Болезни Военный билет Призыв

Детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса! Неврозы у детей или как избавить ребенка от стресса. Сделаем бумажную гирлянду

Консультация для родителей

В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса!

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад - это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребёнка регресс во всём достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его "подменили". Подменили не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребёнка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребёнок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

Чем спровоцирован стресс у ребёнка?

Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребёнка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребёнок не знает этой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

Степени адаптации

  • Легкая адаптация
  • Средняя адаптация
  • Тяжёлая адаптация
  • Очень тяжёлая адаптации

Первый раз в детский сад...

Заведите будильник с таким расчётом, чтобы было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома. Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребёнка его любимую игрушку или дорогую ему вещь.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребёнка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выплеснуться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой "потери" приобретённых навыков.

Что поможет справиться крохе с боязнью новой обстановки и с разлукой с мамой?

Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т.Козак пишет: "Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к садику".

Если у малыша разрывается сердце от расставания с вами, положите ему в кармашек вашу небольшую фотографию или дайте на прощание "кусочек себя" (например, ваш носовой платочек, который пахнет вашими духами, или что-нибудь в этом роде). Если ребёнку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки. Если ваш ребёнок "впал в детство" (так называемый псевдо "регресс"), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, "разучился" что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

Ещё одно любопытное замечание психолога Н.Некрасовой: "Если ребёнок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а похвалите. Скажите, например: "Умница, теперь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый..." или "Какой ты молодец, а я вот на твоём месте, наверное, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садик..." и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова придают ребёнку уверенность, ведь сильный человек (даже если речь о малыше) справится с трудностями".

Когда вы уходите - расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребёнку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребёнка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивания под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Не совершайте ошибки и не делайте перерыв в посещении - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Постарайтесь спланировать своё время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребёнок не оставался там более двух-трёх часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

Если ребёнок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что всё это всё тот же малыш. Проводите с ним всё время, больше обнимайте его, лежите или сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку.

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического дис­пансера Елена Остапенко.

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влияни­ем сильных неблагоприятных для орга­низма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уро­вень стресса необходим для организ­ма, поскольку мобилизует его для со­противляемости стрессорам. Но чрез­мерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменени­ям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называ­ют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции - гнев, тоска, тревога, страх, по­давленность.

В основе высшей нервной деятель­ности находятся два основных процес­са - возбуждение и торможение, точ­нее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение - это активная, работоспособная фаза, тормо­жение - фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмо­ций происходит « сшибка» этих процес­сов - нарушается их баланс. И в пси­хической деятельности человека начи­нают преобладать либо процессы воз­буждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным пе­риодом в психическом развитии ребен­ка - теперь ведущей его деятельнос­тью становится учебная. От 6-7лет до 10-11 лет закладываются основы тео­ретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в дей­ствительности воспринимается окружа­ющими, дети становятся готовыми к со­держательному сотрудничеству со взрослыми. Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения - от смеха к слезам, а так­же игнорирование требований взрос­лых. У младших школьников это избе­гание ситуации - он как бы « не слы­шит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является по­теря непосредственности. Временами они начинают вести себя неестествен­но, « манерничать» или копировать по­ведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее. Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрес­совая ситуация.

К причинам, способствующим эмо­циональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недо­статочное внимание к ребенку, повы­шенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информа­ции, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ре­бенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?

Первокласснику предстоит адапта­ция к новым для него условиям жизни. Прежде всего ему необходимо приспо­собиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспита­тельницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником от­ношения более взрослые. Вторая за­дача - нужно найти контакты с одно­классниками. Да и всей семье требу­ется адаптация к новым для нее усло­виям. Наконец, где-то в середине пер­вого класса у ребенка наступает пре­сыщение учебой - он получил боль­шое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от ре­альной жизни. Это тоже стресс.

Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и се­мье? Только вместе.

К ответственности надо приучать еще до школы - уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее пору­чение. А в самом начале первого клас­са обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напи­шите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опы­том, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите « золотую середину» организации жиз­ни всей семьи. Все равно вам вместе с ним « учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти « сшибка» процессов возбуж­дения и торможения. Родители обра­щают внимание на неадекватное пове­дение своего ребенка, перестают « уз­навать» свое чадо. « Он стал раздражи­тельным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», « Очень силь­но устает в школе, вялый, спит на ходу», « Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», - вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации. Это еще не бо­лезнь. Справиться с этим поможет пси­холог в школе или в центре социаль­ной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий - контакт с ребенком не восстанавлива­ется, поведение его все более ухуд­шается, значит, это уже невроз - функциональное нарушение высшей не­рвной деятельности. Увы, но ими стра­дают до 15 процентов младших школь­ников.

Как это выглядит? Состояния, описан­ные выше, ухудшаются: усиливается аг­рессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна. Ребенок во сне может разговари­вать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических при­вычек грызть ногти, выдергивать воло­сы и т. д. Очень пугает родителей, ког­да ребенок навязчиво повторяет дви­жения и действия, начинает однообраз­но играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без кон­ца перекладывает с места на место ка­кой-либо предмет или без конца мо­нотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания. Следовательно, при возникновении любой из этих пе­речисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поли­клинику к участковому педиатру, кото­рый направит ребенка в психоневро­логический диспансер. Здесь прово­дят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз - это функциональное рас­стройство, он успешно лечится, но луч­ше не доводить дело до серьезного расстройства.

Профилактика неврозов у детей

Соблюдение режима дня поможет организовать жизнь ребенка так, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Хо­рошо, если кто-то из родителей в пер­вый месяц учебы первоклассника бе­рет отпуск. Утром после зарядки на­кормите ребенка завтраком не на ско­рую руку. И с первых дней выработай­те « школьный ритуал»: утром собира­емся в школу, обсуждаем по дороге важные дела малыша. После школы вместе обедаем, обсуждая события в школе. Замечательно, если у ребенка есть возможность поспать днем после школы. Затем прогулка, а вечером под­готовка к школе.

Не стоит с первого же месяца отда­вать ребенка в группу продленного дня или в различные дополнительные сек­ции. А вот к ноябрю занятия в спортив­ных секциях: плавание, коньки, лыжи, для мальчиков - восточные единобор­ства. Очень полезны танцевальные и театральные кружки - здесь выплес­кивается вся накопившаяся за день энергия, ребенок получает навыки не­формального общения. Что же касает­ся дополнительных интеллектуальных занятий - в разумных количествах они не повредят. Но если у ребенка не остается времени на игры и прогулки, за­нятия любимым делом - вы лишаете его радостей, обеспечивая ему стресс и все его последствия.

О ночном сне: он должен длиться 9-10 часов в сутки. Причем очень ва­жен сон от 21 до 24 часов, поскольку именно в это время восстанавливаются после дневной нагрузки клетки цент­ральной нервной системы, а в следую­щие ночные часы восстанавливаются другие системы организма.

Четыре совета родителям

1. Детские неврозы чаще всего возникают там, где стресс первоклассника накладывается на семейные проблемы. Развод родителей действует на психику ребенка как угроза жизни и вызывает острый стресс с последующим тяжелейшим нервным потрясением. Бес­ конечные ссоры и конфликты между членами семьи, а то и просто непонятное для ребенка поведение родителей, бумерангом отзываются на его психическом здоровье.

Ребенок очень чутко улавливает на­строение и психическое состояние близких. И по невидимой связи ему пе­редается их напряжение и тревога. На­учитесь справляться со своими стрес­сами сами, тогда и у вашего ребенка не будет нервных срывов.

2. Непривычная обстановка в школе и необходимость постоянно концентрировать внимание отнимает много сил. Пусть у вашего ребенка будет хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. Не забывайте подбадривать и хвалить первоклассника, особенно первое время. А вот критикой увлекаться не стоит. Любые замечания своему ребенку надо делать только с глазу на глаз - присутствие посторон­них вызовет только обиду. И постарай­тесь делать это в спокойной форме, без крика.

3. Не стоит постоянно твердить ре­бенку, что « в его годы вы были…» и т. д. Вы сами незаметно развиваете у соб­ственного чада всевозможные комплек­сы неполноценности и чувство безус­пешности его попыток сравняться в будущем со своими родителями. Не лучше ли будет вспомнить, какими вы были на самом деле и откровенно рас­сказать о своих переживаниях и ошиб­ках ребенку?

4. Важно не сколько времени роди­тели проводят со своими детьми, а как они его с ними проводят. Надо быть вместе с ним. Вы удивитесь, как много­му вы сможете научить своего ребен­ка. И незаметно будет вырабатываться модель поведения на будущее, по об­разу и подобию родителей.

Дети не могут успешно развиваться без внимания родителей. Почаще го­ворите своему ребенку, как вы его любите. Именно вы, родители, а не только бабушки и дедушки.

Материал подготовила Надежда Фролова

Постоянная нехватка времени на себя провоцирует стресс, и если взрослые ещё худо-бедно справляются с такими ситуациями, то детям порой приходится очень несладко. Но расстраиваться не стоит - родителям вполне по силам научить малышей справляться со стрессом. Разбираемся, с чего начать.

Способ 1: Научите ребёнка различать и называть свои чувства

Малыш должен осознавать, что он испытывает в данный момент. Страх, обиду, боль, злость или что-то другое. Это помогает снизить накал эмоций и снять ощущение паники. Учите своего кроху и учитесь этому сами. С непривычки это не так-то просто.

Способ 2: Развивайте умение выражать чувства

То есть если злишься, нужно сказать об этом: можно потопать ногами или сжать кулаки. А если обидно - можно заплакать. Когда страшно, совсем не стыдно спрятаться за маму, взять её за руку.

Способ 3: Переключайте внимание на что-то приятное

Если стрессовая ситуация затянулась - найдите то, что может отвлечь ребёнка. Это может быть игра, прогулка по лесу, катание на аттракционах, какая-то сладость, пение песенок. Вместе с крохой поищите такие отвлекающие моменты и активно используйте их, когда нужно переключиться.

Способ 4: Научите малыша просить о помощи

Если ребёнок не справляется сам со стрессовой ситуацией, очень важно, чтобы он умел попросить кого-либо о помощи. Так, если малыш потерялся в торговом центре - он может попросить кого-то из взрослых помочь, а если навалилось много заданий в школе - пора подключать родителей. Когда очень страшно идти к врачу - просьба пойти вместе с ним позволит ребёнку чувствовать поддержку и поможет справиться со стрессом.


Способ 5: Учите ребёнка «не зависать» в эмоциях

Пусть лучше ваше чадо направит энергию на действие. Как только возникла стрессовая ситуация, помогите ребёнку осознать и выразить свои чувства. А потом вместе с ним ищите пути выхода из этой ситуации. Спросите малыша: «Что нам нужно сделать, чтобы эта ситуация не была такой тяжёлой?». Затем выделите несколько шагов и начинайте их воплощать.

Способ 6: Расставляйте приоритеты

Если стрессовая ситуация затянулась и усугубляется всё новыми и новыми сложностями, самое время научить ребёнка расставлять приоритеты. К примеру, если у него много заданий в школе, плюс в расписании ещё стоят кружки и секции, на которые наложилась ссора с лучшим другом, да ещё он обещал поехать к бабушке на выходные - стресс будет нарастать как снежный ком. Учите ребёнка говорить: «Стоп!». А дальше - расставлять задачи по степени важности выполнения и неотложности. Потому что успеть сразу всё невозможно, и этот навык неоднократно пригодится вашему чаду во взрослой жизни.


Способ 7: Проиграйте стрессовые ситуации заранее

Если вы знаете, что ребёнку предстоит столкнуться со стрессом — например, при походе к зубному или при поступлении в садик, школу - хорошо бы «пережить» такие моменты заранее. Вместе с малышом придумайте игру, в которой будет такая ситуация: экспериментируйте с вариантами поведения, проговаривайте чувства, которые испытывают герои игры, спросите ребёнка, как можно помочь героям справиться с такой ситуацией. Все это сделает сложную ситуацию не такой пугающей, так как в игре кроха уже получает навык преодоления стресса в таких моментах.

У меня тупиковая ситуация. 4 года назад разошлась с мужем из-за его любовницы, которую он даже не стремился скрывать. До этого прожили 16 лет. Я осталась с двумя сыновьями. У младшего через год после этого обнаружили злокачественную опухоль. Ему тогда было 2 года. Лечились, год пролежали в онкологии, выписались с надеждой, что все позади. Через 10 месяцев снова загремели в больницу с рецидивом болезни. Снова лечение почти на год. Сейчас ремиссия. Проблема в том, что мальчик безумно любит отца. Бывший муж приходит к нам почти каждый день, проводит у нас много времени. Мы сыну не говорим, что у отца другая семья, и он часто спрашивает, почему папа с нами не живет, где он живет и т.д., бывают слезы, если папа не может прийти. Я советовалась с психологом, она говорит, что ребенку надо объяснить, что происходит. Наш лечащий врач категорически против, говорит, что любой стресс на фоне низкого иммунитета может вызвать возврат болезни. Говорила с бывшим мужем на эту тему, но результата никакого. Когда лечились в первый раз, он решил вернуться, пришел, пожил неделю и ушел. Когда лечились во второй раз, тоже хотел вернуться, но так все и затихло. Сейчас делает ремонт в квартире своей сожительницы. Говорит, что боится возвращаться. Я тоже боюсь с ним жить, но ради ребенка готова на все. Что делать, не знаю. Сердце разрывается от жалости к своему мальчику, он столько перенес страданий, не каждый взрослый это выдержит.

Мария , Нижний Новгород, 39 лет / 27.06.08

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Я согласна с вашим психологом. Врач - не психолог и может не понимать, что ребенок и так в стрессе. Все эти разговоры - где папа, почему папа не пришел, почему пришел и ушел, почему не живет с вами, слезы из-за того, что обещал и не появился - это разве не стресс? А добавьте сюда еще стресс от тех «флюидов», которые вы с мужем издаете, пытаясь пересилить себя и играть в игру «все хорошо, милый». Соберитесь на четверых - психолог, ты, бывший муж и его женщина, и разработайте план действий. Сожительница мужа тут тоже нужна, потому что, для того, чтобы ребенок избежал негативных эмоций, вам придется познакомить мальчика с «папиной тетей» так, чтобы он был настроен к ней положительно. Нужно самой смириться с ситуацией, что муж теперь строит свою жизнь с другой женщиной, это уже факт. И не надеяться в тайне, что ради ребенка он вернется к тебе (потому что такая надежа у тебя, судя по всему, имеется). Лучше ради ребенка наладить нормальные отношения с мужем и его «женой», познакомить ребенка с нею, показать, где теперь живет папа, объяснить мальчику, что если ему захочется, он сможет приезжать к папе в гости. То есть, ради ребенка наступить на горло своему самолюбию и подружиться с соперницей. Если она нормальная женщина, она поймет и пойдет навстречу в этом. Важно, чтобы ребенок понял, что папа не пропадает никуда, у папы есть дом, и туда можно тоже поехать в гости, и т.д. На мой взгляд, это единственный способ минимизировать стресс для ребенка. Все остальное, и особенно умалчивание, могут принести куда больший вред. Ложь имеет свойство раскрываться, а дети тяжело переживают, когда выясняют, что мама и папа им врали в таких важных вопросах.

  • Сергей

    На мой взгляд, объяснить ребенку, что происходит - нужно. Хотя бы потому, что пока он пребывает в неизвестности, испытывает постоянный стресс. Кроме того, поскольку живем мы среди людей и многие из них очень «добрые», всегда найдется кто-то, кто сообщит малышу информацию так, что лучше рассказать все самой. Возможно, будет лучше, если с ребенком поговорите вы оба с мужем, а не ты одна. Только сделать это нужно так, чтобы не возникло ощущения катастрофы. Покажите ему, что нормально относитесь друг к другу, что любите его, что все, в общем-то, нормально, и что от того, что жить вы будете в разных квартирах, отношение к нему ни у кого не поменяется, даже наоборот. Вообще, лучше, конечно, еще раз поговорить с детским психологом, сгенерировать линию поведения, решить, как донести информацию наименее болезненно, но объяснить все сыну обязательно. Иначе он получит куда больший стресс, узнав все от приятелей, которые в выражениях стесняться не будут, или от слишком участливых взрослых, или от тех и других разом. Так что лучше поведите себя по взрослому и объясните все ребенку сами.

ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЕЗ ИЛИ КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СТРЕССА!

Сразу хочу сказать, пишу сама, на основе данных, полученных от психолога, из лекций и от моей дорогой и любимой подруги, педагога Монтессори! Кого не устраивает, читайте инет.. ну или не читайте вообще))
Лично для меня эта тема ну очень важная и хочется своих деток подготовить к садику и сделать их адаптационный период максимально легким!
Так же предоставлю фото буклетов, которые у меня на руках, но повторюсь, в инете очень много инфы на эту тему, дорогие родители... читайте, очень вас прошу!

В моем понимании один из важных факторов - это спокойные родители, позитивные и уверенные в прекрасном!!! Дети вас чувствуют, помните! Будете дергаться, нервничать и переживать, тоже самое будет и с вашим ребенок !

НАЧНИТЕ ГОТОВИТЬ МАЛЫША К САДИКУ ЗАРАНЕЕ

Рассказывайте что это за место, чем малыш будет там заниматься, что его там ждет? Естественно все только хорошее, что там буду новые игрушки, красивые площадки для прогулки, что вы там будете петь песни, танцевать, будут ребятки, можно будет играть в догонялки! Тут я думаю стоит упереться в индивидуальность вашего ребенка, вот мои любят догонялки, поэтому я им про них и говорю в том числе, ну и т. п.
Можно гулять около садика, в том числе, когда в нем на прогулке детки, показывать, как там здорово, как ребятки играют, бегают, прыгают, кто-то даже сажает цветочки и т. д.
Так же очень даже можно и нужно сводить ребенка в садик, куда будете ходить, показать здание, площадки, группу, познакомиться с воспитателем, показать кроватку, обязательно рассказывая как ему будет весело и интересно тут.
Можно дома поиграть в детский сад и т. д. и т. п., включайте свою фантазию!
ОЧЕНЬ ВАЖНО соблюдать дома режим такой, какой будет в садике!!!
(можете попросить режим дня у заведующей или взять на сайте садика!). Если у вас не такой, начините прямо сейчас все перестраивать! Ребенку будет очень тяжело, если вы привыкли дома вставать в 10-11 часов, а ложиться спать в 23-00 ночи. Представьте, ребенок лег спать в 23 - в полночь, вставать в 7 утра, естественно он не выспался, это повлечет огромный стресс, тут могут быть и капризы, и истерики.. оно вам надо?
ПИТАНИЕ - дома оно должно быть максимально похожим на садиковское.
ГОРШОК - в идеале конечно чтоб сам все умел, но минимум, чтоб малыш не боялся садиться на горшок. Лично в нашем садике, зав разрешила даже первое время приносить свои горшки
Научить ребенка кушать ложкой, а малышей - хотя бы держать её.
Отлучить от груди, от соски (всякие случаи есть )
Желательно спланировать свой отпуск так, чтоб в первый месяц посещения ребенком ДС у вас была возможность водить его не на полный день
ОЧЕНЬ ВАЖНО - на время ДО посещения садика и на ПЕРИОД АДАПТАЦИИ - в вашей семье должно быть максимально спокойно и не конфликтно!!! Для малыша это очень важно!
На период ДО и адаптации - почаще говорить что вы его любите, что он вам дорог и любим! Порой детки начинают думать, что их хотят отдать и испытывают сильнейший стресс. А вообще... надо всегда, ежедневно говорить..."люблю тебя, солнышко!" Вы говорите?
Умение общаться с другими детьми и играть самостоятельно!
Бывают такие семьи, где вся среда малыша - это мама, папа, бабушка и дом/квартира, этого ооочень мало!!! У ребенка должны быть навыки общения в социуме, пусть этот социум еще в песке играет, но это социум! Если у вас так, то до садика - почаще гулять на детских площадках, ходить в гости, к себе звать гостей, парки, ДР и т. д. Иначе малышу придется довольно тяжело в непривычной для него среде!

ПЕРВЫЕ ДНИ В САДИКЕ - АДАПТАЦИЯ

Каждый ребенок индивидуален! Кто-то адаптируется за три дня, кто-то за неделю, кто-то за месяц.. три месяца. Считается, что в среднем период адаптации бывает 2-3 недели, может длиться и дольше конечно и меньше (выделяют степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая и очень тяжелая)

От всего сердца желаю вашим деткам легкой адаптации в садике!
Если у вас есть вопросы, задавайте, попробую ответить
Всем отличного настроения, мира и добра