Болезни Военный билет Призыв

Экзистенциальный подход. Экзистенциальный подход к воспитанию человека

Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики. Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма. Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе. Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки. Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника. Немецкий экзистенциалист О.Ф.Больнов в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др. Человек (и этому надо учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования. Этому очень близка логотерапия В.Франкла, австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295). В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.

Экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП) не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное такими именами как Карл ЯСПЕРС, Людвиг БИНСВАНГЕР, Медард БОСС, Виктор ФРАНКЛ и др.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.



Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать - официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала. Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 - 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, - но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL - его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам - БЮДЖЕНТАЛ.)

Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.

2. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.

3. В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги... все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.

5. ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д. Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.

В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала ЭГП. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает ее из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив лишает свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма.

Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе.

Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки.



Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника.

В.Франкл, австрийского психолога-экзистенциалиста, в своей логотерапии считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения".

В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных.

Теория социализации.

Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках учебно-воспитательного учреждения. Воспитание - это и социальная функция, то есть подготовка молодежи к жизни в обществе. Проблемами социализации занимаются, кроме социологов, философов, и специалисты по педагогическим теориям. За рубежом возникает ряд концепций социализации личности. Основные проблемы, которые в них разрабатываются, таковы: в чем состоит сущность, специфика социализации, каковы ее научно-методологические основы, как она соотносится с образованием, воспитанием в школе, каковы институты и факторы социализации, как влияют теории социализации на практику школы, собственно педагогические процессы.

Проблема социализации личности стала особенно актуальной во второй половине 20 века, так как выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым: урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая дегуманизация общества потребления, агрессивность СМИ и т.д. - все это делает процесс воспитания весьма драматичным. Социализация в самом широком толковании - это "комплексный процесс интеграции индивида в общественные структуры", это процесс усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных ролей, выполняемых каждым в жизни. В ходе социализации личность приспосабливается, адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию называют "вторым, социокультурным рождением человека".

Перед педагогами возникает проблема, как скоординировать разнонаправленные факторы и институты общества, чтобы создать оптимальные условия формирования подростков. В западной социологии и педагогике есть попытки создать общую, междисциплинарную теорию социализации, которая означала бы важный поворот в теории воспитания. Единой теории социализации, однако, нет. Имеются три концепции, которые отличаются преимущественно трактовкой процесса социализации, пониманием ее целей: это адаптивная модель социализации, гуманистическая модель и комплексная социализации, совмещающая обе позиции.

Адаптивная, а также функциональная, жесткая социализация разрабатывалась в рамках социологии структурного функционализма Т.Парсонса и др. Общество представляет систему, со структурой социальных слоев, институтов, норм взаимодействия и т.д., где каждый элемент социальной системы выполняет свои функции. Система стремится к равновесию и стабильности. Одним из механизмов, обеспечивающих стабильность, является социализация. Ее суть в воспроизводстве людей, удовлетворяющих требованиям общества. Поэтому целью социализации является выработка требуемого поведения, личность, усвоившая нормы и выполняющая свои обязанности, функции. Сторонники этого подхода считают одним из главных свойств адаптированной личности конформность, относительно некритическое принятие социальных установлений, следование стандартам. Одни считают, что такая адаптация происходит в основном стихийно, неуправляемо; другие полагают, что ее следует организовывать, координировать и контролировать действие всех субъектов и институтов социализации: школы, семьи, СМИ, сверстников, общин по месту жительства и пр. В этом проявляется вера в решение всех проблем на основе науки, вера в возможность построения системы, управляющей и контролирующей развитие человека в обществе.

В 70-е годы функциональная социализация подвергается критике и в качестве альтернативы обосновывается "мягкая", личностная социализация, суть которой ближе всего выражена в гуманистической педагогике. Социализация понимается как процесс саморазвития человека, поиск им своих возможностей, их реализация. Предполагается, что подросток в процессе социализации проявляет активность, выражающуюся в "педагогическом самоуправлении", самореализации. Задача социализации - формировать не "послушного" функционера, а критическую, автономную личность. Однако такая позиция ведет к другой крайности: от конформизма в первой модели - к личности, уважающей только свое Я, согласно второй модели.

В связи с этими крайними подходами появляется необходимость разработать нечто объединяющее обе позиции, так возникает "комплексная социализация". Цель такой социализации ученые полагают в формировании "позитивно-критической" личности. От человека требуется выполнение норм общества, ролевого функционирования в нем, и вместе с тем признается стремление к индивидуальному росту, внутренней свободе. Необходим человек, способный активно и сознательно взаимодействовать с другими и с окружающей реальностью в целом.

Как же влияют теории социализации на реальный процесс школьного воспитания в западных странах? Следствием теоретических исследований социализации являются новые программы образования, реформирование школы, модернизация содержания образования, методов и форм воспитания в школе, а также организация системы внешкольного воздействия на молодежь. В частности, в школах вводятся специальные предметы, задача которых - формировать знания и поведение, позволяющие школьникам легче вступать в жизнь, например: знание политической и социальной системы страны, мира труда и занятости. Школьники узнают о психологии личности, науке самопознания и саморазвития. На специальных уроках их знакомят также с культурой семейных и межличностных отношений, формируют навыки взаимодействия с людьми. Все эти учебные дисциплины в рамках программ по аффективному воспитанию отличаются от традиционных "академических" предметов своей направленностью на адаптацию личности к жизни в обществе, ее социализацию.

На таких уроках в основном применяются "активные" методы обучения: анализ ситуаций, ролевые игры, тренинги поведения, чувств. Применение этих методов в небольших группах позволяет учащимся осознать личные и общественные проблемы, свои чувства и поведение и вырабатывать желаемые навыки.

Этим же целям служит внеурочная и внешкольная работа с учащимися. Школьники организуют праздники, концерты, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми; учащиеся входят в органы школьного самоуправления; практикуется (особенно в США) игра "Демократия", в ходе которой ученики избирают органы школьного самоуправления, комиссии, составляют планы их работы и таким образом усваивают нормы и правила "большой" жизни, готовятся к выполнению своих ролей в ней.

Целям социализации служит также сеть молодежных центров, обществ, движений, клубов, консультаций, которые имеют разные статусы, режимы работы и используют разнообразные формы и методы занятий. В них школьники, подростки тоже получают знания и навыки отношений с людьми, консультации по учебе, работе, решению конфликтов и пр.

Экзистенциализм (фр. existentialisme ; от лат. exsistentia – существование) – философско-психологическое течение, которое легло в основу одноименной педагогической концепции.

Экзистенциализм считает, что в современном, полном опасностей и тревог мире человеческое существование ("экзистенция") и переживание своего бытия находится под постоянной угрозой (Хайдеггер, Бубер, Камю и др.). Под влиянием социальных условий человек "ломает" или "теряет" свое Я и, как следствие, не может творить мир таким, каким он хочет его видеть. Такое видение мира, характерное для философии экзистенциализма, отражается на положениях педагогической концепции.

Экзистенциализм отличает общее недоверие к педагогической теории, так как воспитание и обучение претендуют на знание объективных закономерностей ребенка, а таких не существует (К. Гоулд, З. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), А. Фаллико (Италия), М. Марсель (Франция), Т. Морита (Япония) и др.). Они считают, что программы, методы и приемы воспитания и обучения не нужны, так как разрушают детскую личность. Единственной альтернативой является так называемый ситуативный подход. Воспитанию детей должны способствовать реальные жизненные ситуации – спонтанные или созданные самим педагогом. Планирование воспитательно-образовательной работы становится "открытым", т.е. педагогу предоставляется возможность отклоняться от плана занятий, учитывая настроение и интересы детей. При этом собственное творчество воспитанников поощряется так же, как и у нас, однако взрослые должны как можно меньше помогать малышам, потому что они не могут понять их замыслов и помешают их воплощению в жизнь. Кроме того, привычные для нас структурированные занятия со всей группой по отдельным разделам – развитие речи, ручной труд и т.д. – не характерны для детского сада. Предпочтение отдается индивидуальной работе и работе в малых группах.

Отметим нюанс. Одним из серьезных положений, которые отличают экзистенциализм как педагогическую концепцию от других, является представление о том, что самобытности личности особенно вредит коллектив, так как в нем дети учатся "уподоблять себя" друг другу. Межу тем, для ситуативного подхода более, чем для других подходов, для воспитателей характерна работа в разновозрастных группах – от 4-6 месяцев до 10-12 лет. Это еще один повод для того, чтобы выступать против использования коллективных методов и приемов обучения.

В экзистенциальной педагогике, как нигде, требуется гибкость воспитательных воздействий.

Воспитателю отводится своеобразная роль в педагогическом процессе. Он обязан прежде всего заботиться о создании своеобразной атмосферы, не ограничивающей процесс самовыражения детской личности. Взрослый просто не имеет права кричать на ребенка. Никогда и ни при каких обстоятельствах. С ними разговаривают как со взрослыми, не меняя лексики. Называют детей полными именами (дети зовут воспитательницу тоже по имени). Уважение к имени ребенка – это признание его права на индивидуальность.

Согласно экзистенциальной педагогике личность является высшей ценностью мира. Между тем, сохранить свою самобытность, обрести возможность выразить свое Я в ситуации общения с другими людьми, существования в обществе практически невозможно: все социальные институты направлены на унификацию поведения личности. Поэтому от воспитателя требуется помочь ребенку обрести устойчивую "внутреннюю нравственность", обучая искусству, говоря языком экзистенциальной педагогики, "смотреть в самого себя".

Правила педагогической деятельности просты.

1. Меньше наставлений , больше дружеского участия. Этот принцип предполагает изъятие из арсенала средств педагогического общения с ребенком фраз-саботажников общения: угроз, приказов, негативной критики, слов-"должников", похвалы с подвохом, диагнозов мотивов поведения детей, несвоевременных советов, убеждения логикой, успокоения отрицанием и т.д. (табл. 12).

Таблица 12

Примеры высказываний-саботажников общения детей и взрослых

Пример саботажника общения

Пример высказывания взрослого по отношению к ребенку или детям

Если вы не сделаете так, как я сказала, то я вас накажу!

Перестаньте бегать! Иначе я всех посажу за столы и заставлю писать буквы!

Не спрашивайте, почему – делайте так, как вам сказано!

Негативная критика

Вечно у тебя все из рук валится!

У тебя всегда какие-нибудь проблемы!

Оскорбительные

прозвища

Такое мог придумать только идиот.

Что можно еще было ожидать от такого неряхи, как ты?

Слова-"должники"

Ты должен вести себя хорошо! Вы не должны злиться!

Похвала с подвохом

Ты такая славная и добрая девочка! Уберись, пожалуйста, в игровом уголке вместо мальчиков!

Диагноз мотивов поведения

Ты специально это сделал!

Ты сделала это нарочно, чтобы позлить меня!

Несвоевременные

Почему ты не сделал это вот так? Просто не обращай на них внимания! Если бы ты..., то...!

"Убеждение" логикой

Нечего тут расстраиваться: вырастешь – все поймешь!

Не плачь! Ты сама виновата!

Давай, я помогу! У тебя не получится!

Отказ от обсуждения темы

Отстань! Мне некогда!

Перестаньте жаловаться друг на друга! Я не вижу тут никакой проблемы!

Соревнование "Я" ребенка и взрослого

  • – Я вчера с мамой и папой была в зоопарке...
  • – А я вчера ездила на дачу. Мы сажали огурцы...

Успокоение отрицанием

Не бойся! Это ничуть не страшно!

Не ругайся! Хорошие мальчики не ругаются плохими словами!

Не обижайся! Это нехорошо!

В связи с этим в некоторых странах, например во Франции, способность воспитателя к эмпатии считается одним из важных профессиональных качеств. Поэтому особенно ценятся такие качества воспитателя, как умение чувствовать себя на месте другого, сопереживать и способность к вступлению в конфликт и его позитивному разрешению.

2. "Протяни руку помощи тем , кто ищет духовную опору в жизни". Этот принцип требует избегания ситуаций, связанных с отказом от обсуждения вопроса, со сменой темы разговора, интересующего или волнующего ребенка, с использованием соревновательных ситуаций, которые часто применяются в ситуациях педагогического общения с ребенком. Напротив, экзистенциальный педагог должен создать такую ситуацию общения, когда проблема ребенка будет осознана "здесь и теперь". В этом педагогу помогает концентрация внимания на способах выражения чувств ребенком, на согласованности его вербального и невербального поведения, на свою интуицию. Часто в экзистенциальной педагогике используются техники и упражнения из гештальт-терапии: когда внимание ребенка обращается на осознание того, что он ощущает (уровень тела), чувствует и думает. Например, ребенку предлагается закончить фразу: "Я должен..." – и заменить ее первую часть на словосочетание "я предпочитаю". Затем новая фраза проговаривается полностью, а ребенок, выражая свое отношение к новому смыслу фразы, начинает по-другому воспринимать себя, свои чувства и мысли в данной проблемной ситуации. Аналогично проводится работа с фразами, начинающимися со слов "Я не могу...", "Я боюсь, что...", и заменяющимися на "Я не хочу" и "Я хотел бы".

Таким образом, в экзистенциальной педагогике большое значение уделяется внутреннему миру ребенка, созданию условий для осознания им единства переживаний, интересов и действий в каждой конкретной ситуации своей жизни – восприятие этой жизни как уникального, неповторимого бытия-в-мире. Особенное значение при этом имеет "погружение" ребенка в это бытие-в-мире и предоставление ему свободы – как писала известный психолог и педагог Ф. Дольто – свободы "быть и стать", права быть понятым и принятым другими, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами но жизни.

От взрослого здесь требуется не просто мастерство, а искусство воспитания. Дж. Аллан, например, рекомендует комментировать только изобразительные действия ребенка: "Ты рисуешь волнистую линию. Теперь она поднимается вверх". Когда ребенок переходит к изображению людей и животных, взрослый может взять на себя функцию антиципации – предвосхищение результата действия ребенка: "Интересно, что будет сейчас делать медвежонок? Что он хочет сделать сейчас посмотрим (ребенок рисует). О чем же он думает? (ребенок объясняет). Что он чувствует? (ребенок поясняет)..." Особое внимание при этом уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств ("И он подумал... И сказал... И сделал... И что из этого вышло"). Важно, чтобы комментированное рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребенка по поводу создания картины мира: нужно, чтобы в процессе комментированного рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации и рассказывание на эту же тему.

3. "Не упускай случая вызвать очищающий бунт против самого себя".

Это сложный момент в работе с дошкольниками, однако приемы общения с ними все-таки разработаны. Например, игра "Работа с чувствами", в основу которой положена идея "инвентаризации чувств" Л. Сибли:

Постройтесь в шеренгу. Если вы согласны с моей характеристикой речки (после чтения рассказа), то перейдите на другую сторону группы.

"Если речка стала злая, то перейдите на другую сторону"

Если она...

Встревоженная

Счастливая

Оживленная – объясните, почему вы остались стоять на месте или перешли?

Возбужденная. Какое слово лучше характеризует образ речки на данный момент – возбужденная или оживленная?

Полна энергии

Испуганная

Оптимистичная

Недовольная

Восторженная

Встревоженная.

Такое ранжирование чувств и состояний другого вызывает у ребенка "инвентаризацию" собственных чувств и зачастую – изменение отношения к проблемной ситуации, потому что в экзистенциальной педагогике считается, что если мы не можем изменить ситуацию, то мы должны изменить свое отношение к ней – и она изменится сама. Взрослые своим примером и метафорами должны показать это своим воспитанникам – могут быть использованы приемы гештальт-терапии и психодрамы.

В гештальт-терапии для осознания борьбы противоречивых мыслей и чувств внутри себя используется прием "двух стульев", когда один и тот же человек, ребенок представляет себя то в роли нападающего, то в роли защищающегося, пересаживаясь с одного стула на другой и рассказывая проблемную ситуацию, которая его волнует. Воображаемый диалог позволяет в этом случае не только стать на чужую точку зрения и понять ее, но и постепенно интегрировать контрастирующие части своего Я.

По похожему принципу построена методика драматической психоэлевации И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой (разработана на основе психодрамы Якоба Морено). Ее основной смысл заключается в том, что, работая с детьми и помогая им справиться с трудностями, взрослый не пытается искоренить их недостатки, сломать ребенка. В процессе индивидуальных и подгрупповых занятий происходит выделение патологической доминанты, характерной для ребенка, и разыгрывание этюдов, связанных с ней. При этом и положительную, и отрицательную роль берет на себя сам ребенок. Основной целью данной работы в соответствии со вторым принципом экзистенциальной педагогики становится повышение самооценки ребенка, создание максимально благоприятного психологического климата вокруг него, чтобы ребенок захотел измениться, стать таким, каким его увидел взрослый.

Как вы считаете, с чем связывалось появление данного стремления в экзистенциальной педагогике? Действительно, согласно экзистенциальной педагогике, целью воспитательных воздействий может выступать только подсознание (настроения, чувства, импульсы, интуиция) – сознание, интеллект и логика имеют второстепенное значение. В основу педагогической концепции ложится принцип: "Посрамляй этикой логику". Предполагается, что при этом удачно сочетаются цели этического воспитания, или воспитания "простых добродетелей" – "веры, надежды, благодарности" (О. Больнов, Германия), с индивидуальными формами обучения и воспитания детей.

М.И. Рожков

Двадцать первый век принес нам не только новую карту мира, новые технические изобретения, но и новые требования к образованию и воспитанию человека. Грядет информационная революция, все больше в жизнь людей входит глобальная сеть интернет, изменяется характер человеческих отношений. Если в ХХ веке главной задачей было сформировать человека взаимодействующего с другими людьми, готового переработать информацию предлагаемому ему педагогами, то в XXI веке задача приобретения и личной трансформации информации становится индивидуальной задачей каждого человека. При этом задача развития индивидуальности становится все более значимой как для каждого человека, так и для общества в целом.

В связи с этим необходим поиск новых концептуальных подходов к осмыслению педагогических процессов и разработке новых педагогических технологий и методик.

Педагогическая теория только тогда представляла какую-либо ценность, если она базировалась на четких философских позициях. В зависимости от этих позиций и формировался методологический аппарат науки. В данной статье мы попытаемся построить новую концепцию педагогики с позиции экзистенциального подхода.

Философским основанием данной теории является экзистенциализм как учение, утверждающее, что существование человека, его экзистенция (как способ личностного бытия) предшествует его сущности. Это означает, что человек свободен, что он сам творит свое бытие. «Для экзистенциалиста, - отмечает Ж.-П. Сартр, - человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.»1

Множество известных философов были приверженцами идей экзистенциализма. С самого начала возникновения этого философского учения (ввел в научную литературу этот термин, считается датский философ С. Кьеркегор) появились различные направления этого учения. В последствии К. Ясперсом был обоснован христианский экзистенциализм, а М. Хайдеггером - атеистический экзистенциализм.

Экзистенциальная философия призвана восстановить утраченную связь человеческого сознания и бытия: она использует все объективное знание и мышление, выводящее человека за пределы знания, чтобы помочь ему стать самим собой.

Все философы-экзистенциалисты считают важнейшей категорией, отражающей суть данного учения, различные события, происходящие в жизни человека. При этом важнейшими из них являются две точки жизненного экстремума: рождение и смерть. При этом особое внимание уделяется таким фактам человеческого бытия как любовь и творчество.

Н.А. Бердяев считал, что личность невозможна без любви и жертвы, без выхода к другому, другу, любимому. В основе всей его философии Н.А. Бердяева лежит утверждение, что мир есть часть человека, а не человек -часть мира.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм: Сумерки богов. - М., 1989. - С.

По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя сделал».1 Человек, по словам философа, -это существо, которое устремлено к будущему, он, прежде всего проект, который переживается субъективно. Это есть, согласно Ж.-П.Сартру, первый принцип экзистенциализма.

Несмотря на различия философских взглядов экзистенциалистов, общее что их объединяет это акцент на понимание человеком самого себя и доминирующего влияния этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности.

Психологи - экзистенциалисты пытались использовать идеи экзистенциальной философии для понимания сущности психических процессов и оказания психотерапевтической помощи клиентам. Ролло Мэй, выделяя принципы экзистенциальной психотерапии, подчеркивает стремление человека к центрированности, сохранении своего существования, субъективной стороной этого стремления является осознание. При этом он подчеркивает, что собственно человеческой формой сознания является самосознание, которое помогает человеку переживать себя как субъекта, которого окружает мир.2

Для понимания экзистенциального подхода к педагогике необходимо обратится к трудам известного психолога В.Франкла, который пытался рассмотреть важнейшую категорию экзистенциальной психологии: смысл человеческого существования.

Свобода, в понимании В. Франкла, это, прежде всего, свобода стать иначе. Экзистенциальный анализ считает человека существом,

1 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм: Сумерки богов. - М., 1989. - С.

2 См.: Р.Мэй. Экзистенциальные основы психотерапии. В кн. Экзистенциальная психология. М.: Апрель-пресс, 2001. С. 61-62

ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям. В этом качестве человек характеризуется двумя онтологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне его. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности помогают человеку быть, в определенных пределах, самодетерминирующимся существом.

Свобода у В. Франкла, это, прежде всего, свобода воли как свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода прислушиваться к своей совести и принимать решения о своей судьбе. Свобода воли противостоит судьбе, но находится у нее в зависимости, поскольку человек пользуется ей в пределах своей судьбы, благодаря свободе воздействует на судьбу.

Возвращаясь к вопросу о смысле существования, В. Франкл отмечает, что стремление к нему обладает ценностью для выживания. Говоря о смысле человеческого существования, он указывает на наличие сверхсмысла, который превосходит познавательные способности человека, и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно поэтому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща.…. Смысл должен быть найден, но не может быть создан».1

Человеку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла и на том основании, что смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку.

Несомненно, что для понимания сущности экзистенциального подхода можно было проанализировать труды и других психологов. Но для нас наиболее значимо оказались труды В.Н. Дружинина, который в своей книге «Варианты жизни или очерки экзистенциальной психологии» высказал важные для понимания педагогического аспекта экзистенциализма концептуальные идеи.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. С.36.

Рассматривая различные варианты жизни человека, он подчеркивает, что «чистые» варианты жизни являются идеальными типами и редко реализуются в реальности. Жизнь каждого среднего человека мозаична: в ней представлены ритуалы и «подготовка к жизни», выпивка и любовь на лоне природы, рабочие обязанности и хобби. Как из деталей конструктора, собирается из разноцветных кусочков времени наша единственная и неповторимая жизнь.»2

В.Н. Дружинин справедливо считает, что мы должны благодарить «судьбу и случай, который забросил нас в этот крохотный участок «пространства-времени», в эпоху, когда можно - я надеюсь - думать, говорить и действовать в соответствии со своими желаниями и способностями, не рискуя многим, когда можно созидать свою уникальную жизнь.»3

Наибольший интерес для наших исследований представляет психологическая теория преодоления, разработанная Р.Х Шакуровым, основной категорией которой является барьер, преодолеваемый человеком и определяющий его развитие.1

В данной статье основной нашей задачи является рассмотрение педагогического аспекта экзистенциализма, используя такие ключевые понятия как: бытие, смысл жизни, цель жизни, свобода, ответственность, решение и выбор, жизненная позиция, представление о человеке и др.

Экзистенциональный подход к педагогике имел множество предпосылок в трудах философов и психологов. Практически все, кто разрабатывал идеи экзистенциональной философии или психологии экстраполировали их на проблемы воспитания и образования человека.

Как скрытая идея экзистенционального подхода отражается во многих педагогических трудах как прошлого так и современности.

Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М, 2000. С. 133 3 Там же. С. 134 1 См.: Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (механизмы психодинамики). Казань, 2001.

Еще Мишель Монтень в 16 веке подчеркивал то, что все что нужно ребенку должно достигаться его собственным опытом. Ж.Ж. Руссо в 18 веке подчеркивал важность воспитания человека, который не от кого бы не зависел, ценил и умел защищать свою свободу.

Идеи экзистенциализма широко проникли в западную педагогику в 20 веке. Они нашли широкое отражение в работах Д.Дьюи, Р. Штайнера, М.Монтессори и других известных педагогов. Особо необходимо выделить исследования Л. Колберга, который считал, что формирование у детей справедливости как экзистенциального свойства означает формирование их нравственности в целом. При этом им был разработан метод дилемм, который по сути был направлен на формирование нравственного выбора.

Внедряемая в нашу отечественную школу в 20-м веке коммунистическая педагогика сводила на нет субъективную роль человека в своем развитии и практически не решала задачу развитию индивидуальности. Несмотря на это ряд известных педагогов стремились к реализации субъектного подхода в обучении и воспитании учащихся. Это прежде всего П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, С.Т. Шацкий и др.