Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби и проценты (конспект урока)
Урок № Тема урока: Десятичные дроби и проценты.
Дата:
Цель: - Научить обуч-ся решению задач на нахождение процентов данного числа и числа по его процентам. Рассмотреть задачи двух основных типов.
Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.
Создать условия для воспитания творческого отношения к учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний .
ХОД УРОКА:
1. Мотивационный этап.
Ребята, как вы считаете, сколько соли в морской воде?
В итоге небольшой дискуссии выясняется, что измерить всю соль во всех морях и океанах невозможно, но можно найти относительную величину, которая выражает содержание количества соли в воде.
1. Необходимо установить условную меру, например, граммов соли на килограмм воды или килограммов соли на тонну воды.
2. Найти отношение этих величин.
3. Выразить отношение величин в удобной форме.
Морская вода содержит, как известно, большое количество соли. Но содержание соли не во всех морях одинаково. Самая соленая вода в Красном море.
Тонна воды Красного моря содержит 40 кг соли.
В Черном море соли меньше - 18 кг на одну тонну воды.
Меньше всего соли в Балтийском море - 7,8 кг на тонну воды.
В океанах содержание соли почти одинаково:
в Атлантическом на тонну воды - 35,37 кг,
в Тихом - 34,91 кг,
в Индийском - 34,81 кг.
В Средиземном море содержание соли - 37 кг на тонну воды.
Подсчитайте среднее количество соли в представленных океанах, найдите отношение величин.
Учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. (≈0,03)
Число 0,03 выражает относительное содержание соли в морской воде, но это отношение можно записать в процентах, а как мы узнаем сегодня на уроке.
Команда I
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Среднее арифметическое
Команда II
Команда III
Команда I
Команда III
Команда II
Команда I
- 103 %
- 0,3 %
- 2,9 %
- 154 %
- 0,27 %
- 11,3 %
- 234 %
- 0,74 %
- 8,5 %
= 0,0027
= 0, 0074
Проверяем, каждый правильный ответ – это один балл, сумму баллов за это задание отмечаем в «таблице успехов»
Процент – это сотая часть числа
* = всего земельного
участка занимает картофель.
- В книге 140 страниц. Тахир прочитал 0,8 этой книги. Сколько страниц прочитал Тахир?
- В книге 140 страниц. Егор прочитал этой книги. Сколько страниц прочитал Егор?
(140 * = =28*4=112)
- В книге 140 страниц. Владик прочитал 80 % этой книги. Сколько страниц прочитал Владик?
- В первой задачи мы находили от 20, а во второй от.
- Как можно назвать такие задачи?
- Какое правило можно сформулировать для решения подобных задач?
Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь
Команда III
Команда II
Команда I
Проверяем, каждый правильный ответ – это один балл, сумму баллов за это задание отмечаем в «таблице успехов»
- У брата и сестры 90 марок. Сколько марок у сестры, если у брата 0,3 всех марок? (задача на 2 балла)
- Масса овцы 86,5 кг. Масса одного ягненка составляет 0,2 массы овцы. Какова масса овцы с шестью одинаковыми ягнятами? (задача на 3 балла)
- 90 * 0,3=27 (марок) – у брата
- 90 – 27= 63 (марки) – у сестры
- 86,5 * 0,2=17,3 (кг) – вес одного ягненка
- 86,5+17,3*6= 190,3 (кг) – вес овцы и шести ягнят
- По итогам выполнения четырех заданий необходимо посчитать среднее арифметическое и определить команду-победителя.
- О чем шла речь сегодня на уроке?
- С каким правилом мы познакомились? Попробуйте его сформулировать.
- Что нам пришлось сегодня вспомнить?
- Домашняя работа: стр.48, п.14 (правило), №496, №497, №508, № 514 (а)
Вспомним, что такое дробь. Дробь - это часть чего-то. Например, если у нас есть литр молока, то половина - это пол-литра, то есть (Рис. 1).
Рис. 1. Литр и пол-литра молока
Другой пример: если разделить торт на равных частей, то части - это торта (Рис. 2).
Рис. 2. торта
То есть числитель (то, что написано над чертой дроби) указывает на количество взятых частей, а знаменатель (то, что написано под чертой дроби) указывает, на сколько частей мы делили объект.
Мы уже говорили, что дроби - это условное понятие. Так как то, что выражается дробным числом, при другом подходе может быть выражено целым числом. Например, четверть метра ( метра) - это то же самое, что см. В жизни мы тоже один и тот же объект можем называть разными словами. Например, для кого-то данный человек Иван Иванович, а для другого - Ванечка, а для кого-то - главный бухгалтер (Рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация к примеру
В математике тоже используют эквивалентные формы записи одного и того же объекта. Например, число можно представить (записать) разными способами (Рис. 4).
Рис. 4. Представления числа 12
Рассмотрим еще один пример. Пусть путь до школы составляет кварталов, тогда половина пути - квартала (при условии, что они одинаковые). С другой стороны, мы идем до школы минут, тогда половину пути мы пройдем за минут. Или путь можно посчитать в шагах, если путь до школы шагов, то половина пути - шагов (Рис. 5).
Рис. 5. Иллюстрация к примеру
То есть . Мы одну и ту же вещь - половину пути - обозначили по-разному (эквивалентные записи). Каждая форма записи может быть удобной в определенной ситуации.
Предположим, нам необходимо сравнить успеваемость учеников двух школ. Мы знаем, что в первой - хорошист, а во второй - хорошистов, всего детей в первой школе - , а во второй - . Какая школа лучше? Во второй школе больше детей, которые учатся хорошо, но и детей в этой школе больше. Для решения этой задачи нужно сравнить и . Для этого, как мы знаем, нужно привести дроби к общему знаменателю, что при больших числах является трудоемкой задачей. А если представить, что сравниваются не две школы, а больше, то задача становится еще сложнее. Поэтому в таком случае удобно использовать десятичные дроби. Запишем дроби так:
Сравнение происходит намного легче. Ведь сравнение десятичных дробей выполняется поразрядно. Сразу видно, что вторая школа лучше.
Теперь рассмотрим то, как связаны десятичные и обыкновенные дроби. Обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной. Например, представим, что человека идут в поход и нужно поровну распределить между ними кг муки, то есть нужно разделить на .
Для этого мы можем перейти к другим единицам измерения, кг - это г. , в килограммах это приблизительно . То есть . Предположим, нужно было делить еще точнее, тогда мы могли представить кг в миллиграммах, мг. . В килограммах это приблизительно . . Так можно увеличивать точность расчетов сколько угодно. Эта идея заложена в общем алгоритме письменного деления чисел в столбик. Когда нам нужно поделить на , мы выполняем деление в столбик, если все разряды числа использованы, то мы продолжаем деление, дописывая нуль.
Основная идея десятичной дроби состоит в том, что это - удобная форма записи для дробей, знаменатели которых , , и т.д. В десятичной форме записи верно такое разложение: . После обобщения понятия степени вы узнаете, что , ; и т.д. Тогда можно будет любое число, записанное в десятичной форме, представить в виде суммы аналогично тому, как мы делали это для натуральных чисел. Например, .
Помимо облегчения выполнения сравнения, десятичные дроби имеют преимущество в арифметических операциях, так как на них можно обобщить существующие алгоритмы работы с натуральными числами, записанными в десятичной записи (сложение, умножение в столбик, деление в столбик и т.д.).
То есть десятичная запись - это некий стандарт в математике. Примером стандартизации может служить болт и гайка. Раньше каждая мастерская изготавливала болты и гайки разных размеров, что вызывало неудобство. Но потом ввели стандарты, и их использование значительно упростилось. Теперь в механизме могут использоваться только определенные болты и гайки. Так и в механизме счета пришли к удобному стандарту - десятичным дробям.
Для сотых частей вводится отдельное название - процент. - одна сотая. Вернемся к примеру со школами: соотношение количества хорошистов в первой школе к общему количеству детей - , а во второй - . В таком виде сравнение выполняется легко: . Но для сравнения нам бы хватило и меньшей точности. Обычно в таких случаях вычисления округляют до сотых: и . Эти сотые доли и называют процентами, - это , а - .
Так как один процент - это одна сотая, процентов - это сто сотых, то есть , все целое. Половина - . Наверное, каждый в жизни сталкивался с процентами, например, скидки в магазине . Проценты - это другое название одного из видов дробей. Например, можно сказать, что осталась четверть бака бензина, а можно сказать - . Можно обходиться и без процентов: так же, как и массу, измерять только в килограммах, но в зависимости от обстоятельств удобнее использовать другие единицы измерения массы - например, тонны.
То есть процент - это не принципиально новый объект. Это лишь другое название часто используемого нами объекта - дроби со знаменателем . Теперь, когда мы знаем, что процент - это сотая часть, научиться работать с процентами - это дело техники.
В математике важно разделять, какая часть понятийная (что нужно понимать), а какая - техническая (что нужно отработать, решая различные примеры). Если ты один раз прокатился на велосипеде, то это не значит, что ты уже умеешь кататься, но ты понял, как это делать. Так и в математике: после понимания должны следовать упражнения, на которых можно набить руку.
Примером такого упражнения на проценты является следующая задача .
Рост мальчика см, он вырос на . Рост его брата см, и он тоже вырос на . На сколько сантиметров изменился рот каждого?
В первом случае на см ( от ), а во втором на см ( от ).
Еще одно популярное упражнение .
Цена товара сначала увеличилась на , а затем уменьшилась на . Как изменилась цена?
Конспект урока математики в 6 классе, 11.03.2017
«Десятичные дроби и проценты»
Учитель: Новгородцева С.В.
МБОУ «Воробьевская средняя школа»
Тип урока: контроль, коррекция знаний умений и навыков
Цели: - продолжить работу по формированию навыка применения десятичных дробей к решению задач на проценты; провести контроль и коррекцию знаний. Умений и навыков учащихся в нестандартной форме
Развивать вычислительные навыки, мышление, сообразительность, наблюдательность;
Воспитывать ответственное отношение к собственной учебной деятельности
Планируемые результаты:
предметные
Знать, как решаются три типа задач на проценты;
Выполнять решение трёх типов задач на проценты с помощью десятичных дробей.
Формирование универсальных учебных действий учащихся
Познавательные – воспитывать познавательный интерес к предмету; учить анализировать имеющуюся информацию; учить осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные – учить целеполаганию; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умению вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные – организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать действие партнёра.
Личностные – формирование учебно-познавательного интереса к деятельности; воспитание доброжелательного отношения к окружающим; формирование умения проводить объективный самоанализ деятельности.
Оборудование – сводная таблица результатов работы, индивидуальные карточки для выполнения самостоятельной работы
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Организационный этап.
Проверяет готовность учащихся к уроку. Запись домашнего задания с доски (Выполнить №№ 860, 864, повторить п.п. 1.6 , 1.7.)
Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь.
Я очень рада всех вас видеть здесь и сейчас бодрыми и здоровыми. К работе готовы? Итак, начинаем.
Для того, чтобы узнать тему урока, вам нужно вспомнить, как решить такую задачу:
Из 30 учащихся класса в различных кружках занимаются 12. Сколько процентов учащихся класса занимаются в кружках?
Сталкивались ли мы с подобными заданиям? Где мы можем найти подсказку для решения задания? Найдите этот материал в учебнике и прочитайте п.п. еще раз.
Можем ли мы сформулировать тему и задачи урока? Какой раздел мы изучаем сейчас? (Десятичные дроби). Какую тему вы повторили? (Проценты) Какой будет наша тема (Десятичные дроби и проценты)
Давайте сформулируем задачи урока
Научиться вычислять процент на основе знаний о десятичных дробях;
Решать задачи на нахождение процента разными способами.
II. Актуализация знаний.
Наш сегодняшний урок будет строиться на работе «на самого себя»., т.е. каждое задание оценивается в определенное количество баллов. В таблице напротив своего имени вы самостоятельно будете выставлять заработанное количество баллов в соответствующей графе. На этапе оценивания вы подсчитаете свои баллы и сами определите свою оценку за урок. У нас есть графы «Домашнее задание» - 3 , «Математический диктант» - каждый правильный ответ – 1 балл, «Самостоятельное решение проблемной задачи» – 9 баллов, «Нахождение новых способов решения этой задачи» - по 1 баллу (всего есть 3 способа), Написание тестовой самостоятельной работы КИМ № 28 – 3 балла. Обращаю ваше внимание на дополнительный балл – активность на уроке.
Объяснение работы сопровождается демонстрацией таблицы.
Ш. Этап контроля знаний
1. Проверка домашнего задания в тройках. В случае возникновения расхождений в результатах решения учащиеся у доски выполняет перепроверку и находят верный вариант. (Домашнее задание Учебник: «Математика 6». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 2014., № 855, № 856, 857)
200/ 100 * 20 = 2 * 27 = 54 290/ 100 * 27 = 2,9 * 27 = 78,3
45 * 27 %=12,15 38* 27 %=10,26
540/27%=2000 300/27%=1111,11111
243/27%=900 2727/27%=10100
350 – 100% 350 – 100 %
35 – х% 385 – х %
Х = 35*100/350 = 10% х = 385*100/350 = 110 %
350 – 100 % 350 – 100 %
315 – х % 679 – х %
Х = 3150*100/350 = 90 % х = 679 * 100 / 350 = 194 %
После проверки учащиеся, не допустившие ошибок, выставляют 3 балла, если есть 1 ошибка - 2 балла, если есть 2 и более ошибок – ставиться 1 балл. В случае отсутствия домашнего задания, ученик получает «- 3 балла»
2. Устный счет. Написание математического диктанта.
Производится обмен тетрадями. Запись числа, темы урока. Учащиеся записывают в сточку через клетку только ответы.
1% от100, 7% от 200, 100% от 49, 1 % от 300.
Найди целое число, если 1% =3, 15%=30, 10%=40, 50%=250.
Увеличьте число 60 на 10%, 40 на 50%, 80 на 25%
Ответ. 1, 14, 49, 3, 300, 200, 400, 500, 66, 60, 100.
Учащиеся обмениваются тетрадями в парах и сверяют ответы с ключом на доске. После проверки записывают столько баллов, сколько было дано правильных ответов
3) Постановка проблемного задания. Найдите разные способы решения этой задачи. Учащимся дается возможность работать в парах или малых группах.
Масса сушеных яблок составляет 25% массы свежих. Сколько сушеных яблок получиться из 200 кг? Сколько процентов массы свежих яблок теряется присушке?
200 кг – 100% х = 200* 25 / 100 = 50 кг сушеных яблок
Х кг – 25% 200-50 = 150 кг теряется
200*0,25 = 50 кг сушеных яблок 200 – 50 = 150 кг теряется
25 % = ¼ 200 * ¼ = 50 кг сушеных яблок 200 – 50 = 150 кг теряется
После того, как сильные учащиеся найдут 3 способ решения или в случае затруднения, учитель (или сильные учащиеся) объясняют еще раз все 3 способа, после чего ученики самостоятельно решают № 858 учебника.
Учащиеся получают баллы после проверки учителем. Каждая задача, решенная 3-мя способам – 3 балла.
4) Решение тестовой самостоятельной работы КИМ № 28
После решения заданий учащиеся объединяются в группы по вариантам и сверяют ответа по Ключам, выданным учителем.
IV Подведение итогов урока. Подсчет баллов. Оценивание.
28 -25 баллов – «5»
24-20 баллов – «4»
19 – 14 баллов – «3»
Учащиеся, набравшие меньше 14 баллов получают дополнительное задание для индивидуальной работы.