Болезни Военный билет Призыв

Формирование абсолютизма. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке

После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике:

1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.

В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.

Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.

В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.

В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.

Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.

В.И. Ленин дал определение абсолютизма в работе "Попятное на-

правление в русской социал-демократии": "Самодержавие (абсолютизм,неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует

народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в

контроле за управлением"

Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй

половине XVII в. "Только новый период русской истории (примерно с

XVII века), - писал В.И. Ленин, - характеризуется действительно фак-

тическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно це-

лое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между облас-

тями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием

небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как ру-

ководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то

создание этих национальных связей было ни чем иным, как созданием

связей буржуазных"1. В это время возникают буржуазные отношения.

Возрастает соответственно и роль посадского населения в политической

жизни страны, появляются первые мануфактуры. В XVII в. их было

около 30, а к 1725 г. - уже свыше 200.

В начальный период становления абсолютизма в России монарх в

борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в.

наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посад-

ским населением. Так, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило тре-

бование посадского населения о ликвидации конкурировавших с поса-

дом так называемых "белых" слобод, принадлежавших светским и ду-

ховным феодалам.

В своих челобитных верхи посада требовали у монарха оградить их

от конкуренции иноземных купцов. Русское купечество было заинтере-

совано в установлении абсолютизма для успешной борьбы с проникав-

шими в страну иностранными торговцами.

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и



внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, осо-

бенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих

мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государст-

венных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей

при обязательном условии использования их труда на мануфактурах.

В результате развития товарно-денежных отношений возникла воз-

аппарат, в том числе и многочисленную армию.

Хотя в этот период и происходил процесс зарождения буржуазных

отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствую-

щей системой по-прежнему продолжало оставаться феодальное хозяйст-

во. Однако оно все больше вынуждено было приспосабливаться к рын-

ку, к товарно-денежным отношениям. В XVII в. происходит возрастание

роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъ-

ем политического значения дворянства. В период становления абсолю-

тизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной

оппозицией, выступавшей против усиления царской власти. Абсолютизм

делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым

свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще

Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении поме-

стья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I "О единонасле-

дии", а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели

о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое

сословие, получившее при Петре I название "шляхетства", а в дальней-

шем именуемое дворянством. Все командные должности в государст-

венном аппарате замещались представителями дворянства.

Укрепление господства феодалов, а также положения купечества

шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к

обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступле-

ния низов посадского населения, борьба угнетенных народов - все это

заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной мо-

нархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления

народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало

армию, полицию, суд и другие государственные органы. Обстоятельст-

вом, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, бы-

ла борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между ду-

ховными и светскими феодалами, между боярами и дворянами.

На важность фактора классовой борьбы в изменении организации

государства указывал В.И. Ленин: "Классовая борьба, борьба эксплуа-

тируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе поли-

тических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких

преобразований" . Причем необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: противоречия внутри класса феодалов были неантагонистическими, в то время как борьба народных масс против феодалов носила

антагонистический характер.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583 гг.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще

справилась с решением этой проблемы.

Абсолютизм в России возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.

Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с

этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился

без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на

товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д. (1660, 1662, 1667, 1682 гг. и т.д.).

Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал

менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г.

насчитывало лишь 6 тыс. человек. В то же время постоянное войско

состояло из 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, полу-

чая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от

таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное

значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия

на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность

создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось

значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дво-

рянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадле-

жали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже купечества. Боярская дума редко созывалась, ее место стала

Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в

труде Феофана Прокоповича "Правда воли монаршей", написанном по

специальному указанию Петра I. Ф. Прокопович оправдывал необходи-

мость власти абсолютного монарха

занимать так называемая "Тайная" или "Ближняя" дума из небольшого

числа близких царю лиц, с которыми он решал основные вопросы. Об

упадке Боярской думы свидетельствовало и резкое увеличение числа

именных указов, изданных царем без совещания с Думой. Царь Алексей

Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов, одоб-

ренных Боярской думой, было лишь 49.

Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.

Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Нико-

ном закончился поражением церкви и низложением патриарха.

Таким образом, во второй половине XVII в. в России возник абсо-

лютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как

абсолютизм "с боярской Думой и боярской аристократией..."1.

Окончательно он оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.

Земские соборы не созывались с 1653 г. В первые годы царствования

Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не

имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы пе-

решли к "Ближней канцелярии", объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии (или консилии) министров (количество ее членов колебалось от 8 до 14 человек). Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы.

Конзилия не имела аристократического характера, как Боярская дума, а являлась обычным бюрократическим органом, имевшим регламент своей деятельности и состоявшим из чиновников, которые назначались царем и были непосредственно ему подчинены. С учреждением в феврале

1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны. В

первой четверти XVIII в. были созданы разветвленный бюрократический государственный аппарат, а также постоянная регулярная армия, непосредственно подчиненные царю. Произошло и определенное подчинение

церкви государству.

В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава

(1716 г.) говорится следующее: "... его величество есть самовластный

Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу

власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по

своей воле и благомнению управлять".

В Регламенте, или Уставе, духовной коллегии Петр I вновь прово-

дит мысль об абсолютной власти монарха: "Монархов власть есть само-

державная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".

концу XVII в. в России начинает складываться абсо­лютная монархия, которая возникла не сразу после об­разования централизованного государства, установле­ния самодержавного строя, т.к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпо­сылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное со­средоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак. Со­средоточение власти осуществлялось египетскими фараона­ми, римскими императорами и диктаторамиXX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения пос­ледней необходим переходный период от феодальной к капи­талистической системе. Этот переход в разных странах про­исходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппа­рата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности:

если абсолютная монархия в Европе складывалась в ус­ловиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного

права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепост­ничества;

если социальной базой западноевропейского абсолютиз­ма был союз дворянства с городами (вольными, имперски­ми), то российский абсолютизм опирался в основном на кре­постническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровож­далось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика даль­нейшего закрепощения, принявшая наиболее жестокие формы в XVIII в. Наконец, усиление роли государства про­явилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. На­ряду с этим происходила юридическая консолидация правя­щего класса, из разных феодальных слоев сложилось сосло­вие дворянства.

Идеология абсолютизма может быть определена как «пат­риархальная». Глава государства (царь, император) представ­ляется как «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспиты­вать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролиро­вать все, даже малейшие проявления общественной и част­ной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ас­самблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить боро­ды и т.п.

Государство, возникшее в начале XVIII в., называют «полицейским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что госу­дарство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регла­ментируя их.

В отдельные периоды существования абсолютной монар­хии ее идеологией становилась идеология «просвещения»:

возникали правовые формы, напоминающие западноевро­пейские (французские, английские), предпринимались по­пытки создания правовых основ государственности («право­вого государства»), конституции, культурного просветитель-

ства. Эти тенденции были об) словлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консерватив­ных методов хозяйствования и политики, искала более гиб­кие формы. Этому способствовало культурное и промышлен­ное развитие страны. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым при­емам (либеральный период правления Екатерины II заканчи­вается после крестьянской войны Пугачева).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсо­лютизма, характерны довольно частые дворцовые переворо­ты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы аб­солютной монархии? Видимо, нет. Легкость, с которой про­исходила смена монархов, свидетельствует о том, что в уста­новившейся и укрепившейся системе абсолютистской монар­хии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства был только «винтиком».

Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и ин­дивидов: личность растворяется в таких понятиях, как «сол­дат», «заключенный», «чиновник»и т.п. Государство с помо­щью правовых норм стремится регламентировать деятель­ность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма харак­терен еще один признак - обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный ап­парат в целом, отдельные его части действуют по предписа­нию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.

В сфере экономической идеологии господствующей ста­новится философия меркантилизма, ориентирующая эконо­мику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм.

Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютиз­ма) в России стали мануфактурное производство (государст-

Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва. В состав торговцев входят купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крестьянам - наряду с установлением разреше­ний и льгот для них закон постоянно склонен ограничивать эту деятельность. В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещается торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад. С 1726 г. начинает­ся выдача паспортов крестьянам-отходникам. В 1731 г. крес­тьянам запрещается торговать в портах, выпускать промыш­ленные товары и брать подряды. В 1739 г. вводятся серьезные штрафы за деятельность неразрешенных мануфактур. Крес­тьянам не разрешается записываться добровольцами в армию (1727 г.) и приносить присягу (1741 г.). В 1745 г. издает­ся Указ, разрешающий крестьянам торговать в селах, а в 1748 г. они получают право записываться в купечество.

Черносошные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы и угодья, которые они обрабатывали, могли продать, заложить, отдать в прида­ное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполня­ли натуральные повинности. Крестьяне нерусского населе­ния Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (на­туральную дань) государству. Особую группу государственных крестьян составляли однодворцы (не попавшие в состав дво-рянства-шляхтества, выходцы из московских служилых людей). Они платили подушную и оброчную подати, с 1713 г. служили в ландмилиции, выполнявшей полицейские функ­ции вплоть до 1783 г

Частновладельческие крестьяне составляли в XVIII в. большинство крестьянского населения. Дворцовые крестья­не, проживающие на дворцовых землях, находились в управ­лении дворцовой канцелярии (с 1775 г. - казенных

Наиболее многочисленной была группа помещичьих крестьян. К источникам закрепощения относилось рожде­ние, запись по ревизии, закрепление незаконнорожденных подкидышей воспитателями, военнопленных нехристианского происхождения

Прекращение крепостного состояния связывалось с: от­быванием рекрутской повинности (освобождались также жена и дети рекрута), ссылкой крепостного в Сибирь, отпус­ком по отпускной грамоте или духовному завещанию, выку­пом, отобранием имения помещика в казну, возвращением крепостного из плена, бегством в отдаленные окраины и за­писью в государственные волости, фабрики и заводы (с 1759 г.).

Покупку недвижимости крепостной мог осуществлять только на имя помещика. Имевший лавку или завод крепост­ной уплачивал помеыщку поземельный сбор. Крестьянское имущество наследовалось только по мужской линии и по со­

гласованию с помещиком. На имя помещика крестьяне могли приобрета

В 1721 г. был издан указ, разрешавший купцам и заводчи­кам приобретать населенные деревни, чтобы обеспечивать рабочими руками создаваемые предприятия. В 1752 г. указом было определено число крестьян, которых можно было при­обретать для работы на заводах, но уже в 1762 г. такая покупка была запрещена: на фабриках могли работать только вольно­наемные люди по паспортам. Затем последовало (в 1798 г.)

Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Про­цесс этого выделения наталкивался на многие препятствия социально-психологического, экономического и правового характера. Крестьянский отход ограничивался владельцами, заинтересованными в эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало поме­щиков к использованию труда крестьян на стороне, в отхо­дах. Запрет продавать крестьян без земли и в розницу (1721 г.) затруднял для промышленников использование их труда на предприятиях и мануфактурах. В том же 1721 г. купцы получи­ли право покупать крестьян целыми деревнями и приписы­вать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осу­ществлялось Берг-Коллегией и Мануфактур-Коллегией. Про­дажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфакту­рами. Такая организационная мера была возможна только в условиях крепостнического режима и по характеру напоми­нала прикрепление посадского населения к посадам, а крес­тьян - к земле, произведенное Соборным Сложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внут­ри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. С другой стороны,

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной тор­говли. На купечество стали возлагаться новые управленчес­кие и финансовые обязанное ги, например взимание «стре­лецкой подати»(1681 г.) или участие в работе Корабельной палаты.

В городах стали формироваться органы самоуправления:

посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформлять­ся городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно пало делиться на регулярных граждан и «под-лых»людей. Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкипе­ры купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и втор)ю гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы). Гильдии управля­лись гильдейскими сходами и старшинами.

В интересах дворянства продолжался процесс дальнейше­го закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепост­ные) и «гулящие»люди. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и одно­дворцев, однако эти группы продолжали занимать промеж­уточное место между государственными крестьянами и слу­жилыми людьми.

С 1714 г. устанавливается обязательное начальное обуче­ние для дворянских детей. Создаются специальные морские и военные школы, вводятся зарубежные командировки для обучения молодых дворян, претендующих на офицерское звание. В гвардейских полках (Семеновском и Прео

Дворяне составляли значительную часть в структуре на­рождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, при­казов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополис­тами. Подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дво­рян. Нижние чиновники в массе своей были выходцами из разночинных слоев.

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в. После этого созывались сословные собрания, на которых обсужда­лись различные вопросы: о денежной системе, ценах, местни­честве и пр. (60-80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-пред­ставительных органов была обусловлена позицией централь­ной администрации, реформой финансовой системы и во­оруженных сил.

Централизация власти, формирование профессиональ­ной бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостничес­кой системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуп­равления) , с другой - разрушали систему земского представи­тельства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государствен­ном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяи­ном над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дво­рянство имело и в городах.

Существенные перемены в социальной структуре общест­ва конца XVII в. - начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецки­ми частями и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жалованьи, чис­ленно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служили около семидесяти тысяч человек, в 1681 г. -уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конни­ца в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были

переведены в «иноземный строй». Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя»были зародышем профессиональной армии. Офицер­ский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностран­ными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Оста­вавшаяся основным видом обложения «соха»пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы. Налоговые преобразования опирались на организационные меры, при­званные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. «соха»как единица обложе­ния уступает место новой единице - «двору». Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъект, обложение начинает приобретать все более пер­сональный характер. В 1646 г. проводится подворная пере­пись, а в 1678 г. составляются переписные книги. В 1679-1681 гг. произошел переход от поземельного к подворному обло­жению.

В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансо­вые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянство и духовенство) и фактически уравне­ны в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные,

В течении XVII века политический строй России претерпел значительные изменения и государство вступило на путь формирования абсолютной монархии.

Абсолютизм- это форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. При абсолютизме государство достигает высшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция.

Причины возникновения абсолютизма:

1. Формируются новые буржуазные отношения и появляется буржуазия, которая претендует на господствующую роль, борется за власть и тем самым устанавливается равновесие между буржуазией и дворянством, а монарх становится независимым.

2. Усиливается социальная борьба и аристократия нуждается в сильной власти монарха с целью продолжить закрепощение крестьян и подавить их восстания.

Абсолютизм устанавливается в результате ликвидации ранее существовавших органов, которые ограничивали власть царя. Параллельно формируются новые органы власти, которые становятся полностью зависимыми от царя.

В XVII веке в России была следующая структура управления:

Царь


Можно выделить 3 этапа перехода к абсолютизму:

1. Меняется титул царя, где сочетается 2 момента- божественное происхождение царской власти и ее неограниченный характер. Так например Соборное уложение 1649 года предусматривало меры высшего наказания за посягательство на царя и словесное оскорбление.

2. Наметилась эволюция состава боярской думы. Боярская дума ранее была высшим органом власти которая делила власть с царем и занималась вопросами управления, законодательства и судопроизводства. Но во второй половине XVII века в состав Б.Д. стали входить не родовитые фамилии. За счет этого аппарат боярства увеличился и был малоэффективным.

3. Уменьшается роль земских соборов- сословно- представительских органов власти, созываемых царем по мере необходимости по решению финансовых вопросов и внешне- политических задач.

С падением роди Земских соборов и боярской думы усиливается роль приказов. Как правило в ведении приказов были определенная территория и ее население. Поэтому приказы содержались за счет сбора налогов с населения подвластной территории. Приказы возглавлялись боярами или крупными дворянами, а бумажное делопроизводство вели дьяки.

Приказы

Временные
Постоянные:

Дворцовые : управление царскими вотчинами и обслуживание царского двора.

Патриаршие : управление церковными вотчинами и личным имуществом патриарха.

Государственные : территориальные – приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Астраханский приках; функциональные – посольский, поместный, разбойный, разрядный.

При Алексее Михайловиче для контроля над приказами создан приказ тайных дел.

В XVII веке наметились изменения в системе местного управления. В административно- территориальном отношении Россия была разделена на уезды во главе с воеводами, которые назначались царем. Воеводу и его аппарат содержало население уезда. За службу воевода получал денежный оклад и вотчину. Срок службы 1-3 года. Воевода осуществлял судопроизводство, сыск беглых крестьян.

Также возникают разряды - военно- административные пограничные округа, главная задача которых состояла в мобилизации военных сил во время военных походов.. Уезды входили в состав разрядов и возглавлялись боярами.

В это время произошло реформирование армии: основу вооруженных сил составляло дворянское ополчение, но оно было небоеспособным, так как призывались на службу только в военное время.

Существовали стрелецкие части которые находились на военном положении. В 1630 году начинается формирование полков нового строя- рейтарские и драгунские части. Первоначально комплектование производилось на добровольной основе, а затем стали записывать беглых крестьян. Военная служба становилась пожизненной и полки вооружались современным оружием. Армия содержалась за счет государства, что было обременительно в мирное время. Из- за границы приглашались специалисты (командиры), которые обучали военной тактике русских солдат по уставу. В России отсутствовал морской флот.

Так как в результате Смуты пострадала экономика, то были предприняты ряд реформ, однако вылившиеся в соляной, медный бунты.

В 1678 году была проведена перепись населения. Была изменена система налогообложения. Посошный налог отменялся и вводился подворный налог.

| следующая лекция ==>

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд.

Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия, безусловно, играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

После смерти Генриха Наваррского центральной политической фигурой стала мать Людовика XIII, королева Мария Медичи, которая затем заручилась поддержкой кардинала Ришелье, который в 1624 стал наставником и представителем короля и фактически управлял Францией до конца жизни в 1642.

Репутация Ришелье как одного из величайших государственных деятелей Франции основывается на его последовательной дальновидной и искусной внешней политике и на безжалостном подавлении непокорных дворян Ришелье отнял у гугенотов их крепости, например Ла-Рошель, которая выдерживала осаду в течение 14 месяцев. Он был также покровителем наук и искусств и основал Французскую Академию.

На местах Ришелье предпочитал опираться на особых королевских интендантов, в противовес губернаторам, чьи права были ограничены. Он также старался избавиться от провинциальных сословно- представительных учреждений и принизить значение судебных палат, пытаясь централи-зовать государственный аппарат и сосредоточить реальное управление в руках короля. Он смог существенно подорвать независимость дворян. В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению в 1614 году деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третье сословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий.

После смерти Людовика XIII регентшей при малолетнем Людовике XIV стала мать Анна Австрийская. Фактически страной правил фаворит Мазарини, получивший кардинальский сан. Он продолжал политику абсолютизма. В оппозиции к правительству находились и парламенты городов, так как власть требовала их санкций на новые налоги. Когда Парижский парламент – высшая судебная палата – оказалась утвердить налоги, запретили его заседания. Парламент Парижа принял решение о ряде реформ против королевских указов, поддержанное народом и городскими магистрами. Это движение было названо Фрондой (1648-1649). В 1650-1653 гг. Фронду возглавила часть аристократии, которая потребовала ограничить королевскую власть и созвать Генеральные Штаты. Вторая Фронда получила название «Фронды принцев», Мазарини справился и с ней.

С 1661 года Людовик XIV (“король-солнце”) стал править единолично. Это апогей абсолютизма, но и начало его упадка. Резко возросла власть короля и усилилась государственная централизация. Были постоянные празднества, сооружение пышных дворцов и т.д. Из 54 лет самостоятельного правления Людовика XIV 33 года прошли в войнах. Но их главная цель – добиться гегемонии в Европе – не была достигнута, а денег было потрачено очень много. Недовольны были все. Экономику не спасала даже политика меркантилизма (протекционизм, субсидии крупным мануфактурам и т.д.) генерального контролера Кольбера.

После смерти Людовика XIV престол перешел к его пятилетнему правнуку Людовику XV (1715-1774). Регентом стал Филипп Орлеанский, правивший 8 лет. Генеральным контролером был назначен шотландец Джон Лоу, который усугубил экономический кризис, выпустив много ничем не обеспеченных банкнот.

Велись новые войны (на стороне Пруссии против Австрии (1740-1748) и в Семилетней войне (1756-1763) против Англии). Франция потеряла все колонии в Новом Свете и Индии.

Кризис усугубился тратами на роскошь и фавориток. Если Людовику XIV приписывали слова: «Государство – это я», - то Людовику XV: “После нас хоть потоп”.

К моменту прихода к власти Людовика XVI против абсолютизма были уже члены почти всех сословий. Отсюда начало Французской революции.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.:

  1. Генезис и развитие высшего профессионального образования в России в XVII-XVIII веках
  2. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII – XVIII) Переход к абсолютизму в России
  3. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII - XVIII) 2.1 Переход к абсолютизму в России
  4. Кушнир Андрей Викторович. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.)., 2003