Болезни Военный билет Призыв

Эфиопия история. Всемирная история том первый - древняя эфиопия

В 1-4 вв. в эфиопской провинции Тиграй и на территории сегодняшней Эритреи зарождалась и развивалась автохтонная цивилизация и государственность - раннефеодальное царство Аксум. Оно стало историческим и географическим истоком эфиопского государства. С 4 в. в Аксуме распространяется христианство. 8-10 вв. - период упадка Аксума и начала исламской экспансии. В 12 в. происходит консолидация христианских эфиопских земель. С кон. 13 в. нарастал конфликт между христианским царством и мусульманскими султанатами.

На 16 в. приходится переселение скотоводческих племён оромо на территорию Э., к кон. века они широко расселились на Эфиопском нагорье и стали частью его многоэтнического населения. В бытовавшем мифе о христианском острове в море исламского окружения нашло отражение нефактическое соотношение христиан и мусульман в населении обширной территории, где на протяжении столетий общей истории сосуществовали с христианскими феодальными государствами исламские и языческие. Миф отразил единую тенденцию развития эфиопской цивилизации, идеологией которой являлась культура ортодоксального монофиситского христианства.

Феодальная раздробленность характеризует Э. на протяжении 17-18 и 1-й пол. 19 вв. Попытки собрать под своей властью все провинции, входившие когда-либо в состав империи, предпринимали император Теодрос II (с 1855) и император Йоханныс IV (с 1872). Но лишь императору Менелику II (1889- 1913) удалось централизовать эфиопское государство. Под угрозой расширения экспансии итальянских колонизаторов Менелик уступил Италии некоторые северные территории. Объединив захваченные территории на Красном море в одну колонию - Эритрею, Италия предприняла дальнейшие попытки завоевания эфиопских территорий. Битва при Адуа 1 марта 1896 стала решающей для победы эфиопов. Италия признала независимость Э. В противовес планам захвата эфиопских территорий на юге, юго-западе и юго-востоке страны Менелик в 1893-98 расширил границы империи за счёт областей, часть которых некогда входила в её состав.

Вступивший на трон в 1930 император Хайле Селассие I превратил Э. в абсолютную монархию. В 1936-41 страна подверглась оккупации фашистской Италией. После окончания 2-й мировой войны мандат на управление Эритреей был передан ООН. По резолюции ГА ООН, против принятия которой выступил только СССР, в 1952 Э. образовала вместе с Эритреей федеративное государство. Однако уже в 1962 Эритрея превратилась в одну из провинций Э. Несмотря на Конституцию 1955, предусматривавшую избираемый гражданами парламент, Э. продолжала оставаться сугубо феодальной страной. Общая экономическая отсталость и всё учащающиеся выступления жестоко эксплуатируемых крестьян постепенно ослабляли правящий режим. В январе 1974 против императора выступила армия. Официально монархия была ликвидирована в марте 1975.

Во главе государства встал Временный военный административный совет (ВВАС, или «Дерг» по-амхарски). ВВАС превратился в авангард эфиопской революции, преодолевавший разногласия со своими оппонентами жёстокими физическими расправами. В феврале 1977 первый заместитель председателя Совета подполковник Менгисту Хайле Мариам, физически устраняя соперников, захватил власть, заняв пост председателя ВВАС. В стране начался красный террор, жертвами которого пали тысячи людей. В 1977 Менгисту объявил курс социалистической ориентации, в 1984 была создана Рабочая партия Э. (РПЭ), в 1987 была принята новая Конституция, страна стала называться Народно-Демократической Республикой Э.

При Менгисту власть была централизована ещё больше, чем при монархе, и даже видимость демократии исчезла, чему способствовала однопартийная система. Радикальность аграрной реформы 1975 состояла в отмене феодальной собственности на землю. Однако, передав всю землю в общественную собственность, государство заняло место феодала как собственника земли, что позволило осуществлять программы по коллективизации, сселению с хуторов в общие деревни и переселению больших масс населения. Роль государства была решающей во вмешательстве в экономику, т.е. суть режима была в командной системе управления экономикой. За 17 лет тоталитарного режима почти по всем показателям экономического роста страна не продвинулась вперёд, потерпела поражение национальная политика власти, в разных частях страны зрели или давно действовали подпольно, нелегально сепаратистские движения. Военные успехи союзных НФОТ (Народный фронт освобождения Тиграя) и НФОЭ (Народный фронт освобождения Эритреи) способствовали их активизации. В 1989 НФОТ установил контроль над провинцией Тиграй и объединился с Народно-демократическим движением Э., организацией народа амхара, в Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). По мере продвижения на юг создавались и объединялись с Фронтом и другие организации. 28 мая 1991 силы РДФЭН вошли в Аддис-Абебу и создали временное правительство. Одновременно НФОЭ захватил контроль над всей территорией Эритреи. В июле 1991 на конференции по переходу к миру и демократии были приняты Хартия переходного периода и Декларация по Эритрее, предусматривающая её право на независимость через референдум. В мае 1995 состоялись многопартийные парламентские выборы, а в августе 1995 парламент одобрил новую Конституцию и название страны.

Основные моменты

Территория современной Эфиопии входит в древнейшую область становления предков человека: возраст обнаруженных здесь каменных орудий оценивается приблизительно в 3 млн. лет. Практически во все эпохи древности страна была относительно густо заселена, освоена хозяйством, с первых веков нашей эры на ее территории существовали могущественные государства. В IV–VI веках Эфиопия вела оживленную торговлю с Римско–Византийской империей, Индией, странами ближнего Востока. В это же время сюда проникло христианство. Лишь на короткие периоды Эфиопия оказывалась под властью то одного, то другого европейского государства (например, в конце XIX века Италия образовала колонию Эритрею, просуществовавшую всего несколько лет) .

Западную и центральную часть страны занимает Эфиопское нагорье со средней высотой 1800 м над уровнем моря, хотя отдельные горные массивы и вершины достигают 3000 и даже 4000 м. Высочайшая вершина Эфиопии - гора Рас-Дашан (4623 м) в горах Сымен. В целом для плато характерны плосковершинные горы, похожие на гигантские столы. Над плато вздымаются конусы вулканов, большей частью потухших. В их полуразрушенных кратерах часто образуются озера, окруженные каймой тропической зелени. От Красного моря на юг Эфиопию пересекает зона разломов (северная часть системы Великих Африканских разломов) . В глубокой впадине Афар, отделенной от Красного моря невысоким хребтом Данакиль, на отметке 116 м ниже уровня моря лежит соленое озеро Ассале. Долина реки Аваш и цепочка рифтовых озер (крупнейшее - озеро Абая) , вытянутых к озеру Рудольф в соседней Кении, отделяют Эфиопское нагорье от занимающего юго-восток страны Эфиопско-Сомалийского плато с преобладающими высотами до 1500 м и отдельными вершинами до 4310 м (гора Бату) . Из-за активных разломов Эфиопия отличается повышенной сейсмичностью: землетрясения силой до 5 баллов бывают ежегодно, а раз в пять лет - и более сильные. В рифтовой зоне также много горячих источников.

Крупнейшая река страны - Аббай (Голубой Нил) . Вытекая из озера Тана, Аббай образует большой и живописный водопад Тис-Ысат, а затем на протяжении 500 км течет в каньоне глубиной 1200–1500 м. Другие крупные реки, впадающие в Индийский океан, Веби-Шебели и Джуба, а также еще один приток Нила - Атбара.

Климат Эфиопии субэкваториальный жаркий, сезонно влажный, на северо-востоке - тропический пустынный и полупустынный. Впадина Афар - одно из самых жарких мест на Земле (средняя минимальная температура 25 °C, максимальная 35 °C) , но на большей части нагорья за счет высоты, смягчающей жару, среднемесячные температуры находятся в пределах от 15 до 26 °C. В горах случаются ночные заморозки. При этом на побережьях самый жаркий месяц - май, самый холодный - январь, а в горах - наоборот: самый прохладный месяц июль, самые жаркие - декабрь и январь. Дожди выпадают в основном с июля по сентябрь, хотя бывает и «малый влажный сезон» в марте–апреле. Сухой сезон длится с сентября по февраль. Среднегодовое количество осадков - от 200–500 мм на равнинах до 1000–1500 мм (даже до 2000 мм) в горах центральных и юго-западных районов. Равнины часто страдают от жестоких засух, когда дождей нет почти круглый год.

Треть территории страны занята пустынями и полупустынями, особенно безжизненны каменистые пустыни впадины Афар и пустыни Данакиль. На востоке Эфиопии раскинулись травяные саванны и лесосаванны с зонтиковидными акациями, а в юго-западной части страны в долинах рек и в горах на высотах 1700–1800 м произрастают дождевые тропические леса с пальмами, дикорастущими кофейными деревьями, древовидными молочаями, сикоморами (гигантскими фикусами) . На высотах более 3000 м развиты тропические аналоги альпийских лесов. Животный мир все еще богат, несмотря на истребление животных на протяжении веков: в саваннах встречаются слоны, зебры, антилопы, львы, сервалы, леопарды, гиены, в полупустыне Данакиль - страусы. Особенно разнообразен мир птиц, а в прибрежных водах Красного моря большой интерес представляет фауна коралловых рифов. Для охраны фауны созданы заповедники и национальные парки: на реке Аваш, озере Абията, лесной парк Мэннагэша и др.

Большая часть населения Эфиопии (всего - около 103 млн человек) относится к эфиопской расе - как бы промежуточной между европеоидной и негроидной. Тонкие черты лица, волнистые волосы, высокий рост и шоколадного цвета кожа делают большинство жителей Эфиопии необычайно красивыми. Говорят народы страны на семитских (к ним относится и государственный - амхарский) и кушитских языках. Часть населения относится к негроидной расе. Народы амхара и оромо составляют 3/4 населения. Две основные религии - ислам и христианство, но примерно 10% жителей придерживаются местных традиционных верований. Основные занятия - земледелие, скотоводство, ремесла. Большинство жителей строит круглые хижины с конусовидной крышей из соломы. Сохраняется традиционная одежда - длинные платья и накидки, часто украшенные орнаментами, богатой вышивкой.

Столицу страны - Аддис-Абебу, расположенную на высоте 2400 м, называют «городом вечной весны» из-за умеренного круглый год климата. Город основан в 1885 г., но сейчас в нем преобладают современные здания. Аддис-Абеба славится своим огромным базаром. Второй по величине город - Асмара - располагается на севере страны. Он также считается самым благоустроенным и красивым городом Эфиопии. Гондар (севернее озеро Тана) до середины XIX века был столицей империи, о чем напоминают замки XVI–XVIII веков, в нем находится исторический музей.

Города Эфиопии

Все города Эфиопии

Достопримечательности Эфиопии

Все достопримечательности Эфиопии

История

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему, Восточноафриканскому, ареалу становления человека как биологического вида. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis на территории Эфиопии оценивается в 2,5-2,1 млн лет. Во время становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской, нилотско-кушитской и других языковых групп. Образование древнейших объединений на юге Аравийского полуострова - Хадрамаутского, Катабанского и Сабейского царств - ок. 1000 до н. э. ускорило процесс переселения части населения из Южной Аравии (современного Йемена) в современную Эритрею и Северо-Восточную Эфиопию. В результате, к VII веку до н. э. эти территории были включены в состав Саввского царства. Именно это обстоятельство позволило раннесредневековой эфиопской пропаганде провозгласить эфиопскую царскую семью Соломонидов потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской, известной в эфиопской традиции как Македа или Билкис.

Древние греки называли эфиопами всех чернокожих Африки, в первую очередь нубийцев, но ныне это название закреплено за территорией, известной также под названием Абиссиния. Именно здесь в начале нашей эры в результате объединения ряда небольших племенных образований, известных с середины I тысячелетия до н. э. образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. н. э. Аксум вёл активную торговлю с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже - Персией) , Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото в крупных количествах. В период своего политического доминирования в регионе Аксум распространил своё влияние на Нубию, Южную Аравию, Эфиопское нагорье и севере Сомали. Со времени правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается усиленное проникновение христианства из Египта, Рима и Малой Азии в Аксум, связанное с проповедью учения Христа Эдессием и первым епископом Абиссинским Фрументием. 329 год считается датой основания Эфиопской православной церкви монофизитского толка, которая оставалась зависимой от египетской коптской церкви вплоть до 1948 года. К VI веку христианство утверждается в качестве господствующей религии в Эфиопии, ставшей первой христианской страной в Тропической Африке. В 451, во время раскола христианской церкви, на Халкидонском соборе копты высказались в поддержку монофизитского направления, и такую же позицию заняли представители Эфиопской церкви.

В начале 6 в., чтобы отомстить за притеснения местного христианского населения со стороны их правителей, армия царя Калеба Аксумского вторглась в пределы южной Аравии. Примерно в то же время в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в 7 в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.

Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце 13 в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей) , содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.

В конце 15 в. небольшая группа португальцев и других европейцев, отправившаяся на поиски царства первосвященника Иоанна, овеянного легендами в средневековой Европе, прибыла в Эфиопию. Португальцы надеялись сделать эту христианскую страну союзником в борьбе против мусульман и набиравшей силу Османской империи. После того как после 1531 Эфиопия стала терпеть одно поражение за другим от армии имама Адаля Ахмеда ибн Ибрахима, известного как Грань (Левша) , и лишилась большей части своей территории, император обратился за помощью к Португалии. В 1541 в Массауа высадился отряд португальцев численностью в 400 человек во главе с Кристофером да Гама, сыном прославленного мореплавателя Васко да Гамы. Бóльшая часть отряда, включая и ее предводителя, погибла в сражении с мусульманами. При содействии оставшихся в живых португальцев была создана новая эфиопская армия, на вооружении которой появились мушкеты (до того времени огнестрельное оружие имелось лишь у воинов Граня) . В 1543 эта армия нанесла поражение противнику, и в сражении погиб сам Ахмед Грань.

Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению страны католичество, привели к многочисленным конфликтам. В конце концов в 1633 иезуиты были изгнаны из Эфиопии. В последующие 150 лет страна находилась почти в полной изоляции от Европы. К этому периоду относится основание столицы в Гондэре, где были сооружены несколько каменных замков. В середине 18 в. власть императора пришла в упадок, и страну охватили феодальные междоусобицы. В 1769 Эфиопию посетил английский путешественник Джеймс Брюс, пытавшийся отыскать истоки Нила. В 1805 английская миссия приобрела торговый порт на побережье Красного моря. В начале 19 в. в стране побывали и другие европейцы. В 1855 Теодрос, один из самых способных военачальников того времени, захватил императорский престол, возродил силу и авторитет верховной власти и попытался объединить и реформировать страну.

После того как в течение двух лет королева Виктория не отвечала на письмо, направленное ей Теодросом, по приказу императора несколько официальных представителей Великобритании были брошены в тюрьму, находившуюся в Мэкдэле. Все попытки добиться их освобождения дипломатическими методами ни к чему не привели. В 1867 с целью освобождения узников в Эфиопию был направлен военный экспедиционный корпус под командованием генерала Роберта Нэпира. Высадившись с кораблей 7 января 1868 в местечке Мулкутто на берегу залива Зула, отряд Нэпира, численностью более 10 тыс. человек, по труднопроходимой горной местности двинулся в 650-километровый путь к Мэкдэле. Англичане получали помощь и продовольствие от местных жителей, недовольных императором Теодросом, в первую очередь тыграйцев. К Мэкдэле с другой стороны продвигался и Теодрос, власть которого к этому времени пошатнулась, а ряды императорской армии поредели. 13 апреля 1868 эта горная крепость пала под натиском английских войск. Во время штурма, не желая попасть в руки врагов, Теодрос застрелился. Вскоре английские войска покинули Эфиопию.

После гибели Теодроса императором стал Йоханныс IV, правитель Тыграя, союзник англичан в их войне с Теодросом. Его двадцатилетнее правление, насыщенное бурными событиями, началось с подавления попыток других претендентов захватить престол. Впоследствии на долю Йоханныса выпало много сражений с внешними врагами: итальянцами, махдистами и египтянами. Итальянцы, которые еще в 1869 приобрели порт Асэб, в 1885 с согласия англичан захватили Массауа, принадлежавший до этого Египту. В 1884 Великобритания и Египет пообещали императору, что Эфиопия получит право пользоваться Массауа, но итальянцы вскоре закрыли туда доступ и стали планомерно продвигаться в глубь Эфиопии. В январе 1887 воины императора нанесли итальянцам поражение при местечке Догали и вынудили их отступить. Затем Йоханныс вступил в военные действия с махдистами, то и дело вторгавшимися с территории Судана в Эфиопию. В марте 1889 он был смертельно ранен в одном из сражений. Императором Эфиопии стал негус Шоа Менелик, который на протяжении нескольких лет пользовался поддержкой Италии. Шоа Менелик совершил успешные военные походы против мятежных провинций и добился значительной консолидации эфиопского государства. В его правление началось проведение реформ, направленных на модернизацию страны.

2 мая 1889, незадолго до официального акта коронации, Менелик заключил с Италией Уччальский договор, в соответствии с которым итальянцы получали право на занятие Асмэры. Внешне между обеими странами были установлены весьма дружественные отношения. Однако упомянутый договор стал источником многих проблем. В амхарской копии договора предусматривалось, что Эфиопия, если сочтет нужным, может прибегнуть к «добрым услугам» Италии во взаимоотношениях с другими державами. В итальянском же тексте договора утверждалось, что Эфиопия только так и обязана поступать. Практически это означало полный контроль Италии над внешней политикой Эфиопии. Используя свой текст договора, Италия заявила, что исходя из положений Генерального Акта Берлинской конференции 1885 она имеет право установить над Эфиопией свой протекторат. Упорство итальянской дипломатии в отстаивании выгодной ей трактовки Уччальского договора привело к его денонсации эфиопской стороной 11 мая 1893.

В 1895-1896 итальянская экспансия в регионе продолжилась попыткой увеличить колониальные владения за счет Эфиопии, но военная кампания итальянского экспедиционного корпуса при поддержке эритрейских вспомогательных сил завершилась катастрофическим поражением в битве при Адуа. Негус Эфиопии находился в положении, когда мог бы попытаться отвоевать и часть Эритреи, но предпочел мирное соглашение.

В начале XX века в стране имел место династический конфликт, итогом которого стало водворение на престол императора Хайле Селассие, проведшего в стране ограниченные реформы, направленные на модернизацию эфиопского общества.

В 1935-1936 фашистская Италия снова вторглась в Эфиопию. Захватчики имели полное преимущество в военном плане, но все равно несколько раз применяли химическое оружие. Лига Наций агрессию осудила вяло и была при введении санкций непоследовательна, в чем советская историография видела важный этап демонтажа системы коллективной безопасности в Европе. Итальянская оккупация страны продолжалась до 1941, когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, отвоевала Эфиопию и Эритрею.

После войны Селассие продолжал править как абсолютный монарх. К началу 70-х годов его позиция подвергалась критике со всех сторон политического пространства, и большую лепту в дальнейшие события внес крупномасштабный голод начала 70-х годов, приведший к большим человеческим жертвам.

В 1974 году меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста; ситуация была использована группой военных с марксистскими политическими воззрениями, организационно оформившейся летом того же года в комитет под названием «Дерг». Он и возглавил процесс демонтажа монархии, известный еще как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» практически полностью подчинил себе все административные структуры и провозгласил курс на построение социалистического общества. С 1975 по 1991 год СССР и страны Восточной Европы оказывали всестороннюю помощь Эфиопии.

25 августа 1975 низложенный император Хайле Селассие I умер при подозрительных обстоятельствах. В 1976-1977 Дерг укреплял свои позиции путем расправ с оппонентами, как роялистами и сепаратистами, так и с «левыми»; эта кампания известна также как «красный террор». Вождем Дерга на этом этапе стал Менгисту Хайле Мариам.

Воспользовавшись трудным положением страны в этот период, сомалийская армия интенсивно поддерживала сепаратистское движение этнических сомалийцев в юго-восточном регионе страны, Огадене, а в 1977-1978 пыталась силой аннексировать Огаден. События эти известны как Война за Огаден. Большую помощь в борьбе с противником Эфиопии оказали Куба, СССР и Южный Йемен.

Поставленную задачу вывести Эфиопию из феодального общества в коммунистическое режим выполнить так и не смог. Попытки коллективизации сельского хозяйства привели только к дальнейшей его деградации. В 1984 году в стране разразился голод, намного превзошедший по размаху и числу жертв пандемию начала 70-х. Правительству Менгисту также не смогло решить эритрейский вопрос; несмотря на широкомасштабные военные действия против сепаратистов, добиться решительной победы так и не удалось.

В конце 80-х, в условиях нараставшего в СССР кризиса, правительство Менгисту оказалось в критической ситуации, и в итоге в мае 1991 года было свергнуто в результате деятельности альянса повстанческих движений, в котором главную роль играли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка, начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор бессменно возглавляет представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи, однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Надир в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился Эфиопо-эритрейский конфликт, окончившийся с незначительным перевесом Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остается нерешенным. В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали. В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом.

Культура

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь) , сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства.

По переписи 1994 года: христиан - 60,8 % (православных - 50,6 %, протестантов - 10,2 %) , мусульман - 32,8 %, африканских культов - 4,6 %, другие - 1,8 %.

Долгое время литература создавалась главным образом на языке гыыз и имела в основном религиозное содержание. Правда, уже в конце 13 в. появились первые царские хроники на пергаменте. В 19 в. были созданы первые произведения на амхарском языке, а незадолго до начала Первой мировой войны в стране появился первый печатный станок. Не в последнюю очередь для того, чтобы поддержать развитие современной литературы на амхарском языке, в период своего регентства император Хайле Селассие I основал издательство «Бырхан энна Сэлям» («Свет и мир») . Для большинства литературных произведений была характерна нравоучительная направленность. Много драматических произведений было создано после освобождения страны от итальянской оккупации, и они ставились либо на сцене Национального театра, либо силами студентов университета. В начале 1990-х годов в Аддис-Абебе издавались три ежедневных газеты на амхарском языке и одна на английском.

В традиционном изобразительном искусстве Эфиопии господствовал преимущественно византийский стиль. После 1930 значительное развитие получило коммерческое искусство, ориентированное на запросы туристов. В произведениях такого рода часто присутствовал сюжет посещения царицей Савской царя Соломона, и они представляли собой серию лубков, каждый из которых дополнял другой. Приблизительно в то же время художники стали разрисовывать стены кабачков и баров изображениями национальных героев и святых.

Кухня Эфиопии во многом схожа с кухней соседних с ней стран - Сомали и Эритреей. Главной особенностью эфиопской кухни является отсутствие столовых приборов и тарелок: их заменяет инжира - традиционная тэффовая лепешка. Другая яркая особенность - наличие большого количества специй.

Кофе - гордость Эфиопии. Здесь разработаны целые ритуалы, подобно китайским чайным церемониям, от обжаривания кофейных зерен, до питья кофе.

Много в эфиопской кухне вегетарианских блюд - здесь много мусульман и православных христиан, соблюдающих строгие религиозные посты. В целом эфиопская кухня отличается большим разнообразием вкусов и ароматов, создающихся благодаря неповторимому сочетанию специй и овощей.

Экономика

Основа эфиопской экономики - низкоприбыльное потребительское сельское хозяйство. В 70-х годах экономический рост составлял не больше 5 %. А революционные перемены привели к еще большему снижению роста ВВП. Осложнило экономическое положение и потеря Эфиопией портов на Красном море. Жесточайшие засухи и неурожаи привели к гуманитарной катастрофе в конце 20 века. К концу 20 века экономическое положение Эфиопии стало улучшаться. рост ВВП составил около 8 % в год. Благодаря облегчению таможенных режимов вырос уровень инвестиций в экономику страны. Главным инвестором является Китай, Индия и Саудовская Аравия. Основой экономического развития в последние годы являются зарубежные займы и гуманитарная помощь.

Сельское хозяйство - главная отрасль эфиопской экономии, предоставляющая 85 % рабочих мест. Оно обеспечивает около 45 % ВВП и 62 % экспорта страны. Кофе занимало 39,4 % экспорта в 2001-2002 годах. Кофе - дар Эфиопии миру. Эта страна - главный производитель кофе сорта Arabica в Африке. Чай является другой важной культурой. Обеспеченная обширными агроклиматическими зонами и разнообразными ресурсами, Эфиопия обрабатывает все типы злаков, волокон, арахиса, кофе, чая, цветов, так же как и фруктов и овощей. Больше 140 видов сортов обрабатывается в настоящее время в Эфиопии. Потенциально неорошаемые земли оценены в 10 миллионах гектаров. Животноводство в Эфиопии - одно из наиболее развитых и многочисленных в Африке. Рыболовство и лесоводство - также значительные отрасли. В этих отраслях существует большой потенциал для инвестиций.

Разнообразные агроклиматические условия Эфиопии способствуют выращиванию широкой гаммы плодов, овощей и цветов. Овощеводство и цветы - наиболее динамично развивающиеся сектора экономики. В 2002 было экспортировано более 29000 тонн продукции плодоводства и 10 тонн цветов. Без преувеличения можно сказать, что сектор цветоводства наиболее привлекательный для инвестиций во всей эфиопской экономике.

Эфиопия - крупнейшая страна в Африке по поголовью скота и также входит в десятку крупнейших в мире по этому показателю. В Эфиопии насчитывается 35 миллионов голов КРС, 16 миллионов баранов и 10 миллионов коз.

В Эфиопии 3,3 миллиона ульев, она главный производитель и экспортер мёда и пчелиного воска в Африке. Эта отрасль предоставляет превосходные перспективы для инвестиции.

Промышленность составляет приблизительно 15 % ВВП. Главным образом развиты пищевая, текстильная, кожаная, деревообрабатывающая, химическая и металлургическая отрасли. В течение первого квартала 2001 года, Эфиопия экспортировала продуктов питания на сумму приблизительно 54,8 миллиона быра.

Финансовый сектор очень мало развит, что замедляет развитие страны. В Эфиопии не существует биржи. Банковское дело мало развито.

Политика

Эфиопия является федеративной парламентской республикой, главой правительства которой является премьер-министр. Исполнительную власть осуществляет правительство. Федеральная законодательная власть сосредоточена в руках двух палат парламента. Главой государство является президент.

Согласно статьи 78 Конституции Эфиопии - судебная власть полностью независима от исполнительной и законодательной властей. Однако, по данным докладов зарубежных исследований, Эфиопия занимает 106 место из 167 стран в рейтинге демократичности власти. Ее опережает Камбоджа, которая расположилась на 105 месте; следом за Эфиопией идет Бурунди - 107 место.

В июне 1994 года были проведены выборы в учредительное собрание, членами которого стали 547 депутатов. В декабре этого же года собранием была принята современная Конституция Эфиопии. В мае и июне 1995 года в Эфиопии прошли первые всенародные выборы национального парламента и выборы в региональные органы власти. Однако, большинство оппозиционных партий решили бойкотировать эти выборы. В результате победу одержал Эфиопский Народный Демократический Революционный Фронт. Международные и неправительственные наблюдатели пришли к выводу, что выборы прошли без нарушений, и оппозиционные партии имели возможность участвовать в выборах, если бы изъявили такое желание.

Потерянные города и древние цивилизации - 4

«Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Эфиопии, надежды своей… И скажут в тот день жители этой страны (т. е. Израиля): «вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! И как спаслись бы мы?» (Исаия 20:5,6)

9. Древняя Эфиопия - одна из древнейших христианских стран и одно из древнейших государств в мире. В европейской культуре, в том числе в русском языке, Эфиопия была долгое время известна преимущественно как Абиссиния.

В некоторых аксумских надписях IV века уже употребляется термин «Эфиопия». В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет.

«Страна Куш», как её называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселённые в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная её часть входит в состав Судана.

В IV - V веках до н.э. на плато Тигре поселились выходцы из различных областей южной Аравии , в том числе из Сабейского царства . Они принесли с собой письменность, семитский язык, технику каменного строительства методом сухой кладки и другие достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древне-эфиопский этнос. О бразовалось самостоятельное раннефеодальное царство Аксум.

Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египтва в Индию , а также к берегам Восточной Африки. В период расцвета Аксумского царства, в IV—VI веках, его гегемония распространялась на Нубию, Южную Аравию , а также обширные области восточного Судана , Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога . С IV века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство. Возвышение в VII веке Арабского халифата привело к упадку в VIII—IX веках Аксумского царства.

Эфиопия в то время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далёких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

В VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путём передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи I Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю — Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоёвывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта. О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Для многих окажется открытием, что Эфиопия - страна древней цивилизации и культуры, где в монастырях хранятся тысячелетние рукописи на амхарском языке, а богослужение в христианских храмах проходит под звуки барабана. Кстати, христианство здесь приняли почти на семьсот лет раньше Руси.

Эфиопия - греческий географический термин, появившийся еще во времена Гомера, означает «страну людей с пылающими (или обожженными) лицами». Согласно древним представлениям, земля эфиопов лежала где-то на юге, в Африке (за пределами Египта) или Азии и включала ряд территорий, среди которых были Абиссиния и Нубия. Эта территория, обозначенная эллинами весьма неопределенно, соответствовала египетскому и библейскому «Куш», что семьдесят толкователей и передали при переводе Библии на греческий язык словом «Эфиопия». Из греческой Библии название было заимствовано Абиссинским государством (арабы и европейцы называли страну Абиссинией от арабского «Хабаш»).

По преданию, появление евреев в Эфиопии связывается то ли с вавилонским пленением то ли с разрушением Иерусалима Титом. Сами же они, как и их христианские соотечественники, рассказывают легенду о Соломоне и ца-k рице Савской, указывая на них. как на своих далеких предков. В эпопее «Слава царей», апокрифе, призваном обосновать династические права так называемой Соломоновой династии, говорится, что Абиссиния была той самой землей, из которой царица Савская совершила поездку к Соломону, желая убедиться в его необычайной мудрости.

Исторических сведений о царице Савской практически нет, зато есть множество легенд и мифов. Считается, что жила она в X веке до нашей эры. Слава о ее несметных богатствах якобы распространилась после визита царицы в Иерусалим к израильскому царю Соломону. «И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни», - говорится в Библии.

Однако в Ветхом Завете просто описывается некая богатая владычица, без конкретного указания ее имени. Савской она называется по имени государства Сава (иначе Саба или Шеба). Сейчас большинство исследователей считают, что государство это располагалось по обоим берегам Красного моря — от Эфиопии до Йемена. В эфиопских легендах царицу зовут Македа, в более поздних арабских текстах — Балкис (Билкис). И все же это лишь имена из легенд, которые никак не подтверждены историческими документами. К тому же нет никаких сведений о том, как она выглядела.

От союза с Соломоном у нее появился сын Менелик, которому и суждено было сделаться родоначальником абиссинских правителей. Достигнув зрелости, Менелик отправился в гости к отцу. А вернувшись в сопровождении молодых иудеев на родину, и привез в Эфиопию Ковчег с реликвиями. Впрочем, если для большинства! представителей западного мира местонахождение библейского Ковчега пока остается загадкой, то в эфиопском городке Аксум даже ребенок прекрасно знает, где находится утерянная святыня.

Как и большинство православных христиан Эфиопии, все жители этого пыльного, незащищенного от ветров города уверены, что Ковчег аккуратно спрятан в каменной часовне, в самой большой церкви города, и охраняет их родину на протяжении уже почти трех тысячелетий. Тысячи людей стекаются в церкви Аксума и всей страны во-время Тимка - местного праздника крещения Иисуса Христа. В центре празднества находятся «таботе» - ритуальные предметы, хранящиеся в каждом храме и символизирующие Ковчег. Из всего христианского мира только в Эфиопии происходит такое уникальное фокусирование внимания на этом эпизоде Ветхого Завета.

Ковчег Завета считается одной из главных святынь христианского мира. Он представляет собой специальный ларец, сделанный из акации и инкрустированный золотом; венчает его крышка из чистого зо лота. В нем помещались золотой сосуд с манной небесной, жезл Ааронов две скрижали с десятью заповедями Ветхого Завета, полученные Моисеем от самого Господа Бога.

Три тысячи лет назад в эпоху царя Соломона древние израильтяне утратили Ковчег, в котором хранились древние реликвии. Последнее реальное упоминание о Ковчеге Завета относится к 586 году до н.э. Он был спрятан вместе с другими предметами первого храма в пещере под Голгофой перед тем, как царь Навуходоносор взял Иерусалим.

Существует список вещей, унесенных в Вавилон (2 Цар.25 гл.), но Ковчег Завета туда не включен! Библия - надежный исторический источник, но о судьбе древней святыни она почему-то умалчивает. Поисками Ковчега занимались многие - крестоносцы, тамплиеры, иезуиты, масоны, авантюристы и военные, но пока не повезло никому.

В начале 90-х годов прошлого века английский исследователь Грэм Хэнкок обнаружил следы этого деревянного ларца в Эфиопии. Почему именно там? По мнению Хэнкока, Ковчег был вывезен из Иерусалимского храма в 600 году до Рождества Христова, так как была опасность его осквернения царем, принявшим язычество. В течение 200 лет святыня охранялась ортодоксальными евреями в Египте, а позже оказалась в Эфиопии. В 370 году от Рождества Христова Ковчег был перенесен в королевский город Аксум (к принявшему христианство королю), где он хранится и по сей день.

Согласно древним преданиям Эфиопия считалась местом, где располагалась часть Райский садов. В них так же упоминается, что на этих землях жил народ, стороживший адскую бездну, которая грозила всем огнем и пеплом. Воинственное племя Афар и сейчас живет около Даллола, чтобы как и их предки, сторожить врата адской бездны.

Довольно спокойная история Эфиопии была прервана в 526 году до х. э., когда персидское войско под предводительством Камбиза II, сокрушая все на своем пути, вторглось в Египет, который был подвергнут страшному опустошению. Народ и правителей Нубии потряс ужас, особенно после того, как Ливия, Барка и Кирена были покорены Камбизом II.

Незадолго до своей смерти в 529 году Камбиз II совершил поход в Нубию, напоминающий более карательную экспедицию, нежели войну. После этого Нубия вступает в полосу кризиса. Напатское государство эфиопов (от Напата - столицы страны) сменяется Мероитским (от города Мероэ, ставшем центром страны и продолжившем активную политику древних царей).

Правопреемник Мероитского царства, государство Аксум, становится на протяжении веков доминантом близлежащих земель, и даже на некоторое время стало в один ряд с Ираном и Византией. В 30 годах IV века аксумский царь Эзана принимает христианство монофизитского толка. И, несмотря на сопротивление жрецов, и вопреки установившимся языческим обрядам, новая религия быстро распространяется в стране. После этого события Эфиопия на протяжении десятков веков оставалась единственной страной Африки и Аравии, исповедующей христианство.

Вскоре после этого Эфиопия вступает в борьбу с Химьяритским государством, во главе которого в 517 году становится иудей Зу-Нувасу, стремившийся уничтожить Эфиопию и истребить христиан. Война эта заканчивается в 525 году присоединением Химьяра к Эфиопии.

Однако последовавшая затем война с Ираном заканчивается поражением Аксума, который перестает существовать в Х веке. Последующие затем два столетия наполнены смутами и истреблениями христиан. Возродившись вновь, в XII веке, Эфиопия во главе с Соломоновой династией успешно отразила как нашествия турок, так и идеологическое давление португальцев, пытавшихся навязать католицизм. Вся история Эфиопии - это сплошная полоса бедствий и войн и, несмотря на это, страна сохранила веру, благодаря которой она и смогла отразить нападения язычников, зороастрийцев, мусульман и католиков.

В писаниях персидского пророка Мани написано, что в мире есть четыре царства. Он имел в виду государства Персию и Вавилон, Рим, Аксум и Китай. Но после того как пал Рим, об Эфиопии все забыли и не вспоминали до тех пор, когда по Европе прошел слух о христианском царствовании Иоанна, который находится на востоке и терпит лишения от окружения его неверными. Поэтому необходимо было помочь единоверцам, которые находились далеко на востоке.

А вот о существовании Африки было мало что известно. Поэтому царство святого Иоанна, а это, по всей видимости, Эфиопия, располагалась совсем в другом месте. Только после того, как был взят Иерусалим, крестоносцы начали искать христианскую Эфиопию. Так, по приказу португальского короля Энрика-Мореплавателя, были разосланы послы и шпионы почти во все стороны света, для того чтобы собрать побольше информации для хорошей подготовки к путешествию на Восток, который в то время был отрезан турецкими войсками от Европы.

Собранные данные подтвердили наличие христианского государства Эфиопии и сразу же туда отправились миссионеры их Португалии, чтобы утвердить католицизм. Однако это не понравилось жителям Эфиопии, и они изгнали их, а поэтому никакого следа католицизма они не оставили. Правда остались многочисленные их записи и наблюдения.

Вот некоторые из них, после того как они посетили Аксум. "Дорога в Аксум начинается с порта Адулис. Этот по возрасту порт намного старше, чем само царство Аксум. Порт был построен, когда уже египтяне уже знали племена эфиопов. Именно через этот порт в Эфиопию попадали торговцы, моряки и жители других государств, например, жители из южной Аравии, а также многочисленные сабейцы и абиссинские племена. Эти народы с удовольствием поселялись в этих местах, создавая своеобразный этнический тип нынешнего эфиопа. Они также завезли с собой многие ремесла, а также свою культуру и религию, нравы и обычаи".

По дороге в Аксум португальским миссионерам встречались большое количество стел, менгир, остатки от крепостей и дворцов. Все эти постройки были сохранены еще до того, как в этих местах зародилось христианство, благодаря сухому климату Эфиопии. Самым крупным центром Аксумского царства считался древний город Колоэ. Именно там находилось огромное водяное хранилище, состоящее из нескольких частей: вверху находился водосборник для сбора горной воды, затем эта вода опускалась вниз в бассейн, площадь которого была около пяти тысяч квадратных метров, перегороженный каменной дамбой в длину до семидесяти метров и там была устроена сложная система шлюзов. Самое примечательное, что плиты известняка, которыми было облицовано все водохранилище, были так подогнаны, что вода вообще не проходила сквозь них без применения какого-либо раствора.

В городе Йехе миссионеры увидели поразивший их дворец из камня. В середине дворцовой площади находилась высоченная башня, красивейшая по своему исполнению, которая была окружена изысканными домами, напоминающими замки, внутри которых до сих пор сохранились мраморные лестницы. Сохранились и таблички с надписью у дворца. По заключению археолога Мюллера, это сабейская табличка, датированная пятым ли шестым веком до н.э. означает эпоху зарождения Аксумского государства. В столице этого еще неизученного государства находится множество загадочных обелисков, которые в настоящее время привлекают внимание известных археологов и ученых. А согласно легенде на гигантских каменных креслах в специальном месте заседали судьи Аксума. Подземный мавзолей тоже хранит свои тайны.

Самым священным местом в Аксуме был собор с прилегающим к нему двором: это было своего рода пристанище, там даже преступники были в безопасности. Все желающие получить защиту, приходили к воротам собора и громко говорили, что желают попасть в убежище. Им давали пропитание, а на эту территорию не имели права входить даже правители и царица, им разрешалось заходить только во двор, где заседали судьи Аксума. Также здесь располагалась и церковь для проведения службы, для крещения младенцев.

Из преданий известно, что галльский вождь вместе со своим войском хотел обокрасть Аксум, но только он въехал в город, как провалился под землю вместе со своими воинами.

Ученые археологи предполагают, что все обелиски Аксума - это погребальные монументы, символизирующие собой культ умерших людей. В высоту такие обелиски достигают более двадцати метров, напоминающие собой прямоугольные столбы с разветвлением вверху, причем верх, как правило, обязательно был позолочен. На всех обелисках одинаковые изображения небоскребов, домов. На самом огромном обелиске изображен девятиэтажный дом, с обратной стороны обелиска изображена дверь, окна с проемами. Обелиски строили для душ умерших.

Эта гипотеза подкреплялась обследованием одного из обелисков, который сохранился полностью, хотя и упал на землю. В длину он достигает девяти метров, в ширину около трех метров, по всему обелиску находится орнамент, в виде лотоса, а внизу как всегда изображение дома, в котором есть ящик. По предположениям ученых, это — погребальная камера, а внутри ее находится саркофаг. Такие обелиски или дома для мертвых связывают с именем царствования Эзана. Царь старался найти какую-то свою необычную веру для молодого в то время государства. Сейчас мы, конечно же, можем сказать, что это была не самая лучшая идея построения обелисков.

Если сравнить подобные обелиски с египетскими обелисками, то обелиски Аксума намного выше, потому что они более чем на десять метров уходят в землю, и общая длина таких монолитов достигает тридцати метров. Вокруг обелиска находятся своеобразные платформы с углублениями. По мнению археологов, туда должна была стекать кровь животных приносимых в жертву во время прохождения службы за упокоения.

Если действительно согласиться с версиями ученых, что гигантские обелиски Аксума - это дома для душ умерших людей, то напрашивается вопрос, зачем умершим душам дверь, окна. Мы же знаем, что душа может проходить сквозь стены, камни. Из записей английского путешественника и художника Генри Солта, который посетил Аксум в прошлом веке, можно сделать вывод, что аксумские обелиски самые удивительные, неизученные и совершенные монументы.

Также в аксумском государстве было построено множество памятников языческим богам. Хотя Эфиопия всегда была христианским государством, но почти все цари, правящие в Эфиопии, очень лаконично относились к другим верам, чем и прославились далеко за пределами своего государства. К примеру, когда только возник ислам, пророк Магомед вместе со своими родственниками и близким находились в опасности и поэтому по велению пророка Магомеда они все направились в Эфиопию. Пророк Магомед сказал им, что царь этой страны никогда их не обидит их из-за веры, и не будет угнетать. Так все и вышло. Царь могущественного государства Аксум не выгнал их из своей страны, а дал им прибежище на многие годы, пока ислам не укоренился на Ближнем Востоке.

Справедливо будет отметить, что потом когда арабы укоренились в своей вере, они забыли о своих спасителях и в семьсот втором году объявили войну с Аксумским государством. В ходе военных действий эфиопская армия оказалась сильнее и захватила Джидду и Мекке. Захват Мекке вызвал панику среди арабов, но затем арабы, собрав все свои силы, захватили и уничтожили самый главный порт Эфиопии Адулис, а ведь этот порт был в числе самых крупных портов всего мира. К доказательствам, что между Аксумским государством и другими государствами существовали международные связи, указывает тот факт, что в одна тысяча сороковом году около монастыря в окрестностях Аксума отыскали клад с золотыми монетами, но деньги оказались не аксумские, а кушанские. Кушанцы в те времена были владельцами не только Азии, но и еще Северной Индии.

На закате восьмого века самое священное аксумское государство было совершенно подорвано. Была перенесена в другое место столица государства. Остаются неразгаданными тайны небоскребов Аксума. Сегодня - это маленький город, но, тем не менее, он так и остался культовым центром Эфиопии.

Форма правления парламентская республика Площадь, км 2 1 104 300 Население, чел. 93 877 025 Рост численности населения, в год 1,01 Средняя продолжительность жизни 55 Плотность населения, чел./км2 77 Официальный язык амхарский Валюта эфиопский быр Международный телефонный код +251 Зона в Internet .et Часовые пояса +3






















Краткая информация

В Эфиопии проживает примерно 80 разных национальностей, а также множество религиозных и языковых групп людей, что говорит про очень красочный характер этой страны. Эфиопия – это сочетание бедности и богатства, урбанизации и природы. В этой стране можно увидеть скальные храмы, крупнейший африканский рынок, уникальную природу и не менее уникальный животный мир.

География

Эфиопия располагается в Восточной Африке. На севере граничит с Эритреей, на востоке – с Джибути и Сомали, на западе – с Суданом и Южным Суданом, а на юге с Кенией. Выхода к морю нет. Общая площадь этого государства – 1 104 300 кв. км., а общая длина государственной границы – 5 328 км.

Большая часть Эфиопии находится на Африканском Роге, который является самой восточной частью Африканского континента. Территория этой африканской страны очень разнообразна – там есть не только низменности, степи, пустыни и полупустыни, но и горы, а также тропические леса. Вообще, около 70% территории страны занимает Эфиопское нагорье. Самая высокая местная вершина – гора Рас-Дашен, чья высота достигает 4 620 метров.

Столица Эфиопии

Аддис-Абеба - столица Эфиопии. Население этого города сейчас составляет более 3 млн. человек. Аддис-Абеба была основана в 1886 году эфиопским императором Менеликом II.

Официальный язык Эфиопии

Официальный язык – амхарский, относящийся к эфиопской группе южносемитской ветви семитской языковой семьи.

Религия

Около 62 жителей – христиане (Эфиопская восточная христианская церковь и протестанты), около 32% - мусульмане, а примерно 2,6% считают себя сторонниками традиционных африканских религиозных культов.

Государственное устройство

Согласно Конституции 1995 года, Эфиопия – это федеративная демократическая республика во главе с Президентом, избираемым на 6 лет.

Двухпалатный эфиопский парламент называется Федеральная Парламентская Ассамблея, он состоит из Совета Федерации (110 человек) и Совета народных представителей (547 депутатов).

Основные политические партии – «Революционно-демократический фронт эфиопских народов», «Демократическая партия сомалийцев» и «Демократическая партия народов Бенишангул-Гумуза».

Административно страна делится на 9 штатов и два самоуправляемых города (Аддис-Абеба и Дыре-Дауа).

Климат и погода

В Эфиопии три климатические зоны, в зависимости от высоты над уровнем моря. На высокогорье прохладней, а на низменности жарко. Kolla (тропическая зона) - среднегодовая температура воздуха +27С, а среднегодовое количество осадков 510 мм. Woina dega (субтропическая зона) – среднегодовая температура воздуха +22С, а среднегодовое количество осадков от 510 до 1 530 мм. Dega (холодная зона) – среднегодовая температура воздуха +16С, а среднегодовое количество осадков 1 270 мм.

Сезон дождей начинается в июне и заканчивается в сентябре. Сухой сезон – с октября по май (это лучшее время для посещения Эфиопии).

Реки и озера

Самые полноводные эфиопские реки протекают на западе страны. Это, прежде всего, река Голубой Нил, чья длина достигает 1 600 километров. На севере расположено озеро Тана, которое является источником Голубого Нила.

Культура

В Эфиопии проживает более 80 этнических групп людей, каждая из которых имеет свой собственный язык, культуру и традиции. В этой стране мужчины и женщины имеют четко распределенные роли в обществе. Традиционно мужчины отвечают за представление семьи вне дома, а женщины ответственны за всю домашнюю работу и за детей.

Эфиопские родители чаще более строги к своим дочерям, чем к сыновьям. Вообще, у мужчин больше свободы, чем у женщин. Тем не менее, с течением времени роли мужчин и женщин даже в таком традиционном обществе как эфиопское постепенно меняются.

В Эфиопии до сих пор можно встретить племена, которые не носят вообще никакой одежды. Люди в этих племенах просто украшают свои тела татуировками.

Кухня

Эфиопская кухня уникальна даже для Африки, она развивалась в отрыве от кулинарных традиций других африканских стран. Следует отметить, что эфиопы по религиозным причинам не едят свинину.

Традиционное эфиопское блюдо – «wat», представляющее собой горячее пряное тушеное мясо с большим тонким блином (лепешкой) «injera». Существует очень много разновидностей «wat» (с курицей, бараниной, говядиной, овощами, чечевицей, горохом). Часто это блюдо подают с острыми специями, называемыми «berbere».

«Berbere» изготавливают из сушеного острого красного перца, зелени, специй, сушеного лука, чеснока и соли. Обычно «wat» кладут на «berbere». Это блюдо, впрочем, как и многие другие, эфиопы едят руками.

Также рекомендуем попробовать «Asa wat» (тушеная рыба), «Doro wat» (тушеная курица), «Enkulal» (омлет с перцем и помидорами), «Kai wat» (очень острая говядина, или мясо козы или барана), «Messer» (чечевица карри), «Shiro» (пюре из нута), «Tere sega» (сырое мясо, считается деликатесом), «Tibs» (жареная баранина с чесноком и овощами).

Традиционный безалкогольный напиток – «bunna» (кофе) Приготовление «bunna» в Эфиопии очень уникально, и поэтому этот процесс называют «кофейная церемония».

Традиционные алкогольные напитки - «tella» (эфиопское ячменное пиво), «tej» (алкогольный напиток на основе брожения меда) и «kaitaka» (крепкий алкогольный зерновой напиток).

Достопримечательности Эфиопии

В Эфиопии есть много интересных достопримечательностей. Можно сказать даже, что путешествие к какой-либо достопримечательности еще интересней, чем она сама по себе.

В Аддис-Абебе рекомендуем обязательно побывать в Национальном музее, где представлена огромная коллекция предметов, рассказывающих о многовековой истории Эфиопии. Также не забудьте увидеть в эфиопской столице крупнейший африканский рынок «Меркато», дворец императора Менелика II, Археологический музей и коптский храм Св. Георгия, построенный в 1896 году в честь победы над итальянскими колонизаторами.

Большой интерес у туристов вызывает средневековый город Лалибэла, в котором до наших дней сохранилось 11 скальных храмов.

На севере страны находится огромный гранитный Аксумский обелиск, построенный в III веке н.э. Его масса составляет 160 тонн. В конце 1930-х годов итальянцы вывезли из Эфиопии этот исторический памятник, а вернули его только в начале XX века.

Города и курорты

Самые большие города – Аддис-Абеба (более 3 млн. человек), Дыре-Дауа (более 355 тыс. человек), Назреет (более 300 тыс. человек), Гондэр (250 тыс. человек) и Мэкэле (220 тыс. человек).

Большинство туристов приезжают в Эфиопию, чтобы увидеть достопримечательности этой страны, посмотреть на ее города, познакомиться с обычаями местных жителей и с уникальной местной природой.

Сувениры/покупки

В качестве сувениров из Эфиопии привозят изделия народных промыслов, вышитые мягкие игрушки (чаще всего носорогов и верблюдов), традиционные эфиопские ножи с ножнами из кожи, ювелирные украшения, эфиопское кофе в зернах.

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Чт: 08:00-15:00
Пт: 08:00-11:00 и 13:30-15:00
Сб: 08:30-11:00

Магазины:
Пн-Пт: 08:00-13:00 и 14:00-20:00
Сб: 09:00-13:00, 15:00-19:00

Виза