Болезни Военный билет Призыв

Где находилась сухарева башня на карте. История сноса башни. Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к тому, что ее надо обязательно снести. Архитектора, возражающие против сноса – слепы и бесперспективны

И 1-й Мещанской улицы в 1695-1934 годах, выдающийся памятник русской гражданской архитектуры.

Сухаревская башня была построена в 1692-1695 на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города .

Башня была сооружена по инициативе Петра Первого по проекту архитектора М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце 17 века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. Позднее в здании этих ворот была размещена морская "навигацкая" школа, а затем Московская контора Адмилартейской коллегии. В 1870-е годы под руководством архитектора А.Л.Обера прошла реставрация башни.

В 1698-1701 ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала ХХ века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З.И.Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей (ныне Музей истории Москвы).

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И.Э. Грабарь, академик архитектуры И.А. Фомин и академик архитектуры И.В. жолтовсий направили И.В. Сталину письмо, в которому указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».

«Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л.М.Кагановичу.

4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты-архитектора атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?» При этом Каганович согласился на предложение архитекторов о составлении ими проекта реконструкции и заявил им, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу движения».

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.»

20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал - «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта».

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К.Ф. Юон, академик А.В. Щусев, А.М.эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали -

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .

"Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас (И.Сталин)

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.

Сохранившиеся элементы

При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время - филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.

Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Пнондних ворот московской усадьбы Коломенское.

Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Описания современников

Михаил Юрьевич лермонтов, "Панорама Москвы"1834: "…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться."

Владимир Алексеевич Гиляровский из письма дочери, 1934: "Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,

Солнца закатным лучом освещённая,

В груду развалин живых превращённая,

Все ещё вижу её я вчерашнею -

Гордой красавицей, розовой башнею…"

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.

Ответить Подписаться Скрыть

Вконтакте

Краткая история

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.

неизвестен , Public Domain

В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.

В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897—1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

История сноса Сухаревской башни

17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа, строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».

«Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.

4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу…

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.»

20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал - «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта» .

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.


неизвестен , Public Domain

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали -

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .

"Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.

Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин)

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.

Сохранившиеся элементы

  • При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время - филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.

Сергей Глушков , Public Domain
  • Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.
  • Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Описания современников

Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.

Юрий Олеша: «Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах».

Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери, 1934:

Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,Солнца закатным лучом освещённая,В груду развалин живых превращённая,Все ещё вижу её я вчерашнею -Гордой красавицей, розовой башнею…

Восстановление

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.

Фотогалерея





Полезная информация

Сухарева башня

Расположение

В Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира) в 1695-1934 годах.

Легенды башни

Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф. Лефорта и Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В народе ходили слухи, будтов башне хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и "после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями".

Так же по легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».

В литературе и искусстве

  • Изображение башни можно увидеть на многих полотнах, среди которых картина Алексея Саврасова «Сухарева башня» (1872).
  • Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта».
  • Согласно фэнтези-сериалу Вадима Панова «Тайный город», Сухарева башня была хранилищем для магической Черной книги, содержавшей в себе самые важные сведения библиотеки Ивана IV.
  • Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века», в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена.
  • Сухаревская башня фигурирует в отрывке из неоконченного романа Ивана Ивановича Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне», посвященного произошедшим после окончания петровской эпохи событиям (1725--1727 года).
  • Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (лёгшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа.
  • Сухаревская башня изображена на картине художника Валерия Балабанова «Прожект» (1987), включённой автором правой частью в триптих «Наследие» (1988--1997).
  • Сухарева башня является ключевым местом в сюжете полнометражного российского фэнтези-мультфильма «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». В башне находится вход в Волшебные миры, который охраняет от злых сил «чародей равновесия» Яков Брюс.

- Некоторые строения Тайного города до сих пор вызывают у нас удивление, - медленно ответила фата, - Дегунинкий Оракул, например. Возможно, Сухарева башня была заложена еще асурами и…

Сталкиваясь с необъяснимыми фактами, большая часть обитателей Тайного Города шла по давно проторенной дорожке - сваливала все странное на головы его строителей.

- Асуры не имели ни малейшего отношения к возведению башни, - покачал головой комиссар и поднял глаза, любуясь величавой красавицей. - Она - творение челов, от фундамента до шпиля. Она была создана челами для челов, и поэтому сломать ее могут только челы.


Этого здания нет на улицах Москвы более 70 лет. Снесли и следа не оставили. Впрочем, след есть: три года назад откапали фундамент. Но легенды живы до сих пор, мало того, обрастают все новыми и новыми подробностями.

Речь идет о Сухаревской башне.

Возникло это сооружение в 1692 году, когда перестраивались Сретенские ворота - башня воздвигли, как боевую, в которой размещался стрелецкий полк под предводительством полковника Лаврентия Сухарева, кстати, отсюда и прозвище башни - Сухаревская (Сухарева, Сухаревка). Но есть иболее романтичная легенда, возникновения названия, якобы Лаврентий Сухарев - полковник стрелецкого войска сохранил свою преданность Петру Iво время стрелецкого бунта в 1689 году, и император так отблагодарил верного служаку. А отсюда идет и еще одна легенда Сухаревой башни: архитектором был сам Петр I, специально придав ей форму корабля и, якобы, скопировалс ратуши в одном немецком городке. Но с какой ратуши, в каком городке? За долгие века, так и не нашли ни город, ни здание, а вот Сухаревка была, и по другой версии архитектором здания был Франц Лефорт.

Стрельцам башня прослужила недолго. В апреле 1700 года здание стало принадлежать Навигатской школе, были произведены небольшие изменения в облике: надстроили новый ярус с классными комнатами, рапирным залом и астрономической обсерваторией. И вот с этого самого времени, и по сей день, длится самый мистический период Сухаревской башни.

Все началось еще во времена Ивана Грозного. Была у него библиотека, а в этой самой библиотеки хранились книги, дающие власть над миром и людьми тому, кто сумеет освоить и понять, а тех, кто дерзнул открыть книги, но не смог подчинить их себе, сходили с ума, и безумство охватывало их. Сам царь Иван Грозный стал жертвой этих книг. Ему бы уничтожить их, и дать человечеству шанс жить без вмешательств в их судьбу. Но книги владели царем, и не смог он их уничтожить, особенно самую сильную и страшную - Черную Книгу. Перед смертью Иван Грозный спрятал эти книги так, что никто и по сей день не может найти ее.

Какими тайными путями библиотека Ивана IV попала в руки Якова Вилимовича Брюса - ближайшего сподвижника Петра I, неизвестно, но с тех пор библиотеку ИванаГрозного стали называтьБрюсовой библиотекой.

Яков Брюс овладел тайными знаниями Черной Книги и, обретя истинную власть над миром, хранил ее в Сухаревой башне с другими колдовскими книгами и предметами, такими как: «Русское кудесничество», «Книга Сивилл», «Черная магия», волшебное зеркало (являющийся в нем покойник отвечает на вопросы о будущем), Соломонова печать и другие.

В 1715 Навигатскую школу перевели в Петербург, а в Сухаревой башне разместились адмиралтейские конторы, судейские палаты и камеры, а библиотека Брюса поступила в распоряжение Петербургской академии наук, но в ней были книги только по астрономии, немного по медицине, математике, физике и химии. Прошли слухи, что библиотеку Ивана Грозного Брюс замуровал в стены башни, чтоб никто больше не смог обладать знаниями, сокрытыми в книгах. И никто не мог добраться до них, т.к. сам Яков Вилимонович охранял башню и спрятанное в ней. Башня жила своим чередом, проходящие мимо нее люди, крестились и поминали нехорошими словами и говорили, что в ней твориться всякая «чертовщина». В 1812 году, за день до вступления наполеоновских войск в Москву, произошло одно событие, которое сочли знаком - ястреб с путами на лапах запутался в крыльях двуглавого медного орла, венчающего башню, долго бился, затем издох на глазах у собравшегося народа. Естественно, победа над Наполеоном позже прочно была связана москвичами с этим случаем - говорили, что сама Башня помогла победить французов.

В 1829-м и 1854-м в восточном и западном залах на втором этаже соорудили резервуары для воды. Сухарева башня стала водонапорной, возле нее установили водоразборный фонтан, который можно видеть на многих гравюрах того времени. Но, когда в 1890-м запустили Крестовские водонапорные башни и резервуары Сухаревкидемонтировали.

В декабре 1925 года члены комиссии «Старая Москва» - археолог, всю жизнь посвятивший поискам библиотеки Ивана Грозного И. Я. Стеллецкий, архитектор Н. Д. Виноградов и краевед О. И. Пенчко обследовали подземелья Сухаревой башни и наткнулись на пять замурованных подземных ходов, которые, по их мнению вели, к дому Брюса на 1-й Мещанской. Но исследования не были продолжены, т.к. в 1926 году башню отдали под Московский коммунальный музей - предшественник нынешнего Музея истории Москвы. Наконец-то можно былоразглядеть изнутри легендарную башню, в которой еще и в конце XIX века видели живого Якова Вилимовича Брюса. А в апреле 1934 года башню разобрали по кирпичику. Якобы она мешала проезду, но по другой версии, Сталин искал библиотеку Грозного и Брюса, и сам присутствовал на разборе и следил за вывозом какие-то книг, но Черная Книга, ради которой и был затеян слом башни в ночь с 13го на 14е апреля, таки не была найдена. А ученые спасли несколько фрагментов башни и увезли в Коломенское.

В 90х годах 20го столетия черные археологи и кладоискатели облазили многочисленные туннели под Сухаревской площадью, входы в которые располагались в старых домах Сретенки и сретенских переулков. Тут-то и вспомнили о прорытом Иваном Грозным туннеле от Кремля до Сретенских ворот, и подумали, а ни там ли он спрятал свою библиотеку, и поэтому ли перестроили ворота и надстроили башню? Кстати, идею о ее строительстве Петру I подал как раз Брюс. А что если он знал, где храниться библиотека, и туда же обратно спрятал? Но книг так и не нашли, ни Ивана Грозного, ни Брюсовых. Лишь иногда попадаются потерянные клады: сундуки с дорогими одеждами и мехами. Да еще и фундамент башни откопали…

Это был выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, сооруженный по инициативе Петра I. Сухарева башня простояла в Москве с 1695 по 1934 год. При ее уничтожении она была буквально разобрана по кирпичику, в башне явно что-то искали и разыскиваемое, скорее всего, было связано с загадочной личностью Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В честь Лаврентия Сухарева

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Ее возвели на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города, на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Свое название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, которому царь Петр I был очень обязан. Когда Петр I в 1689 году сбежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, именно стрелецкий полк Сухарева защитил его. Этот полк охранял Сретенские ворота, в знак благодарности царь приказал снести старые ворота и вместо них возвести новые, каменные, с часами. После перестройки ворота в центре украсила высокая, увенчанная шатром башня, чем-то похожая на западноевропейскую ратушу.

В целом, как считают архитекторы, стиль Сухаревой башни представлял собой некий «сплав» ломбардского и готического стилей. Как и Спасскую башню Кремля, Сухареву украшали часы. Ее высота составляла около 64 метров. Более 200 лет она оставалась не только украшением Москвы, но и одной из главных доминант города. Венчал башню двуглавый орел, причем довольно необычный, ведь его лапы окружали стрелы; по мнению некоторых исследователей, они
могли символизировать молнии.

Башню строили на века, а может, и на тысячелетия; во всяком случае, до нашего времени она достояла бы без проблем. Как отмечают специалисты, она отличалась колоссальной прочностью, залогом которой являлся очень глубокий фундамент. В Сухаревой башне хранилась икона Казанской Божьей Матери, избавительницы Москвы в войне 1612 года. В народе к башне было двойственное отношение: одни ласково называли ее «невестой Ивана Великого» (речь идет о колокольне Ивана Великого), другие с опаской - Башней колдуна.

Сохранилось описание Сухаревой башни, которое дал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834 году в «Панораме Москвы»:«… На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться».

Под руководством архитектора А. Л. Обера в 1870-е годы прошла реставрация башни, а в период 1897-1899 годов ее отремонтировали. Следующий ремонт отложили из-за войны с Германией. В 1919 году прошла очередная реставрация башни под руководством архитектора З. И. Иванова, который также подготовил проект перестройки ее под музей. Но 1934 год стал для башни роковым - ее разобрали до основания.

Гибель уникального памятника

Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах», - так писал о башне Юрий Олеша. Однако красота башню не спасла. 17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», где сообщалось, что 19 августа строительные организации приступят к сносу сооружения и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь в связи с ее реконструкцией. 28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в нем они указывали на ошибочность такого решения. Они писали: «Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Аналогичное письмо в тот же день было отправлено и первому секретарю Московского комитета ВКП(6) Л. М. Кагановичу. 4 сентября тот на совещании московских архитекторов-коммунистов свел спор о башне к ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - заявил он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты-архитекторы атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?»

Такая постановка вопроса должна была сбить волну осуждения по поводу сноса Сухаревой башни, ведь получалось, что выступающие за ее спасение в своем роде попадают в лагерь реакционеров. Их спасало лишь отсутствие принадлежности башни к церковной архитектуре. Однако Каганович все же согласился приостановить разрушение башни и дать им время составить проект реконструкции. Он сказал, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу
движения».

Увы, Сталин почему-то явно нацелился снести башню. 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу. 17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, а также авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они просили остановить разрушение архитектурного шедевра.

22 апреля 1934 года Сталин так ответил на их просьбу: «Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню - получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчество, чем Сухарева башня; жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И. Сталин».

В ночь на 11 июня 1934 года снос знаменитой Сухаревой башни был полностью завершен. Один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранен и перенесен в филиал Государственного музея архитектуры, находящегося тогда в Донском монастыре. Его вмуровали в аркаду монастырской стены, там он находится и сейчас, однако доступ к нему ограничен. А вот часы, снятые с Сухаревой башни, можно увидеть на башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.

Верный сподвижник Петра

Почему Сталин не откликнулся на просьбу столь большого количества выдающихся деятелей культуры и все-таки настоял на деконструкции башни? Некоторые исследователи предполагают, что при сносе он хотел что-то найти и это что-то было связано с именем Якова Брюса, ближайшего сподвижника Петра I, которого считают фигурой не менее загадочной, чем французский прорицатель Мишель Нострадамус.

Шотландец нашел себя на службе у русских царей. Он был военным, политиком, дипломатом, инженером, математиком, топографом, астрономом, астрологом, знахарем и, как уверяли его современники, самым настоящим колдуном. В последнее, говорят, верил даже царь Петр. Знакомство Брюса и Петра I началось еще в потешном войске, в которое записался 16-летний шотландец. С тех пор Брюс часто сопровождал царя в поездках по стране и Европе, он был крепок в пьянстве и загуле, мог поддержать компанию Петру, который в молодые годы не отличался примерным поведением.

Яков Брюс дослужился до чина генерал-фельдмаршала, стал сенатором, а в 1721 году даже получил титул графа. При этом, обладая живым умом и тягой к знаниям, Брюс стал одним из наиболее образованных людей своего времени. Он свободно владел несколькими европейскими языками, увлекался астрономией и астрологией, математикой и химией, ботаникой и медициной. Здесь перечислена только часть его научных интересов, их круг был необычайно широк.

В 1709 году был издан знаменитый «Брюсов календарь». Представляете, в нем был астрологический прогноз на 100 лет вперед! В календаре можно было найти прогнозы о самых различных грядущих событиях, начиная от погоды и урожаев и кончая войнами и миром. Там же содержались и полезные советы, в какие дни лучше заключать браки или отправляться в плавание.

Тайна «Черной книги»

Конечно, больше всего разговоров ходило о чародействе Брюса. Его необычные в те времена занятия вызывали много слухов. Например, поговаривали о том, что Брюс создал в Сухаревой башне для домашних работ механическую куклу-служанку необыкновенной красоты. Она делала уборку в комнатах, готовила еду, подносила хозяину кофе. Брюс упорно пытался сконструировать для нее какое-нибудь приспособление, чтобы она смогла говорить, но это ему не удалось. Механическая кукла выглядела настолько естественно, что в нее даже влюблялись молодые аристократы.

Простолюдины звали Брюса колдуном и были уверены, что в ночное время у него на башне собирались черти, упыри и прочая нечисть. Якобы в полнолуние к колдуну на башню прилетал настоящий дракон, на котором Брюс совершал полеты над спящим городом. Скорее всего, москвичей пугало светящееся каждую ночь окно на самом верхнем этаже башни, где Брюс устроил для себя обсерваторию. Наблюдение за звездным небом в те времена было в диковинку, вот и списывали эти ночные бдения на общение с нечистой силой.

Впрочем, это не самое интересное. Согласно ходившей в то время легенде, в Сухаревой башне хранилась «Соломонова печать» на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. Владевший перстнем получал немалые возможности; «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратишь, все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…»

Самой же большой тайной Брюса до сих пор считается его магическая «Черная книга». Шотландца звали чернокнижником и говорили, что эта книга давала ему не только власть, но и тайные знания. Ходили слухи, что Брюсу удалось разыскать легендарную библиотеку Ивана Грозного, с ней ему и досталась «Черная книга». Библиотеку он якобы надежно спрятал в подземельях Сухаревой башни. Ну а в народе автором таинственной книги считали самого сатану и называли ее «Библией черта».

По другой версии, «Черная книга», написанная волшебными знаками, когда-то принадлежала премудрому царю Соломону. В ней якобы были описаны судьбы всех людей на земле. Книга являлась заговоренной, поэтому только Брюс мог взять ее в руки, при попытке других она таяла в воздухе. Якобы эту книгу хотел полистать Петр I, но она так и не далась ему в руки, хотя Брюс присутствовал при этом. Чувствуя приближение смерти, Брюс замуровал «Черную книгу» в тайной комнате где-то в Сухаревой башне. На нее он наложил «магический замок» (особое заклятие), не позволяющий найти книгу посторонним людям, желающим узнать изложенные в ней тайные знания.

Самую масштабную попытку найти легендарную книгу предпринял Сталин. В результате в 1934 году Сухарева башня была разобрана буквально по кирпичику, в то время как другие сносимые здания просто взрывали. Причем разборка башни шла под бдительным оком Лазаря Кагановича. Стоит отметить и тот факт, что как людей, так и машины, покидающие объект, тщательно обыскивали сотрудники НКВД. Было сделано все, чтобы не допустить утечки каких-либо находок, обнаруженных в башне. Есть свидетельства, что различные находки все-таки были, но «Черная книга» среди них отсутствовала.

Ходили упорные слухи, что Лазарь Каганович, наблюдавший за уничтожением уникального архитектурного памятника, рассказал Сталину о высоком худом человеке в старинном парике, который из толпы погрозил ему пальцем, а потом словно растаял в воздухе. Скорее всего, это был сам Яков Брюс…

4116
Старая Москва. Сухарева башня.

Сухарева башня - выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший по своей архитектурной ценности в одном ряду с Кремлем, его соборами, и храмам Василия Блаженного, башня являлась символом Москвы с 1695 по 1934 годы, возвышалась она пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира).

"…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы - всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться" М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

Башня была сооружена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города., по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название своё получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

Архитектурный стиль Сухаревой башни являлся симбиозом ломбардского и готического. Прочность башни была колоссальной, а главным залогом этой прочности служил необыкновенно глубокий фундамент. Спустя несколько веков после строительства Сухаревой башни, когда в месте расположения фундамента прокладывали водопроводные трубы, строители никак не могли дойти до основания фундамента. Общая высота Сухаревской башни составляла 60 метров!
Во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: "Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра".

В 1698-1701 годах башня была реконструирована и приобрела тот вид, в котором дожила до начала двадцатого века. Главным элементом строения стал шатер, благодаря которому башня напоминала западноевропейскую готическую ратушу.

На территории Сухаревой башни Петром были устроены библиотека и астрономическая обсерватория, а также навигацкая и математическая школы, в которых преподавали люди не только из-за рубежа, но и Леонтий Магницкий, написавший первый в истории России учебник арифметики. Также в башне находились астрономические часы, а в нижнем ярусе – большой медный глобус (более 2 метров в диаметре), подаренный еще отцу государя Петра властями Голландии

Это было первое в России высшее светское специальное учебное заведение. Именно оно дало стране первых, мореплавателей, инженеров, архитекторов и геодезистов.
Учились в ней представители самых разных сословий.

Много легенд было связано с Сухаревой башней. Одна из них возникла в результате разбора башни. Московская легенда гласит, что Сталин принял решение разрушить Сухаревскую башню, с целью найти какой-то клад. Поэтому башню разбирали очень аккуратно, по кирпичику.

Но все же вернемся к реалиям того времени и от легенд перейдем к истории и фактам.

После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву её жители и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни». И в первое же воскресенье горы награбленного имущества запрудили огромную площадь, и хлынула Москва на невиданный рынок.

В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В разное время в башне размещались и резервуар с водой для города, и склады, и чиновничьи конторы, и квартиры служащих, и лавки, и даже часовня с кельями для монахов,.
В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897-1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

В марте 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали «Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера»

Ответ не заставил себя ждать."Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.
Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.
Уважающий вас (И.Сталин)

Отношение москвичей к разрушению башни ярче всего отражено в стихах Владимира Алексеевича Гиляровского:
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу её я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею…

Тем не менее, параметры башни были зафиксированы в обмерных чертежах, а некоторые особо ценные фрагменты декора удалось сохранить. Один из наличников окон третьего этажа перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену.