Болезни Военный билет Призыв

Эффективное мышление исследователя. Методики эффективного мышления. Знать и применять закон убывающей отдачи

Ученые считают, что наш мозг, для решения задач, использует 4 – 5% своих возможностей. Повышение его КПД хотя бы на один процент было бы уже большим прорывом в науке и сам человек получил бы для себя большие преимущества, по сравнению с обычным способом мышления. Но как раздвинуть границы разума, какие механизмы при этом будут задействованы и как ими можно овладеть? Для ответа на эти вопросы, надо изучать работу подсознания. Можно прийти к ответу на вопросы эмпирическим путем, через много лет, используя метод проб и ошибок, а можно, а можно быстро выйти на нужный результат. Ученые не до оценивают важность изучения работы подсознания, они даже не знают, как в него проникнуть, а между тем, понимание происходящих в голове процессов помогло бы человечеству быстро продвинуться в своем развитии и не допустить множества ошибок, грозящих ему самоуничтожением…. Как мы мыслим? Эмоционально, логически, смешанно. В любом случае, мысль следует за возбуждением и мы большую часть информации протаскиваем через эмоциональный опыт, который не объективен, консервативен и часто бывает ошибочен. Следуя за возбуждением, мы совершаем огромную непроизводительную работу, ради нахождения крупицы истины. Истина не может быть раз и навсегда установленной. Ее фиксация «раз и навсегда» сильно тормозит развитие разума. Достаточно вспомнить средние века, когда ученые подвергались гонениям со стороны католической церкви, которая считала свои «истины» непоколебимыми и не подвергающимися сомнению. Человек не может жить без стабильного фундамента, который делает его жизнь предсказуемой и безопасной, но и чрезмерный консерватизм тоже идет во вред, так как не несет в себе обновления, позволяющегося подстраиваться под постоянно меняющуюся реальность…. При мышлении, мы перескакиваем из одной крайности в другую и ищем (или не ищем) «золотую середину», которая оберегала бы нас от конфликтов, противостояния и давала душевный покой. Компромисс дается не просто и не всем. Мы предпочитаем любить или ненавидеть, а как-то посередине – не получается. Шарахаясь из крайности в крайность, мы в любом случае совершаем ошибку, так как истина, как известно, посередине, а любая крайность вредна и она не соответствует истине. Наше пристрастие к крайностям тормозится принудительно, через депрессию. Таким образом мозг протестует против односторонней направленности и старается нас переключить на что-то другое…. Представьте, что кто-то сильно вас разозлил. В голове сразу рой негативных мыслей по отношению к этому человеку. Через какое-то время успокоение придет (или не придет), но негативная фиксация застрянет в эмоциональном опыте (мирке – ракушке), что будет препятствовать объективному восприятию этого человека. С точки зрения выживаемости – это правильно, с точки зрения разума – неправильно, так как в возникновении конфликта есть и ваша вина, признавать которую у вас нет никакого желания. А какая разница, разумно восприятие или эмоционально? При эмоциональном восприятии, подавленное раздражение не исчезает, а продолжает накапливать раздражения, минуя сознание. Именно эмоциональный опыт, являясь нашим защитником, является и нашим могильщиком, потому что накапливаемые раздражения изнашивают нервную систему и весь организм в целом. Осмысленное же раздражение, переходит в нейтральное состояние и упраздняется. Кроме того, чувствам возвращается их первозданность, что в разы повышает качество и продолжительность жизни…. Но ведь мы не можем мыслить иначе. Мы всегда будем мыслить крайностями, пытаясь при этом их соединить. Следование за возбуждением дробит целое на части, из которых мы пытаемся собрать целое, чего не получится никогда. А мир должен восприниматься целостно, только тогда он будет восприниматься без искажений, что сведет количество ошибок к минимуму. Но мозг на такое не способен. Хоть как, а мы будем мыслить крайностями, качаясь из одной в другую, как с шестом на канате, натянутом над пропастью. Так мыслит все живое. Даже религия учит, что у человека есть право выбора, то есть, «или – или». Но ведь это не правильно. Правильно – это «золотая середина», в которой противоположности не разделяются, а объединяются, не воюя, а дополняя друг друга. Как этого добиться? И как тогда быть с индивидуальностью, со способностью любить или ненавидеть? Хочется, чтобы чувства бурлили, чтобы сильным было ЭГО, животность и человечность. И тут мы, в зависимости от ситуации, делаем выбор в ту или иную сторону. Людей сбалансированных, уравновешенных, не так много…. Мы хотим решить какой-то вопрос, принимаем решение, считаем, что все получится, а реальность все выстраивает по своему сценарию, отличному от нашего. Где-то, что-то мы не учли. И вот, сделав поправки, мы вновь устремляемся по выбранному пути. И снова облом. Мы постоянно вынуждены делать корректировки, ломки, забредаем в тупики и лабиринты, а можно ли было всего этого избежать? Подходим к главному. Во время глубокого сна, мозг стремится рассредоточить все пульсарно – логические связи и выйти на мышление сутью, когда мир воспринимается напрямую и ты сразу видишь и знаешь. Бессловесно, без эмоционально, хотя все эмоции раскрепощены и находятся в «эмоциональном бульоне», из которого извлекаются под ситуацию. Сознание становится чистым, а вся информация собрана в точку, из которой может извлекаться под ситуацию. Прагматизм, конкретика сливается с идеализмом, к которому постоянно стремится мозг и благодаря которому ищется путь в «светлое будущее». Прагматизм направлен на действие, что позволяет избежать пустого мечтательства, которое возникает, когда происходит потеря концентрации внимания и отрыв от реальности. Постарайтесь добиться полного расслабления, при максимальной концентрации внимания и тогда сможете мыслить сутью. Воля, при этом, становится «железной». Стоит вниманию прерваться хоть на мгновение - это будет означать, что страх пробил защиту и вы пошли у него на поводу. Способность мыслить сутью сразу пропадает. «Эффективное мышление» автоматически избавляет от всех вредных привычек, поскольку все они на сдвиговой основе (устойчиво нарушенном равновесии). Оно позволяет охватывать сразу все и одновременно находиться в любой конкретной точке, с проникновением сознания в ее суть. Время становится единым и вы сразу видите и знаете, без проделывания огромной непроизводительной работы. Бессловесное мышление – это совершенно иной уровень мышления. Животные владеют им в той или иной степени. Люди считают, что животные руководствуются исключительно инстинктами, а они, как раз, мыслят во многом быстрей и эффективней, чем человек. Люди, начав высчитывать и отдав предпочтение логике, в большой степени утратили эту способность, но потеря восполнима…. Надо быть всяким, каким хочется, но при этом, овладевать методиками эффективного способа мышления. Оно другое, не привычное, а потому, не понятное, но оно не искусственно созданное, а заложено в человеке природой, просто он еще не разобрался в нем, не увидел его воочию и не осознал выгоду от него…. Несет ли такое мышление угрозу? При неправильном подходе и применении, возможно – все можно извратить. Но скажите, какую угрозу для психики и здоровья может нести человеку раскованность, уравновешенность, доброжелательность, спокойствие, разумность, внимательность?.. Это все составляющие «эффективного мышления». Угрозу здоровью и психике скорей несет неуравновешенность, однобокость мышления. При уравновешенной психике все системы организма работают в наиболее комфортном для себя режиме. У «эффективного мышления» нет эмоциональных перепадов, а потому оно не вызывает ломок связей и депрессий. Мир крутится, вертится, взрывается, а для вас он неподвижен и вы все время воспринимаете его с чистого листа, без искажений. Потому что ваше внимание устойчивое и вам не надо все время информацию сравнивать со своим эмоциональным опытом, который все равно несет искаженную информацию о мире. 28.07.2015 г.

Рецензии

Доброго дня, Владимир!

"Наше пристрастие к крайностям тормозится принудительно, через депрессию. Таким образом мозг протестует против односторонней направленности и старается нас переключить на что-то другое".

Очень даже согласна!

"... какую угрозу для психики и здоровья может нести человеку раскованность, уравновешенность, доброжелательность, спокойствие, разумность, внимательность?.. Это все составляющие «эффективного мышления». Угрозу здоровью и психике скорей несет неуравновешенность, однобокость мышления".

Отличные мысли,
Прочла с большим интересом!

По поводу раскрытия глубинного потенциала мозга человека добавлю:

1. Почему и кем наш уникальный мозг так надёжно заблокирован?
2. Что будет, если активировать спящий потенциал современного человека, к примеру учёного, изобретающего новые виды вооружения, ведь в любом случае он первым получит доступ к "полезной" информации?
3. Все ли открытия обнародуются в современном, "этически развитом" мире и не скрываются ли до поры до времени?

Вопросы риторические, просто к размышлению.

Огромное спасибо за статью, за интерес и вдохновенный поиск!
С пожеланием дальнейших творческих удач и светлых вдохновений,
уважением и теплом души,
Наталия

Не эффективное же, наоборот, будет всячески мешать вам во многом, создавать проблемы на ровном месте, мешать жить полноценной жизнью, которую заслуживаете.

Можно бы было углубиться в личную историю вопроса, мол, почему и отчего часто мыслим совсем не логично, не правильно, неадекватно (ошибки воспитания, школьная «система», думать правильно никто не учит, зомбированность масс и т.д.) И в это будет очередная ошибка в «эффективномыслии». Почему? Читаем далее …

Прежде, давайте определимся: «А что значит, эффективно (рационально) мыслить, и соответственно, в чем польза от такого мышления? »

Быть адекватным, эффективно мыслить:

  • Выбирать из всех доступных вариантов — наилучший;
  • Использовать то, что дано, с максимальной пользой;
  • Минимизировать потери, максимизировать прибыль;
  • Находить короткий путь к ;
  • Делать больше, уставать меньше;

Ну, а в контексте данного блога обо всем, что поможет вам :

  • Мыслить эффективно — легко достигать !

Чтоб научиться хорошо мыслить*, нужно:

*Кстати, хорошая мысль – мать правильного поступка. По этому, данный заголовок можно было бы назвать и так: «Как правильно поступать «.

1. Каждый раз находить / придумывать новый способ

Наблюдательные психологи говорят, что 93% от всех реакций на те или иные события у человека происходят автоматически.

Зачем думать, как подносить ложку ко рту? Зачем каждый раз вспоминать, что раньше нужно нажать на газ или на сцепление, когда заводишь авто? И т.д. и т.п.

3. Знать и применять закон убывающей отдачи

Данный закон гласит (можно глянуть в Яндекс словарях), что если у вас определенное количество ресурсов (времени, денег, сил):

При увеличении усилий не получим пропорционально равный результат.

Допустим, мы с друзьями из 2-х шалопаев пошли по яблоки к соседу. За 15 минут мы можем обнести 2 яблони (пока сосед не проснулся). В следующий раз мы пригласили еще одного местного хулигана. То за то же время сможем потрусить только 2,5 яблони (вместо 3-х, как думается, не зная данного закона).

Итак при тех же начальных условиях применяя еще больше усилии получим лишь одну четвертую результата. Потом одну восьмую и так до тех пор … Пока никакие усилия не принесут дополнительного результата.

Что это значит?

Увеличение в два раза больше (сил, денег, энергии) не обязательно может принести в два раза больше результата. В один прекрасный как бы ни старались — ни заработать больше, ни сделать больше, ни достичь еще лучшего …

В таком случае нужно ли быть усердней? Больше тратить денег, сил, времени? Может быть: Когда сказать — Стоп?! *

*Правда, нужно понимать глубже данный закон, а не чтоб в очередной раз оправдывать свою .

4. Остерегаться излишней оптимизации

Краткий итог. О правильном мышлении в достижении целей

  • Все проблемы из головы растут.
  • Правильное мышление – быстрое и эффективное достижение цели.

4 совета, чтоб стать более эффективным, сперва помыслами, потом и действиями:

  1. Каждый раз беря новую или старую цель – придумать и попробовать еще новый способ ее достижения. А что я еще не пробовал?
  2. Вспомнить все имеющийся пути достижения. Перепробовать последовательно всех их. Сколько возможных способов существует?
  3. Еще больше потраченных сил (времени, денег, сил, …) не означает еще больший или лучший результат. Когда результата все меньше, как бы не старался: Может стоит сбавить темп, остановиться, или найти иной путь?
  4. Внимание на жизненную цель. . Не все мне нужно, что могу достичь. Чего же я хочу на самом деле?

Часть первая. Принципы эффективного мышления

Пришло время для дальнейших действий. Пожалуйста, посмотри на заявленное тобой время и сравни с действительностью. Запиши результат.

Если ты вовремя, то, значит, ты действительно решил что-то менять в своей жизни и готов отвечать за каждое свое слово и решение. Если существует некая разница в любую временную сторону, то остановись и подумай. Если ты вернулся к книге раньше заявленного времени, то подумай, как часто для принятия решения ты тратишь гораздо больше времени, чем тебе действительно необходимо. К каким результатам это приводит? Как много новых, реальных и перспективных, возможностей проходит мимо тебя? Ты не вовремя!

Если заявленное тобой время уже давно наступило, а ты изменил своему слову, то подумай над тем, насколько важен тебе результат и причины, по которым ты решил принять соответствующее решение. Ты находил массу более важных дел. Или это твоя обычная отговорка, когда ты не выполняешь взятых на себя обязательств. За такими действиями могут быть скрыты и неорганизованность, и собственная неуверенность в правильности выбора, и сомнения в получении результата, и многое другое. Остановись, подумай над этим. Сейчас ты не во время собственной тренировки. Ты назначаешь себе время сам. И отвечаешь за каждое мгновение своего времени и за каждое принятое тобой решение.

Для того чтобы приступить к дальнейшей работе, необходимо выяснить, какой результат ты хочешь получить. Что в данный момент жизни, самое важное для тебя. В какой области жизни для тебя важнее всего получить определенный результат. Давай сразу договоримся, что «добиваться» и «побеждать» – слова не нашего лексикона. Обрати внимание на корни этих, казалось бы, позитивных слов. Исторически здесь корни «бить» и «беда». Задумайся, насколько тебе нужны эти составляющие. Просто заменим их действительно позитивными выражениями – «достигать» и «выигрывать». Твое собственное мироощущение от этого действительно выиграет.

В течение всего твоего тренинга мы постоянно станем обращать внимание на то, какую роль играют твои слова и выражения, как они влияют на результаты принятых решений и на то, какое впечатление своими словами ты производишь на других людей, что на самом деле может стоять за собственными высказываниями. Вероятно, хватит предисловий. Перейдем к делу.

Первое, с чем тебе надо разобраться, это то, что ты имеешь. Есть хорошее выражение: «Имеем то, что имеем». Всегда бери фактическую реальность за точку отсчета. Других вариантов начала пути просто нет! Для начала ответь на один простой вопрос: «Кто ты такой?» Опиши себя. Все, что сможешь. Свои внешние данные, личностные, черты характера. Выполняя это задание, забудь об оценках. Делай как при обычной математической задаче. Дано. Не плохо и не хорошо. Просто это имеется в наличии. Может быть, ты первый раз так подробно и внимательно себя рассмотришь. Чем больше подробностей, тем лучше. Обрати внимание на все свои родинки, шрамы, морщинки, складки, на особенности внешности и характера. Ты можешь подробно нарисовать картину своего образа мышления, собственных эмоций. Перечисли свои способности и таланты. Составь список собственных достижений, которыми ты гордишься. Они могут быть совершенно не значительными для других, а для тебя могут играть важную роль. Напиши все то, что тебе нравится в окружающем мире: природные явления, здания, люди, предметы искусства. Ведь это все то, что есть только у тебя. Все то, что привлекает твое внимание, нашло отображение в тебе. Ты единственный в своем роде. Проведи полную ревизию того, что имеешь. Ты даже не представляешь, сколько открытий тебя ожидает. Следующим шагом станет ревизия твоего окружения. Опиши свою семью, своих родных. Если сможешь, вспомни несколько событий из своего детства, которые произвели на тебя большое впечатление и запомнились. Как ты думаешь, почему именно эти события ты запомнил. Подумай, какую роль они сыграли в твоей жизни и, может быть, играют до сих пор. Вспомни о том, о чем ты мечтал в детстве, кем ты хотел стать и что иметь, каким тебя видели родители, какую роль в твоей жизни они играли. Чему больше соответствует твоя настоящая жизнь: собственным детским мечтам или желаниям родителей? Во что ты верил и продолжаешь верить? Как изменились твои мечты и желания? На память приходит один восхитительный фильм, в котором главный герой встречается с самим собой только в возрасте 12 лет. И ребенок у себя взрослого спрашивает: Что произошло в моей жизни за все эти годы? И взрослый, себе ребенку отвечает: «Я – успешный человек, у меня собственный процветающий бизнес, у меня большой дом и много денег, я – уважаемый человек». Ребенок спрашивает: «А я сейчас во взрослом возрасте летаю на самолете, как мечтал? И у меня есть собака? И где моя жена?» И взрослый герой сам себе, ребенку, отвечает, что всего этого нет и не надо, так как всего другого предостаточно и он и так очень успешный человек. И в ответ слышит от самого себя: «Я не летаю на самолете, у меня нет собаки, нет любимой женщины и семьи? Какой ужас, я – неудачник! И на что ты потратил мою жизнь?» Задай и ты себе тот же самый вопрос. На что я потратил все эти годы и почему не позволил себе осуществить собственные детские мечты? Какой человек оказывал на тебя большое влияние в детстве и кто оказывает влияние до сих пор? Что нового ты открыл для себя в отношениях с родными? Ты можешь открыть себе совершенно неожиданные страницы своей жизни и получить ответы на вопрос, что имеет огромное значение в жизни для тебя и почему тебе трудно сегодня принимать решения. Ответы на многие жизненно важные вопросы («почему я поступаю так, а не иначе»), кроются в собственном детстве. Прежде чем перейти к следующему пункту нашего тренинга, заполни следующую таблицу.

Точно так же, как ты описывал себя, максимально подробно, сделай описание этих двух типажей. Сравни с собственным описанием и любым способом выдели черты из этой таблицы, схожие с собственными. Переходя к следующему этапу, зафиксируй основное. 4. Если ты был честным с собой, то готов двигаться дальше. Если еще есть сомнения, то вернись и заверши начатое упражнение.

1. Ты единственный в своем роде.

2. Ты точно знаешь, откуда ты пришел и кто имеет на тебя влияние.

3. Ты видишь картину того, над чем тебе надо работать в этом тренинге, чтобы быть решительным человеком.

Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай Иванович

Принципы и стиль жизни эффективного человека Для успеха нужны и внешность, и деньги, и удача, но более всего для стабильного успеха нужна соответствующая голова. Способ отношения к себе, людям и жизни. Мышление успешного человека.А все это укладывается в следующие

Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер Гарри

Часть первая Принципы и история развития НЛП

Из книги Психосинтез автора Ассаджиоли Роберто

Часть первая: ПРИНЦИПЫ Глава I ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОСИНТЕЗ Для начала я приведу семантическую справку и некоторые исторические сведения. Слово психосинтез и сходные с ним выражения употребляли многие психологи и психиатры. В области психотерапии это прежде

Из книги Принятие бизнес-решений автора Сидорова Наталья

Часть вторая. Система эффективного руководства и оптимизация принятия решения исходя из психологических, возрастных и гендерных особенностей В данном блоке тренинга ты окажешься в роли руководителя организации. Все процессы, тренировки рассматриваются с позиции

Из книги Открытие бытия автора Мэй Ролло Р

Часть Первая. ПРИНЦИПЫ

Из книги Как стать любимой и желанной автора Дуплякина Оксана Викторовна

Часть первая Как извлечь выгоду из собственного

Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио

КНИГА ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ Глава первая. Главенство Отношения Различные школы психоанализа и, более того, терапии поведения, основаны на определенных идеях и теориях, то есть на признании закономерности психологического

Из книги Искусство психологического консультирования [Как давать и обретать душевное здоровье] автора Мэй Ролло Р

Часть первая

Из книги 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью автора Курпатов Андрей Владимирович

Часть первая ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МОЗГА Великий русский ученый и по совместительству «дедушка русской физиологии» Иван Михайлович Сеченов первым доказал следующий неоспоримый теперь уже факт: если мы хотим познать человека, мы должны узнать психические механизмы, которые

Из книги Психология конфликта автора Гришина Наталья

Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Гора первая. Признание природных различий между мужчиной и женщиной и уважение свойств партнера Чтобы подняться на эту гору, нужно научиться уважать и беречь индивидуальность друг друга и понимать, что мужчины и женщины совершенно разные существа. Говорят, Глейзер Джудит

Часть III Как попасть на следующий уровень эффективного

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Часть первая. Базовые принципы В первой части нашей книги мы предлагаем вам начать с активного исследования себя самого (самопознания), для того чтобы понять, как можно изменить свое поведение (глава 1). Далее необходимо обрести право на самоутверждение и понять, как

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; дар отсеивать реальную информацию от иллюзий, которые психика подбрасывает каждому человеку. Эффективное мышление – довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки? Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте – для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно.

Главные враги эффективности в мышлении – это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило – а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда – он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия. Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен

Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину – исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.

Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.

Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх. Лень – потому что каждое нововведение вызывает трудоемкий процесс реформирования многих сфер жизни, включая способ мышления, о котором мы сегодня говорим. Новшества тянут за собой цепочку неизбежных изменений, под которые волей-неволей придется подстраиваться – а это трудно и не всегда приятно. Страх – потому что не каждый способен пройти через эти изменения. Люди боятся, что они не смогут этого сделать, боятся провала и позора, им страшно оказаться на задворках цивилизации, не сумев приспособиться к ее развитию. Поэтому они старательно тормозят это развитие.

Избавьтесь от страха и лени, научитесь, как минимум, рассматривать новинки с беспристрастной позиции, не цепляясь за привычные стереотипы. Конечно, не все новое хорошо – не стоит тут же бросаться в объятия новизны. Но и бояться ее не нужно.

2. Соблюдение правил

Само по себе оно не является плохим – есть полезные правила, сохраняющие нашу жизнь, здоровье, помогающие нам понимать друг друга и контролировать общественные взаимосвязи. Есть грамматические правила, ПДД, законы – их соблюдение облегчает нашу жизнь, а эксперименты на этой почве не сулят ничего хорошего.

Но существуют и правила, которые можно назвать спорными – правила морали, общественные традиции, религиозные догмы. Они заложены в нас в качестве моделей мышления и поведения; отступая от них, мы демонстрируем нонконформизм. Для творческих людей и изобретателей он является символом поиска, для ханжей и снобов – качеством отщепенцев и изгоев. Да, нонконформисты всегда были белыми воронами, но именно они делают открытия в науке и творчестве, изменяют жизнь людей к лучшему, помогая избавляться от устаревших и бесполезных моделей и традиций.

Конформизм вытекает из трусости, боязни пойти наперекор обществу и оказаться «психом-одиночкой». Мы начинаем подчиняться общим правилам, чтобы сберечь существующее положение. Но тем самым мы лишаем себя возможности творчески мыслить и видеть решения в нестандартных ситуациях. Печально, что часто нас подталкивают к этому самые близкие люди, переживающие о нашем благополучии – родители, друзья, учителя. Нас учат не высовываться и жить по правилам, тем самым лишая нашу личность той индивидуальности, которая заложена в нее природой.

Лучший способ избавиться от слепого следования правилам – не оглядываться на мнение окружающих, а жить своим умом. Как говорила мама: «А если все пойдут прыгать с крыши – ты тоже пойдешь?»

3. Самообман

Многие люди обманывают себя, хотя, казалось бы, это невозможно. Алкоголики и курильщики уверены, что могут бросить в любой момент, полные люди убеждены в том, что мало едят. Бездельники обвиняют в своих неудачах окружающих, а в низкой зарплате - начальство.

Соль самообмана заключается в том, что человек меняет свое мышление в зависимости от ситуации. Он думает так, как ему выгоднее думать, забывая при этом старые договоренности и собственные решения, принятые ранее.

Часто самообман становится инерционным эффектом от обмана окружающих. Некто притворяется, что сведущ в какой-то сфере, создает определенную иллюзию, улучшенный образ для других, и со временем сам начинает верить в этот образ.

Как не попасть в ловушку самообмана? Помните, что первое принятое решение обычно верно – оно исходит исключительно из нашей логики, личной морали и совести. Когда мы включаемся в процесс и сталкиваемся с трудностями, начинают работать такие негативные черты характера, как лень, зависть или жадность. Эти эмоции заставляют принимать новые решения, выгодные темным сторонам нашего эго. Поэтому для того, чтобы не сбивать самого себя с толку, нужно научиться очищать мышление от этих нашептываний.

4. Во имя спасения образа

В каждом человеке на уровне подсознания заложена необходимость сохранять положительный образ, созданный им для самого себя и окружающих. Совершая ошибки или какие-то неприглядные поступки, он старается сделать все, чтобы уберечь свой имидж от разрушения, а репутацию – от пятен. И самое интересное, что он будет обманывать в первую очередь себя, а следом – остальных.

Наиболее распространенный способ сохранения своего положительного образа – оправдание. Оправдывают свои действия внешними факторами все, начиная от маленького ребенка, который разбил вазу, и заканчивая убийцей. «Я был вынужден, у меня не было другого выхода, я не мог поступить иначе, так получилось», - стандартный набор оправданий, сопровождающийся пространственными пояснениями обстоятельств.

Еще один сценарий при спасении образа – это подгон фактов. Этим грешат СМИ – преследуя определенную цель, они выбирают факты, подтверждающие их теорию, и отбрасывают те, что опровергают ее. Правда, они делают это сознательно, в то время как среднестатистические обыватели подгоняют факты под свои теории неосознанно. Обычно это делается задним числом, когда дело сделано – остается только создать грамотное объяснение своих поступков. По сути, это то же оправдание.

Подсознательное побуждение в любых спорных ситуациях – отрицать свою причастность и искать факты, подтверждающие невиновность. Это побуждение проистекает исключительно из страха, что наше эго будет повержено и унижено. Как вы понимаете, такой подход лишен конструктивности. Нужно учиться честно оценивать свою роль в развитии событий, быть объективным в суждениях относительно своей вины или невиновности и не преувеличивать важности внешних факторов.

5. «Своя рубашка ближе к телу»

У каждого из нас есть интересное свойство психики – мы всегда считаем свое лучшим, чем чужое. Свои друзья – хорошие, чужие – безответственные хулиганы. Свои дети умные и любимые, чужие им и в подметки не годятся. Говорят, что на соседском лугу и трава зеленее – но это далеко не всегда так. Во многих ситуациях мы по-разному оцениваем два абсолютно одинаковых объекта только потому, что один из них имеет к нам непосредственное отношение.

Лучше всего этот эффект прослеживается в войнах и междоусобицах. Воины своей армии – «герои-освободители», противника – «оккупанты и убийцы». Свои «вынуждены принимать меры», чужие – «бесчинствуют». В СССР даже существовало два разных понятия: разведчик и шпион. Первым гордо назвали агентов советских спецслужб, а вторым, брезгливо – иностранцев и перебежчиков.

Люди склонны разделять всех на «мы» и «они», считая других людей худшими. Отсюда проистекает расизм, мужской шовинизм, нездоровый феминизм, непонимание между людьми разных возрастов, сословий и материального положения. Да, во многом мы отличаемся, но подобное разделение отдаляет людей друг от друга так, будто они – с разных планет.

Этот эффект заставляет нас субъективно относиться к поступкам, достижениям и предложениям разных людей, зависимо от личных симпатий. Вы можете носиться с воплощением нелепой идеи человека, в которого влюблены, отбрасывая предложения толковых специалистов; можете вложить деньги в провальный проект приятеля, отказав в инвестициях хорошему стартапу. Чтобы уметь выбирать лучшее, необходимо научиться ставить друзей и незнакомых в один ряд, руководствуясь исключительно оценкой качества самого предложения или достижения.

6. Стереотипы

Все мы знаем, что стереотипы – это плохо. Сразу же вспоминаются крылатые «все бабы дуры» и «все мужики козлы».

Но дело обстоит немного иначе. В действительности стереотип – это продукт индукции, когда мы делаем обобщающий вывод, исходя из множественных повторяющихся предпосылок. Мозг автоматически формирует стереотипы, чтобы не сочинять каждый раз новые алгоритмы реакций – попав в похожую ситуацию, он вспомнит о такой же, и среагирует так же. Проблема в том, что не все стереотипы соответствуют истине. А если быть точнее – у каждого стереотипа есть слабое место. И исходит оно из простого логического правила, говорящего, что истинность индуктивного умозаключения никогда не составляет 100%. Кроме того, стереотипы имеют свойство устаревать.

Например, узнав от разных знакомых, что в каком-то магазине обвешивают и продают несвежие продукты, вы придете к выводу, что в этот магазин лучше не ходить, и будете правы. Может, там обвешивают не каждый раз, и не все продукты несвежие, но лучше ведь перестраховаться. Но вот у магазина меняется руководство, внедряется новая политика, увольняются недобросовестные сотрудники. Те люди, которые не слышали об этом магазине, сделают там покупку и создадут новый стереотип – они будут советовать магазин знакомым и ходить в него сами. Вы же будете продолжать обходить его стороной, следуя устаревшему стереотипу, который может сохраняться в течение многих лет после изменения условий.

В общем, мысль ясна – не стоит делать тотальных обобщений и слепо доверять им, не нужно идти на поводу у общественных стереотипов, ведь они могли давно устареть, и даже созданные собственноручно стереотипы зачастую могут сыграть плохую шутку со своим создателем.

Учимся мыслить эффективно

Итак, мы поговорили о том, чего не нужно делать. Теперь давайте обратим свои взоры в сторону методик, способных помочь развить быстрое и эффективное мышление.

Начнем с того, что мышление пересекается со множеством неразрывно связанных компонентов, каждый из которых нужно систематически развивать – это интуиция, логика, творческое начало и фантазия, память, концентрация и интеллект.

Эффективный способ мышления невозможно развить, к примеру, без определенной базы знаний, внимательности, умения анализировать и сопоставлять факты, способности к запоминанию сложной информации и многих других полезных вещей. Это как язык – чтобы разговаривать на нем, недостаточно выучить слова – нужно знать грамматику, пунктуацию, стилистику, идиоматические сочетания и еще очень много чего. Давайте рассмотрим по отдельности все компоненты, формирующие быстрое и эффективное мышление.

Поскольку наш сайт посвящен саморазвитию, здесь имеется уже немало материала о развитии важных составляющих умственной деятельности. Чтобы не повторяться и не писать слишком большую статью, мы просто сделаем отсылки к этим статьям.

1. Логическое мышление

Эффективно мыслить, не опираясь при этом на основные логические законы, мы просто не способны. Успешные люди обладают строгим логическим мышлением, помогающим приходить к неожиданным и в то же время верным выводам, используя очевидные предпосылки, доступные каждому. Пока человек с хромающей логикой будет смотреть на факты и не понимать, в чем дело, - логик все упорядочит, разложит по полочкам, выстроит красивую и четкую логическую последовательность. Эта разница показана на примерах Гастингса и Эркюля Пуаро в произведениях Агаты Кристи, доктора Ватсона и Шерлока Холмса у Конан Дойля.

Умение логически мыслить – наука и искусство одновременно. Такой талант не дается природой, а вырабатывается в течение жизни. Хорошо об этом написано в статье «Развитие логического мышления » - данный раздел довольно обширен, поэтому не будем углубляться, а перейдем к следующему.

2. Творческое мышление

Эффективное мышление предполагает наличие творческого, ведь именно оно помогает нам избавиться от стереотипности, банальности, узости восприятия. Человек может сколько угодно читать книги и пересказывать энциклопедию наизусть, но пока он не умеет выходить за границы известного, он будет думать чужими мыслями – не более того.

Творческое мышление, или как его еще называют, креативность, обязательно для любого, кто создает свой собственный продукт, а не копирует чужие – будь то интеллектуальное творчество или промышленные изобретения. Эффективно мыслить мы сможем лишь тогда, когда наше воображение пустится в бесконечное путешествие, подбрасывая нам все новые идеи.

Больше информации вы сможете найти в статьях «Развитие креативности », «Воображение. Насколько оно важно? », «Конвергентное и дивергентное мышление ». Обратитесь к этим материалам, чтобы больше узнать о воображении, творчестве и изобретательности.

3. Стратегическое мышление

Тактика и стратегия – военные понятия, перекочевавшие в повседневную жизнь. Планирование и организация любой деятельности подразумевают стратегические задатки. Стратег должен уметь держать в голове планируемые и уже совершенные действия, предвидеть шаги противника и другие не зависящие от него внешние факторы, предполагать все возможные результаты своих действий и способы реагирования на эти результаты. Ему необходимо обладать хорошей памятью, аналитическим умом и даром предвидения. Чтобы развить мышление стратега, научитесь играть в шахматы и пошаговые стратегии вроде «Героев».

Хорошо развитые логическое, творческое и стратегическое мышление как раз и являются основой для эффективного. Но есть и вспомогательные компоненты, без которых невозможно обойтись.

4. Память, внимательность, концентрация

Это – интеллектуальные инструменты. А все мы знаем, что затупленные или ржавые инструменты никогда не станут хорошими помощниками в развитии. Тот, кто плохо запоминает информацию, не сможет ею оперировать. Тот, кто пропускает детали, не сумеет сложить воедино картину событий. Тот, кто не способен сконцентрироваться на мыслительной задаче, будет выполнять ее долго, отвлекаясь на всякую ерунду. Какая уж тут эффективность?

Все эти инструменты должны находиться в состоянии постоянной готовности, их необходимо тренировать и использовать. Здесь как в спорте – пока спортсмен занимается, он силен, быстр и ловок. Но стоит ему бросить – через некоторое время мышцы становятся дряблыми и слабыми. Вернувшись к занятиям, он через некоторое время восстановит форму и снова будет таким же сильным. С инструментами мышления – та же история. Тренируйте их, чтобы всегда быть в умственном тонусе.

5. Интуиция и эмоции

Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.

Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту – пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье – опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.

Эмоциональный интеллект – также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.

Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению – все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

Для более глубокого ознакомления советуем почитать статьи «Эмоциональное и рациональное мышление в процессе принятия решений », «Развитие эмоционального интеллекта » и «Интуиция и ее роль в принятии решений ».

6. Очистка мысленного пространства от хлама

Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям – очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной – даже не стоит пытаться переварить ее всю. Уметь фильтровать информацию очень важно – подробнее об этом можно узнать из статьи «Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней ».

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными – совсем не до эффективности. Тем, чей мысленный поток похож на бурную горную реку, будет полезна статья «Техника медитации Стива Джобса », где хорошо описаны способы умиротворения своего мышления.

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов – это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы. Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека – память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:

  • «Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению »;
  • «Метод «Оператор РВС»: вечность и доля секунды на выполнение задачи »;
  • «Метод запоминания Цицерона »;
  • «Метод синектики »;
  • «Метод фокальных объектов »;
  • «Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно ».

P.S.: В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как интеллект – не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта – как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления. Хороший инструмент улучшения своих умственных возможностей описан в статье «Развитие интеллектуальных способностей ».

Мы постарались максимально раскрыть понятие и суть эффективного мышления, хотя, как вы понимаете, это не так уж просто ввиду масштабности явления. Но надеемся, что эта статья помогла вам проникнуть за завесу тайн мысли и разгадать самые важные ее секреты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вне зависимости от социального статуса и возраста человека, каждый может научиться думать эффективно. Наша команда BrainApps убеждена в том, что научится, как думать эффективно , может каждый, главное – тренироваться и правильно распределять силы. Ведь что такое эффективное мышление? Это и развитие памяти, креативности, концентрации внимания. Наши тренажеры помогут быстро и качественно «прокачать» ваши навыки, а о результатах вы сможете узнать в личном кабинете. Но уже сейчас вы можете начать мыслить эффективно, воспользовавшись нашими советами.

Искусство думать эффективно и позитивно

Ежедневно большая часть мысленного потока в сознании человека является повторением вчерашних раздумий. То есть, чтобы научится думать эффективнее, нельзя ждать мгновенных результатов. Как минимум, пройдет несколько недель, прежде чем вы и ваши близкие заметите улучшение, пока закончится обновление привычного мысленного потока.

Вы замечали, как негативные мысли отрицательно сказываются на судьбе человека? Многие неудачники только и делают, что повторяют, мол, им не везет. А везунчики тем временем утвердительно заявляют: «Мне везет!». Из года в год человек сам программирует свое сознание.

Американский генетик Брюс Липтон в своих исследованиях доказал, что направленное психическое воздействие может менять человеческий генетический код организма. Но для этого необходимо, чтобы желание находилось в подсознании человек. Примерами могут стать случаи, когда неопровержимая вера беременной женщины в то, что ее ребенок будет здоров после рождения, ставила в тупик многих врачей на планете, которые были уверены, что плод не выживет.

Поэтому очень важно не просто думать эффективно, но и мыслить позитивно, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Если у вас есть проблемы – нехватка времени, сил или здоровья, просто остановитесь и подумайте о способах их разрешения, и вскоре в вашем мозгу возникнет несколько оптимальных вариантов.

Как думать эффективно и управлять мыслями?

Чтобы научится мыслить эффективно, следует навести порядок в своей голове и управлять мыслями. Современный человек завален гигабайтами информации. Поток слов, звуков, запахов идет отовсюду и порой необходимо выделить время для того, чтобы побыть с собой наедине. Привести мысли в порядок можно на прогулке на свежем воздухе, сидя дома или путешествуя, главное – чтобы вас никто не отвлекал.

Обязательно следите за направлением своих мыслей. Часто ли вам приходится «витать в облаках»? Эффективное и рациональное мышление должно соответствовать таким критериям:

  • Мысленный поток направленный. У людей, которые умают сразу обо всем, как правило, не получается ничего.
  • Мысли следует структурировать и записывать. Более эффективны и успешны те люди, которые имеют ежедневник (а зачастую не один).
  • Мысли любят порядок и тишину. Выделяйте время для релакса.
  • Параллельные процессы – губительная сила для умственной деятельности. Невозможно думать эффективно, делая что-то в этот момент.

Феноменальный интеллект вместе с BrainApps

Мы убеждены, что каждый сможет обрести феноменальные способности, если будет регулярно заниматься. Развитие памяти способствует эффективному мышлению и помогает в бытовых вопросах. Ваш интеллект будет развиваться, если вы будете побольше записывать свои мысли, научитесь структурировать их, разделять на задачи и подзадачи. Успешные люди с эффективным мышлением стремятся к самопознанию и самообучению. Пусть вас не останавливает, что вы чего-то не знаете, исследуйте любой вопрос и проблему с дотошностью, ищите неординарные решения и не давайте мозгу «засохнуть»!