Болезни Военный билет Призыв

Эмоциональный интелект. Как развить эмоциональный интеллект. Что поможет сформировать эмоциональный интеллект

Как показывает практика, люди, демонстрирующие средний или даже ниже среднего уровень интеллекта, зачастую добиваются гораздо больших высот в жизни, нежели признанные «умники».


Связано это, прежде всего, с тем, что для достижения успеха важен не только ум, но и такие качества, как умение общаться и справляться с жизненными трудностями, не теряя при этом оптимизма и присутствия духа, способность разобраться в себе и своих желаниях, радоваться тому, и без сожаления расставаться с тем, что мешает двигаться дальше.


Все это не имеет прямого отношения к интеллектуальной сфере, а лежит скорее в области чувств и эмоций. Совокупность этих качеств и способностей и называют эмоциональным интеллектом. Современная наука определяет его как умение осознавать свои эмоции и уметь управлять ими.

Как развить эмоциональный интеллект

Как и любое качество, данное человеку от природы, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Конечно, «исходные данные» у всех людей разные: они зависят от наследственности, от воспитания и стиля семейных отношений. Важен также жизненный опыт каждого индивида: если с детства человеку приходится преодолевать трудности, принимать решения, то он оказывается более способен к управлению своими эмоциональными порывами.


Но развить свой эмоциональный интеллект возможно, подойдя сознательно к этому процессу.


  1. Для начала необходимо признать, что уровень вашего эмоционального интеллекта недостаточно высок. Скажите себе, что иногда ваши эмоции подводят вас, и из-за этого возникают проблемы во взаимоотношениях, со здоровьем, словом, это мешает жить и радоваться жизни. А значит, пора заняться своими эмоциями.

  2. Следующим шагом будет изучение своей эмоциональности. Попробуйте в течение некоторого времени записывать, какие события вызвали в вас эмоциональный отклик и какой именно. Постепенно вы научитесь осознавать связь своих эмоций с жизненными ситуациями, увидите свои слабые и сильные места.

  3. Развивайте свою наблюдательность и интуицию. Овладейте навыком «активного слушания»: реагируйте на речь собеседника, уточняйте – это поможет понимать людей. Осваивайте навыки чтения состояния других людей по выражению лица, позе, жестам – это увлекательное и полезное занятие.

  4. Отдавайте себе отчет в своих эмоциях. Каждый раз, испытывая то или иное чувство, проанализируйте, что именно вы ощущаете и по какой причине. Научитесь сознательно вызывать эмоции – потренировавшись, вы поймете, что сделать это достаточно легко.

  5. Всякий раз, испытывая недовольство и другие отрицательные чувства, начинайте мысленно искать плюсы в создавшейся ситуации, приводите веские доводы положительного влияния этого события на вашу жизнь. Придумывайте каждой неудаче по 10 причин того, почему у вас что-то не получилось. Так вы научитесь не допускать, чтобы негативные чувства взяли над вами верх.

Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, - так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств , определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других , недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в . Нельзя , если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером . Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Логико-математический интеллект

Он связан с и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

  • умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
  • способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
  • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
  • владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
  • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
  • понимание графиков, схем и таблиц.

Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
  • развитое ;
  • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой , анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

  • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.

Здравствуйте, дорогие читатели! Почему одни люди счастливее других? Откуда берется ярость? Можно ли научиться себя контролировать если речь идет о спонтанных эмоциях и нужно ли это делать? Сегодня мы поговорим про эмоциональный интеллект. Что это такое, какое значение имеет для человека, можно ли стать счастливее, перестать «взрываться» по пустякам, а также не обернется ли это против вас. Кому хочется постоянно и безропотно терпеть несправедливость?

Откуда берутся эмоции

Возможно, некоторые гуманитарии сейчас расстроятся или даже пошлют меня к черту, но любовь рождается не в душе, а в миндалевидном теле, расположенным в головном мозге человека. У нас он развит лучше, чем у животных, а в растениях напрочь отсутствует. Вопреки расхожему мнению, они не испытывают тоски, когда их срывают.

Все вы, наверное, слышали об операциях на мозг, после которых люди превращаются в «овощ». Им разрушают миндалевидное тело. Они больше не испытывают страх, любовь, другие чувства, они перестают даже плакать. Им нисколько не жаль себя. Если сейчас вы почувствовали сострадание, то причиной тому стала реакция миндалевидного тела на информацию.

Люди периодически попадают под власть эмоций, но чаще всего ими руководит разум. Мы успеваем чем расплакаться, засмеяться или накричать на другого.

Однако, «мозг» не всегда успевает. Вы сами можете привести миллион примеров подобного поведения. Женщина, выбрасывающая дорогие подарки после разлуки с любимым. Ненужные .

Эмоциональный интеллект(EQ) – это как раз умение человека противостоять «решениям» отростка, возможность подчинить его голосу разума. Я думаю, уже сейчас вам стало понятнее почему он значит для человека в разы больше, чем какой-то там IQ.

Немного о детстве

Каким бы я была психологом, если бы сейчас не упомянула про детство. Оно естественно имеет большую эмоционального интеллекта. Ребенок еще не в состоянии пользоваться умом, но миндалевидное тело уже прекрасно функционирует. Малыш запоминает ситуации и реакцию на них.

Если ребенок в детстве не раз видел, как дед закалывает свинью, то в подростковом возрасте, по этой причине, он уже плакать не станет. Если вся семья огорчена домашнего животного, значит и впоследствии это событие будет вызывать негативные эмоции.

Детские переживания могут влиять и менее очевидно. Две женщины, находятся в совершенно одинаковых условиях, реагируют на жизнь по-разному. Одна всегда счастлива, а другая постоянно горюет.

Даже во взрослом возрасте мы продолжаем , когда нам больно, и смеяться, если кто-то шутит. Однако, развитый мозг заставляет миндалевидное тело подчиниться. Нас уже не так просто рассмешить или заставить лить слезы. Мы сто раз подумаем прежде, чем показать реакцию.

Если у вас есть маленький ребенок или вы , я настоятельно рекомендую вам купить «Эмоциональный интеллект » Дэниела Гоулмана, в книге очень подробно рассказано об детской психике. Она также будет полезна тем взрослым, кто хочет подробнее разобраться в себе. Осознание проблемы – первый шаг к ее решению.

В свободном доступе «Эмоциональный интеллект» не достать. Книга не так давно вышла и авторские права все еще активно соблюдаются.

Эмоциональный и рациональный ум

Эмоциональный ум в разы быстрее рационального и отличается уверенностью, с которой совершаются действия. Человек, с низким уровнем эмоционального интеллекта запросто может ударить человека, о чем впоследствии будет сожалеть, когда в «дело» вступит разум.

Именно по этой причине, лучший способ избавиться от – бежать. Человеком руководят чувства. Всякий раз он не успевает даже подумать, прежде чем отреагирует. Без вмешательства психолога тут не обойтись.

Эмоциональный ум редко взывает к логике. Реакция создается категорически, за счет несвязанных элементов. Человек сам не может объяснить, что именно его взбесило или .

Когда вы видите кого-то впервые и ничего не зная категорически утверждаете, что он плохой, в вас говорит ребенок с низким уровнем EQ. Нередко на реакцию в настоящем накладываются воспоминания из прошлого: «Я люблю бородатых, потому что таким был мой отец».


Развитие эмоционального интеллекта способно сделать решения более взвешенными, логичными, а самого человека счастливее.

В своих будущих статьях я буду рассказывать о некоторых приемах, которые применяют психологи для развития у людей эмоционального интеллекта, так что подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить полезной публикации.
На сегодня все. До новых встреч.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации London Psychometric Laboratory Image caption Человек может проверить свой эмоциональный интеллект, оценив себя по ряду факторов теста "черты эмоционального интеллекта", включая способность сопереживать и испытывать счастье

    Эмоциональный интеллект - понятие, вызывающее споры. Одни называют его недостаточно научным, другие видят в эмоциональном интеллекте ключ к успеху во всех сферах жизни: от повышения зарплаты до счастливых отношений Так ли это?

    О том, что такое эмоциональный интеллект и почему он важен, Русская служба Би-би-си поговорила с Константином Петридесом - профессором психологии и психометрии Университетского колледжа Лондона.

    Способность объединить ум, логику и эмоции

    Би-би-си: Что такое эмоциональный интеллект? Когда впервые о нем стало известно?

    Константин Петридес: Эмоциональным интеллектом называют способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач.

    Интерес к эмоциональному интеллекту возник в начале XX-го века из-за неспособности классических IQ-тестов (коэффициент интеллекта) объяснить особенности мотивации и поведения людей.

    Однако еще древние греки задумывались над эмоциональным интеллектом, полагая, что мудрый человек - это тот, который способен объединить ум, логику и эмоции. Несмотря на то, что это было две с половиной тысячи лет назад, вопрос человеческих эмоций остался тем же.

    Еще в 1870-м году в книге "О выражении эмоций у человека и животных" Чарльз Дарвин сделал попытку изучения человеческих эмоций через внешние проявления. Концепция эмоционального интеллекта (или сокращенно EQ) в современном его понимании возникла в начале XX -го века.

    В 1920 году американский психолог Эдвард Торндайк впервые ввел понятие социального интеллекта как способности человека разумно действовать в отношениях с людьми.

    В 1983 году Говард Гарденер предложил теорию множественного интеллекта, разделив интеллект на внутренний (свои эмоции) и межличностный (эмоци и окружающих).

    Журналист Дэниэл Гоулм а н популяризировал понятие, издав книгу "Эмоциональный и нтеллект" в 1995 году.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Исследователи считают, что занятия медитацией необходимы для развития эмоционального интеллекта

    Как показывают исследования, существует несколько диагностик эмоционального интеллекта.

    К примеру, модель способностей (Ability model), которая рассматривает эмоции как генетически заложенное качество или талант, который можно объективно измерить, как способность к математике или языкам.

    Модель "черты эмоционального интеллекта," исследованием которой занимается наша лаборатория, считает, что эмоциям невозможно дать количественную оценку.

    Программа изучает восприятие человеком собственных эмоций, позволяя тестируемому дать оценку своим чувствам, пройдя тест.

    Дать оценку эмоциям

    Би-би-си: В чем смысл теста? В чем его практическое применение?

    К.П.: Тест состоит из 15 компонентов, или "черт" эмоционального интеллекта, включая способность адаптироваться к обстоятельствам, умение эффективно принимать решения, сопереживать и испытывать счастье.

    Человек оценивает каждый параметр и получает картину своего эмоционального состояния, что позволяет ему обратить внимание на личностные недостатки, о которых он раньше и не задумывался.

    Недавно к нам обратились из подразделения Лондонской полиции. Один из сотрудников, талантливый служащий, который при этом совершенно не умел ладить с коллегами, отличался прямолинейностью и авторитарным характером.

    На работе не знали, что с этим делать.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption По результатам исследования, женщины с высоким эмоциональным интеллектом более довольны своей внешностью

    Полицейский прошел тест, фокусируясь на мотивации, умении принимать решения и взаимоотношениях. Это помогло ему осознать собственное поведение и улучшить отношения с коллегами по работе.

    Эмоциональный интеллект может измерить не только тестируемый, но и близкие ему люди. К примеру, мужчина считает себя оптимистом и вполне счастливым. Но, если попросить пройти тест его супругу, может оказаться, что она видит его пессимистом, неспособным контролировать эмоции.

    Часто люди воспринимают себя не так, как о них думают другие.

    Осмысление эмоций - первый шаг к переоценке поведения.

    В отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно повысить

    Би-би-си: В чем отличие эмоционального интеллекта от IQ (коэффициент а интеллекта)?

    К.П.: Известно, что уровень IQ - объективный показатель умственных способностей, который нельзя изменить. Коэффициент интеллекта предопределяет успех в школе, на работе.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Исследователи отмечают, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на способность работать в коллективе

    Эмоциональный интеллект - это умение человека воспринимать собственные эмоции, которое в том числе влияет на способность работать в коллективе и улавливать настроения коллег.

    В отличие от IQ, который заложен генетически, человек может регулировать и повышать свой эмоциональный интеллект на протяжении жизни.

    Важно понимать, что показатель социальных навыков не менее важен для личного успеха, чем способность логически мыслить или решать математические задачи.

    Факторы высокого эмоционального интеллекта (По результатам исследования "черты эмоционального интеллекта") :

    • Высокий эмоциональный интеллект позитивно влияет на работоспособность
    • Женщины с высоким эмоциональным интеллектом более довольны своей внешностью. Они так же менее склонны к преувеличению "индекса массы тела" - разницы между желаемым весом и действительным.
    • Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны более четко определять эмоции через мимику лица.
    • Ученики с высоким уровнем эмоционального интеллекта пропускают меньше занятий в школе по неуважительным причинам.

    Би-би-си: Какую роль играет эмоциональный интеллект для бизнеса и компаний?

    К.П.: Работодатели обращают внимание на то, что высокие умственные способности не всегда являются критерием, определяющим успех человека на работе.

    Например, нанимают человека с широким послужным списком и высоким показателем IQ, а он оказывается тираном, не способным ладить с командой.

    Именно поэтому все больше крупных компаний обращается к специалистам эмоционального интеллекта за помощью: достаточно поискать в интернете "эмоциональный интеллект для бизнеса", чтобы убедиться в этом.

    Би-би-си: Какой эмоциональный интеллект у политиков?

    К.П.: Есть большая вероятность того, что большинство современных политиков получат высокий балл в тесте "черты эмоционального интеллекта".

    Это связано с завышенным эго и нарциссизмом, которые позволяют лидерам высоко оценивать себя и свои личностные способности.

    Однако это вовсе не указывает на высокий эмоциональный интеллект.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Несмотря на президентский пост, многие считают, что у Трампа отсутствует эмоциональный интеллект

    Можно достичь вершин власти, пользоваться авторитетом и при этом быть неспособным наладить отношения в семье.

    Если обратиться к историческим примерам, образцом мудрого правителя был индийский император Ашока, который обладал сильным эмоциональным интеллектом. Махатма Ганди - другой пример лидера, способного к эмпатии (одной из главных составляющих эмоционального интеллекта).

    Вопрос политики - в мотивации людей у власти. В политической верхушке должны стоять мудрые правители, способные к сопереживанию, а не те, кто стремится реализовать себя за счет управления другими.

    Би-би-си: Как понять, что у меня низкий эмоциональный интеллект?

    К.П.: Чтобы понять, есть ли основания говорить о низком эмоциональном интеллекте, следует обратить внимание на повседневные мысли, поcтупки и эмоции.

    Главные моменты, которые могут быть индикаторами низкого EQ:

    • Неуверенность в себе и cвоих действиях
    • Склонность к чрезмерной самокритике
    • Неспособность находить общий язык с окружающими

    То есть, у людей с низким эмоциональным интеллектом периодически возникают проблемы с самооценкой и общением с другими, однако в то же время они более скромны и непредвзято относятся к окружающим.

    Как быть счастливым и не перегореть?

    Би-би-си: Как повысить эмоциональный интеллект? Существуют ли обучающие материалы, программы для этого? С чего следует начать?

    К.П. : У меня часто спрашивают: как достичь успеха на работе и наладить отношения в семье? Задать такой вопрос, все равно что прийти к доктору за рецептом, не интересуясь причиной болезни.

    Прежде всего необходимо задать вопрос "Кто я есть?", и только затем "Что я чувствую?" Человек должен научиться понимать себя, распознавать свои эмоции и только после этого - анализировать чувства окружающих.

    Image caption Профессор Петридес считает, что начинать изучать эмоциональный интеллект следует с вопроса "Кто я есть?", и только затем - "Что я чувствую?"

    Сделать это непросто. Всю жизнь люди пытаются найти счастье извне. Так заложено системой, в которой внешние достижения - визитная карточка успеха.

    Человек заканчивает школу, поступает в престижный университет, ищет высокооплачиваемую работу.

    Выбирает лучшего спутника жизни, лучший дом, машину. Он постоянно пытается взобраться на стену, которую сам строит. Но это невозможно, потому что достигнув верхушки, кладет сверху еще пару кирпичей.

    В определенный момент человек "перегорает", понимает, что несчастен. Бывает, это случается слишком поздно. В Лондоне много таких людей - внешне успешных и позитивных, которые на самом деле годами сидят на антидепрессантах.

    Задача программы "черты эмоционального интеллекта" - дать человеку возможность перестать искать смысл извне, а вместо этого попытаться заглянуть внутрь себя и понять свою сущность. Захотеть измениться. Главное - искренне.

    Следующий естественный шаг - медитация. Если внутренне человек готов к изменениям, приход в медитацию покажется ему вполне естественным.

    Константин В. Петридес - руководитель психометрической лаборатории, профессор психологии и психометрии в Университетском колледже Лондо на . Профессор Петридес - автор и разработчик тестов программы "Черты эмоционального интеллекта", которые применяются для мировых исследований в этой области.