Болезни Военный билет Призыв

Этрусы. Изображения из этрусских гробниц. Кто такие этруски

Средневековая Италия Италия под властью Византии (VI-VIII вв.) Лангобардское королевство (VI-VIII вв.) Средневековое королевство Италия Ислам и нормандцы в южной Италии Морские республики и Итальянские города-государства Новое время Итальянский Ренессанс (XIV-XVI вв.) Итальянские войны (1494-1559) Италия в Новое время (1559-1814) Рисорджименто (1815-1861) Современная история Королевство Италия (1861-1945) Италия в Первой мировой войне (1914-1918) Фашизм и колониальная империя (1918-1945) Италия во Второй мировой войне (1940-1945) Новейшая история Италии (1945-настоящее время ) Свинцовые годы (1970-е - 1980-е) Отдельные темы Исторические государства Италии Военная история Италии Экономическая история Италии Генетическая история Италии Избирательная история История моды в Италии Почтовая история Железнодорожная история История денег в Италии История музыки в Италии Портал «Италия»

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски - это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским . Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводятся результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Видео по теме

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов контролировал определенную территорию. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего или геометрического, классического (эллинистического), а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Погребальная урна в виде хижины. IX век до н. э.

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Религия

Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Основными божествами этого народа считались Тин (Тиния) - верховный бог неба, Уни и Минерва . Кроме них было много и других богов. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей; и обожествленные предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).

Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы. Наибольшей жертвой полагалась человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники, которых заставляли вести смертельные бои во время похорон знатных людей. Однако в критические моменты этруски приносили в жертву богам и собственные жизни.

Мифология

Наука

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

Другие предметы обихода

Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи - стулья со спинками и столы с четырьмя ножками - свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи. В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы - на такие ставились кратеры и ойнохойи .

По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

Предметы роскоши и ювелирные изделия

На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

Одежда и причёски

Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков [ ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [ ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [ ] . Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

Досуг

Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [ ] . Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

Тайны Этрусов.

Кто такие этруски?

В центральной Италии с VIII в. до н. э. жил народ, который греки называли по имени легендарного героя Тиррена тирренами, а римляне - этрусками. Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) были создателями древнейших в Италии рабовладельческих государств. Свои города этруски строили на холмах, обнося их мощными каменными стенами, которые способны были выдержать удары таранов и катапульт.

Во главе этрусских государств первоначально стояли выборные цари, носившие титул лукумонов. Они возглавляли войско, творили суд и были верховными жрецами. Символами власти лукумонов были золотая диадема, скипетр, расшитая золотом тога и трон из слоновой кости. В V в. до н. э. царская власть сменяется республиканской формой правления. Но потомки лукумонов сохраняют богатство и политическое влияние.
По материалам сайта world.clow.ru

Этрурия - родина этрусков

Этрурия (лат. Etruria, Tuscia, Tyrsema, Tyrrhenia) - северо-западная область древней Италии, граничившая на севере с Лигурией, Галлией и землей Венетов, на востоке - с Умбрией по реке Тибр, на юго-западе - с Лациумом; западную границу её составляло названное по имени жителей страны - тирренов - Тирренское, или Тусское море.

В древнейший период истории Апеннинского полуострова, когда этруски господствовали на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии, в пределы Этрурии входили также земли на севере до Альп и на юге до Кампании (включительно). Собственно Этрурия была изрезана отрогами Апеннинского хребта, разделявшими область на плодородные долины. При значительном плодородии область изобиловала минеральными богатствами, которые этруски умело эксплуатировали, наладив производство замечательных металлических изделий, в особенности бронзовых скульптур, равных которым не было во всем Средиземноморье.

Славились и этрусские вина, пшеница, лен. Развитию торговли и промышленности и вообще культурно-экономическому процветанию страны способствовала близость моря и удобные гавани. Это способствовало развитию торговли, которой этруски занялись раньше других на Аппенинском полуострове, установив связи со всеми крупными торговыми центрами Средиземноморья, успешно конкурируя с финикийцами и греками. Их моряки довольно часто занимались пиратством, что, впрочем, в те времена было почти синонимом. И делали они это с таким размахом, что греки даже сложили легенду о том, что сам бог Дионис во время своих скитаний попал в плен к этрусским пиратам. Само море было названо в их честь Тирренским, ибо греки называли их тирренами. Этрусками же позднее стали называть их римляне, сами они называли себя расенами или расна.
По материалам сайта


Принесение в жертву пленных троянцев


Данный саркофаг из терракоты, найденный в Черветери (Цере) и датируемый второй половиной VI века до н. э., хорошо известен. Он даже существует в трех практически идентичных экземплярах: один находится в Лувре, второй - в музее Вилла Джулия в Риме, а третий (копия) - в Британском музее . Мы не будем подробно описывать эту пару возлежащих на ложе поминального пира супругов с тонкими, изящными чертами лица, с легкой улыбкой на устах. Позже мы убедимся, что присутствие женщины, лежащей рядом с мужем, который нежно положил правую руку ей на плечо, - недопустимая вольность для Греции, но для Этрурии обычное дело. На голове у женщины tutulus , головной убор наподобие сахарной головы, который часто носили этрусские дамы в древние времена, на ногах - calcei repandi , традиционная обувь с острым, загнутым кверху носком. Но несмотря на позу и некоторые детали одежды, имеющие явно ионийское происхождение, лица супругов поразительно напоминают лица статуй той же эпохи из Греции и Малой Азии. Женщина похожа на первых аттических кор , что же касается мужчины, то, по словам Шарля Пикара, «этот тиррен с окладистой бородой, овальным, почти треугольным лицом, раскосыми глазами и пышными волосами, свободно ниспадающими на плечи, мог бы родиться среди эгейских пастухов» .

О чем рассказывают статуи

Следует ли отсюда вывод, что на саркофаге из Черветери этруски изображены именно такими, какими они были на самом деле, и что вельможи и знатные дамы при дворе Тарквиниев походили на эту терракотовую пару? Не нужно забывать о великой силе искусства, навязывающей жизни свои законы. Скорее, как говорится, природа станет подражать искусству, чем искусство воспроизведет реальность. Если в эпоху импрессионистов французы, пресытившись академической красотой, влюбились в купальщиц Ренуара, танцовщиц Дега и нимф Родена, чья животная грация будила их чувственность, это вовсе не значит, что в одно прекрасное утро француженки 1880-х годов проснулись с раскосыми глазами, приплюснутым носом и полными губами или что на берегах Сены обосновалось поселение таитянок, последовавших за Гогеном. А ведь в древней Этрурии влияние ионического стиля было гораздо более властным и повсеместным! Вместе с дорогими шерстяными тканями из Милета и чернофигурными амфорами из Клазомен или Аттики, вместе с техническими приемами ремесленников и даже внешним обликом богов этруски вывезли из Малой Азии и Греции каноническое представление о плавной линии лба, прямом носе, миндалевидных глазах и особенной улыбке, под которое они старались подстраиваться при жизни и которое во многом определяло собой тот образ, что должен был остаться после их смерти. Так что в надгробных изваяниях древних времен они предстают перед нами в масках.

Заманчиво поискать более правдивые свидетельства в памятниках более поздней эпохи, когда этрусский реализм, поощряемый податливостью терракоты, хоть и испытывал на себе, то тут, то там, влияние других стилей, в конечном счете все же развеял по ветру эти маски, вышедшие из моды. Накануне Второй мировой войны этим увлеклись немецкие ученые из числа приверженцев расовой теории (Rassentheorie ). Выбирая по своему усмотрению ту или иную характеристику, казавшуюся им специфической, они приходили к совершенно разным выводам. Один ученый, разглядывая урны с прахом с изображением усопших, был поражен тем, что у некоторых этрусков были носы с горбинкой или крючком . Их тут же занесли в список «орлиноносых» рас, а профессор Фишер в 1938 году повсюду встречал, зарисовывал и фотографировал итальянцев с орлиным носом - бесспорно этрусским. Везде, особенно в Кьюзи, на родине Порсенны , а еще в Волатеррах и Тарквиниях. В Перузии их оказалось маловато, а в Витербо не было совсем. Не связано ли это с историей Витербо, за который долго боролись римский папа и император Священной Римской империи, и не могли ли многочисленные иноземные вторжения привести к физиогномическому перевороту и исчезновению орлиных носов? Но едва затихло эхо его доклада в Берлинской академии наук, как автор одной из статей в журнале «Клио» заявил, что обнаружил главный отличительный признак этрусской расы и доказательство ее восточного происхождения - тучность .

Надо признать, что всему виной Катулл и Вергилий, которые, не сговариваясь, обличали: один - obesus Etruscus , а второй - pinguis Tyrrhenus . Катулл, рассказывая о различных народах, населяющих Италию, упоминает наряду со «скупым умбром» и латинянином из Ланувия, «смуглым и с крепкими зубами», «тучного этруска». Вергилий в более возвышенной манере описывает церемонию жертвоприношения под звуки флейты: «Жирный тирренец меж тем на кости слоновой играет у алтаря». И действительно, этрусские саркофаги II–I веков до н. э. зрительно подтверждают слова поэтов. На них усопший изображен полулежа на боку, опираясь на локоть, с чашей в другой руке, в позе пирующего. Скульптор-реалист не скрывает, а наоборот, выставляет напоказ с некой безжалостной снисходительностью внушительных размеров живот, выпирающий из распахнутых складок покрывала.

Этого оказалось достаточно, чтобы в удлиненных формах с саркофагов из Черветери разглядели худобу древних этрусков, на смену которым, после этнических преобразований и социальных потрясений, позволивших коренному населению вновь обрести свои права, пришли приземистые и плотные формы италийцев. Другие в изумлении обнаружили на самых древних стелах и бронзовых изделиях изображения коренастых этрусков, которые как раз и были настоящими этрусками, дружной толпой пузатых силенов, прибывших прямо из Карии в Малой Азии, тогда как элегантная стройность фигур из Черветери говорит о существовании в Южной Этрурии совсем другого народа - пеласгов, ранее приплывших с Крита и Кикладских островов. Можно подумать, будто коренастые и стройные фигуры не могли, как было давно доказано, одновременно или поочередно господствовать в ионическом стиле! Это не помешало Эрнсту Буксу в 1942 году приписать коренным этрускам «квадратное телосложение», которое он распознал впоследствии в фигуре императора Веспасиана, чей отец явно был сабином, а мать, возможно, происходила из этрусков, и которое, по его словам, до сих пор характерно для половины населения Тосканы.

Оставим в стороне эти нелепые теории и вернемся к тучности этрусков; ведь этот физический недостаток никак не связан с малым ростом. А в этом отношении мы не можем не считаться с неоднократными свидетельствами поэтов, особенно если они подтверждаются надгробными изображениями тех времен. Но не слишком ли преувеличено значение этих свидетельств? В прекрасном каталоге этрусских саркофагов поздней эпохи, изданном Рейнхардом Хербигом , мы обнаружили только три или четыре изображения, подтверждающих эту особенность. Да и тут нужно проявлять осмотрительность. Фигура на саркофаге из Сан-Джулиано близ Витербо тем более впечатляет, что она лежит на спине во весь рост, а огромный круглый живот возвышается как бы сам по себе. Было решено, что это усопшая женщина, то есть беременная. Однако следует иметь в виду тенденцию к стилизованному искажению действительности, характерную для этрусских скульпторов того времени: она сводится к геометрическому упрощению объемов, из-за чего ее как-то назвали кубизмом, или, точнее, стереометрией, поскольку она стремится к сочетанию как кубических, так и сферических объемов. Ясно, что саркофаг из Сан-Джулиано принадлежит именно к этой школе, столь чуждой греческим вкусам и непохожей на остальное искусство этрусков, а фигура, изваянная на нем, не может быть точным изображением человека. На крышке другого саркофага, найденного в склепе знатной семьи Партуну из Тарквиний, возлежит высокий старик, чья пухлая и дряблая плоть резко контрастирует с морщинистыми щеками и тощей шеей. Но, как отмечает сам Хербиг, такое часто случается в конце жизни с людьми умственного труда. Единственное изображение действительно тучного этруска находится в музее Флоренции. Огромный кусок мяса предстает перед нами с некой циничной наивностью. Гирлянда цветов на шее, кубок в вытянутой правой руке, золотое кольцо всадника на безымянном пальце левой. Мужчине на вид лет пятьдесят, у него маленькая голова, отнюдь не заплывшая жиром, он лыс, но на висках еще остались волосы, большие глаза широко открыты, а губы наверняка ярко-красные. Он как будто не осознает своей нездоровой полноты, но если бы он захотел подняться со своего ложа, то ему понадобилась бы помощь нескольких слуг. Пупок открыт, что выглядит почти непристойно, но ему, похоже, все равно. Выпячивая свой живот завидных размеров, потомок древних лукумонов с бесстыдством и в то же время с кастовой гордостью, даже в смерти, похожей на пир, заявляет о том, что рад оставить этот мир сытым и довольным.

Именно в этом и заключается ценность саркофага из Флоренции, который некоторым образом подтверждает определения латинских поэтов. На нем изображен не этруск как таковой и не «вечный этруск», а один из этрусков эпохи упадка, тех зажиточных тосканцев, которых Рим лишил политической независимости, оставив им социальные привилегии. Управляя издали своими латифундиями, где трудились многочисленные рабы, они уже не покидали своих дворцов в Перузии или Тарквиниях, где, предаваясь горделивым воспоминаниям о днях былой славы, испытывали на себе все последствия dolce far niente и чревоугодия.

В то время в Риме издавались законы против роскоши (впрочем, их мало кто соблюдал), призывавшие к умеренности за столом. Катон Цензор отбирал казенных лошадей у слишком тучных всадников, не способных держаться в седле. Известны его слова: «Каким образом государство сможет извлечь пользу из этого тела, если оно от горла до пояса состоит из брюха?» Поэт-сатирик Луцилий истощил все запасы иронии, изощряясь в описаниях толстопузых гурманов: mandones, comedones, lurcones - «обжор», «толстобрюхих», «ненасытных утроб», налегающих на сало и свиные окорока, поглощающих нежную спаржу и цветную капусту, тратящих кучу денег на креветок и огромных осетров. Свои филиппики он саркастически заканчивал: «Vivite ventres!» - «Привет вам, люди-утробы!» Одновременно Лелий Мудрый, друг Сципиона Младшего, восхвалял вегетарианскую умеренность и философское превосходство щавеля , а бродячие проповедники твердили о том, что обжорство, подобно волшебнице Цирцее, превращает стариков в свиней и что толстое брюхо несовместимо с тонким умом: «Как вы сможете познать мудрость, если ваши сердца наполнены грязью и вином?» Таким образом, римский юмор и греко-римская этика совместно клеймили и бичевали тучность, явное проявление порока. Поскольку, по определенным причинам, этруски славились любовью к роскоши и излишествам, совершенно естественно, что, едва их перерождение дало к тому повод, в пристрастных глазах своих господ и соперников они предстали со всеми внешними признаками распущенности. Но речь здесь идет скорее о моральных, а не физических недостатках. Этрусков называли как obesus , так и segnis или ignavus . Вскоре мы к этому вернемся.

Этруски и тосканцы

Несложно рассеять туман, в котором стилизация «древних» и систематизация «новых» скрывают от нас тип внешности этрусков. Как только авторитет греческих образцов был поколеблен, в большинстве произведений изобразительного искусства ярко проявился свежий и исполненный вкуса реализм как художников, так и заказчиков, стремившихся как можно к более точному отображению индивидуальных черт и мельчайших деталей, даже самых невыигрышных. Тот, чье изображение должно было украсить саркофаг, наверняка требовал от мастера прежде всего полного сходства, вплоть до бородавок и физических изъянов, надеясь тем самым продолжить жизнь хотя бы в камне или терракоте. Сами же скульпторы, оставив грекам мрамор, подходящий для идеализации и облагораживания, учились своему ремеслу на привычной глине и работали не затаив дыхание, осторожно работая резцом, а импровизируя, ловя случайное, мимолетное выражение; этот порыв естественным образом передавался их скульптурам из бронзы и даже алебастра или травертина. Поразительным примером этой повсеместной тенденции служит школа художников, расписывавших вазы, которая процветала в III веке до н. э. в Волатеррах. На боках кратеров со «столбиками» художники из озорства вместо красивых мечтательных профилей с греческих образцов набрасывали в несколько штрихов остроумные, на грани карикатуры, портреты горожан, каких можно было встретить на рынке или на прогулке по главной улице по вечерам: красотку с горящими глазами или сварливую тетку с недовольным видом, атлета с роскошной фигурой или насупившегося книжника, круглощекого ребенка или старуху в платке, обвязанном вокруг шеи, благодаря которой один из художников этой мастерской получил от историков, занимающихся изучением этрусской керамики, имя Nunpainter - «рисовальщик монашки» .

В этой галерее правдивых портретов, какой не создал ни один другой народ, можно найти огромное разнообразие человеческих типов и лиц, тонких и грубых, энергичных и безвольных, хитрых и глупых, в которые природой и жизнью заложены все мыслимые психологические комбинации. Однако внешне в этрусках нет ничего, что могло бы показаться нам необычным, иным, что привлекает или внушает настороженность при виде представителей другой расы, ничего, что принято называть «восточным». На самом деле, стоит сорвать с них восточные маски - и перед нами предстают такие же итальянцы, каких мы встречаем сегодня, и это создает фантастическое ощущение их кровного родства. «Похожий на меня, мой брат», - мог бы сказать сегодняшний флорентиец. Среди них нет ни одного багдадского халифа, ни одного венецианского купца. Зато есть тосканские крестьяне, кондотьеры, каноники, римские императоры, юные Бонапарты, а на одной урне из Вольтерры - пара шестидесятилетних стариков, живущих в ладу и согласии, Филемон и Бавкида Овидия или Таддео и Венеранда Джузеппе Джусти. И ничто не мешает нам, мысленно совершая прогулку по улицам Тарквиний и Вей, наделить их обитателей такими же чертами, как у людей, которые сегодня гуляют по Лунгарно. И последняя черта в довершение картины: этрусские женщины были гораздо ниже ростом, чем мужчины . Ученые сравнили длину найденных скелетов и выяснили, что средний рост мужчин составлял 164 сантиметра, а женщин - 155. Тем приятнее будет узнать, что вовсе не гренадерское телосложение позволило этрусским женщинам занять высокое положение в обществе и что такая властная особа, как Танаквиль, подчинившая себе своего мужа Тарквиния силой характера, не возвышалась над ним горой - напротив, разговаривая с ней, Тарквинию приходилось немного наклоняться.

Средняя продолжительность жизни этрусков

К сделанным замечаниям о физическом облике этрусков нелишним будет добавить несколько уточнений относительно средней продолжительности их жизни. Демографические исследования находятся сейчас на подъеме, и новые методы можно попытаться использовать для изучения вопросов, касающихся народонаселения в греко-римском мире. Среднюю продолжительность жизни пытались определить в Египте, в Северной Африке, в Испании, в Бордо: сведения для этого почерпнуты из надгробных надписей, в которых очень часто указан возраст умершего . Мы располагаем определенным количеством этрусских эпитафий. Что же они могут нам поведать?

Мы не воспользовались для этого исследования текстами с буквенной записью числительных. Их точной идентификации пока нет, и хотя этрускологи в основном пришли к согласию по поводу чисел первого десятка - thu, zal, ci, huth, mach, sa, cezp-, semph-, nurph - и zar , они все еще колеблются, не зная точно, чему соответствуют huth и sa - 4 или 6 и cezp - и semph- - 7 или 8 . А поскольку названия десятков от 30 до 90 образованы от единиц от 3 до 9, то, используя такие записи (их около двух десятков), мы рискуем ошибиться не на один десяток. Скончалась ли Ramtha Matulnai в 45 или в 65 лет? А Larth Tute - в 72 или 82? Этого никто не может сказать точно.

Однако в нашем распоряжении есть примерно 130 надгробных надписей, в которых возраст умерших приведен в цифрах, и тут уже не может быть никаких сомнений. Впрочем, следует исключить те из них, где стертые места или трещины в камне могут внести погрешность в толкование. Остается 113 записей - вполне достаточно, чтобы прийти к определенным выводам.

Эти короткие эпитафии относятся к относительно поздним документам: они были сделаны в период с 200 по 50 год до н. а, то есть в последние два столетия существования мира этрусков. Практически все они найдены в Тарквиниях и Волатеррах: только в этих городах был широко распространен обычай указывать в эпитафии возраст покойного. Несмотря на это географическое ограничение, записи охватывают широкий контингент населения разных возрастов, состояния здоровья и социальных слоев.

Мы узнаем о маленькой Ravntza Urinati , дочери Аррунса, умершей в возрасте двух лет, о маленьком Sethre Ceisinies Mazu (Цезенний Мазон на латыни), прожившем три года, о маленькой Agatinia Annia , дочери Луция, скончавшейся в четыре года. Самое трогательное - уменьшительные имена детей (Ravntza от Ravntu, Agatinia ) наряду с достоинством, с каким младенцы с колыбели носят все ономастические атрибуты взрослых - фамилию, а иногда и имя признавшего их отца .

Рядом с «умершими до срока», которым был уготовлен свой круг Дантова ада и, несомненно, ада этрусков, в могилу медленно сошел почтенный Larth Vestarcnies , скончавшийся в 84 года и, наверное, не слишком отличавшийся от своего сородича, жившего три века спустя, консула Вестриция Спуринны, юную и светлую старость которого описал Плиний Младший . Между этими двумя крайностями и за вычетом детей, трех десятков юношей и молодых женщин, умерших в возрасте от двадцати до тридцати лет, в расцвете сил, встречаются и гордые и довольные жизнью матери семейств, и старик, преуспевший как на политическом, так и на семейном поприще: воспитавший трех сыновей, избранный в 28 лет мэром своего городка, имевший шесть внуков и скончавшийся в 66 лет.

Для тех, кто полагает, будто эти документы касаются только узкого круга аристократов, сообщаем, что довольно большое число записей имеет отношение к рабам или вольноотпущенникам. Одной из самых знатных семей Вольтерры была семья Цецина, в которой Цицерон нашел близких друзей, хвалил их религиозные познания и извинял политические просчеты; она содержала многочисленную челядь, и эпитафии слуг учтены в нашей статистике. И это не считая Larthi Lautnei , умершей в 33 года, само имя которой (lautni ) указывает на ее происхождение из рабов .

Каков же результат? В общей сложности эти 113 человек прожили 4620 лет, так что средняя продолжительность их жизни равняется 40,88 года. Мужчины, как правило, в среднем доживали до 41,09 года, женщины немного меньше - 40,37 года, что отмечается повсюду в античном мире. Наши данные гораздо выше традиционных цифр (25 лет), однако соответствуют недавно полученным данным о среднем возрасте людей в других городах и странах: 45,2 года - в Северной Африке, 36,2 - в Испании, 35,7 года - в Бордо галло-римской эпохи. Конечно, они приблизительны. Тут не учитывается детская смертность, из-за которой эти цифры, возможно, пришлось бы сократить на 1/6. Но их значение неоспоримо, и они являются поразительным свидетельством жизненной силы этрусков даже в период упадка, особенно если вспомнить, что в Европе начала XIX века средняя продолжительность жизни составляла 30 лет. В наши дни эта цифра возросла до шестидесяти пяти. Что касается Италии, то в 1900 году продолжительность жизни составляла 44,2 года для мужчин и 44,8 года для женщин, а в 1950-м - 53,7 и 56 лет соответственно .

Примечания:

Первое издание книги Ж Эргона, для которого написано данное предисловие, вышло в 1961 году. Здесь и далее - примечания редактора.

Фонд СИБА (CIBA Foundation) был создан в 1947 году для поощрения исследований в области медицины, химии, биологии и сопутствующих дисциплинах.

Кора (др. - греч . «дева») - в античном искусстве статуя стоящей прямо девушки в длинной одежде.

Порсенна - этрусский царь Клузия, союзник изгнанного из Рима Тарквиния Гордого.

«Тучного этруска»… «пухлого тиррена» (лат.) .

Приятное безделье (ит.).

Тучный… ленивый… праздный (лат.).

Границы их сходились в той местности, где возник Рим.

Этруски, бывшие до римлян могущественнейшим племенем Италии, жили в богатой оливами и виноградом стране долин и склонов Апеннин, по приморью этой области, и от устья Пада до северного берега Тибра. Они рано образовали федерацию, состоявшую из двенадцати независимых городов (этрусское Двенадцатиградье). Эти города этрусков были: на северо-западе Кортона, Арреций, Клузий и Перузия (у Тразименского озера); на юго-востоке Волатерры, Ветулоний (имевший своею гаванью Теламон), Рузеллы и Вольсинии; на юге Тарквинии, Цере (Агилла), Вейи, Фалерии (у горы Соракте, одиноко подымающейся на равнине). Сначала во всех этих государствах были цари, но рано (еще до IV века) царский сан был отменен, вся духовная и светская власть стала принадлежать аристократии. Союзного правительства в этрусской федерации не было. Во время войны некоторые города, вероятно, заключали между собой союзы по добровольному согласию.

Этрурия и завоевания этрусков в VIII-VI вв. до Р. Х.

Легенда о Демарате свидетельствует, что этрусская федерация с раннего времени находилась в сношениях с торговым и промышленным городом Коринфом. Она говорит, что коринфянин Демарат поселился в Тарквиниях, что с ним приехали живописец Клефант и скульпторы Эвхейр («искуснорукий») и Эвграмм («искусный рисовальщик»), что он привез в Тарквинии алфавит. Письменные памятники и рисунки, дошедшие до нас от этрусков, также показывают греческое влияние на этот замечательный народ. Язык их не представляет никаких следов родства ни с греческим, ни с италийским; мы еще не научились понимать написанное на нем, но достоверно видим, что он не принадлежал к индогерманскому семейству. Алфавит этруски заимствовали у греков без сомнения в очень древние времена и при том не через посредство латинов, а непосредственно от греческих колонистов Южной Италии, как это видно по разницам форм и значения букв этрусского алфавита от латинских. Найденные у Тарквиний и Цере глиняные урны и другие сосуды с черными рисунками также показывают связь живописи и пластики этрусков с греческою: эти вазы поразительно похожи на греческие периода древнего стиля.

Торговля и промышленность этрусков

Развитию городов содействовало то, что этруски занялись торговлей и промышленностью. С очень давнего времени финикийские, карфагенские и греческие торговые корабли плавали к этрусскому берегу, имевшему хорошие гавани; Агилла, стоявшая близ устья Тибра, была удобною пристанью для обмена товаров.

Судя по форме этрусских ваз и по исключительной любви этрусских, художников к изображению сцен из греческих мифов и сказаний о героях, должно полагать, что школа искусства, процветавшая в южной Этрурии, была отраслью пелопоннесской школы. Но этруски не заимствовали у греков позднейшего более совершенного стиля, остались навсегда при старинном греческом. Причиною этого могло быть то, что влияние греков на этрусский берег после уменьшилось. Оно ослабело, быть может, потому, что этруски кроме честной морской торговли занимались и разбоем; их пиратство сделало тирренское имя ужасом греков. Другою причиною ослабления греческого влияния на этрусков было то, что у них развилась собственная торговая и промышленная деятельность. Владея приморьем от Тарквиний и Цере до Капуи, до заливов и мысов у Везувия, очень удобных для мореходства, этруски скоро сами стали вывозить в чужие земли дорогие продукты своей страны: железо, добываемое на Ильве (Эталии, т. е. Эльбе), кампанийскую и волатеррскую медь, популонийское серебро и доходивший до них с Балтийского моря янтарь. Привозя товары сами на заграничные рынки, они имели больше прибыли, чем при торговле чрез посредников. Они стали стремиться вытеснить греков из северо-западной части Средиземного моря. Так например, они в союзе с карфагенянами прогнали фокеян с Корсики и принудили жителей этого бедного острова платить им дань его продуктами: смолою, воском, медом. Кроме горшечного дела этруски славились литейным искусством и вообще металлическими работами.

Цивилизация этрусков

Погребальная урна этрусков. VI в. до Р. Х

Очень вероятно, что римляне заимствовали у этрусков свои инструменты военной музыки и уборы, как у них заимствовали свои гаруспиции, религиозные обряды, народные праздники, строительное искусство, правила межевания. Древние писатели говорят, что из Этрурии римляне взяли свои религиозно‑драматические игры, игры цирка, простонародные театры, на которых актеры, танцовщики и шуты разыгрывали грубые фарсы; что так же у этрусков они заимствовали гладиаторские бои, пышные процессии возвращавшихся с войны победителей (триумфы) и многие другие обычаи. Эти известия древних подтверждаются и новейшими исследованиями. О развитии строительного искусства этрусской цивилизации свидетельствуют остатки громадных сооружений, каковы, например, колоссальные стены Волатерр и других городов, гробница Порсены в Клузии, развалины громадных храмов, остатки огромных насыпей, дорог, гробниц и других подземных сооружений со сводами, каналов (например, так называемых Филистинских рвов). Самое имя «тиррены», в старинной форме «тирсены», древние писатели производят от того, что этруски строили на берегу моря высокие башни («тирсы») для отражения неприятельских высадок. Подобно циклопическим стенам в Пелопоннесе, сооружения цивилизации этрусков построены из больших глыб камня, иногда отесанных, иногда неотесанных и лежащих друг на друге без цемента.

Развитию технических искусств у этрусков благоприятствовало то, что в их земле было много хороших материалов: мягкий известняк и туф легко было обрезать для постройки прочных стен; жирная пластическая глина хорошо принимала все формы. Изобилие меди, железа, золота, серебра вело к литейному делу, к чеканке монеты, к выделке всяких металлических орудий и уборов. Главная разница между греческим и этрусским искусством состояла в том, что у греков искусство стремилось к идеальным целям и развивалось по законам красоты, а у этрусков оно служило только надобностям практической жизни и роскоши; оставаясь неподвижным по своим идеалам, искусство этрусков старалось заменить совершенствование их драгоценностью материала и вычурностью стиля. Оно навсегда сохранило характер ремесленной работы.

Социальный строй этрусков

Этрусский народ образовался из смешения разных племен: пришельцы покорили прежнее население и поставили его в положение подвластного им сословия; это мы достоверно видим по многим фактам, сохранившимся и в исторические времена. О разноплеменности населения свидетельствует в особенности то, что у этрусков было сословие подвластных людей, какого не было у остальных италийских народов; подвластные люди были, без сомнения, потомки прежнего населения страны, покоренного пришельцами. Этрусскими городами правила аристократия, бывшая и военным и жреческим сословием: она совершала религиозные обряды, начальствовала войском, производила суд; владелец поместья был на суде представителем подвластного ему простолюдина в его тяжбе; простолюдины были подчинены владельцам, землю которых обрабатывали, платили своим господам подати или работали на них. «Без этого порабощения массы народа едва ли можно было бы этрускам возвести свои громадные сооружения», – говорит Нибур. О том, каких именно племен были сословия владельцев и подвластных людей, ученые думают неодинаково. Но по всей вероятности туземцы принадлежали к умбрийскому племени, которое в глубокой древности занимало очень широкое пространство, или находилось в близком родстве с ними. Кажется, особенно многочисленны оставались потомки этого прежнего населения в южных частях этрусской земли между Циминским лесом и Тибром. Господствующее, так называемое этрусское племя, без сомнения, пришло с севера из долины По. У древних писателей было очень распространено мнение, что этруски переселились в Италию из Малой Азии, оно доказывается и современными исследованиями.

Аристократы, называвшиеся лукумонами, правили городами этрусков. Общее собрание их, вероятно, решало союзные дела и, в случаях надобности выбирало союзного правителя, который имел отличиями своего сана стул из слоновой кости, называвшийся курульным, и тогу с пурпурной оторочкой и которого сопровождали двенадцать полицейских служителей (ликторов), имевших пуки палок с вложенной в них секирой (фаски, fasces). Но этот избираемый глава и верховный жрец союза имел довольно мало власти над городами и аристократами. Этруски любили давать внешний блеск своим правителям, но не давали им самостоятельной власти. Двенадцать городов, составлявшие союз, были равноправны, и независимость их мало стеснялась союзным правителем. Даже для обороны страны они, вероятно, редко соединялись. Рано вошел в обыкновение у этрусков чуждый италийцам обычай посылать на войну наемные войска.

У этрусков не было свободного среднего сословия; олигархический социальный строй имел неизбежною своею принадлежностью смуты; потому в этрусских государствах рано начался упадок энергии, имевший результатом политическое бессилие. В них некогда процветали земледелие и промышленность, у них было много и военных и торговых кораблей, они боролись с греками и карфагенянами за владычество в западной части средиземного моря; но порабощение массы расслабляло этрусские государства; горожане и поселяне не имели нравственной энергии.

Этрусская аристократия, бывшая с тем вместе жреческим сословием, оставляла своею монополиею те астрономические, физические и другие сведения, на которых основывалось богослужение. Лукумоны совершали общественные жертвоприношения и гадания по жертвенным животным (гаруспиции), устанавливали годичный календарь, т. е. времена праздников, управляли военными и мирными общественными делами. Они одни умели объяснять знамения и узнавать по ним волю богов; они одни знали законы и обычаи, которые должно было соблюдать при основании городов, построении храмов, при межевании земли, при устройстве военного стана. Они распространили культуру этрусков по равнине Пада, внесли ее в горы, научили дикие горные племена простейшим ремеслам, дали им алфавит. К ним в первые времена Рима приезжали, как говорит Ливий, знатные римские юноши учиться священным знаниям. Истолкованием воли богов могли заниматься у этрусков и женщины. У римлян было предание о прорицательнице Танаквиле, жене Тарквиния Старшего; в храме Санка римляне сохраняли её прялку.

Культура этрусков стояла на довольно высокой степени развития; развалины их сооружений свидетельствуют о громадности и смелости их архитектурных и инженерных работ; их разрисованные вазы, медные статуи, красивая посуда, изящные уборы, их монеты и резные камни удивляют нас прекрасной техникой; но этрусское искусство и вообще вся этрусская образованность не имели народного характера, были лишены творческой силы, потому не имели прочности, были чужды прогрессивного развития. Культура этрусков скоро пришла в застой, подверглась оцепенелости ремесленной рутины. Знание не оказывало у этрусков благотворного, смягчающего влияния на общественную жизнь. Оно оставалось привилегиею господствующего сословия, обособленного от народа правом первородства в замкнутую касту, было неразрывно связано с религией и окружено ужасами мрачного суеверия.

Этруски любили до излишества наслаждаться обильными дарами природы своей страны и рано предались роскоши. Два раза в день они ели долго и много; это обжорство казалось странно и дурно грекам, умеренным в еде. Этруски любили изнеженную музыку, искусные танцы, веселое пение фесценнинских народных праздников, ужасные зрелища гладиаторского боя. Их дома были полны узорных ковров, серебряной посуды, ярких картин, всяческих дорогих вещей. Прислугу этрусков составляли целые толпы богато одетых рабов и рабынь. Их искусство не имело греческого идеализма и было чуждо развития, в их образе жизни не было воздержности и простоты. У этрусков не было того строгого семейного быта, как у остальных италийских племен, не было полного подчинения жены и детей воле домохозяина, не было строгого чувства законности и справедливости.

Живопись этрусков. Около 480 до Р. Х.

Колонии этрусков

Этруски основывали колонии, знаменитейшими из которых были: на севере Фезулы, Флоренция, Пистория, Лука, Луна, Пиза; на юге Капуя и Нола. Встречаются этрусские названия и на южном берегу Тибра. Предание говорит, что на Целийском холме было этрусское селение, основанное пришельцем из Вольсиний, Целесом Вибенною, а по его смерти, имевшее своим правителем его верного сподвижника, Мастарну; в Риме, на прилегающей к Палатинскому холму низменности, была часть города, называвшаяся этрусскою; это название показывает, что и тут была некогда колония этрусков. Некоторые ученые полагали даже, что предание о царях Тарквиниях означает период владычества этрусков над Римом и что Мастарна тот царь, которого римские летописи называют Сервием Туллием. Этрусские колонии сохраняли законы, обычаи, федеративное устройство своей родины.

Боги этрусков

Чуждые староиталийским племенам по происхождению, языку, образу жизни, характеру, культуре, этруски имели и религию существенно различную от их верований и обрядов. Греческое влияние, проявляющееся во всей цивилизации этрусков и объясняемое торговыми сношениями их с Грецией и с италийскими колониями греков, обнаруживается и в этрусской религии; очевидно, что этруски с очень давнего времени поддались привлекательности греческой культуры и мифологии, распространение которых у разных народов объединяло разные религии, вносило космополитический характер в эстетические представления и в поэзию их.

Живопись этрусков. Сцена пира. V в. до Р. Х.

У этрусков оставались свои собственные божества, пользовавшиеся большим уважением в тех городах, в которых были предметами местного культа. Таковы были в Вольсиниях богиня покровительница этрусской федерации Вольтумна и Норция (Нортия), богиня времени и судьбы, в храме которой ежегодно был вбиваем в перекладину гвоздь для счета лет; в Цере и в приморском городе Пиргах таковы были бог лесов Сильван и доброжелательная «мать Матута», богиня, рождающегося дня и всякого рождения, с тем вместе покровительница кораблей, приводящая их благополучно в гавань. Но кроме этих туземных божеств, мы находим у этрусков множество греческих богов и героев; особенно чтили они Аполлона , Геракла и героев троянской воины . Этруски так уважали Дельфийский храм , что в священной ограде его была построена особенная сокровищница для их приношений.

Этрусский царь богов, громовержец Тина, которого римляне называли Юпитером, соответствовал Зевсу; этрусская богиня Купра (Юнона), богиня цитадели города Вейев, покровительница городов и женщин, соответствовала Гере, и служение ей сопровождалось такими же великолепными играми и процессиями. Менерфа (Минерва) была, подобно Афине Палладе, божественною силою разума, покровительницею ремесел, женского искусства прясть шерсть и ткать, изобретательницею флейты, игрою на которой сопровождалось богослужение, и военной трубы; богиня небесных высот, бросающая с них молнию, она была и богинею военного искусства. Аполлон (Аплу) был и у этрусков богом света, исцелителем болезней, очистителем от грехов. Вертумн, бог плодов, изменявший свой вид соответственно временам года, правильную смену которых производил вращением неба, был у этрусков, подобно греческому Дионису, олицетворением хода годичных перемен в растительности и в полевых трудах; смена цветов плодами и разнообразие растительности выражаются тем, что Вертумн принимает разные виды и разные эмблемы. Главный праздник его, называвшийся у римлян вертумналиями, происходил в октябре, по окончании сбора винограда и фруктов, и сопровождался народными играми, забавами и ярмаркою. Этруски заимствовали у греков, а от этрусков заимствовали другие италийские народы систему шести богов и шести богинь, которая была общепринятою и в колониях греков, как в самой Греции. Эти двенадцать божеств образовали совет, и потому у римлян, заимствовавших такое представление о них от этрусков, назывались consentes «созаседающие»; они правили ходом дел во вселенной, и каждое из них заведовало человеческими делами в один из двенадцати месяцев года. Но они были низшие божества; выше их у этрусков были другие божества, таинственные силы судьбы, «покровенные боги», не известные ни по именам, ни по числу, жившие в сокровеннейшей области неба и группировавшиеся около Юпитера, царя богов и правителя вселенной, вопрошавшего их; деятельность их проявлялась человеческому духу только при великих катастрофах.

Духи в религии этрусков

Кроме этих «покровенных» и низших божеств, которые были самостоятельными личными существами, выделившимися из бесконечной божественной силы, этруски, другие италийские народы и впоследствии римляне, подобно грекам, имели неисчислимое множество духов, деятельность которых, неопределенная по своему размеру, поддерживала жизнь природы и людей. Это были духи покровители родов, общин, местностей; для семейства, города, округа, находившихся под покровительством известных духов, служение им имело величайшую важность. У этрусков, характер которых был мрачный, склонный к мучительным мыслям, деятельность этих духов, и в особенности страшная сторона её, имела очень широкий размер.

Культ смерти и представления о подземном царстве у этрусков

Этрусская религия, равно далекая от ясного рационализма римской и от светлого, гуманного пластицизма греческой, была, подобно характеру народа, мрачна и фантастична; в ней важную роль играли символические числа; в её догматах и обрядах было много жестокости. Этруски нередко приносили рабов и военнопленных в жертву разгневанным богам; этрусское царство мертвых, где скитались души умерших (manes, как называли их римляне) и владычествовали немые божества, Мантус и Мания, было миром ужаса и страдания; в нем мучили умерших свирепые существа, имевшие вид женщин, называемый у римлян фуриями; туда, на страдания от битья палками и укушения змей, отводил души Харун, крылатый старик с большим молотком.

Химера из Ареццо. Образец искусства этрусков. V в. до Р. Х.

Гадания у этрусков

Этруски были очень расположены к таинственным учениям и обрядам; у них сильно развились и от них перешли к римлянам государственные гадания (divinatio, как называлось это искусство у римлян): гадания по полету птиц (авгурии), по блеску молнии (фульгурии), по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции); искусство гадания, основанное на суеверии и обмане, было разработано этрусками и приобрело такое уважение у римлян и вообще у италийцев, что они не предпринимали никакого важного государственного дела, не вопросив богов посредством авгурий или гаруспиций; при неблагоприятных знамениях были совершаемы обряды примирения с богами; необыкновенные явления природы (prodigia), счастливые или несчастливые предзнаменования (omina) имели влияние на всякие решения. Эта особенность италийцев происходила от глубокой веры их в судьбу. Заимствованное от этрусков верование в оракулы, в предзнаменования, которыми боги дают, советы и предостережения, было в италийской народной религии и потом в официальной религии Рима так сильно, как ни в какой другой, и служение божествам судьбы, Фортуне и Року (Fatum) не было нигде так распространено, как в Италии.

Римляне переняли от этрусков множество видов гаданий. Авгуриями назывались гадания о будущем, о воле богов по полету или крику некоторых птиц и в особенности орлов. Авгур («птицегадатель») становился на открытом месте (templum), с которого было видно все небо, делил кривым жезлом, (lituus) небо на части; полет птиц с одних частей предвещал счастье, с других – несчастие. Другой способ узнавать по действиям птиц, удачно ли будет задуманное дело, состоял в том, что давали корм священным курам и смотрели, едят ли они; правила этого гадания должны были в Риме знать не только жрецы, но и все патриции, желавшие занимать правительственные должности. Фульгураторы наблюдали появление молнии (fulgur), посредством которой боги тоже возвещали свою волю; если молния была неблагоприятная, то совершались обряды, смягчавшие гнев богов; – этруски считали молнию самым достоверным из всех небесных знамений. Место, на которое упала молния, было освящаемо; на нем приносили в жертву ягненка, делали на нем покрышку в форме покрытого сруба колодезя и обводили его стеной. Чаще всего этруски совершали гадания посредством гаруспиций; они состояли в том, что производивший их гадатель, гаруспик, рассматривал сердце, печень, другие внутренние части, жертвенных животных; правила этих гаданий были очень подробно разработаны этрусками. Искусству гаданий – ауспиций, как называли их римляне, научил этрусков Тагес, карлик с лицом ребенка и седыми волосами, вышедший из‑под земли близ Тарквиний на вспаханном поле; преподав лукумонам (жрецам этрусков) науку гадания, он тотчас же умер. Тагесовы книги, содержания в себе учение о молнии, о гаданиях, о правилах, которые должно соблюдать при основании городов, о землемерии, были источником всех этрусских и римских руководств к искусству гадания. У этрусков была школы, в которых учили искусству ауспиций лукумоны, хорошо знавшие эту науку.

Литература об этрусках

Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л., 1959

Ричардсон Э. Этруски: их искусство и цивилизация. Чикаго, 1964 (на англ. языке)

Майяни З. Этруски начинают говорить. М., 1966

Хэмптон К. Этруски и древности Этрурии, Лондон, 1969 (на англ. языке)

Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски. М., 1970

Паллотино М. Этруски. Лондон, 1975 (на англ. языке)

Кондратов А. А. Этруски - загадка номер один. М., 1977

Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990

Брендель О. Искусство этрусков. Нью Хейвен, 1995 (на англ. языке)

Вогэн А. Этруски. М., 1998

Хейнс С. Этрусская цивилизация. Лос-Анджелес, 2000 (на англ. языке)

Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М., 2000

Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М., 2004

Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М., 2006

Робер Жан-Ноэль. Этруски. М., 2007

Бор, Томажич. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сборник статей. М. – СПб., 2008

Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. М., 2009

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.

Основой их богатства служила морская торговля слитками железа, бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной Франции.

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка минеральных запасов; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают Альпы, вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.