Болезни Военный билет Призыв

Эсминец вмс сша врезался в контейнеровоз у берегов японии. К столкновению контейнеровоза ACX CRYSTAL с эсминцем USS FITZGERALD

Столкновение кораблей: как английский ударный авианосец таранил советский эсминец с крылатыми ракетами

9 ноября 1970 года авианосец Королевского военно-морского флота Великобритании «ArkRoyal» столкнулся в Средиземном море с советским эсминцем «Бравый». Виновниками случившегося СССР, естественно, назвал англичан.

В Великобритании в свое время происшествие это, в результате которого погибли двое советских моряков [Юрий Михалюк, 1950 года рождения, матрос, украинец и Борис Стройкин, 1950 года рождения, матрос, русский.], вызвало широкий резонанс.

Еще бы! Английским ударным авианосцем ведь, имевшим на борту 30 самолетов, шесть вертолетов и две с половиной тысячи матросов и офицеров, командовал человек, которого британское военное ведомство прочило на пост первого морского лорда страны.

Специальное заявление о столкновении сделал тогда в палате лордов сам министр обороны Англии сэр Каррингтон. А 19 ноября, через десять дней после разыгравшейся в Средиземном море трагедии, с тенденциозной статьей “С больной головы - на здоровую" выступила газета “Красная звезда”. И на следующий день громыхнул один из главных калибров советской прессы - статьей в полстраницы “Рискованная игра” - разродились “Известия”.

“Находясь в 180 километрах западнее острова Крит, - приводили они подробности ЧП, - авианосец неожиданно увеличил ход, резко повернул вправо и пошел на пересечение курса советского корабля...” Не прозвучало, однако, из газетного выступления ответа на самый важный вопрос: по какой причине возле громады-авианосца оказался эсминец с бортовым номером 365, вооруженный, кроме всего прочего, крылатыми ракетами.

В 70-м году, - вспоминает о тех давних событиях житель города Васильевка Запорожской области Александр Терешкин, - я служил на крейсере “Слава”, который, после перехода из Севастополя, стоял у острова Крит. Девятого декабря ночью пришла шифровка из Москвы: сняться с якоря и с максимальным ходом следовать в такую-то точку, находившуюся от нас километров за сто [«Слава» оказалась в 72 километрах от места столкновения]. Почему я знаю о шифровке? Да потому, что был телефонистом секретной части, а шифровальный аппарат телеграфиста располагался рядом. Передали шифровку командиру и пошли... как никогда не ходили - аж плафоны звенели! К месту назначения прибыли перед рассветом и по всему горизонту увидели много огней. Утром выяснилось, что это - развернутый фронт кораблей. Поступил новый приказ: занять место в их строю, команду - вдоль бортов и искать людей на воде.

Как узнали, что произошло там?

Из разговора нашего командира с коллегами. Как я понял, эсминец “Бравый” долгое время шел за “АркРойялом”...

Что значит - шел? Следил за ним, выходит?

Ну, конечно! Не забывайте, это же был разгар “холодной войны". Иностранные корабли по морю без нашего сопровождения вообще не ходили. Как только разведка сообщала о появлении “иностранца” - к нему тут же подстраивался советский корабль. Однажды в морских гонках участвовал даже наш крейсер. Полдня мы преследовали американский авианосец “Саратога” - пока топливо не закончилось. Авианосец тоже застопорил ход и неожиданно для нас поднял палубную авиацию. “Фантомы”, как звери, с диким ревом произвели ложную атаку крейсера, и американцы ушли.

Эсминец «Бравый», кстати, был модернизированным - вместо орудий у него на корме стояли крылатые ракеты. Вечером 9 ноября все на нем было спокойно: море - без волнения, гора авианосца - вот она, рядом. И командира на мостике сменил молодой офицер.

А около девяти часов “АркРойял" вдруг начал резко менять курс, тут же выбросив для эсминца флаги: “Стеснен в движении”. Ты, мол, мне мешаешь, подвинься.

Вахтенный офицер не понял, что происходит, растерялся и оставался в бездействии. Но когда курсы кораблей стали пересекаться - на мостик выбежал командир. Увидев, что авианосец вот-вот задавит эсминец, он дал единственно верную в тех условиях команду: самый полный вперед!

“Бравый" выскочил из-под 246-метрового авианосца, который скользящим ударом все же зацепил корму эсминца.

Ракеты, к счастью, не пострадали, а вот глазевшие на палубе моряки полетели в воду. Один из них даже на нижнюю палубу “АркРойяла” перелетел.

Корабли же после удара разошлись и остановились. Англичанин тут же запросил: какая нужна помощь? А с “Бравого" уже летело в Москву соответствующее “радио”.

Крейсер «Слава» к месту столкновения подошел первым. Ему после и было поручено сопровождать эсминец до ближайшей “банки" - зализывать раны.

Когда в январе 1971-го мы вернулись в Севастополь, эсминец “Бравый” еще ремонтировался в доке. А его командира перевели на преподавательскую работу. Более строго “наказать” его не решились - таким образом мы бы взяли на себя ответственность за трагическое происшествие в Средиземном море.

Эсминец "Бравый". Фото сделано с борта авианосца "Арк Роял"

А вот что рассказал в своей книге мемуаров «На Средиземноморской эскадре» об инциденте в Средиземном море контр-адмирал Павел Дубягин, бывший начальник политотдела 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР:

«В ноябре 1970 года случилась крупная авария на эскадре. Английский ударный авианосец «Арк Ройял» столкнулся с советским эскадренным миноносцем «Бравый». Командир эм «Бравый» получил боевое распоряжение командира эскадры: «Сняться с якоря и следовать в точку широта... северная, долгота... восточная. Принять контакт от эм «Неуловимый» по слежению за аву «Арк Ройял».

В 6.00 эм «Бравый» принял контакт от эм «Неуловимый», занял позицию на курсовом угле 120 градусов правого борта от авианосца в дистанции 30 кабельтовых. «Неуловимый» ушел в 5-ю точку. Работа привычная: наблюдать за всеми действиями на авианосце и каждые два часа доносить в штаб эскадры о месте, курсе, скорости авианосца, количестве и типах самолетов, поднимаемых в воздух.

В этот день, 9 ноября, авианосец проводил интенсивные учения по подъему авиации. К 21.00 совершили посадку последние самолеты, авианосец лег на курс 140 градусов имея скорость 14 узлов. Командир эм «Бравый» капитан 2 ранга Леонид Николаевич Балыш, полагая, что ночных полетов на авианосце производиться не будет, решил спуститься с мостика в кают-компанию попить чаю, наказав вахтенному офицеру старшему лейтенанту Орловскому удерживаться от авианосца на заданном пеленге и дистанции, в случае изменения обстановки доложить ему в кают-компанию.

Команда уже попила вечерний чай, курильщики собрались на юте. Ничто не предвещало беды.

В 21.31 «Арк Ройял», увеличив скорость до 20 узлов, начал резкий поворот вправо, не обозначив его соответствующим сигналом, предписанным правилом 28 МППСС (Международные правила предупреждения столкновения судов в море), и пошел на пересечение курса эсминца.

Из БИПа (боевой информационный пост) доложили вахтенному офицеру о повороте авианосца. Орловский взял пеленг на авианосец, он оказался прежним, то есть не менялся. Усомнившись в правильности доклада БИПа о повороте авианосца, он решил проверить информацию на экране радиолокации, для чего спустился с мостика в ходовую рубку. Замерил дистанцию — она резко сократилась, а пеленг не менялся. Вывод: такое положение кораблей ведет их к сближению вплотную. Пока Орловский проверял правильность доклада, потерял драгоценные минуты. Выскочив на мостик, увидел громадину авианосца, идущего прямо на него. В 21.36, за 4 минуты до столкновения, на авианосце включили огни, означающие, что он стеснен в маневре и не может уступить дорогу. Орловский предпринял попытку уклониться от столкновения, скомандовав: «Право руль!» И для ускорения поворота — правой машине: «Средний назад!», чем замедлил движение корабля вперед. В этой сложной обстановке молодой офицер растерялся и даже забыл доложить командиру. В это время в кают-компании замполит, глянул в иллюминатор и, увидев огни вблизи корабля, воскликнул: «Командир, посмотри!..»

Балыш, обычно медлительный, резко вскочил и, опрокинув стул, выскочил на мостик. Высокий нос авианосца уже был нацелен на середину корабля. Не раздумывая пи секунды, буквально интуитивно Балыш скомандовал: «Лево на борт!» А ручки машинных телеграфов перевел в положение «обе — самый полный вперед», затем правой машине - «максимально возможный ход вперед». Корабль на циркуляции влево начал огибать нос авианосца, уводя борт корабля из-под удара.

В 21.40 авианосец «Арк Ройял» ударил своей носовой частью в кормовую часть левого борта эсминца «Бравый» в районе стартовой установки ЗУР. Удар был такой силы, что эсминец накренился на 20 градусов правого борта и семь человек, находящихся на юте, были сброшены в воду. «Бравому» не хватило каких-то 12—15 метров и нескольких секунд, чтобы вывести корму из-под удара. Благодаря маневру, предпринятому командиром «Бравого», удар получился скользящим и только помял борт, не сделав пробоины. Иначе удар пришелся бы в середину корабля, и тогда трагедии не миновать: авианосец в 45 тысяч тонн водоизмещения на ходу в 20 узлов разрезал бы эсминец пополам.

После столкновения оба корабля застопорили ход, спустили плавсредства и начали поиск людей, оказавшихся за бортом. Четырех человек поднял «Бравый», одного — «Арк Ройял». Поиски осуществлялись всю ночь, освещалась водная поверхность прожекторами и фальшфейерами, искали и на следующий день. К сожалению, двух человек найти не удалось. Видимо, при столкновении они ударились о надстройки и утонули.

В результате столкновения эм «Бравый» получил следующие повреждения: помят борт, погнуты шпангоуты, на палубе юга образовались гофры, погнута направляющая стартовой установки ЗРК «Волна», погнут кронштейн левой линии вала, что ограничило скорость эсминца до 14 узлов, два человека команды пропали без вести. У авианосца видимых повреждений не обнаружено».


Создан 04 июл 2016

Американский эсминец Fitzgerald столкнулся с торговым филиппинским судном неподалеку от берегов Японии, сообщает пресс-служба США. Инцидент произошел в 2.30 17 июня по местному времени (20.30 мск, 16 июня) в 56 морских милях (103,7 км) от города Йокосука.

«ВМС США запросили помощь Береговой охраны Японии после столкновения», — говорится в сообщении ведомства. Указывается, что ВМС США уже расследуют инцидент.

Позже в официальном твиттере Седьмого флота ВМС США появилось сообщение с подробностями об инциденте.

Согласно сообщению, столкновение произошло с судном под флагом Филиппин. После столкновения корабль начал движение в сторону порта японского города Йокосука. В результате инцидента американский военный корабль получил пробоины, в нем наблюдается подтопление.

Тем не менее угрозы затопления судна нет, уверяют в свою очередь японские власти. Совместно с Береговой охраной Японии началась подготовка к эвакуации команды эсминца.

Вскоре японский телеканал NHK сообщил о том, что связь с семью членами экипажа военного корабля не удается установить.

Кроме того, телеканал сообщил как минимум об одном пострадавшем. В то же время Седьмой флот ВМС США на тот момент не располагал какими-либо данными о пострадавших. Также японское СМИ уточнило, что эсминец столкнулся с контейнеровозом.

Фоторепортаж: Эсминец США столкнулся с торговым судном

Is_photorep_included10725647: 1

По данным издания, командир корабля Брайс Бенсон «недееспособен» после инцидента, управление эсминцем взял на себя его помощник. Бенсон эвакуирован с эсминца.

Пресс-служба Седьмого флота ВМС США подтвердила наличие двух пострадавших, один из которых действительно оказался командиром судна.

«К настоящему времени известно, что в медицинской эвакуации нуждались два пациента. Один из них — командир Брайс Бенсон», — говорится в сообщении пресс-службы. В настоящий момент офицер госпитализирован, его состояние оценивается как стабильное.

«Два моряка помимо командира Бенсона были эвакуированы с Fitzgerald в госпиталь ВМС США Йокосука», — говорится в сообщении.

Кроме того, ВМС подтвердили информацию о нескольких пострадавших моряках, а также о семи пропавших членах экипажа. Их поисками занимается Береговая охрана Японии.

Позже в СМИ появились сведения и о судьбе филиппинского корабля. Так, стало известно, что это судно модели ACX Crystal водоизмещением более 29 тыс. тонн и длиной 222,6 м.

В ходе столкновения у корабля пострадал левый борт, однако повреждения настолько незначительные, что контейнеровоз своим ходом должен добраться до токийского порта. Кроме того, сообщается, что никто из 20 членов экипажа контейнеровоза не пострадал.

Ранее в мае у берегов Японии произошел еще один подобный случай. В Японском море произошло столкновение корабля ВМС США с рыболовным судном Южной Кореи. Инцидент произошел во время учений, в которых принимал участие американский крейсер.

В тот раз сообщений о каких-либо жертвах ЧП не поступало.

Похожий инцидент в апреле произошел и с российским военным кораблем. В проливе Босфор вблизи Турции разведывательный корабль «Лиман» Черноморского флота столкнулся с грузовым судном. В результате столкновения российский корабль затонул, однако все 78 человек экипажа были спасены и вернулись в Россию. На борту «Лимана» находилась секретная аппаратура. Для того чтобы поднять ее с затонувшего корабля, был снаряжен специальный отряд военных водолазов.

Американский эсминец Fitzgerald столкнулся с торговым филиппинским судном неподалеку от берегов Японии в конце прошлой недели. А 18 июня стало известно, что в затопленной из-за столкновения части корабля нашли погибших моряков.

Известно, что на ремонт Fitzgerald, который завершился в феврале, потратили около 21 миллиона долларов. При этом глава Пентагона Джеймс Мэттис говорит о "шокирующе низком" уровне боеготовности из-за сокращения финансирования.

В мае произошел подобный инцидент. В Японском море американский военный корабль столкнулся с рыболовным судном Южной Кореи. Но тогда обошлось без жертв.

Корреспондент.net решил разобраться, с какими проблемами сталкиваются американские ВМС.

Семь погибших моряков

Американский эсминец Fitzgerald столкнулся с торговым судном под флагом Филиппин рано утром в субботу недалеко от японского порта Симода.

В результате столкновения военного корабля массой 8,5 тысячи тонн и длиной 154 метра с грузовым судном весом 29 тысяч тонн и длиной 222 метра эсминец получил пробоину ниже ватерлинии, а также возле киля и оказался частично подтоплен.

Повреждения получили машинное отделение и радиокомната американского корабля.

Сразу стало известно о семи пропавших моряках. Помимо этого пострадали трое членов экипажа военного судна, в том числе капитан Брайс Бенсон. Он получил травму головы и был доставлен в военно-морскую больницу США в Йокосуке.

Два других моряка получили порезы и ссадины и также были сняты с корабля для прохождения медицинского лечения.

Примечательно, что большинство из членов экипажа, примерно 200 человек, сразу после аварии продолжали спать в своих каютах.

В поисково-спасательную операцию было вовлечено несколько судов японских сил самообороны и корабли береговой охраны, а также эсминец USS Dewey и несколько самолетов военно-морских сил.

Представитель военно-морского флота США Джозеф Окоин на пресс-конференции 18 июня сообщил, что на нижней палубе Fitzgerald нашли тела погибших матросов.

"Мы нашли останки нескольких наших пропавших товарищей. Мы выражаем самые глубокие соболезнования семьям, родным и близким погибших моряков", - сказал Окоин.

Он не стал называть точное число, но Wall Street Journal сообщает, что нашли тела семи погибших.

Представитель ВМФ США уточнил, что расследование причин уже началось, отметив, что пока неясно, имел ли возможность экипаж судна предвидеть и предотвратить столкновение.

Японское издание NHK сообщает, что филиппинское судно неожиданно резко повернуло непосредственно перед столкновением. Однако шкипер судна отрицает это сообщение.

"Мы плыли в том же направлении, что и эсминец США, а затем столкнулись", - сказал он.

Бывший начальник информационного центра ВМС США, отставной контр-адмирал Джон Кирби говорит, что после расследования военные чиновники понесут наказание.

"Карьеры нескольких человек будут разбиты. Военные корабли не должны неожиданно среди ночи топиться контейнеровозами", - говорит Кирби.

Ремонт старых вместо закупки новых

Эсминец Fitzgerald стал на службу в 1995 году. Известно, что в феврале этого года на корабле закончили ремонт, который обошелся в 21 миллион долларов. Теперь эсминец вновь находится в ремонте в японском порту Йокосука.

На прошлой неделе министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что спустя четыре года после его отставки и возвращения в Пентагон состояние боеготовности, вызванное, как он считает, секвестром военного бюджета администрацией Барака Обамы в 2013 году, потрясло его.

"Я был шокирован тем, что увидел в области боеготовности", - заявил Мэттис.

Он подчеркнул, что "ни один враг не нанес большего ущерба" американским военным силам, чем бюджет.

По словам Мэтиса, чтобы исправить ситуацию понадобятся годы наращивания бюджета на военные расходы.

В ходе своего выступления Мэттис также попросил конгресс разрешить закрытие лишних военных баз на территории США. По его словам, сэкономленные таким образом средства было бы выгоднее потратить на приобретение вертолетов, истребителей и атомных подводных лодок.

Наблюдатели такое сообщают, что проблема американского флота заключается в том, что срок службы кораблей хоть и продлевается, но все еще их нет в достаточном количестве. ВМС США нуждаются в 350 кораблях, а имеют лишь 273.

К 2019 году планируется сократить один авианосец, оставить 51 ударную подлодку вместо 56. При этом количество крейсеров и эскадренных миноносца увеличится на 12 - до 93.

US Navy

Самое заметное изменение в военно-морских силах - это сокращение десантных кораблей - с 41 в 2001 году до 31 в 2019 году.

Но проблема не только в количестве. Преподаватель стратегии военно-морского колледжа США Джеймс Холмс говорит, в анализе региональных военных балансов за отправную точку часто принимается посыл о том, что американские ВМС будут в полном составе противостоять ВМС противника (которые тоже выступят в полном составе).

Он говорит, что части ВМС США придется противостоять совокупной военной мощи ВМС, ВВС противника, а иногда и сухопутных войск.

Базирующийся в Японии 7-й флот, в состав которого входит Fitzgerald и другие 60-70 боевых кораблей, может столкнуться с ВМС Народно-освободительной армии Китая, с боевыми самолетами китайских ВВС, способных действовать на море, а также со 2-м артиллерийским корпусом НОАК, в составе которого имеются противокорабельные баллистические ракеты.

Таким образом американский флот просто не подпустят к китайским берегам, делает вывод Холмс.

По его словам, проблема ВМС также заключается в тех, кто решает, какое строительство финансировать, сколько и каких кораблей заказывать и как их распределять в составе флота.

Отметим, что США построили Zumwalt - крупнейший в мире эскадренный эсминец с полным водоизмещением около 15 тысяч тонн и скоростью до 30 узлов. Его стоимость - 4,4 миллиарда долларов.

Однако поломку на нем нашли еще до того, как он вышел с верфи. Позже во время прохождения через Панамский канал из строя вышли теплообменники в силовой установке корабля, которая питает ряд его систем, включая вооружение и датчики.

Не только флот испытывает проблемы. Ранее Корреспондент.net подробно разбирался, какие - самой сильной в мире.

Столкновение контейнеровоза с эсминцем ВМС США в Тихом океане вызывает немало вопросов. Как могли удариться корабли, оснащенные радарами и системой предотвращения аварий? Эксперты считают, что причина – человеческая ошибка. Основную ответственность возлагают на грузовое судно, но вина неизбежно ляжет и на командира эсминца, потерявшего семь своих матросов убитыми, и даже на командование флота.

Повышенная активность ВМС США в Тихом океане в последние месяцы привела к первым жертвам: в воскресенье , что в затопленных каютах американского эсминца Fitzgerald («Фицджеральд») найдены тела семерых моряков. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже выразил соболезнования президенту США Дональду Трампу по этому поводу.

Напомним, корабль в субботу с филиппинским торговым судном ACX Crystal («Кристалл») в водах Японии в 103 км от Йокосуки. Кроме семерых погибших, трое матросов были ранены, включая самого командира корабля Брайса Бенсона. Все пострадавшие были госпитализированы.

«В отсутствие боевых действий в море боевые корабли ВМС не должны врезаться во что-либо – ни в землю, ни друг в друга, ни, конечно же, в контейнеровоз посреди ночи»

Контейнеровоз подбил эсминец

Инцидент произошел в 2.30 по местному времени (20.30 мск в пятницу), когда филиппинский контейнеровоз протаранил носовой частью (как напоминает CNN , суда такого типа имеют носовой бульб – выступающую часть выпуклой эллипсоидной формы чуть ниже ватерлинии – для уменьшения сопротивления течению воды) правый борт американского эсминца, создав серьезную пробоину как выше, так и ниже ватерлинии. У военного корабля оказалось повреждено машинное отделение, а также каюты капитана и экипажа, большая часть которого в ночное время спала (что в том числе и обусловило такие серьезные жертвы).

Благодаря усилиям экипажа Fitzgerald остался на плаву и смог дойти до порта Йокосука. Командующий 7-м флотом ВМС вице-адмирал Джозеф Окойн : несмотря на серьезный урон, эсминец поддается ремонту, однако на это потребуется несколько месяцев, если не год. У ACX Crystal лишь незначительно повреждена носовая часть, судно полностью остается на плаву.

Fitzgerald – эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (УРО) ВМС класса Arleigh Burke («Арли Берк»), эксплуатируется с 1995 года. Был одним из 15 эсминцев УРО, которые были модернизированы для установки на них зенитных управляемых ракет большей дальности – SM-3. На его борту госсекретарь США Хиллари Клинтон в 2011 году подписала Манильскую декларацию о старте переговоров по решению морских споров с Филиппинами.

В последнее время Fitzgerald находился на боевом дежурстве возле берегов Японии и Южной Кореи (базируясь в Йокосуке). В пятницу перед столкновением он вышел для выполнения «штатных операций». Стоит отметить, что это корабль внушительных размеров: водоизмещение более 8 тыс. тонн и длина более 150 м, а экипаж состоит из 337 человек.

В то же время ACX Crystal – судно в разы больших размеров. Его водоизмещение составляет более 29 тыс. тонн, а длина – более 220 м, однако его экипаж – лишь 21 человек. Такая разница в габаритах объясняет несопоставимость повреждений, полученных кораблями. Контейнеровоз, находящийся в эксплуатации девять лет, плавает под флагом Филиппин, однако был построен в Южной Корее, принадлежит японской компании Dainichi-Invest Corporation и зафрахтован крупнейшей японской судоходной фирмой NYK Line (входит в Mitsubishi Group). Во время столкновения судно везло более 1 тыс. контейнеров из Нагои в Токио.

Как такое могло произойти?

ВМС США и береговая охрана Японии (хотя инцидент произошел в японских водах, в нем задействован американский военный корабль) начали расследование – и намерены в первую очередь допросить экипаж контейнеровоза, ведь именно он протаранил эсминец. Кстати, согласно навигационным данным , ACX Crystal перед столкновением почему-то отклонился от курса и совершил два резких маневра.

В любом случае подобные инциденты в море вызывают недоумение. Виновны, скорее всего, обе стороны. Морской эксперт Том Дайер заявил изданию Wired, что оба судна оснащены системами предотвращения столкновений, которые основываются на показаниях радаров. В этих условиях есть два варианта причин произошедшего: или сбой систем, или же ошибка командиров (либо штурманов) обоих кораблей. И второе куда более вероятно.

Вот и японские власти предположили , что виновата «профессиональная халатность». В США также звучат голоса, что, даже если основная ответственность лежит на контейнеровозе, командир Fitzgerald также виновен, что не сумел предотвратить происшествие. Брайан Макграт, бывший командир одного из эсминцев США, подчеркнул : «Каждый, кто когда-либо командовал кораблем, знает, что ты неизбежно ответственен за все, что происходит под твоим надзором. Тут нет таких моментов, как «я спал» или «я был на суше».

Бывший контр-адмирал американского флота Джон Кирби отметил , что виновные должны понести наказание и поплатиться должностями. «В отсутствие боевых действий в море боевые корабли ВМС не должны врезаться во что-либо – ни в землю, ни друг в друга, ни, конечно же, в контейнеровоз посреди ночи», – подчеркнул он.

Как ни странно, критике подвергся даже президент Дональд Трамп. Он так и не назначил ни министра (шефа) ВМС, ни американского посла в Японии. Спасательная операция и ее координация между Токио и Вашингтоном сталкивались с проблемами, считает бывший представитель администрации Барака Обамы Брендон Фридман.

Корабли сталкиваются все чаще

Как отмечает , в мае на симпозиуме в Сингапуре представители военных ведомств государств Азии выражали опасение по поводу стремительного наращивания в этом регионе флота подводных лодок (в ближайшие восемь лет должен достигнуть 250 единиц) и увеличения численности военных кораблей США. Это повышает риск «ошибок в расчетах», что может вести к авариям. Столкновение эсминца Fitzgerald и контейнеровоза ACX Crystal косвенно подтвердило эти опасения.

Стоит также вспомнить, что в апреле похожий инцидент произошел и в Черном море. Тогда в 40 км северо-западнее пролива Босфор грузовое судно под флагом Того Youzarsif H («Ашот-7») протаранило российский . В результате корабль Черноморского флота затонул. Команда, однако, не пострадала, благодаря своевременной эвакуации.

Представитель Черноморского флота в этом месяце рассказал «Независимой газете», что разведывательный корабль стоял на якоре и своевременно обнаружил приближение Youzarsif H, сообщив об этом капитану сухогруза. Однако сухогруз так и не изменил курс даже после второго сеанса связи, хотя и сообщил, что принял информацию. Однако остается вопрос, почему командир «Лимана» до последнего тянул с решением сняться с якоря и уйти, на что в итоге времени не хватило. Об официальных итогах расследования гибели «Лимана» пока не сообщалось.

Расследование столкновения американского эсминца DDG-62 «Fitzgerald» с контейнеровозом «ACX Crystal», чуть было не стоившее ему жизни, ставит перед следствием загадку за загадкой. И на вопрос, куда смотрели в это время на мостиках столкнувшихся кораблей, половина ответа уже есть. На одном из них, скорее всего никого не было, а на втором...

Мы уже писали, как ночью 17 июня 2017 года филиппинский контейнеровоз «ACX Crystal» протаранил американский эсминец «Fitzgerald» и чуть было не отправил его на дно. Корабль получил значительные повреждения надстройки и подводную пробоину, и пока до конца не ясно во сколько это обойдется американскому бюджету.

Это вопрос будущего, а пока пришло время разобраться, а что собственно произошло. В сеть выложен ролик, на котором отмечен как перед, во время и после столкновения передвигался филиппинский контейнеровоз «ACX Crystal».

По таймингу 1.06 похоже момент столкновения, после которого корабль взял резко вправо, и затем вышел на прежний курс с поправкой на столкновение (1.19). Затем он некоторое время двигался этим курсом и вдруг на 1.52 резко развернулся и пошел к точке столкновения, где сделав несколько зигзагов, ушел.

Вот что пишет об этом аналитик Daily Mail Стефан Воткинс.

Судя по маневрам судна, он таки действительно шел на «автопилоте», то есть управлялся автоматикой, а не человеком. Уже после столкновения, когда кто-то добежал до мостика корабль развернулся и вернулся, чтобы разобраться, а что собственно произошло. Разобравшись, то есть увидев, полузатопленный эсминец ВМС США, контейнеровоз сообщил о столкновении, что сразу же подхватили мировые СМИ.

Это произошло примерно в 2.20 минут по местному времени. Именно это время и было сообщено прессе, как время столкновения. А между тем запись и команда контейнеровоза (и японская береговая служба по данным слежения) утверждает, что столкновение произошло в 1.30 минут.

Почему это так важно

На самом деле очень важно, так как отсюда возникает вопрос, вернее, два. Ладно, сухогруз шел на «автопилоте», это нормально. Но как военные моряки, у которых работает навигационная РЛС, проворонили корабль длиной 220 метров, идущий к тому же со включенными огнями?

Они что тоже шли на автопилоте, а вахтенные спали (как вариант смотрели порнуху на гаджетах, за что недавно отстранили от командования одного американского капитана)? И это-то в боевом походе, где как заявляет администрация Белого Дома корабли ВМС США защищают «мирное небо Японии».

Ага, эти защитят. Себя хотя бы защитили.

Но это только первый вопрос. Второй звучит не менее остро. А почему, получив пробоину и борясь за спасение корабля, американские моряки не сообщили в штаб об инциденте, и командующему флота пришлось опираться на данные сообщенные прессой? Чем они 40-50 минут после столкновения занимались? Паникой? Ладно, командир корабля ранен, но есть же старпом и он в этом случае берет командование на себя и все матросы находятся согласно «расписания».

И временный командир корабля просто обязан был сообщить об инциденте. Ладно, Бог с ним, некогда было передавать, или нельзя («а вдруг это войнаааааа!!!»), надо было корабль спасать, но ведь потом, можно было сообщить точное время столкновения? Почему это не сделали? Это порядок такой на «образцовом» флоте мира? Если да, тогда понятно, почему сегодня американские военные разводят руками перед японской службой береговой обороны, которая выдала комиссии по расследованию совершенно иные данные о времени столкновения.

Собственно теперь картина происшедшего начинает вырисовываться. Система «автопилота» хорошо работает в случае, когда навстречу идут гражданские суда оснащенные единой системой навигации со спутниковым контролем. Они друг друга «видят» и могут разойтись. Но в этой системе нет и не может быть военных кораблей (по понятным причинам), а потому автопилот контейнеровоза и не мог на него среагировать. Это было дело эсминца уйти от столкновения. Но он не ушел. Видимо американцы так увлеклись «звездными войнами» с боеголовками Ким Чен Ына, что не увидели громадины наваливающейся на их правый борт.

В общем, проспали парни, а потом на корабле, похоже, началась легкая паника и только чудо спасло его от встречи с Нептуном.

Ждем продолжения этой увлекательной истории, судя по всему нас в ней ждут еще открытия.