Болезни Военный билет Призыв

Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка Основные этапы реализации данной программы

Разделы: Внеклассная работа

В мире, где мы живем и трудимся, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все науки о природе и человеке. Однако, знания, получаемые учащимися в школе на протяжении всех лет обучения, представляются в разобщенном виде, не связанные между собой общими законами. Отсюда неумение школьников соединять получаемые знания в сознании и сделать так, чтобы каждый момент получения знаний был одновременно формированием целостной картины представлений о природе. Вопрос обеспечения непрерывного экологического образования учащихся способствует реализации идей интегрированного подхода к преподаванию предметов естественно-математического цикла.

Вопросы, связанные с воспитанием экологически грамотной личности могут успешно решаться не усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на межпредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим с 1997 года в школе создана творческая группа учителей естественно-математического цикла. Цели и задачи работы нашей творческой группы по развитию экологической культуры у школьников исходят из задач работы школы, в которой приоритетным является эколого-краеведческое направление в воспитании и обучении.

В условиях сельской школы актуальность данного опыта очевидна. Малокомплектность классов, более высокий коэффициент сплоченности коллектива сельских школьников по сравнению с городскими, большие возможности практических полевых исследований, удобство ведений фенологических наблюдений создают благоприятные условия для организации целенаправленного воспитательного воздействие на личность ученика с целью повышения уровня его экологической культуры.

Цель педагогической деятельности: формирование экологической грамотности и культуры личности, воспитание чувства ответственности у учащихся для решения экологических проблем через единство воспитательной и образовательной деятельности.

В организации работы по развитию экологической культуры, мы придерживаемся следующих определений этого понятия в методической литературе.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

  • интерес к природе;
  • знания о природе и ее охране;
  • эстетические и нравственные чувства к природе;
  • позитивная деятельность в природе;
  • мотивы, определяющие поступки детей в природе.

В своей работе творческая группа придерживается идеи того, что экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:

  • семья;
  • детские дошкольные учреждения;
  • школа;
  • внешкольные воспитательные учреждения;
  • средства массовой информации;
  • самовоспитание.

Основные направления и виды деятельности.

Наши дети посещают детский сад «Солнышко», одним из направлений воспитательной работы – является экологическое.

  • Экологизация предметов естественно – математического цикла, на всех ступенях образования
  • Значимая часть в организации непрерывного экологического образования учащихся творческая группа отводит внеурочной и внеклассной работе по природоохранным мероприятиям. Работа строится на основе авторской программы «Экологического воспитания учащихся по внеклассной работе».

Основные этапы реализации данной программы:

Занятия в кружках:

1. Знатоки родного края – Гайтанова Н.Н.
На занятиях объединения «Знатоки родного края» реализуется программа География Гусь-Хрустального района, целью которой является развитие интереса учащихся к истории и географии и экологии своего района, города, деревни, формирование у них знаний об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.

2. Юный эколог – Крылова Т.В.
На занятиях объединения «Юный эколог» реализуется программа юные экологи родного края с целью воспитания у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.

3. Мой друг, компьютер – Русакова С.Л.
На занятиях объединения «Мой друг, компьютер» внедряется применение ИКТ в системе непрерывного экологического образования, что способствует быстрой адаптации учащихся к трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.

4. БИГ (биология + информатика + география).
На занятиях объединения интегрируются знания учащихся, полученные на уроках географии, информатики и физики.
Руководители: Гайтанова Н.Н., Русакова С.Л., Крылова Т.В.

Некоторые формы проведения внеурочных занятий

1. Организация экскурсий для учащихся начальной школы.

Например. Экскурсия с целью знакомства с природой и жизнью леса, луга, пойма реки, населяющими их насекомыми, животными и птицами; пропаганды охраны природы;

Первая остановка. Руку дружбы – природе.
Вторая остановка. Дети – дозорные природы.
Третья остановка. Защитим пернатое племя.
Четвертая остановка. В лесу родилась елочка.
Пятая остановка. Золотой луг.

2. Организация экскурсий и занятий в школьной комнате боевой славы и краеведческого уголка.

3. Проводятся мероприятия под общим названием «Час открытых дверей в кабинете физики и химии». Это мероприятия, проводимые учителями или учащимися старших классов для учащихся среднего звена. Их содержание составляют занимательные истории, опыты, викторины, фокусы, стихи, сценки, связанный с физикой, химией, биологией, экологией (Зимняя сказка, В защиту природы, Путешествие по временам года).

4. Традиционное ежегодное проведение экологического марафона. Данный проект представляет собой комплексную программу – цикл творческой экологически-ориентированной деятельности учащихся. Проект решает такие задачи, как:

  • пробуждение в юных интереса к окружающему миру;
  • информирование школьников об экологической ситуации в районе;
  • распространение экологических связей;
  • объединение школьников для решения экологических проблем.

Заключительным этапом марафона является заседание КОАППа. (Приложение 1 )

5. Организация школьной экологической тропы. Цель создания – организация учебной и просветительской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Остановки:
«Речка Гром-Платина», болотце, березовая роща, родники и источники чистой питьевой воды, лесопосадка, спас-Преображенский храм.

6. Работа по созданию школьного лесничества.
Немаловажным шагом в развитии экологической культуры являются наблюдения в природе. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
При организации наблюдений в природе мы пользуемся обобщенной схемой обследования предмета.

Примерная схема наблюдения животного

1) Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделить отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2) Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравнить с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия.
3) Особенности и роль данного животного в жизни человека.
4) Интерпретировать воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

7. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Темы исследовательских работ, выполненные учащимися.

  • Исследование погоды по народным приметам.
  • Флора и фауна НП «Мещера»
  • Презентация проекта «Птицы – краснокнижники НП «Мещера»
  • Зимородок – птица года.
  • Флаг, герб и гимн – гордость Российского народа.
  • Славься край своими сынами.
  • Есть женщины в русских селеньях.
  • История храма Преображенье.
  • НП «Мещера».
  • Исследование видов лекарственных растений в окрестности деревни Аксеново.
  • Устойчивость растений на биогумусе и гумистаре к химическим препаратам.
  • Исследование муравейников в окрестности деревень Маслиха, Красный Октябрь, Цикуль.
  • Антропогенное влияние на численность муравейников.

8. Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края сочетается с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников, охраной муравейников, подкормкой птиц.

Участие в трудовых акциях:

  • Мусору – вторая жизнь.
  • Зеленая стрела.
  • Помоги птицам.
  • Сохраним нашу землю голубой и зеленой.

По-видимому, теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И тем не менее люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей… Так что задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Противоречия между обществом и природой сейчас достигли не просто большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу: дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человека как биологического вида. Только раннее формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Приложение 2 . Отчет о проведении «Марша парков-2008»

Ирина Коваленко
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка

Консультация.

Тема : «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения , воспитания и развития ребенка ».

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать : стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения , включая и подрастающие поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту и всему живому, только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. Поэтому тема экологического воспитания в детском дошкольном возрасте так актуально.

Основная цель : воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи педагогов сводятся к следующему :

1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным.

2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы.

3. Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе , крае, мире и о влиянии её на здоровье людей.

Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием . Изучение материала, составляется с учетом возрастных особенностей детей. По принципу «от простого к сложному» ; С развивающим компонентом ; основывается на принципе повторяемости.

Занятия проводятся простые и комплексные. Концепция, дошкольного воспитания , нацеливает на использование, нетрадиционных форм занятий, с детьми («КВН» , «Что? Где, Когда» , «Поле чудес» , «Секреты лесовик» , «Айболит» ). Интересны комбинированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной ) .

Формы и методы работы используются самые разнообразные . Это экскурсии; наблюдения; рассматривание картин; занятия-беседы, познавательно - эвристического характера. Разнообразные сюжетно – ролевые ; дидактические и развивающие игры ; игровые упражнения; эксперименты и опыты; экологические тесты и задачи ; видео, аудиозаписи и т. д. Детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) . Например, связь живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле) .

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение видеть, делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки) . Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему» и зачем».

Очень нравятся детям народные приметы. Надо объяснять им, народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. А сколько будет радости, когда приметы эти подтвердятся собственными наблюдениями.

В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака., наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки.

Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей , дает возможность формировать любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. Чуковского, С. Маршака, Л. Барто, С. Михалкова и других. Очень любят малыши сказки о животных, их привлекают легкие шуточные, стихи стихи-потешки.

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребят и проводиться в увлекательной форме. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности, в игровой форме, в «лаборатории природы» . На таких занятиях дети, узнают : «какой песок - сухой или мокрый» , «что тонет в воде – камень, песок или дерево» «что происходит с зажженной свечёй, если её закрыть банкой» , «как можно обнаружить воздух «и так далее.

Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания , совместно с музыкальным руководителем проводят музыкально – экологические развлечения и праздники , вечера досуга(«люблю березку русскую» , «на Кубани родились мы» , кукольные театры, на экологические темы , очень нравятся дошкольникам.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей природной среды : 1. Познавательному развитию ребенка . 2. Эколого – эстетическому развитию . 3. Оздоровлению ребенка . 4. Формированию нравственных качеств ребенка . 5. Формированию экологически грамотного поведения. 6. Развитию сенсорных , творческих, умственных способностей. 7. Экологизация различных видов деятельности ребенка .

В каждой группе должен находиться : * Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать) * Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними (например, посажен лук) . Здесь же находятся книги, иллюстрации содержащие информацию о растениях, животных, природных явлениях. Календари природы и так далее. *Выставочный уголок. На занятиях по программе дошкольники рисуют, делают поделки, работы выставляются в уголок. Здесь же можно проводить выставки, вывешивать фотографии детей и родителей во время общения с природой.

Нетрадиционный элемент развивающей предметной среды – Альпийская горка. Это композиция из множества разнообразных растений и другого природного материала. Её можно сделать на территории детского сада или в группе «Мини – альпинарий» , например в аквариуме.

Большое значение имеет правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщение детей к регулярному труду. Выращивание цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Еще более ценное значение имеет наличие на территории детского сада огорода, где дети могут самостоятельно выращивать овощи. Дети, занимавшиеся посадкой, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами и овощами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков, обучая ребят , простейшим приемам труда нужно объяснить необходимость и целесообразность этого труда . Научить испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края. Уголок «Я родился на Кубани» поможет детям больше узнать о природе родного края. Здесь можно поместить иллюстрации, фотографии с изображением природы Кубани , достопримечательностями города-курорта Анапа. Создать отдельные папки «Анапа осенью» , «Весна в Анапе» .

Чтобы расширить представления детей, усилить их впечатления, надо проводить целевые прогулки и экскурсии. Можно организовать, в выходной день, экскурсию, вместе с родителями, в дельфинарий или встречу на набережной, у моря. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизируются. Параллельно можно проводить работу с народным календарем.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд . Здесь и слова знаменитых людей; статьи, воспитывающие добрые чувства , милосердие, бережное отношение к природе, дающие конкретные экологические знания .

На специальном родительском собрании «Природа – любовь – красота» : родителей знакомят с предметом экологии , обговаривают принципы экологического воспитания ребенка в семье .

На протяжении всего учебного года в уголке для родителей или специальных папках даются рекомендации, консультации, родителей знакомят с результатами обучения детей .

Воспитатель , проводит индивидуальные беседы с родителями, предлагает сходить с детьми рассмотреть те или иные объекты (например «Цветочные часы» , «Фонтаны» и т. д., советует какие книги прочитать, какие стихи разучить.

Организует различные мероприятия с участием родителей. Осенью «Праздник урожая» . «Птицы улетели» . Вначале апреля «День птиц» . Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дается домашнее задание : сделать дома поделку из природного материала, смастерить скворечник или осенью смастерить кормушки для птиц. Провести соревнования : «Папа, мама и я – здоровая семья» .

Таким образом , воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту – одна из важнейших задач, решая которую необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать всех детей, пробудить у них желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.

С.А. Фоменко МОУ ДОД ЦЭВД, г. Стрежевой
На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.
Экологическое образование должно стать непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности, направленным на формирование системы научных и практических знаний, умений обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью.
Особая роль в реализации непрерывного экологического образования принадлежит учреждениям до-полнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Здесь удается создать условия для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся, когда знания, полученные в школе, становятся личностно-значимыми: оказать помощь в социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
В Центре экологического воспитания детей г. Стрежевого создана модель непрерывного экологического образования подрастающего поколения, реализация которой поэтапно формирует экологическую культуру ребенка, включающую в себя: - дошкольное экологическое образование воспитанников детских садов;
экологическое образование учащихся 1-4-х классов, так называемая "Школа раннего развития";
экологическое образование учащихся 5-8-х классов - "Школа выбора";
экологическое образование учащихся 9-11-х классов - "Творческая лаборатория".
Цель системы непрерывного экологического воспитания и образования - формирование ответственного отношения каждого человека к окружающей среде и обучение навыкам компетентного приятия решений в процессе природопользования.
Педагогические задачи экологического образования:
обучение знаниям о взаимосвязи природы общества и человека;
формирование практических умений в разрешении экологических проблем;
воспитание и выработка ценностной ориентации, мотивов, потребностей и привычек, активной деятельности по охране окружающей среды;
развитие способности анализировать экологические ситуации и оценивать состояние окружающей среды.
Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность учащихся расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность.
Дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об ок-
ружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.
С этой целью реализуются такие образовательные программы, как: "Природа наш дом", "Природа глазами души", "Юные натуралисты", "Юные экологи", "Валеология", КВД "Изюминка".
В дошкольном возрасте и в начальной школе эмоциональному развитию детей способствуют экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, поделками, чтением сказок, сочинением сказок и рассказов на экологическую тему.
При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры и труда. Это способствует выработке у учащихся умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии. В процессе реализации этих программ большое внимание уделяется работе учащихся со специальной литературой под руководством преподавателей, освоению различных методик исследования, приобретается опыт выступления перед аудиторией.
Действует городская экологическая конференция исследовательских проектов "Первые шаги в мир науки" ориентированная на учащихся младшего и среднего звена школ города и воспитанников центра. Тематика работ отличается большим разнообразием: "Влияние моющих и чистящих средств на чистоту посуды", "Особенности атмосферного дыхания аквариумных рыбок", "Березкины слезки", "Влияние состава почвы на рост растений", "Контейнерные композиции в интерьере школьного коридора", "Влияние разных стилей музыки на животных" и т.д.
Для учащихся среднего звена (5-8-е классы) разработаны программы: "Цветоводство - растениеводство", "Цветоводство", "Ландшафтная архитектура", "Фитодизайн интерьера", "Фенологи", "Кактусоводы", "Орнитологи", "Микробиологи", "Зоологи", "Аквариумисты", "Помоги себе сам", "Чудеса природы", "Валеология", "Час занимательной Биологии", "Час занимательной Зоологии", пресс-клуб "Экологический вестник", театр цветов "Фея".
Учащиеся занимаются в различных объединениях экологического направления по интересам, углубляя и расширяя свои знания в конкретных областях: цветоводстве, овощеводстве, аранжировке и фитодизайне, микробиологии, зоологии, аквариумистике, краеведении, здоровье человека и т.д.
Занятия объединений проводятся на базе теплиц отдела растениеводства, в которых собрана коллекция экзотических растений, на опытническом участке расположен дендрарий с акклиматизированными деревьями и кустарниками 39 видов.
Зоологический отдел располагает выставочными залами: "Аквариумное рыбоводство" (более 60 видов рыб), "Террариум" (34 вида животных), "Декоративное птицеводство" (20 видов птиц), а также богатым гербарным материалом и энтомологическими коллекциями.
Программы, по замыслу авторов, призваны не только развивать знания о взаимодействии человека и природы, но и способствовать развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Для этого используются задания, ориентированные на личность учащегося и вызывающие его сопереживание, восхищение, тревожные чувства, связанные с состоянием окружающей среды.
Формирование экологической культуры у школь- ников старшего возраста (9-11-е классы) осуществляется исходя из того, что в старших классах проис-ходит обобщение экологических знаний о предметах историко-обществоведческого и естественно-научного циклов. Важно соотнести полученные знания об экологических проблемах области с национальными и глобальными проблемами, выявить их общие черты и особенности, сопоставить общечеловеческие ценности с ценностными ориентациями учащихся.
На третьей ступени экологического образования реализуются: программа "Школа экологических знаний" и индивидуальные консультации с членами научного общества учащихся.
Главная задача данных программ - воспитание экологической ответственности у учащихся. Связь человека с природой и воздействие его на окружающий мир раскрывается с помощью таких понятий, как "ценность природы", "антропогенный фактор", "мо-ниторинг", "экологическая проблема".
Преимущество отдается комплексным экологическим экспедициям, рейдам, походам, т.к. одним из условий реализации непрерывного экологического образования является взаимосвязь теоретической и практической работы по изучению окружающей среды.
Нужно отметить, что на всех ступенях экологического образования неотъемлемым компонентом является опытническая и исследовательская работа как основное средство активизации познавательной деятельности учащихся и формирования экологического мышления.
Учащиеся 9-11-х классов, входящие в "Научное общество учащихся", все чаще и чаще при написании научно-исследовательских работ обращаются к социальным проблемам своего города, разрабатывая темы: "Проблемы озеленения г. Стрежевого", "Окружающая среда и здоровье жителей г. Стрежевого", "Городская среда - как среда обитания человека" и др.
Одновременно с этим для работы на учебно-опытническом участке составляются проекты практической направленности. Так в течение 5 последних лет реализован проект "Выращивание сирени виргинской из семян в условиях Крайнего Севера". Жителям города и организациям передано более тысячи саженцев.
В августе 2005 г. совместно с городской станцией туристов нами был организован выездной летний экологический лагерь в устье реки Стерлядка (приток р. Обь, Александровский район), а в июле 2006 г. организованна выездная экспедиция на озеро Голубое. По итогам экспедиций проведен качественный и количественный анализ болезней древесных пород, видового состава, численности и проективного покрытия травянистых растений и лишайников. Собраны гер- барные экземпляры растений, составлены паспорта водных объектов, проведена паспортизация муравейников, очищена от мусора прибрежная территория. Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения полевых экологических экспедиций, как нельзя лучше отвечают целям школьного и дополнительного образования.
Внедрение опытно-исследовательской работы в организацию учебного процесса потребовало от педагогов Центра пересмотреть содержание образовательных программ и сделать упор на практическую деятельность, в результате этого от 30 до 50% учебного времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, опытнической работе.

г.Советский, ХМАО-Югра

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чащихина Е.Е., педагог дополнительного образования

МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И. Т.,

г.Советский, ХМАО-Югра

Желание каждого педагога воспитать компетентную, ответственную личность, это требование времени, подкрепленное законодательством. Формирование личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализации и творческого саморазвития . Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений.

Моя педагогическая задача: воспитание экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.

В рамках моей деятельности модель непрерывного экологического образования (далее нэо) подрастающего поколения имеет три ступени.

Первая ступень представлена одногодичной программой «Игровая экология» рассчитанная на детей дошкольного возраста и реализуемая на базе детского сада «Тополёк». Целью программы является: создание условий для формирования личности ребёнка, обладающей экологическим мировоззрением.

Вторая ступень – реализация программы «Ребятам о зверятах», направленная на развитие детей младшего школьного возраста, рассчитанная на 3 года и реализуемая на базе мини-зоопарка Центра «Созвездие». Цель программы: формирование экологической культуры детей посредством общения с животными мини-зоопарка.

Третья ступень представлена трехгодичной программой «Лесной патруль», рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, реализуется на базе Советского лесхоза. Цель данной программы: создание условий для воспитания у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.

Процесс активизации и социализации личности прослеживается от знакомства с ребенком и его родителем до профессионального самоопределения выпускника объединения.

Актуальность моей деятельности заключается в том, что:

1. В условиях дополнительного образования имеется больше возможностей для непрерывного подхода к рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

2. В формирование и повышение уровня экологической культуры воспитанников осуществляется через нэо посредством использования современных педагогических технологий, усовершенствованных методов и форм обучения;

3. Развитие непрерывной системы экологических знаний и умений, эмоционально-ценностных ориентаций воспитанников протекает посредством постоянного совершенствования программно-методического сопровождения деятельности детей.

Активизация и социализация личности как и модель нэо трёхступенчата. На каждой ступени воспитанник должен обладать своими характерными признаками социализированности.

На первой ступени активизация и социализация личности осуществляется через образно-эмоциональное обучение. На второй ступени через проектное обучение. На третьей ступени через проблемное обучение. Обучением в сотрудничестве охвачены все ступени.

Основными показателями уровня социализации личности являются деятельность (образовательная, социально-значимая), общение и самосознание.

Рассмотрим социализацию личности на каждой ступени подробнее.

Дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. На занятиях первой ступени большее время уделяется различным видам деятельности, меньшее время на самосознание. Приоритетными технологиями в образовательной деятельности для младших воспитанников являются такие технологии как игровая, обучения ЗОЖ, ИКТ и технология сотрудничества. На данной ступени я организую экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, изготовлением поделок, сочинение сказок и рассказов на экологическую тему. Общение на данной ступени внутригрупповое, т.е. межличностное. Развитие самосознания реализуется через простейшие формы рефлексии. На данной ступени осуществляется реализация технологии сотрудничества: ребята проявляют активность при участии в массовых мероприятиях (в т.ч. природоохранных акциях), а родители им в этом помогают. Следующая используемая технология - игровая. Как вы знаете, игры бывают разные: активные и пассивные. Чаще для этого возраста я использую активные игры. ЗОЖ технология реализуется не только посредством активных форм деятельности, но и посредством практики. Например, на занятии по теме «Лекарственные растения» раскрывается польза для здоровья при их употреблении. На первой ступени используется также ролевая технология, где ребята примеряют на себя различные социальные роли, например роль педагога. Дети при помощи родителей готовят определенную информацию, а затем представляют её другим ребятам.

На второй ступени средством активизации личности является технология развивающего обучения. Основу активизации личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир в сотрудничестве с другими воспитанниками. Использование метода проектов на данной ступени, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему объединения открытой для активного участия родителей. На данной ступени я не только формирую знания о взаимодействии человека и природы, но и способствую развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Воспитанники данной ступени закрепляют свои знания на практике и являются первыми помощниками сотрудников зоопарка. К концу уже второго года обучения каждый воспитанник знает, как найти подход к каждому животному, какое у него настроение и чем вкусным можно его угостить. На переменах и в свободное время большинство воспитанников навещает своих любимцев. На фоне такого общения у ребят рождаются мини проекты о своих питомцах. Игровая технология на данной ступени сохраняется, но меняется форма и содержание игр. Характеристикой социализированности воспитанников на данной ступени является: высказывание детьми своих идей; проявление доброжелательности в оценках работ других; осознание значимости посещения детского объединения; стремление исправить указанные ошибки. Преимуществом развивающей технологии с личностно-ориентированным подходом является развитие индивидуальных качеств. Ребята учатся выступать и защищать свою точку зрения. Что влечет за собой личностную самореализацию. При подготовке мероприятий мной используется интеграция развивающего обучения и проектной деятельности. Ребята выполняют несложные проекты. Например, участие воспитанницы с проектом «Особенности ухода за комнатным растением» в экомероприятии «Цветы – начало всей красы».

Нужно отметить, что на третьей ступени экологического образования неотъемлемым компонентом является проблемное обучение как основное средство активизации познавательной деятельности воспитанников и формирования экологического и критического мышления. Внедрение проблемного обучения, проектно-исследовательской работы в организацию учебной деятельности потребовало пересмотра содержания образовательной программы и упор сделан на практическую деятельность, в результате этого больше времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, проектной работе. Занятия на экологической тропе доставляют воспитанникам много эмоций, в тоже время часть тем для исследовательских проектов связано с экологической тропой. Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность воспитанников расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность. При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры (деловой, ролевой) и труда. Это способствует выработке у воспитанников умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии, приобретается опыт выступления перед различной аудиторией. На данном этапе расширяется общение с социальными партнерами, на занятия привлекаются специалисты лесхоза и природоохранных предприятий города. Воспитанники старшей группы самостоятельно разрабатывают театрализованные выступления для детских садов и начальной школы и выступают перед данной аудиторией. В проекте «Экотеатр» задействованы все воспитанники старшей ступени. У каждого своя роль (сценарист, актер, оформитель и т.д.). При подготовке к значимым экологическим мероприятиям применяю с подростками метод дебаты, мозговой штурм.

Посредством нэо у участников программ формируются такие компетенции как:

Умение планировать деятельность объединения в различных массовых мероприятиях;

Владение способами систематизации и получения информации;

Проявление творческого подхода к делу;

Умение анализировать свои достижения в процессе деятельности;

Предположение перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности;

Понимание значимости своей работы;

Демонстрировать навыки сотрудничества, приобретенные в объединении и переносить их в другие социальные группы; особенно ярко это выражено в ходе проведения окружных слетов, где ребятам приходится взаимодействовать не только между собой, но и с представителями школьных лесничеств из различных городов.

Результатами реализации программ является

- увеличение числа воспитанников;

- увеличение числа участников конкурсов, занявших призовые места. Особенно мы гордимся, тем, что уже три года подряд команда воспитанников старшей группы является победителями окружной сетевой имитационной игры «Глобальный вопрос», хочется отметить, что в прошлом году ребята смогли обойти команды из таких городов как Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Сургут, проявив свои знания, сплоченность и находчивость. В этом году из 70 команд России, ребята заняли почетное 4 место;

Увеличение количества воспитанников принявших участие в мероприятиях учреждения, города, района, таких как: экомарафон, районный и окружной слет школьных лесничеств, международный молодежный экофорум, природоохранные акции «Кедросад», «Кормушка», «Елочка». К социально значимым делам, в которых принимают участие воспитанники относятся трудовые десанты, субботники, акции «Чистый лес».

Ежегодно мной ведется мониторинг приобретенных воспитанниками компетенций, заполняется карта участия в различных мероприятиях и достижений воспитанников.

В заключении подведу итог - социализация является одним из путей решения задачи ответственности человека перед природой, обществом и каждым конкретным человеком. Система нэо и внедрение инновационных форм:проектная деятельность, дебаты, совместная деятельность, тренинги по формированию социальных навыков, позволяют быстрее решать проблемы социализации воспитанников.

И хочется сказать, что активизация и социализация личности может осуществляться только в системе нэо с привлечением социальных партнеров.

Улучшая показатели социализации такие как: «деятельность», «общение», «самосознание» воспитанники приобретают определённую ценностную структуру, умение общаться, а значит, легко интегрируются в обществе.


Введение

Обратиться к данной теме заставила с каждым днем обостряющаяся ситуация с положением ботанических садов России. Причем тут непрерывное экологическое образование (НЭО) могут спросить многие. Вот в этом-то вся проблема и самого образования и собственно ботанических садов. И вместе с ними полевых баз учебной практики вузов, полевых биостанций, полигонов, лесоопытных и т.д. и т.п. Проблема в том, что из системы НЭО выпала краеугольная его часть, неотрывный элемент всей методологии преподавания естественных знаний - практика, эксперимент, исследование. И эта тема в настоящее время может иметь весьма существенные отрицательные последствия ввиду общегосударственного призыва ко всем муниципальным, региональным органам местной власти по срочной разработке Концепций НЭО, имеющих уровень местных законодательных актов. С соответствующим финансированием и соответствующими организационно-административными действиями.

Блеск и нищета непрерывного экологического образования в России

Всеми, без исключения авторами, подчеркивается наличие устаревших технологий и изношенного оборудования многих производств, низкий уровень экологической культуры и грамотности работников, профессиональная неподготовленность специалистов и рабочих для обслуживания процессов экологического контроля, мониторинга, очистки и переработки (утилизации) отходов производств, которые также являются фактором ухудшения экологической ситуации. Основная масса людей вспоминает об экологии между другими делами, обращая внимание на какой-то вопиющий факт (загрязнение водоема и почвы нефтью и нефтепродуктами из-за аварии на нефтепроводе, сброс неочищенных сточных вод в водоем и др.), что является выражением поверхностного отношения к проблеме не только отдельных людей, но и всего общества. Причина этого - низкий уровень жизни большинства населения, повышение которого на первоочередной план выдвигает интенсивную эксплуатацию природных ресурсов без учета наносимого ущерба и практическое несоблюдение экологических нормативов промышленными предприятиями. Выявляется основное противоречие: с одной стороны, интенсивная эксплуатация природных ресурсов приводит к росту национального дохода страны, с другой стороны, ухудшение качества окружающей среды приводит к снижению качества жизни населения, росту профессиональных заболеваний и ослаблению здоровья населения. Даже на первый профессиональный взгляд просматривается основное заблуждение: на первом плане сугубо материальная проблема. Полностью исключается столь важный в социологии больших систем аспект, которым являются и нематериальные ресурсы окружающей среды, нематериальные аспекты экологии и соответственно, экологического образования и просвещения. Но при таком однобоком подходе невозможно достичь основных целей НЭО: рационального природопользования и гармоничного развития человеческого общества и окружающей среды. Налицо вопиющее игнорирование основных принципов устойчивого развития, предусматривающих взаимодействие всех элементов триады "человек-общество-природа".

В области экологического образования за последние 10-15 лет появилось немало работ. В связи с исследуемой проблемой представляют определенный интерес работы, выполненные по следующим направлениям: региональные системы экологического образования (Л.В. Моисеева, М.А. Якунчев, Р.А. Махабадарова, Р.В. Опарин, Н.Г. Троицкая, Н.В. Русакова, О.В. Попова, И.Ю. Киселева и др.); теоретико-методологические проблемы экологического образования (Е.А. Когай, Л.П. Викторова, Н.З. Смирнова, И.Т. Гайсин и др.); экологизация дисциплин и интегрированное обучение (В.А. Игнатова, В.И. Николина, Ю.В. Железнякова, И.Ф. Токарева, Е.Г. Майш, Н.Ф. Винокурова и др.); экологическое воспитание (И.Ф. Виноградова, Т.П. Южакова, Л.И. Бурова, И.В. Цветкова, И.А. Рыжова, Г.Г. Парфилова и др.); экологическое образование и воспитание в школе (Т.А. Бабакова, B. C. Шилова, Г.С. Камерилова, О.Н. Пономарева, Н.В. Скалон, О.Ю. Тимофеева и др.); формирование экологической культуры (Е.В. Никонорова, С.Н. Глазачев, В.В. Бахарев, Е.И. Ефимова, О.Г. Товстуха и др.); экологическая подготовка учителей и преподавателей (А.В. Миронов, М.А. Лигай, А.Г. Бусыгин, С.В. Алексеев, Т.М. Носова, В.Ю. Осипова, И.П. Рябинина, Л.В. Панфилова и др.); экологическое просвещение (Л.А. Коханова); экологическая профессиональная подготовка (Н.М. Александрова). В области непрерывного экологического образования регионального и федерального уровней имеются публикации авторов: С.В. Алексеева, И.Д. Зверева, Ы.М. Черновой, Е.Л. Криксунова, И.Т. Гайсина, Л.Б. Стрельцова, Л. Буркова, Н.Г. Калегиной, И.Т. Суравегиной, Л.Л. Плешакова, Л.В. Миронова, О.Г. Козьмина, Н.С. Павловой, Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, В.М. Назаренко, С.Н. Глазачева, М.Л. Якунчева, Я.Д. Вишнякова, В.С. Белова, Н.М. Александровой и др. Основами их концепций являются биологические аспекты экологии (взаимодействие растительного и животного мира с окружающей средой и их взаимовлияние, влияние вредных веществ на растительный и животный мир), преемственность экологического образования. Несмотря на столь обширный интеллектуальный запас, всеми авторами признается недоступность для учащихся общеобразовательных учреждений и вузов в системе экологического просвещения, промышленных и региональных аспектов экологии, включающих изучение причин, условий и источников возникновения вредных выбросов, их физико-химических и токсических свойств, последствий влияния на окружающую среду, возможных способов их улавливания с последующей утилизацией, обезвреживанием или ликвидацией.

При всем видимом многообразии форм школьного экологического образования их эффективность, к сожалению, низка. Причины такого положения дел - в незначительной заинтересованности, профессиональной неподготовленности руководящих и педагогических кадров системы образования к развитию экологической культуры учащихся.

В системе дополнительного образования, например, Самарской области, занято более 80% учащихся, но лишь 5 % от этого числа обучаются по программам эколого-биологической направленности. Положительные результаты развития экологического дополнительного образования детей области подтверждаются итогами межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, фестивалей, конференций, где учащиеся демонстрируют высокий уровень достижений, защищают честь области и страны, получают дипломы и грамоты самого высокого ранга.

Но, к сожалению, как отмечают сами непосредственные участники данного процесса, в дополнительном экологическом образовании больше проблем, чем успехов.

Совершенно ясно, что разработка концепции и реализация непрерывного экологического образования с учетом промышленных и региональных аспектов экологии, могут быть осуществлены исключительно на основе системного анализа, позволяющего рассматривать структуру и содержание непрерывного экологического образования как целостный объект, от активного познания окружающей природной среды в дошкольных учреждениях и преемственности полученных знаний, умений и навыков в средней школе, в вузе, в сферах просвещения до открытого экологического образования с обязательным изучением отдельно или в интегрированной форме промышленных и региональных аспектов экологии в структуре системы, с активным подключением всех слоев и социальных групп общества. В данном случае под структурой понимается совокупность устойчивых связей системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Только в рамках системного анализа и подхода возможна логическая организация непрерывного экологического образования с учетом биологических, промышленных и региональных аспектов экологии. Объединение этих направлений в единую непрерывную экологическую образовательную технологию - основа формирования и развития экологической культуры населения региона. Что собственно и декларируется Концепцией устойчивого развития в "Повестке XXI век". Но мы сталкиваемся с абсолютно российским подходом, ведомственным. Проблематикой, системным анализом указанных проблем занимаются в основной массе два отдельных, зачастую разобщенных сообщества: педагогическая общественность и исследователи проблем и вопросов устойчивого развития. Хорошо известно, что Концепция устойчивого развития носит рекомендательный характер и в отношении каждой конкретной страны, местного сообщества она должна и имеет свои особенности, свои местные приоритеты. Механистический перенос того успешного опыта, который уже имеется, к примеру, в Бразилии или Коста-Рике совершенно невозможно перенести в Россию без глубокого анализа и обдуманной, обоснованной адаптации. Всякие попытки такого переноса обречены не только на неуспех и дискредитацию самих основ Концепции устойчивого развития, но влекут за собой весьма серьезные социально-политические проблемы. Что также уже можно продемонстрировать на конкретных примерах российских "экологических общественных движений", когда их действия вступают в конкретные противоречия с местными потребностями развития, в том числе и развития гражданского общества. Нельзя исключать, что такой, привнесенный извне, исключающий запросы местного сообщества, опыт провоцирует и создает негативное отношение большой общественности страны к участию в различных "экологических инициативах". Что в первую очередь отражается на воспитании у населения страны и без того испытывающего определенные трудности, чувств либо открытой пассивности, либо выраженного протеста в отношении к властям, пытающимся, какими бы то ни было методами отрезвить адептов механистического переноса "западного типа устойчивого развития". Формальное, однобокое восприятие экологического знания, без учета его участия в геополитических вопросах по большому счету свойственно современному российскому образованию, которое на протяжении ряда лет испытывает проблему разрыва естественно-научных и гуманитарных знаний. И результаты этого разрыва самым непосредственным образом влияют на формирование не только НЭО, но и на формирование экологической политики страны в целом.

Немаловажный аспект проблемы НЭО отражен в работах Г.В. Мухаметзянова, A. M. Новикова, Н.Н. Нечаева, Н.М. Таланчук, Н.Ш. Валеевой и др., в которых концепция непрерывного профессионального образования личности определяется как условие ее социализации и профессионализации. Однако и этот весьма существенный для современного российского образования и современного российского общества вопрос также преподносится весьма односторонне. Без учета перехода мира и, соответственно, страны активно включающейся в процессы глобализации, к постиндустриальному обществу. Что само по себе требует перехода к концептуально иному уровню подготовки специалистов. Сегодняшний и завтрашний уровень это система подготовки пара - и транспрофессионалов, имеющих навыки и методологии решения соответственно как стандартных так и уникальных задач. И в процессе такого обучения вопросы формирования экологического мышления занимают едва не самое главное место. Однако и тут мнения, исследования, методологические разработки разобщены и используются не по мере необходимости их внедрения, а по факту близости к системе. Поэтому ситуация, при которой в одном регионе или даже городе, могут проходить научно-практические конференции по темам НЭО, образованию для устойчивого развития и реформе образования в стране/регионе принимает характер не анекдотичности, а вполне реального события. При этом соответственно, решения и резолюции могут быть диаметрально противоположными. Если же к этому фону добавить многочисленные аналогичные мероприятия сугубо гуманитарного направления по вопросам строительства гражданского общества (в которых вопросы экологии занимают одно из определяющих мест), молодежной политики, территориального развития страны, конференции и съезды общественных организаций и движений, то становится понятным та разноплановая среда, в которой становится практически невозможным создать что либо реальное и конструктивное. В итоге, подготавливаются и реализуются правовые акты, федеральные законы, которые не только зачастую противоречат друг другу, но и противоречат основным целям и задачам, ради которых собственно и разрабатывались. В сфере НЭО это касается, например, Законов "Об окружающей среде", "Об ООПТ", "Об образовании", Бюджетного Кодекса РФ, не считая подзаконных, ведомственных актов, и законов местных органов самоуправления. На сегодняшний день основными, уже состоявшимися проблемными объектами целостной некогда системы экологического образования и просвещения, стали ботанические сады, биостанции и другие структуры, предназначенные для изучения основ экологических знаний в непосредственно природной среде. Предназначенные изначально на проведение просветительской работы среди самых широких масс населения. Предназначенные для осуществления той самой всесторонней аналитической работы по изучению взаимосвязей и взаимодействия человека-общества-природы. Можно ли говорить об эффективности какой либо учебной работы, если в ее процессе исключен эксперимент? Исследование? Ведь достоверно доказано, что эффективность советской системы образования в отдельных блоках знания, в полной мере зависела от наличия и возможностей того или иного учебного заведения обеспечить полноценную практическую работу. Это касалось знаний физического блока, химического блока, где реализация практической работы можно было и достигалось путем внедрения специализированных кабинетов, обеспеченных в той или иной степени оборудованием, реактивами, необходимой инфраструктурой (подвод газа, воды к партам). Современное западное образование немыслимо без чрезвычайно разветвленных сетей биостанций и ботанических садов. Достаточно сказать, что сеть биостанций университетов США превышает 400 территорий. В Европе насчитывается около 400 ботанических садов. И это, не считая национальных парков и других аналогичных, сугубо заповедных территорий. В России также найти подобные примеры. Одни из признанных на сегодня вузов Московский государственный университет, Казанский государственный университет имеют аналогичную, мощную некогда, инфраструктуру. Не этим ли объясняется, помимо всего прочего, и признанный уровень подготовки выпускников этих вузов?

Исходя из вышесказанного, уже не становится таким "невинным" обоснование теоретических предпосылок по формированию "педагогической вертикали НЭО в виде: детские дошкольные учреждения - школа - колледж (техникум) - вуз - послевузовское образование. Представляется, что центральным звеном в этой цепочке является вуз, особенно, классический университет". При этом основными ресурсами, которые, якобы, должны обеспечить эффективную реализацию НЭО, обозначены исключительно "учебно-научные лаборатории, музеи, компьютерные классы университетов". Но где место полевой практики школьников, студентов? Где в этой "вертикали" место для ознакомления с природными явлениями и объектами для дошкольников или старшего поколения, вплоть до пенсионеров и людей с физическими проблемами здоровья? Где просветительская работа с большими массами населения? В музеях, с замкнутыми в ограниченном пространстве чучелами и экспонатами под стеклом? А может мы говорим о нарастающей в последнее время "виртуализации естественно-научного образования", заменяя поход в ботанический сад или зоологический парк, на особо охраняемую территорию регионального значения, знакомства с реальными учеными-биологами, работающими в реальной сфере сохранения биоразнообразия данного конкретного региона виртуальным туром за экраном монитора в душном классе/аудитории? Так и всплывает слегка видоизмененная классическая фраза: "Это ж как надо ненавидеть своих учеников, чтобы, обучая и прививая основы экологических знаний, лишить их непосредственного знакомства с природой?"

Важным представляется и такой аспект данной проблемы, что в последние годы в решение экологических вопросов "ринулось" много дилетантов (Г.Л. Рытов, 2007), которые даже провозгласили лозунг "дебиологизации" экологии! Это совершенно не допустимо, ибо нельзя только одну экологическую науку ("социальная экология") приравнивать к более общему понятию "экология", что, к сожалению, пытаются сделать, в том числе и в пределах одного региона, многие общественные организации экологической направленности в силу или финансовых, или политических, или амбициозных, или иных причин. Что самым непосредственным образом отразилось на нивелировании роли и функций и восприятии населением ботанических садов и зоологических парков исключительно как места для проведения пикников? И более того, стали широко обсуждаться вопросы "эффективности использования" этих территорий. Похоже, что и в отношении природоохранных, просветительских учреждений стал применяться тот же технократический принцип, который в настоящее время возобладал на промышленных предприятиях страны, при котором требования охраны окружающей среды вступают в противоречие с необходимостью экономии средств.

Огромная вина в этом лежит и на региональных СМИ, где вопросы экологического состояния окружающей среды находят весьма определенное освещение, но следует отметить, что зачастую они характеризуются низким профессиональным уровнем освещения экологических и природоохранных проблем. В силу малого привлечения специалистов-экологов публикации в газетах и репортажи по телевидению приобретают скорее сенсационный, сиюминутный характер, чем научно обоснованный. Нередко это порождает нездоровый ажиотаж среди местного населения, которое традиционно привыкло "верить" журналистам. Что собственно и наблюдается в отношении СМИ к проблемам тех же ботанических садов. Даже в тех случаях, когда ситуация с тем или иным ботаническим садом или дендрологическим парком, уже выходит за рамки правового поля, когда встает ребром вопрос о существовании самой уникальной территории, СМИ отнюдь не торопятся со своим анализом ситуации и донесения истинной, правдивой информации до населения. Зачастую они выполняют функции информирования с позиций той стороны "заинтересованных лиц или групп", которые и создали исходную острую проблему, исходя из своих вполне утилитарных мотивов. В качестве примера можно привести последние события вокруг Утришского дельфинария или ботанического сада Южного федерального университета.

Наверняка у читателя возникнет извечный русский вопрос "Что делать?" Делать то, что делают наши соседи. Опять таки с оговоркой насчет адаптации применительно к местным условиям. Как соединить благочестивые порывы разных министерств: образования и науки, природных ресурсов, социального развития и др.? Возможно реализовать в той форме, которая принята и работает, например, в Киргизии, где при Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций, в Департаменте экологии и мониторинга окружающей среды функционирует Отдел информационно-аналитического обеспечения и экологического образования. Одной из функций которого, является участие в организации системы экологического образования. Учитывая важность экологического образования для населения в целом, Отдел координирует работу и поддерживает тесную связь с общественными и научными организациями, общеобразовательными учреждениями, при осуществлении, в части экологического образования, ряда государственных и правительственных Программ, таких как Комплексные основы развития, Развитие экологического туризма в Кыргызстане, посвященная Году туризма и Международному Году гор и др. Одним из важных компонентов экологической политики Отдела является подготовка специалистов, способных решать экологические задачи самого разного масштаба.

Слово "экология" в настоящее время стало наиболее распространенным не только среди специалистов различных профилей, а главным образом - среди преподавателей школ и высших учебных заведений и обширной разговорной речи. Экологическое воспитание формирует личностные социально-психологические, установки активной гражданской позиций по отношению к окружающей среде и ко всему обществу. И как следствие, экологическое образование в самых различных формах является важным условием демократического развития нашего государства. Ботанические сады, биостанции, зоологические парки в структуре экологического образования, экологического воспитания, формирования экологического сознания являют собой не что иное как основные, базовые, определяющие компоненты всего процесса, определяющие в конце концов его эффективность. А, следовательно, и эффективность развития общества в целом.