Болезни Военный билет Призыв

Эссе «Я учитель. Педагогическое эссе учителя английского языка Шукновой Ж. Х

“A professor can never better distinguish
himself in his work than by encouraging a
clever pupil, for the true discoverers are
among them, as comets amongst the stars”

Henry Brooks Adams

Моя педагогическая философия? Может быть дать ей название, самое краткое определение? А если назвать её – философия пути?

Путь – те годы, которые я прохожу с каждым классом… Впервые, более 20 лет назад, я начала его. За спиной институт, экзамены, сданные на “отлично”, ко всему, казалось, готова.

Что сегодня я вижу за этим “всем”? Мудрый писатель сказал: “Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто, куда-то движущееся. Но двигаться он должен туда, где находится совершенство.” (Гессе)

За 23 года работы в школе (или “службы”, как говорилось когда-то) я поняла, что главное – помочь ребенку определить для себя, в чем “совершенство” и подсказать правильные шаги. Думаю, что очень просто и правильно моя задача определена в песне “Битлз”:

“Hey, Jude, don’t make it bad
Take a sad song, and make it better
Remember to let her into your heart
Then you can start to make it better”

Все важные вещи в мире сделаны из истины и радости. И этот путь к совершенству мы проходим вместе с учениками, радуясь одинаково большим и маленьким победам. Но я точно знаю, что ситуация успеха не бывает случайной – её нужно уметь организовать.

У всех на слуху сегодня слова “самопознание”, “саморазвитие”, “креативность”. Это не случайно, это не мода. На любом жизненном этапе они остаются значимыми. Как важно научить этому не только капризных, впечатлительных малышей, таких разных по темпераменту, но и своенравных и критичных старшеклассников, ибо никогда не поздно углубить и расширить представление о себе. “Интерес человека к миру возникает из-за переизбытка интереса к самому себе”, - говорил Ф. Бэкон.

А я – учитель английского языка. Только навный думает, что моя задача лишь в том, чтобы научить всех “практическому общению на иностранном языке”, хотя и это поможет им в познании мира. В моем багаже и мудрость английской философии. Познавая себя, стремись стать лучше, интереснее, и я снова цитирую Фрэнсиса Бэкона: “Люди должны знать: в театре жизни только богу и ангелам позволено быть зрителями.” Ведь об этом и пели покорившие мир ливерпульские мальчики: “Возьми печальную песню и сделай ее лучше…”

Из английского языка в русский успешно перекочевало слово “креативность”. Креативность – это способность творить, создавать что-то новое и превносить в этот мир. Ведь окружающие нас события – это как набор красок на столе у художника, наша воля – кисть, а жизнь – холст. И только в наших силах раскрасить этот мир яркими красками.

На уроках английского и в повседневном общении со своими учениками в качестве классного руководителя и просто старшего товарища я стараюсь развить это качество, учу видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы применения простых вещей.

В основе моей философии – известные истины. Дополняя истину радостного общения, радостного свершения новых дел, я чувствую себя счастливым человеком уже 23 года. Потому что я свое дело люблю. И чувствую, что должна и могу быть надежным спутником моих учеников на пути к совершенству.

А жизнь продолжается. И продолжает ежедневно задавать ученику и учителю вечные, мучительные вопросы: “ Кто ты? Что здесь делаешь? Для чего?” Чтобы ответить на них, мало учебников и методик – первым учителем и тысячу лет назад, и сегодня, и в будущем остаётся жизнь, реальность, в которой мы действенно мыслим и осмысленно действуем. Главная специальность – то, чему учит тебя реальность, что требует от тебя с предельным напряжением сил, умений, таланта. Требует и от тебя и от твоих учеников в любой сфере жизни. А значит надо думать, продолжать искать решения…

Эссе

"Педагогическая философия учителя английского языка"

"Дело в том, что мы можем учиться у тех, кого учим"
В. Дж. Хелемендерис

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы... Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно... Я, скорее, отношусь именно ко второй категории.

Начиная изучать английский язык в пятом классе, я сразу полюбила этот предмет. Он легко давался мне и, чувствуя свою успешность, я знала, что моя дальнейшая жизнь будет связана именно с этим языком. И хоть поступила в Бийский ПедагогическийГосударственный Университет им. В.М. Шукшина на факультет иностранных языков, о школе мыслей не возникало. Скорее видела себя в профессии переводчика. Однако жизненные коллизии порой ведут нас не по той дороге, которая рисуется нам в мечтах... Моя же дорога привела меня в Балыктуюльскую среднюю школу. И спустя недолгое время, я уже понимала, что, придя сюда, я прикоснулась к труду большому, интересному, но одновременно необыкновенно сложному. Ведь сложность учительского труда состоит в том, что ему не только нужно научить детей своему предмету, а найти путь к каждому ученику, создать для него все условия для развития способностей. Лев Толстой когда-то сказал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель". Но совершенным учителем тоже ведь сразу не станешь. В моей педагогической практике бывало всякое: восторг и удовлетворение от собственных успехов и успехов своих учеников, но порой и руки опускались от того, что что-то не получалось или не воспринималось так, как мне этого хотелось…

Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие... Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Я согласна с высказыванием А. Лигова: "Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей".

Я знаю и люблю свой предмет, мне интересно готовится к своим урокам, находить новые методы и внедрять новые технологии. С годами, с опытом все это совершенствуется. Вторжение компьютеров и ИКТ в образовательную систему влило какую-то новую струю в преподавание английского языка, и я с удовольствием их осваиваю и активно применяю на своих уроках. И уже рассказывая своим ученикам о достопримечательностях Лондона, истории Британии или фамильном древе английских монархов я включаю яркую, красочную презентацию и вижу насколько легче усваивается материал. А еще я очень люблю своих учеников. Радуюсь, когда они с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи со своими ребятами. Я стараюсь делать все для того, чтобы они не только знали основы грамматики английского языка, культуру этого народа, но и помочь каждому из них познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности. Но и мои ребята многому учат меня. Работая с детьми, учишься у них непосредственности и открытости, умению воспринимать мир добрым и светлым. А у старшеклассников порой стоит поучиться практичности и прагматичности. Мир со временем меняется, и нынешние ученики сильно отличаются от тех, с кем я встретилась, впервые войдя в класс в качестве учителя...

У всех на слуху сегодня слова "самопознание", "саморазвитие", "креативность". Это не случайно, это не мода. На любом жизненном этапе они остаются значимыми. Как важно научить этому не только капризных, впечатлительных малышей, таких разных по темпераменту, но и своенравных и критичных старшеклассников, ибо никогда не поздно углубить и расширить представление о себе. "Интерес человека к миру возникает из-за переизбытка интереса к самому себе", - говорил Ф. Бэкон.

А я - учитель английского языка. Только наивный думает, что моя задача лишь в том, чтобы научить всех "практическому общению на иностранном языке", хотя и это поможет им в познании мира. В моем багаже и мудрость английской философии. Из английского языка в русский успешно перекочевало слово "креативность". Креативность - это способность творить, создавать что-то новое и привносить в этот мир. Ведь окружающие нас события - это как набор красок на столе у художника, наша воля - кисть, а жизнь - холст. И только в наших силах раскрасить этот мир яркими красками.

На уроках английского и в повседневном общении со своими учениками я стараюсь развить это качество, учу видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы применения простых вещей.
В основе моей философии - известные истины. Дополняя истину радостного общения, радостного свершения новых дел, я чувствую себя счастливым человеком уже 7 лет. Потому что я свое дело люблю. И чувствую, что должна и могу быть надежным спутником моих учеников на пути к совершенству.

А жизнь продолжается. И продолжает ежедневно задавать ученику и учителю вечные, мучительные вопросы: " Кто ты? Что здесь делаешь? Для чего?" Чтобы ответить на них, мало учебников и методик - первым учителем и тысячу лет назад, и сегодня, и в будущем остаётся жизнь, реальность, в которой мы действенно мыслим и осмысленно действуем. Главная специальность - то, чему учит тебя реальность, что требует от тебя с предельным напряжением сил, умений, таланта. Требует и от тебя и от твоих учеников в любой сфере жизни. А значит надо думать, продолжать искать решения… Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу - стержень, благодаря которому человек остается личностью. И этому я тоже учу детей.
Наверное, в жизни случайностей не бывает и если я пришла в школу, значит так это и должно было случиться...

Заречной школы с государственным языком обучения
Шукеновой Жанары Хабибулловны
На тему «Система взглядов на современное состояние образования в государстве, собственное видение перспектив его развития и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя»
Чем человек образованнее,
Тем он полезнее своему отечеству.
А. Грибоедов
Повышение качества и уровня образования в стране является одним из приоритетных направлений в государственной политике и с его стороны данному вопросу уделяется большое внимание. В частности в 2004 году принята «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», в 2010 году Указом Президента принята «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы».
Данные действия со стороны государства приводят к положительным результатам, так согласно экспертным оценкам «Международной Ассоциации по Оцениванию в Образовании» на сегодня в международных рейтингах Казахстан из 177 стран занимает 14 место в мире по уровню грамотности. И это не может не радовать.
Кроме того, все чаще и чаще в СМИ можно услышать, как наши студенты или школьники занимают призовые места на тех или иных олимпиадах, едут учиться зарубеж по программе «Болашак», что в Казахстане проводятся научные конференции, выделяются гранты студентам, открываются новые университеты, школы.
Первичное образование человек получает в школе, потом ближе к выпускным классам он определяется с выбором профессии и поступает в высшее или среднее учебное заведение. И так можно выделить два основных этапа в получении образования — это школа и университет.
Начнем со школы. Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа — это не только здание». Ведь в Казахстане существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего.
В настоящее время у учеников имеются все необходимые условия для получения качественного образования. В частности, хочется отметить нашу Заречную школу с государственным языком обучения, наши классы оснащены необходимым оборудованием, имеются лингафонные кабинеты, электронные библиотеки, нет проблем с литературой. Кроме того, любой школьник с целью повышения знаний по той или иной дисциплине дополнительные материалы может найти в сети Интернет. Хотя вроде совсем недавно в нашей системе образования имелось множество проблем из-за отсутствия литературы, нехватки квалифицированных кадров.
И вот приходит то время, когда мы заканчиваем школу и поступаем в университет. С целью интеграции в мировое образовательное сообщество Казахстан присоединился Болонскому процессу, хотя у данного метода образования имеются много противников, я считаю, что у Болонской системы больше плюсов, одним из которых является то, что подтверждать свой диплом, переезжая из страны в страну, не придется, потому что учебные планы повсюду станут одинаковыми, (как и система оценок и перечень дисциплин) благодаря системе кредитов. Кроме того, введение тестирования как главной экзаменационной формы делает систему более прозрачной и позволяет эффективно бороться с вузовской коррупцией.
Одним из негативных моментов системы образования является то, что после окончания высших или средне специальных заведений не все студенты устраиваются на работу по профессии. Кто-то идет работать продавцом, кто-то охранником и диплом просто пылится на полке. Сегодня это не редкость.
Но я думаю, в скором будущем государство решит и эту проблему.
Что касается меня, выбирая свою профессию, я не задумывалась, кем я хочу стать. Профессия педагога меня привлекала с детства. Ответственности я не боялась, хотелось только побольше узнать о педагогической жизни, о сложном и нужном труде воспитателя, увидеть все изнутри, окунуться в атмосферу черновой, ежедневной педагогической работы.
Для меня работа педагога – это бесконечная цепь загадок и вопросов, на которые нужно давать как можно быстрее и безошибочнее ответ, потому что за каждым вопросом судьба твоего ученика.
Сегодня как молодой педагог я горжусь тем, что начала свою карьеру в период реформ в образовательной системе страны, когда наше государство стремится поднять уровень отечественного образования на мировой уровень, повысить спрос на наших специалистов, интегрироваться в мировое образовательное пространство. Я буду стараться внести свою лепту в развитие образования Казахстана и повышения её уровня, чтоб в дальнейшем система образования в РК считалась одной из передовых в мире и наши специалисты пользовались большим спросом, как профессионалы своего дела.
Я думаю, что учитель – это дирижёр большого оркестра. Под его руководством начинает звучать всё и все. Как это здорово! И поэтому каждый урок становится уникальным, а учитель направляет его в нужное русло.
Но как «зажечь» всех воспитанников на уроке? Логично ответить, что надо самому педагогу гореть, учиться, искать, становиться интересным для учащихся, любить то, что преподаёшь. Именно так я вижу себя — учителя английского языка.
Ведь учитель — это тот человек, который закладывает первые кирпичики в формировании будущей личности. А школа — это фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Профессия педагога очень интересна, но и в то же время крайне щепетильна. Родители доверяют нам самое ценное, самое дорогое – своих детей. А мы должны их воспитать настоящими достойными гражданами Казахстана!

Эссе «Я – учитель»

Балдир Белекмаа Олчей-ооловна-учитель английского языка

Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека.

М.И. Калинин

Ровно восемь лет назад я обрела профессию учителя. А может, раньше? Слышно, как завывает ветер: на улице метель, на душе тревога, от чего- то сомнение.

Почему я выбрала профессию учителя? Этому есть много причин. Я думаю, каждый человек и даже ребенок может называться учителем в какой-то степени. Любой из нас передает свой опыт, накопленный за прожитую жизнь, своим близким, пусть даже этот опыт всего пару лет – часто можно видеть детей, поучающих младших.

Моя история выбора профессии началась именно в детстве, как и у многих учителей, я думаю. Играя с подружками во дворе или просто со своими игрушками, я часто любила читать разные нравоучения, показывать, как нужно правильно читать, считать, писать, прыгать, бегать, скакать. Позднее мною были даже организованы уроки для моей младшей сестренки с использованием тетрадок, книг и, конечно же, ручки красного цвета.

И также с самых ранних лет я интересовалась английским языком. Для меня учитель английского языка была больше чем кумиром, она была идеалом. Всегда утонченная, интеллигентная, увлеченная своим предметом. Её уроки не были похожи друг на друга, всегда что-то новое. Яркость, красочность и разнообразность материала привлекала, заманивала. Её уроки никогда не оставались без внимания, работали дети с разным уровнем знаний. Казалось, что даже у двоечников проявлялся интерес к изучению английского языка. Тогда я даже и не подозревала, что мое увлечение будет играть не последнюю роль в выборе профессии.

… Со временем начали увлекать такие дисциплины, как педагогика, возрастная психология. Я начала осознавать, на какой путь я ступила, стала понимать, каким важным человеком в жизни общества я могу стать. Во мне начал просыпаться будущий учитель. Время пролетело стремительно, и я окончила институт – специальность «Учитель английского языка». Я снова встала перед выбором: пойти работать в школу или выбрать иную профессию, связанную с языками? Я снова стояла на перепутье… Но в этот раз жизнь сама взяла меня за руку и привела в школу в МОУ СОШ с. Бай-Даг.

Случайно? Можно, конечно, подумать, что просто таким образом сложились жизненные обстоятельства. А может, все-таки нет…? И вот я УЧИТЕЛЬ! Я работаю в школе, теперь уже по-настоящему веду уроки у детей разного возраста, применяю полученные знания на практике, наполняю «сосуды» учеников знаниями. Хорошо помню первые чувства, охватившие меня в первые дни работы: гремучая смесь радости от того, что я могу делиться своими знаниями, что я есть в жизни стольких, пусть маленьких, но ЛЮДЕЙ, и опять сомнения – смогу ли я справиться со своей задачей: увлечь за собой, дать то, что у меня есть, и научить искать… «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Я узнаю, что в современном обществе роль учителя претерпевает изменения, меняется и сам процесс образования.

Не спорю в современной школе трудно работать. Современные дети развиваются, в основном, благодаря Интернету и СМИ. С введением федерального государственного образовательного стандарта, приоритетным направлением в своей работе я определила внедрение в образовательный процесс проектной технологии с использованием ИКТ. Данная технология позволяет учитывать особенности, темперамент, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей учащихся. Работая с интерактивной доской, ребенок вовлекается в деятельность класса. Современные технологии позволяют за время урока сделать много разных ярких и красочных заданий, благодаря которым, внимание учеников концентрируется на задании.

Проектная деятельность помогает мне сделать учебный процесс для каждого ученика значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность и самостоятельность. Мой творческий опыт невелик, рано ещё говорить о больших достижениях, но планы колоссальны, есть и небольшие победы. И уже сегодня я испытываю чувство гордости за то, что в первых успехах моих учеников есть частичка моего труда, и что я принадлежу к числу великих тружеников – учителей.

Меня учили совсем не так, как должна учить я сегодня. И это совершенно правильно. Ведь за 20 лет, прошедших с окончания школы, произошли колоссальные изменения и в самом обществе, и в экономике, и в образовательном процессе. Естественно, система образования должна стать иной, соответствующей своему времени и обществу. Педагог сегодня не просто человек, который наполняет «сосуд» ребенка знаниями. Сегодня учитель – это куратор. Главная задача современного учителя – научить детей мыслить самостоятельно, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. И еще, как говорил Константин Кушнер, «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». Эта цитата и сегодня очень актуальна.

Учитель – это уникальнейшая профессия. И как же приятно видеть радость детей от пусть незначительных, но побед! А со временем эти небольшие победы приводят к уже значимым как для детей, так и для меня как педагога победам на различных конкурсах, олимпиадах, к выступлениям на фестивалях и праздниках. Так день за днем мы идем вместе по тропе знаний. Мы учимся вместе: дети – познают себя и окружающий мир, учатся ставить цели, искать и добиваться, а я учусь у детей искренности, открытости, преданности и любви. И пусть иногда непогода за окном и на душе. Стоит только вспомнить, что я – учитель, в памяти мгновенно загораются ясные проникновенные глазки учеников. И их так много, что они затмевают все сомнения. И я без всяких вопросов восклицаю: «Я – УЧИТЕЛЬ!»