Болезни Военный билет Призыв

Есенин С. Я сердцем никогда не лгу. «Пускай ты выпита другим…» Сергей Есенин

«Пускай ты выпита другим…» Сергей Есенин

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим…»

В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что вновь стал жертвой собственных иллюзий, приняв увлечение за любовь. Тем не менее, за те несколько месяцев, пока Есенин и Миклашевская живут под одной крышей, поэт создает цикл лирических произведений под названием «Записки хулигана», посвященный своей избраннице. Среди них – стихотворение «Пускай ты выпита другим…», наполненное нежностью и легкой грустью. Следует отметить, что Августа Миклашевская к тому моменту была не только состоявшейся актрисой, но и зрелой женщиной, успевшей побывать замужем и воспитывающей сына от одного из своих многочисленных любовников. Поэтому, создавая образ своей избранницы, поэт отмечает ее «волос стеклянный дым» и «осеннюю усталость» глаз.

Но именно такой эта женщина нравится поэту еще больше. Ведь рядом с ней Есенин начинает по-настоящему взрослеть и гордо заявляет: «Я прощаюсь с хулиганством» . Ему горько осознавать, что юность осталась в прошлом, а зрелость все еще не хочет вступать в свои права, хотя «уж сердце напилось иной, кровь отрезвляющею брагой». Есенин не может представить себя солидным и степенным мужчиной, хотя и понимает, что время подростковых шалостей и пьяного угара безвозвратно уходит. О том, что будет дальше, автор не хочет думать, так как интуитивно чувствует, что его жизнь близка к завершению. Поэтому и появляются строки, совершенно нетипичные для поэта в которых он проявляет удивительную покорность. «Теперь со многим я мирюсь, без принужденья, без утраты», — отмечает Есенин. И эта фраза указывает на то, что внутренне поэт меняется под влиянием женщины, ставшей частью его судьбы. Он даже убежден, что она «одна, сестра и друг, могла быть спутницей поэта». Правда, не уточняет при этом, что их совместный путь будет слишком коротким. Все дело в том, что очень скоро Есенин поймет: хулиганство для него является не символом молодости, а образом жизни . И если настало такое время, когда шумные компании, драки и нелепые выходки уже не привлекают поэта, то это означает лишь одно – смерть уже стучится в его дверь, и ее «приход неприхотливый» скоро расставит все по своим местам.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим…»

В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что вновь стал жертвой собственных иллюзий, приняв увлечение за любовь. Тем не менее, за те несколько месяцев, пока Есенин и Миклашевская живут под одной крышей, поэт создает цикл лирических произведений под названием «Записки хулигана», посвященный своей избраннице. Среди них – стихотворение «Пускай ты выпита другим…», наполненное нежностью и легкой грустью. Следует отметить, что Августа Миклашевская к тому моменту была не только состоявшейся актрисой, но и зрелой женщиной, успевшей побывать замужем и воспитывающей сына от одного из своих многочисленных любовников. Поэтому, создавая образ своей избранницы, поэт отмечает ее «волос стеклянный дым» и «осеннюю усталость» глаз.


Но именно такой эта женщина нравится поэту еще больше. Ведь рядом с ней Есенин начинает по-настоящему взрослеть и гордо заявляет: «Я прощаюсь с хулиганством». Ему горько осознавать, что юность осталась в прошлом, а зрелость все еще не хочет вступать в свои права, хотя «уж сердце напилось иной, кровь отрезвляющею брагой». Есенин не может представить себя солидным и степенным мужчиной, хотя и понимает, что время подростковых шалостей и пьяного угара безвозвратно уходит. О том, что будет дальше, автор не хочет думать, так как интуитивно чувствует, что его жизнь близка к завершению. Поэтому и появляются строки, совершенно нетипичные для поэта в которых он проявляет удивительную покорность. «Теперь со многим я мирюсь, без принужденья, без утраты», - отмечает Есенин. И эта фраза указывает на то, что внутренне поэт меняется под влиянием женщины, ставшей частью его судьбы. Он даже убежден, что она «одна, сестра и друг, могла быть спутницей поэта». Правда, не уточняет при этом, что их совместный путь будет слишком коротким. Все дело в том, что очень скоро Есенин поймет: хулиганство для него является не символом молодости, а образом жизни. И если настало такое время, когда шумные компании, драки и нелепые выходки уже не привлекают поэта, то это означает лишь одно – смерть уже стучится в его дверь, и ее «приход неприхотливый» скоро расставит все по своим местам.

«Пускай ты выпита другим…» Сергей Есенин

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг

Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве. Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

1.«Я сердцем никогда не лгу»

Неужели под душой так же падаешь,

как под ношей?

А казалось… казалось ещё вчера…

«Я сердцем никогда не лгу».

Дорогие мои… дорогие… хорошие…

Сергей Есенин.

Строки эпиграфа просто потрясают меня: в них боль, тревога, отчаяние и непреходящая любовь к людям, щемящая, сжимающая сердце. Это половодье чувств и мыслей. И нет таких, которых не тронули бы приведённые выше строки поэта Сергея Есенина; он не только поэт, но и философ. Есенин говорит в стихах о «вечных» проблемах человеческого бытия, его «я» ведёт своеобразный поэтический диалог с миром: человеком, природой, землёй, вселенной. И в этом диалоге он всегда искренен, об этом строки его: «Я сердцем никогда не лгу».

О поэзии Сергея Есенина нельзя начинать иначе, как с темы России: это основная, определяющая проблема его лирики, здесь смелость «всё родное и близкое, от чего так легко зарыдать»: родная земля, любимая женщина, трудная жизнь страны и одиночество матери, порыв к людям, удивительная любовь и жалость, русская жалость ко всему живому.

Поэзия Есенина – это трепетные, искренние строки. Поэтическая идея связи времён, продолжение себя в грядущих поколениях выражается у Есенина через образы родины и её певца:

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

В поэзии Есенина человек – часть природы, природное и человеческое неразделимы. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить его стихотворение «Зеленая прическа». Берёзка – девушка. Читатель, так и не узнаёт, о ком это стихотворение – о берёзке или о девушке… Человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Берёзка в русской поэзии – символ стройности, красоты, юности; она всегда светла и целомудренна. Всё это раздумья о вечности, о человеке, его сути, это душа есенинской поэзии.

Поэзия Есенина последних, самых плодотворных лет отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Он полон восторга перед жизнью: «Приемлю все… Как есть все принимаю…» Именно в 1923 году он впервые пишет о настоящей, глубокой любви, чистой, светлой и подлинно человечной:

В первый раз запел я про любовь.

В эту пору поэт более строго судит о любви, говоря о случайных встречах, которые не приносят подлинного счастья и радости, поэт подчёркивает значимость настоящего чувства.

Самое яркое свидетельство глубоких, светлых чувств и мыслей поэта – цикл «Персидские мотивы».

Улеглась моя былая рана –

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Эти стихи написаны на Кавказе, где Сергей Есенин спасался от отравы столичной жизни. И опять он искренне и смело заявляет о себе, своих проблемах, о былых ошибках и падениях.

Но даже тогда, когда поэт любуется Востоком, ему приходят на память картины родного края. И каждый раз, возвращаясь с Востока, Есенин испытывает новый прилив горячей любви к родине:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Но вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо живётся на Руси…

Как это верно, пронзительно верно, близко и понятно каждому, потому что строки шли от чистого сердца поэта.

2. Версия

Всю душу выплещу в слова…

С.Есенин

В настоящей поэзии всегда есть какая-то неожиданность, поэтическое открытие, самобытное, неповторимое мироощущение живой ищущей души. Такая поэзия всегда сближает, объединяет людей, и каждый из нас, таких разных, чувствует в ней что-то свое. Стихи Сергея Есенина, мне кажется, не оставляют равнодушным никого, их можно услышать из уст самых разных людей, иногда - тех, от кого этого совершенно не ждешь. Его произведения - искренняя исповедь романтической души. Они искренно и правдиво раскрывают поиски сложной души и сложной жизни поэта.

Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он дорожит своей Родиной. С самого раннего детства сердце юного поэта было привязано к своей малой Родине - селу Константиново, где он родился и вырос. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней воедино:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Слова "любовь к родине", "родная природа" настолько затерты, что уже почти не воспринимаются, но когда читаешь Есенина, с них как бы спадает шелуха, и заново чувствуешь боль и какую-то печальную нежность. Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отделить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Он понимает, что человек - частица природы, он чувствует себя таким, и поскольку все живое подчиняется природным законам, то и он - не исключение. Сергей Есенин был одарен неповторимым «половодьем чувств и мыслей». По словам А.М. Горького, даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой силой чувства, такой совершенной выразительностью.

"Родина - это, прежде всего, ее природа", но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Есенина называли «мечтателем сельским». Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Вообще, ни у одного поэта не встречала я такой поразительной способности одушевлять природу:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Размашистые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей. Есенин передал нам всю свою чистую, пронзительную, необыкновенную исповедальность лирики. Ранние стихотворения поэта отличаются полнотой звуков, запахов, красок. Под красками поэт подразумевает настроение людей, привыкших испытывать любые трудности и лишения. Какая безграничная любовь к природе! Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Поэт любил Россию страстно, искренне, нежно. Никто и никогда так не напишет:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

«Быть поэтом – это значит быть гражданином своей Родины» - таково было предназначение Сергея Есенина как поэта гражданина. Есенин для меня - это любовь, природа, песня, это сила и нежность, это зеркальное отражение славянской души. Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! Сам Сергей Есенин говорил: «Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве!» Каждая строчка его стихотворений пронизана живой радостью и любовью к милой Родине, к отчему дому и поэтому не может не трогать наши сердца.

В своих стихах Есенин много философствует, сравнивает. Чувства и настроения поэта очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Особые философские повествования присутствуют в стихах «Мой путь» и «Не жалею, не зову, не плачу». Конечно, творчество Есенина неоднородное, порой беспросветно грустное и безысходное, порой жизнерадостное, оптимистичное, бодрое и смеющееся. Но даже в самых мрачных стихах присутствует мечта - мечта о счастье: «О верю, верю, счастье есть!».

Факел есенинской жизни отгорел рано. Он покинул нас в тридцать лет. Смерть лишила нас новых шедевров. Но пламя его творчества светило и светит многим поколениям читателей. Когда-нибудь тайна смерти Есенина будет раскрыта. Бесспорно, он мог убить себя сам, потому что был человеком неуравновешенным и подверженным слабостям. Но и властям было, за что не любить его. Все этапы пройденной жизни Есенина запечатлены на страницах его поэм и стихотворений. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поэзия Есенина - это лирическое описание всей его жизни. Творчество поэта многогранно, но тема любви к родной стране проходит от начала до конца его литературной жизни. Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил. Я воспринимаю поэзию Есенина как чудесный, прекрасный, неповторимый мир. Но поэзия Есенина близка не только мне, она дорога и многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни.

Поэзия Есенина всегда находила добрый отклик в душах людей. Наполненная любовью к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, поэзия Есенина актуальна и современна и в наши дни. Многие его стихи стали песнями. В наши дни мы являемся свидетелями его мировой славы, всенародной любви к нему. Сейчас его стихи переведены на грузинский, белорусский, литовский, украинский и другие языки. Его произведения используют композиторы, художники, драматурги. Лично для меня стихотворения Есенина были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому. Мне кажется, что от поэзии Сергея Александровича Есенина просто невозможно устать. Его поэзия - это вечность! «Я сердцем никогда не лгу…» - утверждал Есенин и имел на это право. Перед нами в его стихах проходит вся жизнь поэта, его раздумья о ней, чувства, которые бывали разными, но всегда искренние, человеческие, а в стихах Есенина светится его душа, поэтому он и сегодня наш друг, советчик и настоящий русский поэт…

Исследователи биографии и творчества Есенина так и не пришли к определенному выводу, что же именно происходило в отношениях между поэтом и актрисой, однако их следствием стал знаменитый цикл стихотворений «Любовь хулигана».
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что существуют предположения и о других возможных адресатках того или иного стихотворения цикла, ведь женщин вокруг Есенина всегда было много. Но именно за Миклашевской закрепилась репутация той единственной женщиной, которая в итоге сумела устоять перед обаянием и напором поэта.
Августа Миклашевская прожила долгую жизнь, пережив Есенина на полвека. Она отказывалась читать со сцены посвященные ей поэтом стихи, но оставила достаточно интересные воспоминания о периоде их знакомства.
И, разумеется, остался обессмертивший имя Миклашевской цикл есенинских стихов.

* * *
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
1923

Читает В.Аксенов

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»