Болезни Военный билет Призыв

Евпатий Коловрат: каким он был на самом деле. Евпатий Коловрат: чем знаменит русский богатырь. Какое складывается у нас представление об Евпатии Коловрате при чтении повести

Герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во "Временнике моск. общ. истории и древностей", кн. XV) и Срезневским ("Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках", 1867, XXXIX). В "Русском Временнике" (Москва, 1820, I, 126) и в "Сказаниях русского народа" Сахарова она соединена с другою "Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю". Рассказ о Е. в "Повести" следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение - развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за "безбожным" Батыем, чтоб "испить смертную чашу" наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, "сильного царя, почтить и честно проводить". Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в битве Е., "исполин силою", рассек Хостоврула "на полы до седла" и перебил множество "нарочитых богатырей Батыевых". Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два - с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он "держал бы его против сердца своего". Затем он отдал тело Е. его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. н à -полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской "Повести" о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге "Великорусские былины киевского цикла" (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).

Школьное сочинение на тему «Защита родной земли».

В 1237 году неожиданно на землю Русскую напал хан Батый. Черной тучей, круша все на своем пути, направилось несметное войско на Рязанскую землю. Запылали города, потекли реки русской крови. Взяли враги Рязань и «не оставили в граде ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную пили. Не было там ни стона, ни плача, ни отца и матери чада, или чада отца и матери, ни брата о брате, ни ближнего рода и все вместе мертвые лежали ». Казалось бы, всех должна была запугать дикая орда. Однако этого не случилось. Более двухсот лет русский народ мужественно сражался за свою свободу и одолел-таки врага. «В« Повести о Евпатие Коловрате », являющейся составной частью «Повести о разрушении Рязани Батыем», и рассказывается о первых битвах русских с татаро-монгольскими завоевателями. Особую симпатию вызывает могучий богатырь Евпатий Коловрат. Повесть рассказывает о великой любви Евпатия Коловрата к родной земле и народу. С большой силой эта любовь проявляется в поступках и призывах героя.

Услышав о «приходе зловредного царя Батыя», он, ни минуты не медля, идет с небольшой дружиной в Рязань. Увидев разоренный город и трупы замученных людей, «закричал Евпатий в горести души своей». Любовь к родине объясняет непримиримую ненависть ко всем тем, кто с оружием приходит на Русскую землю. В картине неравного боя ярко показана эта святая ненависть. Коловрат с дружиной «сбросил все полки татарские», он «бил их нещадно». А когда мечи русских притупились, то они «принимали татарские мечи и секли их нещадно». Горячее желание защитить родной народ, свою землю от поругания и издевательства рождает в сердце воина безграничную храбрость.

Евпатий так храбро сражается с татарами, что «и самому царю страшно стало». Увидев богатыря, войско татарское «испугалось». Мурзы и князья вынуждены были признать, что «таких молодцов… не видели… ибо это люди крылатые и не знают смерти, так крепко и мужественно сражались, одни с тысячей, а два с тьмою». Сам хан Батый удивился мужеству Коловрата и сказал: «Если бы у меня такой служил, держал бы его против сердца своего». Гордость за свой народ поддерживает чувство собственного человеческого достоинства у Евпатия. Когда Батый напал на Рязань, Коловрат был в Чернигове. Он мог бы покориться и этим сохранить себе жизнь. Но Коловрат избрал другой путь. Изнемогая от ран, воины полка Евпатия не пресмыкаются перед ханом, а с достоинством иронично отвечают ему, что они посланы «сильного царя почтить и честно проводить и честь отдать». Эти слова мог бы повторить и сам Евпатий.

Автор наделяет своего героя необычной физической силой: «Евпатий рассек Хостоврула пополам до седла». Татары не могут победить Коловрата. И только тогда, когда они «начали бить по нему из сточисельных пороков», убили его. В образе Евпатия отразилось представление народа о том, каким должен быть защитник родной земли. Любовь к родине – основная черта героя. Она рождает и объясняет все другие качества богатыря: и непримиримость к врагам и беззаветную отвагу, и гордость. От любви к родине вырастают крылья. Тот, кто погиб за родину, никогда не будет забыт. Он бессмертен.

Трагическая гибель рязанцев от «сильных полков татарских», опустошение и разорение родной земли - вот что пробудило в сыне Рязанской земли Евпатии Коловрате великую скорбь, гнев и стремление отплатить коварному, не знающему жалости врагу. Любовь к родной земле, поруганной и истерзанной Батыевыми полчищами, дала рязанскому воеводе и его дружинникам могучую силу, мужество и отвагу. Описание боя с Батыевыми полками - центральная часть повести. Былинным богатырем предстает Евпатий на поле боя. Затупившиеся мечи он заменяет татарскими мечами, и врагам кажется, что русских сил прибавилось вдвое, что «мертвые восстали». Устрашился даже сам Батый. Пятерых пленных рязанцев, изнемогавших от ран, он допрашивал сам. Ответы пленников исполнены гордости и мужества: «...посланы мы... тебя, сильного царя, почествовать и с честью, проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чашу на великую силу - рать татарскую...».

Чтобы школьники осознали мужественное самообладание израненных воинов, непримиримую ненависть к врагу, нужно разъяснить их ответ Батыю. «Почествовать и проводить» и «честь воздать» - это все иносказательные выражения. Истинный смысл их такой: мы посланы тебе отомстить, сразиться с тобой насмерть и изгнать с родной земли. Обращаясь к «сильному царю», рязанские воины, умирающие от ран, с горькой насмешкой-просят прощения, что они «не успевают, наливать чашу» ту великую силу татар. Здесь речь идет о «чаше смертной»: слишком велика вражеская рать и слишком мало осталось в живых «удальцов и резвецов» рязанских, чтобы победить захватчиков. Кровавая, смертельная битва в ответе рязанцев представлена как пир, на котором незваных гостей потчуют «чашами смертными».

Чтение и разбор этой части повести дает материал для ответа на первый вопрос 4-го задания учебника, но чтобы хорошо ответить на последующие вопросы того же задания, нужно вернуться к третьей и четвертой частям повести.

Ученики говорят об отваге, мужестве и силе Евпатия Коловрата, о его скорби при виде разоренной земли, о желании отомстить врагу, о преданной и самоотверженной любви к родине, защищая которую он отдал жизнь. Необходимо обратить внимание на то, каким «исполином» выглядит герой во время боя, чем он похож на былинного богатыря. Необыкновенная крепость и сила, воинская доблесть и мужество, подвиги, совершаемые на поле боя во имя спасения родины и защиты родного народа, необычная гибель - все характеризует Евпатия как богатыря.

Пусть дети найдут в тексте строки, рисующие богатырство Евпатия Коловрата, - при этом станет очевидным, что автор повести, стремясь показать величие патриотического подвига своего героя, так же как и творцы былин, широко использовал гиперболы (см. третью, четвертую и пятую части повести): «И бил... Евпатии так нещадно, что мечи притуплялись...»; «Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно...»; «Евпатий же был исполин силою и рассек Хо-стоврула наполы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал...»; «И навели на него множество орудий для метания камней, стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его...» Гиперболизова-ио и изображение страшного удара русской «дружины малой» по «великой силе» татарской: «...и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные...».

Повествование о подвиге рязанцев заканчивается традиционной для древнерусской повести похвалой погибшим героям, значение и эмоциональная сила которой усугубляется тем, что она произносится заклятыми врагами Русской земли - царем Батыем и его приближенными.

Учащиеся должны запомнить яркие, образные характеристики русских воинов, в которых гиперболизируются мужество, бесстрашие, преданность родине, верность воинскому долгу. «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не боятся они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются: один с тысячею, а два - с тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища...»- говорят татарские вельможи.

В похвале Евпатию от Батыя снова возникает упоминание о «пире», которым «почествовали» русичи своих врагов: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною...», и выражается восхищение великим богатырством русского воина.

Обобщая наблюдения, сделанные при разборе повести, зададим вопрос: «Какие чувства испытывает автор повести, рассказывая о нашествии Батыя на родную землю?» Важно, чтобы ученики не только назвали эти чувства (гнев на врагов, восхищение мужеством рязанцев, скорбь о их гибели), но и нашли средства их выражения: это и прямо высказанное отношение («царь Батый окаянный», «пошли поганые на город», «зловер-ный царь Батый», «безбожный царь»), это и троекратно повторяющиеся описания «горестных картин» разрушения городов, гибели русских людей («И не осталось во граде ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего... но все вместе лежали мертвые...», «...и приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую... люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен... и множество народа полегшего»).

Автор говорит о том страдании, которое переживает герой («И вскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем»),- и мы понимаем, что те же чувства испытывает и сам автор, рассказывая о жестокости Батыевых полчищ.

В описании доблести и отваги Евпатия на поле боя мы ощущаем гордость и восхищение автора воинским подвигом его соотечественников. Автор находит необыкновенно яркие определения для характеристики русских воинов («удальцы и рез-вецы», «крылатые люди», «не боящиеся смерти»), и хотя он вкладывает эти похвалы в уста приближенных Батыя, мы воспринимаем их как выражение патриотических чувств человека, написавшего о героической борьбе и гибели Евпатия.

Таким образом, мы подводим детей к восприятию патриотического пафоса повести, т. е. ее идеи, и вместе с этим формируем у пятиклассников первые представления об авторе произведения, об «авторском начале» как одном из определяющих признаков письменного художественного творчества.

1 Разрядка наша. Теперь учащимся станет понятным и ответ Соловья Разбойника князю Владимиру: «Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю... Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, да его хочу-то я послушати...» «Обед», о котором говорит Соловей, - это все то же иносказательное название схватки, борьбы, где Соловей оказался побежденным Ильей Муромцем.

- герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во "Временнике моск. общ. истории и древностей", кн. XV) и Срезневским ("Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках", 1867, XXXIX). В "Русском Временнике" (Москва, 1820, I, 126) и в "Сказаниях русского народа" Сахарова она соединена с другою "Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю". Рассказ о Е. в "Повести" следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение - развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за "безбожным" Батыем, чтоб "испить смертную чашу" наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, "сильного царя, почтить и честно проводить". Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в битве Е., "исполин силою", рассек Хостоврула "на полы до седла" и перебил множество "нарочитых богатырей Батыевых". Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два - с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он "держал бы его против сердца своего". Затем он отдал тело Е. его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. н à -полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской "Повести" о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге "Великорусские былины киевского цикла" (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).
- герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во "Временнике моск. общ. истории и древностей", кн. XV) и Срезневским ("Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках", 1867, XXXIX). В "Русском Временнике" (Москва, 1820, I, 126) и в "Сказаниях русского народа" Сахарова она соединена с другою "Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю". Рассказ о Е. в "Повести" следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение - развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за "безбожным" Батыем, чтоб "испить смертную чашу" наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, "сильного царя, почтить и честно проводить". Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в битве Е., "исполин силою", рассек Хостоврула "на полы до седла" и перебил множество "нарочитых богатырей Батыевых". Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два - с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он "держал бы его против сердца своего". Затем он отдал тело Е. его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. н à -полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской "Повести" о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге "Великорусские былины киевского цикла" (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).