Болезни Военный билет Призыв

Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод. Психодиагностические нормы. Репрезентативность норм. Диагностические признаки

Для установления диагноза «алкоголизм» в России определяют наличием у больного следующих симптомов и признаков:

  • · отсутствие рвотного рефлекса при приеме большого количества алкоголя
  • · потеря контроля над количеством выпитого
  • · частичная ретроградная амнезия - больной не помнит, что происходило накануне, во время и после принятия алкоголя
  • · наличие абстинентного синдрома (утреннего похмелья)
  • · запойное пьянство

Более точную диагностическую шкалу устанавливает МКБ-10:

Острое опьянение

Алкогольное опьянение F10.0 по МКБ.

Диагноз является основным лишь тогда, когда интоксикация не сопровождается более стойкими расстройствами. Необходимо также учитывать

  • § уровень дозы;
  • § сопутствующие органические заболевания;
  • § социальные обстоятельства (поведенческая расторможенность на праздниках, карнавалах);
  • § время, прошедшее после употребления вещества.

Этот диагноз исключает алкоголизм. В ту же категорию попадает (дополнительный знак 7, -- то есть, F10.07) патологическое опьянение.

Употребление с вредными последствиями F10.1 по МКБ.

Модель употребления алкоголя, вредящая здоровью. Вред может быть физическим (гепатит и пр.) или психическим (например, вторичная депрессия после алкоголизации). Диагностические признаки:

  • § Наличие непосредственного ущерба, причиненного психике или физическому состоянию потребителя;
  • § Дополнительно подтверждает диагноз наличие негативных социальных последствий.

Употребление с вредными последствиями не должно диагностироваться при наличии более специфической формы расстройства, связанной с алкоголем (см. ниже). Этот диагноз также исключает алкоголизм.

Синдром зависимости F10.2 по МКБ.

Сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление алкоголя начинает выходить на первое место в системе ценностей больного. Для диагностики необходимо наличие не менее 3 из признаков, возникавших в течение года:

  • 1. Сильная потребность или необходимость принять алкоголь.
  • 2. Нарушение способности контролировать употребление алкоголя, то есть начало употребления, окончание и/или дозировку.
  • 3. Состояния отмены (см. F10.3 и F10.4).
  • 4. Повышение толерантности.
  • 5. Прогрессирующее забывание альтернативных интересов в пользу алкоголизации, увеличение времени, необходимого для приобретения, приема алкоголя или восстановления после его действия.
  • 6. Продолжение употребления алкоголя, несмотря на очевидные вредные последствия, такие как повреждение печени, депрессивные состояния после периодов интенсивного употребления вещества, снижение когнитивных функций вследствие алкоголизации (следует определять, сознавал ли и мог ли сознавать больной природу и степень вредных последствий).

Синдром зависимости для большинства врачей -- достаточная причина для постановки диагноза «алкоголизм», однако постсоветская психиатрия более строга.

Диагноз F10.2 может быть уточнён пятым знаком:

  • 0 -- в настоящее время воздержание;
  • 1 -- в настоящее время воздержание, но в условиях, исключающих употребление (в госпитале, тюрьме и т. д.);
  • 2 -- в настоящее время под клиническим наблюдением, на поддерживающей или заместительной терапии (например, ГОМК);
  • 3 -- в настоящее время воздержание, но на лечении вызывающими отвращение или блокирующими лекарствами (тетурам, соли лития);
  • 4 -- в настоящее время употребление этанола (активная зависимость);
  • 5 -- постоянное употребление;
  • 6 -- эпизодическое употребление.

Состояния отмены F10.3 и F10.4.

Группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, проявляющаяся при полном или частичном прекращении приема алкоголя после неоднократного, обычно длительного и/или массированного (в высоких дозах) употребления. Начало и течение синдрома отмены ограничены во времени и соответствуют дозам, непосредственно предшествующей воздержанию.

Для синдрома отмены характерны психические расстройства (например, тревога, депрессия, расстройство сна). Иногда они могут вызываться условно-закрепленным стимулом при отсутствии непосредственно предшествующего употребления. Синдром отмены является одним из проявлений синдрома зависимости.

Состояние отмены с делирием (F10.4) выделяют вследствие другой клинической картины и на основании кардинальной разницы в механизме его возникновения.

Диагностические нормы - это статистические или нормативно заданные (как правило, в количественной форме) границы между диагностическими категориями сформулированные в виде диагностических признаков или точечно-интервальных значений на шкале измеряемых психических свойств. В случае тестовых методик речь идет о тестовых нормах. В обыденной практике часто можно встретить более узкое понимание термина ДН - это диапазон значений наблюдаемых или измеряемых диагностических признаков, присущих наиболее многочисленной группе хорошо социально и эмоционально адаптированных (приспособленных), или "нормальных" людей. В последнем случае выраженные отличия от нормы приобретают не всегда оправданный отрицательный оценочный смысл, будто все они свидетельствуют о психической "анормальности" (или "ненормальности") человека. Более корректно в общем случае описывать отклонение от типичной диагностической категории ("нормы")

Диагностическая категория - это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике - класс людей), которые обладают сходными характеристиками, и на этом основании могут быть отнесены к одному классу. В медицине это совокупность симптомов, характерных для заболевания. В психологии - это совокупность типичных реакций, которая определяет тип личности, или умение решать тип задач, характерных для определенного уровня умственного развития или типа интеллекта.

Диагностические признаки - это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения обследуемого объекта к определенной диагностической категории.

Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма . В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.

Статистическая норма - это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Наличие тестовых норм для конкретного теста является обязательным.

Тестовая норма - это репрезентативные средние показатели по данному тесту, то есть показатели, которые представляют большую совокупность людей, с которыми можно сравнить показатели конкретного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и последующего усреднения полученных оценок и их дифференциации по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей.

Нормы изменяются с течением времени, вместе с естественными изменениями, которые происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Есть эмпирически установленное правило, по которому как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться. Процедура пересмотра существующих норм и установления новых стандартизирована и выглядит следующим образом: определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста, затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и посредством разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда она была установлена.Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее значимые из этих правил следующие: прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены. Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов. Распределение результатов полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика - кривой нормального распределения. Этот график показывает какие значение первичных показателей входят в зону средних значений т.е. в зону нормы, а какие из показателей ниже или выше нормы. Нормальным называется распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью вероятности.

Виды психодиагностических норм:

  1. Школьные нормы - разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.
  2. Профессиональные нормы - устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп, например: механиков разного профиля или машинисток.
  3. Локальные нормы - устанавливаются и применяются для узкой категории людей отличающихся наличием общего признака, например возраста или пола, географического района, национальности, экономического статуса.

Правила формирования выборки стандартизации:

  1. выборка стандартизации должна состоять из респондентов на которых ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста.
  2. выборка стандартизации должна быть репрезентативной т.е. представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам как возраст пол, профессия, географ распределения. Под популяцией понимается например группа дошкольников, группа руководителей.

К важнейшим диагностическим признакам минералов относятся морфологические особенности, характеризующие форму выделений минералов; оптические свойства: прозрачность, цвет минералов, цвет черты, блеск; механические свойства: спайность, излом, твердость, хрупкость, упругость, ковкость, гибкость; прочие физические свойства: удельный вес (плотность), вкус, запах, магнитность и пр.

1. Морфологические особенности

Чаще всего минералы встречаются в природе в виде зерен неправильной формы. Хорошо образованные кристаллы более редки, их форма обычно является характерным диагностическим признаком. Разнообразие существующих форм кристаллов можно подразделить на три типа.

Изометричные – имеющие близкие размеры во всех направлениях: кубы (галенит, пирит), тетраэдры (сфалерит), октаэдры (магнетит, пирохлор), бипирамиды (циркон, касситерит), ромбододекаэдры (гранат), ромбоэдры (кальцит) и др., а также различные сочетания этих простых форм.

Вытянутые в одном направлении – призматические, столбчатые, шестоватые, игольчатые, волокнистые кристаллы (турмалин, берилл, пироксен, амфибол, рутил и др.).

Вытянутые в двух направлениях (уплощенные) – таблитчатые, пластинчатые, листоватые, чешуйчатые кристаллы (слюды, хлориты, молибденит, графит и т.д.).

В результате процесса метасоматического замещения или растворения с последующим заполнением пустот кристаллические формы, принадлежащие одному минералу, оказываются представленными другим минералом; подобные образования называются псевдоморфозами .

Штриховка . Помимо формы кристалла характерным свойством минерала, помогающим его диагностике, является штриховка на гранях: поперечная параллельная (кварц), продольная параллельная (турмалин, эпидот) либо пересекающаяся (магнетит).

В природе шире распространены не единичные кристаллы минерала, а различные их срастания , или агрегаты . Для многих минералов характерны определенным образом ориентированные закономерные двойниковые сростки двух или более кристаллов. Наиболее широко распространенные специфические формы минеральных агрегатов, срастаний и выделений, получившие особые названия, приводятся ниже.

Зернистые агрегаты . В зависимости от формы слагающих зерен различают собственно зернистые (состоящие из изометричных зерен), а также пластинчатые, листоватые, чешуйчатые, волокнистые, игольчатые, шестоватые и другие агрегаты. По величине зерен бывают агрегаты крупнозернистые – более 5 мм в поперечнике; среднезернистые – от 1 до 5 мм и мелкозернистые – с зернами менее 1 мм. Зернистыми агрегатами сложено, в частности, большинство изверженных и метаморфических горных пород, а также многие осадочные породы, некоторые типы сульфидных руд и др.

Друзы – сростки правильных, хорошо образованных кристаллов минералов на стенках пустот различной формы (трещин, каверн, «погребов», «занорышей», «пещер» и др.). В морфологическом отношении бывают весьма разнообразны: «щетки» кристаллов, «кристаллические корки» (мелкие тесно сросшиеся кристаллики, сплошь покрывающие стенки узких трещин), «гребенчатые» сростки и др. Друзы кристаллов типичны для пегматитов, некоторых типов гидротермальных жил и жил альпийского типа.

Секреции – выполнения пустот изометричной, часто округлой формы, отличающиеся концентрически-зональным строением. Внешние зоны секреций часто бывают выполнены аморфными или скрытокристаллическими минералами, а во внутренней их части сохраняется полость, на стенках которой нарастают друзы кристаллов или натечные агрегаты минералов. Мелкие секреции, встречающиеся в излившихся породах и туфах, называются миндалинами , крупные, особенно характерные для пегматитов и альпийских жил, – жеодами .

Конкреции – шарообразные или неправильной формы стяжения и желваки, образующиеся в рыхлых осадочных породах (илах, глинах, песках и др.). В отличие от секреций, конкреции разрастаются от какого-либо центра (обломочного зерна, органического остатка и т.д.), вокруг которого образуется сгусток коллоидального вещества, впоследствии раскристаллизованного. Конкреции характерны для фосфоритов, сидеритовых, марказитовых и других типов руд осадочного происхождения.

Оолиты подобно конкрециям имеют сферическую форму, но величина их гораздо мельче: от десятых долей миллиметра до нескольких миллиметров. Они образуются путем наслоения коллоидального материала на песчинки и органические обломки, находящиеся в подвижных водных средах во взвешенном состоянии. Оолиты весьма характерны для некоторых известняков, осадочных железных и марганцевых руд, а также бокситов.

Натечные формы выделений минералов образуются на стенках различных пустот и полостей при медленном стекании растворов. К ним относятся известковые и ледяные сталактиты и сталагмиты пещер, по форме сходные с обычными ледяными сосульками, почковидные, гроздевидные выделения минералов в зонах окисления и выветривания рудных месторождений и др. Размеры и формы натечных образований могут быть самыми разнообразными: от долей миллиметра до громадных столбов (в больших пещерах). Натечные формы выделений характерны для многих гипергенных и низкотемпературных гидротермальных минералов: кальцита, арагонита, малахита, гематита, гидроокислов железа, марганца, опала, гипса, некоторых сульфидов, смитсонита и др.

Землистые массы – рыхлые, мягкие, мучнистые агрегаты аморфного или скрытокристаллического строения, сажистые (черного цвета) или охристые (желтого, бурого и других ярких цветов). Чаще всего образуются при химическом выветривании горных пород и в зоне окисления руд (например, руды марганца).

Налеты и примазки – тонкие пленки различных вторичных минералов, покрывающие поверхность кристаллов или пород. Таковы пленки лимонита на кристаллах горного хрусталя, примазки медной зелени по трещинам в горных породах, вмещающих сульфидные месторождения с минералами меди, и т.п.

Выцветы – периодически появляющиеся (в сухую погоду) и исчезающие (в дождливые периоды) рыхлые корочки, пленки, налеты, часто пушистые или моховидные, на поверхности сухих почв, руд и горных пород и по трещинам в них. Эти образования сложены чаще всего легкорастворимыми водными хлоридами, сульфатами разных металлов или же другими водно-растворимыми солями.

2. Физические свойства

Оптические свойства. Прозрачность – свойство вещества пропускать свет. В зависимости от степени прозрачности все минералы делят на следующие группы: прозрачные – горный хрусталь, исландский шпат, топаз и др.; полупрозрачные – сфалерит, киноварь и др.; непрозрачные – пирит, магнетит, графит и др. Многие минералы, кажущиеся непрозрачными в крупных кристаллах, просвечивают в тонких осколках или краях зерен.

Цвет минералов – важнейший диагностический признак. Во многих случаях обусловлен внутренними свойствами минерала (идиохроматические окраски) и связан с вхождением в его состав элементов-хромофоров (Fe, Сг, Mn, Ni, Co и др.). Например, присутствие хрома обусловливает зеленую окраску уваровита и изумруда, присутствие марганца – розовую или сиреневую окраску лепидолита, турмалина или воробьевита. Природа окрашивания других минералов (дымчатый кварц, аметист, морион и др.) кроется в нарушении однородности строения их кристаллических решеток, в возникновении в них различных дефектов. В некоторых случаях окраска минерала может быть вызвана присутствием тончайших рассеянных механических примесей (аллохроматические окраски) – яшмы, агаты, авантюрин и др. Для обозначения окраски в минералогии распространен метод сравнения с окраской хорошо известных предметов или веществ, что отражается в названиях цветов: кроваво-красный, лазурно-синий, лимонно-желтый, яблочно-зеленый, шоколадно-коричневый и т.п. Эталонами можно считать названия цветов следующих минералов: фиолетовый – аметист, синий – азурит, зеленый – малахит, желтый – аурипигмент, красный – киноварь, бурый – лимонит, свинцово-серый – молибденит, железо-черный – магнетит, оловянно-белый – арсенопирит, латунно-желтый – халькопирит, металлически-золотистый – золото.

Цвет черты – цвет тонкого порошка минерала. Черту минерала можно получить при проведении испытуемым минералом по матовой неглазурованной поверхности фарфоровой пластинки (бисквита) или осколку такой же поверхности фарфоровой химической посуды. Это признак более постоянный по сравнению с окраской. В ряде случаев цвет черты совпадает с цветом самого минерала, но иногда наблюдается резкое различие: так, стально-серый гематит оставляет вишнево-красную черту, латунно-желтый пирит – черную и т.д.

Блеск зависит от показателя преломления минерала, т.е. величины, характеризующей разницу в скорости света при переходе его из воздушной в кристаллическую среду. Практически установлено, что минералы с показателем преломления 1,3–1,9 имеют стеклянный блеск (кварц, флюорит, кальцит, корунд, гранат и др.), с показателем 1,9–2,6 – алмазный блеск (циркон, касситерит, сфалерит, алмаз, рутил и др.). Полуметаллический блеск отвечает минералам с показателем преломления 2,6–3,0 (куприт, киноварь, гематит) и металлический – выше 3,0 (молибденит, антимонит, пирит, галенит, арсенопирит и др.). Блеск минерала зависит и от характера поверхности. Так, у минералов с параллельно-волокнистым строением наблюдается шелковистый блеск (асбест), полупрозрачные «слоистые» и пластинчатые минералы часто имеют перламутровый блеск (кальцит, альбит), непрозрачные или просвечивающие минералы, аморфные или характеризующиеся нарушенной структурой кристаллической решетки (метамиктные минералы) отличаются смолистым блеском (пирохлор).

Механические свойства . Спайность – свойство кристаллов раскалываться в определенных кристаллографических направлениях, обусловленное строением их кристаллических решеток. Так, кристаллы кальцита независимо от их внешней формы раскалываются всегда по спайности на ромбоэдры, а кубические кристаллы флюорита – на октаэдры.

Степень совершенства спайности различается в соответствии со следующей принятой шкалой:

Спайность весьма совершенная – кристалл легко расщепляется на тонкие листочки (слюда, хлорит, молибденит и др.).

Спайность совершенная – при ударе молотком получаются выколки по спайности; получить излом по другим направлениям трудно (кальцит, галенит, флюорит).

Спайность средняя – излом можно получить по всем направлениям, но на обломках минерала наряду с неровным изломом отчетливо наблюдаются и гладкие блестящие плоскости спайности (пироксены, скаполит).

Спайность несовершенная или отсутствует . Зерна подобных минералов ограничены неправильными поверхностями, за исключением граней их кристаллов.

Нередко разно ориентированные плоскости спайности в одном и том же минерале различаются по степени совершенства. Так, у гипса имеется три направления спайности: по одному – спайность весьма совершенная, по другому – средняя и по третьему – несовершенная. Трещины отдельности , в отличие от спайности, являются более грубыми и не вполне плоскими; чаще всего ориентированы поперек удлинения минералов.

Излом . У минералов с несовершенной спайностью существенную роль в диагностике играет излом – раковистый (кварц, пирохлор), занозистый (у самородных металлов), мелкораковистый (пирит, халькопирит, борнит), землистый (каолинит), неровный и др.

Твердость , или степень сопротивления минерала внешнему механическому воздействию. Наиболее простой способ ее определения – царапанье одного минерала другим. Для оценки относительной твердости принята шкала Мооса , представленная 10 минералами, из которых каждый последующий царапает все предыдущие. За эталоны твердости приняты следующие минералы: тальк – 1, гипс – 2, кальцит – 3, флюорит – 4, апатит – 5, ортоклаз – 6, кварц – 7, топаз – 8, корунд – 9, алмаз – 10. При диагностике весьма удобно также употреблять для царапанья такие предметы, как медная (твердость 3,0–3,5) и стальная (5,5–6,0) игла, нож (5,5–6,0), стекло (5,0). Мягкие минералы можно царапать ногтем (2,5).

Хрупкость, ковкость, упругость . Под хрупкостью в минералогической практике подразумевается свойство минерала крошиться при проведении черты ножом или иглой. Противоположное свойство – гладкий блестящий след от иглы (ножа) – свидетельствует о свойстве минерала деформироваться пластически. Ковкие минералы расплющиваются под ударом молотка в тонкую пластинку, упругие способны восстанавливать форму после снятия нагрузки (слюды, асбест).

Прочие свойства . Удельный вес (плотность) может быть точно замерен в лабораторных условиях различными методами; приблизительное суждение об удельном весе минерала можно получить путем сопоставления его с распространенными минералами, удельный вес которых принимается за эталон. Все минералы можно разделить по удельному весу на три группы: легкие – с удельным весом меньше либо равным 2,9 (гипс, мусковит, сера, халцедон, янтарь и др.); средние – с удельным весом порядка 2,9–5,0 (апатит, биотит, сфалерит, топаз, флюорит и др.); тяжелые – с удельным весом больше 5,0 (арсенопирит, галенит, касситерит, киноварь и др.).

Магнитность . Некоторые минералы характеризуются ярко выраженными ферромагнитными свойствами, т.е. притягивают к себе мелкие железные предметы – опилки, булавки (магнетит, никелистое железо). Менее магнитные минералы (парамагнитные ) притягиваются магнитом (пирротин) или электромагнитом; наконец, имеются минералы, которые отталкиваются магнитом, – диамагнитные (самородный висмут). Испытание на магнитность производится с помощью свободно вращающейся магнитной стрелки, к концам которой подносится испытуемый образец. Так как число минералов, обладающих отчетливыми магнитными свойствами, невелико, то этот признак имеет важное диагностическое значение для некоторых минералов (например, магнетита).

Радиоактивность . Способностью к самопроизвольному α-, β-, γ-излучению характеризуются все минералы, содержащие в своем составе радиоактивные элементы – уран или торий. В породе радиоактивные минералы часто бывают окружены красными или бурыми каемками, и от зерен таких минералов, включенных в кварц, полевой шпат и др., расходятся радиальные трещинки. Радиоактивное излучение действует на фотобумагу.

Другие свойства . Для диагностики в полевых условиях имеют значение растворимость минералов в воде (хлориды) или кислотах и щелочах, частные химические реакции на отдельные элементы, окрашивание пламени (например, минералы, содержащие стронций, окрашивают пламя в красный цвет, натрий – в желтый). Некоторые минералы при ударе или разломе издают запах (так, арсенопирит и самородный мышьяк испускают характерный чесночный запах) и т.д. Отдельные минералы определяются на ощупь (например, тальк на ощупь жирный). Поваренная соль и другие солевые минералы легко узнаются на вкус .

1. Введение

2. Систематическое положение

3. Распространение

4. Диагностические признаки

5. Жизненный цикл

6. Медицинское и эпидемиологическое значение

7. Диагностика

8. Профилактика: общественная и личная

9. Приложения

10. Литература

Введение

Систематическое положение

Тип: Arthropoda - членистоногие

Подтип: Chelicerata - хелицеровые

Класс: Arachnoidea - паукообразные

Сб.гр: Acarina - клещи

Сем-во: Ixodidae – Иксодовые

Род1: Ixodes - собственно иксодовые клещи

Вид: Ix.ricinus – собачий клещ

Вид: Ix. Persulcatus – таежный клещ

Род2: Dermacentor

Вид: D. pictus - переносчик и резервуар в-ля туляремии

Вид: D. marginatus – переносчик и резервуар в-ля туляремии, риккетсиозов и бруцеллеза.

Распространение

Иксодовые клещи встречаются в различных климатических условиях, даже в Арктике и Антарктике, но отдельные виды концентрируются в разных районах. Например, собачий клещ (Ix.ricinus) – обитатель европейской части России, Западной Европы и Северной Америки. Таежный клещ (Ix.Persulcatus) распространен в Сибири и на Дальнем Востоке. D.pictus является обитателем южной части Урала, Западной Сибири, Приморского, Краснодарского и Ставропольского края, Чечни, Ингушетии, Дагестана, Украины, Белоруссии, республики Закавказья. А D.marginatus – в степной полосе европейской части РФ, Западной Сибири, Краснодарского и Ставропольского края, Астраханской области, Калмыкии, республики Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, Казахстана, Украины.

Диагностические признаки

Для этого семейства (рис.3) характеры крупные размеры, вплоть до 4 - 5 мм. После питания размеры самки увеличиваются почти вдвое. Хитиновый покров самцов содержит щиток на дорсальной поверхности тела, у самок щиток локализуется в передней части. Ротовой аппарат составлен основаниями педипальп, боковыми четырехчленными пальпами и хоботком с выростом (гипостомом), снабженным острыми зубами. На концах хелицер имеются острые зубцы. С помощью хелицер клещи прокалывают кожу жертвы.

Для собственно-иксодовых (рис.1) характерна анальная борозда, которая сверху огибает анальное отверстие. У представителей рода Dermacentor (рис.2, 3) на щитке имеется светлый эмалевый рисунок, а на его нижнем крае фестоны.


У личинки иксодовых клещей (рис.5) 3 ходильные ноги, передняя часть спинной поверхности покрыта уплотненным хитином, образующим щиток. Граница хорошо видна. На брюшной стороне анальное отверстие. Нимфа (рис.5) имеет более крупные размеры. Основной отличительный знак – 4 пары ходильных ног. Позади четвертой находятся стигмы, через которые воздух поступает в трахейную систему. По средней линии с брюшной стороны хорошо видно анальное отверстие. Полового отверстия нимфа не имеет. Со спинной стороны передняя часть тела покрыта щитком.

Жизненный цикл (рис.6)

Метаморфоз, включающий стадии: яйца, личинки, нимфы и взрослые формы, продолжается не менее трех лет. Малая возможность встречи с прокормителем влечет за собой массовую гибель клещей на всех стадиях развития, однако этому противостоит большая плодовитость. Самки некоторых видов иксодовых клещей откладывают до 17 тыс. яиц, но из них половой зрелости достигает лишь незначительное число. Яйца откладываются в расщелины земли или в кору погибших деревьев. Вылупившиеся личинки питаются однократно, обычно на мелких млекопитающих (грызуны, насекомоядные).
Сытая личинка покидает своего хозяина и через некоторое время линяет, превращаясь в нимфу. Последняя после питания и линьки превращается в имаго. Половозрелые самки иксодовых клещей питаются только раз в жизни и преимущественно на крупных млекопитающих. Место имеет смена трех хозяев-прокормителей, но встречаются клещи, которые меняют двух хозяев, а иногда развиваются на теле одного хозяина. У личинок и нимф клещей для нахождения хозяина-прокормителя имеется очень тонкая адаптация: хорошо развиты рецепторы, воспринимающие вибрацию почвы, повышение температуры и концентрации углекислоты в воздухе.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Диагностический вывод - есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.

    Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Стандартизация (standart - типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

Особенности:

    Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

    Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

Особенности:

    Строго индивидуальный метод.

    Психометрически не обоснован.

    Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

5.Психологический диагноз. Причины диагностических ошибок. Требования к психологическому диагнозу.

Диагноз – от греч. Распознавание.

Медицинское понимание диагноза:

    Симптом – с греч. Признак какой-либо болезни. Делятся на два вида – субъективные (интероцептивные ощущения) и объективные (результаты измерения6 анализ крови, ЭКГ).

    Синдром – с греч. Сцепление. Закономерное сочетания симптомов, обусловленных единым патогенезом (патология), рассматриваемое как самостоятельное заболевание, либо как стадия какого-либо заболевания.

    Диагноз – определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.

Медицинское понимание диагноза прочно связано с болезнью, отклонением от нормы. Такое понимание господствовало и в психологии, то есть психологический диагноз – это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

С. Розенцвейг предлагал применять диагноз исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений.

Психологический диагноз оказывается шире, чем в медицине. И в норме, и в патологии. А в норме необязателен поиск каких-либо нарушений или расстройств.

Психологический диагноз (Бурлачук Л.Ф.) – результат деятельности психолога, направленный на выяснении сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций психотерапевтичекого и психокоррекционных воздействий, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – есть установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Требования к психологическому диагнозу.

    Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный (предметность, причинность, наличие противоречий) характер.

    Психологический диагноз – результат системной технической диагностики. Описываются не только отдельные единицы анализа, но и их соотношение. Вскрываются причины подобных соотношений и делается на основании такого анализа прогноз поведения. Диагноз по одной методике не ставится.

    Психологический диагноз должен быть структурированным. Параметры психического состояния человека должны быть приведены в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного возникновения. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты обрабатывают в форме диагностограмм. Простейший вариант – психодиагностический профиль.

Причины диагностических ошибок.

В качестве источников неточностей, ошибок А. Левицкий усматривает: недостаточность времени, отпущенного на обследование, отсутствие надежных источников информации об испытуемом и низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.

Более полный разбор причин диагностических ошибок представлен у 3.Плевицкой, выделившей их две основные группы.

Ошибки, связанные с разбором данных :

ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);

ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.

Ошибки, связанные с переработкой данных:

эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

ошибка ложной причины;

познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.