Болезни Военный билет Призыв

Екатерининские берёзы Сибирского тракта. Екатерининский тракт (Старая Калужская дорога): описание, история и интересные факты

March 19th, 2011

Сегодня предлагаю совершить небольшую прогулку к западу от Вятки по старому Московскому тракту, он же - северная часть Великого Сибирского тракта.
Под Сибирским трактом нужно понимать название дороги, появившейся еще в XV веке протяженностью около 6000 км, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до г.Чита на востоке, а далее через степи Монголии и прямиком до Великой Китайской стены.

Мы далеко ходить не будем, а лишь заглянем в некоторые старинные села, появившиеся в окрестностях Вятки примерно в те же стародавние времена, когда и был проложен сам Московский тракт.
Первая наша остановка запланирована в селе Бахта, далее заглянем в село Русское, а затем переправимся через речку Быстрицу и закончим наш поход в одноименном селе.

Бахта - старинная набивная хлопчатобумажная ткань, еще это гагачий пух, от татарского названия хлопка, хлопчатой бумаги. Так же есть река Бахта в Сибири правый приток Енисея.
Если взаимосвязь названия села с Сибирью хоть как-то прослеживается, то какое отношение село имеет к хлопчатобумажной ткани, мне выяснить не удалось.

3.

Село стоит на реке Чахловица и ее притоке речке Бахтинке.
Главная Бахтинская гордость и достопримечательность - Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь была построена в 1776 году.

Сто лет назад в селе было две школы: церковно-приходская женская, и земская мужская, а ее приход состоял из 38 селений и почти 5000 прихожан.
С приходом советской власти храм был частично разрушен и использовался для хозяйственных нужд.
В здании располагалось сельхозпредприятие - тракторы, мастерские, комбайны, станки и грязь. За 60 лет храм почти полностью утратил свой настоящий облик.
5.

В 99-том, когда настоятелем храма стал священник Виктор Пересторонин в храме начали проводиться службы и восстановительные работы.
6.

Еще три года назад Троицкая церковь выглядела так.
7.

На сегодняшний день силами сельчан полностью восстановлена колокольня, вставлены окна и отремонтирована крыша.
9.

Церковь просто огромная, восстановить удалось только малую ее часть, а все остальное пространство пока пустует.
Некогда расписные своды покрывает почерневшая от времени и сырости штукатурка. Под ее чернотой трудно разглядеть даже те жалкие остатки фресок которые каким-то чудом все же уцелели.
10.

На сводчатых потолках то ли копоть, то ли грязь.
Кое-где все же проступают святые лики. Здесь, в 99-м случилось первое чудо, над входом во второй предел проявился лик Богородицы.
В полумраке было трудно, что либо разглядеть, тем более шла служба, поэтому лик Богородицы я не увидел.
11.

Время поджимало, но я успел сделать несколько снимков внутри храма. Это остатки росписи, которая когда-то покрывала все стены и потолки.
12.

Когда мои глаза немного привыкли к полумраку, я смог разглядеть еще несколько святых образов.
Все потускнело и обкрошилось, у многих образов вандалами выбиты глаза.
13.

В селе сохранилось немало старинных домов и домиков, которые растянулись вдоль тракта на порядочное расстояние.
14.

В общем-то здесь преобладает типичная для 19-го века архитектура, в основном это довольно крепкие одно-двухэтажные кирпичные дома с высоким цоколем.
Домики без особых изысков, но довольно уютные.
15.

Нам вслед задумчиво глядит хозяйский Бобик, скучающий на привязи. Ему невдомек, что когда-то мимо его хозяйства проходили длинные вереницы каторжан, закованных в такие же цепи, как и он сам.
Именно благодаря этим несчастным наш тракт имеет и третье название - Екатерининский тракт.
16.

Мы отправляемся по Московскому (Екатерининскому) тракту дальше на запад, следующее село на нашем маршруте - Русское.
Нам было легче, кандалами мы не бряцали, а шли очень даже налегке, любуясь утренними картинами просыпающейся природы.
17.

Екатерининским тракт стал называться с 1 июня 1783 года, когда вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. По распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2м 84 см) друг от друга, чтобы по ним в непогду путники могли ориентироваться.
(По моему относительно 4-х аршин источник ошибается, скорее всего речь идет о сороках аршинах).
Тех старинных берез я почему-то не заметил, да и мало их осталось. С тех пор много воды утекло.

18.

Село Русское в этих краях появилось сравнительно недавно, вместе с постройкой здесь в 1901 году Михайло-Архангельской церкви.
Церковь объединила 15 деревень с двумя тысячами местного населения.

19.

Кружевные очертания храма с головой выдают его гениального создателя - вятского архитектора И.А.Чарушина.
Надо сказать, что храм этот не оригинален, десятью годами ранее в Удмурдском селе Красногорское по проекту того же Чарушина была построена Покровская церковь. Идея оказалась настолько удачной, что архитектор с небольшими изменениями воплотил ее в жизнь еще, как минимум два раза, сначала здесь в Русском и еще через несколько лет (1915 г.) была построена Космо-Дамиановская церковь в селе Трехречье.

Свой поход в Трехречье я описывал в прошлогоднем обзоре

Трехреченская Космо-Дамиановская церковь - младшая сестра-близняшка Русскосельской Михайло-Архангельской церкви.
Сравните!

21.

Село Русское возникло на бедных и непригодных для земледелия территориях, но как ни странно голодающее крестьянство выручил все тот же старый Московский тракт - единственная связь России с Сибирью и Уралом. В селе стали появляться придорожные гостиницы, постоялые дворы и питейные заведения, а следом за ними появилось и кое-какое производство.

Во времена коллективизации зарождающиеся местные фабрики и другие производства были национализированы.
Известен факт хитроумного противостояния крестьянства, когда двух уполномоченных комбеда умертвили путем спаивания самогонкой на меду.
Кто же от такой халявы откажется? Пили дармовое пойло до тех пор пока не померли.
22.

С приходом советской власти все изменилось, в первую очередь утратилось значение Екатерининского тракта, село начало хиреть.
Михайло-Архангельскую церковь не разрушили, но как и многие подобные храмы приспособили под другие нужды.
7 января 1940 года Кировским райисполкомом было принято решение о закрытии церкви. Долгие годы здание храма использовалось под столовую, зернохранилище, потом под мастерскую, затем машинно-тракторную станцию.
23.

В 1970-х годах по инициативе председателя колхоза «Русский» Литвинова Алексея Ивановича в здании храма было решено создать краеведческий музей. Благодаря этому была проведена реставрация на средства хозяйства, каким-то чудом было разрешено потратить на восстановление и ремонт 175 тысяч полнокровных советских рублей.
По тем временам - это огромнейшие деньги, сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из местных жителей сожалеет о потраченных средствах.
Сегодня храм является главной ценностью и достопримечательностью всего села.
24.

На Вятке середина марта, в городе уже слякоть и грязь, а здесь первозданная чистота и утренний иней.
25.

Напротив церкви есть красивый старинный особняк, который кто-то нагло уродует на глазах у всего народа.
26.

Русское так же, как и Бахта, растянулось вдоль тракта на несколько верст.
27.

Симпатичных домишек здесь, пожалуй, даже больше, чем в Бахте.
28.

Перед многими дворами высажены шикарные кедры.
29.

Старинных Екатерининских берез я так и не заметил, зато сразу за последними дворами начинаются прекрасные сосновые леса.
33.

По мере нашего продвижения через село я постоянно ловил себя на мысли, что за нами очень внимательно наблюдают.
34.

На этом месте сделаем небольшую остановку. Нам осталось переправиться через реку Быстрицу, где на ее высоком берегу раскинулось село с таким же названием.
Про село Быстрица мы узнаем более подробно в следующей части моего рассказа.
35.

От московской Профсоюзной улицы, минуя МКАД, начинается знаменитый Екатерининский тракт, иначе говоря - Старая Калужская дорога, а чуть в стороне - (А101). На её протяжении - сама история, такие города, как Рославль, Юхнов, Калуга, Медынь, Малоярославец, Обнинск, Балабаново, Троицк, а также множество небольших поселений, не менее славных и ещё более ушедших корнями в давние века.

Начало

Екатерининский тракт существовал с конца четырнадцатого века, но был известен как Старая Калужская дорога, поскольку царствование Екатерины случится гораздо позже. По нему москвичи добирались в Калугу, а калужане в Москву. Опасная дорога была по тем временам, ничем не защищённая. Именно Екатерининский тракт приводил к Москве разнообразных захватчиков с юга и запада, все самые разорительные набеги совершены с этой стороны.

Наконец в 1370-х годах на подходах к столице встал новый оборонительный рубеж, который смог надёжно заслонить это направление, город Калуга. И вот тогда Екатерининский тракт расцвёл, словно река лилиями, небольшими селениями по обоим своим берегам.

Окрестности

Природа здесь живописнейшая! Именно поэтому полюбилась местность эта самым видным людям московским. Начиная с семнадцатого века, князья да бояре выбирали землю под родовое имение там, где проходил Екатерининский тракт. Строились и дворяне, и богатые купцы, а также и учёное сословие. Как теперь говорят, здесь оставили свои следы видные деятели науки, культуры, искусства, не исключая и представителей творческой интеллигенции.

Надо признать, что и в советское время интерес к красотам калужской земли не увял. До сих пор старый Екатерининский тракт является излюбленным местом для весёлых "покатушек" любознательных велосипедистов юного возраста. История этого дивного края притягивает и людей постарше, которые добираются к местным достопримечательностям на джипах.

Малоярославец

За долгие века здешняя земля увидела все войны, которые пришлось пережить стране, и была разорена более других. Тем не менее там, где проходил Екатерининский тракт, осталось много изумительных старинных храмов, монастырей. Например, ворота женского Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце хранят следы орудийных залпов наполеоновской армии.

Это такой явный знак для неверующих! Осколки ядер и картечи густо прошли по всей поверхности врат, до самого образа Христа, и только лик Его чудесным образом остался невредим. Огромные выбоины видны и сейчас. А Христос всё так же глядит на мир - и нежно, и взыскующе.

Валуево и Красное

Многие памятники истории России сохранил Екатерининский тракт! Московская область и Калужская были невероятно богаты достопримечательностями. Можно судить по оставшемуся, насколько. Например, усадьба Валуево, выстроенная в семнадцатом веке. Архитектура потрясающей красоты, недаром здесь в разное время обитали князья и царедворцы, графы и гофмаршалы: Мещерские, Толстые, Шепелевы и Мусины-Пушкины.

Не менее красива усадьба Красное, основанная в начале восемнадцатого века. Это село ещё без усадьбы было подарено царевичу Александру, затем здесь поселились Салтыковы, а в 1812 году именно тут кардинально изменил ситуацию войны Михаил Кутузов. Это всего в двадцати пяти километрах от Москвы.

Едем дальше

Неподалёку, также в двадцати пяти километрах, место поселения Александрово, где была вотчина знаменитых Морозовых (вспомните глаза боярыни с картины Сурикова), оно упоминается в памятниках с 1607 года. Здесь уже во второй половине восемнадцатого века выросла другая усадьба - Щапово, которую основали братья Грушевские.

А чуть позже здесь появилось декабристское гнездо - усадьбой владел Муравьёв-Апостол, три сына которого вышли на Сенатскую площадь. Потом тут проживал знаменитый герой Отечественной войны Арсеньев, а с 1890 года - фабрикант Щапов. Через два километра снова понадобится остановка. Екатерининский тракт - маршрут с сюрпризами.

Ещё знаменитые усадьбы

Усадьба Поливаново тоже славится архитектурой семнадцатого века, которую позднее значительно улучшил граф Разумовский. В тридцати семи километрах от Москвы - Дубровицы. Это не только архитектурный шедевр, но и ландшафтный. Ансамбль потрясающей красоты. Эта местность известна в документах с 1182 года, когда ею правил князь Глеб Туровский. А усадьба упоминается впервые в 1627-м. Основателем назван боярин Иван Морозов. В разное время здесь проживали князья Голицыны и Потёмкины-Таврические.

Рядом, в двух километрах, Михайловское - усадьба, основанная генералом Кречетниковым в 1776 году. Село называлось Крашенинниково. Далее этим местом владел граф Шереметьев, который много сделал для восстановления обветшавших строений. И, наконец, в тридцати восьми километрах от Москвы знаменитая сожжённая в 1812-м, чтобы не доставалась французам. Ранее, в 1775-м, сама Екатерина Великая посетила это место, почему и Старая Калужская дорога стала называться иначе. Такова история Екатерининского тракта.

Сегодня

Земля Старой Калужской дороги наверняка помнит всё, что случалось на этом пути, и время от времени даже нашим современникам даёт понять, что далеко не все её загадки разгаданы и не все тайны раскрыты. Не один рассказ очевидцев существует на просторах интернета о том, что дорога эта словно светится изнутри безлунными ночами. Как будто намекает на то количество не отпетых, а то и непогребённых неприкаянных душ, которые так и остались на её обочинах. Кстати, и обнаружить эту старую дорогу сегодня не так просто. Просёлков бесчисленное множество, основное Калужское шоссе проходит в стороне, а ею и не пользуется никто уже множество лет.

Берёзы

Найти её можно по особым приметам. Конец восемнадцатого века был началом огромного строительства, в том числе и дорожного. Екатерина Великая издала специальный указ, благодаря которому все большие дороги сопровождались берёзовыми аллеями с обеих сторон. Прекрасный указ! Не страшны ни зной, ни путникам.

Берёзы для Екатерининского тракта выбирались особые - с тёмной корой, огромными дуплами и изогнутыми мощными ветвями, из ста двадцати видов именно такой выбран. По большей части первые деревья уже давно умерли, но осталась просека, которая не заросла, и возможно, не зарастёт никогда. Дорогу за долгие века настолько утоптали, что не растёт на ней ничего. И канавки по обочинам вдоль дороги текут, чётко сохраняя расстояние.

Калужское шоссе и окрестности старой дороги

Эта трасса проходит несколько в стороне от Екатерининского тракта, оставившего после себя только направление, которое угадывается по ровным рядам выросших деревьев и вспоминается вместе с песней, недопетой тем самым начальником "Геркулеса" из "Золотого телёнка". А Калужское шоссе - прекрасная четырёхполосная трасса, хорошо освещённая и лелеемая дорожными ремонтниками. Пейзажи вокруг чисто подмосковные: непроходимые леса - то хвойные, то смешанные - перемежаются со светлыми берёзовыми рощами.

Затем вдруг возникают живописнейшие равнины и холмы, провожающие путешественника в долины рек, которых довольно много. Нет только водохранилищ. А реки чудесны, каждая по-своему: Нара, Кременка, Поляница, Десна... Кроме них много прудов и озёр с рыбой и крупных, и помельче. Железной дороги нет поблизости, а потому довольно много мест, цивилизацией затронутых лишь слегка. Крупная промышленность в этом районе тоже отсутствует, экологически чисто, да и социальная среда исторически сложилась однородно. А вот, как отмечают побывавшие там, инфраструктура развита хорошо повсеместно.

Совпадения и расхождения

Екатерининский тракт совпадает с новым шоссе до Большого кольца железной дороги, недалеко от населённого пункта Львово. Самое интересное здесь то, что Калужское шоссе вовсе не в Калугу ведёт, а в Белоруссию.

Получилось так потому, что в Крестах оно пересеклось с дорогой из Подольска на запад - прежней Варшавской дорогой. Когда построилось железнодорожное кольцо, роль Киевского шоссе значительно усилилась, а потому участок старой дороги от Крестов до самой Калуги постепенно перестал существовать.

Две войны

Любители истории интересуются Старой Калужской дорогой главным образом потому, что именно здесь проходили важнейшие баталии сначала в Отечественную войну 1812 года, а затем и в Великую Отечественную. Наполеон решил отступать из сожжённой Москвы именно по Екатерининскому тракту, поскольку здешняя местность ещё не была разграблена. На их пути лежали города и веси, не тронутые войной. Но Кутузов дал сначала сражение около села Тарутино, а потом у Малоярославца, что поставило на большой православный крест.

А в 1941-м Старая Калужская дорога стонала под танками частей вермахта, когда большинство населённых пунктов вдоль тракта были сожжены дотла и покинуты жителями. Самые жаркие бои произошли тогда на переправе около Кузовлево через реку Черничку. Теперь там мемориальный комплекс с братской могилой, где похоронены защитники Москвы, разрушившие очередной план по захвату России, на сей раз гитлеровский - "Барбаросса".

Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Екатерининские берёзы Сибирского тракта

Сибирский тракт: краткая историческая справка


Под Сибирским трактом (Московский тракт, Московско-Сибирский тракт) закрепилось название дороги, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до гг. Охотск, Кяхта и Чита на востоке. Строительство началось во второй четв. XVIII в. (с сенатского указа 1733) и завершено во второй пол. XIX в. Из Москвы путь лежал через Муром, Козьмодемьянск на Казань , и далее через Осу в Пермь , затем Кунгур , Екатеринбург, Тюмень до Тобольска и далее на восток. (1)

Сибирский тракт является самым протяженным в мире культурным ландшафтом, отражающим полутысячелетнюю историю Российского государства. Интенсивность функционирования и его обустройство усиливались по мере продвижения Русского государства на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Первоначально это было связано с присоединением Перми Великой (1472) и Вятки (1489) к Московскому государству и дальнейшей русской колонизацией Сибири. (2)

Следующий этап связан с учреждением губерний (указ Екатерины II от 7 ноября 1775). 1 июня 1783 года вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой . В результате сложились две ветки Сибирского тракта: на севере - Петербуржско-Вологодско-Вятская , на юге - Московско-Казанская . Село Дебёсы стало узлом, где эти две ветки соединились в одну.

Обустройство Сибирского тракта было закончено в середине XIX века. Этот путь заменил Бабиновскую дорогу, которая в течение двух столетий была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. Сибирский тракт шёл из Москвы до Кяхты на границе с Китаем) Далее путь шел через степи Внутренней Монголии до Калгана - крупной заставы на Великой Китайской стене , считавшейся воротами в Китай.


Поначалу дорога представляла собой бесконечные верстовые столбы, переправы через реки и горы, перелески. и гати Затем по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2м 84 см) друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду, кроме того, они должны были предохранять тракт от заноса снега зимой. Эти старые березы, которые так и называют «екатерининскими», всё ещё встречаются на Сибирском тракте.


Сибирский тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом назначении на протяжении XVI - 1-й пол. XIX в. Функциональная роль тракта ограничилась после установления речного пароходного движения (1840-е гг.) и, особенно, после прокладки железных дорог (1870-1890-е гг.), соединивших центральные районы России с Сибирью.

В народе тракт имеет несколько названий: "великий кандальный путь" , "государева дорога" , "Екатерининский тракт" . По Сибирскому тракту прошли и проехали тысячи арестантов, а также многие известные путешественники, государственные деятели (включая и царские особы, например, Александр I), купцы и т.д.

В 1817 г. специальным Указом Александра I утверждены новые правила устройства почтовых трактов : под дорогу отводилась полоса шириной 30 сажен (60м.), из них 8- 10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по болам канавами отвели для прогона скота. По обе стороны дороги отводилось место для канавы и придорожных аллей. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан "урок" посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием; ответственность за сохранность берёз ложилась на общину.

Этим же Указом предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы - пункты для дневок и ночёвок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. Во 2-й пол. XIX в. тракт разделился на ряд дорог, имевших региональное значение. Активнее всего был задействован отрезок пути между Волгой и Уралом, соединивший Казань с Пермью и близлежащие к тракту города. (3)

В годы строительства Сибирского тракта, в конце 18 века по обе стороны дороги стали сажать березы По указу Александра 1 утвердили правила по устройству трактов.

Вятско-пермская ветка тракта.

С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень.

До 2-й половины 18-го века Сибирский тракт проходил по территории Слободского и Глазовского уездов , Вятской губернии: Слободской – Спасо-Заозерницкое – Николаевское – Глазов.

В Москве же начиналась вторая дорога через Н. Новгород - Яранск(Царевосанчурск) - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берег реки Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района. Сначала проложили просто проселочную дорогу. В 1708 году Вятский уезд включили в состав Сибирской губернии с центром в городе Тобольске. Поездки по маршруту Вятка - Тюмень участились. Дорогу от Чепецкого монастыря вывели через деревню Глазовскую на Оханск. С1763 года этот тракт становится главным в Сибирь. Его длина составляла 11 тысяч километров. Тракт существовал до конца 19 века, до пуска в эксплуатацию железной дороги от Тюмени до Котласа. по материалам книги "Откуда мы родом" (4)

В начале строительства тракт предполагали сделать торговой и почтовой дорогой. Из присоединенной к России Сибири везли с подчиненных народностей подати пушниной и серебром, редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо. На первых порах, пока осваивали земли Сибири, туда везли муку, крупу, толокно. Одним из поставщиков хлебных продуктов в 17 веке был Вятский уезд , плативший обязательную повинность «сибирский хлеб». В Сибирь же везли ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали Россия, Франция, Англия, Голландия.

На трактовой дороге было правилом строгое расписание. За определенное время ямщик обязан обернуться от одной станции до другой. Установлена была и средняя скорость для упряжек- троек. По пересеченной местности 10км/час, по ровной 12- 15 км/час.
В августе 1735 года особым указом правительства утвердили почту, но возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию " нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться ".

Байки и истории из жизни тракта

    В 1824 году царь Александр I «осчастливил» своим присутствием Сибирский тракт, совершив путешествие по необъятным просторам России. По всему маршруту было разослано предписание: исправить гати, мосты, лежащие на пути императора, приготовить лошадей лучших и хорошо объезженных, которые бы не пугались огня, так как Александр I боялся ездить в темноте и по ночам ездил при свете факелов. В кучера были выбраны «самые трезвые и надежные» и хорошо знающие дорогу. На всем полотне дороги были сделаны насыпи из песка и гальки, выбоины и грязь настилались жердями и посыпались гравием. На переправах через реки были построены плавучие мосты. На постройку плавучего моста через Чепцу возле Балезино согнали около сотни крестьян, оторванных от своей крестьянской работы. На каждой станции наготове должно было быть 80 лошадей. По недостатку их стали даже из деревень выбирать ямщиков и лошадей под свиту государя и приучать к дружной езде.

    Думается, что крестьяне более поразились не царскому поезду, а тому, как кучер царя «Илья Иванович в глянцевом кафтане и такой же шляпе» белым полотенцем оттирал с коляски пыль. Царь останавливался в селе Дебесы в доме священника Стефана Шубина, в селе Якшур-Бодья в доме И.Герасимова. (5)

    Осенью1837 года пронеслись курьерские тройки будущего Александра II. На почтовой станции в деревне Заплаты (за селом Николаево) к моменту прибытия наследника не оказалось лошадей, чтобы сменить их во всех 11 упряжках, поэтому с отъездом задержались. Ради разминки наследник престола вышел из кареты и решил зайти в несколько крестьянских изб. Войдя в первую, увидел старую женщину, качающую ребенка. На вопрос будущего царя кого она качает, старушка ответила, не растерявшись, что качает внука, которого назвали в честь наследника престола Александром. На понравившийся ответ Александр 2 положил в люльку 25 рублей.

    Во второй дом с улицы было три окна, когда царевич зашел в избу оказалось всего одно и очень маленькое. Подслеповатая бабка, не разглядев кто вошел в темноте, объяснила, что ждут какого-то наследила и старшина приказал на все избы в деревне прибить по три рамы. Что за рамами ездили в соседние деревни.

    В 1845 году по приказу Николая 1 из Петербурга в Пекин по Сибирскому тракту несли на руках подарки китайскому императору. Было среди них зеркало, размерами 3,5-1,5 м., изразцовые камины по 30 пудов, астрономические приборы и инструменты.

    В деревне Халденки (рядом с Заплатами) жил знаменитый в этих местах ямщик- Николай Волосников. Говорили, что от него все встречные подальше отворачивали, чтобы не достал ямщицкий кнут. Волосников ездил так быстро, что люди дивились, как только на козлах усиживает.

    К 1883 году по Сибирскому тракту прошли 1,5 миллиона, да еще больше людей топтали здесь дорожную пыль в поисках счастья. (4)

    Местное население относилось к осужденным властью доброжелательно. Узнав, что на подходе к селу Низево идут ссыльные, крестьяне собирались в конце села и делали передачи - бутылки с молоком, пироги, шаньги, яйца, мед, табак.

Рассказы вятских старожилов о Екатерининском тракте

[А почему тракт назывался Екатерининским?] Он был постро-ен при Екатерине II. И вдоль тракта всего были насажены берёзы. Очень красивый был тракт. А как его строили, это вот уже свек-ровь рассказывала. Давали по каждому хозяйству сколько-то метров выложить. Камень же! Дикий камень. С Вятки этот камень возили и выкладывали. <...> Она [Екатерина] должна была проехать по этому тракту. И вот было дано задание, что построить дорогу нужно.

<91> . Вот тут сибирский тракт шёл от Малмыжа на Киров. Вот тут идёт на Киров. Вот тут идёт через Рожки, через Тушку. Там по вдоль тракта и сейчас такие толстые старые берёзы стоят. Старые очень уж.

Так что самые-самые из них уж от старости падают. Вот они были посажены ещё при Екатерине по её указу. Она потом, как ехала, сама проверяла, как исполнено. И дорогу эту, тракт-то, булыжником спе-циально выкладывали. Привозили камень и клали ряды к ряду. А по верстам из булыжника столбушки складывали. Вот по этому тракту гнали каторжных на Гоньбу, а там через переправу и дале в Сибирь. Вот по этим самым камушкам.

<92> . Это ведь Екатерининский тракт. Я вот очень хорошо помню этапы этих арестованных. Мы бегали. Я жила в Куженерке в том конце, который к тракту близко. Не к Вятке, а к тракту. И мы всегда, значит: "Ой, арестантов ведут". Нам что-то дадут, продуктов каких-то: "Идите, сходите там". Вот мы придём, сунем им что-то. По-види-мому, это было принято. (6)

Тракт сегодня

Современная дорога Казань-Малмыж-Пермь-Екатеринбург , являющаяся магистралью федерального значения, в значительной степени накладывается на южную ветку бывшего Сибирского тракта . При этом она почти полностью реконструирована и относится к магистралям высшей категории. Участок южной ветки старого тракта от с. Зура до с. Дебёсы оказался за пределами новой автомагистрали и имеет различную степень сохранности, активно используется в местных целях лишь участок Сюрногурт-Дебёсы. При реконструкции Казанско-Пермского тракта отдельные участки старого Сибирского тракта различной протяжённости оказались вне функционирования новой автомагистрали. При этом, отдельные старые участки Сибирского тракта, находясь в хорошем, удовлетворительном или плохом состоянии, используются в местных целях, а некоторые полностью вышли из оборота и зарастают. Это прослеживается фактически на всём протяжении тракта. (2)

Бывшая северная ветка Сибирского тракта (дорога Киров-Пермь) не функционирует в прежнем виде. Тракт или его остатки на 30 километровом расстоянии пересекает Фаленский район, проходя через села Низево и Николаево (4)

Участок дороги от границы с Кировской областью до г. Глазова находится в хорошем и удовлетворительном состоянии, большей частью заасфальтирован и имеет региональное (межобластное) значение. Современная автодорога Глазов-Ижевск (до п. Балезино) не совпадает со старым Сибирским трактом; поэтому участок последнего, находясь в удовлетворительном или плохом состоянии, используется лишь в местных целях. За д. Кестым до с. Балезино (где имелась переправа через р. Чепцу) участок тракта уже не используется и фактически исчез. Участок современной дороги от с. Балезино до ст. Чепца в основном в хорошем состоянии (заасфальтирован) и накладывается на старый тракт. Далее до с. Дебёсы состояние отдельных участков дороги различно: участок до с. Полом в удовлетворительном состоянии, используется в местных целях; участок от с. Полом до д. Нижний Пинькай - в плохом состоянии, используется в местных целях; участок от Нижнего Пинькая до д. Чепык в очень плохом состоянии, фактически не используется; далее участок до д. Тольён в плохом или удовлетворительном состоянии, используется в местных целях; участок от Тольёна до с. Дебёсы в хорошем состоянии, заасфальтирован, имеет региональное значение.

В с. Дебёсы обе ветки старого Сибирского тракта соединялись и направлялись в сторону Перми. Современная дорога федерального значения на Пермь проходит вне населённых пунктов и старого тракта. Участки последнего от с. Дебёсы до д. Большая Чепца в удовлетворительном или плохом состоянии, используются в местных целях. В районе д. Нижняя Пыхта выявлен такой негативный факт как организация несанкционированной свалки прямо на тракте. Участок тракта за д. Большая Чепца и до границы с Пермской областью фактически перестал существовать, так как был разрушен старый мост через р. Чепцу. (2)



То, что местами осталось от старого Сибирского тракта

______________________________________________________


1. Махонина О.Ф. , Уральская историческая энциклопедия ©Институт истории и археологии УрО РАН,1998-2004.


Выдержки из книги Стародубцева «Земля Свечинская».

Старые жители деревни Пронино вспоминали как в 1889 году по Сибирскому тракту в кибитке, запряженной не одной тройкой лошадей, проезжал царь Александр третий.

Старожил деревни Бороздино рассказывал сельчанам, что по Екатерининскому тракту прошло в Сибирь немало партий каторжан. Местные старожилы знали безымянную могилу близ деревни Скурихины, где захоронены 12 каторжан.

Перевозка по тракту проводилась в ту далекую пору не только на быстроногих, но и выносливых лошадях. Через каждые 25 верст были остановочные станции (этап). Таким местом, например, была деревня Пронино Круглыжской волости Котельнического уезда Вятской губернии, где имелась изба и двор для этапа. Как правило, во главе каждой такой станции стоял «Станционный смотритель».

До основания станции Свеча и постройки железной дороги центром экономической и общественной жизни продолжала быть северная часть нашего района, по которой проходила царская дорога- тракт из Петербурга в Сибирь. Так называемый Екатерининский тракт, построенный во времена императрицы Екатерины второй, имеет до сих пор старые следы в лице кое — где сохранившихся и давно переживших свой век ветхих берез и других деревьев, которые в обязательном порядке высаживались по его обочинам местным населением в 18 столетии и в последующем времени.

Из воспоминаний Суворова Алексея Ефимовича:

Мое детство прошло в 2-2,5 км от Деревни Бороздино. Этот тракт проходил через село Черновское, деревни Содом, Бачериковщина, Дувалово, Пустой Посад, Старицу, Мосино, Королево, Бороздино и далее… В селе Черновское было построено двухэтажное кирпичное здание для почтовой станции, где проходила смена лошадей (позднее здание было отдано под больницу). Главная улица села была вымощена камнем, который участками сохранился до сих пор.

Люди, живущие на Шабалинской земле, из поколения в поколение бережно хранят и передают «по наследству» воспоминания от свидания с коронованной особой. Российская императрица Екатерина вторая в 1787 году проезжала по территории Черновского округа, где в то время проходил тракт. Стой поры стал он именоваться Екатерининским. Начинался тракт от Вологды, а затем шел на Никольск- Устюг — Ключи — Черновское — Старицу — Котельнич — Пермь и далее в Сибирь.

Более двух столетий назад проезд царицы по вятской земле считался чудом сравнимым по своей значимости разве что со вторым пришествием Христа.

Весь честной народ готовился к этому событию. На церкви (над алтарем) вмонтировали потрет августейшей. по обе стороны дороги высадили молодые березки.

Каждый раз я приезжаю сюда с необъяснимым трепетом в душе. Сама природа здесь завораживает. Места тут заповедные: с голубоватым мхом и сосновым лесом, со струящейся чистой водой Ветлуги, с ее неповторимыми излучинами.

Все в мире тленно. Бессмертна лишь память…

Золоченую карету, запряженную восемью лошадьми сопровождала вооруженная охрана. Ехала обслуга: врачи, фрейлины, повара. Шли многочисленные повозки с багажом — продуктами, кухонной посудой, одеждой. В селе Ключи гостья немного задержалась испить чайку. Крестясь, на почтительном расстоянии ожидал ее народ. При приближении кареты люди падали ниц. Мужчины снимали головные уборы. Звонили торжественно колокола. В местном храме отслужили молебен за здравие императрицы.

Екатерининский прослужил народу 111 лет. Вдоль него высились верстовые столбы, а через каждые 15 — 20 км располагались постоялые дворы (Вохомская, Полысаевская, Старицкая, Черновская станции), где командированные чиновники меняли лошадей.

Да, многое помнит на своем веку Екатерининский тракт. Идут политические заключенные. Бряцанье кандалов и цепей.

В деревне Пустой Посад — недалеко от Старицы — была построена ночлежка, где осужденные спали на соломе. Зной и духота, холод и болезни подстерегали их на каждом шагу. Поэтому не случайно многим арестантам не удавалось дойти до Сибири. У деревни Бороздино Свечинского района было специальное кладбище для умерших каторжников…

Деревня Бороздино расположена в 100 метрах от реки Ветлуга и была в 50-е годы местом сбора молодежи. Молодежь собиралась с деревень Левино, Касьяновщина, Суворовы, Кузино, Королево, Скурихины и т.д. Там красивая Ветлуга, красивые леса, но все деревни в округе ликвидированы. Я прошагал по этому по этому тракту от села Черновское до Берездино и больно было смотреть на брошенные деревни и дома. Только в селе Старица еще доживают старики (из воспоминаний Суворова А.Е.)

Статья из газеты «Свеча», 1999 года.

«Мчались тройки по тракту».

Строительство вятских трактов — Петербургского, Сибирского. Московского, Казанского — началось по Указу Екатерины второй 1782 году.

Эти тракты, протяженностью в сотни километров, всегда поддерживались в проезжем состоянии, и связывали губернии друг с другом и столицей России. Наша вятская губерния была соединена такими дорогами с Вологодской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Казанской губерниями, Москвой и Петербургом. По ним перевозили различные товары, доставляли почту.

По северной части нашего района — через Сретенскую — Старицу — Королево — Бороздино — проходил Петербуржский тракт. Он начинался из Петербурга, шел на Вологду и Никольск, далее на Вохму и Черновское, через Пронино и Макарье, на Курино (на Моломе), Орлов и Быстринское в Вятку. Протяженность тракта была 1459 верст. Через каждые 2025 верст на нем находились станции с постоялым двором, где проезжающие путники могли сменить лошадей, отдохнуть и переночевать. На этом тракте известны такие станции, как Вохомская, Черновская, Пронинская, Макарьевская.

По обе стороны трактовой дороги были посажены в несколько рядов березы. Местное население деревень и сел, расположенных на тракте и вблизи него, вело уход за этими насаждениями. Уже в 1784 году по Петербуржскому тракту началось движение ездовых упряжек лошадей. Они перевозили людей в Вятку, Котельнич, Никольск и обратно, купцы и селяне везли товары на ярмарки — Алексеевскую в Котельнич, Михайловскую в Курино, Никольскую в Никольске, Макарьевскую в Нижнем Новгороде и в Вятку на торги. В 1789 году по Петербуржскому тракту начали доставлять почту. Для этого на каждой станции держали специально лошадей.

На территории Вятской губернии перевозка людей, почты и товаров велась на лошадях местной вятской породы. Они славились даже за пределами губернии своей выносливостью и неприхотливостью: могли кормиться соломой и спать прямо на снегу, переносить любой мороз и бежать по дороге трусцой на большие расстояния без особой передышки в пути.

Многое видел и знал за свои 200 лет. По нему проезжали важные столичные и губернские чиновники, местные уездные и волостные управленцы, купцы и жители деревень. По нему шли по этапу в Сибирь политические ссыльные и декабристы. В сентябре 1790 года пересек границу Вятской губернии у деревни Бороздино А.Н. Радищев, автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Недовольная этой книгой Екатерина вторая сослала его в ссылку в Сибирь.

В 1855 году по нашему северному тракту добирался до вятки генерал Ланской с женой Натальей Николаевной (Пушкиной). Старожилы деревни Пронино вспоминали, ка в 1889 году по тракту проезжал царь Александр третий. Он даже соизволил открыть окно кареты, чтобы посмотреть на деревню. Местные жители рассказывали и о безымянной могиле в близи тракта, где были захоронены политкаторжане. Однажды в середине 19-го века в наших местах побывал один из представителей богатого петербуржского семейства Куракина. На остановке в Пронино ему сообщили: «Поезжай ка в Круглыжи. Это совсем не далеко. Там тебе скажут, где живет шибко хороша девка».Приехав в село, он узнал адрес девушки, нанял лошадей прибыл в указанную деревню. Увидев девушку, он был поражен ее красотой. Куракину удалось получить согласие родителей, и он вернулся с девушкой в Петербург.

Эта история имела продолжение в наши дни. В 1993 году в районный архив зашел мужчина средних лет и представился: «Я потомок семейства Куракиных из Петербурга. Мой прадедушка женился на красавице- крестьянке из ваших мест. Можете ли вы назвать ту деревню, из которой она была? Мне хочется там побывать.». К сожалению, в то время в нашем архиве этих сведений не оказалось, и Куракин уехал в Петербург ни с чем.

В последствии будучи в Кирове в областном гос архиве, мне удалось выяснить, что Куракин взял в жены крестьянскую девушку из деревни Медведевской, которая позднее стала называться Куракинской. Лишь в 20-м веке деревня была переименована в Медведевы, сейчас там находиться учебная хозяйство ПУ-37.

Старожилы Черновской волости утверждали, что в 1787 году по Петербуржскому трату на Урал проезжала Екатерина вторая. Она останавливалась испить чайку в деревне Ключи и Королево. К сожалению это не подтверждается историческими данными. В тот год императрица совершила поездку в Крым. Из семи больших путешествий ее поездка на Урал и в Вятку не значится.

Некоторые участки Петербуржского тракта до сих пор используются для передвижения: от Черновского до Старицы и Королево. В Шабалинском районе, Костромской и Вологодской областях они даже заасфальтирована.

Старая Калужская дорога, соединявшая Москву с Калугой, известна с 14 века, и сейчас не имеет почти ничего общего с теми дорогами, которые существуют в указанном направлении сейчас. В глухих лесах, заболоченных низинах и в оврагах затерялся некогда очень оживленный торговый тракт.


В конце 18 века, по указу Екатерины II, вдоль всех дорог, в том числе и Калужской дороги, были высажены березовые аллеи, выполнявшие многочисленные функции: точно указывали направление дороги, даже в самый густой туман и метель сбиться с верного курса было невозможно; знойными летними днями укрывали дорогу от палящего солнца; а снежными зимами спасали дороги от снежных заносов. Это одна из примет, по которой можно узнать Старую Калужскую дорогу, среди множества проселков и лесных тропинок. Другая - просека почти не зарастает, т.к. за годы её существования грунт утрамбовался под колесами повозок и лошадей на столько, что еще не скоро появится на ней первое дерево.

Старая Калужская дорога, или как её еще называют - Екатерининский тракт, помимо функции главной транспортной артерии в южном направлении, известна еще и тем, что по ней начала свое отступление из Москвы Наполеоновская армия.

Вплоть до деревни Тарутино, где произошло небезызвестное сражение "Тарутинский маневр", после которого, уже изрядно прореженная, французская армия была вынуждена повернуть севернее.

Не стоит забывать еще и о печальных страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда во время наступления восточного фронта гитлеровцев на Москву, немцы восстановили к тому времени уже заброшенный большак Екатерининского тракта, после чего началась по нему переброска тяжелой техники, грузовиков с провизией и людей. Дойдя до Недельного, фашисты расположили тут крупную базу снабжения одного из своих армейских корпусов. Однако, под ударами перешедших в контрнаступление войск Западного фронта, противник был вынужден эвакуировать штабы, склады и тяжелое вооружение в Калугу. Один из немного численных памятников, посвященный трагическим событиям семидесятилетней и двухвековой давности находится в деревне Кузовлево.

Традиционно, вдоль трактов образовывались деревни - большие и маленькие, где селение - там и церковь. Ныне, подавляющей части селений уже не существует. Но как и 200-300 лет назад, покой трактов и земли Русской, хранят каменные церкви. Ни время, ни погода, ни растения и ни человек не в состоянии разрушить дух и образ каменных красавиц.

В середине мая 2012 года клубом было проведено не совсем обычное джиперское мероприятие. Помимо традиционного преодоления бездорожья, была поставлена цель - помочь одному из храмов продлить жизнь, и дать шанс потенциально возможным реставраторам найти церковь не в руинах. Итак, выбор сделан: бездорожье - Екатерининский тракт, церковь - Никольская, неподалеку от деревни Башмаковка.
Церковь Николая Чудотворца была построена в 1812 году, в память об изгнании французов с земли русской. Немало пережила она на своем веку: была церковью, зернохранилищем, сушилкой для зерна. По рассказам местных жителей: "в 60-х годах церковь закрыли, все убранство из нее вывезли. В здании церкви была открыта сушилка для зерна. Сушилка работала, двигатели гудели, температура была высока. Своды не выдержали и обвалились. С тех пор стоит она брошенная, разрушаясь от времени".

На сегодняшний день церковь очень сильно заросла деревьями - снаружи, изнутри и на самих стенах также растут деревья, разрывая её своими корнями изнутри. Забегая вперед, скажу что со стен нам не удалось удалить деревья, без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков это совершенно невозможно. Таких людей среди нас не нашлось…

19 мая, утро на берегу реки Нара, 15 подготовленных автомобилей на пороге Старой Калужской дороги.

С переменным успехом пробираясь по заболоченному лесу, борясь с колеями, разматывая лебедки и помогая друг другу, участок Екатерининского тракта, длиной около 70 километров был пройден. Сильно подготовленные автомобили ехали без особых сложностей, остальные - в меру своих сил.

Точно могу сказать, что Екатерининский тракт проходим только при условии подготовки автомобиля, наличия лебедки и опыта пилота. Слишком топкие почвы и очень много воды.

Стандартным же автомобилям был предложен альтернативный вариант доездинга до лагеря - асфальт, грунтовки… К вечеру субботы все оказались на месте, в лагере у подножия церкви. Ужин, душевные разговоры у костра, попытки представить: а как же здесь было раньше…

На утро 20 мая нашими силами были доставлены к церкви от ближайшего асфальта сотрудники благотворительного центра "Сельская церковь". Центр не ставит перед собой задачу полной реставрации церквей - для этого нет ни финансовых возможностей, ни человеческих ресурсов. Суть их деятельности - проведение незамедлительных контраварийных мер. Для дальнейших реставрационных работ заинтересованными лицами.
Они и определили дальнейший фронт работ, и добавили изюминку. На полу храма сохранилась очень красивая напольная плитка. По найденному клейму можно сказать, что изготовлена она на польской фабрике Marywile в конце 19 века. Плитку нашли и аккуратно уложили, для дальнейшего её вывоза в хранилище, все деревья внутри храма аккуратно спилили и вытащили наружу лебедками наших автомобилей, убрали весь мусор. Предстояло самое интересное: вырезать деревья вокруг. Многие из них уже очень не маленького размера. Тут сыграл эффект муравейника - кто-то пилит, кто-то таскает спиленное, кто-то натягивает трос лебедки, чтобы дерево завалить не на стену храма, а в противоположную сторону. Работали все - пилоты и штурманы, дети и жены:) За 4-5 часов напряженной работы все поставленные задачи были выполнены. Храм преобразился и снова стал парить над Старо-Калужским большаком.

И лучше, чем сказал один из участников акции Александр Mralex , пожалуй, не скажет никто: "стоя в низине, по которой когда-то проходил древний тракт мне открылась совсем иная картина. На горке слева стояла церковь. Не очень большая, но вид снизу в три четверти делал ее какой-то воздушной и величественной одновременно. Колонны и круглые окна только усиливали это ощущение. Прямо перед входом - огромных размеров береза, крона которой раскинулась где-то совсем под небом, выше колокольни. И тут, как это иногда со мной бывает, воображение сыграло такую штуку. Я увидел это место как-будто 100 лет назад. Склон не завален сучьями, а аккуратно окошен… березка чуточку меньше и огорожена небольшой деревянной оградкой, над колокольней возвышается золоченый крест и церковь белёная, а совсем не в лохмотьях штукатурки".

Был бонус - в одном из самых заросших кустов нашли могилу, датируемую 1954 годом. И по виду её оградки и памятника, никто не видел её лет 20. Участок Екатерининского тракта, вдоль церкви, сильно заросший кустарником, также пропилили и освободили от подлеска. Теперь, как и 200 лет назад Тракт идет там, где он и должен был идти, а церковь возвышается над ним также, как и на протяжении уже двух веков. Такой скромный подарок клуб "ТАМ. В России" постарался сделать Церкви Николая Чудотворца к её двухсотлетию.

P.S. В процессе написания этой статьи посетила меня мысль. Она может быть не отличается своей новизной, но не сформулировать её не могу.
Сколько ещё на территории нашей необъятной таких забытых и брошенных кусочков души. Забытых теми, кто не должен их забывать. Брошенных теми, кто может и должен о них заботиться. Оставленных теми, кто решил вольно или невольно отрешился от исторических корней и генетической памяти. Не может и не должно быть так. Без прошлого не может быть будущего. Каждый из нас может вложить частичку своей души, кусочек самого себя. Продлив жизнь вечным ценностям и сохранив их для своих детей...

Полный фотоальбом