Болезни Военный билет Призыв

FEB (Força Expedicionária Brasileira). Бразильский экспедиционный корпус во Второй Мировой Войне. Бразилия и другие экзотические страны, которые воевали во Вторую мировую

Ответ на загадку из преведущего поста является - бразильцы.

В период начала ВМВ Бразилия является нейтральной страной. Президент Варгас, находящийся у власти с 1937 года занимает про-фашистскую позицию и являлся большим поклонником Муссолини. В Бразилии преобладали про-германские либо изоляционистские настроения. Расхожая фраза в те времена гласила: "Скорее кобра начнёт курить чем FEB будет выслана на войну".

Ситуация постепенно начала меняться после вступления США на стороне союзников. В oктябре 41-го US-Navy получило право на использование бразильских портов. В январе 42-го Бразилия разрывает дипломатические связи со странами Оси. Формальный повод для объявления войны дала правда сама Германия. В первой половине 42-го года немецкие субмарины потопили в общем 13 бразильских судов, 16/17 aвгуста в течении 40 часов были потоплены ещё пять кораблей. В тот день погибло около 600 бразильских моряков. В ответ 42-го Бразилия объявляет войну Германии.

Нашивка FEB. Обратите внимание, что держит кобра в зубах ;)

Бразильский копрус в Неаполе

Первые войска высадились в Неаполе 2 июля 1944-го. В целом в Италии в составе корпуса воевало около 25.000 солдат. На удивление, бразильцы показали себя с лучшей стороны во время итальянской кампании. Первые бой состоялся 14-го cентября. В течении двух дней был с боями захвачен небольшой 20.000-ый город Массароса. Популярная история гласит, что в тех боях группа немцев наткнулась на троих патрулировавших бразильцев (Arlindo Lúcio da Silva, Geraldo Baeta da Cruz и Geraldo Rodrigues de Souza). После короткого, но ожесточённого боя немцы похоронили этих солдат, поставив на кресте надпись "Три бразильских героя"

Бразильские солдаты. Аппенины, Декабрь 1944.

После этого успеха, штаб 5-й армии отправляет FEB в Аппенины на штурм "Готской линии". Возможно я ошибаюсь, но мне кажется здесь бразильцы впервые в жизни увидели снег и почувствовали, что такое сильный холод. Как и всей 5-й Армией прорыв линии зимой не завершился успехом. Немцы продолжали обороняться до весны 45-го. Чтобы сломить мораль бразильцев было организованно массивное использование листовок и даже радиопередачи на португальском Hora AuriVerde (золото-зелёный час).

Генерал Вермахта Отто Фреттер-Пико

28 aпреля бразильцы достигли своего наивысшего успеха. В этот день были взяты в плен 148-я дивизия под командованием Отто Фреттер-Пико, части 90-й танково-гренадёрской дивизии и итальянские подразделения. В целом в плен сдались два генерала, 900 офицеров и около 20.000 солдат. 2 Мая бразильцы заканчивают свою последнюю операцию, ФЕБ входит в Турин где объединяется с французскими войсками.

Монумент погибшим во ВМВ в Рио-де-Жанейро

В целом потери экспедиционного корпуса составили 450 погибших. В 1960 их тела были перевезены в Бразилию.

По наводке

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 2 октября 2017; проверки требуют.

В бразильских водах действовала Группировка ВМФ США в Южной Атлантике (с марта 1943 - Четвёртый флот США) под командованием Джонаса Ингрэма , базировавшаяся в бразильском порту Ресифи . В сентябре 1942 Ингрэм получил в своё распоряжение также бразильский флот и авиацию . В 1943 в его состав входили 5 лёгких крейсеров типа «Омаха» , 8 эсминцев , некоторое количество небольших кораблей и 10 эскадрилий различных самолетов, базировавшихся на аэродромах в Бразилии и на острове Вознесения . Силами четвёртого флота были потоплены немецкие подводные лодки U-848 и U-849 и другие суда .

28 января 1943 в Натале прошла встреча между президентом США Рузвельтом и президентом Бразилии Варгасом . Бразильская сторона предложила задействовать собственную армию в вооружённых действиях. По замыслу бразильцев, лелеявших идею передела колоний в свою пользу, такое, более деятельное, участие в войне позволит Бразилии активнее участвовать в устроении послевоенного порядка. Кроме того они рассчитывали на помощь США в проведении индустриализации . США поддержали предложение. Изначально бразильские военные предполагали формирование трёх-четырёх дивизий, однако позднее, из-за трудностей с вооружением и транспортировкой, остановились на одной .

В июле 1944 первая партия бразильцев прибыла в Неаполь . Всего в состав Бразильского экспедиционного корпуса (порт. Força Expedicionária Brasileira ) входило 25 334 человека. Он состоял из одной пехотной дивизии и авиационной группировки. Бразильская дивизия воевала в составе четвёртого корпуса 5-й армии США на итальянском фронте с сентября 1944 до капитуляции немецких войск в Италии в апреле 1945 .

Потери Бразилии в войне составили 1 889 солдат и моряков (из них 948 - убитыми), 3 военных корабля, 22 истребителя и 25 коммерческих судов. Бразильские вооруженные силы получили опыт и существенную помощь вооружением от США - Бразилия приняла 70 % от всех поставок по ленд-лизу для Латинской Америки .

Во время войны произошёл рост импортозамещающей промышленности, это связано с государственной политикой страны, а также с сокращением импорта промышленных товаров . В 1942 с помощью США был построен металлургический завод в Волта-Редонде . Из-за морской блокады Германии, означавшую закрытие для Бразилии важного для неё европейского рынка сбыта, общий бразильский экспорт несколько уменьшился , однако сильно увеличился неевропейский экспорт. Так, продукция текстильных предприятий нашла себе потребителей в


В Бразилии легкие штурмовики NA-72 внесли свой вклад в борьбу с подводными лодками


Часть I. Противолодочные операции

«Европейская война»» - именно так называли вторую мировую бразильские газеты. Казалось, события в далекой Европе никоим образом не могут задеть южноамериканскую страну, тем более, что тогдашний президент, а фактически диктатор Бразилии Жетулиу Варгас отнюдь не горел желанием встревать в конфликт. В военно-политическом руководстве страны бытовали довольно сильные прогерманские настроения (например, министр сухопутных сил Эрику Гаспар Дутра шумным банкетом отпраздновал падение Парижа). Значительным влиянием на правительство пользовались представители многочисленных немецких и итальянских колоний. Поэтому даже когда в декабре 1941 г. в войну вступили Соединенные Штаты, за которыми последовали их латиноамериканские сателлиты, Бразилия сохранила нейтральный статус. В то же время в Вашингтоне прекрасно понимали ее стратегическое значение и даже подготовили план оккупации всего побережья Бразилии. Перед лицом прямой военной угрозы правительству Варгаса пришлось в январе 1942 г. разорвать дипломатические отношения с Германией, Италией и Японией.

Таким образом, из потенциального союзника Бразилия превратилась для держав «оси»» в вероятного врага. Как следствие, уже в феврале-марте 1942 г. пять бразильских коммерческих пароходов были торпедированы германскими и итальянскими подводными лодками у восточного побережья США. Вскоре подводная война стала угрозой для судоходства и непосредственно у бразильских берегов, тем более, что в то время вполне реальным считалось использование германскими субмаринами базы в Дакаре, находившейся под контролем правительства Виши. Перед Вооруженными силами Бразилии остро встала задача по защите жизненно важных океанских коммуникаций. Наряду с весьма малочисленными ВМС ее предстояло решать и Военно-воздушным силам - Forca Aerea Brasileira (FAB), которые были созданы 20 января 1941 г. путем слияния армейской и морской авиации. Однако в их составе отсутствовали специализированные патрульные самолеты, что вынуждало использовать в противолодочных целях все, что было под рукой: древние бипланы Vought V-65B Corsair, легкие бомбардировщики Vultee V-11GB2 и штурмовики North American NA-72 (одна из модификаций знаменитого «Тексана»»). Все эти машины имели слабое вооружение, недостаточный радиус действия и, кроме того, были одномоторными, что делало их применение над океаном весьма рискованным.

По иронии судьбы, наиболее подходящими для противолодочной борьбы оказались германские двухмоторные многоцелевые самолеты Focke-Wulf Fw 58 Weihe. В 1937-41 гг. две несколько отличавшиеся серии таких машин (в общей сложности 25 ед.) были собраны по лицензии в авиационных мастерских бразильского флота в г. Галеао. В мирное время «Фокке-Вульфы» использовались в качестве учебных самолетов, а также в Военно-морской авиапочтовой службе. Весной 1942 г. их приспособили для новой роли. В частности, заменили вооружение. Вместо турель-ного и носового германских пулеметов MG-15 установили в носовой части два 7,62-мм «Браунинга». Восемь подкрыльевых бомбодержателей для 25-кг бомб заменили одним подфюзеляжным узлом для 250-фн глубинной бомбы. В таком виде Fw 58 были рассредоточены по аэродромам Галеао, Сантос, Флорианопо-лис, Куритиба и приступили к патрулированию. Само их присутствие над конвоями создавало у экипажей гражданских судов чувство безопасности и существенно осложняло задачу вражеских подводников (впоследствии это подтвердили и плененные командиры германских лодок U-199 и U-513). И все же рассчитывать на то, что эти легкие самолеты станут настоящей грозой субмарин, не приходилось. Поэтому бразильское правительство охотно приняло предложенную США помощь. Уже в январе-марте 1942 г. в страну по ленд-лизу прибыли 10 истребителей Curtiss Р-36А Hawk, 2 старых бомбардировщика Douglas В-18 Вою и шесть современных North American В-25В Mitchell. Однако до использования такой техники в боевых условиях бразильским ВВС еще предстояло «дорасти»», поэтому эти машины поступили в специально созданную учебно-боевую часть - Авиационную подготовительную группу (Agrupamento de Avixes de Adaptazgo), расположенную в Форталеза на северо-восточном побережье.

Тем временем, подводные лодки стран «оси» все более активно действовали у бразильского побережья. Первыми сюда были направлены базировавшиеся в Бордо итальянские ПЛ «Кальви», «Барбариго». «Капеллини» и «Архимед», однако их достижения оказались скромными. Лишь «Барбариго» сумела торпедировать в районе порта Натал бразильский торговый пароход «Командан-те Лира». Примерно с мая 1942 г. угроза стала исходить и от германских субмарин. ВВС Бразилии уплотнили график патрульных полетов, но из-за все еще нейтрального статуса своей страны атаковать лодку авиаторы могли лишь тогда, когда она первой откроет огонь. Удобный случай представился 22 мая. В тот день «Митчелл» из Авиационной подготовительной группы патрулировал в районе архипелага Фернандо-де-Норонья и атолла Рокас, где четырьмя днями ранее «Барбариго» потопила свою жертву. Вел самолет смешанный экипаж: пилоты бразильских ВВС к-ны Паррейрас Орта и Памплона, а также американские инструкторы л-т Швейн, сержанты Йейтс, Тайлер и Робинсон. В 14.00 они заметили лодку в надводном положении, которая тут же открыла огонь из зенитного орудия. В ответ полетели глубинные бомбы, накрывшие субмарину, однако уничтожить ее не удалось. Спустя пять дней пара В-25В в том же районе безуспешно атаковала германскую ПЛ.

С каждым месяцем немецкие лодки все наглее оперировали у бразильских берегов. Каплей, переполнившей чашу терпения, стали действия U-507. которая в августе 1942 г. устроила настоящую «кровавую баню»» у побережья штата Баия. Вечером 15 августа с интервалом в 2 часа эта лодка потопила 8 20 милях от берега пассажирские пароходы «Бапенди» (270 погибших) и «Ара-ракура» (131 погибший). На следующий день она торпедировала всего в семи милях от берега лайнер «Аннибал Беневоло» (150 жертв). 17 августа бравые немецкие подводники отправили на дно очередное пассажирское судно «Итаджиба», а вслед за ним -пароход «Арара»». пытавшийся спасти потерпевших с «Итаджи-бы». Наконец, 19 августа была потоплена грузовая баржа «Жаси-ра». К счастью, на этот раз обошлось без жертв. Таким образом, в течение 5 дней U-507 уничтожила 6 судов, что привело к гибели 877 человек. В ответ на эти бесчинства Бразилия 22 августа 1942 г. объявила войну Германии и Италии.

Для летчиков патрульной авиации это означало переход к более активным действиям. Уже 26 августа «Валти»» с бортовым №122 (пилот тениенте Альфредо Гонсалес, штурман-бомбардир Мануэль Поэмер, стрелок-радист Карлос Зелл), действовавший с аэродрома Порту-Алегри на юге Бразилии, обнаружил и атаковал в р-не Арарангуа вражескую подводную лодку. С предельно малой высоты были сброшены гри 150-кг ОФАБ. ПЛ получила повреждения, но и самолет пострадал от взрывов собственных бомб, после чего сел на вынужденную в р-не Озорио. Два дня спустя «Валти» (борт «7»), пилотируемый к-ном Мануэлем Роджерио де Суза, атаковал ЛЛ в р-не Игуапе, но не нанес ей видимых повреждений.



Учебный самолет «Боинг-76СЗ» ВВС Бразилии







До поступления специальных самолетов бразильцы использовали для борьбы с подводными лодками легкие бомбардировщики «Валти» V11GB (вверху), многоцелевые «Корсары» и FW 58


Вступление Бразилии в войну открыло ее аэродромы для американской авиации. В январе 1943 г. в Натал прибыли три патрульные эскадрильи ВМС США: VP-74, VP-83 и VP-94. К лету 1943 г. количество американских эскадрилий в Бразилии, объединенных в патрульное крыло FAW-16, достигло пяти, а к концу года - десяти. Они размещались на базах Натал, Реси-фи, Форталеза и некоторых других. В основном, эскадрильи располагали гидросамолетами Martin РВМ Mariner и патрульными машинами берегового базирования Lockheed PV-1 Ventura. Встречались и части с довольно экзотической техникой. Так, эскадрилья ZP-42 была вооружена дирижаблями (в начале 1944 г. она действовала с аэродрома Ипитанга, шт. Байя, совместно с эскадрильями VP-204, VP-211 и VB-143).

Появление в Бразилии противолодочных сил США незамедлительно дало результаты. Первой их жертвой стала зловредная U-507, потопленная 13 января 1943 г. на подходе к порту Форталеза, что было воспринято как акт исторической справедливости. К другим наиболее значительным успехам американской авиации в Южной Атлантике в 1943 г. следует отнести:

15 мая два гидросамолета обнаружили южнее порта Ресифи большую ПЛ U-128 серии IXC. По их наводке лодка была потоплена американскими эсминцами «Моффет» и «Джуэтт»;

19 июля два «Маринера» из эскадрильи VP-74 потопили юго-западнее Рио-де-Жанейро U-513 серии IXC;

3 августа северо-западнее о. Вознесения самолеты из VB-129 совместно с эсминцем «Моффет» атаковали U-604, которая получила серьезные повреждения и через неделю была взорвана собственным экипажем;

Борьба с подводной угрозой в Южной Атлантике, хотя и была абсолютно необходимой для союзников и приносила ощутимые результаты, все же отвлекала силы авиации США, требовавшиеся на более важных ТВД. Поэтому американцы были заинтересованы в расширении противолодочных возможностей бразильских ВВС, которым передали в декабре 1942-январе 1943 гг. 28 патрульных самолетов Lockheed А-28А Hudson. В Бразилии эти машины первоначально разместили на авиабазах Натал, Ресифи и Сальвадор, а позже для расширения зоны патрулирования часть их переместили в Рио-де-Жанейро и Каноас. С лета 1944 г. «Хадсоны» были сведены в 3-ю и 4-ю группы средних бомбардировщиков (Grupo de Bombardeio Medio - GpBM), дислоцированные соответственно в Галеао и Форталеза.


Бразильская «Вентура» в полете


А-28А «Хадсон» из 3-й группы средних бомбардировщиков ВВС Бразилии




В 1943 г. ВВС Бразилии получили семь современных гидросамолетов Consolidated PBY-5 Catalina. Эти «чистые» летающие лодки были размещены в Белене (3 машины), Галеао (3) и Флори-анополисе (1). В следующем году поступили еще 15 амфибий PBY-5A. «Каталины», прозванные бразильцами Pata Спока (беременная утка), использовались в 1 -й и 2-й патрульных авиагруппах (Grupo de Patrulha - GpPat)*, штабы которых находились в Белене и Галеао.

Наиболее современными противолодочными самолетами ВВС Бразилии того периода стали PV-1 «Вентура». 30 марта 1944 г. 14 таких машин поступили в 1 -ю GpBM на базу Ресифи, где они заменили более старые «Митчеллы». Уже 15 апреля группа была объявлена боеготовой и на следующий день приступила к патрульным полетам, приняв эстафету от американской эскадрильи VB-143, которая возвратилась в США. Даже столь небольшое количество «Вентур» позволило существенно повысить боевые возможности бразильской береговой авиации, увеличив зону патрулирования в океане до 420 км от берега. Позднее началось освоение еще более совершенных самолетов Lockheed PV-2 Harpoon, однако до конца войны 2-я GpBM в Сальвадоре успела получить лишь 4 такие машины.

Эффективное использование новой техники требовало квалифицированных специалистов. Для их подготовки в Натале создали специальное учебное подразделение - Американо-бразильскую тренировочную часть (United States-Brazilian Training Unit - UsBaTu). После завершения шестинедельного обучения в UsBaTu слушатели направлялись для прохождения практики в американские эскадрильи, дислоцированные в Бразилии. Здесь они совершали патрульные полеты в составе смешанных экипажей. Первый выпуск UsBaTu, насчитывавший 36 офицеров-пилотов и 54 специалиста-сержанта, состоялся 26 ноября 1943 г., последующие - 31 января и 29 марта 1944 г. Программа подготовки оказалась настолько удачной, что термин UsBaTu стал в бразильских ВВС синонимом любых курсов обучения боевому применению.

На протяжении 1943 г. самолеты ВВС Бразилии как минимум 10 раз атаковали германские подлодки:

14 февраля «Митчелл» из 1-й GpBM (командир экипажа те-ниенте Вальтер Ноймайер) безрезультатно атаковал ПЛ возле Ресифи;

19 февраля командир авиабазы Сальвадор м-р Акуино на легком штурмовике NA-72 (борт «07») атаковал ПЛ, не нанеся ей видимых повреждений;

22 февраля NA-72 (борт «08») из Сальвадора, пилотируемый примеро-тениенте Франкуэйра, безрезультатно бомбил ПЛ;

5 апреля взлетевший из Сальвадора «Хадсон» под командой примеро-тениенте Иво Гастальдони в 60 км от Аракажу атаковал ПЛ глубинными бомбами, после взрыва которых на поверхности появились пузыри воздуха и масляные пятна, однако уничтожение лодки не было подтверждено;

8 мая В-18В из Ресифи (пилот тениенте Замир де Баррос Пинто) обнаружил и атаковал U-154 в тот момент, когда та готовилась торпедировать торговое судно «Мотокарлайн». Лодка не была уничтожена, но торпедную атаку удалось сорвать;

30 июня экипаж того же «Фокке-Вульфа» (кроме Бюнгнера, входил курсант Карл-Хайнц Эбериус) около входа в канал Сао-Себастьяо обнаружил два торговых судна, следовавших вне конвоя, как раз в тот момент, когда меньшее из них было торпедировано. Уцелевший пароход, шедший под американским флагом, открыл огонь в направлении предположительного местонахождения подлодки. «Фокке-Вульф» сделал несколько кругов над местом происшествия, но экипаж не сумел обнаружить ПЛ. Некоторые офицеры ВВС Бразилии довольно ехидно комментировали происшедшее: «От инструктора и курсанта с немецкими именами, которые управляют немецким самолетом, довольно сложно ожидать обнаружения германской субмарины!». Впоследствии удалось установить, что виновником инцидента была U-513, потопленная американской авиацией спустя три недели;

3 июля «Хадсон» с авиабазы Санта-Круз (пилот тениенте Кловиз Лабр де Лемос) атаковал крейсерскую лодку U-199 серии IXD-2, но не нанес ей очевидных повреждений;

31 июля бразильская противолодочная авиация добилась наиболее значительного успеха, его достичь удалось при участии американцев. Ранним утром «Маринер» из базировавшейся в Рио-де-Жанейро эскадрильи VP-74 обнаружил и атаковал ту же U-199. Лодка была повреждена, но не затонула и, в свою очередь, обстреляла самолет из зениток. На берегу была объявлена тревога по противолодочным силам, и в район инцидента из Рио вылетел дежурный «Хадсон» {пилот аспиранте Сер-хио Кандидо Шнорр). Обнаружив лодку, экипаж сбросил две бомбы Мк.17, а во втором заходе обстрелял ее из пулеметов, убив нескольких моряков из расчетов зениток. Довершила дело «Каталина» (борт «02»), пилотируемая аспиранте Аль-берто Мартин Торренсом. Возвращаясь из патрульного полета, она сбросила на подлодку три бомбы Мк.44, и «непотопляемая» U-199 наконец-то была уничтожена. Интересно, что поставившая победную точку «Каталина», кроме обычного номера, имела и название «Арара» - в честь торгового судна, потопленного U-507;



Американские «Маринеры» над Рио-де-Жанейро





И бразильцы, и американцы активно использовали над Южной Атлантикой «Каталины»


30 октября произошло последнее боевое столкновение бразильских авиаторов с германскими субмаринами. «Каталина» (борт «01») из 1-й GpPat (пилот к-н Дионисио Серкуейра) обнаружила и атаковала большую лодку U-170 серии IXD-2, которая получила повреждения, но не затонула. В свою очередь, досталось от зенитного огня и самолету.

В дальнейшем интенсивность действий германских подлодок в Южной Атлантике пошла на убыль, и с ноября 1943 г. ни одна субмарина не была обнаружена в бразильских прибрежных водах.

Противодействие германскому подводному наступлению в 1942-43 гг. стало боевым крещением для ВВС Бразилии. Как видим, они не отличились в этой кампании впечатляющими успехами: потоплена всего одна ПЛ, да еще несколько получили повреждения. Боевых потерь противолодочная авиация не понесла, но пять «Хадсонов» и одна «Вентура» были разбиты в летных происшествиях. Однако именно в то время бразильские ВВС начали освоение современных боевых самолетов, переход на новую организационную структуру, а также создали эффективную систему подготовки личного состава. Достичь этого удалось во многом благодаря помощи США. #9633;

1. Предыстория

Экономические связи Бразилии с США были традиционно сильны, однако в тридцатые годы сильно увеличилось сотрудничество с Германией. Бразильский кофе составлял 41% от всего германского экспорта этого продукта в 1938, хлопок - 39%, табак - 14%. 77% всего бразильского натурального каучука и 40% шерсти (в 1937 - даже 97%) уходило в Германию. Сразу после начала войны Бразилия заявила о своем нейтралитете. Тем не менее, перед правительством Варгаса стоял трудный выбор. США ощутимо склонялись на сторону Великобритании, а эти две страны оставались главными экономическими партнерами Бразилии. С другой стороны Германия могла выступить в роли противовеса засилью США в западном полушарии. Таким образом на сторону союзников встали олигархи, опасавшиеся за свои экономические интересы в случае конфронтации с США, а за поддержку нацистов выступили военные. Варгас некоторое время лавировал между двумя сторонами, так в 1941 он отправил Гитлеру поздравительную телеграмму в честь дня рождения фюрера. В 1940, опасаясь что после предполагаемого падения Британии немцы переведут военные действия в западное полушарие, США предложили разместить свои военные базы на побережье Бразилии с общим контингентом в 100 тысяч человек. Бразильские военные отнеслись к предложению отрицательно и до времени оно было заморожено. В том же году Бразилия совместно с США оккупировала Нидерландскую Гвиану. Наконец, 26 сентября 1940, правительство Варгаса заявило, что в случае агрессии Германии принимает американскую сторону. США расценили это как добрый знак и рекомендовали Великобритании сделать исключение в морской блокаде для немецкого вооружения, идущего в Бразилию.

В январе 1942 в Рио-де-Жанейро состоялось совещание министров иностранных дел американских государств. Оно рекомендовало разорвать отношения со странами нацистского блока и прекратить все торговые связи с ними. Бразилия выполнила эту рекомендацию. Был создан Межамериканский совет обороны под председательством США и со штаб-квартирой в Вашингтоне, в него входила и Бразилия. Таким образом Бразилия окончательно порвала с Германией. В феврале немцы начали топить бразильские суда (первая жертва - коммерческое судно «Буарки» торпедировано у берегов США, 1 погибший), а в июле 10 немецких подводных лодок отправились в Южную Атлантику. В середине августа после торпедирования немецкими подлодками 6 бразильских гражданских судов во многих городах страны прошли антифашистские митинги и погромы собственности Германии и Италии. 22 августа 1942 Бразилия объявила войну странам Оси.

2. Пассивное участие

В июле 1941, несмотря на противодействие некоторых высокопоставленных военных, началось строительство взлетных полос в таких пунктах как Ресифи, Белен, Натал, Форталеза, Масейо и Сальвадор. Аэродромы строились дочерней компанией Панамерикэн эйрвэйс и обслуживались военнослужащими США. Целью их постройки было снабжение британцев и предосторожность на случай возникновения угрозы для самой Бразилии. Таким образом военные грузы западных союзников смогли двигаться по маршруту Майами - Карибские острова - «Гвианы» - Белен - Натал - остров Вознесения - Африка.

В бразильских водах действовала Группировка ВМФ США в Южной Атлантике (с марта 1943 - Четвертый флот США) под командованием Джонаса Ингрэма, базировавшаяся в бразильском порту Ресифи. В сентябре 1942 Ингрэм получил в свое распоряжение также бразильский флот и авиацию. В 1943 в его состав входили 5 легких крейсеров типа «Омаха», 8 эсминцев, некоторое количество небольших кораблей и 10 эскадрилий различных самолетов, базировавшихся на аэродромах в Бразилии и на острове Вознесения. Силами четвертого флота были потоплены немецкие подводные лодки U-848 и U-849 и другие суда.

3. Экспедиционный корпус в Италии

28 января 1943 в Натале прошла встреча между президентом США Рузвельтом и президентом Бразилии Варгасом. Бразильская сторона предложила задействовать собственную армию в вооруженных действиях. По замыслу бразильцев, лелеявших идею передела колоний в свою пользу, такое, более деятельное, участие в войне позволит Бразилии более деятельно участвовать в устроении послевоенного порядка. Кроме того они рассчитывали на помощь США в проведении индустриализации. США поддержали предложение. Изначально бразильские военные предполагали формирование трех-четырех дивизий, однако позднее, из-за трудностей с вооружением и транспортировкой, остановились на одной.

В июле 1944 первая партия бразильцев прибыла в Неаполь. Всего в состав Бразильского экспедиционного корпуса (порт. Forзa Expedicionбria Brasileira) входило 25 334 человека. Он состоял из одной пехотной дивизии и авиационной группировки. Бразильская дивизия воевала в составе четвертого корпуса пятой армии США на итальянском фронте с сентября 1944 до капитуляции немецких войск в Италии в апреле 1945.

4. Последствия

Потери Бразилии в войне составили 1 889 солдат и моряков, 3 военных корабля, 22 истребителя и 25 коммерческих судов. Бразильские вооруженные силы получили опыт и существенную помощь вооружением от США - Бразилия приняла 70% от всех поставок по ленд-лизу для Латинской Америки.

Во время войны произошел рост импортозамещающей промышленности, это связано с государственной политикой страны, а также с сокращением импорта промышленных товаров. В 1942 с помощью США был построен металлургический завод в Волта-Редонде. Из-за морской блокады Германии, означавшую закрытие для Бразилии важного для нее европейского рынка сбыта, общий бразильский экспорт несколько уменьшился, однако сильно увеличился неевропейский экспорт. Так, продукция текстильных предприятий нашла себе потребителей в Аргентине и ЮАС. США нуждались в сырье из Бразилии: железной руде, натуральном каучуке, хроме, марганце, никеле, бокситах, вольфраме, технических алмазах и монацитовых песках. Все это привело к тому, что за время войны ВВП Бразилии увеличился в несколько раз.

Война не принесла полного удовлетворения бразильским властям, так как не оправдались надежды на передел колоний европейских государств. Это сказалось на послевоенной политике страны - Бразилия не послала на Корейскую войну ни одного солдата. Тем не менее она плотно оказалась в сфере влияния США. Если до войны большую часть иностранных инвестиций в стране составлял капитал Великобритании, то после нее - США.

Участие в войне роковым образом сказалось на политике Варгаса. Существенно возросли антидиктаторские настроения. Президент был вынужден пойти на либерализацию политической системы. 22 февраля 1945 была отменена цензура в печати, 28 февраля было объявлено о поправках к конституции 1937 года, предусматривающих всеобщие президентские и парламентские выборы. Были выпущены из тюрем 148 политических заключенных, в том числе предводитель Ноябрьского восстания 1935 года коммунист Луис Карлос Престес. Либерализация курса не спасла режим Варгаса - 29 октября 1945 он был свергнут военными.

Маршал Умберту Кастелу Бранку, пришедший к власти с помощью армии в 1964 году и несколько министров времен хунты воевали в эту войну.

В Бразилии существует два музея, посвященных участию этой страны во Второй мировой войны, ассоциация ветеранов Бразильского экспедиционного корпуса. Тела погибших из этого корпуса захоронены в специальном мавзолее в Рио-де-Жанейро.


Список литературы:

Фрэнк Д. Маккэнн, «Бразилия и Вторая мировая война: забытый союзник». (англ.)

А.И. Строганов Новейшая история стран Латинской Америки. - Москва: Высшая школа, 1995. - 415 с. - ISBN 5-06-002830-5

Джоел Волф Работающие женщины, работающие мужчины: Сан-Паулу и подъём бразильского промышленного рабочего класса, 1900-1955 = Working women, working men: Sгo Paulo and the rise of Brazil"s industrial working class, 1900-1955. - Дьюк Юниверсити Пресс, 1993. (англ.)

С.Э. Морис Глава 12 // Флот двух океанов (Американский флот во Второй мировой войне) = The Two Ocean War. - Екатеринбург: Зеркало, 1998.

Статистика БИГС за XX век, «Величины экспорта, импорта и емкости импорта». (порт.)

Роберт Джэксон Александер, Элдон М. Паркер История организованного труда в Бразилии = A history of organized labor in Brazil. - 2003. - ISBN 0-275-97738-2 (англ.)

Подавив антиправительственный мятеж в Сан-Паулу в 1932, Варгас организовал свободные выборы, на которых впервые голосовали бразильские женщины, хотя неграмотные граждане избирательных прав так и не получили. В 1934 была обнародована новая конституция, и Варгас был избран президентом сроком на четыре года. Непродолжительный период конституционного правления (1934–1937), однако, прервался из-за обострения идеологических разногласий между левыми и правыми. В стране развернулось интегралистское движение (бразильский вариант фашизма) по мере того, как в Европе расширялось влияние Гитлера. В 1935 бразильские коммунисты при поддержке некоторых военных гарнизонов и городских профсоюзов попытались устроить в стране переворот, но им не удалось сместить Варгаса. Назначенные на конец 1937 президентские выборы из-за углубления политического кризиса были внезапно отменены. В ноябре 1937 Варгас разогнал конгресс и принял конституцию, провозгласившую Бразилию Новым государством (Estado Novo), которое представляло собой креольскую версию корпоративного государства по образцу салазаровской Португалии.

Заигрывая с Германией и США, Варгас получал финансовую поддержку от обеих стран. Военные склонялись на сторону союза с Гитлером, тогда как предприниматели, банкиры и некоторые гражданские советники Варгаса предпочитали укреплять связи с США. В 1938 после провала интегралистского путча режим Варгаса преградил путь фашизму в Бразилии. США активно добивались поддержки в странах Латинской Америки и в ответ на нападения германских подводных лодок на нейтральные суда усилили экономическое сотрудничество с Бразилией. В августе 1942 Бразилия провозгласила себя союзником США, вступила в войну и направила свои войска в Италию. США, оценив военную поддержку, оказали финансовую и техническую помощь Бразилии, включая строительство первого в Латинской Америке металлургического завода в городе Волта-Редонда (шт. Рио-де-Жанейро).

Диктатура Варгаса продержалась до 1944, когда в связи с обозначившимся окончанием войны в Европе в Бразилии активизировалось оппозиционное движение. Ветераны войны, гражданские противники режима и даже городские представители среднего и низшего классов выступили с требованиями свободы и демократии. Военные стали рядиться под демократов, участвовавших в свержении режимов Гитлера и Муссолини, и предпочли восстановить демократию. В конце октября 1945 Варгас был отстранен от власти.

Отношения Латинской Америки к войне.

После начала военных действий в Европе на консультативном совещании министров иностранных дел в Панаме была принята резолюция о проведении политики нейтралитета. Вокруг континента на расстоянии от 300 до 1000 миль от побережья была объявлена "зона безопасности". До конца 1941 г. статус этой зоны как нейтральной уважался всеми воюющими сторонами, включая Германию и Японию.

Нейтралитет латиноамериканских стран вполне соответствовал линии Вашингтона, предпочитавшего не вмешиваться в европейскую войну. Но одновременно он отражал и стремление государств региона сохранить экономические связи с державами оси. К 1940 г. германские капиталовложения в регионе составили 969 млн. долл., Германия импортировала из Латинской Америки стратегическое сырье. Нацистам симпатизировали влиятельные общественные организации, крупные политики, представители деловых кругов. Главной сферой приложения германского капитала были Аргентина, Чили, Гватемала, Бразилия, Мексика, Перу. В Бразилии концерны Круппа и Тиссена занимались разработкой железной руды, в Чили - добывали селитру, в Бразилии, Аргентине, Боливии - владели концессиями на нефтеносные участки.

Происходил и "экспорт" нацистских идей. Было создано немало фашистских или полуфашистских организаций (в Бразилии - "Бразильское интегралистское действие", в Мексике - "Национальный синаркистский союз", в Перу - "Революционный союз" и др.). Эти организации проявляли заметную политическую активность, а в Бразилии в 1938 г. интегралисты даже предприняли попытку государственного переворота.

Однако в целом подобные течения не определяли ситуации. Относительная стабилизация хозяйственной жизни стран Латинской Америки к концу 30-х годов была достигнута без использования тоталитарных методов мобилизации. Традиционно сильное влияние англосаксонских демократий, прежде всего - США, в целом уравновесило германское политико-идеологическое воздействие. Тем не менее, нацисты сохранили в Южной Америке обширную систему личных связей и деловых контактов - во многом опираясь на потомков германских эмигрантов среди предпринимателей и политиков.