Болезни Военный билет Призыв

Детство кто такая наталья савишна. Люди срочно! Описание Натальи Савишны из повести Л.Н.Толстого. Детсво. Портрет Поведение Характер Отношение героя к людям. Сочинение История Натальи Савишны

Пафос это термин, имевший в истории искусства различные значения. В античной эстетике пафос обозначает страсть или состояние, связанное с сильным волнением. Для Аристотеля в «Никомаховой этике» (4 век до н.э.) пафос это свойство души , страсть в широком смысле слова; в соответствии с этим, как указано в его «Риторике», хорошая речь должна быть «патетической», т.е. влиять на чувство. Постепенно центр тяжести в истолковании пафоса переместился с определенного душевного переживания на те свойства художественного изображения, которые это переживание вызывают и делают возможным: понятие «пафос» в разное время связывалось с характеристикой стиля, героя, категорией возвышенного (анонимный трактат «О возвышенном», I век, приписывался Лонгину) и особенно с теорией трагического, для которой важна внутренняя конфликтность пафоса. Еще И.Винкельман в «Истории искусства древности» (1763), отмечая в Лаокооне «борьбу интеллекта с страданиями физической природы», заключал: «Итак, при всяком пафосе физическое чувство должно быть привлечено страданием, а дух - свободой».

Из этого тезиса исходил Ф.Шиллер («О патетическом», 1793), писавший, что пафос предполагает одновременно изображение глубокого страдания и борьбу с ним, свидетельствующую о нравственной высоте и свободе трагического героя. В немецкой классической эстетике было сформулировано и понимание пафоса как совокупности определенных страстей и импульсов, составляющих содержание человеческого поведения. По Ф.Риделю, включившему в свою «Теорию изящных искусств и наук» обширный раздел «О пафосе» (Riedel F.J. Theorie der schonen Kunste und Wissenschaften. Neue Auflage, Wien; Jena, 1774), пафос составляют: стремление к совершенству, любовный инстинкт, надежда, удивление, стремление к удовольствию. Подобная тенденция истолкования пафоса оказалась очень существенной для эстетики Г.В.Ф.Гегеля, понимавшего под ним «субстанциональное», «существенное, разумное содержание, которое присутствует в человеческом «я», наполняя и проникая собою всю душу» (любовь Антигоны к брату в трагедии Софокла, любовь Ромео и Джульетты в трагедии У.Шекспира).

В.Г.Белинский рассматривал пафос как «идею-страсть», которую поэт «созерцает… не разумом, не рассудком, не чувством… но всею полнотою и целостью своего нравственного бытия». Тем самым Белинский перенес терминологическое обозначение пафоса с художественного персонажа на саму художественную деятельность и применял это понятие для характеристики произведения или творчества писателя в целом: пафос «Мертвых душ» (1842) Н.В.Гоголя есть юмор, созерцающий жизнь «сквозь видный миру смех» и «незримые ему слезы»; пафос творчества А.С.Пушкина - артистизм и художественность. В русском литературном сознании 19 века присутствовали и аристотелевская, и гегелевская трактовки пафоса, однако преобладающее влияние оказывала интерпретация Белинского. Бытовало также понятие (как и в западноевропейской эстетике) «пустого пафоса» - т.е. выспренной, внутренне неоправданной риторичности. В современном литературоведении термин «пафос» потерял строгую определенность , иногда сближаясь по смыслу с понятиями «трагическое», «высокое», иногда - с трактовкой Белинского, иногда (в негативном или ироническом аспекте) - с понятием «пустого пафоса».

1. (греч. страдание), страсть, которая вызывает деяние, влекущее за собой страдание, a также и само испытываемое страдание осн. элемент тратич. в античности. Если П. находится в середине трагич. действия, то это патетич. трагедия (в отличие от этич., в которой важнее характер и его развитие). Действие П. в трагедии усиливается, когда П. возникает неожиданно. П. принадлежит к эмоциональным элементам трагедии и создает в ней, как и в патетич. музыке (игра на флейте), существ, предпосылку катарсиса. Действие П. в поэзии и в музыке направлено не на образование слушателя, но связано с наслаждением. Платон поэтому спорит с трагедией, в то время как Аристотель ее оправдывает.

2. город на затт. побережье Кипра, колонизованный в микенское время аркадцами. Место почитания Афродиты.

Отличное определение

Неполное определение

ПАФОС

от греч. pathos – страдание, воодушевление, страсть), эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя. В современном литературоведении термин употребляется в сочетании «пафос какого-либо произведения» – напр., пафос «Мертвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголя (по словам самого автора) – «видный миру смех сквозь незримые ему слезы». В истории литературы термин «пафос» имел различные значения: в античной теории пафос – страсть как свойство души, ее способность чувствовать что-либо. В немецкой классической эстетике пафос – совокупность страстей, определяющая содержание человеческого поведения. Для немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля пафос – сущностное содержание человеческого «я» (напр., пафос Ромео – его любовь к Джульетте). В. Г. Белинский впервые переносит акцент со свойств человека на свойства текста: пафос характерен не для писателя или его героя, но для произведения или творчества в целом. Современное литературоведение близко к трактовке Белинского. Иногда встречается употребление слова «пафосный» в значении «чересчур эмоциональный, слишком трагический».

«Оратор говорил с огромным пафосом. Пафос, звучавший в словах выступающего, передавался слушателям». Кто из нас не встречал подобных фраз в газетных статьях, радио- и телепередачах, книгах и в интернете?

О том, что такое пафос и в каких случаях используется это слово, мы поговорим в этой статье.

Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.

Пафос – известный и давно используемый прием в поэзии, не менее широкое применение находит он в пропаганде и агитации. Другое слово, которое имеет примерно тот же смысл и произошло от того же греческого первоисточника – «патетика».

Примеры пафоса:

«Я буду любить тебя вечно»
«Наше дело переживет века»
«Ни пяди родной земли врагам».

В речи наших современников пафос нередко выглядит неестественно и фальшиво, а люди, его использующие в повседневной жизни – напыщенными и смешными. Сегодня определениями «пафос, пафосный» принято обозначать людей или явления, которые стремятся придать себе значительность, хотя ею вовсе не обладают.

Однако в моменты, вызывающие сильный душевный отклик, пафос вполне уместен и порой даже необходим. Пафосные фразы часто можно сегодня встретить в речах политиков, особенно во время предвыборной кампании либо в значительные исторические моменты в жизни государства. Нередко встречаются они и в литературе, особенно в стихах, посвященных важным историческим событиям или выражающим сильные эмоции автора.

Кроме того, Пафос – это древний и красивый город, греческий курорт на острове Кипр.

Родоначальником пафоса в литературе считается древнегреческий философ Аристотель, разработавший основы риторики. Пафос используется для выражения сильных возвышенных эмоций, воодушевления, страсти, душевного надрыва.


Это сильный прием, который нередко призван для формирования сочувствия к героям литературного произведения, сопереживания им и их действиям.

Литературоведы различают следующие виды пафоса поэтов и писателей:

Героический пафос используется для демонстрации душевного подъема главного героя или коллектива, действия которого направлены на достижение гуманистических целей: борьбу за независимость своего народа или права социальной группы, стремление к высоким идеалам духовности. Нередко героический пафос связан с трагическими переживаниями героев, раздираемых глубокими противоречивыми чувствами: стремлением к общему благу и невозможностью достижения личного счастья.

Драматический пафос – индивидуальные переживания героев, связанные с их внутренним миром. Отличительной чертой служит отсутствие принципиального противоречия с внешними обстоятельствами, переживания героев имеют психологическую, а не социальную подоплеку.

Романтический пафос – стремление главных героев к универсальному идеалу, конфликт произведения кроется в недостижимости идеала и в его противоречии с грубой действительностью.

Сентиментальный пафос тоже отражает стремление героев к идеалу, но ограничивает сферу их эмоций семейно-бытовой тематикой.

Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.

Лирический пафос – литературная категория, которая отображает ведущий эмоциональный настрой произведения, совокупность его лирических отступлений (если произведение имеет повествовательный характер) или основную тему (если это лирическое произведение).


Основная задача лирического пафоса – найти эмоциональный отклик у читателя, заставить его сопереживать героям. Искренний лирический пафос создает необходимые автору чувства, подкрепляя изложенные в нем мысли.

Пафос — это основной эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоцио-нально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором.

Героика, или героический пафос, связан с активным, действенным утверждением возвышенных идеалов, во имя достижения которых героям приходится преодолевать очень серьезные препятствия, рисковать собственным бла-гополучием, а нередко и жизнью. Героическим пафосом пронизана баллада М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Трагизм, или трагический пафос, выражает страдание, невыносимую скорбь. Как правило, он связан с ситуация-ми, в которых любое решение героя неизбежно приведёт его к несчастью, а его выбор — это выбор «из двух зол». Тра-гический пафос опирается на конфликт, не имеющий бла-гополучного разрешения (таков конфликт между Данилой Бурульбашем и Колдуном в «Страшной мести» Н. В. Гоголя). Трагическим пафосом характеризуется новелла И. А. Буни-на «Лапти».

Романтика, или романтический пафос, по своим прояв-лениям очень похож на пафос героический, поскольку пе-редаёт сильное эмоциональное переживание, устремлён-ность к возвышенному и значительному идеалу. Но роман-тический пафос основан не на деятельном воплощении поставленной цели, а на переживании мечты (часто недо-стижимой), на поисках средств воплощения этой мечты в действительность. На романтическом пафосе базируется поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Сентиментальность, или сентиментальный пафос, возника-ет, когда в произведении автор намеренно подчёркивает своё эмоциональное отношение к изображаемому и настойчиво стремится вызвать сходные эмоции у читателя. Пример: сти-хотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

Драматизм, или драматический пафос, проявляется в про-изведениях, где взаимоотношения персонажей или отноше-ния персонажа с окружающим миром характеризуются осо-бой напряжённостью, конфликтностью, но, в отличие от трагических ситуаций, здесь возможен благоприятный исход, хотя он и требует от персонажей принятия правильных реше-ний и активности, решительных действий. Пример: новелла В. Г. Распутина «Уроки французского».

Юмор, или юмористический пафос, мы ощущаем в про-изведениях, представляющих нам комические характеры и ситуации. Этот пафос, как правило, сопровождается доб-родушной улыбкой читателя. Пример: водевиль А.П. Чехо-ва «Медведь».

Сатира, или сатирический пафос, направлена против по-роков, которые «бичуются» смехом, вызывающим не столько веселье, сколько возмущение читателя. Пример: новелла А. П. Чехова «Хамелеон».

Инвектива как вид пафоса предполагает откровенное выражение обвинения в адрес людей или событий. При-мер: А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный», где поэт ясно высказывает своё негодование в адрес людей, наде-лённых рабской психологией, лишённых понятия чести.

Лирический пафос предполагает создание в произведе-нии особой атмосферы, настраивающей читателя на прояв-ление субъективно-заинтересованного отношения к описываемому автором.

В творчестве каждого большого поэта наряду с произведениями о любви, о смысле жизни, о Родине всегда есть стихотворения, в которых отражаются устремления к свободе. Перечитайте Гейне, Шиллера, Байрона и других поэтов, и вы обнаружите целые циклы стихотворений вольнолюбивой лирики. He являются исключением и великие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

Вольнолюбивые мотивы становятся как бы одной из обязательных составляющих творчества Лермонтова. Позже поэт приходит к пониманию того, что свобода является одним из условий нормальной жизни человека. Это философское обобщение вызывает целый ряд стихотворений, проникнутых ненавистью к любому угнетению, к любым формам его проявления.

В 1842 году Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, а между тем, наши страдания - почва, на которой разовьется их счастье». Такова была трагическая судьба поколения. Что же оставалось? В этих обстоятельствах приходилось искать спасение в себе самом. Единственно возможной формой протеста стало не открытое сопротивление самодержавному режиму, а идущий вразрез с официальным стереотипом образ чувств и мыслей - свободный внутри государственной несвободы.

Свобода внутри несвободы - это позиция и самого Лермонтова. В 1831 году, шестнадцати лет от роду, Лермонтов написал удивительные по точности и глубине аналитического вывода стихи:

Ho, потеряв Отчизну и свободу,
Я вдруг нашел себя, в себе одном

Нашел спасенье целому народу,
И утонул деятельным умом
В единой мысли, может быть, напрасной
И бесполезной для страны родной.

Речь идет, разумеется, не об отказе от «русского гражданства», не об утрате его. Однако у Лермонтова уже не было Отчизны в том смысле, какое вкладывал в это понятие юный Пушкин, когда писал, обращаясь к Чаадаеву:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Лермонтовский лирический герой понимает, что жизнь - это то, что ты сделал. Поэтому жажда деяния стала одним из ведущих мотивов обширного стихотворения «1831-го июня 11 дня».

...Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Мне кажется, что среди лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова «Дума» 1838 года выделяется широтой авторского замысла. О ком поведал Лермонтов в своей «Думе»? Кого клеймил? К кому обращал свой призыв?

«Мы вянем без борьбы»; «И ненавидим мы, и любим мы случайно...». Поэт будто перевоплощается в тех, кого обличает. Oн проникает в их внутренний мир, в тайну их судьбы, вбирает в себя всю их душевную боль, всю немощь, чтобы затем изнутри взорвать зло. Он пришел к ним не как посторонний, которому так легко бичевать страдальцев. Напротив, Лермонтов готов взять на себя вину этого поколения, если уж им суждено жить в одно время. Повторяя слово «мы», поэт хочет сказать, что он и себя не пощадил бы. Вот откуда потрясающая сила его обвинений. Дорогой ценой куплено им право на беспощадность.

Когда поколение «Думы» вступало в жизнь, были и у него «юные силы», «надежды лучшие и голос благородный... страстей», да и теперь еще «огонь кипит в крови», и оно «жадно бережет в груди остаток чувства».

Родись эти люди чуть раньше, возможно, они примкнули бы к декабристам. Во всяком случае у них хватило бы на это и мужества, и благородства. Ho теперь все лучшее в незаурядных натурах «неверием осмеяно», превратилось в «бесполезный клад ».

Они бездействуют потому, что у них нет целей, нет былых надежд, былой веры. И в том ли дело, что новое поколение не способно возвыситься до идеалов, привлекавших декабристов? Причина не только в нем самом: мечты и надежды «отцов» не оправдали себя.

При всем своем великом историческом значении декабристское движение страдало известной ограниченностью, которая обнаружилась после его разгрома. И представители новой дворянской смены говорят о себе с горькой иронией:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад...

Вот все, что осталось этому поколению. Да, умереть не страшно - страшно жить.

И в то же время поэт отчетливо осознает, что какого бы то ни было обновления ждать от нынешних героев бесполезно. Они не возродятся для борьбы. Для этого у них нет решительности и отваги. Героев, обладающих такими качествами, Лермонтов видит в прошлом. Это были люди, способные защитить свое человеческое право на справедливость, правду, свободу, счастье, честь и достоинство. Обратимся к «Песне про купца Калашникова», где проблемы чести и долга поставлены особенно остро. В современной жизни Лермонтов не видел такого жизненного материала, который дал бы ему возможность создать художественную ситуацию, полно и глубоко раскрывающую эту нравственную проблему:

Перед опасностью позорно малодушны

И пород властию - презренные рабы.

Поэт обращается к истории, к временам Ивана Грозного, и создает такую жизненно правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя свершения подвига во имя чести и долга.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Ho только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

В основе сюжетов обеих поэм - стремление героя к достижению определенной цели. В «Песне про купца Калашникова» Степан Парамонович стремится отомстить обидчику и тем самым отстоять семейную честь. Главный мотив, побуждающий Калашникова к действию, - чувство собственного достоинства. В поэме «Мцыри» герой стремится вырваться из монастырского плена на свободу. Главный мотив, побуждающий его к побегу, - свободолюбие. Это взгляд на жизнь как на активное действие, отказ от жизни, если она - не борьба.

Твердая убежденность в необходимости действовать, единство мысли и дела позволяют нам видеть в Мцыри «самый ясный и единственный идеал поэта», отражение тени его самого - борца за права человеческой личности.

Когда читаешь поэзию Лермонтова, то тебе импонирует все: и романтика сильных страстей, и нравственная взыскательность к судьбе человека, и мысли о естественных правах человеческой личности на свободу и счастье. Поэт невольно и нас подталкивает к нравственным усилиям в борьбе за самого себя, за становление себя как личности, к духовной неуспокоенности. И мы благодарны ему за это, ибо «жизнь без нравственного усилия есть сон».