Болезни Военный билет Призыв

Геккель теория. Геккель и расцвет нацизма. Экологические исследования Э. Геккеля

ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст Генрих Филипп Август (16.2.1834, г. Потсдам - 9.8.1919, г. Йена), немецкий биолог-эволюционист, зоолог, морфолог, эмбриолог, философ, популяризатор науки, один из основателей морской гидробиологии. С 1852 года изучал медицину и биологию в Вене, Берлине, Вюрцбурге под руководством И. П. Мюллера, Р. Вирхова и др. Окончил Берлинский университет (1858). В 1858-59 работал врачом в Берлине, в 1861-1909 - в Йенском университете: в 1861-65 приват-доцент, профессор сравнительной анатомии, с 1865 первый профессор зоологии, основатель и директор Института зоологии в Йене. В 1906 Геккель создал Лигу монистов, в 1908 - Филогенетический музей, в 1916 - Филогенетический архив (с 1920 - Дом Геккеля). Изучал морскую фауну в экспедициях на Канарские острова (1866-1867), в Норвегию (1869), на Красное море (1873), на Цейлон (1881-82), Яву и Суматру (1900-01). Автор трудов по радиоляриям (1862, 1887), сифонофорам (1869, 1888), глубоководным медузам (1881), известковым губкам (1872) и другим беспозвоночным. Описал около 4300 новых видов. Геккель первым среди немецких биологов использовал идею эволюции в своих исследованиях. На базе эволюционизма и принципа тройного параллелизма стремился реформировать зоологию, построил первое филогенетические древо, в котором крупные таксоны животных были расположены с учётом предполагаемых генеалогических связей. Он разделил животных на одноклеточных и многоклеточных; предложил термины «онтогенез» и «филогенез»; ввёл понятия «экология», «палингенез», «ценогенез», «гетерохрония», «гетеротропия» и др. Сформулировал (1866) биогенетический закон. Геккель существенно изменил учение Ч. Дарвина: считал наследственность свойством всего организма; принял принцип наследования приобретённых признаков; рассматривал эволюцию как результат взаимодействия между приспособительной изменчивостью, возникающей под влиянием внешних факторов или упражнения и неупражнения органов, и консервативной наследственностью; выделил три стадии в филогенезе любого таксона (юность, расцвет, дегенерация). Эти идеи использовали в дальнейшем в ортогенетических и ламаркистских концепциях, а также в лысенковщине.

Геккель выделил 30 ступеней в прогрессивной эволюции от воображаемых бесклеточных безъядерных организмов монер до человека. Между человекообразными обезьянами и примитивным человеком он постулировал наличие промежуточного звена Pithecanthropus alarus (обезьяночеловек неговорящий), что впоследствии подтвердилось находками Э. Дюбуа. Гипотезы Геккеля о возникновении древнейшего человека на исчезнувшем субконтиненте Лемурия, гиббонах как ближайших предках человека, 12 видах современного человека, европеоидной расе как высшей в эволюции человека, появлении в будущем «сверхчеловека» и др. не выдержали испытания временем.

В 1872-74 годах Геккель выдвинул и сформулировал гастреи теорию. Развивал мировоззрение монизма, в соответствии с которым пытался преодолеть противоречия между религией и наукой, писал об одушевлённости всей природы, отрицал различие между материей и сознанием, наделил сознанием все организмы и клетки. Гипотеза Геккеля о зарождении организмов в среде, богатой азотом и углеродом, стимулировала начало экспериментальных исследований абиогенеза. Геккель доказывал неравноценность рас человека и необходимость умерщвления («спартанская селекция») больных людей ради здоровья нации, способствуя тем самым созданию расовой гигиены, ставшей медико-биологической основой национал-социализма. Несмотря на ошибочность многих его гипотез и фантазий, труды Геккеля сыграли важную роль во внедрении эволюционной идеи в практику биологии.

Соч.: Generelle Morphologie der Organismen. В., 1866. Bd 1-2; Natürliche Schöpfungsgeschichte. В., 1868; Anthropogenie oder Entwicklungsgeschichte des Menschen. Lpz., 1874; Царство протистов. Очерк низших организмов. СПб., 1880; Der Monismus. Bonn, 1892; Der Welträtsel. Bonn, 1899; Kunstformender Natur. Lpz., 1904; Мировые загадки. М., 1906; Происхождение человека. Xap., 1907; Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг; СПб., 1907; Естественная история миротворения. Лейпциг; СПб., 1914. Ч. 1-2.

Лит.: Schmidt Я. Е. Haeckel. Jena, 1934; Gasman D. The scientific origins of National Socialism. L., 1971; Krausse Е. Е. Haeckel. Lpz., 1987; Welträtsel und Lebenswunder. Е. Haeckel - Werk, Wirkung und Folgen. W., 1998; Hertier Ch., Weingart М. Е. Haeckel // Darwin & С°. Мünch., 2001. Bd 1.

Немецкий естествоиспытатель, способствовавший развитию и пропаганде естественно-исторического материализма. Последователь Чарльза Дарвина. Образование получил в Берлинском, и Вюрцбургском университетах. В 1857 г. защитил докторскую диссертацию «О тканях речного рака». С 1861 г. – приват-доцент, а в 1862-1909 гг. – профессор Иенского университета. Э. Геккель – автор ряда оригинальных исследований по зоологии беспозвоночных, филогенезу растений, животных и по др. вопросам биологии. Эти исследования и в особенности монографии «О радиоляриях» (1862), «Об известковых губках» (1872), «О медузах» (1880), «Систематическая филогения» (1894-96) характеризуют Э. Геккеля как одного из крупнейших биологов 19 в. Однако наибольшую известность имеют его книги и статьи, посвященные обобщению и популяризации достижений естествознания, в особенности эволюционной теории. Из этих работ наиболее известны: «Общая морфология организмов» (1866), «Естественная история мироздания» (1868), «Антропогения, или история развития человека» (1874) и в особенности «Мировые загадки» (1899) и «Чудеса жизни» (1904). Геккель автор термина «экология».

На основе теории Чарльза Дарвина Э. Геккель развил учение о закономерностях происхождения и исторического развития живой природы. Значение этого учения видел в том, что оно позволяет систематически проследить историческую связь родственных групповых органических форм и изобразить ее в виде «родословного древа». Э. Геккель сформулировал теорию гастреи, согласно которой все многоклеточные животные произошли от одного общего предка – гипотетического первобытного существа, представляющего собой плавающий при посредстве ресничек двойной мешок, названный им «гастрея». Фактически данные, лежащие в основе этой теории, принадлежат русскому ученому А. О. Ковалевскому, работы которого Геккель тщательно изучал. Однако Ковалевский, как это отмечал Илья Ильич Мечников, относился всегда сдержанно к теории гастреи Э. Геккеля. Ключом к пониманию филогенеза, по мысли Геккеля, является изучение индивидуального развития живых организмов – онтогенеза. В связи с этим Геккель сформулировал и обосновал в виде биогенетического закона развитое еще Дарвином представление о связи между филогенезом и онтогенезом. Э. Геккелю принадлежит мысль о существовании в историческом прошлом промежуточной формы между обезьяной и человеком – питекантропа, мысль, блестяще подтвердившаяся впоследствии (в 90-х г. 19 в.) находкой на острове Ява остатков такой формы. Большой заслугой Э. Геккеля является также и то, что он пополнил многими новыми фактическими данными систематику, морфологию и др. разделы биологии. Э. Геккель, стремясь примирить дарвинизм с ламаркизмом, считал, что изменчивость биологических видов является результатом взаимодействия между приспособлением и наследственностью. Э. Геккель подчеркивал определяющую роль внешней среды в жизни и развитии живых организмов, в частности в происхождении наследственных изменений. Он признавал возможность наследования признаков, приобретаемых организмами в течение их индивидуальной жизни. Отстаивая и развивая дарвинизм, Геккель подверг резкой критике Р. Вирхова, когда тот выступил против преподавания эволюционной теории в учебных заведениях.

Э. Геккель – один из наиболее прогрессивных ученых конца 19 – начала 20 вв., представитель естественно-исторического материализма. Однако в ряде случаев он отходил от материализма. В некоторых своих высказываниях он приближался к кантианству, например, говоря о непознаваемости субстанции. Сам Э. Геккель называл свое мировоззрение «монизмом», отрекался от названия «материалист», отстаивал союз науки с религией.

Э. Геккель был одним из основоположников и идеологов «социального дарвинизма». Неправомерно распространяя законы живой природы на явления общественной жизни, он объясняет например, разделение общества на классы действием естественного отбора, классовую борьбу – действием закона борьбы за существование и т. д. Выступая с защитой преподавания дарвинизма, Э. Геккель пытался «реабилитировать» его в глазах государства, доказывая, что дарвинизм, по существу является якобы антисоциалистическим учением. Общество Э. Геккель сравнивал с организмом и считал, что улучшение общественного строя возможно на основе расширения знаний в области биологии и антропологии. Одобряя с помощью расистских аргумент европейскую колониальную политику, Э. Геккель говорил, будто т. н. дикари (австралийцы, веды, акка и др.) в интеллектуальном отношении стоят ближе к обезьянам и др. высшим млекопитающим, чем к культурным европейцам. Этим взглядам соответствовало и его положительное отношен к политике Бисмарка, а в конце жизни – шовинистические настроения во время первой мировой войны.

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.

В ботанической (бинарной ) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «Haeckel » .
на сайте IPNI


Страница на Викивидах

Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель (нем. Ernst Heinrich Philipp August Haeckel ; 1834-1919) - немецкий естествоиспытатель и философ . Автор терминов питекантроп , филогенез , онтогенез и экология .

Путь в науке

Сильнейшее воздействие на Геккеля оказали дарвиновские идеи. В он выступил с публичной речью о дарвинизме на заседании Немецкого научного общества, а в 1866 вышла его книга «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen »). Спустя два года появилась «Естественная история миротворения» («»; русский перевод ), где развиваемый им эволюционный подход излагался в более популярной форме, а в Геккель опубликовал работу «Антропогения», или «История развития человека» («Anthropogenie », или «Entwickelungsgeschichte des Menschen »; русский перевод 1919 года) - первое в истории всестороннее исследование, в котором обсуждались проблемы эволюции человека.

Геккель разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гастреи) (), сформулировал биогенетический закон , согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства.

Теория гастреи принесла ему известность и признавалась большинством учёных до сравнительно недавнего времени. В настоящее время эволюционисты, наряду с теорией гаструлы, рассматривают как хорошо обоснованную теорию фагоцителлы, предложенную И. И. Мечниковым в 1879-1886 гг., а также теорию синзооспоры и первичной седентарности многоклеточных, разработанную А. А. Захваткиным , и другие.

Для зоологических исследований предпринимал поездки на Гельголанд и в Ниццу, работал в Неаполе и Мессине. Путешествовал в Лиссабон, на Мадейру, Тенерифе , Гибралтар , в Норвегию , Сирию и Египет , на Корсику, Сардинию и Цейлон . Геккель был одним из первых германских зоологов, поддержавших теорию Дарвина. Опираясь на эту теорию и на данные эмбриологии, Геккель сделал попытку дать рациональную систему животного царства, основанную на филогенезе животных. Особенное внимание обратил Геккель на важное значение истории развития индивидуального, или онтогения, для вопроса о происхождении самого вида или его филогении. Исходной точкой для взглядов Геккеля послужила стадия эмбрионального развития, названная Геккелем гаструлой . Геккель полагал, что эта стадия повторяет собой общего прародителя всех животных . Этого предполагаемого прародителя Геккель назвал гастреей и старался объяснить, каким образом из неё развились различные типы животного царства. Учение о гастрее позднее было признано ошибочным.

В 2003 году в журнале «Biology & Philosophy» была опубликована статья, в которой вышеуказанная работа 1997 года в Anatomy and Embryology охарактеризована как основанная на фотографиях, вводящих в заблуждение (англ. founded on highly misleading photography ). При удалении посторонних элементов, приведения изображений к единому масштабу и ориентации отличие рисунков Геккеля от фотографий эмбрионов оказываются не такими существенными . В работе Josiah Batten приводится цитата Геккеля, в которой последний указывает на тот факт, что большая часть рисунков и схем, используемых при обучении, содержат ошибки.

Философские взгляды

После Геккель целиком уходит в разработку философских аспектов эволюционной теории. Он становится страстным апологетом «монизма » - научно-философской теории, призванной заменить религию , основывает «Лигу монистов», с целью популяризации расистской версии социал-дарвинизма . Взгляды Геккеля выражены в книгах «Мировые загадки» («Welträtsel », 1899; русский перевод ) и «Чудо жизни» («Lebenswunder », 1914).

Признание

  • В 1864 году получил Медаль Котениуса .
  • В 1894 году награждён почётной Медалью Карла Линнея за продолжение линнеевских традиций в современной биологии.
  • В 1900 году - Медалью Дарвина .

Растения, названные в честь Геккеля

  • Aptenia haeckeliana (A.Berger) Bittrich ex Gerbaulet
  • Cousinia haeckeliae Bornm.
  • Eugenia haeckeliana Trimen
  • Gagea × haeckelii C.W.Dufft & M.Schulze
  • Huperzia haeckelii (Herter) Holub
  • Mesembryanthemum haeckelianum A.Berger
  • Peratetracoilanthus haeckelianus (N.E.Br.) Rappa & Camarrone
  • Platythyra haeckeliana N.E.Br.

Библиография

  1. «Die Radiolarien » (1862)
  2. «Beiträge z. Naturgeschichte d. Hydromedusen » (1865)
  3. «Generelle Morphologie d. Organismen » (2 изд., 1866) (изложение воззрений, развиваемых Геккелем в этой книге, см. Мечников «Учение об органических формах, основанное на теории превращения видов» (1869)
  4. (Б., 1868, 7 изд., 1879)
  5. «Studien über Moneren und andere Protisten » (1870)
  6. «Ueber dem Entstehung und dem Stammbaum d. Menschengeschlechts » (4 изд., 1881)
  7. «Entwicklungsgeschichte der Siphonophoren » (Утрехт, 1869)
  8. «Ueber Arbeithsteilung in Natur und Menschenleben » (Á., 1869)
  9. «Das Leben in d. grössten Meerestiefen » (Б., 1870)
  10. «Gastraea theorie » («Jenaische naturw. Zeitschrift» 1874)
  11. «Anthropogenie » (3 изд., 1877)
  12. «Ziele und Wege der heutigen Entwickelungsgeschichte » (1875)
  13. «Arabische Korallen » (1876)
  14. «Die Perigenesis d. Plastidule » (1876-1877)
  15. «Die heutige Entwickelungslehre im Verhältniss zur Gesammtwissenschaft » (Штутгарт, 1877)
  16. «Das Protistenreich etc. d. niedersten Lebewesen » (1878; в русск. перев. «Царство протистов», СПб., 1881);
  17. «Gesammelte populäre Vorträge etc. » (1878-1879)
  18. «Das System der Medusen » (1880-1881)
  19. «Ursprung und Entwickelung der tierischen Gewebe » (1884)
  20. «Indische Reisebriefe » (2 изд. 1884, перев. на русский язык в «Заграничном Вестнике»)
  21. «Die Radiolarien » (1887-1888)
  22. «Report on the Radiolaria collected by H. M. Challenger » («Report Challenger», vol. 18, part. 40, 1888): «Report on the Deap-Sea Keratosa» (там же, Zoology, vol. 32, part. 82, 1888)
  23. «System der Siphonophoren auf phylogenetischer Grundlage entworfen » («Jenaische Zeitschr.», т. 22, 1888)
  24. «Report on the Siphonophora collected by H. M. Challenger » («Report Chall.», vol. 28, part. 77, 1888).
  25. «Kunstformen der Natur » (1899-1904)




Переводы на русский язык

  • «Учение о развитии организмов» («Природа», 1876)
  • «О развитии организмов» (там же, 1877).

Современные издания на русском языке

  • Геккель, Эрнст. Красота форм в природе . - СПб. : Издательство Вернера Регена , 2007. - С. 144. - ISBN 5-903070-08-6 .
  • Геккель, Эрнст. Красота форм в морских глубинах: Атлас радиолярий 1862 года /Введение Олафа Брайдбаха. - СПб. : Издательство Вернера Регена , 2009. - С. 116. - ISBN 978-5-903070-21-3 .

Напишите отзыв о статье "Геккель, Эрнст Генрих"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Геккель, Эрнст Генрих

Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?
Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.
События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа. Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым.
Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.
После отъезда Пьера с женой он затих и стал жаловаться на тоску. Через несколько дней он заболел и слег в постель. С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать. Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья. Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал. Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых. Все эти знакомые, столько раз обедавшие и танцевавшие у него, столько раз смеявшиеся над ним, теперь все с одинаковым чувством внутреннего упрека и умиления, как бы оправдываясь перед кем то, говорили: «Да, там как бы то ни было, а прекрасжейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь… А у кого ж нет своих слабостей?..»
Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это все кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер.
Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тотчас же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.
Родные и друзья советовали Николаю отказаться от наследства. Но Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уплаты долгов.
Кредиторы, так долго молчавшие, будучи связаны при жизни графа тем неопределенным, но могучим влиянием, которое имела на них его распущенная доброта, вдруг все подали ко взысканию. Явилось, как это всегда бывает, соревнование – кто прежде получит, – и те самые люди, которые, как Митенька и другие, имели безденежные векселя – подарки, явились теперь самыми требовательными кредиторами. Николаю не давали ни срока, ни отдыха, и те, которые, по видимому, жалели старика, бывшего виновником их потери (если были потери), теперь безжалостно накинулись на очевидно невинного перед ними молодого наследника, добровольно взявшего на себя уплату.
Ни один из предполагаемых Николаем оборотов не удался; имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась все таки не уплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым тридцать тысяч для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за оставшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кредиторы, он снова поступил на службу.
Ехать в армию, где он был на первой вакансии полкового командира, нельзя было потому, что мать теперь держалась за сына, как за последнюю приманку жизни; и потому, несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке.
Наташа и Пьер жили в это время в Петербурге, не имея ясного понятия о положении Николая. Николай, заняв у зятя деньги, старался скрыть от него свое бедственное положение. Положение Николая было особенно дурно потому, что своими тысячью двумястами рублями жалованья он не только должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтобы она не замечала, что они бедны. Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши и беспрестанно, не понимая того, как это трудно было для сына, требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок сюрприз Наташе, Соне и тому же Николаю.
Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух, переносила ее капризы и затаенное нерасположение и помогала Николаю скрывать от старой графини то положение нужды, в котором они находились. Николай чувствовал себя в неоплатном долгу благодарности перед Соней за все, что она делала для его матери, восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее.
Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее. И он чувствовал, что чем больше он ценит, тем меньше любит ее. Он поймал ее на слове, в ее письме, которым она давала ему свободу, и теперь держал себя с нею так, как будто все то, что было между ними, уже давным давно забыто и ни в каком случае не может повториться.
Положение Николая становилось хуже и хуже. Мысль о том, чтобы откладывать из своего жалованья, оказалась мечтою. Он не только не откладывал, но, удовлетворяя требования матери, должал по мелочам. Выхода из его положения ему не представлялось никакого. Мысль о женитьбе на богатой наследнице, которую ему предлагали его родственницы, была ему противна. Другой выход из его положения – смерть матери – никогда не приходила ему в голову. Он ничего не желал, ни на что не надеялся; и в самой глубине души испытывал мрачное и строгое наслаждение в безропотном перенесении своего положения. Он старался избегать прежних знакомых с их соболезнованием и предложениями оскорбительной помощи, избегал всякого рассеяния и развлечения, даже дома ничем не занимался, кроме раскладывания карт с своей матерью, молчаливыми прогулками по комнате и курением трубки за трубкой. Он как будто старательно соблюдал в себе то мрачное настроение духа, в котором одном он чувствовал себя в состоянии переносить свое положение.

В начале зимы княжна Марья приехала в Москву. Из городских слухов она узнала о положении Ростовых и о том, как «сын жертвовал собой для матери», – так говорили в городе.
«Я и не ожидала от него другого», – говорила себе княжна Марья, чувствуя радостное подтверждение своей любви к нему. Вспоминая свои дружеские и почти родственные отношения ко всему семейству, она считала своей обязанностью ехать к ним. Но, вспоминая свои отношения к Николаю в Воронеже, она боялась этого. Сделав над собой большое усилие, она, однако, через несколько недель после своего приезда в город приехала к Ростовым.
Николай первый встретил ее, так как к графине можно было проходить только через его комнату. При первом взгляде на нее лицо Николая вместо выражения радости, которую ожидала увидать на нем княжна Марья, приняло невиданное прежде княжной выражение холодности, сухости и гордости. Николай спросил о ее здоровье, проводил к матери и, посидев минут пять, вышел из комнаты.
Когда княжна выходила от графини, Николай опять встретил ее и особенно торжественно и сухо проводил до передней. Он ни слова не ответил на ее замечания о здоровье графини. «Вам какое дело? Оставьте меня в покое», – говорил его взгляд.
– И что шляется? Чего ей нужно? Терпеть не могу этих барынь и все эти любезности! – сказал он вслух при Соне, видимо не в силах удерживать свою досаду, после того как карета княжны отъехала от дома.
– Ах, как можно так говорить, Nicolas! – сказала Соня, едва скрывая свою радость. – Она такая добрая, и maman так любит ее.
Николай ничего не отвечал и хотел бы вовсе не говорить больше о княжне. Но со времени ее посещения старая графиня всякий день по нескольку раз заговаривала о ней.
Графиня хвалила ее, требовала, чтобы сын съездил к ней, выражала желание видеть ее почаще, но вместе с тем всегда становилась не в духе, когда она о ней говорила.
Николай старался молчать, когда мать говорила о княжне, но молчание его раздражало графиню.
– Она очень достойная и прекрасная девушка, – говорила она, – и тебе надо к ней съездить. Все таки ты увидишь кого нибудь; а то тебе скука, я думаю, с нами.
– Да я нисколько не желаю, маменька.
– То хотел видеть, а теперь не желаю. Я тебя, мой милый, право, не понимаю. То тебе скучно, то ты вдруг никого не хочешь видеть.
– Да я не говорил, что мне скучно.
– Как же, ты сам сказал, что ты и видеть ее не желаешь. Она очень достойная девушка и всегда тебе нравилась; а теперь вдруг какие то резоны. Всё от меня скрывают.

В молодости, начиная с 1852 года, изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском и Венском университетах. В 1858 году сдал экзамен и получил диплом врача, хотя медицинской практикой позже он никогда не занимался. В это время более всего его интересуют исследования живой природы, в первую очередь зоология и сравнительная микроскопическая анатомия. В 1859 году Геккель участвовал в научной экспедиции в Италию, во время которой во Флоренции он приобрёл мощный микроскоп в мастерской известного натуралиста и оптика Амичи. Во время итальянской поезди Геккель знакомится с Германом Аллмерсом, чьи взгляды произвели на Геккеля неизгладимое впечатление. Этим же летом он пишет в письме:

Вскоре Геккель занялся изучением морского планктона в Мессинском проливе. Исследования велись в течение шести месяцев с помощью нового микроскопа. В результате было обнаружено 120 новых видов радиолярий. Данное направление исследований стало для него одним из основных до конца жизни. Во времена Геккеля было известно несколько сотен видов радиолярий, в современной науке известно более 5000. Эрнст Геккель представил доклад по теме радиолярий в 1860 году, на тридцать пятом съезде Общества немецких естествоиспытателей и врачей. В 1862 году, в возрасте двадцати восьми лет, Геккель был назначен адъюнкт-профессором, позже приват-доцентом в университете Йены.

С 1865 по 1909 годы Геккель был профессором Йенского университета.

Сильнейшее воздействие на Геккеля оказали дарвиновские идеи. В 1863 он выступил с публичной речью о дарвинизме на заседании Немецкого научного общества, а в 1866 вышла его книга «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»). Спустя два года появилась «Естественная история миротворения» («Nat?rliche Sch?pfungsgeschichte»; рус. перевод 1914), где развиваемый им эволюционный подход излагался в более популярной форме, а в 1874 Геккель опубликовал работу «Антропогения», или «История развития человека» («Anthropogenie», или «Entwickelungsgeschichte des Menschen»; русский перевод 1919 года), в которой обсуждались проблемы эволюции человека. Ему принадлежит мысль о существовании в историческом прошлом формы, промежуточной между обезьяной и человеком, что до сих пор не подтверждено.

Геккель разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гастреи) (1866), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства.

Теория гастреи принесла ему известность и признавалась большинством учёных до сравнительно недавнего времени. В настоящее время эволюционисты, наряду с теорией гаструлы, рассматривают как хорошо обоснованную теорию фагоцителлы, предложенную И. И. Мечниковым в 1879-86 гг., а также теорию синзооспоры и первичной седентарности многоклеточных, разработанную А. А. Захваткиным, и другие.

Продолжая свои зоологические исследования в лаборатории и в ходе экспедиций на остров Мадейра, на Цейлон, в Египет и Алжир, Геккель публикует монографии по радиоляриям, глубоководным медузам, сифонофорам, глубоководным рыбам-удильщикам, а также свой последний систематический труд - внушительную «Систематическую филогению» («Systematische Philogenie», 1894-1896; русский перевод 1899 года).

Для зоологических исследований предпринимал поездки на Гельголанд и в Ниццу, работал в Неаполе и Мессине. Путешествовал в Лиссабон, на Мадейру, Тенерифе, Гибралтар, в Норвегию, Сирию и Египет, на Корсику, Сардинию и Цейлон. Геккель был одним из первых германских зоологов, поддержавших теорию Дарвина. Опираясь на эту теорию и на данные эмбриологии, Геккель сделал попытку дать рациональную систему животного царства, основанную на филогенезе животных. Особенное внимание обратил Геккель на важное значение истории развития индивидуального, или онтогения, для вопроса о происхождении самого вида или его филогении. Исходной точкой для взглядов Геккеля послужила стадия эмбрионального развития, названная Геккелем гаструлой. Геккель полагал, что эта стадия повторяет собой общего прародителя всех животных. Этого предполагаемого прародителя Геккель назвал гастреей и старался объяснить, каким образом из неё развились различные типы животного царства. Учение о гастрее позднее было признано ошибочным.

Геккель представил генеалогию растительного царства, начиная от самых простейших форм, протистов, до сростнолепестных, считаемых за самые развитые и совершенные формы.

Критика некоторых работ Геккеля

Широко известны рисунки Геккеля, использованные им во многих работах, в том числе в Anthropogenie oder Entwickelungsgeschichte des Menschen (1874, Engelmann, Leipzig). Эти рисунки иллюстрируют Биогенетический закон, сформулированный Мюллером в 1864 году и затем переформулированный Геккелем в 1866 году в виде «Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза». На данных рисунках изображены зародыши восьми видов позвоночных на ранних стадиях развития. Иллюстрации подтверждают тезис о том, что развитие зародыша повторяет стадии развития предков.

В 1997 году в журнале Anatomy and Embryology была опубликована статья, в которой группа исследователей, изучив подробно рисунки Геккеля и сопоставив их с современными фотографиями эмбрионов тех же животных на тех же стадиях развития, пришла к выводу о том, что рисунки Геккеля не содержат многих важных деталей. Рисунки Геккеля были названы фальсифицированными и в обзоре по материалам этой статьи в журнале «Science».

В 2003 году в журнале Biol Philos была опубликована статья, в которой работа Richardson et al в Anatomy and Embryology охарактеризована как основанная на фотографиях, вводящих в заблуждение (англ. founded on highly misleading photography). В работе Josiah Batten приводится цитата Геккеля, в которой последний указывает на тот факт, что большая часть рисунков и схем, используемых при обучении, содержат ошибки.

Философские взгляды

После 1891 Геккель целиком уходит в разработку философских аспектов эволюционной теории. Он становится страстным апологетом «монизма» - научно-философской теории, призванной, по его мнению, заменить религию, основывает «Лигу монистов». Взгляды Геккеля выражены в книгах «Мировые загадки» («Weltr?thsel», 1899; русский перевод 1937) и «Чудо жизни» («Lebenswunder», 1914).

Признание

В 1894 году награждён почетной Медалью Карла Линнея за продолжение линнеевских традиций в современной биологии.

В 1900 году - Медалью Дарвина.

Растения, названные в честь Геккеля

  • Aptenia haeckeliana (A.Berger) Bittrich ex Gerbaulet
  • Cousinia haeckeliae Bornm.
  • Eugenia haeckeliana Trimen
  • Gagea ? haeckelii C.W.Dufft & M.Schulze
  • Huperzia haeckelii (Herter) Holub
  • Mesembryanthemum haeckelianum A.Berger
  • Peratetracoilanthus haeckelianus (N.E.Br.) Rappa & Camarrone
  • Platythyra haeckeliana N.E.Br.

Библиография

  1. «Die Radiolarien» (1862)
  2. «Beitr?ge z. Naturgeschichte d. Hydromedusen» (1865)
  3. «Generelle Morphologie d. Organismen» (2 изд., 1866) (изложение воззрений, развиваемых Геккелем в этой книге, см. Мечников «Учение об органических формах, основанное на теории превращения видов» (1869)
  4. «Studien ?ber Moneren und andere Protisten» (1870)
  5. «Ueber dem Entstehung und dem Stammbaum d. Menschengeschlechts» (4 изд., 1881)
  6. «Entwicklungsgeschichte der Siphonophoren» (Утрехт, 1869)
  7. «Ueber Arbeithsteilung in Natur und Menschenleben» (?., 1869)
  8. «Das Leben in d. gr?ssten Meerestiefen» (Б., 1870)
  9. «Gastraea theorie» («Jenaische naturw. Zeitschrift» 1874)
  10. «Anthropogenie» (3 изд., 1877)
  11. «Ziele und Wege der heutigen Entwickelungsgeschichte» (1875)
  12. «Arabische Korallen» (1876)
  13. «Die Perigenesis d. Plastidule» (1876-1877)
  14. «Die heutige Entwickelungslehre im Verh?ltniss zur Gesammtwissenschaft» (Штутгарт, 1877)
  15. «Das Protistenreich etc. d. niedersten Lebewesen» (1878; в русск. перев. «Царство протистов», СПб., 1881);
  16. «Gesammelte popul?re Vortr?ge etc.» (1878-1879)
  17. «Das System der Medusen» (1880-1881)
  18. «Ursprung und Entwickelung der tierischen Gewebe» (1884)
  19. «Indische Reisebriefe» (2 изд. 1884, перев. на русский язык в «Заграничном Вестнике»)
  20. «Die Radiolarien» (1887-1888)
  21. «Report on the Radiolaria collected by H. M. Challenger» («Report Challenger», vol. 18, part. 40, 1888): «Report on the Deap-Sea Keratosa» (там же, Zoology, vol. 32, part. 82, 1888)
  22. «System der Siphonophoren auf phylogenetischer Grundlage entworfen» («Jenaische Zeitschr.», т. 22, 1888)
  23. «Report on the Siphonophora collected by H. M. Challenger» («Report Chall.», vol. 28, part. 77, 1888).
  24. «Kunstformen der Natur» (1899-1904)

Переводы на русский язык

  • «Учение о развитии организмов» («Природа», 1876)
  • «О развитии организмов» (там же, 1877).

Современные издания на русском языке

  • Геккель, Эрнст Красота форм в природе. - СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. - С. 144. - ISBN 5-903070-08-6
  • Геккель, Эрнст. Красота форм в морских глубинах: Атлас радиолярий 1862 года /Введение Олафа Брайдбаха. - СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009. - С. 116. - ISBN 978-5-903070-21-3

Биография

Эрнст Геккель родился 16.02.1834 года в провинции Потсдам, которая в тот период входила в состав Пруссии. Учился в Мерзебурге. В 1852 г. Геккель окончил школу, затем получил медицинское образование в Берлине и Вюрцбурге. Затем он поступил в Йенский университет. Здесь он специализировался в области зоологии, по этой специальности под руководством Карла Гегенбаура впоследствии защитил докторскую диссертацию. В 1857 г. Э. Геккель получил возможность заниматься собственной медицинской практикой. Но эта профессия перестала ему нравиться сразу после знакомства с пациентами. В 1862 году Эрнест Геккель вернулся в университет, где стал преподавать сравнительную анатомию. Там он и работал следующие 47 лет (до1909 г.). В 1866 году Геккель вместе с Германом Фолом совершил поездку на Канарские острова. Здесь он познакомился с Т. Гексли, Ч. Дарвином и Ч. Лайелем. В 1867 году Геккель женился на Агнес Хушке. У них было трое детей. Умер Эрнст Геккель 9 августа 1919 года в Германии.

Еще студентом Геккель интересовался эмбриологией. С 1859 по 1866 годы он изучал эмбриональное развитие полихет, губок и лучевиков. Во время экспедиции по средиземноморскому региону он открыл более 150 новых для науки видов лучевиков. В 1859-1887 гг. описал тысячи новых видов. Такой вклад в систематику был возможен потому, что в последней трети XIX века фауна морских беспозвоночных была почти не исследована, работы в этом плане только начинались.

Замечание 1

В1860 г. Геккель познакомился с «Происхождением видов» Дарвина и эволюционная идея сразу захватила его. Шестью годами позже он издает наиболее известный научный труд своей жизни - «Всеобщую морфологию организмов». В этой книге, посвященной не столько морфологии, сколько проблематике общей биологии и эволюции, Геккель впервые использовал термин «экология».

Экологические исследования Э. Геккеля

Впоследствии он много раз возвращался к экологической тематике, относя к сфере этой науки в первую очередь взаимоотношения животных и растений друг с другом и со средой, а также особенности поведения животных. Фактически, Э. Геккель в своих работах не только дал название новой науке, но и обосновал некоторые ее основные подразделения, которые сами по себе стали объектом научных интересов исследователей значительно позднее.

Геккель указывал, что набор экологических факторов, значимых для каждого отдельного вида, крайне специфичен и разнообразен, как правило, еще не изучен. Хотя это говорилось более полутора веков назад, в отношении большинства видов флоры и фауны ничего принципиально не изменилось. Это следствие не недостатка наших знаний или методологии, а чрезвычайной сложности предмета. Во времена Геккеля экология во многом сводилась к аутэкологии, как более простой для понимания и исследования инструментальными методами. Поэтому под условиями внешней среды, обычно понимали преимущественно неорганические – влияние света, тепла, влажности, минерального состава среды и т.д. В то же время еще в 1866 г. Геккель указывал, что органические факторы, то есть взаимодействие всех организмов между собой, значительно более важны как для жизнедеятельности организмов в текущий момент, так и для их эволюции.

Замечание 2

Понятие «экология» прижилось в науке далеко не сразу, что было связано с трудностью восприятия текста «Всеобщей морфологии». Популярное изложение экологических идей в «Естественной истории миротворения» (1868 г.) воспринималось научным миром намного легче.