Болезни Военный билет Призыв

Доклад «Методика преподавания информатики. Презентация на тему "сравнительный анализ умк"

Анализ учебников по курсу ” Информатика и ИКТ”

, зав. лаб. ИРО РТ (ANNAR2002@ mail. ru)

Федеральный стандарт задает некоторый обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по информатике. Однако, несмотря на наличие стандарта, до сих пор не выработан универсальный учебник, в котором сочетались бы как темы стандарта, так и ключевые компетенции в области современных информационных технологий .

Форма представления базового содержания в Федеральном стандарте не задает жесткую логику и последовательность процесса обучения. С одной стороны, это не ограничивает учителя в выборе программных средств, позволяет применить "концентрический" подход к содержательной стороне обучения: вокруг начального ядра знаний с течением времени накапливаются витки более глубоких знаний. Однако, с другой стороны, это может поставить в затруднительную ситуацию учителя информатики, например, сельской школы.

Основными задачами являются:

    Доведение до сознания учащихся важности использования ПК и компьютерных технологий в современном обществе. Приобретение учащимися компьютерной грамотности, в которую входит умение работать на персональных ПК с многочисленными прикладными программами, знание основных возможностей вычислительной техники, а также умение работать с информацией: собирать, систематизировать и обрабатывать ее с помощью ПК. Использование концентрического принципа обучения. Мотивирование учащихся на внеурочное использование компьютера при решении информационных задач, активизация стремления учащихся к самообразованию в области информационных технологий. Использование межпредметных связей в курсе «Информатика».

УМК “Информатика и ИКТ. Базовый курс 8 – 9 классы”- базовый курс информатики, полноценно решает основные задачи общего образования. В основе выступает понятие информации. Понятие информации является центральным понятием курса по определению предмета информатики. Курс строится так, что реализация данного принципа была отчетливо видна во всех компонентах его обеспечения. Любая тема выстраивается таким образом, что ясно видно, какое отношение она имеет к понятию информации; к представлению информации; к хранению, обработке или передаче информации.
Система научно-методических принципов построения базового курса информатики по УМК включает в себя как общие положения дидактики, так и положения, учитывающие специфику содержания информатики и условия ее преподавания. К числу принципов, положенных в основу построения курса, относятся: принцип научности, деятельностный подход, принцип единства содержания и методов обучения, принцип историзма , принцип системного подхода, принцип инвариантности к аппаратным и программным средствам, принцип ориентации на многоуровневое изучение, принцип сбалансированности по основным содержательным линиям, принцип наследования, принцип развития навыков самообучения, методический под-ход «виртуального исполнителя» (при изучении информационных технологий).
Нормативное описание содержания базового курса информатики построено по принципу трехуровневой иерархии. Первый уровень структуры составляет перечень содержательных линий курса. Перечень содержательных линий является инвариантным; названия содержательных линий отражены наиболее общие понятия информатики, которые затрагиваются при изучении курса по любому варианту программы. Содержательные линии являются сквозными по отношению к учебному курсу, т. е. не сводится к отдельным темам. Содержательные линии допускают разный уровень наполнения, перспективны в плане отражения развития предметной области во всех основных направлениях.
Каждая содержательная линия подразделяется на тематические линии - второй уровень структуры. Тематическая линия носит сквозной характер для всего курса, но и является локальной, т. е. излагается в отдельном разделе учебника.
Третий уровень детализации содержания курса - это перечень отдельных тем, вопросов, понятий, изучаемых в рамках каждой тематической линии. Это локальные учебные темы, излагаемые в отдельном разделе учебника, изучаемые на одном или нескольких последовательных уроках.
Нормативное описание итоговой системы знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики дифференцировано по двум уровням усвоения учебного материала: минимальному и углубленному.

Состав учебно-методического комплекса базового курса информатики включает в себя учебник, задачник - практикум, методическое пособие для учителя, учебную программу и приложения. Теоретическое содержание курса в инвариантной форме излагается в учебнике. Содержание учебника ориентировано на два уровня изучения за счет двухчастной структуры: основная часть и дополнение к основной части. Материал для практической работы выносится в задачник-практикум. За счет широкого спектра тем и дифференциации заданий по уровням сложности, задачник-практикум позволяет реализовать многоуровневое изучение курса. Учебная программа ориентирована на процесс обучения как минимум на два варианта учебного плана (в работе построены программы, рассчитанные на 68 и 136 часов). Основная ориентация содержания пособия для учителя - реализация системной методики обучения, раскрытие методических подходов к изложению фундаментального содержания курса, методическая помощь в организации практической работы учащихся, дидактические материалы для реализации модульно-рейтинговой технологии обучения базовому курсу. Одной из реализованных форм приложения является структурированный конспект, отражающий содержание базового курса в форме схем и таблиц.
Использование выделенных дидактических и методических принципов построения базового курса информатики позволило разработать курс, в котором основные содержательные линии представлены в достаточно сбалансированном соотношении.

УМК “Информатика и информационные технологии”

(10-11 кл.)

В данном УМК выделяются несколько направлений:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ. Это направление раскрывает учащимся роль информатики и вычислительной техники в формировании современной научной картины мира, значение информационных технологий в развитии современного общества.

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ. Оно связано с развитием теоретического, логического и творческого мышления школьников, что, несомненно, является основой интеллектуальной деятельности современного человека, а также формирования операционного стиля мышления, направленного на достижение выбора оптимального решения задачи. Учащиеся приобретают представления об информационной технологии решения задач с использованием фиксированного набора команд.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ. Здесь формируется представление о компьютере как универсальной информационной машине. Практические навыки предполагают умения работы с конкретными ПК и готовыми программными средствами: текстовыми и графическими редакторами, информационно-поисковыми системами , электронными таблицами и др. Осуществляется подготовка школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Предпрофессиональное образование продолжает образование в области информатики и подразумевает систематическое использование методов и средств информационной технологии при изучении большинства школьных учебных предметов, а также более глубокое изучение электронных таблиц, систем управления базами данных , языков программирования, современных телекоммуникаций, новых информационных технологий и возможностей компьютерной техники . Углубленное изучение в рамках предлагаемой программы также ориентировано на предпрофессиональную подготовку специалистов в области информатизации, но на более высоком уровне.

УМК Угриновича подразумевает тесные межпредметные связи с такими предметами как физика, алгебра, геометрия.

В процессе информатизации предполагается в экспериментальном преподавании курса использовать учебный комплект, который содержит учебники со 2-го по 11-й классы, практикумы по информационным технологиям, моделированию, компьютерной графике и т. д., сборники задач по программированию, методические пособия для преподавателя, а также электронные версии в поддержку курса. Такая программа сквозного курса информатики соответствует требованиям к общеобразовательному уровню подготовки выпускников и одновременно создает все предпосылки к расширению задач обучения информатике в общеобразовательной школе и организации при определенных условиях углубленного изучения.

На сегодняшний день существует огромное многообразие учебно-методической литературы, необходимой учителю для работы, в том числе и УМК по информатике. Каждая школа и каждый учитель в праве выбирать ту линию, которая кажется ему наиболее подходящей. В данной квалификационной работе необходимо рассмотреть и охарактеризовать наиболее популярные УМК с точки зрения их соответствия требованиям к результатам обучения.

Достаточно быстрая трансформация содержания информатики в младших классах, связанная с перестановкой акцентов с программирования на алгоритмизацию, с использованием потенциала алгоритмизации для развития мышления учащихся; приобретение целями обучения информатике в начальной школе общекультурного характера, связываемого с развитием личности и мышления ребенка; потребность кардинального пересмотра стихийно сложившихся содержания и методики преподавания информатики в младших классах. Рассмотрим учебники для среднего и старшего звена. Одним из самых популярных является УМК Н.Д. Угриновича. Угринович Н. Д. У27 Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 6 класса / Н. Д. Угринович. -- 3-е изд., испр. -- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -- 387 с. : ил.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов Н.Д. Угриновича Угринович Н. Д.Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович.-- 4-е изд. -- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-- 178 с: ил.полностью соответствует Государственному стандарту основного общего образования, действующему в настоящем времени. Коллектив авторов уже адаптировал свой УМК к новым требованиям. Также учебники основываются на Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Большое внимание в курсе 8 класса авторы уделили разделу «Коммуникационные технологии», где рассматриваются вопросы пользования сетью Интернет. Это связано с тем, что обучающиеся должны своевременно освоить правила поиска нужной информации, правила работы с Интернет-ресурсами. В данном случае информатика выступает как интегрирующее звено с другими науками, так как позволяет осуществлять поиск информации, необходимой для решения задач других учебных дисциплин.

В 9 классе упор сделан на разделе «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В курсе 9 класса обучающиеся получают навыки работы с алгоритмами, их кодирования в одном из языках программирования (Pascal, Visual Basic,или С++).

В учебно-методический комплект входит также практикум, Практикум по информатике и ИКТ” для школ / Windows что существенно облегчает работу учителя.

Преимущества этих учебников заключаются в достаточной простоте изложения материала, в доступности и разумной краткости. Также УМК предполагает использование дидактических пособий для учителя, компакт-дисков. Программа Н.Д. Угриновича является мультисистемной, так как практические задания могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в системе Linux. УМК предполагает активное использование в процессе обучения технологии проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Учебно-методическая линия Н.Д. Угриновича рассчитана на углубление знаний в старшей школе. В связи с этим программа 10 класса предполагает расширение полученных в 8 классе знаний, умений и навыков, относящихся к разделу «Коммуникационные технологии». В 11 классе акцентируется внимание на теме «Защита информации», что является очень актуальным на сегодняшний день, так как организации и коммерческие корпорации несут большие финансовые потери, связанные с утечкой и повреждением информации. Важное место в курсе старшей школы занимает раздел «Моделирование и формализация». В нем изучаются интерактивные модели объектов, явлений и процессов из различных школьных дисциплин: математики, физики, химии, биологии и пр. Цель данного раздела - информатизация образовательного процесса. Изучение его позволяет придать информатике метапредметный характер, сделать ее аппаратом других школьных предметов и т.д. УМК содержит готовые предметные модели на CD-носителях.

Учебники Н.Д. Угриновича 10 и 11 классов Угринович Н. Д. У27 Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. -- 3-е изд., испр. -- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -- 387 с. : ил. содержат большое количество практических работ (26 в 10 классе и 24 в 11), что способствует развитию информационно-прикладных навыков обучающихся. Теоретическая часть имеет подкрепление в виде словаря компьютерных терминов.

Несмотря на грамотное содержание выше представленного курса, базового уровня изучения недостаточно, если обучающиеся старшей школы решат сдавать ЕГЭ по информатике и поступать в ВУЗы на соответствующие специальности. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо учиться по профильному курсу. К такому заключению сегодня приходит большинство педагогов, ученики которых сдают экзамен по информатике.

Что касается линии Н.Д. Угриновича, то в ней имеется и УМК для профильных классов Угринович Н. Д. У27 Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. -- 3-е изд., испр. -- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -- 387 с. : . Профильный уровень предполагает более углубленное изучение всех тем практически всех разделов. Предполагается увеличение времени, отводимого для решения теоретических и практических задач, особенно по разделу «Алгоритмизация», так как самые сложные задания (части С) включают именно такие задачи.

Наряду с авторской линией Н.Д. Угриновича существует не менее популярная линия И.Г. СемакинаСемакин И.Г,УМК по информатике для 8 - 11 классов и ЦОР по информатике для 8 - 9 классов в Единой национальной коллекции Особое внимание курса заостряется на получении знаний об информации, информационных процессах, технологиях и моделях, а также на овладении умениями работать с различными формами представления информации, организовывать информационную деятельность в образовании и т.д. Важное место отводится воспитательным и развивающим задачам.

теоретическая информатика,

прикладная информатика,

социальная информатика.

Преимущество данной линии состоит в том, что учебники одновременно соответствуют и базовому, так и профильному уровню: кроме основной части, обязательной для изучения, имеется и материал для углубленного изучения, необходимый тем, кто будет сдавать ЕГЭ по информатике.

Упор в учебниках делается не на последовательность манипуляций в программах, а на понимание логических принципов, заложенных в ИКТ. Выдержан дифференцированный поход, задачи имеют разный уровень сложности, что помогает учителю работать с каждым учеником индивидуально в зависимости от их потребностей и способностей.

В комплект входит пособие для учителя Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю.). Издательство бином. Лаборатория знаний, 2011 6

в котором имеются дидактические материалы, с помощью которых можно применять элементы модульно-рейтинговой технологии. Такой подход помогает разнообразить формы и методы преподавания, то есть делает методику богаче и продуктивнее.

Программа базового уровня старшей школы направлена на углубление содержания основного звена, то есть:

1. Линии информации и информационных процессов: определение, измерение, универсальность представления информации, процессы ее обработки и хранения, передача и управление информацией;

2. Линии моделирования и формализации: моделирование как научный метод, информационные модели и их типы, исследование компьютерных моделей;

3. Линии информационных технологий: работы с текстовой и графической информацией, поиска и сортировки данных, обработки числовой информации, мультимедийные и другие технологии;

4. Линии компьютерных коммуникаций: работы с ресурсами Интернет, организация сети и пр.;

5. Линии социальной информатики: информационные ресурсы общества, культура информации, информационная безопасность.

Практикум Информатика и ИКТ. Базовый уровеньПрактикум для 10-11 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. , входящий в УМК представлен тремя разделами:

1. «Основы технологий». Задания в нем адаптированы для Microsoft Windows, это немного утруждает работу, так как во многих школах на компьютерах установлена ОС Linux,но

2. Практические работы для 10 класса. Всего содержит 12 заданий, причем прикладной характер носят только две работы - «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS».

3. Практические работы для 11 класса. Задания предназначены для работы с сетью Интернет с помощью браузера Internet Explorer.

В школах России активно используется учителями УМК Н.В. Макаровой Учебно-методический комплект по информатике и ИКТ Н.В. Макаровойкак в основной, так и в старшей школе.

Учебник для 8-9 классов Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика состоит из трех разделов:

1. «Информационная картина мира»: у обучающихся формируются представления об информации, информационных процессах и моделях, приводится классификация моделей, изучаются этапы моделирования;

2. «Программное обеспечение информационных технологий»: рассматриваются основы алгоритмизации, дается определение программа и программному обеспечению;

3. «Техническое обеспечение информационных технологий»: происходит знакомство с комплектацией компьютера, с историей компьютерной промышленности и ее перспективами. Изучаются математические основы компьютерного устройства.

Практикум для 8-9 классов Информатика и ИКТ. Базовый уровеньПрактикум для 8-9 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. несет в себе цель заложить у обучающихся основы работы на компьютере, помогает сформировать представление о программных средах ОС Windows позволяет научиться работать в стандартных приложениях данной ОС и пакете Microsoft Office. Также рассматриваются основы алгоритмизации. Практикум построен по модульному принципу, то есть его разделы могут изучаться независимо друг от друга.

Программа для 10-11 классов дифференцирована на базовый и углубленный уровни.

В УМК для старшей школы используется модульный подход, то есть учитель может самостоятельно формировать маршрутную карту урока для каждого обучающегося в соответствии с его уровнем подготовленности и способностей, его интересами и, что немаловажно с тем, будет или не будет он сдавать ЕГЭ по информатике.

В состав УМК входит пособие для подготовки к ЕГЭ применительно к базовому уровню,тоесть все задания пособия позволяют проверить знания и умения выпускника школы по информатике в объеме обязательного минимума содержания основной образовательной программы базового уровня. Форма представления заданий и ответов полностью соответствует требованиям ЕГЭ. В этом пособии содержатся тестовые задания, позволяющие оценить знания и умения выпускников. Задания по своей форме полностью соответствуют КИМам экзамена. Они сгруппированы по разделам, что является полностью методически обоснованным подходом. Предполагается, что обучающиеся самостоятельно будут организовывать свою подготовку.

Кроме программ, предназначенных для изучения информатики в 8-9 и 10-11 классах, что закреплено Федеральным базисным учебным планом Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, 2013, существуют так называемые пропедевтические программы для 5-7 классов и начальной школы.Это представляет собой формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.. Эти программы имеют УМК.

Выбор УМК зависит от того, в каком классе начальной школы начинается изучение информатики. Например, авторская программа Н.В. Матвеевой рассчитана на 2-4 классы. Важнейшая цель начального образования -- создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

развивать познавательные, творческие и интеллектуальные способности учащихся; научить переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; дать представление об алгоритмах и их исполнителях.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).

Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Программа рассчитана на 1 час в неделю в 2,3 классе (34 часа в год). Автор устанавливает следующие требования для учителя информатики в младшей школе. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.

1. учитель должен прекрасно владеть методикой обучения дисциплины в средней и старшей школе,

2. учитель должен хорошо владеть методикой преподавания в начальной школе,

3. учитель должен пройти курсовую подготовку по теме «Преподавание информатики в начальной школе».

Задачи курса обучения информатике в начальной школе

1. формирование у школьников понятийного аппарата, необходимого для понимания и оценки информационной среды на доступном ученику начальных классов уровне;

2. формирование и развитие целостной системно-информационной картины мира;

3. формирование и развитие начальных навыков работы на компьютере.

1. линия информационных процессов;

2. линия информационного моделирования;

3. линия информационных основ управления.

1. позволяет реализовывать принцип единства и целостности при дальнейшем изучении информатики,

2. является сквозным и непрерывным,

В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь и сборник контрольных работ. Учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г. Рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е. Н. Челак, Н.А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Контрольные работы (ФГОС) «Информатика» 2 класс, Н.В.Матвеева. Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. М.: Бином, Лаборатория знаний,2012г. Все эти составляющие позволяют чередовать деятельность обучающихся на уроке, а также обеспечивают учителю возможность сократить время на проектировку заданий для проверки знаний. Имеются также сборник дидактических материалов и пособие для учителя Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 - 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. что существенно облегчает и упорядочивает работу по подготовке к урокам.

Пропедевтический курс для 5-7 классов, по мнению ведущих отечественных специалистов (Л.Л. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина и др. Кузнецов Л.Л., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Необходимость введения пропедевтического курса информатики в 5 класса. Материалы научно-практической конференции «Проблемы методики преподавания дисциплин естественно-математического цикла», 2009, стр. 97-100), является необходимым ввиду актуальности непрерывного образования. Становление информационной культуры и грамотности не может пройти за 4 года, как это предполагает Федеральный компонент учебного плана. Требуется введение дисциплины «Информатика» в младшие классы средней школы. Сегодня сформировано обоснованное содержание курса информатики, представленное в учебно-методических комплексах Л.Л. Босовой и др. Ввиду существования программы для начальной школы, курс 5-7 классов будет гармонично вписываться в концепцию непрерывного образования: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2003-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2006-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007-2008.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие -- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2008.

Программа курса предполагает теоретическую и практическую подготовку обучающихся к изучению базового курса средней школы с сохранением преемственности с УМК Н.Д. Угриновича, И.Г. Семакина и др. Материал не предполагает повторов содержания базового курса, а акцентирует внимание на те аспекты, которые не находят отражения в программах 8-9 классов.

В состав УМК для обучающихся каждого класса входят учебник, рабочая тетрадь.Имеются пособия для учителя Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.Программа рекомендуется для изучения в течение 102 часа на 3 года, то есть по 1 часу в неделю.

Задания для компьютерного практикума разделяются по уровням сложности, что прекрасно ориентирует учащихся на структуру ЕГЭ уже на этом этапе. Первый уровень - обязательный для выполнения, задания небольшие и содержат минимальное количество технологических приемов работы. Здесь имеется подробная технологическая карта. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге.

В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника.

Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома.

Кроме основных УМК, по которым обучающиеся изучают информатику, существуют многочисленные УМК для подготовки к ЕГЭ Учебно-методическое пособие(Лысенко Ф.Ф., Евич Л. Н. Учебно-методическое пособие) содержит необходимый материал и рекомендации для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: 20 новых авторских учебно-тренировочных тестов, составленных по последнему плану ЕГЭ и с учетом опыта прошедшего экзамена; подробные решения заданий части С; краткий теоретический справочник.Пособие предназначено для выпускников общеобразовательных учреждений, а также для учителей, которые могут использовать его в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ. Книга является частью учебно-методического комплекса «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ».. Данные УМК можно использовать как пособия на уроках, а также в качестве дополнительной литературы для самостоятельного изучения учащимися, решившими сдавать ЕГЭ. Приведем анализ самых популярных из них.

По мнению большинства учителей, необходимо использовать для подготовки только те пособия, которые выпущены или рекомендованы ФИПИ. Результаты собственных исследований методом социологического опроса среди учителей информатикиЭто объясняется тем, что именно Федеральный институт педагогических измерений составляет КИМы для экзамена, продумывает и корректирует его структуру и содержание. Следовательно, методические разработки, одобренные ФИПИ, будут и содержательно, и дидактически соответствовать.

Например в пособии «ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач», автор С.С. Крылов, рассматриваются основные типы заданий с развернутым ответом из части С. Доступно разъясняются особенности оценивания, приводятся ответы выпускников и комментарии основных ошибок. Все ошибки проговариваются и исправляются, причем обучающиеся имеют возможность уловить логику исправления, даже если они занимаются самостоятельно без помощи учителя. После этого предлагаются подобные задания, использовавшиеся на экзаменах с 2005- го г. В конце приводятся критерии оценивания ответов. Такой подход будет удобен для тех, кто в школе проходит хорошую подготовку под руководством учителя, а дома занимается самостоятельно. Также учитель может заимствовать задания для этапа закрепления материала на уроке, для составления проверочных, практических и контрольных работ.

Удобно это пособие для тех, кто претендует на более высокий балл на ЕГЭ. Поскольку в нем представлены только задания уровня С, то выпускнику не придется отвлекаться на более легкие задания и тратить на них время, если его уровень подготовки достаточно высок. Но в целом его нельзя использовать как единственный самостоятельный материал, так как оно не содержит заданий частей А и В.

Другим пособием, рекомендованным ФИПИ, является «Информатика. Типовые тестовые задания» П.А. Якушина. . ЕГЭ 2010. Информатика. Типовые тестовые задания / П.А. Якушин, В.Р. Лещинер, Д.П. Кириенко - популярный! Пособие содержит 10 вариантов комплектов заданий, выдержанных в структуре КИМ на тот год, в котором будет сдаваться экзамен. Цель этого издания - предоставить обучающимся и учителям информацию о структуре и содержании КИМов по информатике, о темах и видах деятельности, которые проверяются у сдающего экзамен. В конце пособия приведены ответы на все задания, приводится полное решение одного из вариантов, детальный разбор решения заданий части С. Очень удобным является то, что в сборнике напечатаны образцы бланков ответов, с которыми выпускники могут ознакомиться и потренироваться заполнять, чтобы на экзамене сократить на это время.

Пособие Типовых тестовых заданий П.А. Якушина, В.Р. Лещинера, Д.П. Кириенко - популярно, предназначено в первую очередь учителям. Во второй главе данной работы будет объяснено, почему нельзя готовиться к ЕГЭ только путем решения типовых заданий. Для обучающихся, только что начавших подготовку, нельзя использовать данное пособие в качестве основного. Более всего оно будет полезно тем, кто уже имеет высокий уровень подготовленности к экзамену в качестве контроля собственных знаний. Его можно использовать как задачник. Поскольку задания не структурированы по блокам тем, пособие лучше использовать в качестве тренажера непосредственно в период завершения подготовки перед экзаменом.

Наряду с изданиями ФИПИ(Крылов С.С.,Ушаков Д.М.223с.)существует огромное множество других пособий и комплектов для подготовки к ЕГЭ.ГИА-2013. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. -- М.: Издательство «Национальное образование», 2012. -- (ГИА-2013. ФИПИ-школе), ЕГЭ-2013: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин А.П., Ушаков Д.М.- М.: Астрель, 2012.Однако учитель должен продумывать рекомендованную для выпускников литературу, а не предлагать им весь огромный перечень существующих разработок. Это приведет к тому, что самостоятельная подготовка будет нести ненаправленный характер, учащийся просто «закопается» в информации и заданиях. Будет лучше, если эти задания постепенно будут прорешиваться по ходу тематической подготовки.

Анализ УМК разных авторов показал, что все они соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования. Однако для подготовки к ЕГЭ и успешной его сдачи необходимо обучаться на профильном уровне. Профильный уровень предполагает увеличение доли практической и прикладной информатики в содержании курса, усиливает акцент на темах «Программирование» и «Моделирование».

Пропедевтические курсы для начальной школы и 5-7 классов вписываются в концепцию непрерывного образования и способствуют своевременной, ступенчатой и грамотной подготовке обучающихся к ЕГЭ, вовремя ориентируют тех, кто хочет и может связать свою будущую профессию с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями.

Многообразие методологических подходов к преподаванию учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» позволяют учителю выбрать тот, который будет максимально соответствовать социальному заказу на информационное образование со стороны детей и их родителей. Задача учителя - грамотно оценить потребности и возможности своих учеников.

адаптация иностранный язык...

Возможности адаптации зарубежных учебных пособий по английскому языку для обучения в российской школе

При обучении иностранным языкам на современном этапе широко используются зарубежные методики и учебники зарубежных авторов и издательств...

Возможности адаптации зарубежных учебных пособий по английскому языку для обучения в российской школе

Издательство «Макмиллан» было основано в 1843 г. и с этого времени выпускает художественную, научную и учебную литературу для изучающих английский язык. Сегодня издательство Macmillan имеет 70 представительств по всему миру, в том числе и в России...

Проведем сравнительный анализ как теоретического материала, так и задачного...

Использование обратной кинематики в программе Adobe Flash CS4

Основным литературным источником информации по программе Adobe Flash CS4 является официальное справочное руководство от создателей программы. Основные минусы этого источника заключаются в том...

Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе

Методика изучения темы "Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв."

Анализ временного государственного стандарта Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. //История, 1996, № 42. выявил, что он уделяет небольшое внимание вопросам развития и истории Ингушетии...

Методика преподавания темы "Системы счисления" слабослышащим учащимся 10 классов

В связи с проявлением учебных учреждений различного типа, наличием различных учебных программ и школьных учебников, методических пособий и программного обеспечения, у учителя возникает потребность в их оценке, т.е...

Методические особенности подготовки к ЕГЭ по информатике

На сегодняшний день существует огромное многообразие учебно-методической литературы, необходимой учителю для работы, в том числе и УМК по информатике. Каждая школа и каждый учитель в праве выбирать ту линию...

Согласно требованиям государственного стандарта по математике содержание материала, обязательного изучаемого по данной теме в курсе основной школы...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Для анализа учебных пособий учащихся, необходим было изучить учебники Г.Л. Муравьевой, М.А. Урбан "Математика 2" в 2 частях. Так же была проведена беседа с учителем данного класса. Изучая учебник, было выделено: · Учебники красочные, яркие...

Профильное обучение информатике в X-XI классах проводится по следующим учебникам: 1) Гейн А.Г. Информатика. 10-11 кл. - М: Просвещение, 2000; 2) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. 10 класс, 11 класс. Систематический курс. - М.: Лаборатория Базовых Знаний...

Разработка наглядного пособия по дисциплине "Технология парикмахерских работ"

Под опытно - поисковой работай, подразумевается метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение эффективности, с постоянной проверкой результатов. По существу, это специально поставленный опыт...

В системе образования Казахстана в последнее время происходит значительные преобразования. Информатизация нашего образования происходит в виде новых компьютерных кабинетов в школах, доступности всемирной сети Интернет...

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным...

Анализ УМК по информатике для младших школьников.

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:

    развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

    воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

    освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

    сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

    освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

    овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

    воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

    приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

    требуют обязательного наличия компьютеров,

    предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,

    уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.

Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

    не требуют обязательного наличия компьютеров,

    проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента,

    проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонент и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителями.

Информатика начальной школы накопила за последние годы большой опыт педагогических экспериментов. Этот опыт необычайно пестр. Причина проста: с одной стороны, осознана актуальность раннего информационного образования, с другой – информатизация начальной школы до сих пор остается на уровне школьного компонента. С одной стороны, проектировщики образовательных программ и базовых курсов выражают озабоченность недостаточными информационными познаниями учителей начальной школы, с другой – министерство образования предпринимает лишь очень незначительные усилия в разработке этой предметной области.

Высокая мотивация детей к обучению, хорошее техническое оснащение школы, включая подключение компьютерного класса по выделенному каналу к Интернет, выдвигают определенные требования к учителю информатики: обучение информационно-коммуникационным технологиям уже в начальной школе должно не только помочь приобрести соответствующие навыки, но и показать возможность объединения многих изучаемых предметов, а также дать возможность ребенку максимально реализовать свои творческие возможности.

Ситуация с информатикой в начальной школе – и содержательная, и организационная – носит весьма запутанный характер. Курсов много, материалов много, но уверенности в том, что они содержат всю полноту информации зачастую нет даже у специалистов.

Учитель информатики, работающий в начальной школе, сталкивается с рядом трудностей как методического так и психолого–педагогического характера. Проблема заключается в том чему и как учить.

Только в начальной школе один учитель ведёт уроки по всем основным предметам. Эта уникальная особенность начальной школы позволяет быть эффективными одночасовым предметам, на которых формируются общеучебные умения и навыки (в частности, умения и навыки анализа информации и представления её в разных формах). Сам факт ведения таких уроков учителем начальной школы можно рассматривать как инструмент переноса этих умений и навыков на базовые предметы.

Существование одночасовых надпредметных курсов стало особенно актуальным после появления в стандартах начального образования раздела «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» и после объявления формирования этих умений и навыков приоритетом обучения в начальной школе. Приведённый в стандарте перечень этих умений и навыков на две трети состоит из умений и навыков работы с информацией.

Кроме того, стандартами по предмету «Технологии» для 3 и 4 классов предписано изучение информационных технологий (при наличии материально-технических возможностей).

С учетом таких трудностей комплект пособий по информатике для начальной школы, кроме стандартного набора книг и рабочих тетрадей для школьника должен содержать пособия для учителя с конкретными поурочными планами, которое показывает учителю актуальность раннего обучения информатике, рассказывает о структуре пропедевтического курса и формулирует главные задачи такого курса, рассказывает о тех методических принципах, которые определяются спецификой информатики как стержнеобразующей дисциплины школьного образования. Также учебно-методический комплекс должен содержать компьютерные программы для детей начальных классов. В пособии должны быть отражены разделы, относящиеся к разным аспектам курса информатики для начальной школы, таким, как структура инструментария (система программных исполнителей и открытые программные системы), активные межпредметные связи, органически опирающиеся на специфику начальной школы, равновесная пропедевтика как алгоритмических, так и технологических направлений дисциплины и т.п. С учетом контингента школьников предлагаются формы занятий: разнообразные игры, инсценировки, турниры, кульминационно завершающиеся компьютеризованными фрагментами уроков.

На сегодняшний день разработаны следующие учебно-методические комплекты:

5. «Информатика» 2-4 класс авторы Матвеева Н. В.,Челак Е.,Конопатова Н. К.

УМК Матвеева Н.В.: Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого - сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.

УМК Горячев А. В.: Учебник предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)».

Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.

УМК Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова: Учебник "Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)" завершает курс по информатике для учащихся начальной школы. Он может применяться как с использованием компьютеров, так и без них. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.

Учебник разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.

Во второй части учебника школьники знакомятся с видами информации и информационными технологиями - получают представления об обработке информации разных видов и первые навыки работы в графическом редакторе Microsoft Paint, в текстовом процессоре Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор. Ученики знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. Подбор материала способствует развитию учебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.

УМК Семенов А.Л., Рудченко Т.А.:

Цель курса, представленного данным комплектом учебных материалов - выработка информационной культуры. Реализация этой цели в данном учебном комплекте соответсвует не только интеллектуальному уровню детей, но и специфике их эмоциональных и познавательных потребностей и ценностей.

Данный курс реализован как увлекательная игра, где учитель и ученик играют вместе по общим правилам. Курс моделирует задачи реальной жизни: учит ставить проблему, искать средства и пути ее решения, использовать подручные и справочные материалы, организовывать индивидуальную и групповую работу, сопоставлять результат с поставленной задачей.

Курс не требует заучивания теории и обязательных домашних заданий - все содержание курса дети усваивают на графических и телесных примерах, в ходе решения задач. Курс не требует обязательного наличия компьютеров в школе, но хорошо интегрируется с занятиями по информационным технологиям.

В МАОУ СОШ № 167 с 2005 года проводится опытно-экспериментальная работа по раннему обучению информатике. Поэтому при выборе УМК и составлении программы изучения информатики и ИТК с 1 по 11 класс определяющими были две замечательные идеи - идея сквозного непрерывного информационного образования и идея раннего обучения информатике, которые наконец-то нашли свое воплощение и из разряда декларируемых постепенно начинает переходить в разряд практических. К учебно-методическому комплекту предъявлялся ряд требований:

1. Изучение информатики должно начинаться с первого класса;

2. Для каждого года обучения должен быть стандартный набор книг и тетрадей для ученика;

3. Методическое пособие для учителя;

4. Пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере;

5. Программа должна обеспечивать непрерывность информационного образования школьников и логически продолжаться курсом информатики средней и старшей ступеней.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворял УМК «Информатика» 1-4 класс авторского коллектива С. Н. Тур, Т. П. Бокучавы.

Структура УМК следующая:

    Для первого года изучения информатики предлагается учебник-тетрадь «Информатика» для ученика, методическое пособие по информатике для учителя; пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере.

    Для 2-4 класса предлагается учебник-тетрадь «Информатика» на каждый год для ученика, методическое пособие по информатике для учителя; пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере.

Учебник-тетрадь позволяют ребенку не только решать задачи, отвечать на вопросы, узнавать интересную и полезную информацию, но и дает возможность развивать у ребенка творческие навыки. Методическое пособие содержит программу курса информатики 1 класса, 2-4 классов начальной школы, тематическое и поурочное планирование, методические разработки для проведения уроков, решения задач и упражнений, дополнительные задания для осуществления индивидуально-личностного развития ребенка, задания для диагностики внимания и памяти, самостоятельные и контрольные работы, рекомендации по использованию компьютерной поддержки уроков и по осуществлению контроля и оценки результатов обучения информатике в начальной школе. Важным моментом является наличие пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере. Работа с компьютером предусмотрена на каждом уроке. Данный учебно-методический комплект позволяет с первых дней в школе привить ребенку навыки работы с компьютером, навыки поведения в кабинете информатике, выработать восприятие информатики как науки, сформировать у ребенка понимание важности предмета.

Эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса: учителя начальных классов, учителя информатики, учеников определяют важную составляющую процесса формирования информационной культуры школьников. Взаимодействие учителей позволило определить темы, которые возможно использовать при интеграции, как практической, так и теоретической составляющих обучения информатике.

При использовании любого учебно-методического комплекта необходимо помнить, что если изучение информатики и ИКТ начинается в 3 классе, то материал для 2 класса необходимо изучать вместе с материалом 3 класса. При этом учитель разрабатывает рабочую программу и календарно-тематическое планирование на основе авторской, в которой объединяет материал 2 класса и 3 класса на один год обучения. Затем разработанная рабочая программа и календарно-тематическое планирование обязательно утверждаются в муниципальной методической службе.

К учебникам нового поколения относят пособия, которые наряду с изданной «твердой копией» книги имеют свою электронную версию, используемую при работе у компьютерного монитора. Проникновение информационных технологий в создание и распространение учебника - его выпуск вместе с непосредственно связанным с ним электронным компакт-диском. В выбранном нами УМК компакт-диск, сопровождающий учебник, является носителем программ и упражнений, которые необходимы в освоении материала учебника, изданного в «твердой» копии.

В 2011 году во время проведения Марафона предметов в Москве в День информатики С. Н. Тур проводила семинар на тему «Обучение информатики в начальной школе». Автор сообщила о том, что УМК «Информатика 2-4 класс» претерпел ряд изменений в соответствии со Стандартом обучения информатики и получил гриф «Допущено Министерством Образования и науки РФ».

Методические особенности подготовки к ЕГЭ по информатике

1.3 Анализ учебно-методических комплексов по информатике и УМК для подготовки к ЕГЭ

На сегодняшний день существует огромное многообразие учебно-методической литературы, необходимой учителю для работы, в том числе и УМК по информатике. Каждая школа и каждый учитель в праве выбирать ту линию, которая кажется ему наиболее подходящей. В данной квалификационной работе необходимо рассмотреть и охарактеризовать наиболее популярные УМК с точки зрения их соответствия требованиям к результатам обучения.

Достаточно быстрая трансформация содержания информатики в младших классах, связанная с перестановкой акцентов с программирования на алгоритмизацию, с использованием потенциала алгоритмизации для развития мышления учащихся; приобретение целями обучения информатике в начальной школе общекультурного характера, связываемого с развитием личности и мышления ребенка; потребность кардинального пересмотра стихийно сложившихся содержания и методики преподавания информатики в младших классах. Рассмотрим учебники для среднего и старшего звена. Одним из самых популярных является УМК Н.Д. Угриновича. Угринович Н. Д. У27 Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 6 класса / Н. Д. Угринович. -- 3-е изд., испр. -- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -- 387 с. : ил.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов Н.Д. Угриновича Угринович Н. Д.Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович.-- 4-е изд. -- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-- 178 с: ил.полностью соответствует Государственному стандарту основного общего образования, действующему в настоящем времени. Коллектив авторов уже адаптировал свой УМК к новым требованиям. Также учебники основываются на Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Большое внимание в курсе 8 класса авторы уделили разделу «Коммуникационные технологии», где рассматриваются вопросы пользования сетью Интернет. Это связано с тем, что обучающиеся должны своевременно освоить правила поиска нужной информации, правила работы с Интернет-ресурсами. В данном случае информатика выступает как интегрирующее звено с другими науками, так как позволяет осуществлять поиск информации, необходимой для решения задач других учебных дисциплин.

В 9 классе упор сделан на разделе «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В курсе 9 класса обучающиеся получают навыки работы с алгоритмами, их кодирования в одном из языках программирования (Pascal, Visual Basic,или С++).

В учебно-методический комплект входит также практикум, Практикум по информатике и ИКТ” для школ / Windows что существенно облегчает работу учителя.

Преимущества этих учебников заключаются в достаточной простоте изложения материала, в доступности и разумной краткости. Также УМК предполагает использование дидактических пособий для учителя, компакт-дисков. Программа Н.Д. Угриновича является мультисистемной, так как практические задания могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в системе Linux. УМК предполагает активное использование в процессе обучения технологии проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Учебно-методическая линия Н.Д. Угриновича рассчитана на углубление знаний в старшей школе. В связи с этим программа 10 класса предполагает расширение полученных в 8 классе знаний, умений и навыков, относящихся к разделу «Коммуникационные технологии». В 11 классе акцентируется внимание на теме «Защита информации», что является очень актуальным на сегодняшний день, так как организации и коммерческие корпорации несут большие финансовые потери, связанные с утечкой и повреждением информации. Важное место в курсе старшей школы занимает раздел «Моделирование и формализация». В нем изучаются интерактивные модели объектов, явлений и процессов из различных школьных дисциплин: математики, физики, химии, биологии и пр. Цель данного раздела - информатизация образовательного процесса. Изучение его позволяет придать информатике метапредметный характер, сделать ее аппаратом других школьных предметов и т.д. УМК содержит готовые предметные модели на CD-носителях.

Учебники Н.Д. Угриновича 10 и 11 классов Угринович Н. Д. У27 Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. -- 3-е изд., испр. -- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -- 387 с. : ил. содержат большое количество практических работ (26 в 10 классе и 24 в 11), что способствует развитию информационно-прикладных навыков обучающихся. Теоретическая часть имеет подкрепление в виде словаря компьютерных терминов.

Несмотря на грамотное содержание выше представленного курса, базового уровня изучения недостаточно, если обучающиеся старшей школы решат сдавать ЕГЭ по информатике и поступать в ВУЗы на соответствующие специальности. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо учиться по профильному курсу. К такому заключению сегодня приходит большинство педагогов, ученики которых сдают экзамен по информатике.

Что касается линии Н.Д. Угриновича, то в ней имеется и УМК для профильных классов Угринович Н. Д. У27 Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. -- 3-е изд., испр. -- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -- 387 с. : . Профильный уровень предполагает более углубленное изучение всех тем практически всех разделов. Предполагается увеличение времени, отводимого для решения теоретических и практических задач, особенно по разделу «Алгоритмизация», так как самые сложные задания (части С) включают именно такие задачи.

Наряду с авторской линией Н.Д. Угриновича существует не менее популярная линия И.Г. СемакинаСемакин И.Г,УМК по информатике для 8 - 11 классов и ЦОР по информатике для 8 - 9 классов в Единой национальной коллекции Особое внимание курса заостряется на получении знаний об информации, информационных процессах, технологиях и моделях, а также на овладении умениями работать с различными формами представления информации, организовывать информационную деятельность в образовании и т.д. Важное место отводится воспитательным и развивающим задачам.

теоретическая информатика,

прикладная информатика,

социальная информатика.

Преимущество данной линии состоит в том, что учебники одновременно соответствуют и базовому, так и профильному уровню: кроме основной части, обязательной для изучения, имеется и материал для углубленного изучения, необходимый тем, кто будет сдавать ЕГЭ по информатике.

Упор в учебниках делается не на последовательность манипуляций в программах, а на понимание логических принципов, заложенных в ИКТ. Выдержан дифференцированный поход, задачи имеют разный уровень сложности, что помогает учителю работать с каждым учеником индивидуально в зависимости от их потребностей и способностей.

В комплект входит пособие для учителя Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю.). Издательство бином. Лаборатория знаний, 2011 6

в котором имеются дидактические материалы, с помощью которых можно применять элементы модульно-рейтинговой технологии. Такой подход помогает разнообразить формы и методы преподавания, то есть делает методику богаче и продуктивнее.

Программа базового уровня старшей школы направлена на углубление содержания основного звена, то есть:

1. Линии информации и информационных процессов: определение, измерение, универсальность представления информации, процессы ее обработки и хранения, передача и управление информацией;

2. Линии моделирования и формализации: моделирование как научный метод, информационные модели и их типы, исследование компьютерных моделей;

3. Линии информационных технологий: работы с текстовой и графической информацией, поиска и сортировки данных, обработки числовой информации, мультимедийные и другие технологии;

4. Линии компьютерных коммуникаций: работы с ресурсами Интернет, организация сети и пр.;

5. Линии социальной информатики: информационные ресурсы общества, культура информации, информационная безопасность.

Практикум Информатика и ИКТ. Базовый уровеньПрактикум для 10-11 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., входящий в УМК представлен тремя разделами:

1. «Основы технологий». Задания в нем адаптированы для Microsoft Windows, это немного утруждает работу, так как во многих школах на компьютерах установлена ОС Linux,но

2. Практические работы для 10 класса. Всего содержит 12 заданий, причем прикладной характер носят только две работы - «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS».

3. Практические работы для 11 класса. Задания предназначены для работы с сетью Интернет с помощью браузера Internet Explorer.

В школах России активно используется учителями УМК Н.В. Макаровой Учебно-методический комплект по информатике и ИКТ Н.В. Макаровойкак в основной, так и в старшей школе.

Учебник для 8-9 классов Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика состоит из трех разделов:

1. «Информационная картина мира»: у обучающихся формируются представления об информации, информационных процессах и моделях, приводится классификация моделей, изучаются этапы моделирования;

2. «Программное обеспечение информационных технологий»: рассматриваются основы алгоритмизации, дается определение программа и программному обеспечению;

3. «Техническое обеспечение информационных технологий»: происходит знакомство с комплектацией компьютера, с историей компьютерной промышленности и ее перспективами. Изучаются математические основы компьютерного устройства.

Практикум для 8-9 классов Информатика и ИКТ. Базовый уровеньПрактикум для 8-9 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. несет в себе цель заложить у обучающихся основы работы на компьютере, помогает сформировать представление о программных средах ОС Windows позволяет научиться работать в стандартных приложениях данной ОС и пакете Microsoft Office. Также рассматриваются основы алгоритмизации. Практикум построен по модульному принципу, то есть его разделы могут изучаться независимо друг от друга.

Программа для 10-11 классов дифференцирована на базовый и углубленный уровни.

В УМК для старшей школы используется модульный подход, то есть учитель может самостоятельно формировать маршрутную карту урока для каждого обучающегося в соответствии с его уровнем подготовленности и способностей, его интересами и, что немаловажно с тем, будет или не будет он сдавать ЕГЭ по информатике.

В состав УМК входит пособие для подготовки к ЕГЭ применительно к базовому уровню,тоесть все задания пособия позволяют проверить знания и умения выпускника школы по информатике в объеме обязательного минимума содержания основной образовательной программы базового уровня. Форма представления заданий и ответов полностью соответствует требованиям ЕГЭ. В этом пособии содержатся тестовые задания, позволяющие оценить знания и умения выпускников. Задания по своей форме полностью соответствуют КИМам экзамена. Они сгруппированы по разделам, что является полностью методически обоснованным подходом. Предполагается, что обучающиеся самостоятельно будут организовывать свою подготовку.

Кроме программ, предназначенных для изучения информатики в 8-9 и 10-11 классах, что закреплено Федеральным базисным учебным планом Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, 2013, существуют так называемые пропедевтические программы для 5-7 классов и начальной школы.Это представляет собой формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.. Эти программы имеют УМК.

Выбор УМК зависит от того, в каком классе начальной школы начинается изучение информатики. Например, авторская программа Н.В. Матвеевой рассчитана на 2-4 классы. Важнейшая цель начального образования -- создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

развивать познавательные, творческие и интеллектуальные способности учащихся; научить переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; дать представление об алгоритмах и их исполнителях.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).

Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Программа рассчитана на 1 час в неделю в 2,3 классе (34 часа в год). Автор устанавливает следующие требования для учителя информатики в младшей школе. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.

1. учитель должен прекрасно владеть методикой обучения дисциплины в средней и старшей школе,

2. учитель должен хорошо владеть методикой преподавания в начальной школе,

3. учитель должен пройти курсовую подготовку по теме «Преподавание информатики в начальной школе».

Задачи курса обучения информатике в начальной школе

1. формирование у школьников понятийного аппарата, необходимого для понимания и оценки информационной среды на доступном ученику начальных классов уровне;

2. формирование и развитие целостной системно-информационной картины мира;

3. формирование и развитие начальных навыков работы на компьютере.

1. линия информационных процессов;

2. линия информационного моделирования;

3. линия информационных основ управления.

1. позволяет реализовывать принцип единства и целостности при дальнейшем изучении информатики,

2. является сквозным и непрерывным,

В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь и сборник контрольных работ. Учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г. Рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е. Н. Челак, Н.А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Контрольные работы (ФГОС) «Информатика» 2 класс, Н.В.Матвеева. Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. М.: Бином, Лаборатория знаний,2012г. Все эти составляющие позволяют чередовать деятельность обучающихся на уроке, а также обеспечивают учителю возможность сократить время на проектировку заданий для проверки знаний. Имеются также сборник дидактических материалов и пособие для учителя Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 - 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. что существенно облегчает и упорядочивает работу по подготовке к урокам.

Пропедевтический курс для 5-7 классов, по мнению ведущих отечественных специалистов (Л.Л. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина и др. Кузнецов Л.Л., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Необходимость введения пропедевтического курса информатики в 5 класса. Материалы научно-практической конференции «Проблемы методики преподавания дисциплин естественно-математического цикла», 2009, стр. 97-100), является необходимым ввиду актуальности непрерывного образования. Становление информационной культуры и грамотности не может пройти за 4 года, как это предполагает Федеральный компонент учебного плана. Требуется введение дисциплины «Информатика» в младшие классы средней школы. Сегодня сформировано обоснованное содержание курса информатики, представленное в учебно-методических комплексах Л.Л. Босовой и др. Ввиду существования программы для начальной школы, курс 5-7 классов будет гармонично вписываться в концепцию непрерывного образования: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2003-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2006-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004-2008.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007-2008.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие -- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2008.

Программа курса предполагает теоретическую и практическую подготовку обучающихся к изучению базового курса средней школы с сохранением преемственности с УМК Н.Д. Угриновича, И.Г. Семакина и др. Материал не предполагает повторов содержания базового курса, а акцентирует внимание на те аспекты, которые не находят отражения в программах 8-9 классов.

В состав УМК для обучающихся каждого класса входят учебник, рабочая тетрадь.Имеются пособия для учителя Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.Программа рекомендуется для изучения в течение 102 часа на 3 года, то есть по 1 часу в неделю.

Задания для компьютерного практикума разделяются по уровням сложности, что прекрасно ориентирует учащихся на структуру ЕГЭ уже на этом этапе. Первый уровень - обязательный для выполнения, задания небольшие и содержат минимальное количество технологических приемов работы. Здесь имеется подробная технологическая карта. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге.

В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника.

Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома.

Кроме основных УМК, по которым обучающиеся изучают информатику, существуют многочисленные УМК для подготовки к ЕГЭ Учебно-методическое пособие(Лысенко Ф.Ф., Евич Л. Н. Учебно-методическое пособие) содержит необходимый материал и рекомендации для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: 20 новых авторских учебно-тренировочных тестов, составленных по последнему плану ЕГЭ и с учетом опыта прошедшего экзамена; подробные решения заданий части С; краткий теоретический справочник.
Пособие предназначено для выпускников общеобразовательных учреждений, а также для учителей, которые могут использовать его в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ. Книга является частью учебно-методического комплекса «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ».. Данные УМК можно использовать как пособия на уроках, а также в качестве дополнительной литературы для самостоятельного изучения учащимися, решившими сдавать ЕГЭ. Приведем анализ самых популярных из них.

По мнению большинства учителей, необходимо использовать для подготовки только те пособия, которые выпущены или рекомендованы ФИПИ. Результаты собственных исследований методом социологического опроса среди учителей информатикиЭто объясняется тем, что именно Федеральный институт педагогических измерений составляет КИМы для экзамена, продумывает и корректирует его структуру и содержание. Следовательно, методические разработки, одобренные ФИПИ, будут и содержательно, и дидактически соответствовать.

Например в пособии «ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач», автор С.С. Крылов, рассматриваются основные типы заданий с развернутым ответом из части С. Доступно разъясняются особенности оценивания, приводятся ответы выпускников и комментарии основных ошибок. Все ошибки проговариваются и исправляются, причем обучающиеся имеют возможность уловить логику исправления, даже если они занимаются самостоятельно без помощи учителя. После этого предлагаются подобные задания, использовавшиеся на экзаменах с 2005- го г. В конце приводятся критерии оценивания ответов. Такой подход будет удобен для тех, кто в школе проходит хорошую подготовку под руководством учителя, а дома занимается самостоятельно. Также учитель может заимствовать задания для этапа закрепления материала на уроке, для составления проверочных, практических и контрольных работ.

Удобно это пособие для тех, кто претендует на более высокий балл на ЕГЭ. Поскольку в нем представлены только задания уровня С, то выпускнику не придется отвлекаться на более легкие задания и тратить на них время, если его уровень подготовки достаточно высок. Но в целом его нельзя использовать как единственный самостоятельный материал, так как оно не содержит заданий частей А и В.

Другим пособием, рекомендованным ФИПИ, является «Информатика. Типовые тестовые задания» П.А. Якушина. . ЕГЭ 2010. Информатика. Типовые тестовые задания / П.А. Якушин, В.Р. Лещинер, Д.П. Кириенко - популярный! Пособие содержит 10 вариантов комплектов заданий, выдержанных в структуре КИМ на тот год, в котором будет сдаваться экзамен. Цель этого издания - предоставить обучающимся и учителям информацию о структуре и содержании КИМов по информатике, о темах и видах деятельности, которые проверяются у сдающего экзамен. В конце пособия приведены ответы на все задания, приводится полное решение одного из вариантов, детальный разбор решения заданий части С. Очень удобным является то, что в сборнике напечатаны образцы бланков ответов, с которыми выпускники могут ознакомиться и потренироваться заполнять, чтобы на экзамене сократить на это время.

Пособие Типовых тестовых заданий П.А. Якушина, В.Р. Лещинера, Д.П. Кириенко - популярно, предназначено в первую очередь учителям. Во второй главе данной работы будет объяснено, почему нельзя готовиться к ЕГЭ только путем решения типовых заданий. Для обучающихся, только что начавших подготовку, нельзя использовать данное пособие в качестве основного. Более всего оно будет полезно тем, кто уже имеет высокий уровень подготовленности к экзамену в качестве контроля собственных знаний. Его можно использовать как задачник. Поскольку задания не структурированы по блокам тем, пособие лучше использовать в качестве тренажера непосредственно в период завершения подготовки перед экзаменом.

Наряду с изданиями ФИПИ(Крылов С.С.,Ушаков Д.М.
ISBN:978-5-377-04532-8Издательство:ЭкзаменГод издания: 2012
223с.)существует огромное множество других пособий и комплектов для подготовки к ЕГЭ.ГИА-2013. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. -- М.: Издательство «Национальное образование», 2012. -- (ГИА-2013. ФИПИ-школе), ЕГЭ-2013: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин А.П., Ушаков Д.М.- М.: Астрель, 2012.Однако учитель должен продумывать рекомендованную для выпускников литературу, а не предлагать им весь огромный перечень существующих разработок. Это приведет к тому, что самостоятельная подготовка будет нести ненаправленный характер, учащийся просто «закопается» в информации и заданиях. Будет лучше, если эти задания постепенно будут прорешиваться по ходу тематической подготовки.

Анализ УМК разных авторов показал, что все они соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования. Однако для подготовки к ЕГЭ и успешной его сдачи необходимо обучаться на профильном уровне. Профильный уровень предполагает увеличение доли практической и прикладной информатики в содержании курса, усиливает акцент на темах «Программирование» и «Моделирование».

Пропедевтические курсы для начальной школы и 5-7 классов вписываются в концепцию непрерывного образования и способствуют своевременной, ступенчатой и грамотной подготовке обучающихся к ЕГЭ, вовремя ориентируют тех, кто хочет и может связать свою будущую профессию с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями.

Многообразие методологических подходов к преподаванию учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» позволяют учителю выбрать тот, который будет максимально соответствовать социальному заказу на информационное образование со стороны детей и их родителей. Задача учителя - грамотно оценить потребности и возможности своих учеников.