Болезни Военный билет Призыв

Форма болгарской армии в первую мировую войну. Болгарская армия в первой мировой

Хочется осветить одну из незаслуженно обойденных тем: ВВС балканских государств. Начну с Болгарии, тем более что мало кто знает, что болгары вторыми в мире после итальянцев использовали самолеты на войне и выпускали свои достаточно интересные конструкции.

Авиации Болгарии началась в августе 1892 года, когда в Пловдиве проходила первая в Болгарии международная промышленная выставка. Участником шоу был один из пионеров аэронавтики француз Эжен Годар, совершивший 19 августа несколько полетов на своем воздушном шаре "La France" ("Франция"). В помощь ему "принимающая сторона" отрядила 12 саперов из софийского гарнизона под командованием подпоручика Басила Златарова. В благодарность за содействие воздухоплаватель взял молодого офицера с собой в один из полетов. Вместе с ними место в корзине "Ля Франс» занял еще один болгарский военный - поручик Костадин Кенчев.

Впечатления от полета и осознание несомненной пригодности аэронавтики для военных целей заставили Златарова "обивать пороги" штабов с целью использования воздушных шаров в военном деле, что ему в конце концов удалось. Высочайшим указом №28 от 20 апреля 1906 г. в составе железнодорожной дружины (батальона) [железопътната дружина] болгарской армии создавалось воздухоплавательное отделение [вьздухоплавателно отделение] под командованием капитана Васила Златарова. К этому моменту отделение уже существовало по меньшей мере в течение месяца и было полностью укомплектовано личным составом, состоявшим из двух офицеров, трёх сержантов и 32 рядовых. Первоначально подразделение располагало одним сферическим аэростатом объемом 360 м3, позволявшим вести наблюдение с высоты 400-500 м. В начале 1912 г. из закупленных в России материалов сделали первый летательный аппарат болгарской постройки, получивший название "София-1". Эта была копия "Годара", позволявшая подниматься на высоту до 600 м.

Не осталось в Болгарии без внимания и развитие летающих машин тяжелее воздуха. В 1912 году группа болгарских военнослужащих была направлена во Францию для обучения на пилотов и авиатехников.

Первое применение болгарской авиации для разведки сил противника имело место в ходе Первой Балканской войны. В 9:30 утра 29 октября 1912 года поручик Радул Милков поднялся в воздух на "Альбатросе" и провел 50-минутный разведывательный полет в районе Адрианополя. Наблюдателем был поручик Продан Таракчиев. В ходе первого в истории боевого самолето-вылета на европейской территории экипаж провел разведку неприятельских позиций, обнаружил расположение резервов, а также сбросил две импровизированные бомбы на вокзал железнодорожной станции Караагач.

Специальных авиационных боеприпасов еще не существовало, поэтому бомбардировка имела целью исключительно моральное воздействие на противника.

К концу января 1913 года Болгария имела уже 29 аэропланов и 13 дипломированных пилотов (8 из них - иностранцы).


Болгарские самолеты Первой балканской войны

В 1914 года в Софии открылась летная школа [аеропланно училище], переведенная в октябре следующего года на аэродром Божурище (в 10 км к западу от столицы). Из десяти курсантов первого набора семерых допустили к тренировочным полетам.

В течение первого года Первой мировой войны Болгарское королевство оставалось в стороне от большой войны, но затем решило примкнуть к, казавшемуся тогда несокрушимым союзу Германии, Австро-Венгрии и Турции.

Перед началом боевых действий в составе болгарской армии был всего лишь один отряд аэропланов, который возглавлял капитан Радул Милков. В его подчинении находилось шесть пилотов, восемь наблюдателей и 109 человек наземного персонала при пяти аэропланах: 2 «Альбатросах» и 3 «Блерио» (одноместного и двух 2-местных).

Всего за время войны три десятка болгарских пилотов совершили 1272 боевых вылета, провели 67 воздушных боев, в которых одержали три победы. Собственные боевые потери составили 11 самолетов, в том числе 6 в воздушных боях (четыре сбито, два повреждены настолько, что не подлежали восстановлению).


Болгарские самолеты Первой мировой войны

24 сентября 1918 года правительство Болгарии обратилось к странам Антанты с просьбой о прекращении боевых действий, и 29 сентября 1918 года в городе Салоники был подписан мирный договор. В соответствии с договором численность болгарской армии была существенно уменьшена, а военно-воздушные силы - расформированы. До 1929 года Болгарии было разрешено иметь только гражданские самолёты.

Тем не менее болгары продолжили развивать свою авиационную промышленность. Так, 1925-1926 гг. в Божуриште был построен первый авиазавод - ДАР (Държавна аеропланна работилница), на котором началось производство самолётов. Первым серийным болгарским самолетом стал учебно-тренировочный ДАР У-1, разработанный немецким инженером Херманом Винтером на основе немецкого же разведчика DFW C.V, времен Первой мировой войны. Самолет имел немецкий двигатель Benz IV, позволявший развивать скорость до 170 км/ч. и был выпущен небольшой серией.


Болгарский учебно-тренировочный самолет ДАР У-1

Вслед за ДАР У-1 появилась серия самолетов ДАР-2. Это копия немецкого самолета "Albatros C.III". ДАР-2 имел деревянную конструкцию и был не хуже немецкого оригинала.


Серия учебных самолетов ДАР-2

Пока выпускались ДАР У-1 и ДАР-2, конструкторское бюро подготовило оригинальную конструкцию - ДАР-1.

Так появился самолет, которому суждено было стать "учебной партой" для сотен болгарских авиаторов. ДАР-1 и его усовершенствованный вариант ДАР-1А с немецким двигателем Walter-Vega, летали до 1942 года, хотя в то время появились значительно более современные учебно-тренировочные машины. Качества машины хорошо иллюстрирует такой факт. В 1932 году летчик Петаничев в течение 18 минут выполнил на ней 127 мертвых петель.


ДАР-1


ДАР-1А

Успех этой конструкции стал стимулом для создания следующего самолета ДАР-3, задуманного уже как разведчик и легкий бомбардировщик. В 1929 году прототип был готов. ДАР-3, получивший название "Гарван" ("Ворон"), был двухместным безрасчалочным бипланом с трапециевидными крыльями толстого профиля. Самолет выпускался с тремя типами двигателей и имел три модификации: "Гарван I" имел американский двигатель "Райт-Циклон"; "Гарван II" немецкий "Сименс-Юпитер"; самая распротраненная версия Гарван III- итальянский Alfa-Romeo R126RP34 мощностью 750 л.с., позволявший развивать максимальную скорость 265 км/ч. Самолеты прослужили до Второй мировой войны и некоторые из них принимали в ней участие в качестве самолетов связи.


ДАР-3 Гарван III

Когда в 1926 году в Божуриште стали выпускать первые серии самолетов, в окрестностях Казанлыка чехословацкая фирма АЕРО - Прага начала строительство авиационной фабрики. Но пока фабрика строилась, оказалось, что машины, предлагаемые фирмой АЕРО, не отвечают болгарским требованиям. Был объявлен аукцион, верх в котором одержала итальянская фирма "Капрони ди Милано". Она обязалась на протяжении десяти лет выпускать самолеты, одобренные компетентными болгарскими службами, при максимальном использовании местных материалов и рабочей силы. По истечении этого срока предприятие переходило в собственность болгарского государства. Главным конструктором "Капрони-Болгарский" был инженер Каллигарис, а его заместителем - инженер Аббати.

Первым самолетом, построенным на фабрике стал выпущенный малой серией учебно-тренировочный КБ-1 "Пеперуда" ("Бабочка"), воспроизведенный почти без изменений популярный во всем мире итальянский самолет Caproni Ca.100.


КБ-1 победил учебный биплан ДАР-6 - первую самостоятельную разработку видного болгарского самолетостроителя профессора Лазарова: легкий и весьма технологичный самолет.


ДАР-6 с двигателем Walter Mars

В 1930-е годы началось сближение правительственных кругов Болгарии, Германии и Италии, в том числе в сфере военного сотрудничества, которое усилилось после военного переворота 19 мая 1934 года.

Второй самолет КБ-2УТ, выпущенный небольшой серией весной 1934 года, являлся аналогом итальянского истребителя "Капрони-Ка.113" с увеличенными на 10% размерами и двойной кабиной. Серия самолетов не понравилась болгарским летчикам из-за плохого обзора из пилотской кабины, тенденции к капотированию и неудобной кабины штурмана.


КБ-2УТ

Неудачный дебют КБ-1 и КБ-2УТ побудил отправить на завод "Капрони-Болгарский" группу болгарских авиаинженеров с завода ДАР во главе с уже упоминавшимся Цветаном Лазаровым. Ими в 1936 году из КБ-2УТ был создан практически новый самолет-КБ-2А, названный "Чучулига" ("Жаворонок") с звездообразным немецким двигателем воздушного охлаждения "Вальтер-Кастор", позволявшим развивать максимальную скорость 212 км/ч.


КБ-2А "Чучулига"

Впрочем, кроме собственной разработки и производства учебно-тренировочных самолетов, Болгария стала получать боевые самолеты из-за рубежа. Так, в 1936 году Германия подарила ВВС Болгарии 12 истребителей Heinkel He 51 и 12 Arado Ar 65, а также 12 бомбардировщиков Dornier Do 11 . Конечно и истребители и бомбардировщики были устаревшими и заменялись в люфтваффе на более современные машины, однако как известно "дареному истребителю в зубы не смотрят..." Немецкие истребители и бомбардировщики стали первыми боевыми самолетами воссозданных болгарских ВВС.


Истребитель Heinkel He-51B ВВС Болгарии


Истребитель Arado Ar 65 ВВС Болгарии


Ремонт двигателя на Do 11D ВВС Болгарии

Одиннадцать Heinkel He-51 дожили до 1942 года и продолжали ещё некоторое время эксплуатироваться как учебные самолёты. Arado Ar 65, поступившие на вооружение в 1937 году под наименованием самолет 7027 "Орел", в 1939 году были переданы лётной школе, в качестве учебных машин использовались до конца 1943 года, последняя машина была снята с вооружения в 1944 году. Dornier Do 11 под наименованием самолет 7028 "Прилеп", использовались до конца 1943 года, сняты с вооружения приказом от 24 декабря 1943 г.

В 1936 году Германией же были подарены и 12 легких разведчиков-бомбардировщиков Heinkel He 45 с максимальной скоростью 270 км/ч, вооруженных 2 пулеметами калибра 7,92-мм синхронным МG-17 и

МG-15 на подвижной установке в задней части кабины, могущей нести до 300 кг бомб.


Легкий разведчик-бомбардировщик He.45c ВВС Болгарии

Затем болгары заказали еще 18 легких разведчиков-бомбардировщиков Heinkel He 46, отличавшихся более мощным 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждeния "Пантер" V, а также некоторым усилением конструкции и перемещением оборудования, чтобы компенсировать вес более тяжелого двигателя, построенных на "Готаер вагонфабрик" под обозначением Hе.46еВu (болгарский) в 1936г.


Легкий разведчик-бомбардировщик He.46

Вместе с боевыми самолетами в Болгарию из Германии прибыли и учебные 6 Heinkel He.72 KADETT, Fw.44 Steiglitz и Fw.58 Weihe

Также в 1938 году из Германии для ВВС Болгарии были получены два транспортных Junkers Ju 52/3mg4e. В Болгарии Ju 52/3m эксплуатировались до середины 1950-х гг.


Транспортный самолет Junkers Ju 52/3mg4e

Впрочем, поставки устаревших немецких боевых самолетов не удовлетворили болгар и они стали искать другого поставщика. Великобритания и Франция отпали сразу, поскольку они поддерживали т. н. страны "Малой Антанты": Югославию, Грецию и Румынию, с которыми у болгар были территориальные споры, поэтому их выбор пал на Польшу. Мало кто знает, но в 30-е годы прошлого века Польша не только полностью удовлетворяла потребности своих ВВС, но и активно поставляла самолеты на экспорт. Поэтому в 1937 году у поляков было закуплено 14 истребителей PZL P-24В, который представлял собой удачный вариант "бюджетного" истребителя для небогатых стран и уже состоял на вооружении соседей Болгарии: Греции, Румынии и Турции, причем в двух последних выпускался по лицензии. Благодаря более мощному двигателю он превосходил по скоростным качествам самолеты Р.11, строившиеся для польских ВВС. Истребитель был оснащен французским двигателем Гном-Рон 14N.07 мощностью 970 л.с., позволявшим развивать скорость до 414 км/ч, вооруженых 4 7,92-мм пулемета "Кольт-Браунинг" в крыле. Болгарские Р.24В поступили на вооружение 2-го истребительного орляка (полка), 1940 г. были переданы в учебные части, а в 1942 г. возвращены во 2-й орляк. Большинство их было уничтожено в 1944 г. вследствие американской бомбардировки.


Истребитель PZL P-24


Истребитель PZL P-24 ВВС Греции

Одновременно в Польше было заказано легкие бомбардировщики PZL P-43, представлявшие собой версию легкого бомбардировщика польских ВВС PZL Р-23 KARAS, с более мощным двигателем. К концу 1937 года болгарские ВВС получили первые 12 самолетов PZL P-43А, оснащенных французским двигателем "Gnome-Rhone" (930 л.с.), получивших в болгарских ВВС название "Чайка". В отличие от P-23, на этом самолете устанавливались спереди два пулемета и капот более простой формы.


Легкий бомбардировщик PZL P-43А ВВС Болгарии

Эксплуатация подтвердила их высокие летные характеристики, и болгары заказали еще 36 штук P-43, но с двигателем "Gnome-Rhone" 14N-01 мощностью 980 л.с. Эта модификация получила обозначение P-43B. Бомбардировщик имел экипаж 3 человека, развивал максимальную скорость у земли- 298 км/ч, на высоте- 365 км/ч и нес следующее вооружение: один 7,9-мм передний пулемет и два 7,7-мм пулемета Vickers в задних надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях; 700 кг бомбовой нагрузки на внешних бомбодержателях


Легкий бомбардировщик PZL P-43В ВВС Болгарии

В дальнейшем заказ был увеличен до 42 штук со сроком поставки к лету 1939 года. Но в марте 1939-го после оккупации Чехословакии гитлеровскими войсками готовые к отправке P-43 были временно реквизированы для польских ВВС. Болгары были недовольны и потребовали от поляков немедленно вернуть им самолёты. В итоге после долгих уговоров 33 самолёта отправили болгарам, а остальные 9 штук были готовы к отправке и погружены в вагоны 1 сентября. Немцы, захватившие Польшу, болгарам самолеты также не отдали, и в конце 1939 года отремонтировали все захваченные самолёты и сделали их учебными бомбардировщиками.


Легкий бомбардировщик PZL P-43B в учебном центре Рехлин, Германия

Болгарские бомбардировщики в войне не участвовали, но сыграли положительную, роль на некоторое время составив костяк штурмовой авиации. Эти бомбардировщики в конце 1939 года вошли в состав 1-й армейской группы трехэскадрильного состава, в которой также находилось 11 тренировочных самолётов. Некоторое время они находились в резерве, а с 1942 года польские Р.43 перевели в авиашколы, заменив их немецкими пикирующими бомбардировщиками Ju.87D-5.

Кроме боевых, Польша также поставила 5 учебных самолетов PWS-16bis.


Болгарский PWS-16bis

Все эти закупки позволили в 1937 году болгарскому царю Борису III официально восстановить болгарскую военную авиацию, как самостоятельный вид войск, присвоив ей наименование "Воздушные Его Величества войска". В июле 1938 года в Германию в истребительную авиашколу "Вернойхен", расположенную в 25 км северо-восточнее Берлина, для обучения отправились 7 болгарских пилотов. Там они должны были пройти сразу три курса - истребителей, инструкторов и командиров истребительных частей. При этом их подготовка велась по тем же самым правилам, что и обучение летчиков-истребителей и инструкторов для Люфтваффе. В марте 1939 года в Германию прибыло еще 5 болгарских пилотов. Несмотря на то, что в ходе обучения двое болгарских пилотов погибли, пилоты освоили новейший немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109, и в июле 1939 года покинули Германию. Всего в Германии было обучено 15 болгарских пилотов. Вскоре все они были назначены в истребительную авиашколу на аэродроме Марнополе, в 118 км восточнее Софии. Там они занимались подготовкой молодых пилотов, которые впоследствии составили костяк болгарской истребительной авиации.


Болгарские летчики на обучении в Германии

Одновременно продолжалось строительство и собственных болгарских самолетов. В 1936 году инженер Кирил Петков создал двухместный тренировочный самолет ДАР-8 "Славой" ("Соловей") - самый красивый болгарский биплан.


ДАР-8 "Славой"

На основе не пошедшего в серию ДАР-6 он разработал ДАР-6А, который после дополнительного усовершенствования превратился в ДАР-9 "Синигер" ("Синица"). В нем были удачно скомбинированы положительные стороны немецких учебных самолетов "Хейнкель 72", "Фокке-Вульф 44" и "Авиа-122", причем таким образом, чтобы не вызывать патентных претензий у Германии. Для Болгарии это дало экономию в 2 миллиона золотых левов. Такая сумма потребовалась бы на закупку лицензии на "Фокке-Вульф" в случае организации производства ФВ 44 в ДАР-Божуриште. Кроме того, за каждый выпущенный самолет требовалась дополнительная выплата в размере 15 тыс. золотых левов. С другой стороны, один закупленный в Германии самолет ФВ-44 "Штиглиц" стоил столько, сколько два изготовленных в Болгарии ДАР-9. "Синицы" прослужили до середины 50-х годов как учебные самолеты в военной авиации и аэроклубах. После Второй мировой войны 10 самолетов этого типа были переданы воссозданным ВВС Югославии. И сегодня в Загребском техническом музее можно увидеть ДАР-9 со знаками югославских ВВС.


ДАР-9 "Синигер" с двигателем Siemens Sh-14A

Продолжилась разработка самолетов и на заводе "Капрони-Болгарский". На базе КБ-2А "Чучулига" ("Жаворонок") были созданы модификации "Чучулига"-I, II и III, которых было выпущено 20, 28 и 45 машин соответственно.


Учебно-тренировочный самолет КБ-3 "Чучулига I"


Легкий разведчик и учебно-тренировочный самолет КБ-4 "Чучулига II"


Легкий разведчик и учебно-тренировочный самолет КБ-4 "Чучулига II" на полевом аэродроме

Причем КБ-5 "Чучулига-III" создавался уже как разведчик и легкий штурмовик. Он был вооружен двумя пулеметами калибра 7,71-мм Vickers K и мог нести 8 бомб массой по 25 кг. Как учебная машина, КБ-5 летал в частях ВВС до начала 50-х годов.

В 1939 году фирма "Капрони Болгарский" начала разработку легкого многоцелевого самолета КБ-6, позднее получившего обозначение КБ-309 "Папагал" ("Попугай"). Он был создан на основе итальянского Капрони - Ca 309 Ghibli и применялся как транспортный самолет, с возможностью перевозки 10 пассажиров или 6 раненых на носилках; учебный бомбардировщик, для чего на него были установлены два пневматических бомбосбрасывателя, каждый на 16 легких (12 кг) бомб; а также для подготовки бортрадистов, для чего на них монтировалась радиоаппаратура и были созданы четыре рабочих мест для обучения. Всего было выпущено 10 машин, которые летали в частях болгарских ВВС до 1946 года. Болгарские машины отличались от своего прародителя более мощными двигателями, формой хвоста, конструкцией шасси и схемой остекления. Летно-технические характеристики "Попугая" были выше итальянских, поскольку на него устанавливались два 8-цилиндровый рядных V-образный двигателя с воздушным охлаждением Argus As 10C. Максимальная мощность этого двигателя - 176,4 kW/240 л.с. против 143 kW/195 л.с. итальянского самолета с двигателем Alfa-Romeo 115.


КБ-6 "Папагал"

КБ-11 "Фазан" - последний самолет, разработанный и производившийся серийно в Казанлыке. Он появился в результате конкурса 1939 года на легкий штурмовик для фронтовой авиации, который должен был заменить польский PZL P-43. "Фазаны" первоначально оснащались итальянским двигателем Alfa-Romeo 126RC34 мощностью 770 л.с. (всего выпущено 6 машин). Непосредственно перед начала Второй мировой войны между Болгарией и Польши заключен контракт на строительство бомбардировщиков PZL-37 LOS и доставлены двигатели Bristol-Pegasus XXI, мощностью 930 л.с. для них. Однако в связи с началом Второй мировой войны контракт был расторгнут и решено было установить поставленные двигатели на КБ-11. Оснащенные новым двигателем самолеты получили наименование КБ-11А, развивали максимальную скорость 394 км/ч и имели два синхронных пулемета и один сдвоенный пулемет для защиты задней полусферы. Они несли 400 кг бомб. Всего выпущено 40 единиц КБ-11. Самолет состоял на вооружении болгарских ВВС с конца 1941 г. Использовался в борьбе с болгарскими и югославскими партизанами. Самолеты принимали участие в первой фазе Отечественной войны 1944-1945 года (так в Болгарии называют боевые действия болгарских войск против Германии в конце Второй мировой войны). Но из-за сходства с вражескими "Хеншелями-126", атаковавшими болгарские позиции, наземные войска обстреливали их, и командование ВВС вывело эти машины из активной боевой деятельности. После войны 30 "Фазанов" были переданы ВВС Югославии.


Легкий болгарский бомбардировщик и разведчик КБ-11А


Болгарский и советский офицеры на фоне самолета КБ-11 "Фазан", осень 1944 г.

КБ-11 "Фазан" был принят на вооружение ВВС Болгарии под давлением жены царя Бориса, царицы Йоанны - бывшей принцессы Джованны Савойской, дочери короля Италии, вместо гораздо лучшего самолета ДАР-10 инженера Цветана Лазарова, который создавался именно как штурмовик. ДАР-10 представлял собой одномоторный, свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом и неубираемым шасси, целиком покрыт аэродинамическими обтекателями (лаптями). Был оснащен итальянским двигателем Alfa Romeo 126 RC34, мощностью 780 л.с., позволявшим развивать максимальную скорость 410 км/ч. Вооружен 20-миллиметровой синхронной пушкой, двумя 7,92-миллиметровых пулеметами в крыльях и одним 7,92-мм пулеметом для защиты хвостовой части. Была предусмотрена возможность для бомбардировки как с горизонтального полета таки и при пикировании бомбами калибра 100 кг (4 шт.) и 250 кг (1 бомба под фюзеляжем).


Болгарский штурмовик ДАР-10А

В 1941 году истек договор фирмы "Капрони ди Милано" с болгарским государством. Завод в окрестностях Казанлыка был переименован в государственную самолетную фабрику, которая просуществовала до 1954 года.

Как я уже писал выше, болгары планировали наладить лицензионное производство польских средних бомбардировщиков PZL-37 LOS ("Лось"), кроме этого, было заказано 15 бомбардировщиков.


Бомбардировщик PZL-37В LOS ВВС Польши

Также на заводе планировали развернуть и лицензионное производство польских истребителей PZL P-24. Перед 1 сентября 1939 года в Болгарию прибыла группа польских инженеров с планами заказанной фабрики. Польские специалисты были встречены по-братски, их наградили болгарскими военными орденами и по каналам болгарской разведки переправили в Каир, поскольку им было опасно оставаться в Болгарии, где уже начинали все чаще появляться агенты гестапо. По доставленной поляками документации и был построен завод, куда впоследствии перенесли и оборудование первого болгарского авиазавода - ДАР (Държавна аеропланна работилница) из Божуриште, в связи с началом Второй мировой войны и угрозой вражеских бомбардировок. Но об этом - далее…

Продолжение следует…

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://www.airwar.ru/index.html
http://www.airwiki.org/index.html
http://coollib.net/
http://padaread.com/


Норт, Джонатан.
Н82 Солдаты Первой мировой войны 1914—1918. Униформа, знаки различия, снаряжение и вооружение / Джонатан Норт; [пер. с англ. М. Витебского]. — Москва: Эксмо, 2015. — 256 с. ISBN 978-5-699-79545-1
«Солдаты Первой мировой» — полная энциклопедия истории военной формы и снаряжения армий, сражавшихся на фронтах «Великой войны». На ее страницах показана униформа не только основных стран Антанты и Тройственного союза (Англии, Франции, России, Германии и Австро-Венгрии), но и вообще всех стран, втянутых в этот ужасный конфликт.

Генералы и штабные офицеры РИА.
Генералы и штабные офицеры Великобритании.
Генералы и штабные офицеры. Франция.
Генералы, штабные офицеры, Гвардия. Германия.
Гвардия РИА. Норт Джонатан.

Гвардия Великобритании.
Элитная пехота, пехота РИА. .
Пехота Великобритании. Западный фронт.
Пехота Франции. .
Пехота и морская пехота США.
Пехота Германии.
Пехота. Австро-Венгрия.

Ландвер, Гонвед, Технические войска. Австро-Венгрия.
Егеря и альпийские стрелки. Франция.
Иностранные части. Франция.
Кавалерия РИА.

Казаки и инородческие части РИА.
Кавалерия Франции.
Кавлерия. Австро-Венгрия.
Колониальные войска. Франция.
Колониальные части, егеря, горные стрелки. Германия.
Штурмовые отряды, Ландвер. Германия.
Кавалерия Великобритании. .

Кавалерия Германии.
Артиллерия РИА.
Артиллерия Великобритании
Артиллерия и технические фойска Франции.
Артиллерия и технические войска. Германия.
Авиация Великобритании

Технические войска РИА. Норт Джонатан.
Технические войска США.
Войска из Австралии и Новой Зеландии

Войска из Канады и Ньюфаундленда.
Войска Португалии и Бельгии.
Войска Италии, Сербии и Черногории.
Войска Румынии, Греции, Японии.
Войска Османской империи.
ВВС Франции.
Индийские войска. Великобритания.
Африканские войска. Великобритания.
Государства - участники Великой войны. Норт Джонатан.

БОЛГАРИЯ 1914-1918 . Стр. 246

Болгария проиграла Вторую Балканскую войну в 1913 г. В итоге в 1915 г. она решила присоединиться в Германии.

Пехота
Болгарские пехотинцы преимущественно носили униформу коричневого цвета (мундиры и шаровары). У большинства полков мундиры имели красные погоны (с номером полка, вышитым желтыми нитками или нанесенным желтой краской), красный стоячий воротник и обшлага, шаровары тоже имели красный кант. Однако в десяти королевских полках обшлага, погоны и окантовка отличались от стандартных: в 1-м они были алого цвета, в 4-м — желтого, в полку Царя Фердинанда (6-м) — белого, в 8-м — голубого, 9-м — синего, 17-м — ярко-красного, 18-м — белого, 20-м — царского синего, 22-м — светло-зеленого и в 24-м — оранжевого. В этих полках на погонах носили монограммы шефов, на красном стоячем воротнике — галуны. Фуражки имели синие тульи и красные околыши (которые могли быть также вышеуказанных цветов). Чаще всего на фуражки надевали коричневые чехлы. Офицеры носили форму зеленого цвета и фуражку в русском стиле. Фуражка и погоны имели характерную окантовку. Последние были выложены галунами, на которых помещались номер полка или шифровка. Чин обозначали металлические звезды в виде ромбов. Фуражка имела зеленый козырек, спереди ее была прикреплена болгарская бело-зелено-красная кокарда внутри белого металлического овала. Офицеры иногда носили парадный пояс, но чаще предпочитали черные или коричневые ремни. Офицерское пальто было светло-серого цвета с темно-синим воротником и красными петлицами. Поперек погон унтер-офицеров располагались золотые или желтые лычки. В 1915 г. большую часть пехотинцев переодели в форму цвета фельдграу с красными кантами на воротнике и погонах и иногда — на срезе передней полочки мундира. Полковые номера теперь также были красного цвета, оригинальные цвета шефских полков тоже остались в прошлом. Летом пехотинцы ходили в светло-синих гимнастерках и коричневых шароварах. Снаряжение было изготовлено из натуральной коричневой кожи и включало поясной ремень с подсумками, ранец в немецком стиле и флягу. До войны в армии ощущался острый дефицит шинелей, поэтому в 1913 г. военные разместили в России заказ на 300 000 шинелей и на 250 000 пар сапог. Германские каски в ограниченных объемах начали применяться в 1916-1917 гг. Как правило, они были покрашены в коричневый или серо-стальной цвет. На них не было никаких знаков различия или эмблем. К концу войны в болгарской пехоте использовались разнообразные виды обмундирования, в частности, в ополчении и в иррегулярных частях, сформированных из македонцев. Даже войска на фронте страдали от всеобщего дефицита и были вынуждены сражаться босиком и в лохмотьях.

Кавалерия и артиллерия
Кавалеристы носили зеленые мундиры (хотя встречались также мундиры синего и коричневого цветов) и синие бриджи. Мундиры имели канты красного цвета. У рядовых и офицеров были серебряные пуговицы. В болгарской кавалерии насчитывалось четыре шефских полка, в которых носили фуражки с красным околышем и погоны (с разными шифровками членов королевских фамилий), но с разными кантами: в 1-м полку (Царя Фердинанда) носили белый кант, во 2-м полку — алый, в 3-м — желтый и в 4-м — белый. На воротнике шинели (как правило — серой и у офицеров, и у рядовых) располагались цветные петлицы.

Лейб-гвардейский кавалерийский полк был расквартирован в Софии. Солдаты и офицеры полка носили синие мундиры с эполетами, синие бриджи и красные фуражки. Как правило, кавалеристы использовали снаряжение из белой кожи. Артиллеристы носили коричневые мундиры с черным воротником, окантованным красным, и фуражки с черным околышем, также имеющим красный кант. Погоны обычно были черные с красным кантом, на них желтым цветом указывался номер полка (в 3-м и 4-м полках были указаны шефские шифровки — у 3-го полка буква Б (кириллицей), у 4-го — буква Ф — тоже кириллицей). В полках крепостной артиллерии на погонах располагалась буква К, в горной артиллерии — буква П, в береговой артиллерии — буква Б. Офицеры носили зеленые мундиры и бриджи и зеленые фуражки с красным околышем, отделанным черным кантом.

В инженерно-саперных частях носили такую же форму, но с серебряными пуговицами. Бриджи, как правило, были синие у офицеров и коричневые — у нижних чинов. Во всех артиллерийских частях на пуговицах были выбиты скрещенные орудийные стволы. В специализированных частях носили такую же форму, что и в инженерно-саперных. Но в мостостроительных ротах на погонах была эмблема в виде якоря, а в ротах связи — молнии.

Совокупность всех войск Республики Болгария, предназначенных для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства, образует Вооруженные силы Болгарии.

Вооруженные силы Болгарии состоят из Сухопутных войск, Военно-морских сил, Военно-воздушных сил, военной полиции, службы военной информации, службы военной топографии, службы связи и коммуникации, военно-учебных заведений, Национальной гвардейской части и резерва вооруженных сил.

По указу Совета министров № 333 от 29 декабря 2010-го принят план развития Вооруженных Сил Республики Болгария, по которому численность ВС после 2014 года составляет не менее 37 100 человек. Кроме того, в стране около 300 тыс. резервистов. Комплектование вооруженных сил производилось по призыву. Болгария — член НАТО с 2004 года.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА БОЛГАРИИ

Сухопутные войска (СВ) Болгарии — основной компонент Вооруженных сил. После реорганизации 2015 года СВ Болгарии имеют следующий состав: Командование СВ, две механизированные бригады (одна из трех, другая из двух батальонов), логистический полк, артиллерийский полк, инженерный полк, полк спецназа, разведывательный батальон, отдельный механизированный батальон, батальон ЯХБЗ (ядерной, химической, биологической защиты), батальон гражданско-военного сотрудничество CIMIC, географического обеспечения и психологических операций, учебный полигон «Корен». Списочная численность Сухопутных войск составляет не менее 26100 человек.

На вооружении СВ стоит в основном старая советская техника. В качестве стрелкового оружия используются автоматы AK-47/AR-M1 болгарского производства. Имеется множество переносных противотанковых и зенитно-ракетных комплексов.

В отличие от стран Балтии, у Болгарии есть тяжелая бронетехника и даже тактические ракеты ОТР-21 «Точка» (18 единиц). Танки представлены различными модификациями Т-72 (80 единиц, еще около 200 находятся на консервации). В резерве имеется 400 совсем «древних» Т-55АМ2 (состояние неизвестно). Большое разнообразие бронированных транспортных средств: по 150 единиц БТР-60ПБ-МД1 и МТ-ЛБ, около 130 единиц БМП-23 и БМП-1. Есть 12 машин разведки БРДМ-2 и 24 самоходных противотанковых комплекса «Конкурс» на той же базе.

По поставкам НАТО СВ Болгарии получили 900 внедорожников «Мерседес-Бенц» G-класса. 52 «Хаммера», 25 бронированных внедорожников «Сэнд Кэт» и четыре бронированных грузовика высокой проходимости «МаксПро».

На вооружении артиллерии стоит: более пятисот 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика», около ста установок залпового огня БМ-21 «Град». Около двухсот 152-мм пушек Д-20 и более ста 100-мм противотанковых пушек МТ-12. В наличии более двухсот болгарских самоходных 120-мм минометов «Тунджа-Сани». Болгария имеет сильную, хотя и устаревшую наземную ПВО. В ее составе: ЗРС С-75 (18 пусковых установок), С-125 (30), С-200 (10), С-300ПС (10). Войсковая ПВО включает не менее 20 ПУ ЗРК «Квадрат», 30 «Круг», 24 «Оса», 20 «Стрела-10»; также 50 ЗРК «Стрела-1» находятся на хранении. Зенитная артиллерия — 27 ЗСУ-23-4 «Шилка», 100 ЗСУ-57-2, 300 ЗУ-23, 16С-60.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Военно-морской флот Болгарии — род вооруженных сил. Основная цель ВМФ заключается в обеспечении неприкосновенности морских границ и сохранении суверенитета морской зоны. ВМС Болгарии преимущественно состоят из судов второго и третьего ранга, предназначенных для береговой охраны и патрулирования.

Структура ВМС следующая: штаб-квартира флота (г. Варна), военно-морские базы Варна и Атия (в Бургасе), три отдельные подразделения (подводных лодок, морских вертолетов военно-воздушной и морских пехотинцев), подразделения для обеспечения соединений, подразделения для материально-технического обеспечения; военно-морская академия; морской учебный центр.

В соответствии с требованиями разумной достаточности и оборонительной военной доктрины Болгария имеют небольшой, но современный и сбалансированный флот численностью около 3500 человек, включая 260 человек в морской авиации.

ВМС имеют в своем составе три фрегата типа «Вилинген» производства Бельгии, один фрегат пр. 1159, два корвета пр. 1241П советской постройки, один советский ракетный катер пр. 1241 и четыре пр. 205, один бельгийский тральщик типа «Трипартит», шесть советских тральщиков пр. 1259.2, три пр. 1265, четыре пр. 1258 и четыре пр. 257, один десантный корабль польской постройки пр. 773. Морская авиация включает три французских вертолета AS.565. Шесть советских вертолетов-амфибий Ми-14 находятся в резерве.

Сегодня Болгария отмечает Георгиев день. Это традиционный праздник болгарской армии и так называемый День храбрости. История праздника восходит к 1880 году, когда великий князь Александр Баттенберг учредил своим указом военный орден «За храбрость». Здесь я не ставил себе целью совершить экскурс в историю. Наоборот, хотелось бы немного рассказать о современном состоянии болгарской армии. Разумеется, болгары знают это гораздо лучше меня, но мне самому хотелось хотя бы немного разобраться в этом самостоятельно, пользуясь открытыми источниками.

Сразу хотелось бы подчеркнуть следующее: по мнению как западных, так и российских военных экспертов развитие Вооруженных Сил в Болгарии за последние 25 лет является наиболее удачным примером военной реформы по сравнению с другими постсоциалистическими странами. Более того, на примере современного развития болгарской армии могут кое в чем поучиться и другие армии стран-участниц НАТО.

Еще в 90-е годы прошлого века болгарское военно-политическое руководство приняло ряд разумных, по мнению специалистов, программных решений, которые определили основные направления развития национальных вооруженных сил. Разработана толковая Доктрина вооруженных сил Республики Болгария, а в настоящее время идет очередной этап реформирования, базирующийся на пятилетнем Плане развития вооруженных сил Болгарии на 2010–2014 гг.

В 2011 – 2013 годах в Болгарии состоялась довольно широкая общественная дискуссия о роли и перспективах армии, приуроченная к столетию Балканских войн. Зарубежные и российские военные аналитики дружно отмечают, что данная дискуссия плодотворно повлияла на ход военной реформы. Мало того, обсуждение состояния дел в оборонной сфере оказало влияние на некоторую корректировку принципиальных установок НАТО. Насколько я понял, вопрос касается численности войск. Согласно статье 3 Соглашения о коллективной обороне НАТО, государство, подвергшееся нападению, должно обеспечить с помощью национальных вооруженных сил сдерживание противника в течение 5 суток. До тех пор, пока не подтянутся объединенные контингенты блока. Причем, первоначальная численности армии Болгарии должна быть равной 26 тыс. военнослужащих. Однако военно-политическое руководство страны прислушалось к участникам дискуссии и экспертам, которые утверждали, что таких малых сил явно недостаточно для сдерживания. Сокращение Вооруженных Сил было приостановлено.

Сейчас данные об общей численности болгарских вооруженных сил в разных источниках различны, и цифра в настоящее время колеблется на отметке 34,5 тыс. военнослужащих. Разные цифры связаны, по-видимому, с тем, что как раз сейчас продолжаются организационно-штатные мероприятия по совершенствованию структуры командования. Создано Объединенное командование сил – военный орган, принимающий оперативные решения по использованию армии (всех родов войск) как в военное, так и мирное время. Интересный факт: ежегодный План боевой подготовки войск выполняется практически на 100%, а по отдельным показателям (десантирование подразделений с воздуха, к примеру) – на 120%.

Сухопутные силы насчитывают примерно 21 тыс. человек. На начало 2014 года они состоят из следующих частей и подразделений, расположенных в 14 гарнизонах и 28 военных зонах:
- Бригады: 2-я и 61-я механизированные;
- Полки: 4-й артиллерийский, 55-й инженерный, 68-й специальных операций и 110-й логистический;
- Батальоны 1-й разведывательный, 3-й отдельный механизированный (новый), 38-й защиты от оружия массового поражения и 78-й психологических операций;
- 2 центра подготовки (вместо одного и двух центров ремонта и хранения вооружения и военной техники) и 1 учебный полигон «Корен». Руководство вооруженных сил Болгарии отказалось также от закрытия прекрасно оснащенного полигона «Ново Село». Теперь он сохранил за собой статус не только крупнейшего в стране центра подготовки сухопутных войск и авиации, но и стал одним из центров подготовки войск в рамках НАТО. Кроме того, на основании опыта действий в Афганистане болгарские военные осуществили передовой принцип комплектования тактической боевой единицы: были созданы ББГ – боевые батальонные группы. Этот опыт берут на вооружение и другие армии блока. Основное вооружение личного состава сухопутных войск – автомат Бакалова, разработанный болгарскими конструкторами (завод «Арсенал») с учетом опыта подобных образцов стрелкового вооружения. (Развернутые сведения об этом автомате мне не удалось найти). Болгарские военные не отказались (несмотря на требования командования НАТО) и от советских танков Т-72, боевых машин пехоты (БМП-1), БМП-23 (болгарского производства) и МТ-ЛБ (малый тягач легкий бронированный). Напротив, идет плановая модернизация данной техники. Наряду с этим идут поставки в сухопутные войска Болгарии новейшей колесной боевой машиной пехоты «Росомаха» (разработки компании ТЕРЕМ Хан Крум), тактико-технические характеристики которой отвечают уровню современных немецких, французских и шведских.

Военно-воздушные силы подразделяются на: командование, две авиационные базы, база передового развертывания, зенитно-ракетная база (всего 5 зенитно-ракетных дивизионов), база командования, управления и наблюдения, база специальной техники и рота военной полиции. ВВС Болгарии имеют 5 аэродромов базирования авиации: «Граф Игнатиево» (истребители), «Безмер» (штурмовики), «Долна Митрополия» (учебные самолеты), «Крумово» (вертолеты) и «Враждебна» (транспортная авиация). К вопросу технического переоснащения ВВС болгарское руководство также подошло весьма взвешенно, на мой взгляд. Что касается транспортной авиации, то здесь уже идут закупки самолетов C-27J «Spartan», а к 2017 году планируется приобретение в США современного транспортника С-17 «Gloubmaster II». Это весьма актуально в плане наращивания участия болгарских войск в международных операциях войск НАТО. А вот в плане перевооружения истребительной и штурмовой авиации существуют различные подходы. В виду того, что партнеры по НАТО и Израиль предложили поставить в Болгарию устаревшие образцы (американские F-16AM и израильские «Kfir C.60»), болгарские военные пошли по пути модернизации существующих самолетов – советских МиГ-29 и Су-25. Интересный факт: в 2011-2012 годах на авиабазе «Граф Игнатьево» проходили учебные бои между «Kfir» и F-16AM с одной стороны и болгарскими модифицированными МиГ-29 с другой, которые выявили неоспоримые преимущества последних. На закупку новейших западных многоцелевых самолетов пока просто нет средств, но болгарское руководство планирует вернуться к этому вопросу после 2015 года. Скоро.

Военно-морские силы Болгарии имеют одну военно-морскую базу, состоящую из двух пунктов базирования: Варна и Бургас (Атия). Первоначальные планы сокращения ВМФ привели к ликвидации подводной составляющей флота (последняя подлодка выведена из боевого состава в 2011 году). На вооружении сейчас состоят 6 боевых кораблей, 6 кораблей боевой поддержки и 5 вспомогательных судов (сведения не точные). По заказу болгарских ВМС на верфи во французском Лорьяне строится современный корвет «Говинд-200». Всего заказано 4 таких корветов. Весьма дорогостоящий проект.

Ослабление флота вызвало серьезное закономерное недовольство военных и оборонщиков, которые предложили новую концепцию развития флота на основе реализации национальной кораблестроительной программы. Здесь у Болгарии есть перспективы. Болгария в достаточно ограниченные сроки (2011–2012 гг.) построила по украинскому проекту SV-01 (шифр «Касатка», он же проект OPV-88) для ВМС Экваториальной Гвинеи корвет «Бата» (Bata), по своим характеристикам не уступающий «Говинду-200». Казалось бы, ничего особенного в этом контракте нет, если не брать во внимание беспрецедентные меры секретности по его реализации и факт того, что «Бата» был образцом далеко не первым.

Резерв . В последние годы болгарское руководство стало обращать пристальное внимание на формирование резерва войск. Два раза в год проводятся плановые сборы, причем в 2013 году было проведено обучение около 5 тыс. резервистов. Всего боевой состав ВС Болгарии может рассчитывать на 15 солдат и офицеров резерва первого эшелона. На военных складах страны хранится вооружений для укомплектования армии численностью до 160 тыс. человек. Полагаю, что для Болгарии это совсем неплохо.

Выводы: по мнению независимых военных специалистов болгарское военно-политическое руководство находит возможность приостанавливать и корректировать военную реформу, исходя при этом из стратегических и социально-экономических интересов государства и его населения, а не под влиянием политически актуальных тенденций.
Военное реформирование в Болгарии, в условиях некоторого недофинансирования, при снижении численности вооруженных сил в целом и количества их вооружения, привело не только к уменьшению, а по ряду показателей - и к увеличению военного потенциала государства.