Болезни Военный билет Призыв

Дневник среднестатистической женщины. Иван Крузенштерн: человек и пароход

Михайлов Андрей 23.08.2012 в 15:00

Именем этого русского адмирала названо двенадцать географических пунктов на планете, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде… Иван Федорович Крузенштерн - руководитель первой русской кругосветной экспедиции, почетный член Академии наук и верный сын Отечества.

Иван Федорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года, похоронен в Домском соборе в Таллине. Долгая и славная жизнь адмирала - пример беззаветного служения Отечеству. Несмотря на немецкое происхождение (остзейские немцы), Иван Федорович был настоящим русским человеком.

Будущий адмирал родился в дворянской семье 8 ноября 1770 года. Три года (с двенадцати лет) учился в церковной школе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В конце мая 1787 года он был произведен в гардемарины и летом ушел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю.

В 1788 году окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Голландском сражении. В 1793 году направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 году вернулся в Кронштадт.

А в 1802 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, которая длилась три долгих года. В августе 1803 года при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах: "Надежда", на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым, и "Нева", которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий: экспедиция должна была выявить удобные места и маршруты снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве" пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. Обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" в июле 1804 года прибыла в Петропавловск-Камчатский. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 года впервые Крузенштерн приблизился к берегам Сахалина. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в августе 1806 года - в Кронштадт. Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку. Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Стало также ясно, что таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.

Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание: "Ожидания академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколь и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими предметы естествознания и географии".

В 1811 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен инспектором, а в 1827 - директором Морского кадетского корпуса. В 1823 - 1826 годах он опубликовал двухтомный "Атлас Южного моря", содержащий историко-географический анализ обширных русских и иностранных источников. В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями - Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром - принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.

Имя "Крузенштерн" носит знаменитый четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Стоит, пожалуй, немного остановиться на судьбе этого замечательного парусника. Построено судно было в 1926 в Бремене (Германия), при спуске названо "Падуя", а в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя. Порт приписки судна - Калининград.

Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции. А ведь "Крузенштерн" вполне мог стать не российским, а эстонским парусником. Буквально за несколько дней до отделения Эстонии от СССР, в 1991 году, согласно приказу Министерства рыбного хозяйства судно передавалось от объединения "Эстрыбпром" в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу. А ведь не сообразили бы в Министерстве вовремя перевести судно в российский анклав - и не быть бы ему российским…

Сегодня барк "Крузенштерн" принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах. Наибольшего успеха в международных регатах "Крузенштерн" добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. "Крузенштерн" победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную для парусников скорость - 17,4 узлов, или 32,4 километров в час.

В общем, имя знаменитого русского адмирала живет, память о нем остается в душах моряков. И навсегда останутся в сердце бессмертные строки путешественника, ученого и барда Александра Городницкого:

И тесны домашние стены,

И душен домашний покой,

Когда паруса "Крузенштерна"

Шумят над моей головой…

«Угадайте, кто я? - Иван Федорович Крузенштерн! Человек и пароход! - Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали!» А что еще мы знаем о Крузенштерне, кроме того, что на судне, названном в его честь, плавала бабушка кота Матроскина из “Простоквашино”?

Родная гавань

Когда 19 ноября 1770 года в семье фон Крузенштернов, жившей в захудалой эстонской провинции огромной российской империи, родился мальчик, его нарекли вовсе не Ванечкой, а Адамом Йоханном. Основатель династии, дед маленького Адама - офицер Эверт Филипп после поражения родной Швеции в Северной войне провел в сибирском плену двадцать два года и отлично говорил по-русски. Отец - Йоханн Фридрих, чтобы прокормить многочисленное семейство (супруга, взятая им из приличной, но бедной немецкой семьи, подарила ему не наследство предков, зато наследников - восемь душ), трудился в поте лица своего, где только мог - и судьей, и одновременно управляющим соседних поместий.

В доме Крузенштернов царила спартанские дисциплина и порядок, скромность в быту, граничащая с бедностью . Единственное, на чем не экономили - образование детей. По традиции, сначала учителей приглашали на дом: француженка-гувернантка и немецкие студенты для обучения слову Божию, математике и географии - обычной набор для любой дворянской семьи. Когда Адаму исполнилось двенадцать, его отправили в рыцарскую школу в Ревеле. Дальше все тоже должно было развиваться по многовековому сценарию - старший сын возвращался, чтобы перенять бразды правления отцовским имением, остальные становились военными. И тут Адам удивил родителей - оказалось, что они, будучи безукоризненно заботливыми и внимательными, совершенно не знают своего 14-летнего сына.

По морям, по волнам

Адам выбрал Морской кадетский корпус, который в те годы не пользовался популярностью у молодых людей. Статус гардемарина еще не был окутан флером романтики, подобно полководцам, снискавшим славу в сражениях или гусарам в кавалерии. Как почтительный сын, юный Адам не мог сказать прямо: “Я не хочу глотать пыль в пехоте, как мой дед, и вернуться в отставку в наше захолустье, я мечтаю увидеть далекие чудесные страны!”, вместо этого он клятвенно обещал, что будет примерным кадетом и станет достойным фамилии Крузенштернов офицером.

Морской кадетский корпус находился тогда в Кронштадте, на острове Котлин, непадалеку от Санкт-Петербурга. Учиться там оказалось холодно, голодно, а зачастую и унизительно. Будущий цвет русского офицерства воспитывали муштрой и розгами. Но Адам, который с легкой руки однокурсников превратился в Ивана, никогда не жаловался в письмах домой. В его характеристике значилось: “Иван Федорович Крузенштерн благовоспитан, обязателен, надежен, к обычным шалостям гардемаринов интереса не питает”. Истинный интерес он питал к изучению атласов и карт, с жаром живописуя соседям по казарме не просто о тропических островах - кто из мальчишек о них не мечтает?! - его целью было увидеть весь мир. А чтобы совершить кругосветное путешествие , на которое еще не отважился никто в России, необходимо быть не только образованным и опытным моряком, нужно обладать богатырским здоровьем и выносливостью. В результате новоиспеченный Иванушка из долговязого подростка превратился в настоящего атлета. Каждое утро кадетов начиналось с зарядки, только он ее делал с двухпудовыми гирями в руках.

В год окончания корпуса гардемарин Крузенштерн упросил начальство отпустить его на войну со Швецией, отличился в Готладском сражении 1788 года и был досрочно произведен в лейтенанты. За проявленную доблесть его наградили продолжением обучения в Англии - британский флот считался лучшим в мире. В его составе 20-летний “морской волк” прошел через Атлантику к северным берегам Америки и участвовал в битвах с французами, за что ему даже начислили кругленькую награду в фунтах стерлингов, но Иван Федорович показал себя истинным русским офицером и разделил деньги поровну между всеми членами команды своего корабля. Впечатленные боевыми и личными качествами Крузенштерна англичане продлили ему срок службы под британским флагом.

Он прекрасно понимал, как ему повезло - видел собственными глазами предметы грез любого гардемарина: знойный Барбадос и загадочные Бермуды, далекий Китай и сказочную Индию, но любую диковинку Адам-Иван рассматривал с точки зрения внесения ее в детальный план кругосветки, который разрабатывал каждую свободную минуту. Вернувшись в Россию, Крузенштерн первым делом представил свой проект, суливший всей стране огромные экономические выгоды и научные перспективы, в высшую инстанцию - императору Павлу I. Ответом было: «Зачем какой-то лейтенантишка прислал нам эту чушь?!»

Ветер перемен

Казалось, судьба нанесла сокрушительный удар, мечту всей жизни растоптали, самого мечтателя отправили служить в родные пенаты - в Ревель. Другая бы лодка пошла ко дну, но не таков Иван Федорович фон Крузенштерн. Каждый раз при возникновении подводных рифов и жизненных тайфунов новое имя словно придавало ему сил и энергии. «Ради славы Отечества, на благо Родины, во имя России» - стало его личным девизом. Из года в год он с непоколебимой настойчивостью посылал проект кругосветной экспедиции к царскому двору, словно не получая каждый раз за это по шапке…

Такую же железную волю проявил он и в любви. Когда пришло время обзавестись собственной семьей, 30-летний Крузенштерн, который мог, как офицер, сделать блестящую партию, не выбирал с холодным расчетом, свойственным его по-немецки педантичному уму, он влюбился . Увы, его возлюбленную, 20-летнюю Юлию фон Таубе, сироту и бесприданницу, красавицу и умницу, дальние родственники планировали выдать замуж за богатого помещика, твердо стоящего на земле, а вовсе не за какого-то полунищего синбада-морехода.

Но и не такие корабли брал на абордаж бравый моряк, тем более что любимая отвечала ему взаимностью, и 14 сентября 1801 года Иван и Юлия венчались. Через год на свет появился их первенец Отто, а за девять дней до этого счастливого события в семье Крузенштернов новый император Александр I назначил ее главу руководителем первой кругосветной экспедиции. К тому времени, будучи счастливо женатым и ожидая с любимой супругой ребенка , Иван Федорович впервые в жизни допустил мысль о том, что, возможно, пора оставить мечтания о кругосветке, остепениться, заняться имением. Но когда из высших кругов ему дали понять: или он, или никто, стряхнул с себя домашнюю негу и принялся за дело.

Супруга, оставаясь одна с младенцем на руках, провожала его в слезах. Секретом не было: вернуться домой живым и невредимым не надеялся никто из офицеров и матросов, отправлявшийся в далекий поход, а посему набирали только добровольцев. Для утешения супруги Крузенштерн назвал один из кораблей экспедиции, которым командовал лично, «Надеждой». «Всех моряков ведет в пути надежда», - сказал Иван команде перед отплытием. Очень скоро их единственной надеждой стал он сам.

Вокруг света

26 июля 1803 года «Надежда» и «Нева» отчалили из Кронштадта, пересекли Атлантический океан, направились к берегам Бразилии, в которой задержались, поскольку кораблям требовался серьезный ремонт, затем впервые в истории русского флота пересекли экватор, обогнули мыс Горн, изучили температуры, силу и направления течений в Тихом океане, исправили множество ошибок в картах, стерли с них несуществующие на самом деле острова и уточнили географическое положение существующих.

И вдруг из-за тумана корабли потеряли друг друга в открытом океане. «Надежда» посетила Маркизские острова, а «Нева» наткнулась на остров Пасхи , координаты которого в английских, считавшийся самими точными, картах оказались неверны. Соединившись уже у Гавайев, корабли вновь разделились - «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский, исследовала Камчатку, Курильские острова и Сахалин, доставила особое посольство в Японию, попав по пути в страшный тайфун и едва не потеряв мачты.

Только 7 августа 1806 года Крузенштерн с командой вернулся в Кронштадт. Исследования, которые он провел в ходе своей кругосветки, до сих пор считаются классическими, хотя только с 1803 по 1826 год Россия организовала 23 кругосветных плавания, причем строго согласно инструкции, которую разработал и издал Иван Федорович, став одним из учредителей Русского географического общества. Его собственные шестеро детей учились по учебникам, написанным благодаря ему, и картам, в которых их фамилия встречается на каждом ходу - в честь Крузенштерна названы пролив в северной части Курильских островов, проход между Цусимой и островами в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе, гора на Новой Земле и гора на Сахалине. Пароходы и парусники, к слову сказать, тоже часто назывались его именем. Кто же, как не первый россиянин, обогнувший Землю, достоин этого? Тем более, что Иван Федорович, действительно, был человеком выше всяких похвал. Все члены экспедиции — от капитана второго корабля до последнего юнги — буквально молились на него. Твердою рукой он вел корабль к намеченной цели, и при этом никто никогда не слышал от него даже крепкого словца, не говоря уже о физических наказаниях, принятых на тогдашнем флоте.

Иван Федорович, даже если за бортом бесновался тайфун, возвышался на капитанском мостике, оплот и защита всей экспедиции - косая сажень в плечах, богатырская грудь (он был физически более крепок, чем самый сильный матрос в его подчинении, и двухпудовые гири сопровождали его даже в кругосветке), весь земной шар знал, словно дом родной, и духом никогда не падал. Его мечтой заразился каждый, плывший с ним, и все вернулись в родные семьи героями.

В минувшую субботу в нашу бухту заходили корабли. Вернее один - барк «Крузенштерн». Я не мог пройти мимо этого события...

«Крузенштерн» - четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Построено в 1926 в Бремене (Германия), при спуске названо Padua, в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Порт приписки судна - Калининград. Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции.

Мне впервые довелось побывать на этом легендарном паруснике, хотя я часто оказывался в непосредственной близости. Первая наша встреча состоялась в 2000-м, когда «Крузенштерн» провожал меня в мое первое плавание. И только спустя 13 лет я попал на барк, к сожалению, гостем. Остается только позавидовать тем ребятам, которые проходили и проходят на «Крузенштерне» плавательскую практику.

Есть три способа попасть на «Крузенштерн»: зайти в гости, туристом (да, на барке можно отправиться в короткий круиз за деньги), поступить в БГАРФ (Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота) в Калининграде.

Сегодня рассказ про первый вариант.

Очередь вселяла ужас, но на деле все оказалось не страшно - всего 30 минут и мы уже на борту.

Масштабы впечатляют, если мне не изменяет память - это второй по размерам парусник в мире. Первое место занимает - барк «Седов».

К сожалению, никуда кроме главной палубы гостей не пускают (но это и понятно). Некоторые посетители заглядывали через палубные люки на камбуз и что-то там снимали на айпады.

Удалось заглянуть в нутро гиганта - машинное отделение. Да, парусник умеет ходить и без парусов, благодаря двум двигателям.

Средства спасения от воды

Главная достопримечательность для гостей - судовой колокол, в простонародье рында.

Снасти и такелаж.

Что там у нас вверху?

ГирокОмпас.

Технические данные

Спуск на воду: 23 июня 1926 под именем Padua (Падуя), как последний четырёхмачтовый барк серии Flying-P-Liner
Верфь: Johann C. Tecklenborg в Везермюнде (Бремерхафен)
Заводской номер: S.408
Пароходство: Ф. Лайеш, серия «Летучий П-Лайнер»
Длина габаритная: 114,50 м
Ширина габаритная: 14,04 м
Осадка по летнюю ватерлинию: 6,27 м
Высота борта: 8,48 м
Площадь парусов: 3400 м²
Высота мачты: 55 м над палубой
Мощность двух двигателей: 1472 кВт
Скорость на парусах: 17 узлов
Скорость на двигателях: 10 узлов
Количество палуб: 5
Количество переборок: 7
Экипаж: 70 человек
Количество курсантов: 120 человек
Главный двигатель (к-во × мощность, марка): 2 × 736 кВт, 8NVD 48A-2U
Гребное устройство (к-во × тип): 2 × винт фиксированного шага, цельнолитой, четырёхлопастной
Рулевое устройство: перо руля
Вспомогательный дизель-генератор (к-во × марка): 4 × MAN Nutzfahrzeuge AG, D 2866 LXE 30, выходная мощность ограничена 135 кВт из-за особенностей выхлопного тракта, установлены: 2 в 2005 и 2 в 2009 годах

Собственно и все на сегодня. Надеюсь вам понравилась эта короткая прогулка.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши - люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом.

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат «Надежда» назван в честь вышеупомянутого шлюпа.

В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Он отличался атлетическим телосложением, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними.
Иван Фёдорович Крузенштерн свою жизнь посвятил изучению мирового океана. Участвовал в кругосветных экспедициях и создал множество научных трудов, впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества.

Краткая биография

Детство

Иван Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, барон Крузенштерн поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

На службе

По окончанию учебы был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года. В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет.

На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

  • В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что

он занимался спортом даже у себя на корабле — ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном .

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир - Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир - Лисянский Юрий Федорович.

МАТРОСЫ ВСЕ ДО ОДНОГО БЫЛИ РУССКИЕ – ТАКОВО БЫЛО УСЛОВИЕ КРУЗЕНШТЕРНА

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974-1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Барк Крузенштерн

Парусник «Крузенштерн» — барк, учебное судно российского морского флота. Порт приписки — Калининград. Является одним из самых крупных парусных судов в мире. Аналогичный корабль-парусник, существующий на сегодняшний день, — это четырехмачтовый барк «Седов». Корабль построен в Германии в 1925-1926 годах, на верфи Текленборга. Был он спущен на воду под именем «Падуя». После окончания войны 1941-1945 годов, в соответствии с репарационным договором, судно перешло под юрисдикцию СССР и было переименовано в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.


Парусник «Крузенштерн» — барк со значительным потенциалом, скоростные характеристики которого позволяют использовать судно в различных морских соревнованиях. В международной регате 1992 года «Крузенштерн» победил других участников с большим отрывом, показав на дистанции Бостон-Ливерпуль 17,4 узла скорости, а это ни много ни мало 34,5 км/час. Команда парусника насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.

Съемка барка Крузенштерн с помощью квадрокоптера в Северном море

Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено.

Фото корабля Крузенштерн

1 of 12