Болезни Военный билет Призыв

Фритьоф нансен. Фритьоф Нансен – норвежец, спасший сотни тысяч жизней и почти покоривший Северный полюс


Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 года в Норвегии, близ Осло (в те годы город назывался Кристиания). События своего детства Нансен описывает в своей автобиографии "На вольном воздухе", опубликованной в 1916 году. Для семьи Нансенов были характерны порядок и дисциплина, а также любовь к спорту, особенно к лыжному - его культивировала мать Нансена - Аделаида. Фритьофа стали приучать к лыжам с двух лет. В подростковом возрасте ему с братом Александром разрешалось проводить в лесу много времени, Нансен даже сравнивал себя с Робинзоном. В 10 лет Нансен попытался прыгнуть с трамплина в Хусебю и не покалечился лишь чудом, уже с 15-ти лет он регулярно участвовал в лыжных соревнованиях вместе со старшим братом Эйнаром.

01. На фото - Фритьоф Нансен в возрасте 4 лет.

В 1877 году Нансен поставил мировой рекорд по гонкам на коньках на 1 милю (1,6 км), а в 1878 году в первый раз стал победителем национального чемпионата по лыжным гонкам. Всего он выиграл этот чемпионат двенадцать раз. В 1880 году Фритьоф Нансен окончил школу, хорошо сдал экзамены и получил высшие оценки по естественным наукам и черчению. Его не прельщала карьера адвоката, по совету отца он подал заявление в военное училище, но вскоре забрал его. После он поступил в Кристианийский университет на факультет зоологии, чем весьма обеспокоил отца. Главной причиной выбора было то, что "по юношеской неопытности он думал, что изучение зоологии связано с постоянным пребыванием среди природы - в отличие от химии и физики, к которым чувствовал особое влечение". К занятиям в университете Нансен приступил с началом 1881 года, тогда же он завоевал второе место в национальных состязаниях по бегу на коньках. Научным руководителем Нансена был профессор Роберт Коллет (1842-1913), давний друг семьи, который был также руководителем кабинета зоологии. Он убедил Нансена заняться биологией тюленей, для чего тому следовало отправиться на промысловом судне в Северный Ледовитый океан. В 1882 году Фритьоф совершил эту поездку под началом капитана Акселя Крефтинга у берегов Гренландии на шхуне "Викинг".

02. Фритьоф Нансен в 1880-м году

Путешествие в Ледовитый океан Нансен подробно описал в книге "Среди тюленей и белых медведей", изданной в 1924 году. Когда Нансен вернулся из Арктики, профессор Коллет предложил ему вакантное в то время место препаратора отдела зоологии в Бергенском музее. В 21 год Нансен поступил под начало директора музея профессора Даниэля Корнелиуса Даниэльсена и проработал на этом посту шесть следующих лет.

03. Нансен за работой в лаборатории Бергенского музея (фото 1982-1984 годов)

В Бергене Нансен поселился в доме священника Вильгельма Хольта и посвятил себя научной работе. Одновременно он увлёкся искусством и литературой, особенно ценил драмы Ибсена и поэзию Байрона. К тому времени он свободно владел английским, французским и немецким языками. Способности к живописи проявились у него ещё в детстве, а в Бергене Нансен стал брать уроки у художника Франца Ширтца - пионера изображения Арктики в живописи, участника арктических экспедиций, который даже советовал ему бросить науку. Старшая сестра Нансена Сигрид Бёллинг в то время стала известной художницей. В феврале 1884 года Фритьоф поставил очередной спортивный рекорд: в одиночку совершил переход через горы из Бергена в Кристианию, после чего принял участие в соревнованиях в прыжках с трамплина в Хусебю и выиграл их. В 1885 году Нансену была присуждена золотая медаль Фриеле за первую его научную работу - "Материалы по анатомии и гистологии мизостом".

04. Фритьоф Нансен в 1886-м году

В начале 1886 года Нансен отбыл в Германию, где учился у профессора Камилло Гольджи новым методам окраски микроскопических препаратов нервной ткани. В апреле 1886 года Нансен переехал в Неаполь на морскую биологическую станцию Антона Дорна. Лето 1886 года Нансен провёл в Норвегии на военных сборах, во второй половине года вышла вторая его работа, основанная на материалах европейской поездки - "Структура и состав гистологических элементов центральной нервной системы", ставшая основой докторской диссертации.

05. Фритьоф Нансен в 1888-м году

Ещё в 1882 году, на судне "Викинг", у Нансена зародился план пересечь на лыжах ледниковый покров Гренландии. Осенью 1887 года он начал серьёзную подготовку к осуществлению своего плана. В ноябре 1887 года Нансен приехал в Стокгольм и пообщался с известным шведским геологом, картографом и исследователем Арктики - Адольфом Норденшельдом. Норденшельд планов Нансена не одобрил, но счёл их вполне выполнимыми и поделился собственным опытом. Несмотря на критику общественности и прессы, Нансену удалось собрать средства на экспедицию. За четыре дня до поездки Нансен смог защитить докторскую диссертацию. Экспедиция в составе 6 человек отправилась в путь 2 мая 1888 года. 17 июля произошла высадка на плавучие льды в 20 км от побережья Гренландии. Ценой огромных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. 3 октября 1888 года экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 470 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы. На родину они вернулись пароходом "Мельхиор" 30 мая 1889 года как триумфаторы. Профессор Брёггер писал в биографии Нансена: "Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, связывающим саги отдалённого прошлого с сагой сегодняшнего дня, с сагой о лыжнике, скатывающемся с головокружительной высоты…" По результатам экспедиции Нансен написал две книги - двухтомную "На лыжах через Гренландию" и этнографическое описание "Жизнь эскимосов".

6 сентября 1889 года состоялась свадьба Фритьофа Нансена с Евой Хеленой Сарс - дочерью известного в Норвегии зоолога - священника Микаэля Сарса. Ева была к тому времени знаменитой камерной певицей (меццо-сопрано), исполнительницей романсов. Помимо музыки, Ева увлекалась живописью и спортом. Любительница лыжного спорта, она изобрела женский лыжный костюм, по образцу саамского.

06. Фритьоф Нансен с супругой Евой Сарс в 1889-м году

После возвращения из Гренландии Нансен получил должность куратора зоологического кабинета университета Кристиании. Весь 1889 год прошёл для Нансена под знаком напряжённой работы - написание двух книг, отчёт об экспедиции, лекционные турне. Вдохновившись экспедицией в Гренландию у Нансена появился новый грандиозный план о подготовке экспедиции к Северному полюсу.

07. Фритьоф Нансенс в 1889-м году

18 февраля 1890 года Нансен выступил на заседании только что основанного Географического общества Норвегии с обоснованием своей новой экспедиции. Его план был таков: построить небольшое, но очень крепкое судно, способное выдерживать давление льда и идти через Берингов пролив, дабы побыстрее достичь Новосибирских островов. По прибытии на место предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам самим толкать судно к полюсу. На случай, если произойдёт несчастье и придётся эвакуироваться, или, напротив, экспедиция будет вынесена к берегам неизвестной суши, Нансен намеревался использовать ездовых собак.

08. Фритьоф Нансен с супругой Евой Сарс в 1890-м году

1890-1893 годы Нансен провёл в тщательной подготовке к экспедиции на Северный полюс. Он выступал с докладами, собирал средства и команду, искал спонсоров. Многие поддержали Нансена, в том числе и в России. МИД России выдало ему "Рекомендательный лист" и оповестило прибрежные власти Архангельской и всех сибирских губерний об этой экспедиции и распорядилось оказывать ей всевозможную помощь. По просьбе Географического общества Главное гидрографическое управление прислало Нансену копии всех имеющихся в России карт полярных морей. Э. В. Толль лично в 1892 году совершил поездку на Новосибирские острова, где заложил для Нансена три эвакуационных базы. Также Толль закупил для Нансена 40 остяцких и 26 якутских собак.

Нансен заложил смету на экспедицию в 300 тыс. норвежских крон (16 875 английских фунтов = 168 750 руб.), включая сюда стоимость судна, снаряжения, жалованья команде и содержания семей членов экспедиции. Закладка судна произошла на верфи Арчера в Ларвике 11 сентября 1891 года. Спуск на воду прошёл 26 октября 1892 года. Руководила церемонией Ева Нансен, она же назвала судно "Фрам" ("Вперёд"). Ещё в Гренландии Нансен убедился в преимуществе маленькой команды из профессионалов, в которой каждый несёт равную долю работы. Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя), но в Вардё за полтора часа до отплытия был принят 13-й член команды - матрос Бернт Бентсен, который предполагал идти только до Югорского Шара, однако остался до конца экспедиции. Пока корабль шёл вдоль Норвегии, Нансен дал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции.

29 июля "Фрам" вошёл в Югорский Шар, в ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля - полурусский-полунорвежец, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм доставил 34 остяцкие лайки. Карское море пересекли благополучно, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр, открыв перед тем несколько групп мелких островов, которые были названы в честь помощника командира (острова Скотт-Хансена) и в честь спонсоров экспедиции (острова Фирнли и острова Хейберга). Мыс Челюскин преодолели 9 сентября в сильную снежную бурю, грозившую вынужденной зимовкой. Нансен принял решение не идти к устью реки Оленёк, где Толль заготовил угольный склад и партию ездовых лаек. Вместо этого "Фрам" пошёл на север по открытым разводьям, огибая остров Котельный. Нансен рассчитывал добраться до широты 80°, но сплошные ледовые поля остановили "Фрам" 20 сентября на 78° с. ш. 28 сентября собаки были спущены с борта на лёд, а 5 октября было официально объявлено о начале дрейфа.

10. Судно "Фрам" покидает Норвегию, 1893 год

11. Нансен играет на органе (подарок спонсоров) на корабле "Фрам", 1893 год

9 октября 1893 года на практике была проверена конструкция "Фрама" - произошло первое ледовое сжатие. Судно всё это время беспорядочно дрейфовало на мелководье (130-150 м). Полярная ночь началась 25 октября, к этому времени на борту был смонтирован ветрогенератор. В целом главным врагом команды "Фрама" стала скука, которая приводила к конфликтам людей, стиснутых в тесных жилых помещениях, а также начавшаяся у Нансена депрессия.

12. Нансен у застрявшего во льдах "Фрама", 1894 год

Только 19 мая 1894 года "Фрам" пересёк 81° с. ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. Нансен опасался, что, если скорость дрейфа будет постоянной, на пересечение полярного бассейна понадобится не менее 5-6 лет. В этот период было сделано замечательное открытие: на месте Полярного бассейна обнаружился океан глубиной до 3850 м. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

13. "Фрам" во льдах, 1894 год

15. Измерение глубины океана. Глубина 3500 метров, 1894 год

16. Нансен на льду, 1894 год

17. Полярный пейзаж. Педер Леонар Хенриксен и "Фрам", 1894 год

18. Собачьи будки рядом с "Фрамом", сентябрь 1894

Нансен, как руководитель экспедиции, решил, что в поход к полюсу пойдут два человека и 28 собак с грузом 1050 кг (по 37,5 кг на собаку). После достижения полюса (на это отводилось 50 суток) можно будет пойти либо на Шпицберген, либо на Землю Франца-Иосифа. В спутники Нансен выбрал Ялмара Йохансена - самого опытного лыжника и каюра в экспедиции.

20. "Фрам" во льдах, 1894 год

21. Хенрик Греве Блессинг с приспособлением для сбора водорослей, 1894 год

22. Команда откапывает корабль. Март 1895 год

К концу января 1895 года экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34′ с. ш. Тем самым был побит рекорд Грили 1882 года - 83° 24′ с. ш.

24. "Фрам" во льдах, 1895 год

25. Нансен в своей каюте, февраль 1895 года

26. Флаг "Фрама", 1895 год

Санную экспедицию снаряжали в ограниченные сроки (около двух месяцев), используя только материалы, имевшиеся на борту экспедиционного судна. Первоначально предполагалось выступить на четырёх нартах, но неудачный старт 26 февраля 1895 года показал, что избранная конструкция нарт была ненадёжна - сломались поперечины. Попытка старта 28 февраля на шести нартах также провалилась: малое число собак (28) фактически заставляло проходить одну и ту же дистанцию шесть раз. Из-за этого были существенно сокращены запасы провианта (850 кг: на 120 суток для людей и всего на 30 - для собак). Выяснилось, что полярные костюмы из волчьего меха были неудачно скроены, и Нансен с Йохансеном сильно потели. Снятые на ночь, меховые костюмы замерзали. Нансен решил вернуться к шерстяным вязаным костюмам, опробованным в Гренландской экспедиции 1888 года. Они также были неудобны: плохо защищали от холода, замерзали на ходу, а ночью в спальном мешке оттаивали и постоянно были мокрыми

27. "Фрам" все также дрейфует закованный в лед, 1895 год

Нансен и Йохансен окончательно выступили 14 марта 1895 года на трёх нартах. Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние (в среднем путешественники преодолевали от 13 до 17 км в день), слабели собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13′36′′ с. ш., они повернули к мысу Флигели.

28. Нансен и Йохансен в пути (постановочная фотография Ф. Джексона, июль 1896 года)

В апреле направление дрейфа льда сменилось на северное, что сильно сдерживало полярников. Корма для собак к 19 апреля осталось на три дня, и полярники начали забивать самых слабых животных, скармливая их оставшимся. 21 апреля Нансен и Йохансен обнаружили вмёрзшее в лёд лиственничное бревно, что подтверждало теорию Нансена о дрейфе паковых льдов от сибирского побережья к Гренландии. К началу июня - времени таяния льдов - у них осталось 7 собак. С 22 июня по 23 июля 1895 года Нансен и Йохансен оказались блокированы сплошными полями тающих торосов, свою вынужденную стоянку они назвали "Лагерем томления". Температура иногда превышала нулевую, спать приходилось в мокрых спальных мешках, подложив под себя лыжи. Пришлось убить последних собак и бросить большую часть снаряжения, а также обрубить трёхметровые нарты, сделав их пригодными для волочения одним человеком.

29. Нансен и Йохансен в пути (постановочная фотография Ф. Джексона, июль 1896 года)

10 августа Нансен и Йохансен добрались до архипелага, которому Нансен дал имя Белая Земля - это были самые северные отроги Земли Франца-Иосифа. Неточные карты того времени ничем не могли им помочь, оставалось пройти как можно дальше до наступления зимы. Наконец, 28 августа 1895 года Нансен принял решение остаться на зимовку в "неизвестной стране". Зимовка проходила с 28 августа 1895 по 19 мая 1896 года на мысе Норвегия (80°12′ с. ш. 55°37′ в. д.) в западной части острова Джексона. Нансен и Йохансен построили из моржовых шкур и камней землянку. Камни выламывались из морен, рычагом служил обрезок полозьев нарт, гравий рыхлили лыжной палкой, заступ сделали из лопатки моржа, привязав её к перекладине нарт, а киркой служил моржовый клык. Единственным средством освещения и приготовления пищи в землянке была жировая лампа, сделанная из оковки полозьев нарт. Полярники питались медвежьим и моржовым мясом и салом, добытыми на охоте. Часто дули штормовые ветра (однажды ветром сломало лыжи Нансена и унесло и сильно помяло каяк Йохансена), а большие стаи песцов переодически расхищали скудное имущество зимовщиков.

30. Нансен и Йохансен в пути (постановочная фотография Ф. Джексона, июль 1896 года)

21 мая 1896 года они вновь отправились в путь, рассчитывая добраться до архипелага Шпицберген. Передвигаться приходилось пешком, разводья преодолевались на каяках. Если позволял ветер, на нарты ставились импровизированные паруса из одеял (так было при пересечении острова Мак-Клинток). 12 июня едва не произошла катастрофа: полярники расположились на берегу для охоты, когда сильным ветром связанные каяки были унесены в море. Нансен, рискуя жизнью, доплыл до каяков и вернул имущество, сложенное на их борту. 15 июня Нансен едва не утонул, когда морж распорол парусиновый борт каяка, по счастью, не нанеся путешественнику телесных повреждений.

17 июня 1896 года Нансен во время приготовления пищи услышал собачий лай. Не поверив своим ушам, он решил сходить на разведку и случайно наткнулся на Фредерика Джексона, который со своей экспедицией с 1894 года находился на мысе Флора. Нансен описывал это так: "С одной стороны стоял европеец в клетчатом английском костюме и высоких сапогах, цивилизованный человек, гладко выбритый и подстриженный, с другой - одетый в грязные лохмотья, перемазанный сажей и ворванью дикарь, с длинными всклокоченными волосами и щетинистой бородой, с лицом настолько почерневшим, что естественный светлый цвет его нигде не проступал…"

31. Встреча Нансена с Ф. Джексоном, июнь 1896 г. (постановочное фото, сделанное через нсколько часов после реальной встречи)

26 июля 1896 года на мыс Флора прибыла яхта "Windward", на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю Вардё 13 августа. Буквально через неделю в Норвегию вернулся и "Фрам" (команда "Фрама" после долгого ожидания, посчитала Нансена и Йохансена погибшими).

32. Экипаж "Фрама" после возвращения в Норвегию, сентябрь 1896 год

33. Экипаж "Фрама" после возвращения в Норвегию, сентябрь 1896 год

Возвращение "Фрама" превратилось в национальный праздник. Весь путь от Тромсё до Кристиании (20 августа - 9 сентября 1896 года) сопровождался чествованием в каждом порту. По пути в Берген на "Фрам" сел Э. В. Толль, он же от имени России поздравлял Нансена на королевском банкете. В Кристиании "Фрам" встречал военно-морской флот Норвегии, а на пути на королевскую аудиенцию команда Нансена прошла через триумфальную арку, образованную телами 200 гимнастов. Студенты университета увенчали команду лавровыми венками.

34. Торжественная встреча "Фрама" в Кристиании (Осло), сентябрь 1896 год

Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, по выражению сэра Клемента Маркхэма (председателя Королевского географического общества), "норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики". Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, взамен установив существование океанского бассейна. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. На основании анализа результатов экспедиции в 1902 году Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, известные как "правила Нансена" и получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов, а также описал феномен "мёртвой воды". Для полярников-исследователей и спортсменов огромную роль играют технологические открытия Нансена. Он впервые в широком масштабе использовал опыт выживания эскимосов, а ряд его изобретений (лёгкие бамбуковые нарты с металлическими полозьями и аппарат для варки пищи и одновременной растопки питьевого льда с КПД = 90%) используется до сих пор.

35. Фритьоф Нансен в 1886-м году

36. Фритьоф Нансен в 1887-м году

Важнейшей задачей Нансена было написание отчёта об экспедиции, на основе дневников путешествия и первично обработанных научных материалов. Книга получила название "Фрам в полярном море: Норвежская полярная экспедиция 1893-1896" и стала чрезвычайно популярна во всём мире: в 1897-1898 годах вышли её переводы на английский, немецкий, шведский и русский языки. Гонорары от изданий и переизданий сделали Нансена состоятельным человеком. В 1897 году Нансена назначили профессором университета Кристиании с освобождением от чтения лекций до окончания обработки научных материалов экспедиции. Работа заняла около 10 лет, последний (шестой) том отчёта увидел свет на английском языке уже в 1906 году. Третий том был написан единолично Нансеном и был посвящён океанографии Полярного бассейна. С 1900 года Нансен читал в университете лекции по океанографии, а с 1908 года был утверждён профессором океанографии, а не зоологии.

37. Фритьоф Нансен с семьёй в 1902-м году

В 1907 году после болезни умерла супруга Нансена - Ева Сарс (второй женой Нансена стала Сигрун Мунте, их брак состоялся в 1919 году, но совместных детей у них не было). Ева Нансен завещала не хоронить себя и сжечь её тело. Крематория в Норвегии того времени не было, Фритьоф Нансен с д-ром Йенсеном отвезли тело в Гётеборг, где оно было кремировано. Место, где развеян прах, неизвестно.

Пару слов можно сказать о Фритьофе Нансене, как о политике и дипломате. Впервые с делами большой политики Нансен оказался связан во время первого визита в Россию в апреле 1898 года. В Санкт-Петербурге он был удостоен аудиенции у Николая II, во время которой обсуждался вопрос о невмешательстве Норвегии в случае российско-шведского конфликта. В апреле 1906 года Нансен был назначен первым норвежским посланником (в ранге министра) в Великобритании и выехал в Лондон. Его основной задачей было постоянное взаимодействие с представителями крупнейших мировых держав с целью сохранения нейтральной позиции Норвегии и подготовки норвежско-английского договора, благо Нансен был чрезвычайно популярен в Великобритании. Норвежско-британский договор был подписан 2 ноября 1907 года в Лондоне, после чего Нансен счёл свою задачу полностью выполненной. Несмотря на уговоры короля Эдуарда, 15 ноября Нансен подал в отставку.

38. Фритьоф Нансен с детьми в 1908-м году

В 1913 году Нансен принял предложение американского бизнесмена норвежского происхождения Юнаса Крейна отправиться в путешествие на пароходе "Коррект" по трассе Северного морского пути, в основном с целью исследования возможностей его использования для торговли между Азиатской Россией и Европой. Это не была научная экспедиция, Нансен был лишь пассажиром. Пересев в устье Енисея (в Дудинке) с "Корректа" на "Омуль" Степана Востротина, полярник поднялся по Енисею с остановками до Красноярска, где провёл 4 дня в различных встречах, и далее через Китай по Китайско-Восточной железной дороге доехал до Владивостока, откуда вернулся автомобилями, лошадьми и на тот момент недостроенным северным путём Транссибирской магистрали в Норвегию через Екатеринбург, где участвовал в заседании Русского Географического общества, доложив о плавании по Енисею. По результатам поездки по Сибири Нансен написал книгу "В страну будущего". В этом путешествии Нансен близко познакомился с российским укладом жизни и многими активными чиновниками, что помогло ему в дальнейших миссиях в России в 1920-е годы. С той поры он начал интересоваться проблемами России.

В октябре 1918 года Нансена избрали ректором Университета Кристиании, не спросив его согласия, но он категорически отказался от поста. Тогда же он был избран председателем Норвежского союза по созданию Лиги Наций, это предопределило всю его деятельность на протяжении следующих 12 лет, до самой его кончины. Р. Хантфорд утверждал, что для Нансена это было наилучшим приложением его неуёмной энергии. Нансен, несмотря на традиционный нейтралитет скандинавских государств, добился избрания Норвегии полноправным членом Лиги в 1920 году и стал одним из трёх делегатов Генеральной ассамблеи Лиги. С апреля 1920 года Нансен занимался по линии Лиги Наций вопросами репатриации около полумиллиона военнопленных, разбросанных по разным странам мира. Более 300 000 из репатриантов были уроженцами России, охваченной гражданской войной. Уже в ноябре 1920 года Нансен отчитался перед Ассамблеей, что добился возвращения 200 тысяч человек на родину, и подчеркнул, что и предположить не мог, что столкнётся с таким количеством человеческих страданий. В окончательном отчёте 1922 года он заявил, что репатриировано 427 886 военнопленных из более чем 30 стран. Некоторые биографы утверждают, что это предприятие Нансена не уступает его арктическим начинаниям.

39. Фритьоф Нансен в Красноярске, 1913 год

Ещё в 1920 году, анализируя положение в России, Нансен предсказывал начало серьёзного голода. По предложению британского делегата Филипа Ноэль-Бейкера, с 1 сентября 1921 года Нансен занял должность Верховного комиссара Лиги по делам беженцев. Отныне его основной задачей становилось возвращение на родину более 2 миллионов русских беженцев, разбросанных по разным странам мира из-за перипетий русской революции. Одновременно он по собственной инициативе занялся проблемой голода, который прямо затронул более 30 миллионов человек в стране, охваченной гражданской войной. Это сильно повредило репутации Нансена, которого стали обвинять в "большевизме" и отстаивании интересов советского правительства. Работе Нансена по репатриации беженцев препятствовало и то, что у большинства из них не было документальных свидетельств происхождения или гражданства, как не было и юридического статуса в стране пребывания. Нансен предложил идею так называемого "нансеновского паспорта" - удостоверения личности для людей, лишившихся гражданства. В начале 1920-х годов "паспорта Нансена" признавали более 50 правительств, это позволяло беженцам на законном основании пересекать границы, искать работу и т. п. Среди обладателей нансеновского паспорта были и всемирно известные деятели, например, Марк Шагал, Игорь Стравинский, Анна Павлова. Изначально паспорт Нансена предназначался только для русских эмигрантов, но со временем стал выдаваться и другим группам беженцев.

Находясь на Лозаннской конференции, Нансен получил известие о присуждении ему Нобелевской премии мира. По воспоминаниям дочери Лив, он понятия не имел, что правительства Дании и Норвегии выставили его кандидатуру - прежде всего за его заслуги в деле репатриации военнопленных и помощь голодающим в России, а также за вклад, который он внёс своей деятельностью в достижение взаимопонимания между народами и налаживание мирных отношений между странами. Сумма премии составила 122 тысячи крон. Бо́льшую часть полученной суммы Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций в Росташах (Саратовская обл.) и в Михайловке (Днепропетровская обл.). Эти крупные хозяйства должны были, по мысли Нансена, служить примером более рационального способа производства, благодаря которому Советская Россия в бу­дущем смогла бы экспортировать зерно.

40. Раздача хлеба в Самаре, 1921 год

Побывав в Поволжье и привезя большое количество продовольствия, Нансен ужаснулся масштабам катастрофы. Из воспоминаний Нансена: "Самым ужасным было посещение кладбища, на котором была гора из 70 или 80 голых трупов, большинство из которых принадлежали детям, умершим за последние два дня и привезенных сюда из приютов или просто подобранных на улицах. А рядом громоздились еще 7 или 8 трупов взрослых. Их все просто складывают в одну могилу, пока она не заполнится. Трупы голые, потому что одежду забирают себе живые. Нансен спросил могильщика, сколько умерших привозят на кладбище ежедневно, и получил ответ, что их привозят "телегами". Для могильщиков было невозможно справиться с захоронением такого количества умерших, потому что земля была мерзлой и копалась очень тяжело, поэтому из тел несчастных вырастали горы. Многие трупы вообще оставались лежать на улицах и в домах, потому что не было возможности отвезти их на кладбище".

41. Умершие от голода в Самарской области, Бузулук, 1921 год (фото Нансена)

Международный Комитет Помощи России под руководством Нансена с сентября 1921 по сентябрь 1922 г. поставил в Россию 90 тыс. 700 тонн продовольствия. Эмиль Людвиг в своей книге "Вожди Европы" написал: "Какое значение имел Нансен для русского народа, мне сказал взгляд старой крестьянки, когда я посетил однажды Нижнее Поволжье спустя три года после пребывания Нансена в России. Когда я на­звал его имя, она перекрестилась и спросила, широко раскрыв глаза, знал ли я его. Потом коснулась рукой моей груди, словно желая передать благословение своему спасителю".

42. Голодающие дети в Саратове, 1921 год

43. Умершие от голода в Саратове, 1921 год

44. Умершие от голода дети в городе Маркс Саратовской области, 1921 год

Фритьоф Нансен ездил для сбора средст по США и Европе, проводил десятки встреч с представителями общественных организаций и деловых кругов, с простыми людьми. И везде говорил одну и ту же фразу "Я сказал свое слово здесь и буду повторять это снова и снова. Никогда не забыть мне смертную тоску в глазах русских детей. Спасите Россию!"

Так он взывал к людям - и был услышан. Отношение прави­тельств к Советам, конечно, не переменилось, и воззвание Нансена Лиге наций не подвинуло дела, хотя несколько государств, входивших в Лигу наций, и оказали некоторую помощь. Однако обще­ственное мнение пробудилось и вылилось в резолюции и воззва­ния, обращенные к правительствам, к различным учреждениям и простым людям. Пожалуй, мир никогда еще не видел такого горячего стремления оказать помощь. От частных лиц и от орга­низаций стекались посылки с подарками и крупные денежные суммы. Один англичанин, друг Нансена, майор Дэйвис дал 5 тысяч фунтов. Норвежские судовладельцы пожертвовали около 10 тысяч крон каждый, два квакера отдали все свое состояние - 23 тысячи фунтов. Газеты "Политикен" и "Дагенс Нюхетер" прислали 8300 крон, а община Берум (по местожительству Нансена) собра­ла 5 тысяч крон. Часто простые люди жертвовали свои последние деньги. Один рабочий из Монтевидео прислал все свои сбережения - 12 тысяч песо, один французский поэт - 48 тысяч франков, а одна 18-лет­няя девушка - содержимое своей копилки: 341 доллар. Квартир­ный хозяин и друг Нансена его студенческих лет, пастор Хольт из Бергена, теперь одинокий старик, собрал 372 кроны. Нансен тепло благодарил их всех.

45. Фритьоф Нансен в 1922-м году

46. Фритьоф Нансен в 1922-м году

В 1924 году Нансен получил поручение Лиги наций заняться армянскими беженцами. Однако ещё до этого, на первой сессии Лиги Нансен внёс предложение о приёме Армении в её члены, подчеркнув, что армяне как никогда нуждаются в помощи. С 1925 года много усилий Нансен посвятил помощи армянским беженцам - жертвам геноцида армян в Османской империи. Его целью было возвращение беженцев в Советскую Армению. Нансен активно посещал лагеря беженцев - в том числе в Египте, а после поездки по Советской Армении предложил Лиге Наций финансировать орошение 36 тыс. га земель (360 км²), что позволило бы разместить и обеспечить работой 15 тысяч человек. Этот план провалился, однако Нансен с тех пор стал одним из героев армянского народа. Всего от геноцида армян Нансеном было спасено около 320 тыс. человек, которые в дальнейшем по "нансеновским" паспортам смогли получить убежища в различных странах, в том числе в Сирии. По возвращении на родину Фритьоф Нансен написал полную симпатий и уважения к армянскому народу книгу "По Армении".

47. Фритьоф Нансен в Армении, 1925-й год

Последние два года жизни Нансен страдал от сердечных заболеваний, однако по-прежнему вёл активный образ жизни. 13 мая 1930 года Фритьоф Нансен скончался на веранде своего дома, похороны были назначены на день национального праздника - 17 мая. Согласно его завещанию, тело Нансена было кремировано, урна с прахом была захоронена под одной из берёз в "Пульхёгде".

В 1954 году ООН учредила Медаль Нансена, которая была преобразована в 1979 году в премию его имени, присуждаемую ежегодно от имени Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В бывшей усадьбе Нансена "Пульхёгда" с 1948 года располагается Институт Фритьофа Нансена - независимое учреждение, занимающееся исследованиями в области защиты окружающей среды, энергетики и разработки методов и политики управления использованием ресурсов.

50. Фритьоф Нансен в 1930-м году

Больше исторических фотосборников моего блога можно найти

Фритьоф Нансен известен как норвежский полярный исследователь, учёный - доктор зоологии, основатель новой науки - физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп.

Ребенком молодой путешественник ночевал по несколько дней в лесу и на холмах. Так же с юности у Нансена был талант к лыжам. Поэтому в молодые годы он прославился, как спортсмен-лыжник и конькобежец. Несколько раз даже выигрывал чемпионаты в Норвегии.

В 1880 году, поступая в университет в Осло, Фритьоф делал сложный выбор между живописью и зоологией. В итоге выбор пал все таки на второе. Спустя 2 года в 1882 году Нансен завербовался матросом на корабль "Викинг". Это было промысловое (зверобойное) судно, которое отправлялось в Арктику. Путешествие так впечатлило юного Фритьофа, что он задумал свой пеший переход через Гренландию (первый в своем роде поход).

На протяжении 5 лет Нансен не мог найти денег для осуществления своих планов. Поэтому по возвращении из плавания, он посвятил себя научной деятельности. Но в конце концов в 1888 году один копенгагенский филантроп решил стать спонсором его похода в Гренландию. В мае 27-летний Нансен и еще только 5 членов экипажа отправились в путешествие. Экспедиция не задалась с самого начала, так как льды сместились намного миль в сторону. Горы, ледники и низкая температура сильно затрудняли путешествие. Поэтому не все задуманной удалось осуществить. Это приключение послужило толчком для написания двух книг «Первый переход через Гренландию» и «Жизнь эскимосов».

Вернувшегося из экспедиции Нансена встречали в Норвегии, как прославленного героя. Пересечение на лыжах ледникового покрова острова Гренландия (впервые в истории), приняли как грандиозное спортивное достижение. В 1897 году Нансен стал куратором по зоологии университета Кристиании. В это же время он начала планировать свою новую экспедицию. Следующей целью стал Северный полюс. Фритьоф решил установить есть ли там суша. Норвежское правительство выделило средства Нансену на постройку судна для его новой экспедиции. В итоге этим судном стал круглодонный корабль "Фрам" ("Вперед"), рассчитанный на сильное давление льда.

1893 г. летом он и его команда из 12 человек отправилась в это тяжелое путешествие. Но в ходе попытки достижения Северного полюса, корабль застрял во льдах за мысом Челюскин. Нансен не опустил руки. Он решил подойти как можно ближе к северному полюсу на собачьих упряжках. Преодолев все неприятности, они впервые дошли до точки 86° 13,6" северной широты. В 1897 году вышел двухтомный труд "Крайний Север", в основу которого легла эта экспедиция Нансена. После 1897 года основные научные интересы исследователя были связаны с новой и только создаваемой наукой - океанографией. Фритьоф был участником нескольких океанографических экспедициях в Северной Атлантике.

В 1906-1908 гг. решил сменить род деятельности. Он помог отделится Норвегии и стал ее послом в Великобритании. Во время Первой мировой войны Нансен очень активно стал помогать российским пленным. Благодаря нему около 1,5 млн эмигрантов смогли получить жилье. Когда в России начался страшный голод в 1921 году, Нансен не смог оставить это без внимания. Он собрал деньги для спасения голодающих. Ему удалось спасти до 10 млн. жизней. Последнее годы жизни Фритьофа плотно связаны с Лигой Наций. С 1921 года он был её верховным комиссаром по вопросам беженцев.

Фритьофа Нансена был женат дважды, от первого брака у него было появилось пятеро детей. Но нормальной семьи у него так не сложилось.

Он умер в Осло 13 мая 1930 г. во время игры с внучкой на веранде, переутомившись до этого во время лыжной прогулки. Похороны его провели в годовщину норвежской независимости.

Благодаря матери, очень любившей лыжные походы, у Нансена и появилась эта любовь к походам.

Фритьофа обучили катанию на лыжах уже в 2 года.

В школьные годы юный путешественник сам смастерил ружьё из обрезка водопроводной трубы, но во время его испытаний едва не лишился глаза

Фритьоф сам разработал проект судна («Фрам»). Корабль должен был быть на столько прочным, чтобы выдержать ледовое сжатие.

Эпиграф описания путешествия Нансена «Той, которая дала имя кораблю и имела муже
ство ожидать», был посвящен его первой жене Еве.

Нансен был знаком с Софьей Ковалевской. Они так понравились друг другу, что некоторое время переписывались. О характере их отношений до сих пор ведутся споры

Нансен очень ценил творчество Байрона.

Во время похода к Северному полюсу полярники заблудились и решили зимовать на Земле Франца-Иосифа. Нансену пришлось охотиться на моржей и белых медведей. А жить в палатке из моржовых шкур.

Методы Нансена в передвижении и выживании во льдах и придуманным им оборудованием стало примером для подражания для многих полярников мирового класса. Нансен стал консультантом для полярных исследований из разных стран.

В 1911 году Руаль Амундсен (соотечественник Нансена) благодаря кораблю "Фраму" и советам Нансена достиг Южного полюса.

Именем Нансена были названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны.

В 1922 году Фритьоф стал лауреатом Нобелевской премии мира.

Еще одно достижение исследователя - Нансеновские паспорта. Такой документ позволял беженцам без гражданства найти приют в других странах.

После смерти Нансена его дело было продолжено Нансеновской организацией по вопросам беженцев, центральный офис которой получил в 1938 году Нобелевскую премию за усилия по распространению паспорта Нансена.

(1861-1930)- великий норвежский путешественник и учёный. Его, как и многих исследователей, привлекал Северный полюс. Но проникнуть в высокие северные широты ещё никому не удавалось. Суда смельчаков гибли в ледяных объятиях северных морей. Люди не знали, каким образом, на чём можно преодолеть этот труднейший путь.

В 1884 г. у южных берегов Гренландии были найдены вмёрзшие в лёд вещи с американского судна «Жанетта», которое было раздавлено льдами возле Новосибирских островов. Нансена эта находка навела на гениальную мысль. Если обломки «Жанетты», погибшей на востоке, через три года оказались на западе, стало быть, льды дрейфуют, двигаются с востока на запад. Нансен решил построить очень прочное судно особой, яйцевидной формы, чтобы льды его не раздавили и выталкивали наверх. Корабль вмёрзнет во льды, которые поплывут на север и, возможно, пронесут его неподалёку от полюса. А за время дрейфа можно сделать самые разные исследования. Так родился проект знаменитого корабля «Фрам», что значит «Вперёд». Славное имя!

Нансен на «Фраме» осуществил это плавание. Он сделал много интересных открытий. Одно из них - глубинное тёплое течение Гольфстрим в северных морях. Теперь уже не оставалось сомнений, что около полюса земли нет!

Но «Фраму» не удалось подойти близко к полюсу, и Нансен с молодым лейтенантом Иогансеном отправляются туда на собаках. Нансен был опытным полярным путешественником. Ещё раньше на собаках и пешком он пересёк огромный ледник острова Гренландия вдвоём с другим полярным исследователем - Свердрупом. И всё же путь к полюсу оказался слишком тяжёлым. Нансен решает повернуть обратно. Путешественники построили, как эскимосы, снежную хижину- иглу. Охота давала им еду и жир, который горел, освещая и обогревая их жилище. Весной, здоровые, крепкие, только ужасно грязные, обросшие, Нансен и Иогансен двинулись на юг.

И вот бодро шагают они уже по островам Земли Франца-Иосифа. Но что это?.. Лай собак?.. Не может быть! И вдруг перед ними возникает «видение». «Здравствуйте! Ваш корабль здесь?» - вежливо спрашивает джентльмен в клетчатом костюме. «Да вы не Нансен ли?» - уже радостно кричит он. Это Фредерик Джексон, английский путешественник, чья экспедиция работала тогда на Земле Франца-Иосифа. Теперь добраться домой было не сложно. Так закончилось это путешествие к полюсу.

Фритьоф Нансен был не только знаменитым исследователем, учёным, мужественным и храбрым путешественником, он был ещё и замечательным человеком. Он один из немногих в то время в буржуазном мире, кто хорошо относился к молодому Советскому государству трудящихся. И не только на словах. Нансен организовал помощь голодающим крестьянам Поволжья, где в первые годы Советской власти была страшнейшая засуха. Его посылки спасли не одну человеческую жизнь. Благодарная память советских людей хранит самые лучшие воспоминания о Фритьофе Нансене.

Нансен был велик как полярный исследователь,
более велик как ученый и еще более велик как человек.
Херальд Свердруп


10 октября 1861 года в пригороде Христиании (ныне - Осло) родился, не побоюсь выразить своё восприятие - один из величайших людей, когда либо рожденных на Земле. Мальчика назвали Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен.

Сейчас у вас в голове зародился поиск: "А чем он так велик? А кто более велик или равен ему?"

Большинство читателей знают о Нансене, как о полярном исследователе, который так и не побывал на Северном Полюсе.
Именно поэтому я и решил написать этот пост. Я не буду переписывать всю его биографию, которою заинтересованный читатель сможет сам найти, как в сети, так и в библиотеке. Остановлюсь лишь на основных известных и малоизвестных моментах его истории.
Семейство Нансенов — датского происхождения, его родоначальником был купец Ханс Нансен (1598—1667), который в 16-летнем возрасте совершил первое плавание по Белому морю, а в 21 год по приглашению царя Михаила Фёдоровича обследовал архангельское побережье и посещал Кольский залив. Отец молодого Фритьофа Бальдур Нансен - секретарь окружного суда, но походил скорее на пастора чем на юриста, так он неизменно размерен, аккуратен и тих. Мать - фру Аделаида Нансен была олицетворением подвижности. Урожденная баронесса Ведель-Ялберг, она была чужда аристократической чопорности, пренебрегала всякими условностями. Не считаясь с мнением света бегала на коньках и на лыжах, не брезгала никакой работой. Сама обшивала детей, а на досуге много читала.
Фритьоф весь в свою мать - такой же подвижный смельчак. В семнадцать лет он стал чемпионом Норвегии. а затем и мира по бегу на коньках. Двенадцать лет подряд побеждает на соревнованиях в длительных лыжных переходах. Впрочем, кое-что заимствовал он и от отца - в характере его настойчивости и дотошности хоть отбавляй. Именно сплав этих двух характеров и позволил Нансену совершать сложнейшие полярные экспедиции с уверенностью, неизменным успехом и без потерь.
В 1881 Фритьоф поступил в Кристианийский университет выбрав будущей профессией - зоологию.

В 1882 году, как сейчас говорят: "на практику", Нансен нанимается на зверобойную шхуну "Викинг". Где впервые и выходит в Северный Ледовитый океан. Матросы "Викинга" поначалу видели в пассажире чужую птицу, залетевшую в их гнездо и мечтали заполучить в свой экипаж не господина студента, а лишнего зверобоя. Но вскоре этот молодой студент доказал, что может не только изучать предмет их охоты, но и быть одним из лучших зверобоев "Викинга".

Именно во время плавания на зверобойном промысле Нансен начинает изучать арктические льды, задумываться над их появлением и движением на просторах Ледовитого океана. Его научный подход позволил, на основе полученных со льда образцов "грязи", определить что эта почва принесена к Шпицбергену от берегов Сибири.
Фритьоф Нансен, будущий великий полярный исследователь и путешественник 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления лыжной экспедиции в Гренландию, защитил докторскую диссертацию «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин ». По поводу его защиты было много разговоров, но мне понравились слова самого Нансена: "Пусть лучше будет плохая защита, чем плохое снаряжение."
Несмотря на вот такие объявления в газетах Норвегии:

"ВНИМАНИЕ!

В июне сего года препаратор Нансен демонстрирует бег и прыжки на лыжах в центральной области Гренландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется."

Фритьоф, его будущий соратник в экспедиции на "Фраме" Отто Свердруп и 4 их товарища совершают беспрецендентный лыжный переход поперек всей Гренландии. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу сапожную мазь на основе льняного масла). Маршрут составил 470 км.

На родину они вернулись 30 мая 1889 года как триумфаторы, здоровые и в полном составе. Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, являлся для них олицетворением национального типа.

Впереди Фритьофа Нансена ждали любовь и новые свершения во имя знаний, Норвегии и всего человечества.
Свадьба состоялась 6 сентября 1889 года. Нансен не хотел венчаться и к тому времени официально вышел из государственной лютеранской церкви. Ева была дочерью священника, и Нансен в последний момент уступил. На следующий день после свадьбы чета отправилась в Ньюкасл на географический съезд, а после его окончания — в Стокгольм на награждение Нансена. Очень оригинально был отпразднован первый совместный Новый год — лыжным походом на гору Норефьель.

В 1883—1884 годах на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга на корабле «Жаннетта». Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения; статья Мона стала обоснованием идеи Фритьофа экспедиции к полюсу.
Большинство критиков не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник того времени Адольф Грили доказывал безусловную ложность постулатов Нансена, предполагая, что вещи, найденные в 1884 году в Гренландии, не принадлежали членам экспедиции Де Лонга. По мнению Грили, Северный полюс недостижим, так как занят мощным массивом суши, придавленной ледником, который и служит источником паковых льдов. Равным образом он скептически отнёсся к проекту идеального ледового судна, назвав намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства».

Мертвым сном тысячелетиями спали полярные страны. Вечное безмолвие их никто не нарушал. И совсем не потому, что люди так склонны оберегать чужой покой, а оттого лишь, что были они бессильны в царстве ночи и холода. Однако ничто не останавливало людей в извечном стремлении озарить свою жизнь знаниями.
Нансен и обладал огромной жаждой познания. И теперь, со свойственной ему целеустремленностью, настойчивостью и дотошностью готовился к экспедиции в Центральную Арктику. Он имел знание о дрейфе льда от берегов Сибири в Атлантический океан. При переходе через Гренландию обходился без собак, лишь потому, что не смог достать хороших ездовых собак. Зато для похода к Северному полюсу он решил применить своеобразный вид транспорта: лодку, комбинированную с санями в собачьей упряжке. И конечно - необходимо было построить судно возможно меньших размеров, на которое поместился бы пятилетний запас угля и провиант для экипажа, и арктический лёд не смог раздавить его в своих мощных объятиях.

Так описывается имя наречение "Фрама": "Ева Нансен твердым шагом приближается к носу корабля. Колин Арчер почтительно подал ей бутылку шампанского. Тотчас смолк гул толпы: традиционный морской обряд наречения нового судна требовал почти молитвенной тишины. Ева высоко занесла руку и сильным ударом разбила бутылку о форштевень.
- "Фрам" - имя ему!"


Сохранённый потомками "Фрам" в Осло.


«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева среди когда-либо построенных. Он олицетворял собой высшее и последнее достижение человечества в его пассивной борьбе со льдами. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд и пришёл к выводу, что корпус значительно прочнее арктического льда, что и было доказано на практике. Корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы — поперечное сечение корпуса соответствовало форме половины кокосового ореха. Длина «Фрама» по ватерлинии составляла — 36,25 м.
Обшивка была дубовая, тройная, так что борта имели толщину более 70 см. Борта изнутри были оклеены просмоленным войлоком, слоем пробки, обшивкой из елового дерева, еще толстым слоем войлока, затем линолеумом и, наконец, дощатой обшивкой.



Над входом в музей "Фрама" в Осло.



Борт "Фрама", шпангоуты, запасной коленвал, современная противопожарная синяя труба и я.


Двигатель.


Винто-рулевой комплекс "Фрама".


Запасные винты.


Штурвал и компас "Фрама".


Вот так: цепью за румпель передаётся на баллер (вертикальная ось вращения пера руля ) движение штурвала.


Камбуз на "Фраме"


Кают-компания.


Каюта и медицинские инструменты.


Койка-диван в каюте Нансена.

На палубе "Фрама".

Ещё в Гренландии Нансен убедился в преимуществе маленькой команды из профессионалов, в которой каждый несёт равную долю работы. Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя), но в Вардё за полтора часа до отплытия был принят 13-й член команды — матрос Бернт Бентсен, который предполагал идти только до Югорского Шара, однако остался до конца экспедиции. Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон (как потом оказалось не зря! ), подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.
«Фрам» вышел в море 24 июня 1893 года. Капитаном на нем был проверенный в Гренландском походе друг Нансена Отто Свердруп .
29 июля «Фрам» вошёл в пролив Югорский Шар, в ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля — полурусский-полунорвежец, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм — доставил 34 остяцкие лайки.
3 августа, погрузив на борт собак, распрощавшись с Тронтхеймом и послав с ним последние письма к родным и знакомым, экспедиция продолжила свой путь на Восток. При выполнении лоцманских работ, выводя "Фрам" из узкого пролива. Нансен чуть не сгорел в мотоботе от воспламенившегося масла.
22 сентября к Западу от Новосибирских островов "Фрам" обложило льдами и начался 3-х летний дрейф. Все прочие арктические экспедиции, которым приходилось проводить долгую зимнюю ночь страдали, кроме голода, холода и болезней, от невыносимой скуки; вследствие этой скуки являлись ссоры, взаимные обвинения, всеобщее недовольство и цинга . Ничего подобного на "Фраме" и ожидать было нельзя. Здесь у каждого было свое дело, к которому он был больше способен.


Астрономические наблюдения. Свердруп (стоит) и Скотт-Гансен


Ф.Нансен играет на органе в кают-компании "Фрама"


Сигурд Скотт-Гансен и Ялмар Йохансен измеряют магнитное склонение.


Измерение глубины океана на 3500м.


Нансен измеряет температуру воды на глубине.
Фото из Национальной библиотеке Норвегии в Осло .


С 3 по 5 января 1895 года «Фрам» испытал сильнейшие за всю экспедицию ледовые сжатия, так что команда готова была эвакуироваться на лёд. Но "Фрам" выдержал и эти адские атаки льда. К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34"с. ш. Вскоре Нансен понял, что на судне они не достигнут Северного полюса, дрейф пройдет много южнее. И принимает решение - выдвигаться вдвоем на собачьих упряжках. С провиантом в 850 кг на 120 суток для людей и всего на 30 — для собак, поручив командование экспедицией капитану "Фрама" Отто Свердрупу, Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 года на трёх нартах к Северному полюсу.


Нансен и Йохансен покидают "Фрам".


Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние (в среднем путешественники преодолевали от 13 до 17 км в день), слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13"36" с. ш., они повернули к Земле Франца-Иосифа. До Северного полюса оставалось около 400 км.
Это решение архиважное. Многие полярные исследователи в истории изучения Полярных районов не могли принять такого решения или принимали его слишком поздно, что всегда заканчивалось трагедией. Этим решением Нансен спас жизни не только себе и Йохансену, но и многим норвежцам, шведам, голодающим Поволжья, армянам.
10 августа, пройдя сквозь суровые испытания и непогоды, двое норвежцев наконец достигли долгожданной земли. Это были северные, еще не изведанные, острова Земли Франца-Иосифа. Здесь они принимают еще одно взвешенное решение - оставаться зимовать на мысу одного из северных островов и основательно готовится к зимовке, а не искать путь на Юг. Теперь это мыс Норвегия на острове Джексона . Почти до конца мая следующего года Нансен и Йохансен прожили в землянке, накрытой моржовыми и устеленной медвежьими шкурами. 21 мая 1896 года возобновили продвижение на Юг, надеясь достичь Шпицбергена. 17 июня на мысе Флора острова Нортбрук , при приготовлении пищи, Нансен услышал лай собак. Так произошла встреча норвежцев, покинувших "Фрам" более года назад с не взятым в команду "Фрама" Фредериком Джексоном.

Встреча Нансена и Джексона. Постановочная фотография, сделанная через несколько часов после их действительной встречи.


26 июля 1896 года на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю 13 августа.
«Фрам» прибыл в Скьервё спустя неделю - 20 августа, за три года борьбы со льдами Арктики не претерпев никаких повреждений и с командой в полном составе. Возвращение экспедиции «Фрама» превратилось в национальный праздник. На Нансена посыпались награды всех стран. Географические общества его избирали почетным членом. Прошедший лёд и воду, Фритьоф в свои 35 лет был накрыт звуком фанфар. Но он оставался верен науке.
Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, по выражению сэра Клемента Маркхэма (председателя Королевского географического общества), «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, взамен установив существование океанского бассейна. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. На основании анализа результатов экспедиции в 1902 году Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов.


Дороги экспедиции. Красный - путь до начала дрейфа. Синий - дрейф "Фрама". Зеленый - путь Нансена и Йохансена. Желтый - возвращение "Фрама".
Фото из Википедии .

И этнограф, биолог, историк, автор талантливо написанных книг, иллюстрированных им самим с мастерством даровитого художника. С имени Нансена начиналась для многих поколений полярников разных национальностей. Нансен - герой, так и не достигший Северного полюса.

В 1893-1896 гг. Нансен осуществил знаменитую экспедицию на «Фраме». Предварительно вморозив судно в дрейфующие льды, Нансен решил действовать заодно со стихией: пусть течения и льды увлекут «Фрам» в Центральную Арктику, в околополюсное пространство, & там будет рукой подать и до вожделенного полюса. Когда же выяснилось, что дрейф проходит южнее, Ф.Нансен вместе с молодым штурманом отважился покинуть борт «Фрама», чтобы на лыжах и собаках достичь желанного полюса.

Риск был очень велик, так как можно было потом не найти судно, уносимое дрейфом. Но тем не менее весной 1895 года два норвежца направились к полюсу. Пройдя по льдам более 200 км и достигнув рекордной по тем временам широты 86°14`, они вынуждены были отступить: хаос ледяных глыб преградил им дорогу, и Ф.Нансен повернул назад. Несколько месяцев они шли по льдам на юг к ближайшей Земле и в конце концов на пределе сил и продовольственных запасов ступили на твердую сушу, оставшись там на зимовку в лачуге, выстроенной ими из камня. Питались они мясом белого медведя, согревались теплом лампы, заполненной медвежьим жиром.

Летом 1896 года Ф.Нансен неожиданно встретил английскую полярную экспедицию и на их судне возвратился домой. Через несколько дней сюда из трехлетнего трехтысячемильного дрейфа вернулся и «Фрам». Ф.Нансен стал полярником номер один. Он во время зимовки изучал и льды, скудную арктическую растительность.

В Ф.Нансен с головой ушел в общественную деятельность, он стал посланником Норвегии, только что обретшей независимость, в Лондоне. В глубине души ученый надеялся, что это ненадолго, что он вернется в науку, в Арктику. Но тут жизнь нанесла ему несколько безжалостных ударов: умерла любимая жена, вскоре он потерял и младшего сына. Нансен находил утешение в работе, написав несколько книг. И в итоге он сумел справиться с обрушившимися на него бедами, постепенно обрел былую уверенность в себе. Перед его глазами снова засияли бело-голубые льды, но началась первая мировая война, и он встал в ряды ее противников.

Война завершилась, в мире царила разруха, голод, и Нансен отдает всего себя бедам и горестям людским: представители Нансеновской миссии работают в регионах, пораженных холерой, чумой, малярией; он организует пожертвования, приходящие на имя Нансена со всего света, для голодающих в России; организует помощь эмигрантам, вынужденным покинуть родину. В 1922 году деятельность великого норвежца увенчивается Нобелевской премией мира.

Отчаянно, мучительно тосковал Нансен по , по несостоявшимся экспедициям. Но вернуться к прежней жизни полярника ему уже было не суждено, хотя за две недели до смерти Нансен готовил экспедицию на Северный полюс на дирижабле.

Многолетний и верный друг нашей страны, он называл Россию «страной будущего», интересовался ее наукой, культурой и верил в ее расцвет.

Крупнейший океанолог мира норвежец Харальд Свер-друп сказал о Нансене: «Он был велик как полярный исследователь, более велик как ученый, еще более велик как человек…»

Экспедиция Нансена окончательно установила, что в центре Арктики глубокий морской бассейн, а дрейф «Фрама» подтвердил направление движения льдов с востока на запад.