Болезни Военный билет Призыв

Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Нравственное развитие дошкольников с овз

Проблема нравственного развития всегда остаётся актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания. Вопросами нравственности, нравственного развития и нравственного воспитания занимались (А. Запороженцев, Д.Эльконин, В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, Л.С. Высотина, Н.Е. Ковалёв, Б.Ф.Райский, А. В. Бабаян и др.) Исследователи дают разные определения нравственного развития. Одни под нравственным развитием понимают «Результаты нравственного воспитания» , другие – «процесс становления и качественной перестройки сознания, чувств, поведения на основе внутренней переработки влияний объективных и субъективных факторов и самовыражения чинности в деятельности и поведении» . Третьи - интериоризацию индивидом основных, культурных правил социального действия.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания) . В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей.

Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, хотя основы морали закладываются уже в детском возрасте и закрепляются в подростковом и юношеском. Формирование этих нравственных качеств, длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни, является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении жизни, общаясь с взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «Так нельзя» «Так нужно» . Нравственное формирование личности дошкольников требует соблюдения, определенных педагогических условий:

  • четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
  • гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
  • создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения

Нравственное развитие детей с ОВЗ отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловливаемые указаниями, требованиями.

Нравственное развитие ребёнка связанно с выполнением разнообразных обязанностей и поручений, что создаёт благоприятные условия для углубления нравственного сознания и чувств, укрепления нравственной воли и поведения. В этом возрасте ребёнок сталкивается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований, правил, норм, которыми необходимо руководствоваться во взаимоотношения с воспитателем, другими взрослыми, сверстниками.

В аспекте изучаемой проблемы, наиболее существенным представляется анализ особенностей нравственного развития детей с нарушениями развития. С самого рождения эти дети имеют, длительный опыт эмоциональной травматизации. У них наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, физической боли. Это усугубляет оторванность ребёнка от окружающего мира и в последствии проявляется в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Таким образом, нравственное развитие детей с ОВЗ с задержкой психического развития не соответствует дошкольному возрасту, и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуаций, размытость нравственных норм, видение окружающих сверстников, как людей способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону её прагматичности. В силу ослабленного психического и эмоционального - волевого развития (инфантилизма) , независимости процессов самоконтроля, саморегуляции, а так же несбалансированности процессов возбуждения и торможения, дети с задержкой психического развития, как правило прибегают, к более доступным девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство) .

Список использованной литературы:

  1. Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ – начала ХХ вв. Монография. - Ставрополь: СКСИ - Пятигорск: РИА - КМВ, 2006. - 216 c.
  2. Ларианова С.В. Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Педагогика. Психология. Вестник КГУ им. А. Некрасова. - 2010. - №3. - С. 238 - 242.
  3. Нравственные проблемы развития личности / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение» , 2007. - 335 с.
  4. Приступа Е.. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2015. - 160 с.

Духовно-нравственное

воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления , слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной смысл воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт .

Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

создание условий для восприятия целостной картины мира;

формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи . Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Перед педагогом стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек , формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей воспитателя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Основная задача воспитателя – создать условия для развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Воспитатель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих воспитанников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Направления работы воспитателя:

Ценностно – ориентировочная деятельность

Встречи, игры, серии воспитательных часов(современные принципы этикета), "Символы России”, "Моя Россия”, праздники посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д.

Трудовая и общественно-полезная деятельность

Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики.

Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, «Праздник труда», серии воспитательных часов «В мире профессий»,

Художественно-эстетическая.

Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности (класс-школа-дом).

Организация и проведение праздников «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы», Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Спортивно-оздоровительная.

Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании.

Духовно-нравственная, патриотическая.

Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.

Участие в выставках поделок.

Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям.

Формирование культуры семейных отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид).

Деятельность в области формирования правовой культуры.

Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Формирование толерантности.

Экологическая деятельность.

Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.

Профориентационная деятельность.

Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и личной перспективы.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основныхфункций.

Функции:

Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

ВЫВОД:

Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть системной .

Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.

Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

Педагогический совет.

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

Подготовил: старший воспитатель С.А.Моисеева.

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к по­ниманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравствен­ного становления и культурного развития общества. Сегодня все больше внимание уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Увеличивается количество телеви­зионных и радиопередач, печатных публикаций, посвященных православ­ной культуре, растет число верующих людей. Особенно актуален этот про­цесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформиро­вать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обще­стве, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходи­мо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.

Реабилитационный центр представляет собой специальное (коррекционное) учреждение, оказы­вающее комплексную психолого-педагогическую, медицинскую и социаль­ную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 18 лет с разными вариантами дизонтогении, имеющие различные ограничения жизнедеятельности в зависимости от заболевания. Программа «Основы пра­вославной культуры» является частью комплексной реабилитации воспитан­ников данной категории.

Основные формы работы: занятия, индивидуальные беседы. Основной формой занятий с воспитанниками являются занятия-обсуждения. Ход сво­бодной беседы сопровождается устным рассказом педагога, который сопро­вождается наглядностью (репродукции, иконы, географические карты, фото и видео материалы). В содержание занятия входят духовная литература, поэ­зия, сказки и легенды. Православная литература, основанная на морально- этических заповедях религии, направлена на воспитание личности, так как побуждает к самосовершенствованию, стремлению к добру, справедливости. Она учит восприятию себя и окружающих как наивысшей ценности, почти­тельному отношению к родителям, уважению к старшим, умению прощать, трудолюбию, бережному отношению к природе и социально приемлемому в обществе поведению.

Для лучшего усвоения материала в работе используются игровые мо­менты (кроссворды, игры, инсценировки). Часто занятия сопровождаются рисованием. Простые зарисовки, отксерокопированные рисунки служат опорными сигналами, дидактическим пособием в запоминании материала. В зависимости от возможностей ребенка одним предлагается нарисовать, другим раскрасить готовый рисунок.

Закрепление полученных знаний происходит через использование их в повседневной жизни. Это позволяет знать как вести себя в Храме и других посещаемых приходах и обителях.

На занятиях по «Основам православной культуры» применяются и та­кие формы обучения как практическая работа.

подготовка сувениров к православным праздникам;участие в церковных таинствах и богослужениях;совместные трапезы, чаепития с участием священнослужителя;организация и проведение православных праздников в виде концер­тов, утренников;дети совместно с родителями и специалистами Центра принимают участие в молебнах по случаю начала и окончания учебного года.

В целом такие занятия способствуют тому, чтобы ребёнок приблизил­ся к Господу, возможно, через собственный жизненный опыт или, может быть, через Таинства нашей Церкви. Учитывая индивидуальные возможно­сти и особенности развития наших воспитанников, у одних ребят есть воз­можность быть самостоятельными и активными участниками богослужения.

Богат церковный календарь на православные праздники «Рождество пресвятой Богородицы», «Рождество», «Крещение», «Светлая Пасха», «Троиц» и др. Православные праздники всегда были почитаемые русским народом. Это часть нашей истории, православной культуры и нашего быта. В обстановке духовного единства и общей радости проходят православные праздники в Центре, ставятся спектакли. Праздники сплачивают ребят, де­лают их друзьями и дают возможность использовать даже небольшие свои творческие возможности. В результате реализации про­граммы «Основы православной культуры» у воспитанников расширяется об­щий кругозор, повышается уровень знаний по православной культуре, фор­мируются духовные потребности и активная жизненная позиция.

Специфика деятельности нашего учреждения такова, что социализа­ция лиц с ограниченными возможностями здоровья является основной зада­чей всей его работы. Цели же православного обучения как раз и направлены на социальную интеграцию воспитанников.

ГКУ СО «Клявлинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (структурное подразделение пос.Сокский ул.Больничная 1).

«Взаимодействие педагогов и родителей

в процессе реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья»

Подготовил: старший воспитатель С.А.Моисеева

Во все времена, во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими родами, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественным путем и достаточно буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. В настоящее время обостряется необходимость помощи родителям со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов, помощи в том, чтобы не преступить ту грань, за которой стоит социальная отверженность, безразличие к окружающим, собственным детям и, следовательно, к жизни.

Учитывая специфику семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, для родителей и лиц их заменяющих в нашем центре проводят лекции, занятия в активной форме по вопросам педагогики и особенностям психологии детей-инвалидов.

Но не только сотрудники, но и родители являются полноценными участниками реабилитационного процесса. Для них проводятся семинары, собрания, тренинги, круглые столы, открытые занятия специалистами центра, выпускаются информационные листы, памятки, брошюры. Регулярно проводится родительский всеобуч.

Находят особый отклик и пользуются популярностью праздничные мероприятия познавательно характера, спортивные соревнования и эстафеты. Мероприятия организуются как на базе Центра, так и на базе других общественных организаций. Дети и родители принимают активное участие в их подготовке. Проводятся не только традиционные праздники (посвященные Дню инвалида, Дню матери, Дню семьи), но и другие мероприятия, запланированные исходя из пожеланий семей.

На игровой программе «В гости к блинчику румяному», посвященной Масленице, родители и дети узнали историю возникновения масленичной традиции, задавали вопросы, принимали совместное участие в шуточных конкурсах, поддерживали друг друга. Нам, специалистам, приятно наблюдать, как дети раскрепощаются, без стеснения выражают эмоции, отрабатывают навыки поведенческой культуры. Закончилось мероприятие чаепитием с блинами.

На протяжении нескольких лет для наших детей-инвалидов является традиционным праздник «Святая Пасха», на котором батюшка читает проповедь, дает наставление детям и их родителям. Зажигаются пасхальные свечи. Все внимательно слушают настоятеля церкви... Вот и мальчик, который обычно насторожен, сердит, прослезился; заплакала рядом мама; девочка, которая в силу умственных способностей не в состоянии воспринимать речь батюшки, сидит и проникновенно прислушивается... Проповедь прочитана, дети, родители оживляются, делятся впечатлениями, желают друг друга здоровья, терпения. Заканчиваются мероприятия праздничным пасхальным столом.

Первый пробный семинар - практикум для 4 семей (14 чел.) проводился в составе родителей, детей-инвалидов и их здоровых братьев и сестёр. Основной целью проведенного семинара-практикума «Счастливые родители – здоровые дети» является помощь родителям в воспитании ребенка-инвалида, интеграция его в среду здоровых сверстников, проведение для семей с детьми-инвалидами комплекса реабилитационных мероприятий, которые бы сочетали в себе психокоррекционную, профилактическую, просвещенческую и социокультурную работу, как для родителей, так и для детей.

Программа пребывания включила в себя мероприятия различной направленности. Проведены занятия в Школе для родителей детей-инвалидов по темам: «Сенсорный мир – как средство психологической разгрузки», «Методы физической реабилитации детей-инвалидов (ЛФК)».

Программа повышения психолого-педагогической культуры родителей включила просвещение в форме консультаций специалистов, медицинских работников, тренингов, сеансов ароматерапии, релаксации в сенсорной комнате.

С большим интересом родители совместно с детьми приняли участие в празднике творчества, организованным преподавателем дополнительного образования и воспитателями реабилитационного центра. Изготовление поделок по старинной технологии, сувениры были подарены авторам на память.

Семьи, где дети с ограниченными возможностями и здоровыми детьми приняли участие в конкурсе-игре «Родительский дом – начало начал», в вечере отдыха, дискотеке «В кругу моих друзей», прослушали совместный концерт под руководством музыкального руководителя.

Немаловажный гость Центра – отец Сергий, настоятель храма с.Большое Микушкино, провел беседу с родителями и детьми о традициях православия в семье. В заключение семинара родителям детей-инвалидов и здоровых детей, вручены памятки с рекомендациями по различным направлениям реабилитации, игрушки, памятные подарки.

Анализ результатов проделанной работы показал, что все эти мероприятия помогают родителям научиться владеть собой в непредвиденной ситуации, уйти от конфликта, зарядить окружающих позитивным к себе и ребёнку отношением, создать благоприятный климат в семье (принимать ребёнка таким, каков он есть, развивать умение общаться как с ребёнком, так и со взрослыми членами семьи).

«Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ»

Нравственное воспитание личности ребёнка с ОВЗ - одна из самых важных задач коррекционной школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у ребенка чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка с ОВЗ, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 0-ом классе педагог постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, педагог помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

В нравственном воспитании детей с ОВЗ определяющее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю, воспитателю. Если для отношений между педагогом и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Педагогу следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

Для нравственного воспитания важно организовать учебно-воспитательный процесс как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность педагогу воспитывать у детей с ОВЗ бережного отношения к ее достоянию-природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, воспитательских занятиях собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: это может быть рассказ педагога, этическая беседа, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово педагога, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит педагогу, и он должен хорошо владеть словом

Таким образом, нравственное воспитание детей является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка с ОВЗ. Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей с ОВЗ формируются нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры.

Елена Чекужова
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ

Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные. Так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта : нравственного, социального, духовного . Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка . Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ОВЗ . Воспитание таких детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется :

1. недостаточностью исследования темы с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2. дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия , процессов запоминания и воспроизведения , особенно в их активных произвольных формах : существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т. е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих детей характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том , что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках , западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Таким образом, в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно -гармоничной личности. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что слабым местом в этой деятельности является семья. Многие родители не придают значение тому, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи , чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей . В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается : консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей , тематические выставки рисунков, поделок, мероприятия, посвященные семейным традициям, праздникам. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания , сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

В нашем детском саду отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество» , «Пасха» , «Троица» и другие. Музыкальные руководители и воспитатели знакомят детей с историей праздников, традициями, национальными особенностями празднования. В этот период дети знакомятся с художественными произведениями, принимают активное участие в конкурсах, приуроченных к православным и славянским праздникам. Многие работы были представлены на выставках в нашем детском саду, а также в рамках проведения городских конкурсов. Считаю, что такая работа содействует духовно -нравственному развитию детей , познанию мира, народной культуры, знакомит их с декоративно-прикладным творчеством, воспитывает уважительное отношение к труду, любовь к родному краю, родине.

Немаловажная роль в духовно-нравственном воспитании детей в детском саду , особенно детей с ОВЗ отводится народному творчеству : сказкам, песням, пословицам и т. д.

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, связанные со сказками, становятся уроками духовности и патриотизма . Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам : «Не убий» , «Почитай отца и мать» , «Не лги» , «Не завидуй» .

Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она обучает, воспитывает , предупреждает, побуждает к действию.

Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев – о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность, как умение прислушиваться к взрослым, обращаться с людьми с почтением, помогать друг другу, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. В то же время мораль сказки прозрачна, она понятна детям и усваивается ими на эмоциональном уровне.

Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

У детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

В заключении хочется отметить, что духовность и нравственность – это два понятия, без которых, невозможно современное воспитание и развитие . Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно -нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.