Болезни Военный билет Призыв

Эффект прерванного действия в психологии. Эффект зейгарник состоит в том что

Приветствую вас на сайте «Наш секрет»!

Эффект Зейгарник в психологии - феномен, заключающийся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные. Назван по фамилии Блюмы Вульфовны Зейгарник - психолога, одного из основателей отечественной патопсихологии (раздел клинической психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоции, мысли, которые трудно одномоментно распознать как симптомы психических расстройств).

История открытия эффекта

Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета, но очень быстро переквалифицировалась на психолога. Вскоре она начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.

Как-то вместе с Левином и другими его студентами Зейгарник зашла в кафе и обратила внимание на то, что их официант, принимая объемный заказ, ничего не записывает, но приносит абсолютно все, ничего не позабыв. На вопрос, как ему удается все помнить, он недоуменно ответил, что никогда ничего не записывает. Тогда Блюма Вульфовна попросила его припомнить, какие блюда выбрали другие посетители, которых он уже обслужил. Вот тут-то официант впал в раздумья, признавшись, что не может вспомнить ни один выполненный заказ хоть более или менее подробно. В тот момент Зейгарник решила узнать, как повлияет на процесс запоминания завершенность или незавершенность ситуации или действия.

Суть эффекта Зейгарник

Собственно саму теорию предложил Левин, но Зейгарник сосредоточилась на экспериментах, которые были крайне просты. Испытуемые должны были решить несколько задач за определенное время. В какой-то момент их прерывали, предлагали перейти к следующим заданиям, ссылаясь на ограниченное время. Потом участников эксперимента просили назвать задания, которые им запомнились лучше всего. И действительно, подавляющее большинство указывало на задачи, которые они не успели выполнить. Так и родился эффект Зейгарник. Осталось только понять, почему так происходит.

Первый и главные вывод - невыполненные задачи вызывают напряжение памяти, которое не отпускает до тех пор, пока дело не завершено. Любое напряжение пытается достигнуть разрядки. Кроме того, нечто завершенное нам нравится больше, чем эскиз.

Первый шаг к гештальт-терапии

На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути - это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.

Психологическое значение

Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние. В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне. Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает. Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.

Необходимо отметить и человеческую особенность - акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций. Но забывание и работа с неприятным - немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.

Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.

Психология - эффект незавершенного действия (Зейгарник)

В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.

Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.

Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.

Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.

Эффект незавершенного действия в любви

В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.

Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.

В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить в правильное русло.

Эффект Зейгарник - пожалуй, наиболее известный психологический эффект, который заключается в том, что человек запоминает незавершенные действия лучше, чем завершённые. Свое название эффект получил в честь его первооткрывательницы Блюмы Вульфовны Зейгарник.

История открытия эффекта Зейгарник

В 20-е годы Блюма Зейгарник проходила стажировку у Курта Левина в Берлине. Как-то они вместе находились в кафе, где кроме них было множество посетителей. Блюма заметила, что официант не записал принятый большой заказ и затем принес блюда, ничего не забыв. Поговорив с официантом, она выяснила, что тот никогда не записывает заказы и при этом не забывает их.

Но когда психологи попробовали выяснить, что заказывали посетители, которых официант уже обслужил, оказалось, что тот не может полностью вспомнить этот заказ.

В связи с этим возникла идея экспериментально проверить, как на запоминание влияет завершенность или незавершенность действий, чем и занялась Б. Зейгарник.

Эксперименты состояли в решении испытуемыми интеллектуальных задач. Время, отведенное на решение задачи, определялось экспериментатором произвольно, и в любой момент она могла заявить, что время вышло. По прошествии некоторого времени испытуемых просили вспомнить условия задач, которые им предлагались.

Оказалось, что если решение задачи было прервано, она запомнилась лучше, чем условия успешно выполненной задачи. Количество запомнившихся незавершенных задач примерно в два раза превышало количество запомнившихся завершенных задач. Хотя, конечно, этот показатель, зависит от времени, прошедшего с момента решения задачи.

Предполагается, что незавершенные процессы создают некоторое энергетическое напряжение в памяти, которое, не получив разрядки, может сохраняться некоторое время.

Хотя существуют и другие теории, пытающиеся объяснить этот феномен. Одна из теорий говорит о том, что внезапное прерывание работы создает шоковый эффект и усиливает в сознании испытуемых выделенность незавершенного задания. Также есть мнение, что испытуемые, возможно, предполают, что прерванные задания нужно будет завершить позднее, и поэтому они лучше отпечатываются в памяти.

В ходе исследований выявились еще некоторые закономерности. Так, коэффициент вспоминания для почти завершенных задач, то есть прерванных в середине или ближе к концу, оказался выше, чем для заданий, прерванных в начале выполнения. Кроме того, более амбициозные люди забывали завершенные задания быстрее, чем менее амбициозные испытуемые.

Другие исследования

Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.

Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.

Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.

Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.

Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:

  1. вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
  2. эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
  3. проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

Практическое применение

Основной вывод, который следует из эффекта Зейгарник таков, что в начале выполнения задачи в памяти человека создается напряжение, сохраняющееся до тех пор, пока задача не будет завершена. И это напряжение постоянно стремится к своей реализации — к завершению начатой задачи. Завершение задач высвобождает вашу энергию.

Люди любят чувствовать завершенность, и наоборот, им не нравится незавершенность задач.

Отсюда можно сделать вывод, что не нужно иметь много незавершенных задач одновременно, поскольку любая незаконченная задача сохраняет в памяти напряжение. А напряжение — это определенная часть вашей отвлеченной энергии.

У каждого человека свой разумный предел незавершенного количество задач. Его нужно понимать и стараться не превышать. Если же перед вами возникает крупная задача большая, то лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения промежуточных задач.

ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ

(англ. Zeigarnik effect ) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. З. э. назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К . Левина - Б . В . Зейгарник . Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Зейгарник эффект

   ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ (с. 245)

Один из известных феноменов, ныне описанный во всех психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е гг. нашей соотечественницей Б.В.Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не только само открытие, но и то, как оно было сделано.

В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у известного психолога Курта Левина. Однажды со своим учителем она зашла в многолюдное кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В.Зейгарник.

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена.

По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.

Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами благополучно решенными. Число запомнившихся прерванный задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник». Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия разрядки, способствует сохранению его в памяти.

Интересное усовершенствование этого эксперимента принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился в интересную форму личностной диагностики.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "Зейгарник эффект" в других словарях:

    ЗЕЙГАРНИК, ЭФФЕКТ - Впервые выдвинутое Блюмой Зейгарник в 1927 г. обобщение, что невыполненные задачи запоминаются лучше, чем выполненные. Сегодня этот термин обычно употребляется в отношении того принципа что любая задача, которая была прервана, будет припомнена… … Толковый словарь по психологии

    Зейгарник эффект - (1927) обобщение, согласно которому невыполненные задачи запоминаются лучше выполненных (то есть, как подчёркивает Б.В.Зейгарник, завершившихся с чувством удовлетворения) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) - – явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    - (1900–1988) российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект З.» В дальнейшем, развивая… …

    ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна - (1900 1988) российский психолог. Доктор психологических наук. Профессор (1967). Лауреат Ломоносовской премии (1978) и Международной премии имени Курта Левина (1983). Вскоре после окончания гимназии выехала на учебу в Германию. Во время… … Социология: Энциклопедия

    Зейгарник - Зейгарник, Блюма Вульфовна Блюма Вульфовна Зейгарник Дата рождения: 9 ноября 1900(1900 11 09) Место рождения: Прены, Ковенская губерния Дата смерти: 24 февраля 1988(1988 02 24 … Википедия

    Эффект Зейгарник - Эффект Зейгарник психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими либо незаконченными действиями, чем с законченными. С точки зрения Теории поля Курта Левина, это объясняется тем, что… … Википедия

    - (эффект Зейгарник) явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения запоминаются… … Большая психологическая энциклопедия