Болезни Военный билет Призыв

Франкл библиография. История одной победы. Виктор Франкл и смысл жизни в концлагере. Между стремлением к удовольствию и волей к власти есть место для нахождения смысла

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

В. Франкл

Широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». Не менее известно и другое его высказывание: «В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в подвале». Попытки его последователей подняться на «верхние этажи» неизбежно приводили к критической переоценке классического наследия.

Виктор Франкл, увлекшись психоанализом еще в юности, не удовольствовался блужданиями по «подвалу» и создал в итоге собственную теорию, собственную школу, диаметрально противостоящую фрейдистской. В отличие от скептической позиции венского патриарха, именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла - главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед. Самая известная книга Франкла так и называется «Человек в поисках смысла». Наверное, именно так можно было бы охарактеризовать и ее автора.

Между Фрейдом и Адлером

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, где уже в ту пору на квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок - прообраз Венского психоаналитического общества. Членов кружка еще можно было пересчитать по пальцам, но в него уже входил ироничный скептик Альфред Адлер, который 6 лет спустя со скандалом покинет ряды фрейдистов, чтобы основать собственную школу. Уже было издано «Толкование сновидений», но почти половина первого тиража еще пылилась на прилавках невостребованной, а в адрес Фрейда и его последователей сыпались критические стрелы.

Впрочем, к тому времени, когда Франкл достиг юношеского возраста и перед ним остро встали проблемы профессионального и личностного самоопределения, психоанализ уже оформился во влиятельное течение и получил широкое признание. Еще школьником Франкл заинтересовался идеями Фрейда, вступил с ним в личную переписку. Фрейд благоволил к юноше, по его протекции статья 19-летнего Виктора Франкла была в 1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа». Однако молодого человека в не меньшей мере интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего Вторую венскую школу психотерапии (первой по праву считалась фрейдистская).

Еще не получив законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам. Этот этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном журнале индивидуальной психологии». Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В 1927 году на почве очевидных разногласий с коллегами Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Однако эти годы не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер - как явные и неявные оппоненты.

Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их далеко позади… Штекель удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя свое отношение к Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше, чем сам гигант. В конце концов, хотя индивид может восхищаться Гиппократом и Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или методам хирургии.

Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология - о стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, - где-то, что я назвал бы волей к смыслу?

Эта воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств.

Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания собственной - Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию.

Иммунитет против нигилизма

О своем юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию».

Термин «логотерапия» Франкл предложил еще в 20-е годы, впоследствии в качестве равноценного использовал термин «экзистенциальный анализ». «Логос» для Франкла - это не просто «слово», как это обычно понимается в отечественной традиции. (Так, основоположником отечественной психотерапии К.И. Платоновым термин «логотерапия» использовался в значении «лечение словом» - в противовес медикаментозному и хирургическому лечению, то есть как синоним психотерапии; в этом значении термин распространения не получил. В некоторых отечественных работах по коррекционной педагогике термином «логотерапия» обозначается совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений.)

Франкл опирается на более широкое понимание греческой основы: «логос» - это «слово» не просто как вербальный акт, а как квинтэссенция идеи, смысла, то есть это и есть сам смысл. Такая трактовка проясняет многие недоразумения при толковании евангельского текста: «В начале было слово…»

Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в области клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях, опубликованных им в разных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории - логотерапии и экзистенциального анализа.

Еще в 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники. В практической сфере он с 1929 года разрабатывал технику «парадоксальной интенции» - психотерапевтического инверсионного метода, ориентированного на подкрепление опасений пациента и достижение лечебного эффекта по принципу «от противного». В 1933 году им было выполнено интересное исследование «невроза безработицы», имеющее (к сожалению!) непреходящее значение, однако упоминаемое ныне редко. «ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ…»

Присоединение Австрии к нацистскому рейху для еврейской части населения страны (а к ней принадлежал и Франкл) означало верную гибель. Незадолго до аншлюса у него была возможность эмигрировать в США, однако он ее отверг: полученное из Америки приглашение не распространялось на его родных, а Франкл считал недопустимым их бросить. (Наверное, в науке о душе различия в мировоззрении сказываются во всех сферах: Зигмунд Фрейд, уехавший в эмиграцию с женой и дочерью, не проявил никакой заботы о своих родных сестрах, и все они сгинули в концлагерях.)

Фортуна дала Франклу несколько лет отсрочки. По счастливой случайности, гестаповец, оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим пациентом и вычеркнул его из списка. Но в 1942 году про доктора Франкла вспомнили снова. Да и как было не вспомнить про заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы! Печи Освенцима и Дахау требовали топлива, и Виктору Франклу предстояло стать одним из миллионов поленьев в их адском пламени.

Он, однако, выжил. Здесь сошлись и случайность, и закономерность. Случайность - что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть (направлявшихся не по какой-то конкретной причине, а просто потому, что машину смерти нужно было кем-то питать). Закономерность - что он прошел через все это, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называл способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу. В концлагерях получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти хоть одну психологическую теорию личности, которая была бы в такой степени лично выстрадана и оплачена такой дорогой ценой.

Любая попытка восстановления внутренней силы узника предполагает в качестве важнейшего условия успеха отыскание некоторой цели в будущем. Слова Ницше: «Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как» - могли бы стать девизом для любых психотерапевтических и психогигиенических усилий… Горе тому, кто не видел больше ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры. Вскоре он погибал.

Виктор Эмиль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl, 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. После окончания гимназии в 1923 изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдёт от их воззрений.

В 1933-1937 Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 Франкл женился на Тилли Гроссер.

25 сентября 1942 Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС.

19 октября 1944 Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц, где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

После трёх лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971. В 1947 он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

Книги (10)

Воля к смыслу

Обсуждается широкий круг проблем: смысл жизни, смерть, здоровье и патология, вера и религия, искусство и жизненные ценности, свобода и ответственность и др. Автор не просто излагает свои идеи, он приглашает читателя к размышлению о ценностях бытия. Благодаря доступности стиля изложения и актуальности затронутых вопросов книга будет интересна и полезна не только специалисту, но и просто вдумчивому читателю.

Доктор и душа

Франкл, как и многие другие видные специалисты, прошел через школу психоанализа, изучил вклад ее учеников и последователей и пошел дальше.

Признавая бесспорные заслуги Фрейда и Адлера, он убедительно аргументирует недостаточность и однородность их подходов к пониманию человека.

Основны логотерапии

В ходе логотерапии пациент действительно оказывается перед необходимостью осознать смысл своей жизни и соответственно переориентировать ее. Следовательно, определение логотерапии верно и в том, что отражает характерное для невротика стремление уклониться от полного осознания своей жизненной задачи.

Поставить его перед лицом этой задачи, приблизить его к более полному ее осознанию – значит существенно повысить его способность к преодолению своего невроза.

Психотерапия и экзистенциализм

Автор: "В этой книге содержатся, главным образом, мои работы по логотерапии, изданные за последние несколько лет. Я переиздаю те очерки, которые, как мне кажется, дадут наиболее ясное и четкое понимание принципов логотерапии и ее терапевтического применения — очерки, в которых продолжается дискуссия о логотерапии, начатая в других моих работах, а также содержится обсуждение специфических точек зрения на эту систему."

Психотерапия на практике

Эта книга - описание пути от классической психотерапии и метода психоанализа к логотерапии и экзистенциальному анализу. Франкл критически подходит ко многим положениям своего знаменитого соотечественника Фрейда и его последователей.

В своей критике классического психоанализа Франкл говорит о необходимости демифологизации психотерапии, имея в виду представления о господстве бессознательных психических сил, имеющих биологическую природу, в сознании и поведении человека.

Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия

Книга «Страдания от бессмысленности жизни» представляет собой сборник лекций, в которых в доступной и увлекательной форме изложены основные идеи экзистенциальной психологии.

Основываясь на своем богатом опыте практикующего психотерапевта, Франкл не только анализирует причины появления мучительного ощущения бессмысленности жизни, которое царит в современном обществе, но и дает свой рецепт избавления от страданий, вызванных этим ощущением.

Теория и терапия неврозов

В книге изложено систематизированное учение о неврозах, охватывающее соматогенные, психогенные и социогенные неврозы, а также ноогенные неврозы, которые возникают вследствие чувства потери смысла жизни.

Разработанная автором концепция логотерапии, то есть смыслоориентированной психотерапии, может найти применение в форме парадоксальной интенции при неврозах страха и неврозах навязчивых состояний, а в форме «дерефлексии» - при нарушениях потенции и оргазма.

В книге прослеживается зарождение и становление логотерапии, дается ее теоретическое обоснование и приемы практического применения. Помимо этого сборник чрезвычайно интересен как документ эпохи, как свидетельство выжившего очевидца и участника трагических событий XX века, призванного собственной жизнью и судьбой проверить и подтвердить теоретические положения своих умозаключений. Биография Виктора Франкла, прошедшего ужас нацистских лагерей смерти, служит ярчайшим доказательством его выводов о том, что главной жизненной силой является воля человека к смыслу.

Сказать жизни Да

Перед вами великая книга великого человека. Ее автор — не просто выдающийся ученый, хотя это так: по числу почетных ученых степеней, присужденных ему разными университетами мира, ему нет равных среди психологов и психиатров.

Он не просто мировая знаменитость, хотя и с этим спорить трудно: 31 его книга переведена на несколько десятков языков, он объехал весь мир, и встречи с ним искали многие выдающиеся люди и сильные мира сего — от таких выдающихся философов, как Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер, и до политических и религиозных лидеров, включая Папу Павла VI и Хиллари Клинтон.

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене, в еврейской семье. Во время учебы в школе он заинтересовался психоанализом, благо почва для этого увлечения была самая благодатная: в то время в Вене жил Зигмунд Фрейд и функционировало Венское психоаналитическое общество.

Виктор Франкл написал 3игмунду Фрейду восторженное письмо и скоро получил ответ, между ними завязалась переписка. Основателю психоанализа понравился активный и любознательный юноша, высказывающий интересные мысли. Он помог Франклу опубликовать его статью в Международном журнале психоанализа. Однако тот, изучив различные направления психоаналитической науки, заинтересовался идеями Адлера, основавшего Вторую венскую школу психотерапии, тем самым отделившись от фрейдистского направления в психологии.

В 1924 г. Виктор Франкл поступил в Венский университет, где стал изучать психотерапию. Через несколько лет он окончательно определился в своем выборе и присоединился к адлерианской школе индивидуальной психологии. Ознаменованием выбора стала его статья в Международном журнале индивидуальной психологии, полностью отвечающая всем идеям этой школы.

Суть этой особой психолого-терапевтической системы состоит в том, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. В детстве человек чаще всего не может реализовать свою индивидуальность, результатом этого становятся комплексы, появление которых также может быть спровоцировано несовершенством социального положения человека или его положения внутри различных общностей. Эти комплексы становятся причиной появления либо чувства превосходства над миром (которое выражается путем тирании близких людей, мании величия, заносчивости), либо наоборот - злоупотребления беспомощностью, что часто приводит к нервному заболеванию и социальной неполноценности. Основная задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти жизненную линию, ставшую причиной нервозности, и исцелить пациента методом ободрения.

Но и это направление не отвечало полностью зарождающимся идеям самого Виктора Франкла. Он часто расходился с коллегами во взглядах и в 1927 г. покинул «Общество индивидуальной психологии». Тем не менее, общение с Альфредом Адлером оказало на него большое влияние, и все творчество Франкла так или иначе связано именно с индивидуальной психологией.

В это время им был сформулирован термин «логотерапия», который впоследствии стал одним из основных понятий его психоаналитической концепции. В это слово Франкл вкладывал нечто большее, чем другие психологи. Для него греческое «логос» это не просто «слово как вербальный акт», а «слово как основной смысл, суть».

В 1928 г. В. Франкл основал и возглавил в Вене Центр консультирования молодежи, а в 1930 г. получил степень доктора медицины и стал работать в Нейропсихологической университетской клинике. В это время он активно занимался клинической практикой и публиковался в различных медицинских журналах. Он создал и разрабатывал особую технику лечения, получившую название «техника парадоксальной интенции». Этот метод имел инверсионный характер и основывался на принципе «от противного». Врач «поощрял» невропатические проявления пациента, подкреплял его опасения, тем самым достигая положительного результата. На основе этого опыта клинической психиатрии постепенно формировались идеи логотерапии, или, по выражению В. Франкла, экзистенциального анализа. В логотерапии ученый отрицал как психоаналитические методы, так и методы индивидуальной психологии. Он стремился, создавая этот метод психиатрии, познавать не инстинктивное, а духовное содержание личности.

Помимо этого направления, В. Франкл разрабатывал еще и ряд проблем практической психологии, так, например, в 1933 г. он выполнил исследование так называемого невроза безработицы.

В 1938 г. Австрия оказалась под властью нацистского рейха, что для Франкла было смертельно опасно. Незадолго до этого ему предложили уехать в Америку, однако ученый отверг приглашение, поскольку на его семью оно не распространялось. Его спасла случайность – человек, оформлявший списки отправляемых в лагеря смерти, вычеркнул Франкла из списка, поскольку сам был его бывшим пациентом. Оставшись таким образом в живых, В. Франкл не оставил своей практики, наоборот, достаточно быстро он стал заведовать отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы. Возможно, это стало одной из причин того, что в 1942 г. его отправили в концлагерь. Ученый провел там три года и вышел только в 1945 г., уже после окончания войны.

После освобождения В. Франкл выпустил книгу, которая называлась «Психолог в концлагере» Эта книга создавалась им в течение трех страшных лет, сохранялась в памяти, пока, наконец, не появилась возможность опубликовать ее. Она сразу стала популярной, была переведена на множество языков, и ее общий тираж превысил 2,5 миллиона экземпляров.

После такого тяжелого периода жизни для Франкла наступил этап творческого подъема. В конце сороковых годов он выпустил огромное количество книг по психологии и психотерапии, по медицине и философии «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Время и ответственность», «Психотерапия на практике».

В своей монографии «Воля к смыслу» он продолжал развивать различные аспекты теории логотерапии. Анализируя основные принципы существующих психоаналитических учений, он определил фрейдистский принцип удовольствия как волю к удовольствию, а адлеровское стремление к статусу - как волю к власти. Но он отмечал, что оба этих принципа не учитывают духовное начало человека, его стремление придать своей жизни максимальный смысл, которое Виктор Франкл считал основополагающим. Это желание «актуализировать так много ценностей, сколь это возможно» ученый назвал волей к смыслу и считал отличительным признаком человеческого, ведь животным несвойственно искать смысл своего существования.

Классическая психотерапия, по мнению Франкла, интерпретирует эту волю к смыслу как слабость, воспринимает ее как один из невротических комплексов. Тем самым такая психотерапия, игнорирующая духовную сторону человека, ошибочно отрицает одно из основных человеческих достоинств. Применяя метод логотерапии, можно избежать этих недостатков лечения, так как здесь учитываются духовные особенности человека, его воля к смыслу.

В 1946 г. Виктор Франкл был избран директором Венской неврологической больницы. Он стал преподавать в Венском университете, где в 1949 г. получил степень доктора философии. С 1950 г. Франкл возглавил австрийское общество психотерапевтов. В середине 1960-х гг. многие работы Франкла были переведены на английский язык, что принесло ему мировую известность. Он совершил две очень длительные поездки по различным странам, где читал свои лекции по логотерапии, в том числе был и в СССР.

Виктор Франкл умер в 1995 г. в Вене. Современники назвали его основателем Третьей венской школы психотерапии, поскольку созданная им концепция функционально отличается от теорий Фрейда и Адлера. Виктор Франкл утверждал, что основополагающим принципом существования человека является «воля к смыслу», то есть желание максимально наполнить свою жизнь смыслом. Основываясь на этом, он создал свою оригинальную концепцию логотерапии, в которой устранил недостатки, найденные им в классических концепциях психоанализа.

Судьба ученого была действительно тяжелой. Он пережил годы нацистской оккупации, три года концлагерей, где мало кто оставался в живых. Стремление к науке, желание опубликовать мысли, зреющие в голове, поддерживало Франкла в течение этого времени. После войны он продолжил развивать свою теорию. В отличие от многих других, его концепция не содержит готовых директив и правил. На вопрос о точных приемах и действиях Виктор Франкл обычно отвечал: «Это все равно что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Действительно, ведь у каждого человека свой смысл жизни.

Произведения:

, Вена ,Австрия) — австрийский психиатр , психолог и невролог , бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.


Жизнь до 1941 года

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера , однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.


В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.


В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.


В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

Заключённый, психотерапевт

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт . В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.


Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.


Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным. В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку. Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «Вечером я спала, а днём страдала». Особую активную роль сыграл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод «аутогенной тренировки» Шульца в лечении своих пациентов. Вольф умер от лёгочного туберкулёза. Смысл его методики можно описать как метод самовнушения в состоянии релаксации или гипнотического транса. Сама методика аутогенной тренировки была достаточно сложной для выполнения в условиях лагеря, но всё же с основной задачей справлялась: ей удавалось мысленно удалять людей от их места прибытия. Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий, объективируя их.


Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.


И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.


Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».


Этой же основой Франкл пользовался для создания своей методики психотерапевтической помощи — логотерапии. По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживём ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание.


Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Йонас , прилагали все усилия, чтобы помочь заключённым преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.


19 октября 1944 г. Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц , где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм , один из лагерей системы Дахау , куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен , где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких , мать была убита в Аушвице.


27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

Жизнь после 1945 года

После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.


Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку . У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.




В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

Описание методики терапии Франкла

В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» (опубликован в 1959 г. под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму», первое издание вышло в 1946 г. под названием «Trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager») Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни. Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии.


Терапевтический метод Франкла относят к категории экзистенциальной терапии. Франкл, посвятивший свою карьеру изучению экзистенциального подхода, пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека. Франкл отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.


Есть мнение, что именно Франкл изобрел определение «воскресный невроз», характеризующее подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают по окончании трудовой недели . Франкл отмечал, что такое состояние происходит из-за так называемого экзистенциального вакуума, которое характеризуется ощущением скуки, апатии и пустоты. Человек ощущает сомнение, потерю цели и смысла деятельности.

Виктор Франкл – известнейший австрийский психиатр, который внес очень весомый вклад в теоретическую и практическую психологию.

Будущий ученый родился в 1905 году в Вене в одной из среднеобеспеченных еврейских семей. Его родители были очень религиозными людьми и сумели приучить к этому Виктора, а также его брата и сестру. Вера в Бога сопровождала Франкла на протяжении всей жизни и во многом сформировала его как личность, оказав влияние на выбор его жизненной позиции – убежденного социалиста.

Жизненный путь

Биография ученого весьма интересна. Он решил стать врачом в раннем детстве. Тогда же он начал задумываться о том, что все люди смертны, и рассуждать о том, для чего люди живут. В школе Виктор увлекался психологией, политикой и философией, принимал постоянное участие в дебатах на актуальные для того времени темы.

Стать именно врачом-психиатром Франкл решил во многом благодаря теории , придуманной , которая в начале 20 века была на пике своей популярности. Примечателен тот факт, что Виктор с 15 лет практически на профессиональном уровне умел вводить людей в состояние .

Франкл о смысле жизни задумывался очень много, особенно в кризисный для него отрезок жизненного пути в начале 1930-х годов. На тот момент он переживал переоценку ценностей, но вместе с тем активно вел психологические консультации и даже начал издавать журнал «Человек в повседневной жизни». Молодых людей с душевными проблемами он консультировал абсолютно бесплатно, а также выступал с лекциями для молодежи.

В 1930 году Франкл получил медицинское образование, после чего пошел работать в кризисный стационар одной из австрийских психиатрических больниц. Основываясь на опыте своей работы, спустя 8-9 лет практики ученый начал писать свою первую книгу.

Казалось бы, он был известен, молод и успешен, но ему не хватало самого главного – смысла, того, ради чего стоит существовать в этом мире, поэтому он, можно сказать, проматывал свою жизнь – много ходил по барам и варьете. Как говорится в Википедии, жизнь ученого кардинально поменялась в 1938 году – в то время, когда Австрию захватила фашистская Германия.

Еврейское происхождение Франкла каждый день подвергало его опасности. Чтобы ее избежать, ученый хотел эмигрировать в США, но долгое время не мог этого сделать. Когда же он все-таки получил визу, то решил не ехать в Америку из-за того, что его родителям визы не дали. В 1941 году Виктор женился на медсестре из своей больницы.

Спустя год Франкла-психолога отправили в концлагерь вместе со всей его семьей. Если кратко описать существование Виктора в заключении, то это были многочисленные муки, пытки, смерть его родителей и жены. Но самое главное – Франкл никогда не падал духом, и это помогло ему выжить. После войны, в 1945 году, покинув лагерь, он вернулся на родину и начал новую жизнь, в которой, к сожалению, не стало многих его родных и друзей.

В 1945 году Виктор был назначен на должность главного врача неврологического диспансера и проработал так 25 лет, пока не стал пенсионером. Для Виктора Франкла книги в этот период жизни стали своеобразной отдушиной – он писал и издавал их одну за другой. Ученый много работал в больнице, а помимо этого читал лекции в учебных заведениях. Умер он в возрасте 92 лет от сердечной недостаточности.

Вклад в науку

Переоценить вклад Франкла в психиатрию и психологию невозможно, он очень весом. В понимании человеческого существа он опирался на уже существовавшие тогда два подхода:

  • Человек постоянно на протяжении жизни стремится к удовольствию (Фрейд).
  • Индивид – это создание, которое стремится к власти, чтобы бороться со своими комплексами (Адлер).

Ученый в своих трудах писал о том, что каждая личность имеет свободу выбора: в поведении, в чувствах и мыслях – и несет за это ответственность. Главная идея Франкла заключается в том, что люди не должны изобретать смысл своей жизни, они должны его открывать и осознавать. Это можно сделать путем самодистанцирования – умения выйти за пределы своего сознания и посмотреть на ситуацию извне, а также самотрансценденции – способности выходить из привычного и типичного состояния своей личности и изменяться.

Одним из главных научных достижений является логотерапия Виктора Франкла. В этой концепции он определил, что личность является 3-компонентной системой и состоит из физического, душевного и духовного уровней. Если с первыми двумя все понятно и они описывались ранее другими психологами и психиатрами, то третий ввел именно Франкл. Под ним он подразумевал стремление людей к поиску смысла, а также , которая во многом определяет человеческие поступки.

Многое сказанное Виктором о духовном уровне можно описать вкратце так: любой человек уникален и имеет набор внутренних характеристик, а влияние одного индивида на другого определяется только степенью того, что позволяет последний. Духовное состоит из совести, свободы мыслей, юмора и т.п.

Логотерапия Франкла одним из главных, ключевых моментов определяет свободу воли. Человек не всегда и не во всем обусловлен и зависит от окружающего мира – он имеет волю выбирать то, как ему жить и что делать. При этом духовная составляющая в каждом индивиде всегда находится выше телесной и психической. Для Виктор Франкла логотерапия заключалась в том, что свобода в психотерапии играет важную роль, благодаря ей люди могут не только справляться с симптомами душевных заболеваний, но и полностью исцеляться.

Свобода дана каждому не просто так. Она является мотивационной составляющей, но только в том случае, когда человек может ее реализовать. Если отобрать у него возможность руководствоваться своей волей, то он оказывается в состоянии бессмысленности и пустоты, что может вызвать психические расстройства. Роль психолога (логотерапевта) состоит в том, чтобы помочь клиенту распознать, что ему мешает реализовывать свою волю.

Примечательно, что логотерапия довольно успешно применяется сегодня в психологической и психиатрической практике во многих странах мира. Для Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» стала одним из основных трудов. Стоит также прочесть книгу Виктора Франкла «Скажи жизни да». Кстати, в конце статьи отметим, что сам Франкл смог сказать жизни «да», не сдаваясь даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах, именно поэтому он во многом преуспел в жизни и стал великим психологом и психиатром. Автор: Елена Рагозина