Болезни Военный билет Призыв

Глумятся над тобою бунин. Они глумятся над тобою. Былинка

ОНИ ГЛУМЯТСЯ НАД ТОБОЮ
Во время второго правления Ельцина неведомо как был включен ваш покорный слуга в двухтомный справочник «Влиятельные, известные люди города 1997-1998гг.». Привожу мои ответы на вопросы (том I, стр.314) не из тщеславия - любопытно все же сравнить, о чем думалось и мечталось целую эпоху назад.

Итак, «планы на будущее: выпуск детской православной газеты «Чадушки» (сделано), создание православного издательства, паломнической службы (не получилось), увеличение тиража газет (незначительное и с большим скрипом), воцерковление» (труднее, чем думал: много ошибок и искушений. Зато - обрел опытного духовного отца в лице протоиерея Иоанна Миронова).

«Свободное время любит проводить в церкви, в монастыре, в паломничестве по православной стране, за чтением святоотеческой литературы. «Все мысли - о работе». (Все правда, только паломничаю все реже из-за отсутствия здоровья. Мысли о работе не отпускают: забот у директора ООО «Православный Санкт-Петербург», издателя, учредителя, главного редактора и распространителя пяти православных газет в одном лице полон рот).

«Уважение вызывает деятельность поэта иеромонаха Романа(Матюшина), ученого и журналиста Л.Ильюниной, которых хотел бы видеть в числе участников Ежегодника». (Что касается иеромонаха Романа, то за прошедшие годы я полюбил его еще сильнее; его стихи-молитвы часто появляются на страницах наших газет. В упомянутой выше журналистке разочарован полностью).

«Наибольшее уважение вызывают труды Митрополита Санкт-Петербургского Иоанна(Снычева †1995). Все остальное - только в связи с Православием, служат ли оно Богу или уводят от Него».(Владыку Иоанна люблю по-прежнему и молюсь, как умею).

Свой вклад в будущее Санкт-Петербурга видит в том, чтобы оставить после себя крепко стоящую на ногах газету «Православный Санкт-Петербург» и ее «сестер» - «это самое большое счастье». (Теперь думаю иначе: все в руках Божиих).

«Ничего хорошего в ближайшее время Россию не ждет: «Страна забыла слово «порядочность», «нравственность», «со-весть», в правительстве - воры. Россия продолжает колонизироваться. В Православии сильны экуменические тенденции (и церковная бюрократия). Александр Раков». (Добавил бы к сказанному: страна расползается по швам, а у нас исчезает воля к жизни, безразличие ко всему – в Православии оно называется теплохладностью - охватило людей).

РОДИНЕ
Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
Иван Бунин †1953

Мы даже не хотим замечать, что наш технократический мир становится все уязвимее. Отключится электричество - потухнет экран телевизора, замолкнет радио, перестанут выходить газеты, превратятся в безделушки компьютеры, остановится производство, не будет топлива для машин, сгинут правительства, а средством для письма снова станет березовая кора, а передвигаться будем на своих двоих, и вновь вернемся жить в деревянные теплые избы удобрять огороды навозом, а продукты хранить в погребах.

Нам телевизор дарит речи,
Их произносит на заре
Недолговечный человечек,
Живущий в мыльном пузыре.
Сергей Николаев, СПб

Не верите? Выключите на сутки свет в своей уютной квартире на 16-м этаже…

†«Роза, покрытая тернием, делает людям следующее прекрасное наставление: «Все, что есть приятнейшего в этом мире, о смертные, смешано с горестью; вы не имеете здесь чистых благ, но везде и во всем примешано какое-нибудь зло к добру: с удовольствием соединено раскаяние, с супружеством - вдовство, с изобилием - труды и заботы, с возвышением - страх падения, со знатностью - лишние издержки, с утехами - пресыщение, со здоровьем - болезни». Св.Василий Великий.

ПРИРОДЕ
Видно, чего-то мы перемудрили,
Стали чего-то не понимать:
Все покоряли тебя - не покорили,
Как же такое - родную мать?

И не за эти ли притязанья
И не за этот ли вздорный нрав
Нам посылаешь ты в наказанье,
Деток зарвавшихся покарав,

То разрушительнейшие сели,
То суховей - острей, чем нож,
То небывалым еще доселе
Землетрясением как тряхнешь!..

Разве забыли мы, что мы были,
Были и есть у тебя в долгу?..
Я вот от грохота и от пыли
Каждой весной в леса бегу.

Все, что завистливо и спесиво,
Ты меня учишь - не принимать…
Вот и поклон тебе, и спасибо,
Слышишь, спасибо, природа-мать!..
Николай Старшинов род.1924

В Архангельске бывший работник «Горгаза» в отместку начальству за несправедливое, по его мнению, увольнение, глухой ночью в одном из домов выкрутил газовые заглушки. Взрыв уничтожил целый подъезд, погибло 58 человек, ранено больше ста…

При обмене квартиры, в которой мы сейчас живем, пожилой и внешне солидный мужчина перерезал электрические провода, телевизионный кабель, вытащил дверные ручки, снял с пола линолеум - ради того только, чтобы стал невозможен разъезд с бывшей женой. Обмен все же состоялся - благодаря тому, что бывший муж получил львиную долю денег от продажи квартиры…

Бывший работник «Горгаза» и думать не думал о возможных жертвах его поступка, а бывшему мужу было наплевать на будущих жильцов - ему бы побольнее жене сделать, раз не желает с ним больше жить.

Что за порода людей такая пошла? Православие учит прощать даже заведомо виноватым: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз»(Мф.18,21).

Как научиться этому, Господи? Ты велишь прощать всем и все, а на их лицах нет ни раскаяния, ни жалости к чужой боли-беде; и только бесоподобная ухмылка радости от содеянного зла потемняет их лица…


Волк волчонка не загрызет,
Нежат выводок выпь и выхухоль,
Человек же - наоборот.

Обернулись гулянкой праздники.
Разошелся труд с ремеслом.
Род людской, он не знает разницы,
Что сберечь, что пустить на слом…

…Наши дети глядят волчатами
На жестокость своих отцов,
И в ночи мотоциклы мчат они
Дикой стайкою беглецов.

Так живем. Ко всему привыкли мы,
А спохватимся - жизнь пройдет.
Ворон ворону глаз не выклюнет,
Волк волчонка не загрызет.
Валентин Голубев, СПб

ТВОРИ – В ТОТ МИГ ЛИШЬ БОГА ЗНАЙ
Кому-нибудь интересно, как иной раз пишут-вымучивают стихи? Первая строфа уже почти есть:




И Штрауса звуки плывут над со за смычком…

А что писать дальше?…
*Кровавой трудной Победы желанное чадо;
*Я нашей Победы желанное чадо – плоть;
*Мне русские сказки тра-та шептал Венский лес - отец;
*Я русской нашей Победы желанное чадо; рада – рядом;
*Когда мне русские сказки шептал Венский лес; 33 года от-
цу, 32 маме;
*И знал я тогда - ничего мне не надо,
Что счастливы будут и мать, и отец; беззубый рот;
*Ему тридцать три. Дыши полной грудью – люди;
*Майор. Два сыночка. Красива жена;
*Я нашей Победы желанное чадо - живая награда,
Мне русские сказки шептал Венский лес;

*Я нашей Победы живая награда,

Я папы и мамы желанное чадо
К груди прижимал сына тра-та-та счастливый отец - крест;

*Я папы и мамы героя желанное чадо,
Мне русские сказки шептал Венский лес.
Я славной Победы живая награда -
Звенели медали, был счастлив отец;

*Сыночка сынулю к медалям прижал;
Сынка на груди нес счастливый отец;

*Я знать бы не должен, но помню и знаю,
Как счастлив был папа безмерною радостью он - звон;

*Как славной Победы живую награду;
*И сына к груди прижимает отец;
*Сыночка к медалям прижал мой отец;
*Сыночка к груди прижимает отец;
*К медалям сынка прижимает отец.

Наконец, после двухнедельных мук:

Я в Вене родился, на родине вальса,
В далеком теперь уже сорок седьмом…
Танцуют по клавишам тонкие пальцы,
И Штрауса звуки плывут за смычком…
Я папы-героя желанное чадо,
Мне русские сказки шептал Венский лес.
Как славной Победы живую награду,
К медалям сынка прижимает отец.
Александр Раков

Один очень умный человек сказал, что как для написания гениального стихотворения, так и не очень, затрачивается совершенно одинаковое количество умственной энергии. Поэтому, когда мы пишем стихи, мы все уподобляемся гению… Другой умный человек заметил: особенность стихотворчества заключается в том, что, начиная писать стихотворение, человек не может предвидеть, чем оно закончится. И еще: сам строй стихотворения очень напоминает человеческую жизнь. И не будем забывать, что Библия написана стихами.

Я плачу, да! и духом чую,
Что, свой рисуя идеал,
Всю душу чистую, святую,
В свой труд художник полагал.
И, плача, мыслию взываю
К тебе, певец страны родной,
Тебя молю и заклинаю -
Чтоб ты уверовал со мной:
Не для минутного успеха,
Не для ничтожных слов и чар,
Не для кощунства, не для смеха
Тебе ниспослан Божий дар!
Не заходи во храм искусства
Ни мимоходом, ни как тать,
Чтоб на блажную мысль иль чувство
Огонь украсть и убежать…
Входи в него лишь страха полный,
В нем каждый шаг твой буди свят.
Пусть вкруг бушующие волны
Лишь дальним эхом там звучат.
Восторгом чувств своих владея,
Твори - в тот миг лишь Бога знай,
В свои созданья, не жалея,
С молитвой душу полагай!
Аполлон Майков †1897

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
____
1891

Анализ

С самых первых строк стихотворения читатель ощущает переживание поэта за свою Родину, за дом, где он родился. В первом четверостишие Бунин дает понять, что Родина его убога и слишком проста на первый взгляд. Читая эти строчки, мне представлялись заброшенные избы глубокой осенью из которых валит трубою дым. И хотя полевые работы закончены, люди мерно создают уют у себя дома из того что есть. А есть у них не так много - простота да "черные хаты". Стихотворение было написано в молодые годы поэта, Бунину было тогда всего 21 год. Но уже в этом возрасте, судя по стихотворению, Иван Бунин чувствовал свой гражданский долг и не мог оставаться равнодушным к положению дел в России. Как раз в эти года по России прокатился голод. И без того "убогая" Россия, голодала. Как тут не глумиться?

Но какая бы она не была эта Родина, она остается Родиной навсегда. Как мама... И поэт без скорби дает понять, что гордится такой матерью, которая последние гроши бережет "ко дню свиданья". А вы, глумящиеся над ней, глумитесь дальше. И "стыдитесь", если вам этого так хочется...

Большинство эпитетов стихотворения окрашено в темные тона и несут негативную нагрузку.. Поэту словно не хватает "убогого" вида и он наделяет хаты своей Родины черным цветом.. Дальше еще "печальнее", мать - самый близкий и любимый человек у каждого из нас, предстает в унизительном виде перед "нахальным" сыном.. Что это? Что хочет сказать Бунин? Неужели, олицетворяя Родину с матерью, поэт не смог подобрать более мягкого сравнения. Если по-настоящему пережить слова, сказанные поэты, становится не по себе. Хочется кричать: "Где же твоя душа?! О сын! Сын матери, сын своей Родины."

«Родине» Иван Бунин

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Анализ стихотворения Бунина «Родине»

Тема Родины в русской литературе – едва ли не самая животрепещущая. Почти у каждого поэта или писателя есть произведения, где творцы размышляют о судьбе своей страны. При этом образ Родины у каждого поэта свой. Например, читая стихи А. С. Пушкина, мы представляем себе кроткую православную мученицу. В произведениях Н. А. Некрасова Россия предстаёт в виде суровой женщины, которая постоянно подвергается ударам судьбы, но остаётся непоколебимой и гордой. С. А. Есенин придаёт Руси облик вечно юной девушки-язычницы, танцующей среди спелых колосьев и стройных берёз.

У Ивана Алексеевича Бунина тоже имелось собственное представление о Родине. Его поэт выразил в стихотворении «Родине (Они глумятся над тобой…)», написанном в 1891 году. Основной приём, который применяет автор в этом произведении, – олицетворение. И Родина, и её граждане показаны в виде живых людей, обладающих характерным обликом и имеющих собственный нрав.

Сам поэт выступает в качестве наблюдателя. Он говорит о первого лица, обращаясь к своей главной героине – России. В первом четверостишии родина ещё не приобретает человеческих черт. Здесь автор скорее рисует пейзаж, из которого затем заимствует краски для изображения внешности своей одушевлённой героини.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Безрадостные эпитеты использует поэт, чтобы показать, какова Родина в его глазах: «убогий вид», она выглядит «усталой, робкой и печальной».

Вероятно, на мироощущение Ивана Алексеевича повлияло то, что он вырос не в сверкающей столице, а в тихой провинции. С детства поэт был близок к простым людям. Он видел, как деревенские жители трудятся, выращивая зерно, которое шло на продажу и приносило богатство элите общества. Потому-то Россия и предстаёт в глазах автора как нищая крестьянка, одетая в грязные лохмотья. Всю свою жизнь она работает не жалея сил, чтобы сделать сытыми сыновей – аристократов и офицеров.

Думается, что используя безликое «они», поэт имеет в виду тех граждан, которые будучи вскормлены родиной, имеют наглость критиковать её. Возможно, некоторые из этих гордецов и в самом деле имеют хорошее образование, чтобы рассуждать, как лучше «обустроить Россию». Но с присущим им снобизмом, его поэт характеризует эпитетом «сын, спокойный и нахальный», предпочитают мечтать о великом будущем и гордой родине, и не замечать реальности.

Стихотворение производит тяжёлое впечатление. Мы не можем не сочувствовать России, созданной талантом поэта. Автор придал её виду натуралистичность, используя слова, которые отражают её крестьянское происхождение – «чёрных хат», «сотни вёрст». Также мы не можем не порицать надменных сыновей героини. Ивану Алексеевичу с присущей ему лаконичностью удалось создать выразительный образ, который задевает читателя за живое.

Сочинение


Творчество И. А. Бунина было высоко оценено современниками и до сегодняшних дней продолжает волновать души новых почитателей его таланта. Бунин известен прежде всего как прозаик. И до сих пор бытует мнение, что как поэт он не достиг вершин «серебряного века». Но вместе с тем ему по праву принадлежит и «одно из главных мест среди современной русской поэзии», - как сказал Блок после выхода в 1901 году сборника «Листопад».

Стихи первых поэтических книг Бунина - о Родине, о красоте ее радостной и печальной природы, о зорях лета и пронзительно-грустных закатах осени. В них уже проявилась характерная особенность его поэтического стиля - типично художническое восприятие мира, природы, человека.

Они глумятся над тобою,

Они, а родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

На Бунина-поэта сильное влияние оказала поэзия А. Фета, А. К, Толстого, Я. Полонского, но прежде всего… А. С. Пушкина. А самым длительным и глубоким было воздействие философской лирики Ф. Тютчева, воспринятой, однако, сквозь призму пушкинской традиции: тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия - утверждением вечности природы, в которой Бунин всегда видел источник гармонии и красоты:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

В 1910-1911гг. основное место в поэзии Бунина заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое и настоящее России, древние цивилизации Востока, он хотел уловить некие вечные законы развития наций, народов, человечества. Основа бунинской философии жизни - в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь,

Бунину - прозаику и поэту - было присуще чувство глубочайшего уважения к слову, к долгу художника-творца, «подвижника» слова. Словесное мастерство его с особенной силой проявилось в пейзажных картинах, в которых он оригинально продолжает традиции пейзажной лирики Ф. Тютчева:

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна.

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,

И над болотом красный сумрак реет.

Уж поздно - и какая тишина!

Особый период в творчестве Бунина - годы эмиграции. Бунин трагически переживает разрыв с Родиной. Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, оказавшегося в «чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной»:

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Среди всех войн, революций Бунин оставался Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с Родиной.