Болезни Военный билет Призыв

Этапы формирования навыка чтения. Этапы становления навыка чтения. Глава I. Понятие навыка чтения у младших школьников

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

контрольная работа

1.2 Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

На первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звуко-буквенный анализ, нам очень важно проговаривание. Мы не имеет права учить ребенка читать про себя. Но примерно с 3 класса, может быть, индивидуально, может быть, в очень медленном темпе ребенка нужно учить переходить на чтение про себя. А это другой механизм чтения. Это информация, подаваемая на зрительный анализатор, это происходит совершенно иначе. Мы должны это понимать, но, к сожалению, не делаем, почему? Никто из методистов на это ответить не может.

Итак, первый, второй и третий этап формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. На первом этапе родители часто говорят: буквы знает, читать не хочет. Не не хочет, еще не может! Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, для того, чтобы дифференцировать, нужно не отвлекаться. Нужно сконцентрировать внимание.

Выразительное чтение младших школьников

Инклюзивное образование в Российской Федерации

История развития детей с особыми образовательными потребностями условно разделяется на 3 этапа: 1. Начало ХХ века - середина 60-х годов - "медицинская модель" > сегрегация 2. Середина 60-х - середина 80-х годов - "модель нормализации" > интеграция 3...

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения...

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем...

Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл...

Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания

Одной из предпосылок возникновения музейной педагогики была идея создания естественнонаучных коллекций в университетах эпохи Возрождения, другой предпосылкой стали научные изыскания Я.А. Коменского...

Особенности развивающего обучения на уроках труда

В становлении системы развивающего обучения достаточно четко выделяются три этапа. Первый из них, охватывающий конец 50-х-60-е гг....

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи...

Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Чтение - это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно-своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим...

Роль домашнего чтения в обучении иностранному языку

Ещё совсем недавно чтению придавалось мало значения в системе преподавания иностранного языка. И если раньше считалось...

Формирование иноязычных грамматических навыков в средней школе с использованием информационно-коммуникационных технологий

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших элементов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Разберем понятие "грамматика"...

Формирование навыков письма у первоклассников

Вопрос о том, как научить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический - методика и тактика учителя; гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и орудий письма; психофизический...

Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника

Известный американский исследователь способностей Х. Гарднер считает, что кривая развития творческих способностей детей и подростков имеет U-образную форму со снижением в начальной школе. Данное обстоятельство объясняется, по его мнению, тем...

Навык чтения – это система умений одновременно читать бегло, сознательно и выразительно. НЧ – это автоматизированное умение, предполагающее осознание идеи воспроизводимого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Такая читательская деятельность предполагает умение думать до чтения, во время чтения и после чтения.

В методике выделяют 3 этапа формирования навыка чтения:

1 этап – Аналитический этап (слоговой)

Задачи:

· Научит соотносить звуки и буквы

2 этап – Синтетический этап. Единицей чтения является целое слово. На данном этапе одновременно синтезируется три компонента: восприятие, произнесение и осмысление. Главным признаком перехода на данный этап является наличие интонации при чтении. Важно, чтобы ребенок при чтении не просто осмысливал отдельные единицы чтения, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Этот этап соответствует 2 году обучения.

Навык чтения формируется постепенно на основе разнообразных практических упражнений в рамках начальной школы. Путь от аналитического до автоматического чтения может быть пройден в том случае, если учитель обеспечит определенный режим работы в классе:

1. Каждодневные упражнения в чтении

2. Отбор текстов с учетом психофизиологических особенностей детей

3. Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения

Характеристика качеств навыка чтения:

Ø Правильность – чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.



Типы ошибок: - искажение звуко-буквенного состава слова (замена букв в слове, их перестановка, пропуск букв, слогов, слов и вставка произвольных элементов)

Наличие повторов при чтении

Нарушение норм литературного произношения (неправильная постановка ударения, орфографическое чтение, интонационные ошибки)

Причины ошибок: * неразвитость артикуляционного аппарата; * нехватка дыхания при чтении; * незнание орфографических норм; * незнание лексического значения слова; * чтение по догадке; * несовершенство зрительного восприятия.

Для формирования правильности чтения следует систематически работать по исправлению ошибок и дефектов, обогащать словарный запас детей, развитие фонематического слуха, развивать артикуляционный аппарат.

Ø Беглость – чтение с определенной скоростью, при которой достигается правильность и сознательность.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Нормы беглости указаны в программе лит.чтения по годам обучения. Беглость чтения зависит от: 1 . поля чтения (отрезок текста, который захватывается чтецом за один прием); 2 . От индивидуальных особенностей детей; 3 . От уровня развития смысловой догадки; 4 . От многократного чтения; 5 . От артикуляции; 6 . От системы упражнений, необходимой для отработки чтения.

Развитию беглости чтения способствуют, прежде всего, заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

Ø Сознательность – проявляется в умении читателя ясно и глубоко понять содержание текста.

Для того, чтобы учащиеся прочитали текст сознательно проводится следующая работа:

1. подготовительная работа к восприятию текста.

2. анализ со стороны содержания и художественных средств текста

3. работа по выработке собственного отношения к читаемому.

О сознательности чтения учитель может судить по выразительному чтению и по ответам на вопросы.

Ø Выразительность – передача средствами голоса тех мыслей и чувств, которые вложил автор в свое произведение. Это умение показать свое понимание содержания текста, его оценку.

Средства выразительности чтения: *логическое ударение; *высота голоса; *темп чтения; *пауза; *тембр – эмоциональная окраска голоса; *тон; *темпоритм; *мимика; *сила голоса.

Ступени подготовки к выразительному чтению:

1. понимание фактического содержания текста и правильное техническое чтение

2. осмысление идейно-образной и эмоциональной стороны произведения

3. словесное рисование, т.е. образное представление текста

4. определение задачи чтения: что необходимо сообщить слушателям, чтобы они увидели и почувствовали вместе с читающим картины, отношения, поступки и мысли данного текста.

5. разметка текста; определение того, какими средствами лучше передать мысли и чувства, как дать почувствовать слушателям горе и радость, в каком месте выражение основной мысли и как это выделить голосом, где должны быть паузы, где ускорить либо замедлить темп чтения.

6. тренировочное чтение вслух.

Первоначальное литературное образование. Изучение литературного произведения как искусства слова: введение элементов литературного анализа текста; практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Художественное произведение – представляет сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой.

Процесс работы над произведением представляет собой следующую последовательность:

3 этапа работы над художественным произведением:

1. первичный анализ, синтез. Задача: ознакомление с конкретным содержанием произведения, его сюжетом на основе целостного восприятия текста и выяснения эмоционального воздействия произведения;

2. Анализ произведения. Задача и содержания работы: установления причинно-следственной связи в развязке сюжета, выяснения мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступил герой? Как это его характеризует?); Раскрытие композиции произведения : завязка, развитие действий, момент наивысшего напряжения, развязка; анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания.

3. Вторичный синтез. Задачи: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выявления идеи произведения, оценка художественной ценности произведения искусства (Что узнали нового? Чему учит произведение?)

Этапы работы над произведением соотноситься со структурой урока литературного чтения следующим образом: первичный анализ, синтез включает: подготовительную работу, первичное восприятие произведения, проверку качества эмоционального восприятия.

- вторичный анализ, синтез обобщенная работа и перечитывание с заданием; выполнение творческих заданий.

Основные структурные элементы урока чтения :

1 этап урока . Подготовительная работа (1-3 мин). Основная задача – подготовить учащихся к восприятию произведения. Задачи: расширить представления учащихся о явлениях, сообщенных в произведении; познакомить с биографией писателя; познакомить с незнакомыми словами.

2 этап . Первичное восприятие произведения, может быть проведено дома как д/з. Основная задача – ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Приемы : прогнозирование и комментирование (д.б. кратким) по ходу текста. Первичное чтение должно заканчиваться выдержанной паузой.

3 этап . Проверка качества первичного восприятия. Основной метод – беседа с целью выявления впечатлений детей от восприятия текста, а так же заинтересовать детей в последующем анализе, и тем самым создать условие для активной работы на уроке (какой момент вам запомнился?) Нет вопросов требующих рассуждений.

4 этап. Анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Начинается с повторного чтения произведения про себя или цепочкой. Цель - выявления конкретного содержания, композиции, анализ изобразительных средств, мотивов поведения действующих лиц, идейной направленности произведения.

Введение элементов литературного анализа текста.

1. Анализ исторических условий при которых происходят события в данном произведении, или которые способствование созданию данного произведения (возможен на этапе подготовительной работы).

2. Писатель, его взгляды, позиция в обществе. Литературное направление, к которому он принадлежит. Как проявляется стиль писателя на отдельных этапах его литературной деятельности (частично может быть при подготовительной работе).

3. Анализ развития действия (сюжета произведения) в основе работа над сюжетом произведения, его элементами, эпизодами. Разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста.

4 Анализ художественных образов (действующие лица, пейзаж, интерьер)

5. Тема и основная идея произведения. Основная задача анализа произведения – это понимание основной мысли автора, ради которой он создал произведение, выявление идеи - стержень анализа. Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа: композиция, работа над образом, художественными средствами. Идея – основная мысль, вывод, к которому подводит автор всем развитием сюжета.

6. Стилистический (языковой анализ произведения) Сложность стилистического анализа в том, что слова в контексте художественных образов отличаются многозначностью, поэтому должны толковаться не слова, а образы, созданные из этих слов. (Какую картину зимы рисует поэт, какие слова нас в этом убеждают, почему автор употребляет это слово, выражение)

7. Жанр произведения. Анализ жанровых особенностей, своеобразие.

8. Проблемный анализ - анализ по проблемам, поднятым в произведении, в ситуациях. Характерные черты: наличие противоречия, увлекательность, способность охватить широкий круг материала.

Теоретические основы восприятия литературного произведения и последовательность работы над текстом на уроках чтения. Структура урока чтения одного рассказа, основные задачи. Приемы и виды работы на каждом этапе урока.

Полноценное восприятие и понимание текста – это сложное явление, включающее 5 компонентов:

1. понимание конкретного содержания текста

2. понимание системы образных средств

3. осмысление подтекста

5. выражение личного отношения к прочитанному

При организации работы над произведением учителю следует учитывать: * особенность восприятия; * жанровую специфику; * совокупность образовательно-воспитательных задач.

Ступени восприятия произведения Этап работы над текстом
1.Первичное восприятие: * внеконтекстное предметное восприятие * образное внеконтекстное восприятие * целостное восприятие текста 2.Обдумывающее восприятие 3.Полноценное восприятие Первичный синтез Подготовка к первичному восприятию текста Первичное восприятие текста в произведении, проверка первичного восприятия текста Повторное чтение Анализ произведения. Выделяется 2 ступени анализа: 1)Понимание фактического содержания; 2)Понимание главной мысли, чувств и оценка их поступков. Вторичный синтез. Выявление и формулировка идей произведения.

Этапы урока чтения:

Первичный синтез и его задачи.

(1) Ознакомление учащихся с конкретным содержанием, с его сюжетной линией.

(2) Выяснение эмоционального воздействия произведения на учащихся.

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца. В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом.

Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности. Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами.

Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.

Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы; 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными; 2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; 4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; 5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя. На первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звуко-буквенный анализ, нам очень важно проговаривание.

Это информация, подаваемая на зрительный анализатор, это происходит совершенно иначе. Мы должны это понимать, но, к сожалению, не делаем, почему? Никто из методистов на это ответить не может. Итак, первый, второй и третий этап формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы.

На первом этапе родители часто говорят: буквы знает, читать не хочет. Не не хочет, еще не может! Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, для того, чтобы дифференцировать, нужно не отвлекаться. Нужно сконцентрировать внимание . 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие навыка чтения у младших школьников
Понятие навыка чтения у младших школьников. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Понятие чтения
Понятие чтения. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. А

Работа над правильностью и беглостью чтения
Работа над правильностью и беглостью чтения. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается.

Работа над сознательностью чтения
Работа над сознательностью чтения. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительн

Историко-критический образ методики чтения
Историко-критический образ методики чтения. При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в эт

Подходы к выбору метода обучения чтению
Подходы к выбору метода обучения чтению. Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный

Характеристика базы исследования навыка чтения в СОШ с. Новоманошкино
Характеристика базы исследования навыка чтения в СОШ с. Новоманошкино. Чтение - это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может хара

Исследование техники чтения и понимания почитанного
Исследование техники чтения и понимания почитанного. Первые два исследования – оценивание техники чтения вслух и понимание прочитанного я решила объединить в один эксперимент. Описание методики сле

Результаты экспериментального исследования
Результаты экспериментального исследования. Проведенные к группе второклассников исследования показали следующие результаты (таблица 2 в приложении 3). Как видно из диаграммы 1 (приложение 4) четве

Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения
Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения. Я считаю, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заня

Егоров выделяет четыре ступени формирования навыка чтения. Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения.

1) Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями. Осуществляется в течение всего добукварного и букварного периода.

Дети анализируют речевой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением, буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.

В процессе чтения в первую очередь зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, которые соотносятся с их звуковыми значениями. Не звук является названием буквы, а, наоборот, буква представляет собой знак, символ, обозначение речевого звука. Поэтому сложный процесс усвоения звуко-буквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков речи. И только затем предлагаются буквы, являющиеся зрительными изображениями звуков. Учитывая эту сторону процесса овладения звуко-буквенными обозначениями, можно утверждать, что буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего в следующих случаях:

а) Когда ребенок дифференцирует звуки речи, т. е. когда у него имеется четкий образ звука и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно. В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками, и наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.

б) Когда у ребенка имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме. Звук в потоке речи и звук, произнесенный изолированно, не тождественны. Звук речи обладает определенными физическими свойствами, определенными признаками, как значимыми для данного языка, так и незначимыми. Значимыми являются смыслоразличительные признаки звука, при изменении которых меняется и смысл слова (например, глухость и звонкость: коза и коса, твердость и мягкость: был и бил). Кроме того, в каждом отдельном случае произношения звука в нем имеются индивидуальные качества: высота, тембр, интонация. На его характер оказывают влияние и соседние звуки, особенно последующие. Один и тот же звук в потоке речи звучит по-разному в зависимости от положения в слове и от характера соседних звуков (сад, усы, косынка, солнце). Но во всех этих случаях основные признаки звука сохраняются. И эти признаки, имеющие смыслоразличительное значение и взятые независимо от других, незначимых качеств звука, и составляют фонему.

При выделении звука из речи ребенок должен отвлечься от второстепенных свойств звуков и выделить фонему. Только при этом условии в процессе обучения чтению формируется представление о графеме, о соотнесении буквы с фонемой. В том случае, когда процесс овладения буквой начинается с восприятия ее зрительного образа, усвоение и соотнесение ее со звуком носит механический характер.

Для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. В русском алфавите существует всего несколько элементов печатного шрифта, из-за этого существует много букв, сходных по начертанию. Выделяют 2 группы графически сходных букв: а) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных в пространстве (Н – П – И, Ь – Р, Е – Ш); б) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь – Ы, З – В, Р – В, А – Л, Ш – Щ).

Ребенок легче устанавливает сходство различных элементов, чем различие сходных элементов. Это объясняется тем, что в основе установления различия лежит процесс дифференцировочного торможения, который развивается у ребенка позднее и является более слабым, чем возбудительный.

Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений у ребенка.

Усвоение оптического образа буквы осуществляется на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.

Т.О., успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: а) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем), б) фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи), в) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв), г) пространственных представлений, д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. На этой ступени в процессе чтения слога единицей зрительного восприятия является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем – вторую букву, затем синтезирует их в единый слог. Таким образом, читающий зрительно воспринимает сразу не целое слово или слог, а лишь отдельную букву, т.

Е. зрительное восприятие является побуквенным. Трошин назвал эту ступень "подслоговым чтением".

Таким образом, для преодоления трудностей слияния звуков в слоги необходимо сформировать у детей не только умение различать и выделять звуки, но и четкие представления о звуковом составе слога, слова устной речи, т. е. необходим достаточный уровень фонематического развития.

2) Ступень слогового чтения. На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. Единицей чтения является слог.

Темп чтения на этой ступени довольно медленный. Скорость чтения еще в 3,5 раза медленнее, чем на последующих ступенях. Это можно объяснить тем, что способ чтения еще является аналитическим, отсутствует синтетическое чтение, целостное восприятие. Ребенок читает слово по составляющим его частям, т. е. по слогам, затем объединяет слоги в слово и лишь затем осмысливает прочитанное.

На этой ступени уже имеет место смысловая догадка, особенно при чтении конца слова. Характерным является стремление повторять только что прочитанное слово. Особенно часто повторяются при чтении длинные и трудные слова. Это объясняется тем, что слово, прочитанное по слогам, является искусственно разделенным на части и не похожим на соответствующее слово устной речи. Поэтому оно не сразу узнается, осмысливается. Таким образом, путем повторения ребенок пытается узнать прочитанное слово, соотнести его с определенным известным ему словом устной речи. Повторение слов при чтении предложения объясняется часто и стремлением восстановить потерянную смысловую связь.

Процесс понимания текста еще отстает во времени от процесса зрительного восприятия читаемого, не сливается с процессом восприятия, а следует за ним.

Т.о., на этой ступени еще остается трудность синтеза, объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и трудных по структуре слов, трудность в установлении грамматических связей между словами в предложении.

3) Ступень становления целостных приемов восприятия (становление синтетических приемов чтения). Она является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. На этой ступени простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам.

Значительную роль играет смысловая догадка. Опираясь на смысл ранее прочитанного и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать ее с помощью зрительного восприятия, ребенок часто заменяет слова, окончания слов, т. е. у него наблюдается угадывающее чтение. В результате угадывания происходит резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Догадка имеет место в пределах лишь предложения, а не общего содержания текста. Более зрелым на этой ступени является синтез слов в предложении. Темп чтения возрастает.

4) Ступень синтетического чтения характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов. Техническая сторона чтения теперь уже не затрудняет чтеца. Главная задача – осмысливание читаемого. Процессы осмысливания содержания превалируют над процессами восприятия. На этой ступени чтец осуществляет не только синтез слов в предложении, как на предыдущем этапе, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом и логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием. Темп чтения довольно быстрый.

Дальнейшее совершенствование процесса чтения осуществляется в направлении развития беглости и выразительности.

На последних ступенях все еще имеются трудности синтеза слов в предложении и синтеза предложений в тексте. Понимание прочитанного осуществляется лишь, когда ребенок знает значение каждого слова, понимает те связи между ними, которые существуют в предложении. Т.о., понимание прочитанного возможно лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Для осуществления чтения прежде всего необходимо наличие правильных обобщенных представлений звуков данной языковой системы, т.е. наличие фонем и их правильных соотношений, присущих данному языку. Одновременно нужны правильные и устойчивые связи фонем и букв, обозначающих эти фонемы, т.е. обязательная связь фонем с графемами.

Для правильного чтения обязательно наличие точно дифференцированной фонемы и прочной связи буквы с внешней стороной звука (акустических восприятий, оптических восприятий артикуляции и кинестетических ощущений). То и другое обеспечивается четким звуковым анализом слова (вычленением каждого звука и установлением их последовательности). Такой анализ обусловливается наличием стойкого внутреннего звукового образа слова.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза (дифференциация букв) и мнезиса (запоминание букв), овладение полным набором звуко-буквенных ассоциаций.

Задачи основного периода обучения грамоте.

Обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного .

Продолжительность основного (букварного) периода различна при обучении по программе I – III и I – IV: около шести месяцев, т.е. до середины апреля, при обучении шестилетних детей и три с половиной месяца (до середины декабря) при обучении семилеток.

Граница между подготовительным и основным периодами – переход к согласным звукам и буквам.

Задачи основного периода:

Изучить все буквы;

Научиться правильно соотносить звуки и буквы;

Усвоить сочетания букв;

Практически усвоить правила графики;

Выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения.

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступени дети овладевают чтением в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки, используются слоговые таблицы. Дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать верхние и нижнее соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги.

Чтение по букварю на первой ступени охватывает небольшое число слов, которые дети легко запоминают. Немалые трудности вызывает чтение столбиков слов в букваре. Для того чтобы приучить детей следить за чтением столбиков слов, нужно первое время выносить эти слова на доску и показывать, как их читать. Важно проверить понимание прояитанного.

На второй ступени дети овладевают быстрой ориентировкой в звукослоговой структуре слов, закрепляют основные приёмы чтения слов, обучаются приёмам выборочного чтения, правильному ответу на поставленный вопрос, последовательному пересказу прочитанного. Учитель в большей степени дифференцирует обучение, так как одни из учащихся уходят вперед, другие отстают.

На этой ступени дети учатся писать слияние, не отрывая ручку от бумаги. Уроки письма включает разнообразные виды работы.

На третьей ступени возрастает объём чтения, появляются стихотворные тексты. Главное внимание уделяется техники чтения, развитию связной речи.

На этой ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря.

На четвёртой ступени читают много разнообразных текстов. В основной период 20 минут от урока уделяется внеклассному чтению.

К заключительному этапу основного периода обучения грамоте уже все буквы изучены.

Виды работы и основной период обучения грамоте.

Основой обучения грамоте служит звук, на уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

Работа над звуками смыкается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза (составление слов из букв разрезной азбуки и другие приемы): постоянное соотнесение звука и буквы полезно и для формирования навыка чтения, и для выработки основ орфографически грамотного письма.

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым1; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Остановимся на основных из этих приемов.

Анализ

1. Выделение слов из речевого потока: речь предложение слово.

2. Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

3. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке, одним из приемов.

4. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава.

5. Артикулирование звука, анализ его образования.

6. Сопоставление, сравнение слов по звучанию (особенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих).

Синтез

1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова.

2. Образование слоговых таблиц на основе согласного или на основе гласного; чтение таких таблиц из разрезной азбуки.

3. Чтение слов по подобию: сыр - сор - сом - сок и т. п.

4. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал - мала, сор - сорт, рот - крот, мел - смел и т. п.

5. Добавление звука в середине слова: плот - пилот, трава - травка.

6. Перестановка звуков: пи-ла - липа, хорош - шорох, лиса - сила и т. п.

7. Перестановка слогов: сос-на - на-сос, но-ра - ра-но и т. п.

8. Отбрасывание звука или слога: сухари - сухарь, машина -: маши и т. п.

9. Добавление слога: на-ша - На-та-ша, мы - мы-ло, са-ни - са-ни-тар; ро-сли - сли-вы и т. п.

В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза.

Не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности.

Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционному анализу, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произнесения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи для произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).

Артикуляционный анализ и синтез могут проводиться без словесных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагают присмотреться, как нужный звук артикулирует учитель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.

Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделением и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.

Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие упражнения:

печатание буквы и называние ее;

· обведение буквы по контуру и называние ее;

· штриховка буквы большого размера и называние ее;

· лепка буквы из пластилина или конструирование с помощью цепочки;

· раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.

Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву. Узнаванию помогут следующие упражнения:

· нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);

· закрашивание требуемой буквы в тексте;

· называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке; при этом дети должны называть первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: н - нм - нмл - нмлк и т.д.;

· узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

· узнавание букв, напечатанных частично;

· узнавание букв, поставленных неправильно: боком, «вниз головой» и т.д.

Этапы формирования навыка чтения.

В качестве основной единицы чтения выступает слог.

На начальных ступенях овладения механизмом слогового чтения внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозначений. Принятые в букваре вспомогательные пометки являются одним из возможных средств привлечения внимания ребенка к структуре читаемого слова. Сплошной вертикальной чертой обозначены слоговые границы, пунктирной вертикальной чертой - согласные вне слияния.

Внутренний механизм чтения представляет собой сложное явление с развернутой системой ориентировок и динамичных корректировок, прежде всего зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных и других его компонентов. В качестве важнейших зрительных ориентиров выступают такие графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.

Обучение чтению с самого начала на словах, имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики.

Гласные буквы являются ориентирами в изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты; окуни, маяк. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву и назвать ее.

Для прочтения согласных букв ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами: если после согласной буквы нет никакой другой буквы (т. е. идет пробел), произносится соответствующий твердый согласный звук; если после согласной буквы следует буква ь, то произносится соответствующий мягкий согласный звук; если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твердым или мягким (и, е, я, ё, ю - показатели мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу. Если после согласной буквы согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и произнесение звуков, обозначенных ими, в едином комплексе.

Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:

а) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;

б) слияния (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой;

в) согласную букву или несколько согласных букв, находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;

г) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом;

д) букву ь после согласных, которая указывает, что согласные звуки следует произнести мягко; е) мягкий и твердый знаки перед гласными буквами, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й].

При всем многообразии графических ориентиров особое место занимает гласная буква в сочетании СГ. Поэтому фундаментальное значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения слога-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и гласные звуки. Этим объясняется, что после ознакомления детей с новой буквой важным моментом, предшествующим чтению слов разной слоговой структуры, является обучение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв.

На первом этапе чтение должно быть слоговым.

Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов.

Следующий этап формирования навыка чтения характеризуется чтением предложений.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30