Формирование абсолютизма. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке
После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья.
В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.
В это время происходят изменения в правительственной политике:
1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;
1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.
В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.
Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.
Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.
Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.
В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.
Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.
В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.
В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.
Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.
В.И. Ленин дал определение абсолютизма в работе "Попятное на-
правление в русской социал-демократии": "Самодержавие (абсолютизм,неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует
народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в
контроле за управлением"
Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй
половине XVII в. "Только новый период русской истории (примерно с
XVII века), - писал В.И. Ленин, - характеризуется действительно фак-
тическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно це-
лое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между облас-
тями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием
небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как ру-
ководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то
создание этих национальных связей было ни чем иным, как созданием
связей буржуазных"1. В это время возникают буржуазные отношения.
Возрастает соответственно и роль посадского населения в политической
жизни страны, появляются первые мануфактуры. В XVII в. их было
около 30, а к 1725 г. - уже свыше 200.
В начальный период становления абсолютизма в России монарх в
борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в.
наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посад-
ским населением. Так, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило тре-
бование посадского населения о ликвидации конкурировавших с поса-
дом так называемых "белых" слобод, принадлежавших светским и ду-
ховным феодалам.
В своих челобитных верхи посада требовали у монарха оградить их
от конкуренции иноземных купцов. Русское купечество было заинтере-
совано в установлении абсолютизма для успешной борьбы с проникав-
шими в страну иностранными торговцами.
Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и
внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, осо-
бенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих
мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государст-
венных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей
при обязательном условии использования их труда на мануфактурах.
В результате развития товарно-денежных отношений возникла воз-
аппарат, в том числе и многочисленную армию.
Хотя в этот период и происходил процесс зарождения буржуазных
отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствую-
щей системой по-прежнему продолжало оставаться феодальное хозяйст-
во. Однако оно все больше вынуждено было приспосабливаться к рын-
ку, к товарно-денежным отношениям. В XVII в. происходит возрастание
роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъ-
ем политического значения дворянства. В период становления абсолю-
тизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной
оппозицией, выступавшей против усиления царской власти. Абсолютизм
делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым
свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще
Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении поме-
стья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I "О единонасле-
дии", а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели
о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое
сословие, получившее при Петре I название "шляхетства", а в дальней-
шем именуемое дворянством. Все командные должности в государст-
венном аппарате замещались представителями дворянства.
Укрепление господства феодалов, а также положения купечества
шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к
обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступле-
ния низов посадского населения, борьба угнетенных народов - все это
заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной мо-
нархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления
народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало
армию, полицию, суд и другие государственные органы. Обстоятельст-
вом, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, бы-
ла борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между ду-
ховными и светскими феодалами, между боярами и дворянами.
На важность фактора классовой борьбы в изменении организации
государства указывал В.И. Ленин: "Классовая борьба, борьба эксплуа-
тируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе поли-
тических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких
преобразований" . Причем необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: противоречия внутри класса феодалов были неантагонистическими, в то время как борьба народных масс против феодалов носила
антагонистический характер.
Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583 гг.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще
справилась с решением этой проблемы.
Абсолютизм в России возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.
Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.
Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с
этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился
без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на
товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д. (1660, 1662, 1667, 1682 гг. и т.д.).
Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал
менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г.
насчитывало лишь 6 тыс. человек. В то же время постоянное войско
состояло из 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.
Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, полу-
чая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от
таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное
значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия
на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность
создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.
С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось
значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дво-
рянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадле-
жали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже купечества. Боярская дума редко созывалась, ее место стала
Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в
труде Феофана Прокоповича "Правда воли монаршей", написанном по
специальному указанию Петра I. Ф. Прокопович оправдывал необходи-
мость власти абсолютного монарха
занимать так называемая "Тайная" или "Ближняя" дума из небольшого
числа близких царю лиц, с которыми он решал основные вопросы. Об
упадке Боярской думы свидетельствовало и резкое увеличение числа
именных указов, изданных царем без совещания с Думой. Царь Алексей
Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов, одоб-
ренных Боярской думой, было лишь 49.
Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.
Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Нико-
ном закончился поражением церкви и низложением патриарха.
Таким образом, во второй половине XVII в. в России возник абсо-
лютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как
абсолютизм "с боярской Думой и боярской аристократией..."1.
Окончательно он оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.
Земские соборы не созывались с 1653 г. В первые годы царствования
Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не
имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы пе-
решли к "Ближней канцелярии", объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии (или консилии) министров (количество ее членов колебалось от 8 до 14 человек). Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы.
Конзилия не имела аристократического характера, как Боярская дума, а являлась обычным бюрократическим органом, имевшим регламент своей деятельности и состоявшим из чиновников, которые назначались царем и были непосредственно ему подчинены. С учреждением в феврале
1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны. В
первой четверти XVIII в. были созданы разветвленный бюрократический государственный аппарат, а также постоянная регулярная армия, непосредственно подчиненные царю. Произошло и определенное подчинение
церкви государству.
В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава
(1716 г.) говорится следующее: "... его величество есть самовластный
Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу
власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по
своей воле и благомнению управлять".
В Регламенте, или Уставе, духовной коллегии Петр I вновь прово-
дит мысль об абсолютной власти монарха: "Монархов власть есть само-
державная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".
концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства, установления самодержавного строя, т.к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпосылок.
Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторамиXX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной к капиталистической системе. Этот переход в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.
Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности:
если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного
права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения, принявшая наиболее жестокие формы в XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.
Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Глава государства (царь, император) представляется как «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролировать все, даже малейшие проявления общественной и частной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.п.
Государство, возникшее в начале XVIII в., называют «полицейским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их.
В отдельные периоды существования абсолютной монархии ее идеологией становилась идеология «просвещения»:
возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские (французские, английские), предпринимались попытки создания правовых основ государственности («правового государства»), конституции, культурного просветитель-
ства. Эти тенденции были об) словлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II заканчивается после крестьянской войны Пугачева).
Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы абсолютной монархии? Видимо, нет. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства был только «винтиком».
Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях, как «солдат», «заключенный», «чиновник»и т.п. Государство с помощью правовых норм стремится регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма характерен еще один признак - обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.
В сфере экономической идеологии господствующей становится философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм.
Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютизма) в России стали мануфактурное производство (государст-
Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва. В состав торговцев входят купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крестьянам - наряду с установлением разрешений и льгот для них закон постоянно склонен ограничивать эту деятельность. В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещается торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад. С 1726 г. начинается выдача паспортов крестьянам-отходникам. В 1731 г. крестьянам запрещается торговать в портах, выпускать промышленные товары и брать подряды. В 1739 г. вводятся серьезные штрафы за деятельность неразрешенных мануфактур. Крестьянам не разрешается записываться добровольцами в армию (1727 г.) и приносить присягу (1741 г.). В 1745 г. издается Указ, разрешающий крестьянам торговать в селах, а в 1748 г. они получают право записываться в купечество.
Черносошные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы и угодья, которые они обрабатывали, могли продать, заложить, отдать в приданое. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности. Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству. Особую группу государственных крестьян составляли однодворцы (не попавшие в состав дво-рянства-шляхтества, выходцы из московских служилых людей). Они платили подушную и оброчную подати, с 1713 г. служили в ландмилиции, выполнявшей полицейские функции вплоть до 1783 г
Частновладельческие крестьяне составляли в XVIII в. большинство крестьянского населения. Дворцовые крестьяне, проживающие на дворцовых землях, находились в управлении дворцовой канцелярии (с 1775 г. - казенных
Наиболее многочисленной была группа помещичьих крестьян. К источникам закрепощения относилось рождение, запись по ревизии, закрепление незаконнорожденных подкидышей воспитателями, военнопленных нехристианского происхождения
Прекращение крепостного состояния связывалось с: отбыванием рекрутской повинности (освобождались также жена и дети рекрута), ссылкой крепостного в Сибирь, отпуском по отпускной грамоте или духовному завещанию, выкупом, отобранием имения помещика в казну, возвращением крепостного из плена, бегством в отдаленные окраины и записью в государственные волости, фабрики и заводы (с 1759 г.).
Покупку недвижимости крепостной мог осуществлять только на имя помещика. Имевший лавку или завод крепостной уплачивал помеыщку поземельный сбор. Крестьянское имущество наследовалось только по мужской линии и по со
гласованию с помещиком. На имя помещика крестьяне могли приобрета
В 1721 г. был издан указ, разрешавший купцам и заводчикам приобретать населенные деревни, чтобы обеспечивать рабочими руками создаваемые предприятия. В 1752 г. указом было определено число крестьян, которых можно было приобретать для работы на заводах, но уже в 1762 г. такая покупка была запрещена: на фабриках могли работать только вольнонаемные люди по паспортам. Затем последовало (в 1798 г.)
Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Процесс этого выделения наталкивался на многие препятствия социально-психологического, экономического и правового характера. Крестьянский отход ограничивался владельцами, заинтересованными в эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало помещиков к использованию труда крестьян на стороне, в отходах. Запрет продавать крестьян без земли и в розницу (1721 г.) затруднял для промышленников использование их труда на предприятиях и мануфактурах. В том же 1721 г. купцы получили право покупать крестьян целыми деревнями и приписывать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осуществлялось Берг-Коллегией и Мануфактур-Коллегией. Продажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфактурами. Такая организационная мера была возможна только в условиях крепостнического режима и по характеру напоминала прикрепление посадского населения к посадам, а крестьян - к земле, произведенное Соборным Сложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внутри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. С другой стороны,
Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. На купечество стали возлагаться новые управленческие и финансовые обязанное ги, например взимание «стрелецкой подати»(1681 г.) или участие в работе Корабельной палаты.
В городах стали формироваться органы самоуправления:
посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно пало делиться на регулярных граждан и «под-лых»людей. Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и втор)ю гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы). Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.
В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепостные) и «гулящие»люди. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.
С 1714 г. устанавливается обязательное начальное обучение для дворянских детей. Создаются специальные морские и военные школы, вводятся зарубежные командировки для обучения молодых дворян, претендующих на офицерское звание. В гвардейских полках (Семеновском и Прео
Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами. Подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян. Нижние чиновники в массе своей были выходцами из разночинных слоев.
Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в. После этого созывались сословные собрания, на которых обсуждались различные вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и пр. (60-80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-представительных органов была обусловлена позицией центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных сил.
Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостнической системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуправления) , с другой - разрушали систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяином над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дворянство имело и в городах.
Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII в. - начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жалованьи, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служили около семидесяти тысяч человек, в 1681 г. -уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были
переведены в «иноземный строй». Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя»были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.
В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения «соха»пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы. Налоговые преобразования опирались на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. «соха»как единица обложения уступает место новой единице - «двору». Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъект, обложение начинает приобретать все более персональный характер. В 1646 г. проводится подворная перепись, а в 1678 г. составляются переписные книги. В 1679-1681 гг. произошел переход от поземельного к подворному обложению.
В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянство и духовенство) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные,
В течении XVII века политический строй России претерпел значительные изменения и государство вступило на путь формирования абсолютной монархии.
Абсолютизм- это форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. При абсолютизме государство достигает высшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция.
Причины возникновения абсолютизма:
1. Формируются новые буржуазные отношения и появляется буржуазия, которая претендует на господствующую роль, борется за власть и тем самым устанавливается равновесие между буржуазией и дворянством, а монарх становится независимым.
2. Усиливается социальная борьба и аристократия нуждается в сильной власти монарха с целью продолжить закрепощение крестьян и подавить их восстания.
Абсолютизм устанавливается в результате ликвидации ранее существовавших органов, которые ограничивали власть царя. Параллельно формируются новые органы власти, которые становятся полностью зависимыми от царя.
В XVII веке в России была следующая структура управления:
Царь
Можно выделить 3 этапа перехода к абсолютизму:
1. Меняется титул царя, где сочетается 2 момента- божественное происхождение царской власти и ее неограниченный характер. Так например Соборное уложение 1649 года предусматривало меры высшего наказания за посягательство на царя и словесное оскорбление.
2. Наметилась эволюция состава боярской думы. Боярская дума ранее была высшим органом власти которая делила власть с царем и занималась вопросами управления, законодательства и судопроизводства. Но во второй половине XVII века в состав Б.Д. стали входить не родовитые фамилии. За счет этого аппарат боярства увеличился и был малоэффективным.
3. Уменьшается роль земских соборов- сословно- представительских органов власти, созываемых царем по мере необходимости по решению финансовых вопросов и внешне- политических задач.
С падением роди Земских соборов и боярской думы усиливается роль приказов. Как правило в ведении приказов были определенная территория и ее население. Поэтому приказы содержались за счет сбора налогов с населения подвластной территории. Приказы возглавлялись боярами или крупными дворянами, а бумажное делопроизводство вели дьяки.
Приказы
|
|||
|
|||
Дворцовые : управление царскими вотчинами и обслуживание царского двора.
Патриаршие : управление церковными вотчинами и личным имуществом патриарха.
Государственные : территориальные – приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Астраханский приках; функциональные – посольский, поместный, разбойный, разрядный.
При Алексее Михайловиче для контроля над приказами создан приказ тайных дел.
В XVII веке наметились изменения в системе местного управления. В административно- территориальном отношении Россия была разделена на уезды во главе с воеводами, которые назначались царем. Воеводу и его аппарат содержало население уезда. За службу воевода получал денежный оклад и вотчину. Срок службы 1-3 года. Воевода осуществлял судопроизводство, сыск беглых крестьян.
Также возникают разряды - военно- административные пограничные округа, главная задача которых состояла в мобилизации военных сил во время военных походов.. Уезды входили в состав разрядов и возглавлялись боярами.
В это время произошло реформирование армии: основу вооруженных сил составляло дворянское ополчение, но оно было небоеспособным, так как призывались на службу только в военное время.
Существовали стрелецкие части которые находились на военном положении. В 1630 году начинается формирование полков нового строя- рейтарские и драгунские части. Первоначально комплектование производилось на добровольной основе, а затем стали записывать беглых крестьян. Военная служба становилась пожизненной и полки вооружались современным оружием. Армия содержалась за счет государства, что было обременительно в мирное время. Из- за границы приглашались специалисты (командиры), которые обучали военной тактике русских солдат по уставу. В России отсутствовал морской флот.
Так как в результате Смуты пострадала экономика, то были предприняты ряд реформ, однако вылившиеся в соляной, медный бунты.
В 1678 году была проведена перепись населения. Была изменена система налогообложения. Посошный налог отменялся и вводился подворный налог.
| | следующая лекция ==> | |
Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд.
Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.
При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.
С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия, безусловно, играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.
После смерти Генриха Наваррского центральной политической фигурой стала мать Людовика XIII, королева Мария Медичи, которая затем заручилась поддержкой кардинала Ришелье, который в 1624 стал наставником и представителем короля и фактически управлял Францией до конца жизни в 1642.
Репутация Ришелье как одного из величайших государственных деятелей Франции основывается на его последовательной дальновидной и искусной внешней политике и на безжалостном подавлении непокорных дворян Ришелье отнял у гугенотов их крепости, например Ла-Рошель, которая выдерживала осаду в течение 14 месяцев. Он был также покровителем наук и искусств и основал Французскую Академию.
На местах Ришелье предпочитал опираться на особых королевских интендантов, в противовес губернаторам, чьи права были ограничены. Он также старался избавиться от провинциальных сословно- представительных учреждений и принизить значение судебных палат, пытаясь централи-зовать государственный аппарат и сосредоточить реальное управление в руках короля. Он смог существенно подорвать независимость дворян. В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля.
Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению в 1614 году деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третье сословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.
Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству.
В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.
Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий.
После смерти Людовика XIII регентшей при малолетнем Людовике XIV стала мать Анна Австрийская. Фактически страной правил фаворит Мазарини, получивший кардинальский сан. Он продолжал политику абсолютизма. В оппозиции к правительству находились и парламенты городов, так как власть требовала их санкций на новые налоги. Когда Парижский парламент – высшая судебная палата – оказалась утвердить налоги, запретили его заседания. Парламент Парижа принял решение о ряде реформ против королевских указов, поддержанное народом и городскими магистрами. Это движение было названо Фрондой (1648-1649). В 1650-1653 гг. Фронду возглавила часть аристократии, которая потребовала ограничить королевскую власть и созвать Генеральные Штаты. Вторая Фронда получила название «Фронды принцев», Мазарини справился и с ней.
С 1661 года Людовик XIV (“король-солнце”) стал править единолично. Это апогей абсолютизма, но и начало его упадка. Резко возросла власть короля и усилилась государственная централизация. Были постоянные празднества, сооружение пышных дворцов и т.д. Из 54 лет самостоятельного правления Людовика XIV 33 года прошли в войнах. Но их главная цель – добиться гегемонии в Европе – не была достигнута, а денег было потрачено очень много. Недовольны были все. Экономику не спасала даже политика меркантилизма (протекционизм, субсидии крупным мануфактурам и т.д.) генерального контролера Кольбера.
После смерти Людовика XIV престол перешел к его пятилетнему правнуку Людовику XV (1715-1774). Регентом стал Филипп Орлеанский, правивший 8 лет. Генеральным контролером был назначен шотландец Джон Лоу, который усугубил экономический кризис, выпустив много ничем не обеспеченных банкнот.
Велись новые войны (на стороне Пруссии против Австрии (1740-1748) и в Семилетней войне (1756-1763) против Англии). Франция потеряла все колонии в Новом Свете и Индии.
Кризис усугубился тратами на роскошь и фавориток. Если Людовику XIV приписывали слова: «Государство – это я», - то Людовику XV: “После нас хоть потоп”.
К моменту прихода к власти Людовика XVI против абсолютизма были уже члены почти всех сословий. Отсюда начало Французской революции.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.:
- Генезис и развитие высшего профессионального образования в России в XVII-XVIII веках
- ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII – XVIII) Переход к абсолютизму в России
- ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII - XVIII) 2.1 Переход к абсолютизму в России
- Кушнир Андрей Викторович. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.)., 2003