не видят и отказываются меняться под любыми предлогами.
  2. Другое проявление гордыни – это жалость к себе, самобичевание. Гордый человек, не зная своего места в этом мире, вынужден создавать свой мир и защищать его всеми силами. На это уходит много энергии, и такой человек все равно не ощущает равновесия, счастья. Поэтому он жалеет себя, бичует.
  3. Снисходительность. Гордый человек создает иерархические лестницы и расставляет людей на ней по определенным критериям. Большинство стоят, конечно, ниже его. Из этого признака следует и признак «унижения себя и других »
  4. Выборочное покровительственное отношение . Гордый человек может выбрать одного человека, помогать ему и говорить всем при этом: «Я помогаю людям. Они должны быть мне благодарны». Такая помощь неискренняя. Ею руководит гордыня.
  5. «Мир не будет без меня существовать» , очень серьезное к себе отношение, сосредоточение на том, что другие думают и говорят о нем, хвастовство – все это признаки гордыни. Ч еловек думает только о себе и своей важности. Он много говорит о своих проблемах, не слышит других. Он делает все, чтобы привлечь к себе внимание: дорогие вещи, крайний лоск или, наоборот, неряшливость.
  6. Отказ от помощи. Гордый человек не позволяет другим помогать себе. Он хочет сам пожинать все лавры. Он думает, что если помогли ему, то с него затребуют обратную помощь и поэтому делает все сам.
  7. Валерий Синельников выделяет еще с десяток признаков гордыни. Я бы хотела выделить один из них — желание спорить и доказывать свою правоту. Человек гордый не хочет принимать другой точки зрения. Он с хрипом в горле доказывает свою правоту, в злобе и раздражении повышает голос. Гордый человек всегда хочет оставить последнее слово за собой, хотя каждому из нас понятно, что в споре истина не рождается. Истина есть, о ней не нужно спорить, ее можно лишь познать. В споре люди лишь пытаются доказать свою правоту, а не добраться до истины.

Если вы не находите у себя признаков гордыни

Валерий Синельников обращает особое внимание тех, кто из приведенных им признаков не находит ни одного у себя. У вас дела совсем плохи . Это значит, что у вас непомерно развито чувство собственной важности. Так что лучше просто признать, что и выделиться любим и похвастаться, ну и поспорить! А если вы возразите, то я у меня будет что ответить… Ой, это, наверное, гордыня?:()

Избавление от гордыни

В.Синельников описывает два пути избавления от гордыни. Первый – уничтожить ее одним ударом. Это путь отшельников, святых посредством лишений и жестких аскез.

Второй путь более щадящий и подходит обычным людям. Какие шаги он включает?

  1. Осознать свою истинную природу и природу окружающего мира и жить согласно ей. Высшее предназначение каждого человека – это нести радость и свет этому миру. Отдавать – естественная потребность человеческой души. Если человек не делает этого, душа начинает страдать.
  2. Человеческая форма жизни предназначена для самопознания и самосовершенствования. Если человек всю свою жизненную энергию расходует на удовлетворение потребностей своего тела, то Разум его деградирует. Помимо высшего предназначения (нести радость и свет), у каждого человек есть земное предназначение. Оно выражается в его повседневной деятельности. Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, В.Синельников предлагает задать себе вопрос: «Через какую деятельность я буду нести Свет и Радость этому миру, и буду делать это лучше всего?» Деятельность человека должна способствовать его развитию и совершенствованию и должна нести максимальное благо миру.
  3. Чтобы победить гордыню, нужно развивать в себе определенные качества: смирение, ответственность, трудолюбие, благотворительность, веру и . Я писала о некоторых из перечисленных качествах. Вы можете перейти на соответствующие посты по ссылкам. Описание других качеств и как их развиваться, вы найдете в книге Валерия Синельникова «Избавление от гордыни». Скачать бесплатно вы ее можете .

Постовой: Если ваше зрение нуждается в коррекции, контактные линзы купить можно, следуя по этой ссылке. Конечно, они не дадут вам возможности лучше видеть качества своего характера, но зато видеть других вы будете намного лучше!

P.S.: Гордыня и гордость — теперь вы значете, чем они отличаются друг от друга. Удачи и терпения вам в борьбе со своей гордыней и гордостью, если вы посчитаете это нужным!

Введение

Сегодня принято считать, что слова гордость и гордыня не являются синонимами, первое означает чувство собственного достоинства, самоуважение, и обычно используется в хорошем смысле, а второе почти всегда выражает негативное отношение, означая высокомерие и спесивость, непомерную гордость, чаще всего необоснованную.

Как положительное слово "любовь" приобрело много отрицательных значений. Так и слово "гордость" изначально отрицательное, в разговорном языке означает совсем не то, что гордость в святоотеческих писаниях, а что-то положительное.

Однако есть ли в самом деле разница между этими столь близкими понятиями?

Слово «гордость» имеет происхождение от старославянского «гръдъ», которое, возможно, имеет греческие корни. В латыни есть схожее по звучанию слово «gurdus» - «глупый». Объяснение у понятия следующее: гордость - это эмоция, возникающая не только как следствие своих успехов, но и успехов чужих. Второй вариант толкования этого слова - самоуважение, чувство собственного достоинства. Гордыня имеет то же происхождение, что и гордость. Но вот значение у него несколько иное: высокомерие, непомерная гордость, исходящее из эгоизма.

Вот что говорят словари:

  • 1. Эл. словарь Википедия: Гордость, гордыня (лат. superbia), или Высокомерие -- один из семи смертных грехов, самый тяжкий из них. Гордыня отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордится своими качествами перед Самим Богом, забывая, что получил их от Него.
  • 2. Филосовский словарь: ГОРДОСТЬ (ГОРДЫНЯ) (греч. hybris) - 1) в античной мысли: дерзостный выход за пределы, определяемые *судьбой; 2) в библейской традиции: безумное притязание на равенство Богу, источник всякого зла. 3) В православной аскетике: противопоставление себя Богу и миру. 4) Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню.3.Толковый словарь Даля: Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других.

А вот словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова разделяют эти два понятия.

Толковый словарь русского языка.

ГОмРДОСТЬ, -и, ж.

  • 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.
  • 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой.
  • 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.
  • 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

ГОРДЫмНЯ, гордыни, мн. нет, *жен. (*книж. *устар.). Непомерная гордость (см. гордый во 2 *знач.), высокомерие.

В разных культурах, в разные эпохи представления о том, что может и что не может быть предметом гордости, значительно расходятся.

Греческий писатель Теофраст написал ряд известных зарисовок характеров, в которых он определил гордыню как "определенное презрение ко всем, кроме себя".

Гибельна гордость для малых людей. Да и тем, кто повыше,

С нею прожить нелегко; тяжело она ляжет на плечи,

Только лишь горе случится. Другая дорога надежней:

Праведен будь! Под конец посрамит гордеца непременно

Праведный. Поздно, уже пострадав, узнает это глупый.

Понятие «национальная гордость» часто понималось как чувство причастности человека к мощи своего государства, способного противостоять другим странам с позиции силы. Этот вид национальной гордости был особенно свойственен империям. Примером может служить Британская империя XIX века (киплинская концепция «бремени белого человека»), Японская империя и нацистская Германия 30-х - 40-х годов XX века (превосходство «высшей нации»), Советский Союз (гордость от принадлежности к стране с коммунистической идеологией). Последствия такой гордости однако весьма неоднозначны, ибо единство и мощь народа окупались жестокими жертвами и притеснением других.

Не менее противоречива история гордости как понятия, связанного с полом - «мужская и женская гордость». В устоявшейся традиции за мужчиной и женщиной закрепился различный набор качеств, которые могут служить предметом гордости: для мужчины эти качества -- прежде всего, сила, социальная успешность, способность обеспечить финансовое благополучие семьи, для женщины -- скромность, ласковость, домовитость и верность. По мере эволюции общественных нравов эти взгляды менялись и сейчас для многих представительниц слабого пола критериями женской гордости является их экономическая и психологическая независимость от мужчины. Что, на мой взгляд, опять же несет в себе больше негативный смысл, нежели позитивный. Смена ролей между мужчиной и женщиной явление противоестественное явление, нарушающее природный баланс.

С точки зрения философии, гордость помогает людям совершенствоваться, ставить новые цели. А гордыня нередко мешает адекватно воспринимать себя и свои проблемы. Гордыня возвышает над другими людьми, но это возвышение не имеет под собой подоплёки. Поэтому ведёт к деградации.

Иными словами гордость воспринимается, как некий защитный механизм против сложившихся устоев, стереотипов и т.д., которые человек отказывается признавать, отстаивая свою позицию. Так, если рассматривать именно гордость, можно обнаружить в ней стимулирующий компонент. Желая обладать лучшим, нежели остальные, человек начинает действовать, активизируя свои ресурсы, будь то сила, авторитет и т.д. Гордость в некотором роде является катализатором человеческого потенциала, она помогает человеку скрыть от глаз окружающих свои слабые места, заставляя двигаться вперед и не склониться ни пред какими трудностями.

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: её нужно лишь направлять на достойные цели. Клод Адриан Гельвеций

Цезарю подобает умереть стоя. (Caesarem decet stantem mori.) Светоний (Гай Светоний Транквилл)

Хотя далеко не все философы придерживались такой позиции

Пожалуй, самое знаменитое это высказывание Вольтера «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»

Так же и многие другие философы критиковали подобное качество

Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение. - Франклин

Кто самолюбием чрез меру поражен,

Тот мил себе и в том, чем он другим смешон;

И часто тем ему случается хвалиться,

Чего бы должен он стыдиться. Иван Андреевич Крылов

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. Лев Николаевич Толстой

Частенько бывает и такое, когда гордость переносится на других людей. Как говорил Эпиктет, если бы тебя усыновил царь, ты бы этим непременно гордился, так почему ты не горд за то, что создан Богом? Когда мы создаем себе каких-то кумиров, идолов (недаром одна из десяти заповедей - не сотвори себе кумира). Ведь кумир - всего лишь наша гордость, перенесенная на кумира, и гордимся не кумиром, а собой в образе кумира.

Однако если философия еще допускает положительную оценку гордости, различные религии придерживаются единой точки зрения.

Все... происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий (преп. Макарий).

Иоанн Лествичник гордость очень красиво аллегорически описывает как всадника, едущего на коне тщеславия. Гордость и тщеславие порождают весь прочий многочисленный сонм человеческих грехов и страстей: жадность и зависть, страх и грех, обиды и презрение.

В Библии говорится. Книга Притч: "Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными - мудрость" - (глава 11, стих 2). "Погибели предшествует гордость, а падению- надменность" (16:18).

В Библии существует еще одно интересное пояснение про то кто мы. Бог есть Горшечник. а мы творенье Горшечника, так может ли горшок гордится тем для чего его создал Горшечник?! Одного Он создал для одних нужд другого для других, но тот и тот необходим на своем месте. а гордость нас перемещает на другое место и тогда получается бардак.

В Притчах описано отношение Бога к гордости: "Вот..,что ненавидит Господь... глаза гордые, язык лживый, руки проливающие кровь невинную.. . Среди 7 "качеств" первой названа гордость..

"Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать". т.е человек может культивировать в себе гордость или не замечать её, но, тогда он лишится благодати.

Гордыня в Исламе также является большим грехом и причиной других грехов. Из-за гордыни Иблис, который был одним из самым знающих джинов, стал проклятым созданием -- шайтаном тк отказался поклониться Адаму, которого создал Аллах.

«Сатана отказался поклониться, чтобы поприветствовать Адама. Он возгордился и сказал: «я лучше него», и стал он неверным» (Коран).

Гордость в корне портит благие деяния и вероубеждение. Возгордившись, человек не замечает в себе эту болезнь, лишается понимания истины, взамен приобретая слепоту сердца.

«Вот так Всевышний Аллах ставит печать заблуждения на сердце каждого высокомерного тирана» (Коран, 40:35)

Известен и хадис: “Тот в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия не войдет в Рай."

На том свете его ждёт адский огонь и суровое наказание. В священном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Гордость - это Моя верхняя одежда, а величие - Моя нижняя одежда, и того, кто оспаривает это, Я введу в ад», т. е. «Гордость и Величие являются Моими особенными качествами, поэтому не подобает кому-либо другому иметь их».

Таким образом понятно, что отношение к гордости может быть разным и очевидно,что именно с нее будь она оправданной или нет, начинает произрастать страшный порок-гордыня.

Давайте рассмотрим самые характерные признаки гордыни:

  • 1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих
  • 2. Следующее проявление гордыни - это жалость к себе. Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе, человек чувствует себя несчастным, он испытывает боязнь и страх перед всем миром, и для того, чтобы защититься от него, выставляет на показ свою важность, значимость, достаток.
  • 3. Отношение свысока, снисходительность. Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя.
  • 4. Покровительственное отношение к кому-либо. Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно люди, которые помогают кому-то, требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!»
  • 5. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать». Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности.
  • 6. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему - человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование.
  • 7. Хвастовство. Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость.
  • 8. Отказ о помощи. Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться.
  • 9. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься. Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров.
  • 10. Соперничество. Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням.
  • 11. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия. Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека.
  • 12. Нежелание делиться своими знаниями.
  • 13. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость.
  • 14. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки - духовные проблемы и гордость.

Очевидно, что каждый из нас обладает рядом подобных признаков, но оправдывает это "чувством собственного достоинства" . Однако, на мой взгляд есть существенная разница: Гордость - это самоуважение на превосходстве, а достоинство - это самоуважение на равенстве. Признание человеческого равенства обесценивает предметы гордости, а безразличие к высоте своих достоинств в равной мере как и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность, оборачивается в человеке чувством собственного достоинства.

Достоинство освобождает человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяет быть непринужденным, естественным, искренним. Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию. Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.

Гордыня- удел малодушных и закомплексованных, ведь самодостаточный человек не станет озираться на окружающих и сравнивать их уровень благополучия со своим. Да и цели, на которые подталкивает нас гордыня, зачастую призрачны. Недаром Франсуа де Ларошфуко писал, что недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть; признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.

Подводя итог, следует отметить последствия к которым приводит гордыня: дисгармония с самим собой, появление массы негативных эмоций отнимающих много сил, а следовательно вызывающие нервные расстройства в первую очередь, и другие заболевания разного типа, расхождения образа и реальности, а так же разрушение отношений с другими,а следовательно ведет к одиночеству. Тот, кто возвышает свою гордость, обесценивает все то, что любит и чем дорожит в своей жизни.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

1 Коринфянам, гл. 13 НОВЫЙ ЗАВЕТ

Гордость лишает нас возможности любить по-настоящему, а не через призму себя, лишает времени с близкими, мешает говорить самые важные слова,просить прощения и прощать самим, в конечном итоге просто не дает нам быть счастливыми. Разве уязвленное самолюбие стоит так дорого?

Гордыня… Гордость… корень в них единый.

Оттенков в поведении - не счесть…

И, если в Гордости пороки победимы,

Гордыне незнакомо слово «честь».

гордость гордыня тщеславие

Гордыня человеческая - это насколько душа человеческая

от своего божьего замысла отличается.

Алексей Иванов. Золото бунта, или вниз по реке теснин.

Гордыня как качество личности – склонность проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самим собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других.

Приехав в одну из лондонских гостиниц, Марк Твен увидел в книге записей приезжающих отметку: «Лорд Л. с камердинером». Писатель в свою очередь начертал: «Марк Твен с чемоданом».

Много лет назад дьявол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил: - Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. И он с нежностью погладил деревянный клинышек. Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, - продолжал дьявол, - он открывает двери и для всех остальных инструментов.

Гордыня – королева пороков. Любые человеческие пороки произрастают из гордыни. Зависть, гнев, жадность, корысть, эгоизм имеют её своим истоком. Она мать высокомерия, надменности, строптивости, кичливости, тщеславия. Например, человек становится рабом алчности не потому, что он хочет быть богатым, он хочет быть богаче всех. Если у кого-то больше счастья в жизни, вспыхивает зависть. Если кто-то ведет себя не так, как хотелось бы гордыне, возникают обиды, злоба и гнев. Поэтому гордыне принадлежит безоговорочное первое место на пьедестале пороков.

США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я шпион?! Наш успокаивает: — В тебе много гордыни. Шпион это я… А ты просто предатель…

На исповедь приходит женщина и говорит: Ой! Я самая падшая из всех женщин. Самая падшая! И слышит в ответ: Ты не самая падшая. Ты просто падшая!

Гордыня в человеке — это представление, что я совершенен, а мир не совершенен. Человек, зараженный вирусом гордыни, стоит на платформе не Ученика, усваивающего уроки жизни, а Учителя, желающего контролировать поведение окружающих, учить их, навязывать им свои представления и принципы. Позиция гордыни — пусть несовершенная жизнь безоговорочно примет моё совершенное руководство. Поэтому гордец считает, что нужно менять не себя, а мир и других людей. Мигель не Унамуно пишет: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, - это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своем способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность ее духовной жизни».

Фундаментом гордыни является чувство, что в мире отсутствует Высшая Сила, отсутствует энергия любви и процветания, в ней нет высшего начала, абсолюта. Есть только совершенный Я и несовершенная жизнь. Поэтому нужно в ней хорошо работать локтями, идти к цели, не считаясь со средствами, нужно бороться и сражаться за своё место под солнцем. Жизнь воспринимается гордыней, как некое агрессивное пространство и поэтому в ней нужно идти на «таран», нападать, рвать всех, как Тузик тряпку. В основе гордыни — страх перед жизнью.

Никто иная, как гордыня провоцирует человека причинять вред другим живым существам и даже идти на убийство. Гордыня нашептывает уму: «Я выше этих ничтожных людишек, поэтому имею право вершить их судьбы». Носитель гордыни всегда неосознанно, помимо своей воли агрессивен. Он не думает об окружающих, главное, чтобы ему было комфортно. Ослепленный гордыней человек проявляет самомнение, самонадеянность, опрометчивость, считая, что каждая его мысль – абсолютная истина в последней инстанции. Это обусловливает массу ошибок и просчетов. У грузин есть хорошая пословица: «Кто задирает голову, тот спотыкается». Гордец начинает нервничать и гневаться на других, причинять им страдания.

Гордыня – это все пороки в одном, то есть представляет собой собирательное качество личности. Не случайно церковь считает гордыню смертным грехом. Генри Лайон Олди в книге «Дитя Ойкумены» пишет: «Жестокость – изнанка обиды. Ненависть – изнанка слабости. Жалость – изнанка взгляда в зеркало. Агрессия – тыл гордыни. Теперь возьмем всё это – плюс многое другое – разделим на бумажные жребии, бросим в шляпу, встряхнем, хорошенько перемешаем и начнем тянуть билетики в другом порядке. Думаете, что-то изменится? Ничего подобного».

Всякие классификации условны и, всё же, постараемся разбить пороки – производные гордыни, по определенным группам. Так, в первую группу поместим качества личности, проявляющие постоянное стремление возвыситься или чрезмерно унизиться перед людьми. Это высокомерие, надменность, кичливость, чванство, спесивость, строптивость, самолюбование, самомнение, самодовольство, самоуничижение, заносчивость, превосходство. Вторая группа качеств личности связана со стремлением человека иметь больше других. Это алчность, жадность, похотливость, вожделение, сладострастие, зависть, неудовлетворенность жизнью, недовольство. Третья группа качеств личности связана с проявлением склонностей человека идти во внешний мир с растопыренными локтями, на «таран», в лобовую атаку, пытаясь реализовать свои желания в ущерб намерениям остальных. Это эгоизм, корыстолюбие, бесцеремонность, наглость, хамство, грубость, бестактность, невоспитанность, неучтивость, непочтительность, беззастенчивость, бессовестность, развязность, разнузданность, бескультурье. В четвертой группе качеств, связанных с желанием славы, сгрудились в кучу тщеславие, хвастовство, самонадеянность, нездоровая амбициозность, чрезмерное честолюбие, нескромность, звездная болезнь. В пятой группе представлена делегация качеств личности, скрытно проявляющих стремление человека быть выше других. Это лицемерие, ханжество, коварство, вероломство, сплетничество, клеветничество, подхалимство, лесть, лживость, скрытность, доносительство.

Английский философ Фрэнсис Бэкон подметил: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться». Действительно, многие пороки можно скрыть. Сладострастию можно предаваться тайком, ханжество прикрывать показной добродетелью. Из гордыни плохая партизанка. Имея в основе столько пороков, она, даже обладая феноменальной артистичностью, не в силах спрятать свой хищный оскал от глаз окружающих. Гордец «гроша не стоит, глядит — рублем», но все понимают, что таким, как он, пятак за пучок в базарный день. Немецкая поговорка гласит: «Глупость и гордыня растут на одном дереве».

По каким признакам вычисляется гордыня? Признаков достаточно много. Если разбирать каждый в отдельности понадобится целая книга, поэтому ограничимся простым их перечислением: уверенность, что ты всегда прав; покровительственное отношение к другим и отношение свысока; чрезмерное чувство собственной важности; унижение себя и других; непрощение себя и других; мысль о том, что ты лучше других; приписывание себе трудов и заслуг других людей; умение поставить соперника в невыгодное положение; контроль над ситуацией без несения ответственности за неё; надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало; выставление напоказ достатка, одежды и прочего; не позволение другим помогать себе, неготовность работать вместе с другими; привлечение к себе внимания; болтливость, разговоры о своих проблемах; обидчивость; излишняя чувствительность или бесчувственность; мысли о том, что другие думают и говорят о тебе, чрезмерная занятость своей персоной; использование слов, которые слушатели заведомо не понимают; ощущение своей никчемности; отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться; разделение людей на иерархические уровни, поведение в соответствии с иерархией; мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу; работа сверх всякой меры; недоверие к Богу и людям; сотворение кумира из себя и из других; неблагодарность; пренебрежение малыми людьми; невнимание; неосознание своей гордыни и духовных проблем; наличие раздражительного тона; мысль о том, чтобы проучить кого-либо; неподчинение воле Бога; недостаток самоуважения; безрассудство и бездумство; нечестность по отношению к себе и другим; неспособность пойти на компромисс; желание всегда оставить последнее слово за собой; нежелание делиться своими знаниями; невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему; мысль о необходимости спасать других от их проблем.

Гордыня, порождая эгоизм, блокирует разум. Человек считает себя центром Вселенной, он уже всё знает. О личностном росте приходится забыть. Академик Павлов говорил: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё утратите веру объективности».

Есть такая замечательная притча:

Я просил Бога забрать мою гордыню
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что гордыню не забирают. От неё отказываются.

Я просил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что душа её вечна, а тело всё равно умрёт.

Я попросил Бога даровать мне терпение,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что терпение результат испытаний.
Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что даёт благословение,
А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

Я попросил уберечь меня от боли,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот
И приближают к Нему

Я попросил Бога духовного роста,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что дух должен вырасти сам,
А Он лишь будет подрезать меня,
чтобы заставить плодоносить.

Я попросил Бога помочь мне любить других так же,
Как Он любит меня,
И Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чём надо просить»….

Я просил сил,
и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня…
Я просил мудрости,
и Бог послал мне проблемы,
над которыми приходится ломать
голову…
Я просил мужества,
и Бог послал мне опасности…
Я просил любви,
и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи….
Я просил благ,
и Бог дал мне возможности…
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил всё, что мне было нужно.
Бог внял моим молитвам.

Писатель Владимир Рыбин в романе «Поцелуй Иуды» в контексте гордыни пишет: «… Отринь гордыню, не мни себя Богом. Потому что тебе мало дано. Но в том малом, что тебе дано, ты обязан быть Богом. Ибо ты создан Богом по образу Его и подобию.

Отринь гордыню. Но и самоуничижение тоже отринь. Богу не нужны ничтожества, унижающие себя. Даже постом и молитвой. Пост и молитва для того, чтобы ты не забывал о своем предназначении исполнять волю Бога. Чтобы в том малом, что тебе дано, ты творил, созидал, обогащая себя и людей, мир. Не распознать, загубить это малое, данное тебе, и есть неисполнение Божьей воли…

Сатана говорит: «Ты червь». Божественность, заложенная в тебе, настаивает: «Ты - подобие Бога!»

Гордостью живи, но не гордыней. Будь творцом и учись в каждом видеть творца. И делай, делай, а не рассуждай. Рассуждение - лишь преддверие к делу. Помни Евангелие: «Молитва без дел - мертва». И не откладывай на потом, не забывай урок Гамлета: «Погибают замыслы от долгих отлагательств»…»

Гордыня косит всех людей без разбору, но особенно она благоволит к людям, добившимся власти или унаследовавшим ее. У всех царственных особ играет гордыня. Даже отец Петра Великого, русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, не чурался гордыни. Историк Н.И. Костомаров дал ему такую характеристику: «Приветливый, ласковый царь дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением… Царь являлся народу не иначе как торжественно. Вот, например, едет он в широких санях: двое бояр стоят с обеих сторон в этих санях, двое на запятках; сани провожают отряды стрельцов. Перед царем метут по улице путь и разгоняют народ… Москвичи считали благоразумным прятаться в дом, когда проезжал царь…»

Петр Ковалев

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость - чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек - это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость - грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад - это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм - это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви - транспаранты и крестные ходы - демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость - «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», - наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать - значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, - сказал я тогда пришедшему брату, - зол сей день мне!”. ”Почему так?” - спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», - повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям - никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним - нашим личным благочестием. Ведь мы - это тоже Церковь. «Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи», - говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть - значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель - любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37-39).

Любовь - это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то - радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то - истинная, вечная.

Любовь - это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14-15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь - это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким - родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение - понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным - понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви - видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение - человека. Человек - это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека - всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».