Болезни Военный билет Призыв

Деятельность человека (обществознание): виды, описание и особенности. Почему важно постоянно учиться и приобретать новые знания

Я видел много успешных компаний, которые тратили массу ресурсов на разработку стратегий воздействия на потребителей. А вот людей, закончивших курсы «профессиональных покупателей», пока что не встречал. Силы явно не равны. Предлагаю разобраться в том, как нами манипулируют, подталкивая к совершению быстрых и импульсивных действий.

1. Привлекательная внешность

Если нам нравится то, как человек выглядит, мы автоматически начинаем приписывать ему положительные черты: например, честность, надежность, наличие чувства юмора. Особенно активно это происходит на стадии знакомства: хочется нарисовать максимально подробный портрет, информации не хватает, приходится строить гипотезы. И изменить первое впечатление крайне сложно – даже если у вас будет такой шанс.

Психологи Гарварда поставили эксперимент: одна группа студентов училась у профессора на протяжении всего семестра, другая видела его в течение 10 секунд – в видеоролике без звука. Мнение учившихся у преподавателя студентов совпало с первым впечатлением испытуемых, посмотревших ролик. Это в очередной раз доказывает: мы – это то, как мы выглядим. Или как минимум то, что на нас надето.

Симпатичным или даже красивым может быть не только человек, но и сайт компании или косметический салон. Это, безусловно, аргумент в их пользу, но он должен быть решающим только в том случае, если внешний вид – единственное, что вам необходимо для принятия решения.

2. Принцип дефицита

Если получить желаемое сложно или в принципе невозможно, это только увеличивает для нас его ценность. Сумка Hermès может стоить несколько тысяч фунтов и доставляться лишь спустя два года после заказа. И это вовсе не потому, что производственные мощности Hermès не позволяют выпускать нужное количество сумок.

Помните: схватившись за первое попавшееся предложение, вы можете упустить лучший вариант

Другой пример: в свое время население Европы пытались приучить к картошке. Только когда крестьянам было сказано, что картошка – собственность государства, а поля огорожены и взяты под охрану, картошку стали незамедлительно воровать, есть и выращивать.

С использованием техники дефицита мы ежедневно сталкиваемся в интернете. Сайт по бронированию отелей настойчиво предупреждает, что осталось всего несколько номеров, счетчик отсчитывает время до конца акции. Принцип дефицита вгоняет нас в состояние легкой паники: надо брать, а то не успею! – и толкает на импульсивные покупки. Чтобы этого избежать, помните о том, что, схватившись за первое попавшееся предложение, вы можете упустить лучший вариант.

3. Предварительное согласие

Как правило, мы стараемся быть последовательными: если объявили о чем-то во всеуслышание, то повести себя наперекор сказанному будет очень сложно, даже спустя некоторое время.

Поэтому обычно нас просят сделать маленький шажок навстречу и согласиться с чем-то незначительным, после чего переходят к основной просьбе. Просто попросив денег на защиту окружающей среды, велик риск получить отказ. Но что, если сначала спросить: «Вам важно состояние окружающей среды?» Человеку, ответившему «да», сложно будет отказать в пожертвовании.

Взяв в руки вещи или оставив личную почту, вы вроде бы не берете на себя никаких обязательств, но в будущем это может быть использовано, чтобы на вас надавить. Попав в подобную ситуацию, помните: даже дав предварительное согласие, вы всегда вправе отказаться.

4. Возможность выбрать «меньшее из зол»

Оказывается, и первоначальный отказ может стать стимулом к дальнейшему согласию. Так работает принцип «меньшего из зол». Сначала нам предлагают купить что-то дорогое, а когда мы отказываемся, делают более умеренное предложение.

Представьте ситуацию: вам предлагают приобрести дорогую технику. Вы отказываетесь. Продавец: «Может, хотя бы возьмете батарейки для пульта? Ведь их вечно не хватает…» Вероятность того, что, отказав в первый раз, вы согласитесь во второй, достаточно велика. Вы чувствуете, что вам уступили, не став настаивать и убеждать. У вас рождается потребность отблагодарить, купив чего-нибудь взамен.

5. Акцент на схожести

Нам нравятся похожие на нас люди, а также те, кто разделяет наши интересы и взгляды. Бессознательно мы склонны доверять людям «своего круга». Незнакомцев же мы относим к этому кругу по самому доступному для оценки параметру – одежде.

Мошенники давно пользуются этим. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда прилично одетый человек или семейная пара просят деньги на улице, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства. Их шансы получить деньги «на проезд» значительно выше, чем у настоящего бездомного.

Сближает не только внешний вид, но и наличие автомобилей одной марки или участие в одном и том же сообществе социальной сети. Но как бы ни был похож на вас продавец, помните: жить вам придется не с ним, а с той вещью, которую вы у него купите.

6. Ставка на авторитет

Мы доверяем тому, что говорят влиятельные люди. При этом зачастую экспертом становится тот, у кого есть для этого необходимые атрибуты.

В рамках эксперимента одного и того же актера представляли трем разным группам людей как «студента», «лаборанта» и «профессора» из Оксфорда. После участников попросили оценить его рост. «Профессор» показался испытуемым на 12 сантиметров выше, чем «студент». Если статус эксперта обманывает наше зрение, он обманет и мышление.

Обязательно проверяйте реальный статус эксперта, в особенности если это касается важного для вас вопроса.

7. Зависимость от социального одобрения

Нам нравится, когда наши действия одобряются, а предпочтения разделяются другими. Именно поэтому мы скорее заглянем в переполненный ресторан, чем в пустой.

Чтобы получить необходимый эффект, достаточно продемонстрировать, что точка зрения популярна в обществе. Именно поэтому на большинстве сайтов можно встретить раздел «Наши благодарные клиенты».

Социальное одобрение может побудить нас даже к противоправным действиям. Известный американский психолог Роберт Чалдини как-то предложил установить в парке запретительную надпись: «Многие посетители уносят с собой на память куски окаменелых деревьев, уничтожая природу...». И число хищений возросло почти в четыре раза! Пытаясь обозначить неправильность воровства, эта надпись скорее «узаконила» его, ведь, как оказалось, «все так делают».

Часто то, что мы считаем мнением большинства, – просто боязнь высказать свое мнение и стать первым

Другой пример использования этой техники – закадровый смех в сериалах. Несмотря на то что почти всех он раздражает, по результатам многочисленных исследований этот смех нужен: так шутки действительно начинают казаться более смешными.

Важно понимать: часто то, что мы считаем мнением большинства, – просто боязнь высказать свое мнение и стать первым. Вам знакома ситуация, когда на совещании никто не осмеливается возражать, и лишь когда самый смелый высказывает противоположную точку зрения, остальные начинают его поддерживать? Вспоминайте о своей тяге к социальному одобрению и не идите наперекор себе и своим желаниям.

8. Игра на чувстве благодарности

Согласитесь, когда вы получаете пусть даже небольшой подарок, вам, скорее всего, хочется отблагодарить дарителя (причем совершенно неважно, испытываете ли вы к нему теплые чувства и нужен ли вам подарок как таковой).

На этом построена вся индустрия промоакций, экскурсий на фабрики и дегустаций: получив подарок, человек начинает думать (пусть и не осознавая этого), что должен что-то купить взамен.

Если вы чувствуете, что в силу вашего характера даже маленький сувенир вынудит вас на ответную и несоразмерную благодарность в виде покупки чего-то ненужного, не берите его.

9. Использование аргументов

Социальный психолог и автор теории осознанности Элен Лангер провела эксперимент с посетителями библиотеки, стоявшими в очереди к копировальной машине. 94% испытуемых согласились пропустить ее вперед, услышав: «У меня пять страниц. Не могли бы вы пропустить меня, потому что я спешу?» Интересно, что причиной согласия послужил не маленький объем копий. На просьбу «У меня пять страниц – не могли бы вы пропустить меня?» откликнулись только 60% испытуемых. Все дело – в наличии фразы «потому что».

По сути, нам безразлично, в чем заключаются причины: мозгу важен только факт, что мы узнали об их наличии. Если просьба необременительна, то, услышав «потому что», мы не тратим время на анализ содержания аргумента, а сразу готовы идти на уступки.

Будьте внимательны: действительно ли выдвигаемые доводы весомы, или это лишь замаскированные пустышки?

10. Комплименты

Многочисленные исследования доказывают, что сказанный в нужный момент комплимент увеличивает шансы на покупку. В ситуации выбора мы часто испытываем неуверенность: что лучше взять – то или это? Метания могут закончиться тем, что мы просто уйдем из магазина. Но если именно в этот момент консультант похвалит наш выбор и чувство стиля, сконцентрировав наше внимание на одной вещи, то, скорее всего, мы уйдем с покупкой.

Нами правит жажда комплиментов. Если вы пришли на работу с новой стрижкой, то, скорее всего, запомните всех, кто похвалил вашу прическу (даже тех, кто ограничился фразой: «О, отличная стрижка»).

В случае с комплиментом лучше всего понять, с какой целью он был сделан, а потом просто продолжать наслаждаться им.

***

К счастью, от перечисленных выше уловок мы чаще всего защищены тем, что большинство людей и компаний применяют их с ошибками, которые снижают наше желание идти на уступки. Манипуляции на основе социальных норм очень дешевы в использовании, но научиться применять их правильно сложно.

Теперь, когда вам знакомы основные манипулятивные ловушки, осталось только научиться вовремя их замечать и избегать.

Об авторе

– психолог, партнер в компании Eldey Consulting Group .

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Развитие медицины и увеличение производства продуктов питания – важные, но далеко не единственные причины, которые определяли развитие биологии, делая ее необходимой для каждого человека. Природа дает людям источники для получения продуктов и материалов. Важно их свойства, местонахождения и сферы применения, чтобы правильно использовать для своего блага. Во многом биология является исходным источником таких знаний.

Перед биологической стоят такие задачи, как: побороть болезни века и , создать эффективные вакцины, обеспечить продуктами питания, исправить генетические дефекты, преждевременное старение, сохранить чистоту водоемов и прозрачность воздуха, уберечь почву от эрозии, а леса – от уничтожения. Биологические знания – обязательный компонент общечеловеческой культуры, основа формирования научной картины всего мира.

Видео по теме

Многим кажется, что изучение математики в школе может быть сведено к минимуму. Зачем осваивать столько непростую науку, когда есть калькуляторы с многочисленными функциями? Тем более, что иногда она дается с трудом. Но еще Ломоносов указал на то, что математика приводит в порядок ум. Также она развивает мышление ребенка, логику, анализаторские способности, тренирует память и внимательность.

В закладывается фундамент математических знаний ребенка. Но на сегодняшний день, к сожалению, учителя и школьные методисты очень мало уделяют внимания содержанию данного курса. Вид преподавания математики в школе сложился еще 50-60 лет назад. Он отражает систему педагогических, психологических и математических взглядов того времени.

Часто родители и дети задают учителям вопрос, для чего в начальной школе? Во-первых, математика развивает и формирует мышление ребенка. Изучение данной науки позволяет увидеть, как одно явление в мире связано с другим. Она поможет научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, математика способствует развитию творческого потенциала ребенка. Казалось бы, какая тут связь? Но данная точная наука способствует знакомству детей с методичной работой, без которой не мыслим ни один творческий процесс.

В-третьих, математика обучает находить не только простые, но и оригинальные способы выхода из любой ситуации. Действовать по шаблону сможет любой человек. Но стоит изменить некоторые условия в задаче, как некоторые тут же теряются, не представляя, дальше. Такая ситуация характерна не только для математических заданий, но и жизненных. Умение сопоставлять факты, находить знакомые формулы и применять их в самых неожиданных ситуациях – вот какие способности развивает изучение математики в школе.

Именно уроки математики в начальной школе объясняют ребенку, формы и размер, как можно ориентироваться в пространстве, каким образом подойти к решению той или иной задачи. Такие уроки помогают малышам научиться думать и развивают их интеллект, учат пользоваться логическим и пространственно-геометрическим мышлением. Математика обязательно должна являться одним из элементов в воспитании ребенка.

Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение «единственной известной роскошью». Великий писатель неправ в одном: общение с себе подобными для человека – не роскошь, а насущная необходимость.

Человек существует в двух ипостасях – индивидной и личностной. Индивид – это понятие биологическое. По своим биологическим характеристикам человек весьма близок к некоторым другим высшим приматам – в частности, к шимпанзе.

Кардинальное отличие человека от других животных заключается не в индивидных, а в личностных характеристиках. Если индивид – результат биологической эволюции, то личность – продукт эволюции социальной, поэтому личностные характеристики, в отличие от индивидных, не даются от рождения, а формируются в процессе социальной жизни во взаимодействии с другими людьми.

Какую роль играет это взаимодействие в жизни человека, яснее всего проявляется на примере людей, которые были лишены общества себе подобных.

Становление человека

Оценить в полной мере ту роль, которую играет общение с другими людьми в становлении человеческой личности, помог «феномен Маугли». Речь идет о людях, которые с раннего детства были изолированы от людей.

В 1800 г. в лесу Сан-Серни-сюр-Ранс (Франция) был найден странный мальчик. На вид ему было 12 лет, но он не умел говорить, не носил одежды, передвигался на четвереньках и боялся людей. Был сделан закономерный вывод, что ребенок с раннего детства был лишен человеческого общества. Врач Ж.Итар занимался с мальчиком, получившим имя Виктор, в течение 5 лет. Виктор выучил несколько слов, научился опознавать некоторые предметы, но на этом его развитие закончилось, и на таком уровне он оставался вплоть до смерти в 40-летнем возрасте.

Не менее печальной была история американской девочки Джинни, которую психически больной отец с младенчества до 13 лет держал в затемненной комнате, в полной изоляции. Специалисты начали работать с девочкой в 1970 году, но особых успехов не достигли: Джинни попала в приют для душевнобольных, жить среди людей самостоятельно она так и не научилась.

Историй такого рода немало, но неизменно печален: люди так и не смогли обрести подлинно человеческий облик, оставаясь в животном состоянии.

Сохранение человеческого облика

Обретение личностных характеристик и социальных навыков не гарантирует их пожизненного сохранения. Как и любые навыки, они требуют постоянной тренировки, а при отсутствии таковой утрачиваются.

Каждый может проделать несложный опыт, проведя некоторое время в полной изоляции (например, на даче). Уже через две недели будет трудно припомнить некоторые слова. Впрочем, из-за двухнедельной изоляции ничего страшного не произойдет: вернувшись в общество себе подобных, человек восстановится за считанные дни.

В худшем положении оказывались жертвы кораблекрушений, вынужденные годами жить на необитаемых островах. Шотландец А.Селькирк, ставший прототипом Робинзона Крузо, сохранил речевые навыки благодаря тому, что ежедневно читал вслух Библию. Тем не менее, через 4 года одиночества он не сразу смог заговорить с моряками, которые его спасли. Известны случаи, когда люди жили на необитаемых островах дольше А.Селькирка, и тогда изменения личности оказывались настолько глубокими, что ни о восстановлении речи, ни о возвращении к нормальной жизни речь уже не шла.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что человек нужен человеку для обретения и сохранения подлинно человеческих качеств. В изоляции от себе подобных ни то, ни другое невозможно.

Источники:

  • Палмер Дж. Одичавшие дети в 2019

Человечество неразрывно связано с окружающей его природой. Вне естественной среды обитания люди просто не могут существовать. Все производство на планете базируется на использовании природной составляющей - полезных ископаемых, источников энергии и т.д.

Природа является основой жизнедеятельности как отдельных людей, так и общества в целом. Вне природы для человека жизнь невозможна. Даже на космических кораблях люди пользуются предметами, дышат воздухом, употребляют пищу, полученную в результате переработки природных благ.

Осознавая всю важность природы, как необходимого условия существования, люди должны бережно к ней относиться. Здесь главным принципом должен стать «Не навреди!». Бездумно уничтожая и загрязняя природные ресурсы, люди ухудшают собственные условия обитания. Помимо производственного значения, природа играет оздоровительную, эстетическую, научную роль.

Человек во взаимосвязи с природой

Человеческий организм - биологический объект и подчиняется законам природы. Вся совокупность природных условий (атмосфера, почва, животный, растительный мир и т.д.) составляет географическую среду обитания человека. Благодаря особенностям географической среды происходит разделение труда - в одних регионах больше занимаются рыбной ловлей, в других - животноводством, в третьих - добычей полезных ископаемых. Первые цивилизации возникали в местах с наиболее благоприятной природной средой - там, где был теплый климат, много плодородной земли и достаточно воды.

Общество в рамках природной среды

Изучая природные явления, люди смогли сформировать основные научные постулаты, использование которых позволило разработать новые технологии. Опыт и знания, полученные в процессе наблюдения за природой, позволили человеку создать искусственную среду обитания и расселиться из стран с теплым климатом далеко на север. Современные люди живут в крупных городах, пользуются автомобильным транспортом, обихода. Всё это существует благодаря ученым, которые изучали природу, и создано на основе природных материалов. Даже синтетические ткани создаются из продуктов переработки нефти - природного полезного ископаемого.

Помимо всего прочего, природа выполняет оздоровительную и эстетическую функцию. Наблюдая за небом, морем, полями и другими ландшафтами, художники пишут картины, композиторы сочиняют музыкальные произведения. Даже обычные заводские рабочие на выходных стремятся выехать за город, отдохнуть от ежедневной суеты и прикоснуться к природе. Чтобы поправить здоровье, люди едут в санатории и посещают бальнеологические комплексы, расположенные в местах с уникальными природными условиями.

Видео по теме

Инструкция

Роль трудно переоценить, ведь науки, входящие в ее состав, подробно изучают жизнь всего живого на Земле во всех ее проявлениях: строение организмов, их поведение между собой, а также взаимосвязь с окружающей средой. Современная объединяет в себе следующие фундаментальные понятия: клеточная теория, гомеостаз, генетика и энергия. В настоящее время самостоятельными разделами биологи стали следующие: ботаника, зоология, микробиология, вирусология, анатомия. Все они одинаково важны и представляют собой целый комплекс ценных фундаментальных знаний, накопленных человечеством за все время его существования.

Современная биология прочно вошла в такие науки как социология, экология и, конечно же, медицина. Биология, как и любая другая наука, постоянно пополняется теми или иными новыми знаниями, открытиями, исследованиями, которые трансформируются в новые биологические законы и теории. Именно современная биология помогла медицине найти необходимые способы в борьбе с бактериологическими и быстро распространяющимися вирусными заболеваниями. Именно благодаря этой науке, человечеству удалось побороть такие жизненно опасные заболевания как холера, чума, брюшной тиф, оспа, сибирская язва и т.д.

Криминалистика , строительство, сельское хозяйство, освоение космического пространства. Знания биологии в этих сферах жизни просто необходимы. Нестабильная экологическая обстановка на планете требует определенного переосмысления производственной деятельности, что позволяет современной биологии перейти на принципиально новый уровень. Ведь ежегодно в мире случаются крупномасштабные экологические или техногенные катастрофы, поражающие как маленькие, так и большие государства, и вызванные существующими социальными и экономическими противоречиями современного общества.

Само название - «биология» - произошло от совмещения греческих слов bios и logos, что означает «учение о жизни». Термин был предложен в 1802 году французским журналистом Ламарком и немецкий ученым Тревиранусом.

Объект исследования биологии

Как и всякая другая наука, имеет свой объект исследования, являющийся ее отличительной чертой – она исследует живые системы, как существующие на Земле сейчас, так и вымершие в другие геологические эпохи. По определению ученых, все живые системы на Земле характеризуются наличием метаболизма, способностью к саморегулированию и самовоспроизведению. Биология - это целый комплекс нескольких более узкоспециализированных наук, объектом изучения которых является живая природа Земли от растений до человека, во всем многообразии ее форм и проявлений.

В зависимости от предмета изучения, биология подразделяется на отдельные области. К примеру, ботаника изучает строение и свойства растений, зоология – наука о животных, анатомия исследует внутреннее строение организма, эмбриология – внутриутробное развитие животного или человека с момента зачатия до рождения, а общая биология – закономерности организации и развития живых систем в целом и т.д.

Методы научного познания

Как и всякая наука, биология использует определенные методы исследований. Существует несколько основных универсальных методов познания, применяющихся во всех науках:
- наблюдение - метод, способствующий сбору информации при помощи приборов или визуально;
- эксперимент – метод, дающий возможность проверить наблюдение и возникшие предположения при помощи опытов;
- моделирование – метод, при котором создается модель, ведущая себя как объект исследования.

К универсальным методам относится также формулирование и решение проблемы, выдвижение гипотезы и возникновение теории. Проблема – задача, ведущая к получению новых научных знаний и требующая сбора данных, их систематизирования и анализа. Гипотеза - предположение, проверяемое экспериментальным путем. Критический анализ гипотез, возникающих в процессе изучения полученных фактов и установления причинно–следственных связей событий и явлений, позволяет сформулировать законы. Согласно определению, теория – есть обобщение основных положений относящихся к определенной области научных знаний. Получение новых фактов может способствовать развитию или опровержению теории.

Различные науки используют также частные методы познания, к примеру, биохимический, позволяющий выявить явления, происходящие в организме человека с точки зрения химии, или палеонтологический, выявляющий родство между ископаемыми организмами, обитавшими в разные геологические эпохи. Некоторые из универсальных и частных методов использует и биология.

Видео по теме

Для чего нам нужны знания

В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание – сила». Для чего же нужны знания человеку?

Стремление к знанию одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость, нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества: изобретение огня, календаря, выплавка металлов, приготовление пищи.

Итак, в первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека -география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя. Законы взаимоотношений между людьми описываютгуманитарные науки: литература, обществоведение, право. Люди всегда стремились знать о своем прошлом - так появилась история. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни. Стоит сказать и о математике. Эта наука является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами!

Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет«Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны», - сказал древний философ Эсхил. А И.В. Гёте по этому поводу думал, что … «недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать».

В современном мире есть много источников знаний. Это и интернет, и телевидение, и радио, и журналы. Фома Аквинский писал, что знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Но книга по-прежнему остаётся одним из самых главных источников знаний. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать – это не только узнавать о каких-то фактах, сведениях. Читать – это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.

В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Высокообразованными, эрудированными людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи, полководец Суворов, ученый и поэт Ломоносов, великий Пушкин и многие другие.

Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что-то узнать, расширить свои познания. Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране, потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

Знания не так легко достичь. Нужно очень стараться, приложить все силы. Иногда возникают преграды: сложно решить задачу, выучить что-то, найти нужную книгу, просто нет желания учиться… Но все эти трудности можно преодолеть. Главное собраться и немного потрудиться, ведь в итоге ты соберёшь ценные плоды. Наши знания – это путь к успеху.

Тот мощи достигнет, кто знанья достиг;

От знанья душой молодеет старик.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет. (Фирдоуси)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Для чего нужны зоопарки.

Цель проекта: расширить кругозор учащихся в отношении существовании мировых сообществ по охране и защите животных определить значимость животных в жизни человека применять знания, приобретенные на дру...

Для чего нужны скороговорки?

Скороговорками называют очень короткие (1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные "проблемными" согласными звуками и звуковыми сочетаниями: "р", "с", "ш", "...