Болезни Военный билет Призыв

Для чего нужны наречия в речи. “Зачем нужны наречия” сочинение

Произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души» по праву заслужило признание во всей мировой литературе. В нем автор ярко представляет нам целую галерею психологических портретов. Гоголь раскрывает характеры людей, рисуя их слова и поступки.
Писатель обнажает человеческую сущность своих героев на примере помещиков уездного города N. Именно в него приезжает главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков для реализации своего замысла – скупки мертвых ревизских душ.

Чичиков наносит визиты помещикам в определенной последовательности. Неслучайно первым на его пути оказывается помещик Манилов. В Манилове нет ничего особенного, он, что называется, «ни рыба, ни мясо». В нем все бесплодно, расплывчато, даже в чертах его лица нет конкретности.
Первое впечатление приятности, которое произвел на Чичикова Манилов, оказывается обманчивым: «В эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Вещи, интерьер, жилище Манилова, описание усадьбы характеризуют своего хозяина. На словах этот помещик любит свою семью, крестьян, а на деле совершенно о них не заботится. На фоне общей неустроенности поместья Манилов предается сладким грезам в «храме уединенного размышления». Его приятность - не что иное, как маска, которая прикрывает душевную пустоту. Праздная мечтательность при кажущейся культурности позволяет нам отнести Манилова к «праздным непоколебителям», ничего не дающим обществу.

Следующей на пути Чичикова попадается коллежская секретарша Настасья Петровна Коробочка. Она полностью погрязла в мелких жизненных интересах и накопительстве. Равнодушие Коробочки в сочетании с глупостью выглядит смешно и нелепо. Даже в продаже мертвых душ она боится быть обманутой, продешевить: «…я лучше маненько повременю, авось наедут купцы, да применюсь к ценам».

Все в доме у этой помещицы, как коробочка. Да и само имя героини – Коробочка - передает ее сущность: ограниченность и узость интересов. Одним словом, это героиня - «дубинноголовая», как назвал ее сам Чичиков.

В поисках помещика Собакевича Чичиков попадает в дом к Ноздреву. Ноздрев - полная противоположность скупой Коробочке. Это бесшабашная натура, игрок, кутила. Он наделен удивительной способность врать без нужды, надувать в карты, меняться на что попало и спускать все. Вся его деятельность не имеет никакой цели, вся его жизнь – сплошные кутежи: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».

На первый взгляд, Ноздрев может показаться живым, деятельным человеком, а на самом деле он оказывается пустым. Но есть одна черта и у него, и у Коробочки, которая объединяет этих разных по своей натуре людей. Как бессмысленно и бесполезно копит старуха свое богатство, так же бессмысленно и бесполезно проматывает свое состояние Ноздрев.

Далее Чичиков попадает к Собакевичу. В противовес Ноздреву, который со всеми на дружеской ноге, Собакевич представляется Чичикову похожим «на средней величины медведя» с характерной особенностью – ругать всех и вся. Собакевич - крепкий хозяин, «кулак», подозрительный и мрачный, идущий напролом. Он никому не доверяет. Об этом ярко свидетельствует тот эпизод, в котором Чичиков и Собакевич передают друг другу в руки деньги и списки мертвых душ.

Все, что окружало Собакевича, «было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома… Каждый стул, каждый предмет, казалось говорил: «И я тоже Собакевич!» Мне кажется, по своей сути Собакевич - мелочный, ничтожный, неуклюжий человек с внутренним желанием наступать всем на пятки.

И последним на пути Чичикова встречается помещик Плюшкин, скупость которого доведена до крайности, до последней черты деградации человека. Он «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Встретив Плюшкина, Чичиков даже не мог подумать, что встретил хозяина поместья, он принимает его сначала за ключницу.

Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова
Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: «Черт знает, что такое!» Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги — пьяницы. На фоне всего этого упадка странно выглядит беседка с названием «Храм уединённого размышления». Супруги Маниловы любят целоваться, дарят друг другу милые безделушки (зубочистка в чехольчике), но при этом абсолютно не заботятся о благоустройстве дома. О таких, как Манилов, Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Человек пустой и пошлый. Уже два года в кабинете лежит книжка с закладкой на 14 странице, которую он постоянно читает. Мечты бесплодны. Речь приторна и слащава (именины сердца) Удивился. Понимает, что просьба эта незаконна, но не может отказать такому приятному человеку. Соглашается отдать крестьян бесплатно. Не знает даже, сколько душ у него умерло.
Коробочка Женщина пожилых лет, в чепце, с фланелью на шее. Небольшой домик, обои в доме старые, зеркала старинные. В хозяйстве ничего не пропадает, об этом говорит сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле. К порядку приучила всех. Двор полон птицы, огород ухожен. Крестьянские избы хоть и построены врассыпную, но показывают довольство обитателей, поддерживаются, как следует. Коробочка всё знает о своих крестьянах, не ведёт никаких записок и помнит имена умерших наизусть. Хозяйственна и практична, знает цену копейке. Дубинноголовая, бестолковая, скупая. Это образ помещицы-накопительницы. Интересуется, зачем это Чичикову. Боится продешевить. Знает точно, сколько крестьян умерло (18 душ). На мертвые души смотрит так же, как на сало или пеньку: вдруг в хозяйстве пригодятся.
Ноздрёв Свежий, «как кровь с молоком», пышет здоровьем. Среднего роста, неплохо сложен. В тридцать пять лет выглядит так же, как и в восемнадцать. Конюшня, в которой две лошади. Псарня в отличном состоянии, где Ноздрёв себя чувствует, как отец семейства. В кабинете нет привычных вещей: книг, бумаги. А висит сабля, два ружья, шарманка, трубки, кинжалы. Земли неухоженные. Хозяйство шло само собой, так как основной заботой героя были охота и ярмарки — не до хозяйства. В доме ремонт не закончен, стойла пусты, шарманка неисправна, бричка проиграна. Положение крепостных, из которых он вытягивает всё, что можно, плачевно. Гоголь называет Ноздрёва «историческим» человеком, потому что ни одно собрание, на котором появлялся Ноздрёв, не обходилось без «истории». Слывёт за хорошего товарища, но всегда готов напакостить своему другу. «Разбитной малый», бесшабашный кутила, карточный игрок, любит приврать, бездумно тратит деньги. Хамство, наглое вранье, бесшабашность отражаются и в его отрывочной речи. Разговаривая, он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, использует бранные выражения: «свинтус ты за это», «такая дрянь». У него, бесшабашного кутилы, казалось, легче всего было заполучить мёртвые души, а между тем он единственный, кто оставил Чичикова ни с чем.
Собакевич Похож на медведя. Фрак медвежьего цвета. Цвет лица калёный, горячий. Большая деревня, несуразный дом. Конюшня, сарай, кухня построены из массивных брёвен. На портретах, которые висят в комнатах, изображены герои с «толстыми ляжками и неслыханными усами». Ореховое бюро на четырёх ногах смотрится нелепо. Хозяйство Собакевича развивалось по принципу «неладно скроен, да крепко сшит», добротное, крепкое. И крестьян своих он не разоряет: мужики его живут в срубленных на диво избах, у которых всё было пригнано плотно и как следует. Отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян. Кулак, груб, неуклюж, неотёсан, неспособен к выражению душевных переживаний. Злобный, жёсткий крепостник, никогда не упустит своей выгоды. Из всех помещиков, с которыми имел дело Чичиков, Собакевич самый сообразительный. Он сразу понял, на что нужны мёртвые души, быстро раскусил намерения гостя и с выгодой для себя совершил сделку.
Плюшкин Трудно было определить мужчина это или женщина. Похож на старую ключницу. Серенькие глазки быстро бегали из-под сросшихся бровей. На голове колпак. Лицо сморщенное, как у старика. Подбородок далеко выступает вперёд, зубов не было. На шее то ли платок, то ли чулок. Мужики называют Плюшкина «Заплатанной». Ветхие строения, на избах крестьян старые тёмные брёвна, на крышах дырки, окна без стёкол. Ходил по улицам, и всё, что попадалось, подбирал и тащил в дом. В доме нагромождение мебели и хлама. Некогда процветавшее хозяйство стало убыточным из-за патологической скаредности, доведённой до расточительства (сено и хлеб гнили, мука в подвале превратилась в камень). Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, у него была семья, дети. Встречался герой и с соседями. Поворотным пунктом превращения культурного помещика в скрягу стала смерть хозяйки. Плюшкин, как и все вдовцы, стал подозрительным и скупым. И превращается, как говорит Гоголь, в «прореху на человечестве». Предложение изумило и обрадовало, потому что будет доход. Согласился продать 78 душ по 30 копеек.
  • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
  • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
  • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
  • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
  • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
  • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
  • Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]
  • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
  • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
  • Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […]
  • Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
  • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
  • Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
  • Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
  • На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями. Главным героем поэмы является Чичиков. […]
  • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
  • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
  • «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
  • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
  • Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или […]

Русский язык, несомненно, один из самых красочных и выразительных языков мира. Что же помогает делать русскую речь настолько яркой? Какие части речи позволяют не только точно, но и образно описывать действия, предметы, явления? С помощью каких слов образуется большинство художественных средств выразительности? Хотелось бы рассказать подробнее о ближайшем «родственнике» имени прилагательного - наречии. Итак, что же это за часть речи такая - наречие? В первую очередь стоит сказать о том, что наречие указывает на признак действия. Что будет звучать понятнее - «Я провел время на вечеринке» или «Я ВЧЕРА ЗАМЕЧАТЕЛЬНО провел время на вечеринке». Разница очевидна. В первом случае имеет место лишь сухое изложение факта, а вот с помощью второго можно показать свое отношение к этому факту и указать на время, когда он произошел. Таким образом, повышается и информативность, и эмоциональность высказывания. Еще одно свойство наречия - его неизменяемость, делает эту часть речи наиболее привлекательной в глазах школьников. Не нужно думать ни о правильности написания окончаний, как у прилагательных, ни о согласовании времен, как у глаголов. Практически всегда наречие «живет» и работает с глаголами, примыкает к ним, поясняет, уточняет, придает четкость определению того или иного действия. Наречие - это настоящий «почемучка» - оно отвечает практически на любые вопросы. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как? С их помощью можно указать и время совершения действия, и его причины, понять с какой целью это действие совершалось, узнать меру и образ действия. Наречие - хороший помощник и в случае, когда необходимо сравнить один предмет или действие с другим. Ведь гораздо проще сказать, например, что: «Вася играет в теннис хуже, чем Саша», чем: «Вася хороший игрок в теннис, но Саша превосходит его в этом». Первый вариант и понятнее, и короче. А, как известно, краткость - сестра таланта, да и залог понятной речи. Нельзя не сказать и о наречиях, которые выражают отрицание. Сравните: «В нашем городе нет мест, в которых можно хорошо провести время» и «в нашем городе негде хорошо провести время». Существует несколько правил, запомнив которые, нетрудно употреблять наречия и делать это грамотно. Во-первых, если у наречия на конце шипящее, то после него обязательно ставится мягкий знак (за исключением всего трех слов: уж, замуж, невтерпеж). Во-вторых, в отрицательных наречиях гласная в приставке зависит от ударения: не - под ударением, ни - безударная. Также стоит запомнить правила написания наречий через дефис, не забывать о том, что написание гласных на конце наречий зависит от приставки, знать, какие наречия пишутся слитно, а какие раздельно. Правил немного, и запомнить их не составит труда. Используя наречия, можно значительно сократить время, описывая те или иные события, разнообразить свою как устную, так и письменную речь, делая ее более красочной и выразительной, показывать свое отношение к определенным событиям. Все это указывает на то, какая это важная и необходимая часть русской речи!

Открытый урок по русскому языку.

Урок-исследование в 7-м классе

"Для чего нам нужны наречия?"

Цели урока:

    обобщить и расширить знания о наречии как части речи, обогатить речьучащихся наречиями;
    2) вырабатывать навыки правильного написания наречий;
    3) воспитание интереса к урокам русского языка.

Вид урока – урок обобщения и практических самостоятельных работ исследовательского типа (презентация, работа по карточкам с текстами).

Методы и приемы обучения – метод эвристической беседы, фронтальных и исследовательских заданий разного уровня.

Структура урока – формирование умений и навыков употребления наречий в речи на базе усвоенных знаний в учебной деятельности (отработка навыков определения роли наречий путем выполнения различных заданий и уп ражнений).

Ход урока

1. Беседа о наречии.

Можно ли обойтись без наречий в нашей речи? Для чего они нам нужны? Что такое наречие? Каковы отличительные признаки наречия? От какой части речи оно зависит? Подберите к глаголам читать, работать как можно больше наречий.

( Читать громко, тихо медленно, красиво, старательно, легко, вдумчиво, выразительно; работать допоздна, тщательно, аккуратно, умело, сознательно, весело, тяжело, добросовестно, вручную, изредка, усердно, рано, поздно )

Вывод: наречие – часть речи, обозначает признак действия, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?

Задание 1. Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения.

Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияющее смотреть, что сами станов..тся похожи на солнце. Сколько есть таких светл..любивых р..стений с цветом-солнцем посреди. (М.Пришвин)

К наречию верно подберите синоним, придумайте предложение, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов.

( Текст станет бессмысленным. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Верно – преданно. – Он служил делу верно и преданно.)

Задание 2. Замените фразеологизмы наречием:

Задание 3. Составьте и запишите словосочетания с данными наречиями. Какие из данных наречий являются родственными. Устно подберите проверочные слова.

Т..инственно, невд..леке, уд..влённо, вд..ли, непод..лёку, напр..мик, изд..вна, дот..мна, изд..лека, изр..дка, исподт..шка, бер..жно, вс..мером, доч..ста, впл..тную, ш..потом.

( Шептать таинственно, находиться невдалеке, смотреть удивлённо, разгорается вдали, увидеть неподалёку, идти напрямик, жить издавна, гулять дотемна, услышать издалека, изредка вспоминать, делать исподтишка, относиться бережно, репетировать всемером, вымыть дочиста, подойти вплотную, говорить шёпотом )

( Невдалеке, неподалёку, издавна, издалека .)

От какой части речи зависит наречие?

Вывод: наречие зависит от глагола.

4. Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака “Друзья – товарищи”. Какая часть речи встречается в этом стихотворении? Каким членом предложения являются наречия? Сделайте морфологический, словообразовательный и морфемный разбор одного из наречий.

Вывод: наречие – неизменяемая часть речи, не имеет окончания, образуется от прилагательных.

5. Синтаксический разбор предложения.

Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех прекраснее.

Из какого произведения это предложение? (Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”)

Чем отличаются наречия в этом предложении? (Стоят в превосходной степени )

Вывод: наречия имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную .

6. Прочитай правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.

( пиши краси?вее, сядь удо?бнее, вытри до?чиста, сделай и?на?че, уехать надо?лго)

7. Сценка “Рецепт”.

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

В каком классе ты учишься, молодой человек?

В седьмом.

А дружно вы живёте в своём классе?

Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач даёт рецепт – учебник русского языка.

Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? Как их исправить?

( Жутко дружно – очень дружно, жутко весело – очень весело, в пух и прах хвалит – часто)

8. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод: какая гласная в приставке отрицательного наречия пишется при отрицательном сказуемом?

Никак не ожидал

Никуда не торопился

Некуда спешить

Нисколько не удивился

Никогда не возражал

9. Продолжите предложения, используя наречия:

Читай задание к упражнению (как?)...

(Внимательно, вдумчиво)

К учёбе относись (как?)...

(Старательно)

Воспитанный человек должен относиться к окружающим (как?)...

(Хорошо – неплохо, прекрасно, превосходно, доброжелательно)

10. Прочитайте пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия. Что общего в этих предложениях?

1) Кто без устали болтает, в том толку (не) бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок (не) пойдёт. 4) Предупредить (во)время – дело друзей. 5) И мешок (не) покажется тяж..лым, если его поднимать (в)двоём. 6) Колос зреет – голову клонит (к)низу, человек богатеет – голову зад..рает (к)верху.

1) Кто без устали болтает, в том толку не бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок не пойдёт. 4) Предупредить вовремя – дело друзей. 5) И мешок не покажется тяжёлым, если его поднимать вдвоём. 6) Колос зреет – голову клонит книзу , человек богатеет – голову задирает кверху.

11. Выберите нужное слово из двух данных и вставьте в предложение.

1) Весна торопит: ... она ранняя. Я... вновь еду в деревню. (Нынче, вновь) 2) Хорошо слушать, как... ворчит собака. Хозяин, придя со службы, ... обедал, отдыхал. (Сытно, сыто) 3) Полежав... минут пять, он опять повернулся на спину. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, ... на песок. (Ничком, навзничь)

Вывод: надо различать наречия по смыслу.

12. К данным наречиям подберите антонимичные наречия.

Вниз -..., вперёд -..., вдали – ..., вперёд – ..., встарь – ..., часто – .., засветло -..., поздно -..., глубоко -..., узко -..., рассеянно -..., небрежно – ..., тяжело -..., медленно – ... .

(Вверх, вниз, вблизи, назад, вновь, редко, затемно, рано, мелко, широко, сосредоточенно, старательно, легко, быстро)

13. Диктант “Проверь себя”. Какое из наречий отличается по правописанию о т других?

Сделать точ..(в)точ.., идти еле(еле), жить (по)прежнему, когда(нибудь) сбудет..ся, где(то) встретит..ся, одет..ся (по)зимнему, предл..гать (во)первых, насч..тал (во)время.

14. Найди в загадках наречия.

Выводы.

Для чего нам нужны наречия?

Что нужно помнить об их морфологических признаках? О правописании?

Рефлексия.

Понравился вам наш урок?

Что особенно понравилось?

Было ли вам интересно?

Понадобятся ли вам знания, полученные на уроке для сдачи ГИА?

Домашнее задание.

1. Составьте кроссворд, используя наречия.

2) Контрольное списывание текста . Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните наречия. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий.

1) Пар..ход сел на мель на рас..вете. Он долго работал то (в)перёд то назад (из)под колёс буграми била вода но снят..ся с мели было (не)вмоч.. . Вода (на)пролом в..лочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчан..ое дно перел..вает..ся (в)низ по течению. Засели (на)долго и проч..но. Пар..ход жалобно загудел но всем стало ясно что гудеть бе..полезно и гудок (в)скоре затих. Ост..валось ждать попутного или встречного буксира в од..ночку было (не) справит..ся. (К. Паустовский)

2) Последнее кувыркание (в)воздухе от..желё..ого листвой ж..лтого листа,– и он (на)всегда рас..таёт..ся с формой листа и пр.соединяет..ся (в)низу к масс..е ароматной тлеющ.. листвы. Лист упавший на листву был ведь тоже единствен..ый, как и я среди людей, и едва ли найдёт..ся во всём лесу другой такой листик чтобы с ним мог жилка в жилку сл..жит..ся а теперь в листве он будет слёживат..ся вместе преть и соединят..ся с масс..ой как удобрение. (М. Пришвин)

3) Индивидуальная работа.

Используя данные ниже примеры, заполните таблицу.

Приставки в наречиях пишутся

(На)бок, (на)века, (на)верх, (на)верху, (на)зло, (на)кануне, (по)два, (по)уши, (на)авось, (по)французски, (по)польски, (по)братски, (на)слово, (на)смех, (на)вытяжку, (на)глухо, (на)силу, (по)верху, (по)долгу, (по)птичьи, (по)прежнему, (по)дружески, (на)берегу, (на)глаз, (на)славу, (в)глубь, (в)высь, (в)верх, (в)низ, (в)начале, (с)начала, (до)тла, (до)верху, (до)низу, (до)свидания, (до)отвала, (по)одиночке, (с)плеча, (с)роду, (к)стати, (в)сухомятку, (в)плавь, (от)части, (по)зарез, (по)неволе, точь(в)точь, (во)первых.

Открытый урок

Урок-исследование в 7 классе

Учитель: ХашиеваТанзилаАлихановн

20016г.

Цели урока:

1) обобщить и расширить знания о наречии как части речи, обогатить речьучащихся наречиями;
2) вырабатывать навыки правильного написания наречий;
3) воспитание интереса к урокам русского языка.

Ход урока

1. Беседа о наречии.

– Можно ли обойтись без наречий в нашей речи? Для чего они нам нужны? Что такое наречие? Каковы отличительные признаки наречия? От какой части речи оно зависит? Подберите к глаголам читать, работать как можно больше наречий.

(Читать громко, тихо медленно, красиво, старательно, легко, вдумчиво, выразительно; работать допоздна, тщательно, аккуратно, умело, сознательно, весело, тяжело, добросовестно, вручную, изредка, усердно, рано, поздно )

Вывод: наречие – часть речи, обозначает признак действия, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?

Задание 1. Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения.

Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияющее смотреть, что сами станов..тся похожи на солнце. Сколько есть таких светл..любивых р..стений с цветом-солнцем посреди. (М.Пришвин)

– К наречию верно подберите синоним, придумайте предложение, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов.

(Текст станет бессмысленным. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Верно – преданно. – Он служил делу верно и преданно.)

Задание 2. Замените фразеологизмы наречием:

Задание 3. Составьте и запишите словосочетания с данными наречиями. Какие из данных наречий являются родственными. Устно подберите проверочные слова.

Т..инственно, невд..леке, уд..влённо, вд..ли, непод..лёку, напр..мик, изд..вна, дот..мна, изд..лека, изр..дка, исподт..шка, бер..жно, вс..мером, доч..ста, впл..тную, ш..потом.

(Шептать таинственно, находиться невдалеке, смотреть удивлённо, разгорается вдали, увидеть неподалёку, идти напрямик, жить издавна, гулять дотемна, услышать издалека, изредка вспоминать, делать исподтишка, относиться бережно, репетировать всемером, вымыть дочиста, подойти вплотную, говорить шёпотом )

(Невдалеке, неподалёку, издавна, издалека .)

– От какой части речи зависит наречие?

Вывод: наречие зависит от глагола.

4. Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака “Друзья – товарищи”. Какая часть речи встречается в этом стихотворении? Каким членом предложения являются наречия? Сделайте морфологический, словообразовательный и морфемный разбор одного из наречий.

Вывод: наречие – неизменяемая часть речи, не имеет окончания, образуется от прилагательных.

5. Синтаксический разбор предложения.

Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех прекраснее.

– Из какого произведения это предложение? (Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”)

– Чем отличаются наречия в этом предложении? (Стоят в превосходной степени )

Вывод: наречия имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

6. Прочитай правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.

(пиши краси?вее, сядь удо?бнее, вытри до?чиста, сделай и?на?че, уехать надо?лго)

7. Сценка “Рецепт”.

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

– В каком классе ты учишься, молодой человек?

– В седьмом.

– А дружно вы живёте в своём классе?

– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

– Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

– Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач даёт рецепт – учебник русского языка.

– Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? Как их исправить?

(Жутко дружно – очень дружно, жутко весело – очень весело, в пух и прах хвалит – часто)

8. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод: какая гласная в приставке отрицательного наречия пишется при отрицательном сказуемом?

9. Продолжите предложения, используя наречия:

Читай задание к упражнению (как?)...

(Внимательно, вдумчиво)

К учёбе относись (как?)...

(Старательно)

Воспитанный человек должен относиться к окружающим (как?)...

(Хорошо – неплохо, прекрасно, превосходно, доброжелательно)

Физминутка с наречими.

Встаньте прямо , поверните голову налево , направо, посмотрите вверх, вниз ; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль, сядьте правильно , слушайте внимательно, пишите аккуратно .

10. Прочитайте пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия. Что общего в этих предложениях?

1) Кто без устали болтает, в том толку (не) бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок (не) пойдёт. 4) Предупредить (во)время – дело друзей. 5) И мешок (не) покажется тяж..лым, если его поднимать (в)двоём. 6) Колос зреет – голову клонит (к)низу, человек богатеет – голову зад..рает (к)верху.

1) Кто без устали болтает, в том толку не бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок не пойдёт. 4) Предупредить вовремя – дело друзей. 5) И мешок не покажется тяжёлым, если его поднимать вдвоём. 6) Колос зреет – голову клонит книзу , человек богатеет – голову задирает кверху.

11. Выберите нужное слово из двух данных и вставьте в предложение.

1) Весна торопит: ... она ранняя. Я... вновь еду в деревню. (Нынче, вновь) 2) Хорошо слушать, как... ворчит собака. Хозяин, придя со службы, ... обедал, отдыхал. (Сытно, сыто) 3) Полежав... минут пять, он опять повернулся на спину. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, ... на песок. (Ничком, навзничь)

Вывод: надо различать наречия по смыслу.

12. К данным наречиям подберите антонимичные наречия.

Вниз -..., вперёд -..., вдали – ..., вперёд – ..., встарь – ..., часто – .., засветло -..., поздно -..., глубоко -..., узко -..., рассеянно -..., небрежно – ..., тяжело -..., медленно – ... .

(Вверх, вниз, вблизи, назад, вновь, редко, затемно, рано, мелко, широко, сосредоточенно, старательно, легко, быстро)

13. Диктант “Проверь себя”. Какое из наречий отличается по правописанию о т других?

Сделать точ..(в)точ.., идти еле(еле), жить (по)прежнему, когда(нибудь) сбудет..ся, где(то) встретит..ся, одет..ся (по)зимнему, предл..гать (во)первых, насч..тал (во)время.

14. Найди в загадках наречия.

1) Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает. (Роса)
3) Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)
4) Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (Снег)
2) Громко стучит, звонко кричит,
А что говорит, никому не понять
И мудрецам не узнать. (Гром)
5. Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
6. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)
3) Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь )
7. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

– Для чего нам нужны наречия?

– Что нужно помнить об их морфологических признаках? О правописании?

Рефлексия.

– Понравился вам наш урок?

– Что особенно понравилось?

– Было ли вам интересно?

– Понадобятся ли вам знания, полученные на уроке для сдачи ГИА?

Домашнее задание. 1) разгадайте кроссворд.

Заполните клеточки кроссворда наречиями. Как они пишутся с приставками?

1. Уклониться в сторону. 2. Запомнить надолго. 3. Сделать что-то очень быстро. 4. Прийти в нужный час. 5. Бежать, догоняя кого-то. 6. Разбить на мелкие кусочки.

(Вбок, навек, наспех, вовремя, вдогонку, вдребезги )

2) Контрольное списывание текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните наречия. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий.

1) Пар..ход сел на мель на рас..вете. Он долго работал то (в)перёд то назад (из)под колёс буграми била вода но снят..ся с мели было (не)вмоч.. . Вода (на)пролом в..лочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчан..ое дно перел..вает..ся (в)низ по течению. Засели (на)долго и проч..но. Пар..ход жалобно загудел но всем стало ясно что гудеть бе..полезно и гудок (в)скоре затих. Ост..валось ждать попутного или встречного буксира в од..ночку было (не) справит..ся. (К. Паустовский)

2) Последнее кувыркание (в)воздухе от..желё..ого листвой ж..лтого листа,– и он (на)всегда рас..таёт..ся с формой листа и пр.соединяет..ся (в)низу к масс..е ароматной тлеющ.. листвы. Лист упавший на листву был ведь тоже единствен..ый, как и я среди людей, и едва ли найдёт..ся во всём лесу другой такой листик чтобы с ним мог жилка в жилку сл..жит..ся а теперь в листве он будет слёживат..ся вместе преть и соединят..ся с масс..ой как удобрение. (М. Пришвин)

3) Индивидуальная работа.

Используя данные ниже примеры, заполните таблицу.

Приставки в наречиях пишутся

(На)бок, (на)века, (на)верх, (на)верху, (на)зло, (на)кануне, (по)два, (по)уши, (на)авось, (по)французски, (по)польски, (по)братски, (на)слово, (на)смех, (на)вытяжку, (на)глухо, (на)силу, (по)верху, (по)долгу, (по)птичьи, (по)прежнему, (по)дружески, (на)берегу, (на)глаз, (на)славу, (в)глубь, (в)высь, (в)верх, (в)низ, (в)начале, (с)начала, (до)тла, (до)верху, (до)низу, (до)свидания, (до)отвала, (по)одиночке, (с)плеча, (с)роду, (к)стати, (в)сухомятку, (в)плавь, (от)части, (по)зарез, (по)неволе, точь(в)точь, (во)первых.