Болезни Военный билет Призыв

Форсайт анализ. Эссе Prospective

Форсайт – с перевода – взгляд в будущее.

Современный подход у Форсайта сводится к организации системной оценки долгосрочных перспектив развития технологий, науки и общества. Целью определения стратегических областей и технологий, которые могут принести наибольший соц. и эк. эффект. При этом внимание уделяется не только непосредственно прогнозу, но и достижению конценсуса в обществе по стратегическим направлениям. Форсайт исходит из того, что имеется множество вариантов возможного будущего, и тот вариант, который действительно доступен зависит от действий, предпринятых сегодня. В некоторых странах вместо прогноза используют форсайт.

Цель введения термина «форсайт» заключается в том, чтобы подчеркнуть, что в процессе форсайт-проекта отчерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты предложением определённых средств и организацией систематической работы. Т.о. форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических перспектив, выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на общество и экономику в долгосрочном периоде. Изначально форсайт использовался для позиционирования страны в мировом научно-техническом пространстве, с 2008 года используется в разработке соц.программ в образовании и здравоохранении (вроде в России). Организаторами форсайт-проектов выступают министерства и ведомства от 5 до 30 лет – временной промежуток прогнозирования.

Методы форсайта.

1. Экспертные панели – это метод коллективной экспертизы, полученной путём постоянного обсуждения проблем в рамках регулярно действующей группой специалистов высокого уровня. Панели создаются из числа специалистов высокого уровня для проведения форсайт-исследований. Чеще всего становятся такие цели, как построение сценариев и определение приоритетов, но могут быть поставлены специфические задачи, например, сформировать утверждение по тематике Фельфи-опросов, подготовить комментарии к сигналам из окружающего пространства.

2. Дельфи-опрос – это опрос большого количества экспертов с обратной связью (до неск.тыс.экспертов). Используется при оценке проблем на долгосрочную перспективу и является незаменимым для оценки происходящих событий, когда отсутствуют эмпирические данные. Этот метод подразумевает обсуждение утверждений или тем и трансформирует имеющиеся знания в форму утверждений, о которых могут высказать суждение.

3. Разработка сценариев . Они могут строиться сверху-вниз и снизу-вверх, обычно на основе SWOT-анализа. Разработка сценария обычно направлена на разработку стратегии и исследования, генерацию новых тем. В таких проектах могут быть задействованы 2 группы участников: - внутренние (широкие специалисты); - внешние (узкие эксперты). Первоначально выявляются основные тенденции, которые объединяются в кластер. Кластеры оцениваются в фокус-группах, на основе которых вырабатывают ориентиры в будущее. В 2004 году в России реализованы форсайт-проекты, с 2005 – технологии.

4. Метод критических технологий . Направлен на формирование наиболее важных технологий, из которых выбираются ключевые. Чаще всего метод основан на интервью с руководителями ведущих корпораций, предприятий наиболее важных направлений. Особое внимание уделяется процедуре мнения экспертов и эксперты принимают участие в оценке технологий через Интернет-форумы или по почте. Эксперты могут оценивать технологии на основе шкал.

5. Технологические дорожные карты. Этот метод первоначально был разработан и опробован в сфере технологического развития предприятий. Дорожные карты устанавливают причинно-следственные и временные связи между возможными целями, тем самым определяя шаги для достижения целей. Особенности дорожных карт по сравнению с другими методами является то, что результаты представлены графически (в РФ табличная форма.). Дорожные карты часто используются в отраслевом разрезе, в этом случае в долгосрочном периоде дорожные карты позволяют согласовать между предприятиями инвестиции в НИОКР и согласовать обмен результатами развития на доконкурентном этапе. Это приводит к выработке единых технологических стандартов, разделению рисков между предприятиями, позволяет избежать дублирования усилий. Т.о. форсайт-проекты чаще всего используют различные сочетания вышеперечисленных методов.

Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2-х тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тысяч экспертов.

Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них

В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли – выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».

Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.

Большинство Форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток “заглянуть в будущее” приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге – к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.

Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации.

В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.

Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме (подобно японскому долгосрочному прогнозу, который проводится каждые 5 лет, начиная с 1971 года), в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.

Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.

Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.

Во-вторых, Форсайт всегда подразумевает участие (часто путем проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определенных групп населения (жителей региона, молодежи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.

Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.

Форсайт - слово, которое вошло в обиход не так давно, но звучит достаточно регулярно. Что это, выяснял "Томский Обзор".

Как такового общепринятого определения форсайта не существует - каждый участник и организатор вкладывает в это понятие свой смысл. Приведем несколько определений, подобранных порталом Стратег.ру :

. "Форсайт - это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага" (американский исследователь Бен Мартин).
. "Форсайт - это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий. Идеология форсайта происходит от конвергенции тенденций современных разработок в области политического анализа, стратегического анализа и прогнозирования" (
EU FOREN Guide ).
. "Форсайт - это естественная человеческая деятельность, которая, на самом деле, всегда выполнялась и отдельными людьми, и компаниями. Тем не менее, сейчас она формализована в эффективную методику и применяется правительствами, регионами и другими субъектами стратегирования для формирования рамок в науке и технологии. Технология форсайта позволяет учитывать долгосрочные последствия и возможности в принятии решений. Форсайт может быть использован для разработки стратегий и долгосрочного планирования развития регионов, муниципалитетов и других видов территориальных образований" (
ForTech ).
. "Форсайт - сценарное прогнозирование социально-экономического развития: возможные варианты развития - экономики, промышленности, общества - в 10-20 летней перспективе" (
UNIDO ).
. "Прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего и другие формы форсайта - это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений. Форсайт появился в последние годы и наиболее активно применялся в Европе для выделения приоритетов современных исследований на основе базовых сценариев развития науки, технологии, общества и экономики. Форсайт - это процесс, вовлекающий всех стейкхолдеров: общественные организации, промышленные предприятия, исследовательские центры, неправительственные фонды, и так далее. Работа может быть организована на нескольких уровнях: международном, национальном, региональном. Цель форсайта - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения" (

В самом общем виде форсайт представляет собой систему предвидения; в переводе с английского это слово (foresight ) так и означает – «взгляд в будущее».

Наиболее цитируемым является определение форсайта, данное американским экспертом фундаментальном двухтомнике ЮНИДО Мартином Б.: «Форсайт – систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды» 1 .

Известный российский ученый и исследователь в области форсайта, д.э.н., проф. Третьяк В.П. дал такое определение: «Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий» 2 .

Относительно новизны и времени зарождения форсайта специалисты высказывают две точки зрения. Первая: форсайт появился еще в 50-хх гг. прошлого века в компании RAND Corporation , которая разработала метод Дельфи и применила его для целей прогнозирования. Эта точка зрения, которая фактически отождествляет термины Forecast – «прогноз» и Foresight – «предвидение», излагается в некоторых иностранных источниках и иногда репродуцируется в отечественных публикациях.

Второй подход состоит в том, что форсайт как система предвидения оформился лишь в конце 80-х гг. XX века. Разница в оценке времени возникновения форсайта не очень существенна, и автору представляется более важным отметить различия.

Форсайт представляет собой определенную методологию, суть которой состоит не только в прогнозировании будущего (что обозначается термином Forecasting ), но и в согласованной выработке решений по поводу будущего в выбранной для форсайта сфере. Фактически он решает проблему достижения консенсуса по поводу будущего через согласование партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества3, порождая тем самым общественную активность. В такой целостной форме – как социогуманитарная технология – форсайт формируется лишь к концу прошлого столетия, и этот процесс еще не завершен.

В 1990-х гг. форсайт начали активно использовать правительства США, Великобритании, Германии, Японии и Австралии; в начале 2000-х гг. число стран превысило 30. В настоящее время эта методика взята на вооружение не только в Западной Европе, США и Японии, но и в ряде развивающихся стран и стран с переходной экономикой – в новых членах ЕС, в частности, в Венгрии, Чехии, Польше» 3 .


В марте 2000 г. в Европейском Союзе была принята так называемая Лиссабонская стратегия , в которой высказано предложение всем странам ЕС шире использовать инновационный инструмент – форсайт. А в ЮНИДО был создан отдел Technology Foresight .

Рамки возникновения форсайта в России видятся специалистам также по-разному. Например, имеется мнение о том, что у нас уже были «полноценные форсайты», осуществленные 10 и более лет назад, и первым полноценным форсайтом в России была оценка состояния и перспектив развития критических технологий, осуществленная в 1997- 1998 г.г., в которой применялся Дельфи-опрос. По-существу, вариантом этой позиции можно считать мнение о том, что проводимые в нашей стране прогнозные работы в 1950-х гг. де-факто также представляли собой форсайт.

Основными отличительными и дополнительными чертами форсайта являются следующие характеристики:

1) форсайт нацелен именно на выявление технологических и инновационных прорывов;

2) прогнозы и стратегии, как правило, формируются узким кругом экспертов, в то время как форсайт предполагает разработку совместного видения будущего всеми группами населения, включая науку, бизнес, государство, широкую общественность;

3) в рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества. То есть форсайт предполагает управление событиями, для чего разрабатываются и практические меры по приближению выбранных ориентиров. В отличие от форсайта, прогноз в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями, малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). Стратегия, в этом отношении более близка к форсайту, т.к. предполагает разработку плана по управлению событиями, для достижения намеченного результата – стратегической цели;

4) форсайт всегда подразумевает анализ долгосрочных перспектив развития (20-30 лет), в то время как прогноз может быть построен для любого промежутка времени, а стратегия – на среднесрочную перспективу.

Прогноз Стратегия Форсайт
Цель Исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса. Разработка плана какой-либо деятельности по достижению сложной цели, являющейся главной для управленца на данный момент. Выбор направлений социально- экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов
Горизонт планирования · Краткосрочный · Среднесрочный · Долгосрочный · Среднесрочный · Долгосрочный
Методы · Статистические методы · Экстраполяция трендов · Математическое моделирование · Экспертные оценки · SWOT-анализ · PEST- анализ · Типовые стратегии · Анализ ключевых компетенций · Экспертные оценки · Критические технологии · Разработка сценариев · Технологическая дорожная карта
Участники процесса Ученые Односторонний выбор разработчиков стратегии. Ученые, представители органов управления, бизнеса и общественности.
Разработка практических мер по достижению выбранных ориентиров Нет Да Да

Форсайт отличается и используемой методологией. В этом вопросе основной отличительной чертой форсайта является активное и целенаправленное использование знаний экспертов, в том числе представителей науки, бизнеса и власти. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2 тыс. экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тыс. экспертов.

Другой, не менее важной, отличительной чертой методологии форсайта является комбинация нескольких методов: форсайт вобрал в себя десятки как традиционных, так и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация экспертных панелей, Дельфи метода, SWOT- анализа, мозгового штурма, построения сценариев, технологических дорожных карт, деревьев релевантности, анализа взаимного влияния и др.

Методы и инструменты, используемые в форсайте, достаточно многообразны. Наиболее широко используемыми методами форсайта, вне сомнения, являются литературное прогнозирование, экспертные панели, построение сценариев. Данные методы носят общенаучный характер и используются не только при разработке форсайта, но и в любых типах исследований.

Следующая группа довольно часто используемых методов: мастерские (мастер-классы), мозговой штурм, экстраполяция трендов, интервью, опросы, дельфи-метод, анализ мегатрендов, СВОТ-анализ, выявление критических технологий. Реже, но в явно растущем тренде используются метод построения технологических дорожных карт, сканирование среды, моделирование и симуляция, эссе. Отметим, что в использовании метода создания дорожных карт максимально активны представители стран Северной Америки. влияния, библиометрики, морфологический анализ, использование дерева релевантности. Все богатое множество методов форсайта можно представить в виде треугольника (рис.1).

К явно редко используемым инструментам относятся создание карт стейкхолдеров, разработка панелей граждан, структурный анализ и др.

Как видим, на одном полюсе сосредоточены попытки количественно оценить существующие тенденции и их последствия с использованием специально разработанных моделей и компьютерных средств. Другая достаточно большая группа методов основывается на знаниях экспертов, на разработке специальных процедур и приемов работы с экспертами. В практике же разработки форсайта чаще всего используется сочетание методов.

В последнее время наряду с критериями креативности, экспертизы и взаимодействия все большую роль начинает играть доказательность, а статистике и количественным исследованиям уделяется особое внимание. Ромб методов форсайта имеет следующий вид (рис. 2).

Основные результаты форсайта:

· анализ трендов и драйверов технологического развития,

· разработанные сценарии развития;

· выделенные приоритеты в развитии технологий и исследований.

Главный результат форсайта состоит в построении согласованной, обоснованной и взаимоприемлемой картины будущего в 2020, 2030, 2050 году. Эта картина будущего является надежной основой для разработки стратегий и долгосрочных программ развития.

Форсайт – эффективный метод определения долгосрочных целей и приоритетов инновационного развития. Он позволяет в полной мере учесть все интересы заинтересованных групп и субъектов инновационной деятельности. Кроме этого, форсайт предполагает активное управление событиями и разработку практических мер по приближению выбранных ориентиров. В настоящее время проекты форсайта в России находятся на начальной стадии: во-первых, общепринятая методология форсайта еще не в полной мере используется учеными в России, во-вторых, в данный момент выявлены и определены основные ориентиры и направления технологического развития, но не проработаны программы и методы достижения этих ориентиров.

Основой для достижения российской экономикой установленных целей является эффективная современная национальная инновационная система. Это означает практическую реализацию комплексного подхода к формированию, как самих субъектов, так и механизмов их взаимодействия.

В настоящее время в РФ функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. Её основными проблемами являются: отсутствие критической массы инновационных предприятий и необходимой инновационной инфраструктуры, отсутствие кооперационных связей между ними.

Итак, сегодня форсайт во всем мире является популярным средством прогнозирования будущего. Его применяют в различных сферах, начиная от высоких технологий, заканчивая сельским хозяйством и культурой. Форсайты проводятся на разных уровнях власти, ими занимаются министерства, фабрики мысли, академические структуры и корпорации. Форсайт используется в качестве инструмента в экспериментальных школьных программах: считается, что он стимулирует мышление у детей, при этом придавая ему направленность на конкретные вещи. Компании часто используют форсайт для разработки новых перспективных продуктов, а правительство – для создания программ развития.

1 Unido Technology Foresight Manual. United Nations Industrial Development Organization.Vienna, 2005. Vol.1Р. 8.

2 Третьяк В.П. Структура форсайта // Отраслевые рынки. 2007.№ 1–2 (13).

3 Шелюбская Н.Н. Форсайт» - новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 6.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Стратегия - общий план, охватывающий длительный период времени или как способ достижения сложной цели . Цель - это конечный, желаемый результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя перед предприятием определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива. Важным источником информации, для формирования стратегических целей, является информация о внутренней и внешней среде предприятия, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения, угрозы, которые могут помешать и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Если предприятие будет чаще прогнозировать и проводить анализы, тем больше вероятности того, что она будет держать под контролем будущую ситуацию и быть более устойчивой к изменениям.

Рассмотрим основные задачи стратегического анализа:

· определение уровня конкурентоспособности и преимущества других предприятия;

· проблемы, с которыми сталкивается предприятие, их возникновение и разрешение;

· анализ внешней среды, макроэкономические тенденции и их влияние на будущее компании;

· анализ внутренней среды, кадровый потенциал компании и его структура;

· прогнозирование предприятия.

При анализе макроокружения чаще всего используется PEST-анализ. Он предназначен для стратегического прогнозирования, выявления и оценки следующих факторов внешней среды, которые могут в настоящем и будущем повлиять на деятельность предприятия:

· политических (Policy);

· экономических (Economy);

· социальных (Society);

· технологических (Technology).

Для точного понимания PEST-анализа рассмотрим на конкретном примере предприятия Открытого акционерного общества «Х» - одного из ведущих предприятий в России по производству гидравлики для машиностроительной отрасли. Получение необходимой информации основано на экспертных оценках (по 10-балльной шкале). В качестве экспертов выступили начальник отдела маркетинга, главный бухгалтер и начальник отдела реализации (таблица 1).

Таблица 1 - Анализ влияния факторов макросреды

Факторы макросреды Знак влияния (+, -) Степень влияния Вес факторов Важность фактора
1 Политические: 1.1Государственная поддержка машиностроительной отрасли + 0,1 +0,6
2 Экономические: 2.1Банковский кризис 2.2Высокие таможенные пошлины для иностранных компаний 2.3.Инфляция - + - 0,2 0,2 0,05 -1 +1,6 -0,2
3 Социальные: 3.1 Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации 3.2 Рост стоимости потребительской корзины, требующей роста з/п 3.3 Повышение престижности рабочих и технических специальностей - - + 0,15 0,05 0,05 -0,6 -0,25 +0,2
4 Технологические: 4.1 Возможности появления и внедрения новых технологий производства 4.2 Быстрое «старение» оборудования и отсутствие отечественного оборудования нужного класса качества + - 0,1 0,1 +0,4 -0,5

Для наибольшей наглядности строим профиль макросреды при помощи средств Excel, который позволяет определить зоны позитивного и опасного влияния факторов макросреды, на эффективность функцонирования компании (рисунок 2).

Рисунок 2. Профиль окружения Открытого акционерного общества «Х»

Из проведенного PEST-анализа видно, что наибольшее негативное влияние для деятельности организации оказывают последствия мирового финансового кризиса, который выражается в увеличении процедуры и сроков получения кредитов для дальнейшего развития организации, что в конечном итоге ухудшает финансовую устойчивость и соответственно снижает эффективность функционирования компании в целом.

Существующая инфляция приводит к обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге приводит к повышению цен на продукцию, однако в силу специфики продукции и проводимой политикой гибких цен, данный фактор в наименьшей степени оказывает влияние на функционирование предприятия.

Таможенные пошлины для иностранных компаний, работающих в отрасли производства гидравлики, являются позитивным фактором для ОАО «Х». Это означает, что их конкурентная позиция довольно слаба, так как иностранным предприятиям приходится рассчитывать на свой внутренний рынок.

Позитивным фактором для предприятий, работающих на рынке гидравлики, является поддержка на государственном и региональном уровне. При организации и проведении отраслевых выставок, 2/3 затрат покрываются за счет регионального бюджета . Также в соответствии с последней комплексной программой по развитию машиностроительной отрасли до 2020 года, в качестве основного метода стимулирования отрасли выступают государственные закупки на оборудование машиностроения.

Основной угрозой среди технологических факторов макроокружения является быстрое «старение» оборудования. Особенно это касается станков отечественного производства. Импортное же оборудование является очень дорогостоящим. В связи с этим предприятию приходится частично обновлять основной парк оборудования за счет приобретения импортных станков, уже бывших в употреблении.

Негативным фактором влияющий на деятельность организация является демографическая ситуация, это подтверждается нехваткой молодежи на предприятии, где средний возраст рабочих составляет 45-55 лет. Это объясняется тем, что профессии технологов, инженеров, конструкторов считаются не престижными и недостаточно оплачиваемыми. В настоящее время принята комплексная программа по повышению имиджа рабочих, данная программа является позитивным фактором, который в последствие сможет обеспечить приток молодых кадров на рабочие места.

Наиболее важными задачами стратегического анализа деятельности предприятия являются анализ внешней и внутренней среды. Анализ внутренней среды необходим для того, чтобы определить внутренние возможности предприятия, его потенциал, преимущества на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе и для достижения поставленных целей.

Внутренняя среда включает следующие направления:

Маркетинг (ценовая, сбытовая, коммуникационная стратегия предприятия.

Кадры (их квалификация, подбор, оценка результатов труда, отношения между работниками).

Организация управления (нормы, правила, распределение прав и обязанностей, организационная структура).

Финансы (прибыль предприятия, его убытки, оборачиваемость).

Целью исследования внутренней среды является выявление сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны служат надежной опорой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе. Все свои сильные стороны предприятие должно укреплять и соответственно расширять, а слабые стороны необходимо в короткие сроки устранить. Следует отметить, что внутренняя среда предприятия оказывает серьезное влияние на, то как она взаимодействует с внешней средой.

Анализ внешней среды необходим для анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию и тем самым усложнить достижение поставленной цели. Целью анализа внешней среды будет определение возможностей и угроз, которые могут возникнуть для предприятия в будущем. За последние несколько лет предприятие увеличило долю рынка по главной конкурентной позиции - гидравлике для отрасли строительно-дорожной техники. Завод имеет реальную возможность дальнейшего удержания и увеличения доли рынка благодаря повышению качества продукции, гибкой ценовой политике, маркетинговым мероприятиям.

Для того, чтобы точно понять метод SWOT-анализа (Strenght, Weaknesses, Opportunities, Thereats - сила, слабость, возможности, угрозы), оценим конкурентную позицию предприятия ОАО «Х» (таблица 2).

Таблица 2 - SWOT-анализа ОАО «Х»

Внешние факторы Внутренние факторы Возможности Угрозы
1. Выход на новые рынки и сегменты рынка с новой продукцией 2. Увеличение продаж на комплектацию 3. Модернизация производства 4. Повышение качества продукции 5. Увеличение объёмов производства и сбыта 1. Активизация конкурентов; 2. Дефицит квалифицированных работников; 3. Рост цен на энергоносители, металл.
Сильные стороны Слабые стороны
1. Широкая номенклатура; 2. Дилерская сеть; 3. Сеть сервисных центров; 4. Налаженная связь с поставщиками; 5. Наличие монопольной продукции; 6. Освоение новых видов изделий; 7. Позиционирование товаров как конкурентных по цене; 8. Узнаваемая торговая марка; 9. Устойчивый и благоприятный имидж. 1. Отставание производства от потребностей сбыта 2. Большой срок внедрения инноваций 3. Длительность технологической подготовки производства и проектирования оснастки для производства новой продукции, востребованной на рынке 4. Недостаточная компетентность кадров.

Таким образом, на основе SWOT-анализа видно, что предприятие ОАО «Х» добилось конкурентного преимущества на рынке, посредствам высокого качества, широкой номенклатуры и благоприятного имиджа компании. Сильные стороны компании превращены в ее исключительные конкурентные преимущества. Слабости ОАО «Х» не имеют стратегического значения в конкурентной борьбе, и не относятся к факторам, снижающим конкурентоспособность. Слабые моменты не носят фатального характера для деятельности ОАО «ШЗГ», не представляют реальной опасности, но все, же требуются их исправления, которые легкими уже назвать нельзя. Выявление возможностей и угроз важно с точки зрения определения степени привлекательности позиции компании и с точки зрения формирования стратегии организации. При этом необходимо помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная стратегия может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации сильную дополнительную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете, именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Для того чтобы определить оценку привлекательности бизнеса и эффективности функционирования компании используется комплексный метод SPACE-анализа. Оценив значение каждого фактора, вычисляем среднее значение факторов внутри каждой из групп, а затем отметим полученные значения на осях координат, соответствующим четырем группа факторов: финансовый потенциал, промышленный потенциал, стабильность обстановки и конкурентные преимущества (рисунок 3).

Рисунок 3. SPACE-анализ ОАО «ШЗГ»

Таким образом, в соответствии с методикой SPACE-анализа, организация расположена в максимальной удаленности от центра в квадрате IS - ES, что свидетельствует о том, что компания находится в конкурентном стратегическом состоянии, которое характерно для привлекательной отрасли, при относительно нестабильной обстановки. Нестабильность обстановки связана прежде всего с усилившиеся конкурентной борьбой, которая требует от организации эффективного использования своих конкурентных преимуществ, с целью минимизации возможных угроз. Для реализации работы в направлении избранном миссией, менеджеры должны избрать специфическую стратегию и изыскать в организации такие возможности, которые позволили бы ей достичь своей основной и промежуточных целей в конкурентной окружающей среде.

Стратегия представляет собой план взаимодействия с конкурентным окружением, позволяющий организации достичь своих целей. Некоторые управленцы отождествляют понятия стратегии и цели, однако необходимо отметить, что цель представляет собой желаемый результат, а стратегия - способ достижения данного результата. В компании используется ценовая стратегия низких цен по сравнению с главным конкурентом. Это позволяет обеспечить достижение запланированных целей: овладение долей рынка, получение прибыли, реализацию объема товара. Следственно, организация находится в конкурентном стратегическом положении, в достаточно привлекательной отрасли, которая однако характеризуется нестабильностью обстановки и усилившейся конкурентной борьбой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегический анализ является основным и ключевым фактором стратегического планирования предприятия. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента, с помощью которого руководство предприятия может разработать стратегический план компании.

Список литературы:

1.Винокуров В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия // Стандарты и качество. - 2005. - № 12. - С. 92-100.

2.Куликов Ю.А. Инструменты управления организациями // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 6. - С. 33-37.

3.Кондрашов В.М. Управление продажами: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 31.

4.Кравченко К.А. Эволюция системы управления крупной промышленной компании // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 1. - С. 78-81.

Проблема выбора адекватного набора подходов для применения в том или ином опросе не имеет однозначного решения. Тем не менее, существуют базовые принципы формирования комбинаций методов. Широко известен т.н. «треугольник Форсайта» (рис. 3.1), в вершинах которого располагаются ключевые факторы, обеспечивающие успех работы с экспертами: креативность, извлечение экспертного знания и взаимодействие .

КРЕАТИВНОСТЬ

Научная

фантастика

Мозговой штурм Сценарии

Эссе Prospective *

Дельфи

Комбинация методов Семинары

Панели Конференции Матрица

влиянии

ЭКСПЕРТИЗА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Рис. 3.1. Треугольник Форсайт-методов

Расположение методов Форсайта внутри треугольника соответствует их «притяжению» к тому или иному его углу. Использование любого из методов имеет свои сильные и слабые стороны. Например, мозговой штурм способствует креативности экспертов, но не обязательно сопровождается их эффективным взаимодействием, а экспертные семинары, обеспечивая взаимодействие специалистов, могут не привести к выявлению важных аспектов, отражающих перспективы развития отдельных технологических областей. Идея треугольника заключалась в том, чтобы задействовать в любом Форсайт-проекте комбинацию методов, обеспечивающих успешную реализацию всех трех функций, соответствующих его вершинам.

Система методов Форсайта постоянно развивалась и совершенствовалась, за последние десять лет накоплен большой опыт их практического применения. Эффективность комбинированного применения различных качественных и количественных методов нашла свое подтверждение. В то же время стало очевидно, что большие проекты, посвященные выбору технологических приоритетов на национальном уровне, требуют новых подходов, обеспечивающих получение объективных оценок, основанных на количественном анализе эмпирических данных - статистических индикаторов, патентной статистики, библиометрической информации и др. В этой связи претерпела изменение и идея «треугольника Форсайта».

В работах И. Майлса и Р. Поппера было предложено добавить еще одну вершину - «доказательность» и тем самым превратить треугольник в ромб (в оригинале - Foresight Diamond) .

Один из вариантов такого ромба приведен на рис. 3.2

Креативность

Научная фантастика Игровая симуляция Эссе/Написание сценариев Прогноз гения Ролевые игры

действие

Экспертиза

Backcasting SWOT Мозговой штурм Деревья соответствий Сценарные семинары Дор. карты Дельфи Сканирование Панели граждан Панели экспертов Морфологический анализ Опрос Семинары Крит.технологии Многокрит. анализ Голосование Количеств, сценарии Карты ЛПР

Интервью Кросс-импакт анализ

Индикаторы Патенты

Библиометрика Бенчмаркинг Э кстр ап о л я ция

Обзоры литературы

Доказательность

Рис. 3.2. Форсайт-ромб Майлса-Поппера

В этой модели можно выделить 17 качественных методов, 10 полуко-личественных и 6 количественных методов.

Методы прогнозирования (экспертизы):

  • Метод Дельфи (Delphi),
  • Разработка сценариев (Scenarios),
  • Определение критических технологий,
  • Экстраполяция тенденций (Trend Extrapolation),
  • Имитационное моделирование (Simulation Modelling),
  • Метод Критических/ключевых технологий (Critical/Key Technologies),
  • Метод исторической аналогии,
  • другие методы, базирующихеся на анализе точных эмпирических данных.

Методы анализа:

  • Экспертные обсуждения,
  • Фокус-группы,
  • SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats - analysis),
  • Анализ взаимного влияния (Cross-impact - Analysis),
  • Сканирование окружающей среды (Environmental Scanning),
  • Экспертная панель (Expert Panels),
  • Подготовка эссе,
  • Анализ взаимных воздействий (Cross Impact Analysis),
  • Метод Дерева Релевантности (Relevance Trees),
  • Balance score card.

Методы выработки идей (креативные методы):

  • Экспертные обсуждения,
  • Фокус-группы,
  • Мозговые штурмы (brainstorming),
  • Конференции,
  • Подготовка эссе,
  • Морфологический анализ (Morphological Analysis),
  • Экспертная панель (Expert Panels).

Новые креативные методы:

  • Дикие карты (wild card),
  • Метод дорожных карт развития технологий (Technology Roadmapping, TRM),
  • Метод дерева релевантности (Relevance Trees).

В настоящее время Форсайт включает в себя методы, относящиеся к разным областям науки: социологические, математические, статистические и т.п. Все методы Форсайта могут быть сгруппированы по четырем ключевым категориям :

  • экспертиза (expertise): для верификации результатов, полученных на основе анализа первоисточников, необходимо обсудить тенденции развития предметной области с ключевыми специалистами в этой сфере, представляющими науку, бизнес, государственные организации;
  • креативность (creativity): для того, чтобы предвидеть неожиданные повороты развития будущего, необходимо внести элементы творчества в анализ. Типичным примером креативных методов являются wild cards («случайные факторы», «джокер») и weak signals («слабые сигналы»). Так, сущность метода wild cards заключается в том, что на основе различного рода информации (научных и публицистических статей, интервью с экспертами и др.) выявляются события, имеющие низкую вероятность наступления, но при этом способные оказать большое влияние на дальнейший ход развития. Одним из характерных примеров wild cards является авария на атомной электростанции «Фукусима», заставившая мировое сообщество по-новому взглянуть на перспективы развития атомной энергетики;
  • взаимодействие (interaction): в процесс Форсайта необходимо вовлекать как можно больше заинтересованных сторон, включая представителей науки, бизнеса, государства, обеспечивая их постоянный диалог относительно будущего развития. Если предмет исследования затрагивает широкие слои общества, большое внимание следует уделить информированию населения о ходе работ по Форсайту и его основных выводах. Достигается это за счет проведения различного рода семинаров, панелей граждан и т.п.
  • доказательность (evidence): для достоверности результатов Форсайта необходимо базироваться на опубликованных ранее работах и изучать лучшую мировую практику в предметной области. Кроме того, на основе патентного и библиометрического анализа можно сформировать пул наиболее квалифицированных экспертов по исследуемой тематике.

Набор подходов, используемых в Форсайт-проектах, постоянно расширяется и охватывает сегодня десятки методов - как качественных (интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», сценарии, ролевые игры и др.), так и количественных (анализ взаимного влияния (cross-impact analysis), экстраполяция, моделирование, анализ и прогноз индикаторов методов и др.). Ряд методов носят синтетический характер, в их числе - упомянутые выше Дельфи, дорожная карта, критические технологии, а также многокритериальный анализ, патентный анализ, игровое моделирование и др. Набор методов, применяемых в том или ином проекте, может выбираться с учетом множества факторов: временных и ресурсных ограничений, наличия достаточного количества высококвалифицированных экспертов, доступа к информационным источникам и др. Тем не менее, ключевым условием успешности проекта является использование методов, обеспечивающих эффективную работу привлекаемых экспертов.

Все в той или иной степени успешные проекты последних лет основывались на комплексных подходах. Более того, отчетливо прослеживается тенденция постоянного усложнения системы используемых методов.

Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение формализованных методов оправдано. Если в прогнозируемом процессе возможно появление скачков, то необходимо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления, а на участках эволюционного процесса применять формализованные методы.

Методы экспертных оценок основываются на мнении одного или нескольких специалистов (экспертов) о перспективах развития науки и техники. Следует отметить, что существуют области науки и техники, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, а также сферы, где отсутствует информация о состоянии объекта в прошлом периоде, или научно-техническое развитие в большей степени зависит от принимаемых решений, чем от самих технических возможностей. Рассмотрим некоторые методы, получившие распространение в мировой практике.

Метод комиссий.

Суть этого метода состоит в том, что специалисты при принятии решения влияют друг на друга так, чтобы компенсировать свои ошибки. Этот метод обладает как преимуществами, так и недостатками.

Среди основных преимуществ отмечаются следующие.

  • 1. Информационная насыщенность, т.е. если состав комиссии тщательно подобран и в нее включены только лица, являющиеся специалистами в данной области науки и техники, то общее количество информации, которой располагает группа, несомненно гораздо больше той информации, которой располагает каждый из членов в отдельности.
  • 2. Равенство количества факторов, т.е. количество факторов, относящихся к данной области науки и техники, рассматриваемых группой, не меньше количества факторов для любого члена группы.
  • 3. Коллективная ответственность экспертов. Суть этого принципа состоит в том, что группы экспертов с большей готовностью принимают на себя ответственность, чем отдельные специалисты. Это обстоятельство имеет весьма важное значение при прогнозировании. Возможно, что прогноз весьма «профессионально рискован» для отдельного специалиста и в корне отличается от общепринятых суждений коллег. Тогда предложение этого прогноза может неблагоприятно отразиться на дальнейшей научной деятельности этого специалиста. Совместная же работа в комиссии дает возможность эксперту убедить коллег по работе в группе со своими взглядами, а их поддержка, возможно, избавит от сомнений и заставит пойти на риск.

Недостатки метода:

  • 1) группа специалистов может оказывать сильное давление на других членов группы, вынуждая, например, одного согласиться с большинством, даже если последний понимает, что общая точка зрения ошибочна;
  • 2) эксперименты с небольшими группами показали, что часто берет верх не обоснованность, а количество замечаний «за» и «против». Следовательно, «крикливое» меньшинство может подавить остальных участников группы, даже если при объективном рассмотрении не будет обладать каким-либо преимуществом;
  • 3) существенное влияние на принятие прогноза может оказывать какой-либо профессионал с хорошей репутацией или же просто эксперт, обладающий даром убеждения. При прогнозировании методом комиссий приходится примиряться с недостатками этого метода за счет его преимуществ.

Наиболее прогрессивным методом, позволяющим устранить указанные недостатки, является метод «Дельфы», который характеризуется тремя отличительными особенностями: анонимностью, возможностью использования результатов предыдущих туров опроса, обработкой точек зрения на ЭВМ и наличием обратной связи с экспертами для выработки согласованного суждения по решаемой проблеме.

Метод «Дельфи» осуществляется путем опроса группы специалистов с помощью серии анкет, причем в анкете не только задаются вопросы, но имеется и информация относительно степени согласованности мнений членов группы. Каждое последующее представление анкеты на рассмотрение называется «туром опроса», а коллектив экспертов в этом методе получил название «жюри».

В первом туре опроса анкета является бесструктурной и допускает любые ответы. В анкете члены жюри опрашиваются для составления прогноза в определенной области науки и техники. Члены же жюри отбираются, как правило, так, что они гораздо лучше, чем руководитель, знают соответствующую область науки и техники. После того, как прогнозы членов жюри возвратились к руководителю, он должен объединить их в единый прогноз. Этот прогноз расчленяется на ряд отдельных событий, формируется перечень событий, который становится анкетой второго тура.

Во втором туре члены жюри получают перечень событий и должны определить даты, когда может произойти реализация этих событий, а также привести соображения, в силу которых они считают свои оценки правильными. После того как прогнозы и оценки дат, сделанные членами жюри, вернулись к руководителю, последний должен подготовить статистическую сводку мнений членов жюри, упоминая аргументы и доводы в пользу того, что событие произойдет раньше или позже. Третья анкета состоит из перечня событий, групповой медианы дат наступления событий и дат верхнего и нижнего квартилей для каждого события.

В третьем туре члены жюри получают перечень событий, статистическое описание мнений жюри и сводку аргументов. Их просят дать обзор документов и сформулировать новые оценки предполагаемой даты наступления каждого события. Если их новая оценка не попала в интервал между квартилями, то их просят обосновать свою точку зрения и прокомментировать точку зрения тех, кто придерживается противоположных взглядов. Работа же руководителя после получения им анкет во многом аналогична той, которую он выполнял после второго тура. Он должен суммировать оценки группы, рассчитав новые медианы и квартили, суммировать аргументы, а затем объединить все это в новый прогноз.

В четвертом туре члены жюри получают вышеупомянутый прогноз и, приняв во внимание аргументы и критику, должны составить свой вариант прогноза. Руководитель, получив прогнозы от членов жюри, снова рассчитывает медианы и квартили дат для каждого события. Конечный вариант прогноза состоит из перечня событий с соответствующими медианами и квартилями дат.

Описанный выше метод представляет собой первоначальный вариант, разработанный в США сотрудниками «РЭНД корпорейшн». В настоящее же время существует ряд его модификаций, в том числе и с применением ЭВМ, что позволяет повысить эффективность метода.

Метод написания сценариев предполагает установление логической последовательности событий, чтобы показать, как исходя из сущесгвую-щей или какой-либо другой заданной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние.

Для научно-технического прогнозирования с использованием этого метода отмечают следующие положительные моменты:

  • сценарии максимально ослабляют традиционность мышления. Они, по словам одного из первых ведущих специалистов этого метода, «позволяют погрузиться в незнакомый и быстро изменяющийся мир настоящего и будущего»;
  • сценарии принуждают исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы упустить, руководствуясь лишь абстрактными соображениями.

Метод исторической аналогии - это один из возможных подходов к более «строгому» прогнозированию - сравнение прогнозируемых трансформаций новых технологических структур или отдельных технологий с какой-либо сходной технологической трансформацией в прошлом.

Историческая аналогия всегда играла некоторую осознанную или неосознанную роль при прогнозировании, которое распространяется лишь на соседний или следующий за ним уровень, например при прогнозировании воздействия определенного нововведения на рынок.

При использовании метода аналогии необходимо учитывать ряд его особенностей. Прежде чем пользоваться выявленными прогнозированием аналогиями, следует провести их тщательное сопоставление, установить, что это сходство носит не случайный характер. Если не соблюдать этого требования, можно допустить существенные ошибки.

Весьма сложно также, учитывая разные исторические условия, получить достоверный прогноз о возможном исходе прогнозируемой ситуации на основе аналогичного исхода прошлого события. Для решения этой проблемы рекомендуется учитывать совокупность факторов, относящихся к окружающей обстановке и условиям, оказывающим существенное влияние на прогнозируемый вид нововведения. К таким факторам относятся: технологические, экономические, управленческие, политические, исторические, социальные, культурные, интеллектуальные, этические и экологические. Каждый из них состоит из нескольких элементов.

Таким образом, необходимыми предпосылками успешной реализации метода аналогий являются: предварительный анализ и структуризация технологического развития соответствующей экономической системы, установление ее положения в иерархии глобального технико-экономического развития, выявление национальных особенностей. Лишь после этого возможно установление временной шкалы, описания измеряемого процесса и выбор отражающих его показателей, которые должны быть представлены в виде динамических рядов достаточной длины.

При использовании метода аналогий мерой уровня развития технологической структуры экономики той или иной страны служат выраженные в годах характеристики расстояния между достигнутым страной в момент измерения и эталонным уровнем соответствующих параметров технологического развития. В качестве эталонной траектории технологического развития может рассматриваться траектория развития стран-лидеров соответствующих технологических укладов. Следует отметить, что уникальные особенности национальных экономик затрудняют их сравнение. Кроме того, по имеющимся оценкам, погрешность важнейших экономических показателей, исчисляемых статистическими службами развитых стран, составляет 10-18%. Она еще больше возрастает при сведении показателей, измеренных в разных странах, к сопоставимому виду. Однако это не означает, что с такой информацией нельзя работать. Опыт макроэкономических исследований говорит не только о возможности, но и о плодотворности использования межстрановых сопоставлений для получения не только качественных, но и довольно точных количественных выводов, в том числе и прогнозного характера .

В прошлом историческая аналогия применялась для сопоставления культур. В настоящее же время этот метод в качестве вспомогательного средства для прогнозирования инноваций помогает совершенствовать прогностическую интуицию.

Широко используется в мировой практике при прогнозировании развития науки и техники,метод коллективной генерации идей (мозговая атака). Применяются и его модификации, в частности метод «635». Следует отметить, что с помощью данных методов целесообразно осуществлять прогнозы на кратко- и среднесрочный периоды.

Мировой опыт свидетельствует, что из всех методов экспертных оценок метод «Дельфи» представляет усовершенствованный образец экспертного прогнозирования развития науки и техники.

Методы прогнозирования по аналогии следует отнести к категории «наивных» моделей. «Наивность» их заключается в предположении о том, что, какова бы ни была причина, вызвавшая определенное поведение технологической трансформации в прошлом, она будет вызывать подобное поведение и в будущем.

Метод морфологического анализа разработан швейцарским астрономом Цвикки, когда он был временно привлечен к участию в ранних стадиях ракетных исследований и разработок фирмы «Аэроджет инжиниринг корпорейшн». По словам создателя, «метод... охватывает всю совокупность решений данной проблемы».

Он предполагает осуществление прогноза по этапам:

  • 1 -й этап - дается точная формулировка проблемы, подлежащей решению;
  • 2- й этап - определяются важные характерные параметры, от которых зависит решение проблемы. Таким образом, второй шаг заключается в изучении всех параметров и выделении из них особо значимых;
  • 3- й этап - по данным параметрам строится матрица и формируются возможные варианты решения проблемы;
  • 4- й этап - определяется функциональная ценность всей совокупности полученных решений;
  • 5- й этап- осуществляется выбор наиболее оптимальных решений и способов их реализации.

Методы экстраполяции тенденций предполагают, что существующий темп технического развития сохранится и в будущем. При этом в зависи-

мости от установленной закономерности (предшествующая-последую-щая) прогноз ведется по экспоненциальному или линейному закону. Особое место при использовании методов экстраполяции тенденций занимает выбор и обоснование параметров прогнозируемого объекта. Каждый параметр должен быть измеримым, характеризовать по возможности обобщенную функцию и являться комбинированным. При этом необходимо располагать данными о прошлом развитии параметра. Кроме того, параметр должен удовлетворять требованию сопоставимости.

Хотя методы экстраполяции являются простыми и широко применяются в практике, однако они имеют серьезные недостатки. Они не позволяют предсказать результат в развитии науки и техники в случае изменения условий. Не могут быть получены данные о том, какие условия следовало бы изменить, чтобы добиться желаемого темпа внедрения нововведений. Самым же значительным недостатком является недостоверность прогнозных данных при большом временном интервале. Поэтому методы экстраполяции целесообразно применять на начальном этапе научно-технического прогнозирования.

Многие ученые, занимающиеся проблемами прогнозирования в области НТП и инноваций, считают, что в технологическом прогнозировании очередным практическим шагом должна быть разработка моделей. Так, Мартино еще в 70-е годы предложил идти по пути преодоления недостатков «наивных» моделей, разрабатывать методы и модели, которые дали бы возможность проникнуть во внутренние механизмы поведения технологических систем. Эти методы предполагают использование знания взаимосвязей, причин и следствий внутри технологических систем.

Практика свидетельствует, что целесообразно параллельно использовать как «наивные» модели, уточняя и развивая их, так и причинно-следственные. В моделях необходимо учитывать число ученых и инженеров, расходы на НИОКР, оценку современного уровня научно-исследовательского и опытно-производственного оборудования и другие факторы, оказывающие влияние на рост производительности той или иной прогнозируемой технологической системы и позволяющие предсказать ее будущее развитие.

Необходимость применения комбинированных методов прогнозирования возникает в случае, если для решения определенной проблемы можно одновременно использовать несколько методов, а также в случае прогнозирования нескольких взаимодействующих технологических систем. При системном анализе взаимодействия между несколькими прогнозами применяются матрицы взаимодействия событий. Матрица может быть использована также для обработки результатов прогнозов, полученных другими методами.

Кроме рассмотренных выше методов, используемых главным образом при «поисковом», исследовательском прогнозировании, применяются еще ряд так называемых нормативных ,методов. С их помощью рассматриваются все элементы прогнозируемых технологических систем или процессов, их трансформаций, анализируются взаимосвязи между этими элементами, исследуются затраты.

Самыми распространенными методами разработки нормативных прогнозов являются «деревья целей», морфологические модели, рассмотренные выше, и блок-схемы последовательности выполнения задач. «Деревья целей» применяются в тех случаях, когда анализируемую систему или процесс можно представить в виде уровней причинных взаимосвязей, уровней сложности или иерархических уровней.

Морфологические модели используются тогда, когда систему или процесс можно расчленить на элементы, обладающие в свою очередь способностью независимо видоизменяться.

Блок-схемы последовательности выполнения задач применяются в тех случаях, когда систему или процесс можно представить в виде одной или нескольких цепочек последовательных этапов. Большое значение в практике современного прогнозирования технологических изменений отводится изучению истории важнейших научно-технических достижений, мониторингу за тенденциями развития всех областей науки и техники, выявлению потребностей общества в решении научно-технических и связанных с ними проблем. Для организации постоянного наблюдения за мировым фронтом научно-технического развития в стране следует иметь разветвленную систему такого мониторинга с целью выявления событий - предшественников будущих важных научно-технических изобретений и открытий.

Экономико-математическая модель анализа и прогнозирования показателей научно-технического уровня производства (НТУ) базируется на интегральных и дифференциальных показателях НТУ технических и технологических параметров производства.

Интегральный показатель НТУ производственного комплекса имеет следующий вид:

Кп + Кт

где К, Кп, Кт - интегральные показатели НТУ производства, продукции и технологии соответственно.

Основные пофакторные отличия Форсайта от прогнозирования представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Сравнительный анализ Форсайта и прогнозирования

Принцип

Форсайт

Прогнозирование

Координация

Оценки развития науки и технологий даются в неотрывной связи с экономическими и социальными изменениями

Основный фокус делается на предметной области

Консенсус

Определяет, есть ли консенсус относительно исследуемых тем

Наличие консенсуса или его отсутствие - непринципиальный фактор

Экспертиза

Преобладают экспертные методы

Преобладают количественные методы

Альтернатив

Рассматриваются альтернативные варианты достижения желаемого образа будущего

Обычно рассматривает базовый вариант

Системность

Форсайт охватывает не только предметную область, но и внешнюю среду к ней

Прогноз делается для конкретной области

Открытость

Исходные данные, потребности, вопросы исследования все еще открыты и подлежат уточнению в процессе Форсайта. Результаты доводятся до сведения как

можно большего числа людей

Исходные данные, темы и вопросы исследования должны быть определены заранее