Болезни Военный билет Призыв

Фрегат проекта 22350 адмирал горшков вооружение. Невидимка с «Калибрами»: почему «Адмирал Горшков» лучший фрегат ВМФ России. Энергетическая установка и ходовые качества

Об этом сообщил начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников. «В ноябре, как и „Иван Хурс“, должны вступить в строй фрегат „Адмирал флота Советского Союза Горшков“ и судно тылового обеспечения „Эльбрус“», — сказал он.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщал, что испытания «Адмирала Горшкова» идут по плану и должны завершиться в июле этого года. Как отметил чиновник, сложность испытаний фрегата состоит в том, что приходится одновременно проверять работу нескольких десятков новейших комплексов, в частности, радиоэлектроники, артиллерийского вооружения, различных корабельных систем, систем ПРО.

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» — фрегат с управляемым ракетным оружием ВМФ Российской Федерации, головной корабль проекта 22350. В рамках этого проекта предполагается строительство серии из 10-12 многоцелевых фрегатов дальней морской зоны, которые будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России.

«Адмирал Горшков» — это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Он был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года. В ноябре 2014 года корабль впервые вышел на испытания, 20 марта 2017 года фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

Корабль предназначен для работы как в ближней, так и в дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Мореходность фрегата должна обеспечивать применение вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Фрегат уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30 % совершенно новых технологий и материалов. Он выполнен с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Оригинальная архитектура надстройки создана по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень его радиолокационной и оптической незаметности.

Основные характеристики

  • Водоизмещение (полное) — 4,5 тыс. тонн
  • Длина — 135 м
  • Ширина — 16 м
  • Осадка — 4,5 м
  • Скорость хода (полная) — 29 узлов (53,71 км/ч)
  • Дальность плавания — 4 500 морских миль (8 334 км)
  • Автономность плавания — 30 суток
  • Экипаж — 180−210 человек

Вооружение

Артиллерия — российская универсальная корабельная артиллерийская установка калибра 130 миллиметров А-192 «Армат».

Ракетное вооружение — до 16 ракет «Оникс» или «Калибр-НК», ЗРК «Полимент-Редут», два ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение — до 16 противолодочных ракет 91Р семейства «Калибр-НК» и 8 ракет противолодочного ракетного комплекса «Медведка-2».

Авиационная группа — 1 вертолёт Ка- 27ПЛ.


"Адмирал Горшков" - многоцелевой фрегат дальней морской зоны проекта 22350.

Место базирования

Северный флот.

Имя, постройка

Заложен 1 февраля 2006 года на "Северной верфи", спущен на воду 29 октября 2010 года. 8 ноября 2014 года приступил к заводским ходовым испытаниям. Изначально их старт был намечен на 2013 год, но его перенесли из-за проблем с поставкой 130-миллиметровой артиллерийской установки А-192 от КБ "Арсенал".

Заводские ходовые испытания "Адмирала Горшкова" начались в ноябре 2014 года.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков в январе 2015 года , что фрегат должен войти в боевой состав флота в ноябре 2015 года.

В 2018 году корабль в Главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ.

26 февраля 2019 года во главе отряда Северного флота фрегат "Адмирал Горшков" вышел из Североморска в свой первый дальний поход.

Тактико-технические характеристики и размеры

Скорость корабля - 30 узлов. Автономность – 30 суток. Дальность плавания - 4850 миль при скорости 14 узлов. Экипаж - 180 человек и 20 морских пехотинцев. Полное водоизмещение - 4500 тонн, длина - 135 метров, ширина - 15 метров, осадка - 4,5 метра.

Энергетическая установка

Дизель-газотурбинная, 2х30450 л.с., ГТА М7Н1 (8450 л.с. маршевая ГТУ, 22000 л.с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт

Вооружение

Универсальный ракетный комплекс "Калибр-НК" с боекомплектом из 32 ракет "Оникс" или "Калибр" с возможностью поражения морских и береговых целей, зенитный ракетный комплекс "Полимент-Редут", комплекс ПЛО "Пакет", одна 130-мм артустановка А-192, две ракетно-артиллерийские системы самообороны "Палаш". Авиационное вооружение состоит из вертолета Ка-27ПЛ.

28 июля 2018 года в Санкт-Петербурге на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялась церемония подъема Военно-Морского Андреевского флага и передачи в состав ВМФ России головного фрегата проекта 22350 (заводской номер 921). Приемный акт по завершении Государственных испытаний корабля был 26 июля. Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» включен в состав 43-й дивизии ракетных кораблей Северного флота с постоянным базированием на Североморск.

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» после подъема Военно-Морского флага и вступления в строй ВМФ России. Санкт-Петербург, 28.07.2018 (с) провэд.рф

На церемонии подъема Военно-Морского флага на фрегате «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» присутствовали заместитель Главнокомандующего ВМФ России начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук и президент ПАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Алексей Рахманов. Характерно, что находящийся в Санкт-Петербурге Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев церемонию не посетил.

На церемонии подъема флага заместитель Главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «у нас был длительный и бурный путь к сдаче корабля. Во время испытаний он прошел более 70 000 миль в условиях северных морей, и мы достигли положительных результатов испытаний. Теперь путь проляжет в родную базу, где его уже очень ждут. Спасибо за подарок, который флот получил в канун своего праздника».

Со стороны bmpd напомним, что головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (заводской номер 921) был построен на ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге, где был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года и совершил на заводские ходовые испытания на Балтике 18 ноября 2014 года. Государственные испытания фрегата велись с 2015 года.

В настоящее время на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» по контракту ПАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) с Министерством обороны России от 25 марта 2010 года на постройку трех серийных кораблей проекта 22350 (заводские номера 922, 923 и 924) ведется строительство фрегатов «Адмирал Флота Касатонов» (заводской номер 922, заложен на Северной верфи 26 ноября 2009 года, 12 декабря 2014 года), «Адмирал Головко» (заводской номер 923, 1 февраля 2012 года) и «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» (заводской номер 924, 14 ноября 2013 года).

Дальнейшее строительство предполагается вести по модифицированному проекту 22350М. На церемонии подъема Военно-Морского флага на фрегате «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» заместитель Главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что "серия кораблей, абсолютно аналогичных фрегату "Адмирал Горшков", составит четыре единицы. В дальнейшем мы планируем гораздо большее количество модернизированных кораблей. Разработчик - Северное ПКБ - приступает к этой работе уже в этом году. Первый модернизированный корабль мы планируем получить в 2026 году".





Церемония подъема Военно-Морского флага на г оловном фрегате проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Санкт-Петербург, 28.07.2018 (с) провэд.рф






Церемония подъема Военно-Морского флага на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Санкт-Петербург, 28.07.2018 (с) Евгения Авраменко / Федеральное агентство новостей

Церемония подъема Военно-Морского флага на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Санкт-Петербург, 28.07.2018 (с) Петр Ковалев / ТАСС

ВМФ получит первый со времен СССР новый корабль дальней морской зоны – головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Корабль строился двенадцать с лишним лет – и это стало едва ли не рекордным судостроительным долгостроем в новейшей российской истории. Почему этот важнейший для российского ВМФ корабль строили так долго – и кто виноват в этом?

Есть сведения, что стрельбы «Горшкова» на Севере до межфлотского перехода на Главный военно-морской парад в Кронштадте были признаны «частично успешными». Если так оно и есть, продолжения испытаний не избежать.

Грехи заказчика

Опытно-конструкторская работа (ОКР) «Полимент-Редут» по логике должна быть составной частью ОКР под условным наименованием «Фрегат пр. 22350». Однако головной исполнитель (Северная верфь) в данном случае был не в состоянии как-то повлиять на соисполнителя («Алмаз – Антей»), поскольку не обладал соответствующими компетенциями и полномочиями. Вина Минобороны вообще и ВМФ в частности заключается в том, что они своевременно не синхронизировали разработку составных частей ОКР и недостаточно жестко требовали соблюдения сроков. А это привело к срыву гособоронзаказа по одному из важнейших направлений военного строительства.

Оружие и носитель

Казалось бы, имея перед глазами пример столь неэффективной кооперации между верфью-строителем и разработчиком оружия, следовало бы поменять саму схему. А именно – сначала разрабатывать, испытывать, доводить и принимать на вооружение ЗРК и только после этого начинать создание корабля-носителя. Однако разработка современного морского оружия, проектирование/постройка головного корабля и строительство серии занимают немало времени – грубо говоря, на каждый из трех названных этапов требуется примерно по 10 лет. В результате при таком (последовательном) подходе даже головной корабль вступит в строй с несколько устаревшим вооружением, устаревание же последнего корабля серии будет уже критическим.

Поэтому и раньше, и сейчас, и впоследствии разработка оружия и носителя выполнялись, выполняются и будут выполняться одновременно. И главная проблема тут, как уже говорилось выше – в их синхронизации . Для этого, во-первых, необходимо выработать четкий механизм взаимодействия заказчика (Минобороны) с головными исполнителями и соисполнителями НИОКР и ОКР, включающий в себя систему штрафов и поощрений. Вместо общепринятой сейчас практики переноса сроков дополнительными соглашениями к госконтрактам военная приемка должна буквально «стоять над душой» у разработчиков, требуя своевременного выполнения согласованных ранее всеми участниками процесса совместных решений.

Во-вторых,

следует вернуться к практике предварительных испытаний нового оружия до установки его на головной корабль серии.

Первые шаги в этом направлении уже делаются – «в 2017 году [начал] функционировать современный сдаточный полигон на Ладожском озере, построенный ПАО «Северная верфь» и АО «Заслон» и предназначенный для испытаний новейшего радио[технического] вооружения... Полигон обладает возможностями создавать реальные корабельные условия для испытаний [РТВ]. Это позволит значительно сократить... сроки испытаний корабля и отработать режимы применения радиотехнических комплексов в обстановке любой сложности».

Для справки: АО «Заслон» занимается разработкой многофункциональных радиолокационных комплексов (МФ РЛК), размещаемых в интегрированных башенномачтовых конструкциях (ИБМК). МФ РЛК «Заслон» аналогичны по назначению и архитектуре РЛК «Полимент-Редута». Они будут установлены на строящихся корветах пр. 20380, а также на новейших, хорошо вооруженных и очень красивых кораблях пр. 20385, которые так и просятся в большую серию, но главкомат ВМФ почему-то предпочел им уродливый (напоминающий американский «Зумвальт») и безумно дорогой (по цене фрегата) пр. 20386 (будем надеяться, что ошибка будет исправлена и нашим военным морякам не придется стыдиться кораблей, на которых они служат).

Наконец, если, несмотря на все старания и принятые меры, добиться синхронизации разработки оружия и корабля-носителя все же не получится (перспективная техника – дама капризная), корабли следует принимать в состав ВМФ без недоработанных комплексов. Важно ни в коем случае не задерживать строительство серии, а потом (после доработки) довооружать их в рабочем порядке в сжатые сроки. Так делалось в СССР – и делалось правильно. Условно строевые фрегаты без ЗРК лучше их отсутствия в составе флота.

Наличие «Полимент-Редута» легко сымитировать установкой фальш-полотен ФАР, а боекомплект в установках вертикального пуска вообще не виден. 22350 при этом могли бы заниматься боевой подготовкой, совершенствовать навыки применения другого (боеготового) вооружения, обеспечивать военно-морское присутствие и демонстрировать флаг в дальних водах, т. е. отрабатывать по мере сил вложенные в них миллиарды, а не простаивать у достроечных набережных в ожидании милостей от контрагентов.

Корабль, который ждали долго

В Санкт-Петербурге заступил на службу головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». А приёмный акт на него подписан ещё два дня назад. Точнее, если быть скрупулёзными, то на судостроительном заводе «Северная верфь» государственная комиссия во главе с капитаном 1-го ранга Виктором Ивановым подписала приёмный акт государственных испытаний этого корабля.

Но, тем не менее, нельзя не принять во внимание и первую реакцию флотской общественности на эту, конечно же, радостную информацию. А она выразилась примерно таким словами: «домучили», «продавили-таки», «дожали или доделали?»…

В смысле - доделали вооружение, с которым у «Горшкова» были проблемы, или дожали моряков, чтобы они, наконец, приняли корабль?

Во время военно-морского парада в Санкт-Петербурге в честь Дня ВМФ. Фото: www.globallookpress.com

Надо признать, что основания для подобных настроений имеются. Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге больше 12 лет назад, в феврале 2006 года. А на воду спущен через четыре с половиной года, в октябре 2010-го. Первый выход на заводские ходовые испытания совершили ещё через четыре года - в ноябре 2014 года. На следующий год начались государственные испытания и, как видим, закончились только сейчас.

А ведь поначалу были планы отдать корабль флоту ещё в 2013 году.

Отсюда и реакция: «Домучили»…

Отличный корабль, который хотели сделать ещё лучше

Тут нужно подчеркнуть, что подобные разговоры ведут люди, близкие к флоту, а следовательно, влюблённые в него. На флоте других и не бывает. Вернее, они там не остаются. А раз влюблённые - значит, переживающие, ревнующие, принимающие близко к сердцу проблемы.

А проблема «Горшкова» состояла в том, что его просто хотели сделать очень хорошим. Но за этими желаниями не поспевала наука и промышленность. Правда, тоже не по своей вине. Просто адмиралы в одном смысле очень похожи на генералов: как только появляется что-то новое в области вооружений, они тут же хотят это заполучить. Даже ещё больше, потому что генерал всё же управляет войсками, а не лежит с ними в окопе, мечтая о каком-нибудь «барабуме», чтобы раз - и неприятеля не стало. А адмирал стоит на одном корабле со своими подчинёнными, и желание утопить супостата, пока он не нанёс вреда такому хорошему родному кораблю, у него такое же острое, как и у последнего матроса.

Вот и на головной фрегат проекта намеревались поставить всё лучшее. Сам корабль был практически готов действительно уже в 2013 году. Но продолжал стоять у стенки из-за не доработанной модернизированной артиллерийской установки А-192М «Армат». Точнее, сама установка калибром 130 мм уже работала, будучи начатой проектом ещё в 1980-х годах. Идея была в том, чтобы одновременно повысить огневую мощь корабля и понизить массу орудия за счёт замены 100-мм артиллерийского комплекса АК-100-МР-145 на 130-мм артустановку АК-130, а затем на её облегчённую модификацию с новой системой управления огнём «Пума».

Но потом начались 1990-е, когда руководство страны увлечённо занималось созданием экспонатов для будущих «Ельцин-центров», и опытный образец пушки А-192 начал отрабатываться на полигоне в Ржевке только осенью 2011 года. И выяснилось, что установка могла бы стать и получше.

Начали добавлять на индекс буковку «М» - «модернизированная». Результат опять устроил не совсем, и летом 2012 года разработку «Армат-Пума» прекратили, зато начали опытно-конструкторские работы по модели «Картаун-Пума». Пушечка должна была впечатлять возможного супостата по самое не могу: высота порядка 12 м с длиной ствола до 8 м, скорострельность до 30 выстрелов в минуту с непрерывной подачей боезапаса хоть до исчерпания погреба. В общем, одна очередь - и на месте одного корабля противника уже два. Правда, перешедших к занятиям дайвингом. Кроме того, установка позволяла поражать и наземные, и воздушные цели на дальности 18-23 км.

Правда, готова установка могла быть не ранее 2015 года…

Лучшее и хорошее

Ещё одна проблема, по словам источников Царьграда в военно-морской области, была в ракетах. Точнее, не проблема, а дилемма. Та же самая, что с артустановкой, - лучшее торопилось на смену хорошему. Но немножко не успевало.

Противокорабельные ракеты - какие: «Оникс» или «Калибр»? Зенитно-ракетный комплекс - «Кортик» или «Редут»? Или дождаться морского варианта С-400? Но с последним могут быть проблемы, как, например, у сторожевого корабля «Новик», который в итоге вообще остался без ПВО.

Как точно судили и рядили адмиралы, мы не знаем, но в конечном итоге сообщения пресс-службы звучали так:

Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр», а стрельбы по морским целям противокорабельными ракетами «Оникс».

Когда лучшее мешает хорошему, берём оба!

Хотя, объективности ради, надо признать, что после Сирии использование «Калибров» в качестве противокорабельного оружия стало казаться слишком жирным. Показалось соблазнительнее оснащать корабли «Калибрами» против наземных целей, тем более что помещаются они в один «стакан».

Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Фото: www.globallookpress.com

Ну, а на ПВО назначили комплекс 3К96-2 «Полимент-Редут» с пусковыми установками вертикального пуска. Но опять же - «Горшков» уже был спущен на воду, опытный образец «Редута» был ещё только поставлен на корвет «Сообразительный» для испытаний. И параллельно с испытаниями элементы «Полимент-Редут» ставили на «Адмирала Горшкова». Вот только испытания на «Сообразительном» затянулись, в том числе и из-за пожара на корабле в 2012 году («Матрос, слоняющийся без дела, подобен пушке, сорвавшейся с креплений», - сказано давно и не нами). Так что о первом успешном отражении атаки крылатой ракеты-мишени смогли сообщить только в июне 2014 года.

Впрочем, этот ЗРК в итоге получился более чем приличным: ракеты 9М96 и 9М96М выдавали режим сверхманёвренности, располагали боевой частью с управляемым полем поражения и пользовались активным радиолокационным самонаведением на конечном участке полёта. А РЛС «Полимент» комплекса имеет 4 фазированные решётки и позволяет видеть и обстреливать одновременно 16 целей. То есть сразу две «стаи» противокорабельных ракет, которые пакетами для гарантии и запускаются. При этом вероятность прямого попадания в головную часть вражеской ракеты составляет 70%, в самолёт - 80%, в вертолёт — 90%.

Что же в итоге?

А то, что царит хоть и технически, но мирное время, и прямой войны на море пока нет. Значит, время доведения корабля и его вооружений до желательной кондиции не критично. «Долго», конечно, - синоним слову «дорого» в данной области, но уж коли есть возможность покошмарить «хорошее» «лучшим» - отчего бы и нет? Так что, получается, и доделали, и дожали.

Главное, что в итоге флот получил хороший корабль, который стал отличным подарком к сегодняшнему празднику.