Болезни Военный билет Призыв

Древние библиотеки Шумера. Библиотеки мира. Самая древняя библиотека

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

Библиотеки давно стали неотъемлемой частью культуры каждого народа. А ведь когда-то собраниями книг владели только самые богатые и влиятельные люди и в хранилища допускались лишь избранные читатели. Какую же библиотеку можно назвать древнейшей в мире? Историки считают ею огромное собрание глиняных книг, которое принадлежало жившему более 2,5 тысячи лет назад ассирийскому царю Ашшурбанипалу — ведь там все экземпляры уже были рассортированы и занесены в каталоги.

Крылатые быки понравились больше

В 1847 году английский исследователь Остин Генри Лайард в поисках памятников древности начал раскопки холма Куюнджик на левом берегу реки Тигр. Под слоем земли он обнаружил остатки разрушенного дворца, возведенного на искусственной террасе. Среди предметов древнего искусства Лайард нашел большие базальтовые камни с клинописными надписями, после расшифровки которых выяснилось, что археологу удалось отыскать Ниневию, древнюю столицу Ассирии, а сам дворец принадлежал ее правителю царю Ашшурбанипалу, жившему в 685-627 годах до нашей эры.

Кроме большого количества сохранившихся статуэток, печатей и даже скульптур рабочие, которыми руководил Лайард, извлекли на поверхность около 30 тысяч обожженных на огне или на солнце глиняных табличек с клинописью. Самого Лайарда они не слишком заинтересовали, исследователя гораздо больше привлекли сохранившиеся произведения искусства (такие как каменные крылатые быки с человеческими лицами), которые он отправил в Лондон. Тем не менее таблички тоже переехали в Британский музей, где несколько десятилетий просто лежали в запасниках.

В 1852 году помощники Лайарда в другом крыле дворца отыскали примерно такое же количество исписанных глиняных табличек, и их тоже увезли в Лондон. В Британском музее обе части собрания глинописных текстов поместили в общее хранилище, поэтому сейчас уже невозможно определить, в каком месте были найдены те или иные таблички — но главное, что тексты, состоящие из нескольких частей, стали разрозненными, и это очень затруднило дальнейшие исследования.

В 1854 году Лайард устроил в лондонском Хрустальном дворце выставку своих находок, главными экспонатами которой были реконструированные статуи и барельефы. Мероприятие пробудило широкий интерес к ассирийской культуре, многие ученые стали заниматься расшифровкой ее письменности. После прочтения первых глиняных рукописей стало понятно, что именно они являются главным сокровищем найденного древнего города.

Как винный погреб

Собрание глиняных табличек оказалось самой древней в мире библиотекой, созданной по велению царя Ашшурбанипала. Во время его правления Ниневия достигла вершины могущества, воевать было уже не с кем, и царь все силы отдавал собиранию текстов.

Прежде всего Ашшурбанипал задумал собрать у себя любые документы государства. Он послал во все поселения и храмовые архивы своих людей, которые должны были скопировать имеющиеся там тексты и доставить их царю. Некоторые таблички воспроизводят гораздо более ранние памятники письменности и содержат сведения о событиях, случившихся за сотни и тысячи лет до времени копирования.

Сама библиотека очень отличалась от современных книгохранилищ и внешне была похожа на винный погреб. На полу стояли скамейки из глины, на них — большие глиняные сосуды, куда помещались таблички. Такие же сосуды стояли на полках. В Месопотамии почти не было деревьев, поэтому полки тоже делались из глины. Сосуды, стоявшие на них, имели меньшие размеры, там хранились короткие тексты — песни, царские указы, письма и т.д.

При этом собрание текстов было самой настоящей библиотекой. В нем имелся каталог, куда записывались данные о любой книге: название, количество табличек, а также раздел знаний, к которому относится рукопись. На каждой полке крепилась глиняная бирка с указанием раздела и названиями размещенных на ней книг. Над входом в хранилище была надпись, угрожавшая тем, кто пожелал бы украсть или испортить книги, — их ждала неминуемая кара богов, а имена злодеев и их наследников навеки предавались забвению.

Свидетельство о Всемирном потопе

Самое большое количество текстов относилось к области магии. Могущественный царь очень интересовался тем, как узнать события будущего и удержать власть при помощи общения с высшими силами. Поэтому на многих глиняных табличках записаны заговоры, религиозные ритуалы и молитвы. Но в библиотеке нашлось место и математическим работам, трудам по астрономии, истории, медицине, а также словарям иностранных слов, потому что торговые отношения связывали Ассирию со многими государствами. Некоторые книги переписаны с гораздо более древних шумерских или вавилонских текстов, оригиналы которых не сохранились до нашего времени.

Среди глиняных рукописей были даже первые географические карты! На них отображалась довольно большая территория от государства Урарту (современное Армянское нагорье) до Египта — с названиями стран и городов.

В библиотеке хранились и художественные произведения, в частности, копия записи шумерской легенды о сказочном герое Гильгамеше, оригинал которой, по мнению ученых, был создан в XVIII-XVII веках до нашей эры.

В 1872 году переводчик Джордж Смит объявил, что на одной из табличек записан отрывок из повествования о Всемирном потопе. Газета «Дейли телеграф» выделила ему средства для отдельной экспедиции в Ниневию с целью отыскать недостающие части книги — и Смит успешно сделал это. Последующие лингвистические исследования доказали, что это копия с древнейшей книги, написанной в шумерском городе Уруке (в Библии он назван Эрех) почти три тысячи лет назад, — еще одно подтверждение того, что Всемирный потоп был реальным событием.

Ассирийские первопечатники

Ученые считают, что первые глиняные книги появились именно у древних шумеров. Сначала делались заготовки, размеры которых составляли примерно 32 на 22 сантиметра, а толщина — 2,5 сантиметра. Для удобства письма их с помощью натянутой нити размечали параллельными линиями. Затем на табличках заостренной палочкой выдавливались символы. Обычно ими покрывали обе стороны заготовки, а иногда даже ее торцы, при этом последняя строка предыдущей таблички воспроизводилась в начале следующей. Под текстом писец наносил глубокую поперечную черту, а под ней — название книги, к которой относился данный фрагмент, а также порядковый номер таблички.

Если работу приходилось прерывать, заготовку заворачивали в мокрую тряпку и хранили в таком виде. Заполненная табличка обжигалась в печи или сушилась на солнце.

Ассирийцы переняли у гораздо более древнего народа технологию создания глиняных книг — но внесли в нее изменения, которые можно назвать революционными.

Изучение табличек из библиотеки Ашшурбанипала помогло ученым сделать поразительное открытие: оказалось, что во времена ассирийских царей уже существовало книгопечатание. Небольшие по размеру документы, которые надо было разослать во все поселения страны — к примеру, государственные указы, — не переписывались вручную. Для их изготовления вырезали деревянную матрицу и с нее делали глиняные описки.

Таинственный и мудрый народ

Древнейшая библиотека в мире способствовала изучению загадочной , которая считается одной из самых древних на нашей планете. Она зародилась в долине слияния Тигра и Евфрата шесть тысяч лет назад. Откуда появись эти люди, до сих пор неизвестно. Их язык не похож ни на один другой в мире — в том числе и на языки живших рядом с ними семитских племен. Сами шумеры в своих легендах утверждают, что прибыли с большого острова Дильмун, но отыскать их родину пока не удалось. О том, что они, скорее всего, пришли морским путем, говорит тот факт, что их первые поселения построены в устьях рек. Кроме того, все важнейшие боги в их мифологии связаны с морской стихией, а основным занятием шумеров было судоходство.

Непонятно откуда взявшийся народ обладал поразительными знаниями в области астрономии (в том числе и о том, что Земля зародилась в результате космической катастрофы), медицины, математики, архитектуры и других научных дисциплин. Многие ученые утверждают, что именно шумеры изобрели колесо, гончарный круг и даже пивоварение. При этом из-за сложности их письма (в письменности шумеров в разное время насчитывалось от 600 до 1000 знаков) исследователям долго не удавалось прочесть дошедшие до наших дней тексты. А в библиотеке Ашшурбанипала сохранились словари для перевода с шумерского на язык ассирийцев, а также научные работы, посвященные толкованиям трудных мест в шумерских текстах. Они очень помогли в расшифровке древнейшей письменности.

Золото дороже книг

Ашшурбанипал был последним великим царем Ассирии. Уже через 15 лет после его смерти в страну вторглись полчища кочевников — в основном мидийцев, которых поддержали воины завоеванных ассирийцами государств. О взятии Ниневии рассказывает древняя легенда: жители столицы, окруженной неприступными стенами, успешно отражали атаки противника. Тогда осаждающие запрудили Тигр, вода вышла из берегов и затопила город. Последний царь Ассирии, чтобы не попасть в руки врагов, поджег дворец и сгорел в его пламени.

Город был почти полностью разграблен, но глиняные таблички, в отличие от золота и драгоценностей, не привлекли внимания неграмотных кочевников. Более того, вторично обожженные письмена приобрели дополнительную прочность и сохранились до наших дней. А через несколько столетий над развалинами образовались холмы — и самая древняя в мире библиотека исчезла под землей.

Николай Михайлов

Ковалик И.В., педагог-библиотекарь

МОУ гимназия «Мариинская», г.Таганрог.

Библиотеки Древнего мира.

Библиотечный урок для 5-х классов.

Цели урока :

    Расширить знания об истории создания основных источников информации в прошлом (глиняные таблички, папирус, пергамент).

    Дать представления о библиотеках древнего мира, их значении для человечества.

Оборудование : Проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация.

«Есть только одно действительно неистощимое

сокровище - это большая библиотека».

Пьер Буаст

БИБЛИОТЕКИ называют «столпами цивилизации». Они всегда играли ключевую роль в развитии науки и культуры. А немецкий поэт Гёте назвал их памятью человечества.

Какие библиотеки можно поставить в ряд «столпов цивилизации»? Чтобы ответить на первый вопрос, давайте перенесемся в глубь истории и посетим древнейшие библиотеки мира. История не сохранила подробных сведений о древних библиотеках, но по тем небольшим отрывкам, которыми располагают современные ученые, можно составить представление о древнейших книжных собраниях.

Наше путешествие во времени охватит огромный период человеческой истории с 4 тысячелетия до нашей эры до 4 века нашей эры.

Библиотеки Древнего Египта

Известно, что впервые произведения письменности начали собирать в Древнем Египте, где свыше 3500 лет тому назад существовало хранилище папирусов. Расцвет библиотек был во II тыс. до н.э. Они размещались по всей стране, во дворцах, храмах, и также в своеобразных центрах духовной жизни египтян – «домах жизни». Для письма использовался папирус, книги из него хранились в ящиках, глиняных кувшинах или в специальных футлярах. До наших дней дошло несколько каталогов, высеченных на стенах книгохранилищ. Здесь религиозные сочинения, тексты по математике, навигации, ирригации, астрономии, астрологии. Обычно при храме вместе с библиотекой располагались школы писцов и мастерские по переписке книг.

Библиотеки считались средоточием мудрости. Над входом в знаменитую библиотеку храма Рамессеум, который построил фараон Рамзес II, была высечена надпись «Аптека для души». Храмовые библиотеки часто являлись одновременно и школами; лучшие классические тексты служили учебными материалами, а многие из них стали известны нам именно потому, что переписывались учениками в тетради. Должность хранителя была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать лишь те, кто обладал «высшими знаниями».

Библиотеки Древнего Междуречья

При раскопках на месте древнейших городов Месопотамии, были найдены клинописные таблички, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни, хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов и произведения художественной литературы.

Урук находился в Месопотамии, в нижнем течении Евфрата, на границе между степью и пустыней (ныне это территория Ирака). Задолго до Рима и Афин, даже задолго до Вавилона, он был цветущим городом. При раскопках в Уруке были найдены несколько личных библиотек. В одном из частных домов, часть которого была приспособлена для школьных занятий, было найдено несколько сотен табличек с религиозными и историческими текстами, таблицами умножения.

Большая библиотека была найдена при раскопках города Ниппура (территория современного Ирака) - древнейшем религиозном центре шумеров. Храмовая библиотека располагалась в 62 комнатах, где были найдены более ста тысяч глиняных табличек. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о «фондах» и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории. Были найдены тексты, содержащие сведения о религиозных мифах и тексты гимнов божествам, легенды о возникновении земледелия и цивилизации, сборники басен, поговорок и пословиц.

В храмовой библиотеке хранились сборники законов, географические, исторические, ботанические, филологические, астрономические и другие трактаты древних шумеров. Часть табличек, найденных в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: «Медицина», «История», «Статистика», «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих» и другие.

В Вавилонском царстве библиотеки создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах. Ни в одной стране Древнего Востока археологи не нашли столько юридических документов, как на территории городов этого царства. Особое место среди находок занимает сборник законов царя Хаммурапи, который построил библиотеку в Борсиппе.

Персеполь -древний персидский город, основанный Дарием I Великим (правил в 522–486 до н.э.), куда он перенес столицу Ахеменидов из Пасаргад, столицы Кира Великого, основателя Персидского государства. На месте раскопок найдены надписи ахеменидских царей и тысячи глиняных табличек с текстами на эламском языке, содержащие данные о строительстве города и хозяйстве округи.

Поразительное открытие было сделано в 1906-1907 гг. в Богазкёе, небольшой турецкой деревушке, когда немецкий профессор Гуго Винклер раскопал архивы хеттских царей - тысячи глиняных табличек с клинописными текстами. Древний город у Богазкёя, оказывается, был столицей хеттов и назывался Хаттусас. Таблички помогли ученым проникнуть в историю древних хеттов, узнать о жизни и быте этого народа.

Владельцем самой большой и богатой библиотеки Древнего Междуречья был царь Ашшурбанипал. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. В ней собраны сотни глиняных книг. Они состояли из многих “листов” – табличек одинакового размера. Книг было так много, что Ашшурбанипал часть из них хранил во дворце своего деда, а большую часть в Львином зале, названном так потому, что на его стенах были изображены сцены царской охоты на львов.

На книгах выдавливали штамп – “Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии” – совсем так, как в наших библиотеках ставят на книгах печать библиотеки, и составляли каталог книг.

При входе в библиотеку была надпись: «Того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть будет предано забвению в этой стране», - такое предостережение должно было повергнуть в состояние страха каждого, кто лишь подумает похитить книгу из царской библиотеки в Ниневии. О том, что это царское имущество говорила другая надпись: «Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому бог Набу и богиня Тамзита дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо я его написал на плитках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных».

В этой библиотеке, крупнейшей для своего времени, были собраны книги, подводящие итоги научным достижениям шумеров, вавилонян и ассирийцев.
Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания народов Междуречья. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное произведение в стихах - эпос о Гильгамеше. Таблички с текстами поэмы встречались при раскопках библиотек в Уруке, но самая точная копия принадлежала Ашшурбанипалу.

В библиотеке были составлены первые словари шумеро-вавилонские, шумеро-вавилоно-хеттские. Современные ученые с помощью этих словарей смогли перевести древние тексты.

Читатель мог легко ориентироваться в библиотеке царя Ашшурбанипала благодаря четко выработанной системе. На каждой глиняной книге внизу было название, номер, первые слова произведения. Если книга состояла из нескольких страниц-таблеток, то последняя строка глиняной «страницы» ставилась в начале следующей таблетки. Обычно такая «многостраничная» книга заключалась целиком в специальный деревянный ящик, имела такой своеобразный переплет.

Книги хранились на стеллажах по отделам. К стеллажу прикреплялась глиняная этикетка с наименованием отрасли знаний, к которой относится данная группа книг. Множество и других ценных сведений о языке, истории, науке, быте, обычаях и законах древних народов сохранила для нас библиотека Ашшурбанипала. И все это было написано на глиняных табличках!

Но широта информации и огромное число документов позволили библиотеке Ашшурбанипала заслужить, согласно одному исследованию, репутацию «величайшей библиотеки древнего мира».

Библиотеки Древнего Китая

При дворах китайских правителей уже более 3 тысяч лет назад были специальные чиновники, в обязанности которых входило собирать и хранить литературные произведения и архив. Но когда император Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. объединил Китай, он объявил, что право на существование имеют лишь книги по истории династии Цинь, а также по сельскому хозяйству, медицинские и гадательные – остальные же приказал сжечь. И еще более полувека императоры следующей, Ханьской, династии по-прежнему запрещали создавать библиотеки. Потом запрет был отменен. А спустя еще несколько десятилетий император У-ди, введший в практику систему государственных экзаменов на замещение административных постов, учредил государственную библиотеку. При нем также появились люди, которые занимались перепиской и поиском утерянных ранее книг. В 26 г. до н.э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг. Специально назначенные люди искали книги по всей стране – и в результате был составлен первый в истории Китая каталог, который является одним из самых древних каталогов в мире.

Библиотеки Древней Греции

Само слово «библиотека» – греческого происхождения. «Библос» означает «книга» (отсюда – «Библия»), «теке» – «склад, хранилище» (этот же корень в словах «аптека», «картотека», «фонотека», «дискотека»). Самые ранние данные об античных библиотеках относятся ко II тыс. до н.э. В VI–IV вв. до н.э. библиотеки были у правителей, у философов и ученых, например у Пифагора. Афинская библиотека помещалась в Акрополе – вместе с государственными службами, казной, картинной галереей. Греческий ученый-математик Демофил создал труд «О книгах, достойных приобретения» – своего рода рекомендательный библиографический указатель.
Библиотека Аристотеля в Ликее (районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции) насчитывала десятки тысяч свитков. В ее создании принимал участие и Александр Македонский – воспитанник Аристотеля. После смерти Аристотеля (321 г. до н.э.) библиотека стала частью особого, говоря современным языком, комплекса – Мусейона (храма Муз), созданного Феофрастом, учеником и последователем философа. Здесь помещались также залы для бесед и чтения лекций, жилые помещения для преподавателей, сад для прогулок.

Библиотека античной Греции становится учреждением, которое не только может сделать копию имеющегося в ее фонде документа, но и гарантирует подлинность текста в этой копии. Так распространялись и подлинные тексты великих греческих драматургов – Эсхила, Софокла, Еврипида, и научные тексты; именно библиотека обеспечивала жизнеспособность системы образования.

Известнейшая библиотека древности была основана при Александрийском мусейоне (храм или святилище). Не сохранилось точных данных о количестве книг в библиотеке, их число по разным сведениям колеблется от 40.000 до 700.000. Библиотека состояла из двух отделений: главное (при Мусейоне) и филиал (при храме Сераписа).

Ее библиотекари стремились собрать рукописи большинства известных текстов со всей ойкумены, или обитаемой земли. Принято считать, что именно в Александрии приблизительно 70 ученых перевели первую часть Священного Писания с древнееврейского на греческий язык. Позднее она была названа Септуагинтой и широко использовалась ранними христианами. Располагалась библиотека в нескольких залах: в одних на полках-стеллажах покоились свитки, в других рукописи читали, были специальные помещения для переписки рукописей и разбора новых приобретений.

Руководитель (хранитель) библиотеки, обычно признанный ученый или поэт, пост которого часто был совмещен с должностью воспитателя царского наследника, отвечал за приобретение книг. Также он возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Мусейон. Образованные «посланцы», состоящие в штате библиотеки, покупали книги-свитки во всех концах Средиземноморья и Малой Азии. Если свиток нельзя было купить, они заказывали с него копии. Для подсобной работы имелись рабы. Были на службе в библиотеке переписчики-копиисты, а для перевода иностранных произведений нанимались переводчики.

Хозяева библиотеки Египетские цари Птолемеи приобретали все литературные произведения, которые только существовали. Для пополнения библиотеки Птолемеи прибегали нередко к весьма специфическим методам.

Так, каждое приходящее в Александрию судно подвергалось тщательному досмотру, и если на нем находилась какая-либо книга, то ее забирали в библиотеку, где с нее снимали копию, выплачивая владельцу некоторую финансовую компенсацию. Птолемеи стремились заполучать и оригиналы.

В частности, Птолемей III посылал в Афины своих представителей за рукописями поэтов-драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида. Он выдал в качестве гарантии сохранности этих рукописей 15 талантов серебра. Однако он пожертвовал такой огромной суммой и вернул в Афины копии, оставив оригиналы себе. Насколько правдива эта информация - вопрос спорный, но в любом случае, такие свидетельства подтверждают то, что в Александрии все силы были брошены на приобретение нужных книг, при этом, наряду с покупкой и перепиской, не останавливались и перед незаконными средствами.

Первый в истории письменный каталог книг был создан в Александрийской библиотеке. Его автором был главный хранитель Каллимах. Он составил на 120 свитках так называемые «Таблицы» (полное название «Таблицы тех, кто проявил себя во всех видах литературы, и того, что они написали»), ставшие первым сводом всей греческой литературы. За этот труд Каллимаха называют отцом библиографии.

В разные годы хранителями библиотеки были:

Эратосфен (III в. до н.э.) считается одним из выдающихся ученых и писателей эллинистического мира. С 235 г. Эратосфен – глава Александрийской библиотеки и остается им свыше 40 лет, одновременно занимаясь науками – филологией, хронологией, математикой, астрономией. Он был также воспитателем наследника престола.

Клавдий Птолемей Во II в. н.э. в течение многих лет был библиотекарем Александрийской библиотеки Это ученый, создавший систему мира, которая почти без изменений просуществовала около 13 столетий.

Судьба Александрийской библиотеки трагична. В 48 году до н.э., часть её погибла в огне. Пострадала библиотека во время гражданской войны в Египте в III веке. Остатки были уничтожены в VII веке н.э. войсками турецкого султана. Когда султану доложили о существовании этой библиотеки, он сказал: “Если эти книги повторяют Коран, то они не нужны, если нет – то они вредны”. И бесценное собрание было уничтожено.

Большие библиотеки существовали и в ряде других греческих городов - в Антиохи, Эфесе, а также в Пергаме, где находилась библиотека, которая по количеству и ценности хранившихся в ней книг немногим уступала Александрийской.

Пергамская библиотека была основана во II веке до нашей эры царем Евменом II. Археологи нашли место, где располагалась библиотека и часть здания - круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал.
Небезынтересно отметить, что здание библиотеки, было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели. Окнами на восток была обращена и библиотека в городе Эфесе, от которой сохранились не только двухэтажная постройка, но и широкая, ведущая к книгохранилищу мраморная лестница, украшенная статуями и барельефами.

Массовое производство пергамента началось в Пергаме специально для нужд Пергамской библиотеки. Изобретение пергамента стало результатом соперничества в собрании книг между царём Египта Птолемеем и царём Пергама Евменом II. Птолемей запретил вывоз папируса из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг.

С появлением пергамена рукописи стали напоминать современную книгу. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э. Любопытно, что обложки книг натирали кедровым маслом - для предохранения от порчи насекомыми; библиотечные шкафы предпочитали делать также из кедра.

В библиотеке имелось хранилище рукописей, Большой и малый читальный зал. В мраморных стенах устроены выложенные кедром ниши. Книги были самые разнообразные, но больше всего – медицинских. При библиотеке были переписчики, переводчики, люди, следившие за сохранностью рукописей.

История Пергамской библиотеки завершилась в 43 г. до н.э., когда Пергам уже был провинцией Рима. Марк Антоний подарил большую часть библиотеки египетской царице Клеопатре, и свитки попали в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам (Перегамон) находится на территории Турции и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

Библиотеки Древнего Рима

Не менее важную роль в истории библиотек сыграл Рим, на развитие культуры которого большое влияние оказали греки. Именно греки привили римлянам любовь к книгам и научили ценить их дороже золота.

Все образованные римляне знали греческий язык и читали в подлиннике Аристотеля. Именно в Риме книга получает широкое распространение, и появляется издательское дело - крупные мастерские по переписке книг. Появляются книжные лавки.

Однако в течение первых пятисот лет своей истории Рим не имел библиотек Первые собрания книг у римлян представляли собой лишь трофеи римских военачальников. Гай Юлий Цезарь вынашивал план создания в Риме публичной библиотеки, но его убийство помешало ему осуществиться.

Первая общественная библиотека в Риме была открыта лишь в 39 году до н.э. Она разместилась в вестибюле храма Свободы в Атриуме и была создана на средства, полученные от военных добыч. В библиотеке проходили публичные чтения новых произведений. Здание библиотеки было украшено статуями великих писателей прошлого.

В дальнейшем публичные библиотеки основывали и другие римские императоры, стремившиеся таким образом увековечить свои имена. Император Август основал в храме Аполлона Палатинского две библиотеки: латинскую и греческую. Веспасиан в честь одной из военных побед открыл «Библиотеку мира».

Но самой значительной, самой крупной в Древнем Риме стала библиотека, основанная императором Траяном. Располагалась она на форуме, носящем его имя. Форум Траяна со всеми его сооружениями строился под руководством выдающегося архитектора Аполлодора Дамасского. Этот самый большой и роскошный из императорских форумов был выстроен за шесть лет (107 - 113 гг.). Входом служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор с портиками. Двор замыкала базилика Ульпия. За ней следовала небольшая закругленная площадь со зданиями библиотек - латинской и греческой. Вместе они назывались библиотекой Ульпия (Ульпий - одно из имен императора Траяна). Ее мраморные стены, похожие на соты, были пробуравлены тысячами глубоких квадратных ниш. В них хранились свитки папируса и пергамента. Ниши отделялись одна от другой, перед ними стояли колонны, а вся библиотека была украшена бюстами тех, «кто служил империи своим пером...». Знаменитая колонна Траяна сохранилась до наших дней.

Через сто лет книги из этой библиотеки по приказу императора Каракаллы перенесли в термы (бани). Площадь терм составляла 12 гектаров, а открыто это грандиозное сооружение было в 216 году. В огромном главном здании - залы с бассейном, теплые, холодные и горячие бани, залы для отдыха. Главное здание окружал парк, в глубине которого симметрично расположились два корпуса - библиотеки. Колоннады вокруг них были местом философских споров и ученых бесед.
Читая произведения римских авторов конца периода республики и первых двух столетий империи, убеждаешься, что в то время библиотеки уже прочно вошли в римскую жизнь, и римляне не мыслили своего существования без них. К концу III столетия нашей эры только в Риме насчитывалось уже 28 публичных библиотек.
Заведование библиотеками поручалось так называемым «прокураторам», которыми, как правило, были известные ученые и поэты. Остальной персонал библиотек составляли вольноотпущенники и рабы, называвшиеся «либрариями» («книжниками»). Они наблюдали за сохранностью книг, подклеивали и даже переписывали обветшавшие рукописи, следили за порядком в библиотечных помещениях. Любопытно, что в 1935 году во время раскопок на месте, где раньше находилась библиотека, обнаружили мраморную плиту. На ней греческими буквами были высечены слова: «Ни одна книга не должна быть унесена. Мы на это дали присягу».

Книги изготовляли, как и в Греции, из папируса. Переписанный свиток приклеивали к палке и навертывали на нее; читая, его постепенно развертывали. Концы палки обычно украшали шариками из металла или слоновой кости - умбиликами. Часто весь том помещали в футляр из пергамента - мембрану. Название книги писали на футляре или на особой табличке, прикрепленной к умбилику.

О том, какими были библиотеки в Древнем Риме, мы знаем из произведений древних авторов. Сохранились сочинения, посвященные собиранию книг и устройству библиотек. До наших дней сохранились сочинения Телефоса из Пергама «Три книги о значении книг, в которых указывается, какие книги достойны приобретения» и Герения Филона из Библоса «О приобретении и отборе книг».

Узнать историю книжного дела и библиотек Древнего Рима нам помогают и археологические раскопки.

В августе 79 г. н.э. в результате извержения Везувия погибли три города, находившиеся у его подножия: Помпеи, Геркуланум и Стабий. Во время раскопок Геркуланума, лежавшего под слоем грязевых потоков, в 1752 году на глубине 27 метров было обнаружено помещение, из которого извлекли 1750 обуглившихся свитков. Дом, где они были найдены, получил название «Вилла свитков». Все книги лежали в том же порядке, как в день катастрофы, - в небольшой комнате, на полках-нишах. Среди них произведения ученых и писателей Греции и Рима, многие из которых были до того времени неизвестны.

Все древнеримские библиотеки имели ряд общих черт. Во всех библиотеках, как правило, было два отделения: одно для греческих книг и другое для латинских. В каждой библиотеке - зал для чтения и книгохранилище. При больших библиотеках было несколько залов для публичных чтений. Написанные на папирусе и пергаменте сочинения в книгохранилищах помещались или в нишах, или в шкафах. В шкафах книги подразделялись по отраслям наук: география, медицина, история, философия. Особое место отводилось поэзии. Пол в читальном зале был устлан плитами из темного мрамора, а потолки лишены позолоты, чтобы яркие цвета не раздражали читателя. Удобные кресла, статуи муз и бюсты известных писателей - все это создавало атмосферу подлинного храма наук и способствовало особой приподнятости мысли. Поэтому читатели римских библиотек предпочитали изучать рукописи в читальном зале библиотеки, несмотря на возможность получать книги на дом.


Библиотека Цельсия в Эфесе.

Хранила 12 тысяч древних свитков и служила могилой для великого Цельсия. Библиотека является довольно необычным местом для гробницы - захоронение здесь было особой честью для Цельсия. Это вторая по величине библиотека Древнего Мира после библиотеки в Александрии. Здание известно, как одно из немногих сохранившихся образцов древней римской библиотеки и доказывает, что публичные библиотеки были построены не только в Риме непосредственно, но и всюду по Римской империи.

Библиотека была построена во время правления для Тиберия Юлия Цельсия его сыном, Тиберием Юлием Аквилой. Библиотека строилась с 114 по135 год. Аквила завещал большую сумму средств на приобретение и содержание библиотеки. Во 2-й половине столетия во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена , который однако пощадил здания.

На руки книг тогда не выдавали, поэтому большую часть эфесской библиотеки занимал читальный зал. Свитки лежали тут же, аккуратно сложенные в нишах; посредине огромной комнаты стояли столы с лавками, читателей обслуживали специально подготовленные рабы, многие из которых были весьма сведущи в науках и литературе.

К сожалению, библиотека не выдержала ударов времени и погибла во время нападения готов.

Большой урон библиотекам наносили не только варвары, но и римские кесари. Они, как и китайские императоры использовали книги для борьбы с инакомыслием. Массовое сожжение книг первым начал практиковать Октавиан Август. Книги опального Овидия были изъяты из всех библиотек империи, а «Метаморфозы» поэт уничтожил сам. Нерон, приговорив к изгнанию Фабриция Вейентона, велел сжечь написанное им «Завещание». Император Домициан приказал уничтожить все не понравившиеся ему сочинения.

С ослаблением римской империи ослабевало влияние и значение библиотек в обществе, они приходили в упадок и запустение, расхищались, гибли от пожаров и уничтожались варварами. По словам историка Аммиана Марцеллина, постепенно превращались в «наглухо закрытые гробницы».

С падением Римской империи погибли и эти «гробницы» - библиотеки были разграблены, разрушены, сожжены.

Начиналась эпоха Средневековья. Но это уже совсем другая история.

Список литературы:

Бергер А.К. Александрийская библиотека// Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия. Т.8. –М.: Педагогика, 1975.- с. 81-82

Глухов А.А. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира.- М.: Книга, 1971 .- 112 с.

Данталова М.А. Библиотека царя Ашшурбанипала // Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия. Т.8. –М.: Педагогика, 1975.- с. 36-38

История книги /под. ред. А.А.Говорова, Т.Г. Куприянова.- М.: Светотон, 2001.- 400 с.

Малов В.И. Книга.- М.: Слово, 2002.- 48 с.- (Что есть что)

Павлов И.П. Про твою книгу.- М.: Просвещение, 1991.- 113 с. – (Знай и умей)

Ратке И. История письменности. Выпуск 4.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 20 с.

Рубинштейн Р.И. О чем рассказывают памятники Древнего Востока: Книга для чтения.- М.: Просвещение, 1965.- 184 с.

Издание:А. Глухов. "Из глубины веков"

В туманной дали веков берет начало эта цивилизация, о существовании которой еще 60-70 лет назад даже крупнейшие специалисты имели весьма смутное представление.

Изучая клинописные таблицы библиотеки Ашшурбанипала, ученые нашли на одной из них упоминание о «тайных шумерских документах». И еще: сам царь, владелец библиотеки, писал: «Для меня было большой радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров».

Что это за страна, что за народ? Уже Ашшурбанипал считал шумерский язык «непонятным», а Геродот - отец истории - вообще ничего не знал об этом народе. Когда в Месопотамии начались раскопки, «народ, который начал историю» (так иногда называют теперь шумеров) стал рассказывать.

На полдороге между Вавилоном и Персидским заливом в иссушенной пустыне с давних времен возвышался холм Варка. Его раскопки, начатые еще до первой мировой войны, возобновились в 1927 году. Ими руководил немецкий ученый Ю. Иордан.

Под холмом скрывался древний город Урук, который существовал на протяжении трех тысячелетий. Совершенно необыкновенные вещи были скрыты в холме Варка. И прежде всего - одна из самых древних глиняных табличек с письменами. Найденные документы относились к середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Следовательно, им пятьдесят пять веков!

Потом были открыты другие столь же древние города. Перед археологами возникли руины храмов и дворцов, предметы домашнего обихода и орудия труда. И - горы глиняных табличек, разнообразной формы и размеров, испещренных клинописью. Из них мы узнаем о политической и социальной жизни древнего Шумера, его экономике и государственном устройстве, о земледелии, скотоводстве, судоходстве, кораблестроении (большинство городов Шумера стояло на берегу Евфрата), столярном, гончарном, кузнечном и ткацком производстве.

Глиняные таблички рассказали нам очень многое о жизни древнейшей цивилизации на Земле. Еще в IV тысячелетии до нашей эры шумеры создали сеть оросительных каналов. За неимением камня они научились изготовлять серпы, горшки, тарелки, кувшины из глины. На их земле не было дерева - они начали сооружать хижины и загоны для скота из тростника, скрепленного глиной.

Шли столетия. Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, плуг, сеялку, парусную лодку - великолепные вехи на пути человека. Научились возводить арки, изготовлять литье из меди и бронзы. Наконец, они создали письменность, знаменитую клинопись, которая распространилась по всему Двуречью. Материалом для письма служила все та же глина!

Шумер славился своими многолюдными городами. В Уре, который одно время был столицей Шумера, насчитывалось до 200 тысяч жителей. Десятки кораблей - из Сирии, Египта, Индии - причаливали здесь. О том, как жили, работали, чем питались люди в те далекие времена, рассказали нам глиняные таблички, извлеченные при раскопках городов древнего Шумера. В религиозном центре Шумера - Ниппуре найдено несколько тысяч таблиц. Они размещались в шестидесяти двух комнатах!

Другим культовым центром был Ур, который на протяжении многих лет изучал археолог Л. Вулли. Клинописных таблиц и здесь оказалось великое множество. Почти четыре тысячелетия пролежали в земле города Л.агаша более чем 20 тысяч табличек. Они были систематизированы и разделены на части по содержанию; это уже была настоящая библиотека.

Внушительной оказалась и «добыча» в древнем Шуруппаке.

Там, близ современной деревни Фара, вокруг которой простираются обширные болота, найдены древние тексты шумерской клинописи. Настоящий клад, который по праву считают библиотекой. Этот клад позволил издать «Список архаических клинописных знаков».

О том, как хранились подобного рода документы, можно судить по находкам в Уруке. Здесь таблички складывались в ивовые корзины. Каждая корзина завязывалась, к ней прикреплялся формуляр, этикетка с надписями. Вот некоторые из них: «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих», «Тростниковая корзина с документами, касающимися мастерской ткачей». Для характеристики документов приведем два текста. Один гласит: «Получены от Дадаги бронзовые сосуды, взвесил их Ур-Шара». Другой: «Сорок пять рабынь послано на один день таскать тростник для починки корабля и для доставки балок для дворца».

Это - документы царско-храмовых хозяйств. Но шумеры оставили и труды по математике, истории, литературные произведения, труды по сельскому хозяйству (были найдены календарь земледельца и классификация растений). Дошли до нас и древние карты. На одной - план города Ниппура: точно даны размеры города, отмечено расположение стен, ворот, важнейших зданий.

Математики умели доказывать теоремы. На одной из табличек, например, изложено доказательство подобия треугольников, на другой - теоремы, известной в науке как теорема Эвклида. Уже во II тысячелетии до нашей эры ученые Месопотамии доказали и теорему Пифагора.

И знаменитый кодекс Хаммурапи, который впоследствии оказал влияние на римский кодекс Юстиниана, начинался в Шумере.

В Ниппуре, среди множества других, найдена табличка с перечнем рецептов. Она довольно большая: 9,5 на 16 сантиметров, на ней уместилось 145 строк текста. Для составления лекарств шумерский врач пользовался продуктами растительного, животного и минерального происхождения. Большинство лекарств - растительного происхождения: они изготовлялись из горчицы, ивы, пихты, сосны. Разводили лекарства пивом, вином, растительным маслом. Любопытная деталь - в документе полностью отсутствуют какие-либо магические заклинания.

Сейчас расшифрованы многие таблички древних шумеров, содержащие записи мифов, пословиц и поговорок. Выяснилось, например, что шумерские сборники пословиц и поговорок на несколько столетий старше известных нам египетских - они записаны более трех с половиной тысячелетий назад. Вот несколько примеров народной мудрости:

Хорошо одетому всюду рады;

Увернулся от дикого быка,

Натолкнулся на дикую корову;

Если страна плохо вооружена,

Враг будет всегда стоять у ворот.

Почтенный возраст имеют и шумерские басни о животных. Во всяком случае они были сложены и записаны на тысячу с лишним лет раньше Эзоповых. А ведь именно Эзопа греки и римляне считали основоположником этого жанра.

По клинописным табличкам, которые сохранились в древних библиотеках, мы можем судить, что уже в то далекое время люди славили свою землю, свои поля: «О Шумер, великая земля среди всех земель вселенной, залитая немеркнущим светом. Твое сердце глубоко и неведомо. Да будут хлевы твои многочисленны, да приумножатся твои коровы, да будут овчарни твои многочисленны, да будут овцы твои бесчисленны».

Сложили шумеры и первый гимн труду, и первую в истории человечества любовную элегию: «Супруг, дорогой моему сердцу, велика твоя красота, сладостная точно мед. Лев, дорогой моему сердцу. Велика твоя красота, сладостная точно мед».

Им же принадлежит древнейшая погребальная песнь: «Пусть твой жизненный путь не исчезнет из памяти, пусть имя твое называют в грядущие дни».

Но самое великое, что создала шумерская культура,- это поэма о Гильгамеше.

Гильгамеш, царь Урука, угнетает свой народ, но затем, заключив дружбу с диким человеком Энкиду, совершает небывалые подвиги. После смерти Энкиду Гильгамеш тщетно добивается бессмертия. Поэма - подлинный гимн человеку, его устремлениям и дерзаниям. В ней ярко выражен интерес к героической личности, а сам герой смело вступает в борьбу с несправедливым порядком, установленным богом. Первые песни поэмы возникли и были записаны в Шумере. Вот первые ее строки (перевод советского ассиролога В. К. Шилейко):

Об увидавшем все до края мира,

О проницавшем все, постигшем все.

Он прочел совокупно все писанья,

Глубину премудрости всех книгочетов.

Потаенное видел, сокровенное ведал,

И принес он весть о днях до потопа.

Далеким путем он ходил, но устал и вернулся.

И записал на камне весь свой труд.

Значит, уже тогда было немало книг, уже тогда «книгочеты» владели премудростью, - были и люди, которые могли прочесть «все писанья».

Открытия следовали одно за другим. И каждое из них - итог огромнейшего труда, результат изобретательности и мастерства. То, что некоторые тексты дошли до нас в более поздних (вавилонских) копиях, то, что они плохо сохранились, - не самое страшное. Многие произведения оказались разъединенными. Большого искусства, например, потребовалось, чтобы из множества осколков клинописных табличек восстановить литературный памятник «Дом рыб». Части поэмы оказались в трех музеях мира: начало - в Стамбуле, середина - в Лондоне, концовка - в Филадельфии. И все же текст этой поэмы удалось восстановить, перевести и прокомментировать. В ней дано описание - и очень поэтическое - многих рыб.

Вот что говорится о скате. У этой рыбы:

Голова - мотыга, зубы - гребень,

Ее кости - ветви пихты,

Ее тонкий хвост - бич рыбака.

Широкое распространение в "Шумере имели всевозможные поучения, споры и диспуты. Ученым нашего времени удалось из имеющихся табличек и фрагментов восстановить поучение, условно названное «Календарь земледельца». Первая строка «Календаря» гласит: «Во время оно землепашец поучал своего сына». Далее идут советы, как получать хорошие урожаи. Они охватывают все виды полевых работ: от орошения почвы до снятия урожая. Все поучение состоит из 107 строк.

Для ведения сельского хозяйства нужно точно знать, когда надо начинать сев. И жрецы Шумера разработали один из древнейших календарей - лунный. Постепенно лунный календарь стал превращаться в лунно-солнечный: месяцы считали по луне, а год - по солнцу.

Из сохранившихся текстов многих диспутов упомянем «Спор между Мотыгой и Плугом», где подробно рассказано, чем занимаются Плуг и Мотыга. Заканчивается текст такими словами: «В споре между Мотыгой и Плугом побеждает Мотыга».

Разумеется, в библиотеках хранилась культово-богослужебная литература: гимны богам и легенды о них, молитвы, заклинания, покаянные псалмы, гадания, предсказания. Наиболее интересны в литературном отношении покаянные псалмы, с подлинным лиризмом отражающие человеческие горести и страдания.

Немецкий музыковед К. Закс заинтересовался глиняной табличкой, которая, относится к III тысячелетию до нашей эры. Кроме текста шумерского предания «О сотворении человека», на ней обнаружены клинописные знаки, которые считают музыкальной записью. По мнению ученого, здесь была записана мелодия для арфы, игрой на которой сопровождалось чтение предания.

Без шумерских библиотек мы намного меньше знали бы о быте, производстве, верованиях древних народов, населявших

Месопотамию. «Все эти книги того времени, - замечает ученый С. Крамер, - нужно было как-то хранить, группировать и содержать в надлежащем порядке. Очевидно, преподаватели и писцы придерживались в этом «библиотечном» деле какой-то системы. Можно заранее предположить, что для облегчения этой работы уже тогда составлялись списки литературных произведений, сгруппированных по определенным признакам». Это может показаться удивительным, но каталоги тоже удалось найти и расшифровать.

Исследователь держит в руках глиняную табличку. В свое время ее обнаружили при раскопках одного из городов Шумера и отправили в музей Пенсильванского университета. Она невелика по размеру (шесть с половиной сантиметров в длину и около трех с половиной - в ширину) и свободно умещается на ладони. Клинописные знаки заполняют обе стороны таблички. Каждая из них разделена на два столбца. Кроме того, каждые десять строк текста отделены горизонтальной чертой.

«Какая-то неизвестная поэма», - подумал ученый, хотя очень смущали короткие строки и эти горизонтальные черточки. Он снова и снова перечитывал строки, но связного текста не получалось. Читая и перечитывая фразы, он все больше и больше поражался их сходству с первыми строками известных ему произведений. Потом мелькнула догадка, которая при тщательной проверке подтвердилась: это был каталог! Древний писец мельчайшим почерком нанес на табличку названия (а они, как известно, давались по первой строке текста) шестидесяти двух литературных произведений. Двадцать четыре из них дошли до нас. Вскоре в Лувре был расшифрован и второй каталог.

Оба списка сохранили для нас названия 87 литературных произведений. Среди них: миф «Сотворение Мотыги», поучение «Во время оно землепашец», отдельные песни из поэмы о Гильгамеше, поэма «Человек, совершенство богов».

Точное назначение этих двух каталогов пока неизвестно. Может быть, писец составил список перед тем, как спрятать таблички с текстами в хранилище, а может быть, наоборот, расставляя их на полках в «Доме табличек». Неясно, чем вызвана последовательность произведений в списке, и т. д.

Пока о библиотеках Шумера мы знаем весьма мало, но ведь далеко не все таблички прочитаны. Новые исследователи культуры этой древнейшей цивилизации, возможно, откроют и новые каталоги, и новые сведения о книгохранилищах того времени.

Изобретенная шумерами клинопись широко распространилась по странам Ближнего Востока и Малой Азии. Во многих городах найдены собрания глиняных табличек, которые дают представление и о характере книг, и о способах их хранения, и об увеличении фонда древнейших библиотек мира.

Нет необходимости перечислять все эти книгохранилища, остановимся лишь еще на двух, наиболее, пожалуй, примечательных.

Подлинной жемчужиной древней эпохи по праву считают библиотеку царя Ассирии - Ашшурбанипала, который писал о себе: «Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи... И изучил ремесло мудрого Адапа, постиг скрытые тайны искусства письма, я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними. Я присутствовал на собраниях переписчиков. Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны».

Начертаны эти слова, действительно, рукой Ашшурбанипала на двух глиняных табличках. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. Он собирал ее в прямом смысле слова: рассылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие из них имели приписку, которая подтверждала точность копии: «Согласно древнему подлиннику списано и сверено». Некоторые таблички были очень уж древние, со стертыми знаками, тогда писец оставлял пометку: «стерто», «не знаю».

Судьба Ниневии - столицы Ассирии - известна. Под натиском объединенных войск Вавилонии и Мидии она пала. Город подвергся полному разрушению: «Несется конница, сверкают мечи, блестят копья; убитых множество. Разграблена, опустошена и разорена Ниневия», - писал древний историк. Пожар, бушевавший после этого много дней, завершил разрушение, а пески пустыни засыпали оставшиеся руины.

В середине прошлого века Ниневию раскопал английский археолог О. Лэйярд. Величественные дворцы, огромные храмы, хорошо продуманная планировка - все говорило о высокой культуре народа. Археологи углубились в развалины сгоревшего дворца. Вот две небольшие комнаты. Их пол устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Ученый поднимает прямоугольную плитку - на ней виднеются письмена клиновидной формы. Вторая, третья, четвертая - все плитки заполнены ровными мелкими строчками.

Однако Лэйярд открыл только часть библиотеки; большинство книг хранилось в другом месте. Раскопки Ниневии продолжил бывший помощник Лэйярда - О. Рассам, который обнаружил другой роскошный дворец с Львиным залом. Так он назывался потому, что его стены были украшены скульптурными сценами царской охоты на львов. Здесь, в Львином зале, и находилась большая часть библиотеки. Пожар частично повредил книжное собрание - таблички рухнули в подвал и пролежали там 25 веков.

Несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек: «Того, кто посмеет унести эти таблицы... пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране», глиняные таблички тщательно упаковали в ящики и отправили в Лондон.

Огромного труда потребовала обработка этого книжного сокровища. Ведь все таблички были перемешаны, многие разбиты на несколько кусков; надо было все это прочесть, расшифровать, установить фамилии и географические названия. Гигантская работа! И она была проделана учеными разных стран.

Выяснилось, что здесь хранилась самая разнообразная литература на нескольких языках (в том числе и на шумерском). Результаты астрономических наблюдений и медицинские трактаты, грамматические справочники и летописи ассирийских царей, книги религиозного содержания и мифы. О высоком развитии литературы этого народа свидетельствует «жалобная песнь для успокоения сердца». В ней передано чувство глубокой скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свое одиночество.

Значение библиотеки Ашшурбанипала в том, что это, по существу, подлинная сокровищница культурных достижений народов Древнего Востока. Достаточно сказать, что ассирийские библиотекари переписали и сберегли для нас самое выдающееся произведение литературы Двуречья, один из величайших эпосов мировой литературы - сказание о Гильгамеше.

Само открытие эпоса, вернее говоря, небольшой его части, всего одной таблички, вызвало сенсацию в научном мире. Честь открытия принадлежит Дж. Смиту, служителю Британского музея, в прошлом - граверу.

С волнением изучал он клинописные таблички, доставленные из Ниневии. Вот он читает важный документ - историю царствования Ашшурбанипала. Из нее стало известно, как он собирал свою библиотеку.

А вот еще табличка, не цельная, часть ее отбита. Ученый читает строки о всемирном потопе: «Слушай, стена, слушай! Ты, человек из Шуруппака, построй себе корабль, брось свое имущество и спасай свою жизнь! Возьми с собой на корабль по паре всех живых существ». Впоследствии выяснилось, что это была одиннадцатая табличка (из двенадцати) из эпоса о Гильгамеше.

Библиотека в Ниневии содержалась в образцовом порядке, и система хранения книг, безусловно, помогла восстановить и прочитать разрозненные произведения.

Каждая книга имела «библиотечный штамп»: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».

В библиотеке был каталог. На плитке указывалось название произведения (по его первой строке), а также комната и полка, на которой оно хранится. А к полке прикреплялась этикетка - величиной с мизинец - с названием отрасли знания.

Таблички одной книги хранились в отдельном деревянном ящике. Чтобы страницы не перепутались, на них ставили порядковый номер, а вверху каждой таблички повторялись начальные слова произведения. Книга о сотворении мира начиналась словами: «Прежде то, что вверху, не называлось еще небом». На каждой из табличек этой книги написано: «Прежде то, что вверху». Эпос о Гильгамеше начинался строкой «О все видевшем». И эта строка повторялась вверху каждой из 12 табличек.

Так усилиями многих ученых из глубины веков была извлечена одна из наиболее достопримечательных библиотек древности. И не только извлечена, но и прочитана, переведена и прокомментирована. Каталог этой библиотеки издан в пяти томах в прошлом веке в Лондоне.

Так уж случилось, что история не сохранила сведений о великой державе, которая в свое время была грозной соперницей самого Египта. О ней забыли уже греческие и римские историки. И когда в конце прошлого века оксфордский профессор А. Сэйс прочитал лекцию об этой державе, то его попросту назвали фантазером и выдумщиком. А он, на основании некоторых надписей и записок путешественников, утверждал, что на территории нынешней Турции и северной Сирии жил великий и могучий народ - хетты. В 1903 году вышла его книга - «Хетты, или История забытого народа». И вскоре открытие ученого было неопровержимо доказано.

Историю государства хеттов помогли раскрыть клинописные таблички из библиотеки, обнаруженной немецким ученым Г. Винклером. Это он в 1907 году нашел при раскопках в Богазкее (145 километров от Анкары) более 10 тысяч глиняных табличек. Внимательное изучение этих табличек, составленных на вавилонском языке, породило уверенность - экспедиция находится на земле древней столицы «правителей Хетти». Особое волнение вызвала табличка с письмом фараона Рамсеса II царю хеттов. В нем шла речь о договоре между египтянами и хеттами.

Целыми корзинами приносили Винклеру таблички. Не разгибаясь, с утра до вечера, он читал документы о жизни хеттов, их истории, быте, а их царях и войнах, городах.

Один из участников раскопок того времени пишет, что он увидел «в одиннадцатом отсеке большого храма аккуратно сложенные ряды расположенных наклонно хорошо сохранившихся глиняных табличек. Их положение при находке можно объяснить лишь предположением, что они хранились в архиве, первоначально находившемся непосредственно над этим подвальным складом, и во время пожара сползли вниз». И уже тогда стало ясно, что это самая большая находка после библиотеки Ашшурбанипала. Но это было еще не все: через четверть века из руин извлекли еще свыше 6 тысяч клинописных документов.

Две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как хетты перестали существовать. Однако благодаря памятникам культуры хетты ожили для современного человечества. Мир узнал о существовании и культуре Хеттского государства - могущественного государства, равного Египту и Вавилону. Оно занимало всю Малую Азию до Сирии и существовало на протяжении семи столетий. В свое время хетты покорили Вавилон и сравняли его (для устрашения других народов!) с землей, сломили могущество Миттани, подчинили Угарит - крупный торговый центр на Средиземном море. Страна вела успешные войны с Египтом.

Но не все таблички заговорили. Ученый смог прочитать только те из них, которые были написаны на вавилонском языке.

Язык же других клинописей был ему незнаком. Начало расшифровке языка хеттов положил чешский ученый Б. Грозный. Это было нелегкое дело. Сам Грозный говорил: «Я читаю и перечитываю надпись быть может двести или триста раз, стараясь найти ту ахиллесову пяту, ту точку Архимеда, которая, как бы слаба она ни была, смогла бы сослужить мне свою службу».

Расшифровка хеттского письма дала возможность прочитать вторую часть библиотеки. Основная масса клинописных табличек содержит религиозные тексты - ритуалы, гимны, молитвы, описки богов, описание религиозных праздников, тексты оракулов. К ним по своему характеру примыкают и астрологические памятники.

От вавилонян хетты заимствовали богатую литературу по математике (а «халдейские мудрецы» уже имели формулы для вычисления площадей треугольника, прямоугольника, круга, для определения объема куба, конуса и т. д. Они умели возводить в степень и оставили таблички с квадратными и кубическими корнями).

Хетты имели много трудов по праву; созданный ими кодекс был снабжен многочисленными комментариями, своего рода пособиями для судей.

Из исторической литературы поучительны «Анналы Мурсилиса». Автор анналов - царь Мурсилис - проявил себя как выдающийся писатель. События в анналах строго разделены по годам, а изложение строится по определенной схеме. Другой царь - Хаттусилис - оставил документ, который можно назвать автобиографией. Это одна из первых автобиографий в мировой литературе.

Яркостью изложения отличается молитва одного из царей (Мурсилиса II), написанная в форме письма к богам во время чумы. Представляет особый интерес рассказ Мурсилиса о том, как он лишился дара речи. Это первый в истории культуры рассказ о расстройстве речи. Вообще в молитвах хетты достигли высокого поэтического уровня.

Естественно, возникает вопрос: «Если так писали цари, то как же писали поэты?» Почти все поэтические произведения, как правило, записывались на деревянных дощечках, которые, увы, сгорели при пожаре. Но то, что сохранилось, отличается совершенством. Для примера приведем древнейшее стихотворение в честь бога Солнца:

Солнечный бог небес, человечества пастырь.

Ты из моря выходишь, из моря - сына небес, и устремляешься вверх, к небесам.

Солнечный бог небес, господин мой!

Рожденным людьми и диким зверем в горах, псу, и свинье, и насекомому в поле - всем ты даруешь то, что дано им по праву!

Изо дня в день...

Дошел до нас фрагмент из большого эпоса о борьбе богов за власть. Имя автора нам тоже известно - Киллас, он жил за полтысячелетия до Гомера.

Был у хеттов своеобразный жанр - короткие рассказы, получившие название «записей недосмотров и глупостей». Это - первые критические произведения. В них даны лаконичные портретные зарисовки нечестных чиновников, судей-бюрократов. Есть и история о полководце, заботящемся лишь о составлении победных реляций царю, а не о реальной победе.

В богазгейской коллекции клинописных табличек оказались и фрагменты эпоса о Гильгамеше.

В настоящем очерке не ставилось целью подробно рассказать о содержании глиняных книг библиотеки, книг, в которых отразились: закон и право, религия и медицина, деяния царей и обычаи народа, ритуальные тексты и мифы.

Здесь хочется подчеркнуть одну любопытную деталь: многие книги хеттов имеют авторов. Наряду с именами составителей мифологических, ритуальных, магических текстов нам известно и имя автора большого учебника об уходе за лошадьми - Киккули из страны Миттани. Это древнейшее «руководство по разведению лошадей» содержит 1000 строк текста. Ему свыше 3400 лет.

Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов библиотеки, которая была и архивом. В каталоге имелись указания и на утраченные документы. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это говорит о порядке, который поддерживался в хранилище глиняных книг.

Хаттусас - так называлась столица хеттов - в XIII столетии до нашей эры был полностью уничтожен пожаром. Огнестойкие глиняные таблички сохранились, но большая часть архива, состоявшая из деревянных табличек, навсегда утрачена...

Шумер, Ассирия, хетты. Глиняная табличка. Клинописные значки. Древность. Благодаря глиняным книгам нам стала известна мудрость древних народов, живших на заре цивилизации.

Возникновение библиотек как хранилищ памятников письменности относится к III тысячелетию до н.э. При раскопках старых городов государств Древнего Востока – Ассирии, Вавилонии, Урарту – археологи находят специальные помещения для хранения книг, а иногда и сами книги. Впрочем, памятники письменности тех времен могут быть названы «книгами» весьма условно: это были глиняные черепки, свитки папируса или пергамента.

Библиотеки на протяжении многих веков служили науке, образованию и культуре. Первые сведения о существовании библиотек относятся ко времени расцвета культуры народов Двуречья, находившихся на территории современного Ирака, ко времени существования государства Шумер. Древнейшие тексты датируются примерно 3000 годом до н.э. Наиболее древние тексты Месопотамии написаны на шумерском языке. Первые библиотеки возникли как собрания различного рода государственных, хозяйственных и других документов. Эти учреждения выполняли функции библиотек и архивов.

Следующий этап в развитии библиотек – дворцовые библиотеки или библиотеки правителей. Самой древней из числа дошедших до наших дней, считается библиотека, владельцем которой был царь Хеттского царства – Хаттусилис III (1283 – 1260 годы до н.э.). В начале ХХ века археологи обнаружили здесь около 11 тысяч клинописных табличек, свидетельствующих о том, что в этой библиотеке имелись официальные документы (царские послания и обращения), летописи, ритуальные тексты. В отличие от шумерских табличек, на этих «книгах» указаны имя автора, его адрес и титул, и даже имя переписчика. Есть основания утверждать, что существовал и каталог, составленный по именам авторов. Особенностью хеттских табличек является авторство литературных и научных произведений. Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов хеттской библиотеки, в которых были пометки об утраченных документах. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это свидетельствует о порядке, который поддерживался библиотекарями в хранилище глиняных книг.

Самая крупная и известная из библиотек Древнего Мира – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (668-631 до н.е.). В этой клинописной библиотеке, включавшей в себя богатейшее собрание вавилонской литературы, по разным оценкам хранилось от десяти до тридцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: "Дворец царя царей". Библиотека Ашшурбанипала имела универсальный характер. В фонде хранились списки царей, царские послания, списки стран, рек, гор, материалы коммерческого характера, работы по математике, астрономии, медицине, словари и труды по грамматике. В отдельном помещении находились религиозные тексты.



Имеются сведения о «раскрытии» фонда библиотеки. На специальных плитках указывалось название произведения (по его первой строке), комната, где оно находилось, и полка, на которой оно хранилось. Для письма использовались глиняные таблички. «Книги»-таблички хранились в специальных глиняных кувшинах. На каждой полке имелась глиняная «этикетка», величиной с мизинец, с названием той или иной отрасли знания.

Письмо, книга высоко почитались в Египте, библиотеки считались средоточием мудрости. У египтян был бог луны и мудрости – Тот, он же покровительствовал писцам; богиня Сешат – покровительница библиотек; бог познания Сиа. Профессия писца была очень почетной, недаром знатные вельможи и чиновники любили, чтобы их изображали в позе пишущего, со свитком в руках. Есть данные, косвенным образом свидетельствующие, что люди, выполняющие обязанности библиотекарей (хотя это и не были библиотекари-профессионалы в современном понимании), тоже были окружены почетом: на берегу Нила обнаружены гробницы двух библиотекарей – отца и сына, служивших при фараоне Рамзесе (около 1200 г. до н. э.). Это говорит о том, что в Древнем Египте должность библиотекаря подобно многим другим государственным должностям была наследственной.

Со второй половины XIV века до н.э. в Древнем Египте при храмах существовали библиотеки, обслуживающие жрецов. Эти библиотеки назывались «дом книги» (или «божий дом книги») и «дом жизни». Первое понятие, которое употреблялось вплоть до начала эпохи Птолемеев, относилось к храмовым библиотекам. Должность хранителя библиотеки («дома жизни») была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать только допущенные к обладанию «высшими знаниями».



Одной из наиболее известных храмовых библиотек была библиотека при храме Рамессеум, основанном около 1300 года до н.э. фараоном Рамзесом II (ок. 1290 – 1224 годы до н.э.). При входе в библиотеку Рамзеса была надпись – «Аптека для души». На двери и стенах библиотеки изображались боги, покровительствующие письму, познанию, библиотекам. В книгохранилище были религиозные произведения, пророчества, сказки, повести, медицинские трактаты, дидактические поучения, труды по математике.

В Египте для письма использовался папирус. Книги из него хранились в ящиках и трубкообразных сосудах. Многие папирусы дошли и до наших дней, но целостных библиотек не сохранилось, поскольку папирус – материал менее стойкий, чем глина. С появлением папируса писцов-библиотекарей становилось все больше. Таким образом, библиотеки Древнего Мира выполняли функцию сбора и хранения документов, а библиотекари того времени были и писцами, и сборщиками, и хранителями документов. Архивное начало выражено в том, что документы имелись только в единственном экземпляре. Эти документы переписывались, о чем свидетельствует имя переписчика; работа была длительной и дорогостоящей. Документы систематизировались, в библиотеках также существовали каталоги. Кроме того, библиотеки Древнего мира не выполняли и функцию обеспечения доступа к фондам библиотеки, ими мог пользоваться очень ограниченный круг «посвященных». В плане обслуживания библиотека Древнего Мира обеспечивала доступ к фондам очень ограниченного круга пользователей: на Древнем Востоке – самого правителя и его окружения, в Древнем Египте – жрецов и узкого круга посвященных.

В период античности в Древней Греции появляется слово «библиотека» от греческих слов biblion (книга) и theke (хранилище). Античную библиотеку можно рассматривать и как общедоступную (для читателей определенного круга), и как учреждение, служащее науке. Основание первой крупной библиотеки в Древней Греции относят к IV веку до н.э. и связывают с именем Аристотеля (384 – 323 годы до н.э.). Ему принадлежала уникальная библиотека, насчитывавшая около 40 тысяч свитков. В создании этой библиотеки принимал участие один из самых знаменитых его учеников – Александр Македонский.

Библиотеки античности становятся в известном смысле общедоступными, правда, только для определенных слоев общества. Они начинают также выполнять роль скрипториев – учреждений, не только изготавливавших копии документов, но и имевших обязательства предоставлять копии, гарантирующие подлинность текстов. В это же время появляются библиотеки, в значении, близком к современному.

Самым богатым и известным книжным собранием античности была Александрийская библиотека царей Птолемеев, основанная в начале III века до н.э. царем Египта Птолемеем I Сотером (323 – 283 годы до н.э.). Александрийская библиотека была самой богатой и наиболее полной библиотекой того времени. Главной задачей библиотеки был сбор всей греческой литературы и переводов произведений других народов на греческий язык, причем самой разной – от произведений греческих трагиков до поварских книг.

Представляете, какую нужно было иметь эрудицию (да и физическую выносливость!), чтобы обслуживать восьмое чудо света - Александрийскую библиотеку, состоявшую более чем из 700 000 свитков рукописных книг! А ведь работало там всего несколько человек. Им приходилось быть в буквальном смысле универсалами, поскольку в Александрийской библиотеке, помимо книгохранилища и читальных залов, находились также обсерватория, зоологический и медицинский музеи - их обслуживание тоже входило в обязанности библиотекарей.

Возглавляли Александрийскую библиотеку крупнейшие учёные: Эрастосфен, Зенодот, Аристарх Самосский и другие. В Александрийской библиотеке были разработаны правила классификации и инвентаризации фондов. Один из руководителей библиотеки Каллимах составил огромный библиографический словарь “Таблицы и описание учителей (или поэтов) по векам и от древности”. Хотя из 120 томов до нас дошли лишь небольшие фрагменты, частые упоминания “Таблиц...” в древнегреческих документах позволяют судить о содержании и значении проделанной работы. Описывая книги, Каллимах приводил начальные слова каждого произведения, а затем сообщал все известные ему сведения об авторе. При библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Составленный Каллимахом каталог библиотеки регулярно пополнялся. Александрийская библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира. Читатели приезжали работать со свитками и получать копии интересующих их работ из многих частей эллинского мира.

Для работы библиотекарей была характерна четкая специализация - они вели учет новых поступлений, работали с фондом, занимались обеспечением сохранности книг (в Александрийской библиотеке была создана уникальная система обеспечения сохранности библиотечного фонда; прежде всего, была обеспечена его защита от сырости). У библиотекарей имелись помощники, в обязанности которых входил учет новых рукописей, разбор и рассмотрение манускриптов, копирование текстов. Были люди, которые следили за порядком, за предохранением рукописей от моли и сырости.

В соответствии с системой классификации научная литература подразделялась на пять разделов: «История», «Риторика», «Философия», «Медицина», «Законодательство». Был также выделен особый раздел - «Разное». Внутри каждого раздела книги располагались по именам авторов, прилагалась краткая биография автора и список его трудов. Рядом с названием каждой работы указывались первые несколько слов текста, количество свитков и число строк в каждом свитке.

Работа в библиотеке была четко организована: служители вели четкий учет новых поступлений, работали с фондом, занимались обеспечением сохранности фонда, классификацией и инвентаризацией. Фонд делился на основной и дублетный; дублеты хранились в другом здании на другом конце столицы.