Болезни Военный билет Призыв

Формирование методической компетентности учителя в современных условиях развития образования. Василенко Н.В. Модель развития методической компетентности педагогов в условиях последипломного образования

Дубаков Артём Викторович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск[email protected]

Формирование методической компетенции

будущегоучителяиностранного языка: содержательные и организационнотехнологические аспекты

Аннотация. Статья посвящена анализу процесса формирования методической компетенции учителя иностранного языка. Автор рассматривает различные дефиниции методической компетенции будущего учителя иностранного языка, конкретизирует структурные компоненты феномена, делает акцент на возможных организационнотехнологических аспектах целенаправленного формирования данной компетенции в условиях вуза.Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя иностранного языка, методическая компетенция, профессиональнометодическая подготовка будущих учителей иностранного языка.

Ссылки на источники1.Игна О.Н. Структура и содержание методической компетенции учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. –2010. №1. –С.90 –94.2.Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. –2010. №15. –С.201 –205.3.Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С.54 –65.4.Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 2012. –240 с.5.Игна О.Н. Структура и содержание методической компетенции учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. –2010. №1. –С.90 –94.6.Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. –2010. №15. –С.201 –205.7.Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С.54 –65.8.Дубаков А.В., ХильченкоТ.В. Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2014. №10. –С.336 –341.

Методическая компетентность учителя

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Иными словами, основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей школьников.

Что же такое компетентность? Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.

Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной подготовки квалифицированных специалистов, прежде всего, учителей, обладающих профессиональной компетентностью. Обратимся к структуре профессиональной компетентности учителя, которая включает в себя следующие компоненты:

    научно-теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности);

    методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса);

    психолого-педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся);

    профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).

Более детально остановимся на понятии «методическая компетентность», приобретающую в последнее время все большую актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном потоке разного рода информации. Чтобы легче усвоить содержание понятия, разобьем его на отдельные составляющие. Итак, методическая компетентность – это, во-первых, вид профессиональной компетентности, во-вторых, данный вид компетентности включает в себя систему знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя, и, наконец, третье составляющее, оптимальные сочетания методов оперирования с педагогическими объектами.

В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня:

    методическая информированность (образованность) – естественные и приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях;

    методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами;

    методическое творчество – способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами;

    методическое искусство как высшее проявление компетентности. Однако этот уровень достигается немногими учителями и не может быть целью обучения в ВУЗе.

Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо создать для учителей ряд условий:

    современная информационная образовательная среда учебного заведения;

    модернизация системы методической работы учебного заведения;

    профессиональная позиция учителя.

Часто отождествляют понятия «методическая компетентность» и «методическое мастерство». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты.

Для более тщательного изучения методической компетентности учителя советуем обратиться к следующим исследованиям:

    Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А. В. Хуторского.

    Маслова И. С. Сущность и уровни методической компетентности учителя.

    Соколова Г. А. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.

Закончить свое выступление хочется словами М. Горького, который считал, что «плох тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.

«Методическая компетентность - действенный инструмент повышения качества образования»

Цель: актуализация развития методической компетентности учителя как составляющей повышения качества образовательного процесса.

Задачи: проанализировать структуру методической компетентности;

представить компоненты методической подготовки учителя и соотнести их с уровнями проявления методической компетентности.

Ход семинара:

1. Информационный блок .

Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замы-каются на конкретном исполнителе — школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику раз-личных инноваций и для успешной реализации поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональ-ной компетентности и профессионализма.

Компетентностный подход — это создание условий для овладения комплексом компетенции, направленных на формирование лично-сти, способной адаптироваться в условиях социально-политическо-го, рыночно-экономического, информационно-коммуникационно-го насыщенного пространства. Проще говоря, школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педа-гог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Профессионализм — это достижение высоких образцов осуществле-ния нескольких сторон педагогического труда (деятельности, обще-ния, личности педагога). Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобре-тения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенство-вать свое мастерство. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога — это способность пе-дагога превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащегося (Кузьмина Н. В.). Также мы не должны забывать, что компетентный педагог — это прояв-ляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств. Это стремление к новому творческо-му осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.

Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уро-вень профессиональных, педагогических, психологических, соци-альных качеств.

К профессионально-педагогическим компетенциям относят:

  • социально-психологическая компетенция;

Общепедагогическая профессиональная компетенция;

Предметная компетенция;

Управленческая компетенция;

Рефлексивная компетенция;

Информационно-коммуникативная компетенция;

Компетенция в сфере инновационной деятельности;

Креативная компетенция.

Прежде всего компетентный педагог должен уметь:

  • успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициа-тиву, самостоятельность и ответственность;

Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения по-требуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных услови-ях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и во-просам;

Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с инте-ресами учащихся;

Закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

Планировать учебное занятие с использованием всего много-образия форм и методов учебной работы и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследователь-ских методов;

Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

В совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

Привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех во->в, в которых сам недостаточно компетентен; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и со-окательной характеристикой;

оценивать не только предметные достижения, но и развитие ностных качеств;

видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в >циуме.

Педагог должен понимать, что:

  • нужно быть готовым к постоянным переменам;

Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вче-рашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

Главная задача — обеспечить максимум успеха и минимум не-удач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители — самые верные союзники учителя;

Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя самым главным и единственным ис-точником знаний;

Передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

Придерживаться представлений о том, что существуют раз и на-всегда заданные способы правильного и неправильного решения раз-личных проблем;

Следовать мелочным правилам и инструкциям.

Таким образом, компетентность учителя — это синтез профес-сионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса Обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). На сегодняшний день становится очевидным, что традиционный преподаватель (мо-нополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Какие механизмы нужны, чтобы можно было организовать дея-тельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:

  • диагностирование, тестирование;

Определение путей совершенствования профессиональной ком-петентности.

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:

  • обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.;

Работа в МО, творческих группах, педмастерские, мастер-клас-сы, предметные декады;

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях;

Участие в различных конкурсах профессионального мастерства;

Участие в исследовательских работах, создание собственных пу-бликаций;

Обобщение и распространение опыта;

Аттестация;

Творческий отчет;

Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий;

Самообразование;

Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Анализ деятельности учителя:

  • обобщение опыта;

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыраже-ние — это основные условия для формирования авторитета педагога. Во все времена в школе самый ответственный за качество образова-ния человек — это учитель — образец поведения, подражания для де-тей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение.

Современный учитель — это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профес-сиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом, владеющая информационной компетентностью в до-статочном объеме.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что Мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Сказал Мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

В наших руках возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, ува-жающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

2.Практический блок .

«Мозговой штурм»

Участники делятся на группы. Ведущий предла-гает определить наиболее важные умения, состав-ляющие методическую компетентность педагога.

Представление результатов работы в группах.

Деловая игра «Уровни методической компетентности и критерии их до-стижения»

На экране представлены критерии, составля-ющие методическую компетентность педагога. Ведущий предлагает группам определить, к ка-кому уровню относится каждый критерий.

Уровни методической компетентности педагога и критерии их достижения

Первый (эмпирический)

Второй (конструктивный)

Третий (творческий)

*педагог, основываясь на существую-щих методических рекомендациях,

разработках, может проанализировать предложенные решения на теоретиче-ской основе и осознанно выбрать по-следовательность применения педаго-гического инструментария;

* педагог имеет определенную сумму зна-ний, но в своей практической деятель-ности руководствуется готовыми разра-ботками, рекомендациями, не умея са-мостоятельно анализировать и констру-ировать учебный процесс, находить обо-снованное теоретически, а не эмпири-чески решение педагогической задачи;

* педагог осуществляет на теоретической основе осмысление цели действий, ожи-даемых результатов, условий их выпол-нения;

* педагог самостоятельно конструиру-ет учебный процесс, свободно приме-няя на практике теоретические осно-вы (в области фундаментальной нау-ки, методики преподавания предмета и психолого-педагогической науки) педа-гогической деятельности, находит обо-снованное решение любой педагогиче-ской и дидактической задачи, ориен-тируется на развитие учащихся и са-моразвитие.

Подведение итогов работы в группах, составление памятки для педагогов

Памятка для педагогов

Готовит ь детей к переменам может толь-ко тот педагог, который готов к переменам, личностно развивается в профессии, обладает высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной де-ятельности, то есть профессионально компе-тентный педагог.

Методическая компетентность учите-ля включает:

* владение системой научных знаний;

* умение планировать, отбирать, синте-зировать и конструировать учебный материал по предмету;

*умение выбирать или адаптировать не-обходимые для конкретного образова-тельного процесса технологии, методы, приемы и средства;

* готовность организовывать различные формы занятий по учебному предмету;

* умение реализовывать деятельностный подход к обучению и организовывать учебную работу учащихся с учетом их реальных учебных возможностей;

*готовность к применению инновацион-ных технологий обучения;

^ опыт творческой деятельности в форме умения принимать эффективные реше-ния в проблемных ситуациях; ^ опыт эмоционально-ценностного отно-шения к природе, обществу и человеку.

  1. Рефлексия

Игра «Проблема на ладошке»

Ведущий. Сейчас предлагаю каждому участ-нику посмотреть на проблему совершенствова-ния методической компетентности как бы со сто-роны, т. е. если бы вы держали ее на ладошке.

(Ведущий держит на ладошке теннисный мя-чик.) Я смотрю на мяч. Он круглый и неболь-шой, как наша Земля во Вселенной. Земля - это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, чтобы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профес-сиональное продвижение и развитие? (Участ-ники поочередно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают свое отношение к ней.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Галеева, Н. Мониторинг для учителя / Н. Галеева // Управление школой. - 2005. - № 23.

2. Хуртова, Т. В. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения / Т. В. Хурто-ва. - Волгоград: Учитель, 2007. - 191 с.

3- Кухарев, Н. В. Акмеологические основы педагогического развития образовательных систем / Н. В. Куха-рев, Л. И. Категова // Юраванне у адукацьп - 2004. - № 3- - С. 10-14.

4- Кухарев, Н. В. Мониторинг качественных показателей в деятельности руководства и педагогического коллек-тива школы и процесс их диагностики: научно-методическое пособие / Н. В. Кухарев. - Гомель: ИРО, 20Ю.

5. Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении / А. А. Глинский. - Минск: Зорны верасень, аоо8. - 295 с.

6. Жук, А. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект / А, И. Жук, Н. Н. Кошель. -Минск, 1996. - зоу с.

Описан механизм формирования методической компетентности у педагогов школы в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоречие между актуальностью формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся и отсутствием теоретических знаний и практических навыков их реализации у педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект:

«Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности

Актуальность. В сфере образования России происходят радикальные перемены. Они связаны, прежде всего, с социально-экономическими изменениями в обществе. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует что «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Поэтому, учитывая государственную стратегию развития образования и систематизировав социальные ожидания родителей, учащихся и педагогов, была разработана Программа развития ОУ «Проектно-исследовательская деятельность как основа самореализации учащихся» на 2010-2015гг. С каждым годом к организации проектной и исследовательской деятельности подключаются всё новые и новые педагоги. Но не всегда их методическая компетентность позволяет грамотно и корректно осуществлять руководство учащимися в этих видах учебной деятельности. Все это требует активного поиска новых резервов подготовки учительских кадров, способных к реализации предъявляемых требований.

Противоречие состоит между актуальностью формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся и отсутствием теоретических знаний и практических навыков их реализации у педагогов.

Мы исходим из предположения о том, что уровень сформированности методической компетентности учителя повысится при условии создания «инновационного поля», включающего в себя:

создание соответствующих организационно-педагогических структур, обеспечивающих развертывание творческих поисков, связанных с формированием своего собственного «Я» и включение учителей в исследовательскую деятельность (творческие лаборатории, школы передового педагогического опыта, педагогические мастерские, временные творческие группы и т. п.);

оказание учителям необходимой научно-методической помощи, связанной с повышением их теоретического уровня и профессионального мастерства.

В свете модернизации российского образования учитель обязан быть компетентен в организации проектной, исследовательской и творческой видов деятельности с учащимися, чтобы сформировать и планировать развитие у них базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразование.

Новизна проекта состоит в том, что педагоги будут выступать не в роли объекта, а субъекта обучения. В ходе тренингов, разрабатывая различные мини-проекты, педагоги будут погружены в атмосферу проектно-исследовательской деятельности. Обучение будет происходить в ходе совместной деятельности.

Теоретическими источниками данного проекта является:

личностно-ориентированное обучение Я.А. Якиманской

технология исследовательской деятельности А.В. Леонтович

компетентностный подход к построению и исследованию образовательных процессов (А.В. Хуторской, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына)

теория развивающего обучения В.В.Давыдова

Цель: Сформировать методическую компетентность в организации проектно-исследовательской деятельности у педагогов школы

Задачи:

Определить сущность и содержание методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности.

Разработать критерии, показатели и уровни методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

Повышение квалификации педагогов.

Нормативное и методическое обеспечение проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся и педагогов.

Организации информационно-продуктивного пространства для инновационной деятельности педагогов.

Структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы внутришкольного взаимодействия учителей и учащихся.

Создание инновационного поля связано с организацией деятельности в двух направлениях:

Организация методической помощи. Она будет включать в себя:

Диагностику, отражающую отношение педагогов к исследовательской деятельности

Цикл методических семинаров-тренингов, как внутри ВТГ, так и для всего педагогического коллектива

Спецкурс для учителей-руководителей исследовательской работы учащихся

Индивидуальное консультирование

Повышение методической компетентности учителя обеспечивается системой непрерывной подготовки. На начальном этапе учителя должны получить методические рекомендации по структурированию данной деятельности. В составе творческих групп они будут принимать активное участие в разработке данных рекомендаций и их апробации, пройти тренинги по формулированию гипотез, овладеть методами и приёмами по организации: мотивации исследовательской деятельности; постановке проблем; сбору практического материала; систематизации и анализу полученного материала; выдвижение гипотезы; проверки гипотез; доказательство или опровержение гипотез; оформление результатов.

Задачи

Методы работы

Определить сущность и содержание проектно-исследовательской компетентности педагогов.

Изучение методической литературы, передового опыта других образовательных учреждений

Анкетирование «Личная мотивация руководителя исследовательской деятельности учащихся»

Разработать критерии, показатели и уровни проектно-исследовательской компетентности педагогов

Групповая работа участников ВТГ

Диагностика педагогов «Развитие проектно-исследовательской компетентности педагогов»

Повысить квалификацию педагогов школы по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности.

Организация семинаров, тренингов

Курсовая подготовка

Индивидуальные консультации

Самообразование

Создать методические структуры, обеспечивающие включение педагогов в проектно-исследовательскую деятельность.

Создание ВТГ «Руководитель проектно-исследовательской деятельности»

Создание педагогических мастерских

Создание Школы передового педагогического опыта

Схема анализа и самоанализа урока с точки зрения организации проектно-исследовательской деятельности

Достижение целей будет происходить в 4 этапа:

Временные границы

Основная цель

Предполагаемые результаты

2011-2012

Создание организационных, педагогических и психологических условий развития познавательной самостоятельности учителей на начальном этапе внедрения исследовательских методов в практику обучения и воспитания .

1. Структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы внутришкольного взаимодействия учителей и учащихся.

2. Получение представлений о наличном состоянии дел, детальное планирование общей и индивидуальной работы на год и на ближайшую перспективу.

3. Ознакомление с новыми технологиями исследовательской работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.

2012-2013

Организационное и содержательное обеспечение системной исследовательской работы учителей

1. Возросшие показатели качества знаний учащихся, увеличение числа участников районных, городских, областных и российских конкурсов.

2. Расширение диапазона методических средств учителя, применяемых на уроке, во внеурочное время и в самообразовательной работе.

3. Организованная система мониторинга инновационного процесса в школе, оперативное выявление продвижений и затруднений с целью корректировки общих и частных направлений работы.

2013-2014

Организационное и содержательное обеспечение системной исследовательской работы учителей; управление становлением их исследовательской культуры.

1. Количественные и качественные показатели уровня знаний учащихся, увеличение числа тех, кто активно и постоянно занимается проектно-исследовательской деятельностью

2. Разработка, апробация и внедрение авторских методических средств учителей, которые применяются на уроке, во внеурочное время и в самообразовательной работе.

2014-2015

Обеспечение интеллектуального, личностного и социального развития учащихся в условиях внедрения исследовательских методов в систему учебно-воспитательной работы школы.

Включение исследовательской работы в систему повседневной профессиональной работы учителя.

Обобщение опыта педагогов, внедряющих в образовательный процесс проектно-исследовательские технологии обучения.

Основные виды деятельности по ее реализации

Сроки

Ответственные исполнители

Ожидаемый ресурс

1. Научно-методическое обеспечение программы.

Разработка алгоритмов деятельности учителя по сопровождению проектов и исследований учащихся.

2011-2012 уч.год

Учителя творческой группы

Разработка алгоритмов для формирования исследовательской культуры на уроках.

2011-2012 уч.год

Учителя творческой группы

Разработка критериев оценки проектной деятельности педагогов

2011-2012 уч.год

Учителя творческой группы

Нормативно-правовая база программы

Создание банка данных о научно-методической литературе по проектной и исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

2011-2015г

Зам.дирек-

тора по УВР,

председатели ШМО,

библиотекарь

Каталог научно-методической литературы

Разработка и описание содержания семинарских занятий в рамках внутри школьной курсовой подготовки педагогов

2011-2013

Программа курсовой подготовки

Разработка организационных форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков для формирования проектно-исследовательских УН.

2011-2014

Зам. директора по УВР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Консультирование учителей, работающих над внедрением технологии проектного обучения.

2011-2015

Зам. директора по УВР

Групповые и индивидуальные консультации

Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа учителей, работающих над внедрением технологии проектного обучения.

2011-2015

Зам.директора по УВР

Материалы самоанализа.

Методическое описание апробируемых проектов.

По мере создания

Учителя

Методические материалы

Анализ результатов и хода осуществления учебных проектов

По мере осуществления

зам. директора

по УВР, учителя

Справочные материалы

Создание циклограммы управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.

Сентябрь 2011г

Зам.директора по УВР

Циклограмма

2. Организационно-деятельное обеспечение программы

Диагностика проектно-исследовательской компетентности педагогов

Сентябрь 2011г

Администрация

Аналитические материалы

Организация обучения педагогического коллектива технологии проектно-исследовательского обучения.

2011-2013

Зам.директора поУВР

Знания и умения в области технологии проектного обучения.

Формирование творческих групп учителей, творческих лабораторий

Октябрь 2011

Зам.директора по УВР

Творческие группы

Обмен опытом работы через систему взаимопосещения уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий.

2011-2015

Администрация

Знания и умения в области технологии проектного обучения

Занятия в рамках ШМО «Подготовка учащихся к проектной и исследовательской деятельности учащихся»

2011

Председатели ШМО

Обобщение и внедрение в практику передового опыта применения технологии проектного обучения.

2013-2015

Администрация

Организация семинаров-практикумов, мастер-класса для руководителей проектных и исследовательских работ учащихся.

2011-2013

Администрация

Методические и дидактические материалы

Круглые столы:

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников: итоги, проблемы, пути их решения»;

«Проектная и исследовательская деятельность учащихся 5 – 11х классов: итоги, проблемы, пути их решения».

ежегодно

Зам.директора по УВР

Подготовка отчетных материалов

По окончанию каждого года

Зам.директора по УВР

Отчетные материалы

Контроль за ходом инновационной работы.

ежегодно

Зам.директора по УВР

Материалы внутри школьного контроля методической работы

Организация проектной недели

2012-2013

ВТГ

3. Психологическое сопровождение программы.

Консультации психолога «Снятие стрессовых ситуаций с участников конференций и конкурсов проектных и исследовательских работ».

ежегодно

Психолог

Проведение психологических тренингов, направленных на формирование навыков уверенного поведения участников конкурсов, конференций.

ежегодно

Психолог

Разработки тренингов

4. Мотивационное обеспечение программы

Методический день для участников курсовой подготовки в каникулярное время

2011-2015

Директор

Первоочередное материально-техническое обеспечение кабинета

2011-2015

Директор

Обобщение передового педагогического опыта педагогов

2011-2015

Директор

Материальное стимулирование в виде премий, надбавок, грантов

2011-2015

Директор

Вывод: Мы предполагаем, что в ходе обучения проектно-исследовательской деятельности члены коллектива приобретут умения, необходимые для личного совершенствования и для работы по улучшению достижений всего коллектива, ведь успех организации состоит из достижений каждого человека. В ходе проектной деятельности основные задачи будут реализовываться через создание проекта как продукта мышления и действий педагогического коллектива. Участие в проектировании развития коллектива повышает ответственность людей, побуждает к исследовательским действиям по совершенствованию собственного проекта, появится возможность творческого и делового роста каждого, и как результат, выяснится скрытый кадровый потенциал коллектива для продвижения по службе. Созданная ситуация рефлексивного анализа и обсуждения в ходе проектной деятельности, позволит коллективу продвигаться вперед, научиться видеть и осознавать проблему, анализировать различные формы решения проблемы.

Таким образом, профессиональное развитие педагогов осуществляется в процессе обучающих проектов, в результате совместной деятельности, через определение общего видения перспективы образовательного учреждения.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные критерии, показатели и уровни сформированности методической компетентности учителя будут способствовать дифференцированному включению педагога в проектно-исследовательскую деятельность.

Разработанная модель «инновационного поля», направленная на создание условий по формированию учителя-исследователя, обеспечивает постоянный рост профессионализма и ведет к обогащению его проектно-исследовательской культуры.

Результаты работы могут найти свое применение в организации научно-исследовательской работы с педагогами, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в инновационной деятельности образовательного учреждения.

Формы внедрения результатов Проекта в практику образовательного учреждения

Сценарии семинаров, тренингов

Промежуточные результаты

Сроки

Мероприятия

Октябрь 2011г.

Сформирована ВТГ «Руководитель проектно-исследовательской деятельности»

Октябрь 2011г.

Разработана тематика семинаров, тренингов на учебный год

Сентябрь 2011г.

Разработана программа анализа урока с точки зрения организации проектно-исследовательской деятельности

Октябрь 2011г.

Проведен семинар «Творческая деятельность педагога-фасилитатора»

Список литературы

Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. // Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы; 2007. КАРО

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. -2000. - № 9 -С.177-180

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.,1996

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников //Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников». - 2006.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.., -2005.

Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения //Исследовательская работа школьников.- 2007. -№ 3. -С.4-8.

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? // Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005.

Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С.83-128

Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотечка журнала «Директор школы». М., 2000.