Болезни Военный билет Призыв

День штурманской службы ввс россии. День штурмана ВВС (День штурмана Военно-воздушных сил)

24 марта – День штурманской службы ВВС России. Штурман истребителя Су-30СМ рассказал «Экстре» о своей профессии

Небо. В нем нет указателей и верстовых столбов. В нем каждый день, разрезая крылом облака и потоки воздушных масс, в заданном набором букв и цифр направлении движутся самолеты. Благополучие крылатых машин в воздухе подчинено ювелирной точности авиационных вычислений штурмана.

В нужное место в нужное время

Воздушная навигация для Владимира Рубана, как и любого штурмана авиаполка, базирующегося на военном аэродроме «Домна», начинается задолго до того как руководитель полетами отдаст разрешение командиру экипажа на выруливание самолета со стоянки. Она берет начало в учебном классе с постановки задач, с описания схем предстоящих вылетов, с расчетов скоростей, времени и топлива, с ознакомления с рабочими зонами, с условными целями и их координатами на картах.

Сегодня перед нами поставлена задача на предстоящий летный день – выполнение практических стрельб по воздушным мишеням на полигоне Телемба. Прежде всего, штурман отвечает за воздушную навигацию, - рассказывает Владимир. - Я должен отслеживать, где и куда летит самолет. Иными словами, моя задача, чтобы самолет летел в нужное место в нужное время. То есть, определенное полетным заданием расстояние нужно пройти в строгом соответствии со временем. Для этого нужно провести ряд необходимых расчетов и подготовить соответствующую полетную документацию.

В расчетах и прокладывании маршрутов на помощь специалистам столь точной профессии приходят нехитрые на взгляд простого обывателя предметы: географическая карта, представление о которой имеет и стар, и млад, а также специальная навигационная линейка, адаптированная для решения задач самолетовождения и навигации. Ее летчики ласково называют «НЛчка». На вид же, ни дать ни взять - логарифмическая линейка, которой пользуются на уроках математики в школе. Просим штурмана истребителя рассказать как она «работает».

Все полеты выполняются не просто «взлетел и полетел». Они выполняются по определенному маршруту, на определенной скорости, в определенное время. Узнать те или иные параметры предстоящего вылета нам помогают расчеты. Они же помогают штурману вести корректировку движения самолета в воздухе, например, в зависимости от метеоусловий. Зная расстояние и скорость при помощи НЛ-ки можно узнать время, которое потребуется нашему истребителю для прибытия в заданную точку или в район цели, - делится секретами мастерства наш собеседник.

И тут же, установив красный треугольник напротив числового значения скорости 900 км/ч на верхней шкале линейки, отметив расстояние 30 км на другой шкале, сопоставив величины, Владимир в течение минуты получил искомую цифру. Как оказалось, все гениальное просто: 30 км на скорости 900 км/ч самолет пролетит за 2 минуты.

В определении угла сноса, времени разворота, при переводе скоростей при изменении температуры наружного воздуха помогает все та же линейка. Кроме этого есть специальные электронные комплексы для расчетов и прокладки маршрутов, которые пришли вместе с самолетами.

Работа с боевым применением

Сверхманевренному «тридцатому» по силам работать как по воздушным, так и по наземным целям. Если за поражение первых отвечает командир экипажа, то «по земле» работает штурман истребителя. Он отвечает за отыскание и опознавание цели, выполняет прицеливание.

На самолете установлен радиолокационный прицел, который позволяет находить и распознавать цели во всем высотном диапазоне. Даже со стратосферы, с высоты 12 км на этом самолете мы можем применять вооружение. Работу радиолокационного прицела можно сравнить с действием аппарата УЗИ: на любой высоте, есть облака - нет облаков, видна земля - не видна земля, прицел передает на борт самолета точную информативную черно-белую картинку, которая также похожа на снимок ультразвукового аппарата. Примерно так на ней выглядит земная поверхность. Моя задача – распознать на этом изображении нужную для поражения цель и выполнить прицеливание. В этом также помогает изучение визуальных ориентиров местности на картах при подготовке к полетам, - откровенничает Владимир Рубан. - На больших высотах, километрах в шести от земли, в обыкновенный дом или в мишень «танк» на полигоне неуправляемым вооружением попасть достаточно легко.

Процесс прицеливания начинается с определения района поиска объекта, а затем от больших ориентиров переходят к распознаванию авиамишени. Точность попадания - показатель профессионализма и опыта летного состава. Бомбометание можно производить по координатам без использования радиолокационного прицела. Можно использовать оптико-электронные средства, или видеокамеры, установленные на самолетах.

От винта!

Подготовка своего рабочего места, коим является кабина самолета, к предстоящим вылетам - есть начало летного дня нашего собеседника: «Сажусь в самолет, проверяю системы управления данным воздушным судном, все тщательно осматриваю. Если полеты с боевым применением, также произвожу осмотр боеприпасов».

Что значит «проверить системы управления самолетом»? Это значит, произвести контроль программы полета на правильность введения исходных данных, например, времени, провести проверку контрольных значений навигационных и прицельных систем.

В небо штурман истребителя берет с собой линейку, расчетчики, карту и планшет, который можно сопоставить с уменьшенной копией справочного пособия. Находясь на расстоянии в несколько тысяч метров от земли, подсказку в виде информации о маршрутах полета, о пилотажных зонах, о запасных аэродромах, а также данные об основных отказах самолета штурман всегда сможет найти в своем планшете. Поправки скоростей позволит выполнить НЛ-линейка: «Исходные данные беру с приборов, подставляю в линейку и определяю быстрее нужно лететь или медленнее. А вот ответ за визуальное ориентирование несет карта».

И тут же нашему взору предстает карта с возвышенностями, реками, городами, равнинами и… цифрами, цифрами, цифрами, которые, если быть честной, вызывают панику в моей голове. Прошу Владимира помочь разгадать этот ребус:

Это зона работы, а это маршрут полета. Синий? Синий – еще один маршрут. Их одной карте допускается рисовать несколько. Здесь мы видим аэродром, поворотные пункты, их названия и дальность. Также для каждого поворотного пункта пишется азимут и дальность – это для приборного контроля. Рядом с маршрутом указывается курс, время, расстояние. Кстати, мы можем проверить точность расчета времени.

Вновь за работу взялась НЛчка. Минута и «дебет с кредитом» сошелся – цифра на карте совпала со своим собратом на шкале линейки: «Вот это воздушные трассы, по которым летают воздушные суда гражданской авиации. Пересечение их должно проходить весьма осторожно с соблюдением всех мер безопасности».

Наблюдая как палец бежит на карте летного маршрута, создается впечатление, что наш герой и с закрытыми глазами с такой же легкостью передаст всю картинку. Конечно, современная электроника - это хорошо, только без карты в небе все равно делать нечего. Контрольный вопрос: «Считать и на земле, и в воздухе не надоедает?»

Нет. Моя работа интересная. Чем? Да всем. Расчетами, поставленными практическими задачами. Чем они сложнее, тем больше удовлетворения получаешь от их выполнения. Полетами интересная. И небо. Оно всегда красивое и разное. На аэродроме дождь, все в серых красках, залетаешь за облака – солнце светит. Или полеты в стратосферу - на таких высотах наша планета «закругляется».

Оказывается, все просто – в тех цифрах прячется душа.

Фотографии предоставлены Владимиром Рубаном

Штурман военного самолета является самым главным членом экипажа, потому что именно от его действий зависит судьба операции. Он координирует весь процесс полета, рассчитывает множество факторов, влияющих на него, и в итоге, приводит аппарат к цели.

В эпоху существования высокоточных навигационных приборов профессия штурмана не теряет своей важности. Специалистам данной профессии и посвящен праздничный - день День штурмана ВВС.

История

По приказу главы государства с 2000 года отмечается праздник – День штурмана ВВС. Дата празднования связана с формированием в 1916 году аэронавигационной станции. Служба была создана в связи с развитием авиации в период Первой мировой войны.

На начальном этапе не существовало точных карт и приборов, позволяющих определять маршрут полета. Поэтому штурманы были универсалами своего дела. Они не только задавали летчику направление, ориентируясь по наземным объектам, но и полностью руководили полетами. Также их задачей было держать самолет в исправности, а при необходимости ремонтировать.

Сегодня появилось много приборов, помогающих пилоту ориентироваться в воздушном пространстве, но роль штурмана так и осталась чрезвычайно важной. Особенно это касается военной авиации, когда в бою оборудование может выйти из строя.

Профессии штурмана обучали еще в далеком 1701 году при Петре Первом. Но никто и подумать не мог, что она покорит воздушное пространство.

Традиции

24 марта руководство выносит благодарность всем штурманам Военно-воздушных сил Российской Федерации. Работа каждого специалиста приносит неоценимый вклад в обеспечение безопасности страны. Чествование одного из самых важных членов экипажа происходит в кругу коллег, друзей и близких.

Средства массовой информации готовят интересные сюжеты о аэронавигации России. Все мероприятия в этот день посвящены заслугам штурмовиков перед родиной.

Навигация известна людям с давних пор. Первыми навигаторами были мореплаватели. Водили морские суда по безбрежным просторам морей и океанов капитаны и штурманы (от голландского "штур" - руль, управление и "ман" - человек). С возникновением авиации зародилась воздушная навигация (аэронавигация). Аэронавигация - это наука о том, как безопасно и точно привести самолет из одного места земной поверхности в другое. Русский изобретатель первого в мире самолета А. Ф. Можайский в 1878 году предусмотрел установку на летательном аппарате магнитного компаса, указателя скорости и высоты. Однако в начальном периоде развития авиации основным методом самолетовождения была визуальная ориентировка, и проводил ее летчик. Он имел карту с нанесенными на ней наземными ориентирами - изгибами рек, железной дорогой, населенными пунктами и пр. - и по ним вел самолет. Ведь летали только в хорошую погоду, на незначительной высоте, над местностью, богатой ориентирами. С увеличением скорости и дальности полета летчик, занятый пилотированием воздушного судна, не мог успешно выполнять навигационное обеспечение полета. Поэтому во время первой мировой войны в русской авиации занимался ориентировкой, разведкой и бомбометанием летчик-наблюдатель.

На более совершенных самолетах, конструируемых в годы Советской власти, устанавливались приборы, по которым можно было судить о положении воздушного судна в пространстве даже в условиях невидимого естественного горизонта. Возникла необходимость в специалистах-навигаторах по дальним полетам. Ими стали штурманы.

Основная задача штурмана состоит в том, чтобы указать пилоту верное направление полета, контролировать безопасный и точный полет самолета по заданным маршрутам и высоте, в любое время определить местонахождение воздушного судна и обеспечить его прибытие в пункт назначения в установленное время.

Каждому полету экипажа предшествует тщательная подготовка, в ходе которой штурман подбирает и готовит необходимые карты, таблицы, справочные материалы. Изучает маршрут следования воздушного судна, особенности рельефа местности, над которой будет проходить полет, знакомится с наземными радиотехническими устройствами, расположенными по маршруту, выбирает наземные контрольные ориентиры в пределах трассы, производит предварительные навигационные расчеты, результаты которых записывает в бортовой штурманский журнал, выясняет метеорологическую обстановку на трассе и др. Завершается подготовка розыгрышем полета. Экипажу задаются возможные усложненные условия - отказ отдельных приборов бортового оборудования, средств связи, ухудшение метеорологической обстановки и др. Экипаж вырабатывает способы выхода из этих экстремальных условий. Непосредственно перед вылетом штурман проверяет исправность навигационно-пилотажного оборудования на самолете.

Штурманское кресло в современных самолетах расположено по-разному: в самолете Ил-62 - слева, за спиной командира корабля, в Ту-134 штурман сидит в отдельной застекленной кабине. Перед ним небольшой столик, освещенный лампой. На столике - карты, счетная машинка для производства расчетов в пути, навигационная линейка, простая линейка для промеров расстояний по карте, транспортир, карандаш. Здесь же на столике штурманский журнал - основной бортовой документ, в котором штурман фиксирует всю работу по воздушной навигации, выполняемую экипажем в полете. Перед глазами штурмана - приборная доска, на ней навигационно-пилотажные приборы: указатели скорости, высоты полета, радиокомпасы и др. Он их настраивает и систематически контролирует работу. На этой доске - экран радиолокатора, на котором можно "прочитать" зоны грозовых очагов, видеть отметки от встречных самолетов, просматривать землю. На современных самолетах есть специальный навигационный вычислитель. Он самостоятельно перерабатывает поступившие в него данные о дальности полета, о курсе и угле сноса и подает сигналы в автопилот, который автоматически управляет самолетом.

Полет современного воздушного судна проходит под руководством наземных диспетчерских пунктов управления воздушным движением. Штурман осуществляет взаимодействие диспетчерского и летного состава, находящегося на борту воздушного судна.

На протяжении всего полета штурман проводит ориентировку в пространстве. Обеспечивая точное выполнение полета по заданному маршруту, он фиксирует пролет радиомаяков, которые установлены по всему пути следования, использует необходимую информацию диспетчеров наземных пунктов управления воздушным движением, определяет скорость воздушных течений и вычисляет величину сноса самолета, внося коррективы в дальнейшее его движение. Проверяя точность выполнения графика полета, штурман рассчитывает время пролета очередного контрольного пункта, производит проверку нахождения самолета визуально, путем сличения карты с местностью, где находятся контрольные ориентиры, производит много других измерений и расчетов.

Штурман наряду с другими членами экипажа обеспечивает и безопасность полета: предотвращает попадание воздушного судна в опасные метеорологические условия грозу, интенсивное обледенение воздушного судна, потерю ориентировки. Это одно из наиболее серьезных осложнений полета. Потеря ориентировки может произойти по техническим причинам - при неисправности или полном отказе радиотехнических средств на борту самолета, потери радиосвязи с диспетчерскими пунктами, попадании воздушного судна в опасные метеорологические явления.

В сложных ситуациях полета залогом успешной работы штурмана является не только его профессиональное мастерство, но и определенные качества личности: самообладание, эмоциональная устойчивость, проявление воли, решительности. Только в этом случае он может оценить реально обстановку и принять правильное решение.

Штурман - это оператор. Он воспринимает показания приборов, на основании этого принимает определенные решения и посредством двигательных актов, манипулируя на аппаратуре, подачей речевых сигналов реализует свои решения. На отдельных участках полета (во время взлета и посадки воздушного судна) штурман производит несколько десятков операций в минуту: считывает информацию, выполняет различные расчеты, манипуляции, делает записи в журнале и др. Безошибочность выполнения всех этих операций возможна лишь при хорошем развитии зрительного и слухового восприятия, устойчивости, концентрации и переключаемости внимания, высоком уровне развития оперативной и долговременной памяти.

Труд штурмана на земле и в воздухе - это постоянный поиск. Поиск эффективных методов самолетовождения с учетом погодных условий, сложившихся во время полета, растущего разнообразия полетных заданий, использования постоянно обновляющихся и усложняющихся радиотехнических средств навигации и посадки.

В быстро меняющихся условиях полета особое значение имеет хорошая пространственно-временная ориентировка, которая складывается из восприятия пространственных признаков наземных ориентиров, интервалов времени, образов зрительной оперативной памяти и глазомера. Деятельность опытного штурмана отличает прогнозирование в каждый момент полета предстоящей полетной ситуации и навигационной обстановки на трассе.

Не заменит ли в ближайшее время штурмана автомат - ведь на вооружении экипажа в больших аэропортах в настоящее время самая современная навигационная техника, автоматические устройства, электронно-вычислительные машины? Не уйдет ли в прошлое эта профессия? Не уйдет. Современная техника сделала эту профессию более творческой. Юноши, мечтающие освоить профессию штурмана, еще многие годы найдут, где приложить свои знания, энергию, особенно при полетах на протяженных трассах, в горных районах, в местах, слабо насыщенных наземными средствами навигации.

Тем, кто выберет профессию штурмана, в школе надо особенно глубоко изучать такие предметы, как физика, астрономия, география, основы информатики и вычислительной техники, черчение.

Во время полета все члены экипажа подвергаются воздействиям неблагоприятных факторов: долгого пребывания в сидячем положении, укачивания, перепадов атмосферного давления, шума, вибрации и пр. Противостоять воздействиям этих факторов может здоровый и физически развитый человек. Поэтому при поступлении в учебное заведение абитуриенты подвергаются тщательному медицинскому обследованию.

Штурман гражданской авиации - профессия, требующая высокой умственной работоспособности, оперативного и гибкого мышления, богатых пространственно-временных представлений, длительной и оперативной памяти, исключительной психологической готовности к самодисциплине, строгой самооценки своих решений и действий, неукоснительному выполнению своих профессиональных обязанностей. А так как многие из вышеперечисленных психологических качеств трудно поддаются тренировке, то поступающие в учебное заведение для приобретения профессии штурмана проходят профессионально-психологический отбор.

Инженеров-штурманов готовит Кировоградское высшее летно-штурманское училище гражданской авиации.

А также отвечает за фотосъемку, сброс бомб, наведение и пуск ракет. Штурман умеет управлять самолетом, в нужный момент он должен заменить пилота.

История

В Российской Империи

В Российской Империи должность штурмана в авиации была введена в 1912 году одновременно с выделением авиации в отдельный род войск. В связи с увеличением дальности полётов и трудностью в ориентировке на незнакомой местности, пилоту бомбардировщика понадобился помощник, ведущий разведку и обстрел противника, в то время как пилот управляет самолётом .

В СССР

В Российской Федерации

В современной гражданской авиации бортовые штурманы всё больше вытесняются техническими средствами навигации, позволяющими командиру экипажа получать всю нужную информацию «одним нажатием» (в будущем «одним словом»). И тем не менее в ВВС должность бортового штурмана ещё долго будет востребована .

Лётчик-наблюдатель лесного хозяйства

В составах лётных экипажей, осуществляющих лесопатологический мониторинг , обязательно присутствует лётчик-наблюдатель, чья деятельность включает как ориентирование экипажа на местности, так и контроль с воздуха с целью оперативного обнаружения вновь возникших пожаров, разведки и слежения за действующими лесными пожарами. Наблюдение осуществляется как визуально, так и с помощью технических средств. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ , авиационную охрану лесов на территории субъектов РФ осуществляют региональные авиабазы.

День штурмана

Напишите отзыв о статье "Штурман (авиация)"

Примечания

Литература

  • Церковный М. Ф., Шиганов А. Д., Юрьев Б. Ф. Мастер бомбометания // Героев подвиги бессмертны. - 2. - К. , 1982.
  • Ефимов А. Н. Роль Советских Военно-Воздушных Сил в Великой Отечественной войне. - М ., 1986. - 28 с. - (По материалам IX военно-научной конференции ВВС).

Отрывок, характеризующий Штурман (авиация)

– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
Желая спросить у кого нибудь из этих людей, где главнокомандующий, он подъехал к обозу. Прямо против него ехал странный, в одну лошадь, экипаж, видимо, устроенный домашними солдатскими средствами, представлявший середину между телегой, кабриолетом и коляской. В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками. Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке. Офицер, заведывавший обозом, бил солдата, сидевшего кучером в этой колясочке, за то, что он хотел объехать других, и плеть попадала по фартуку экипажа. Женщина пронзительно кричала. Увидав князя Андрея, она высунулась из под фартука и, махая худыми руками, выскочившими из под коврового платка, кричала:
– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.

Штурманская служба ВКС России / Фото: 4725.ru

В 2000 году в календаре российских праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России . Приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации от 2 августа 2000 года датой праздника был установлен день 24 марта. В этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

В ходе Первой мировой войны стремительно совершенствовалась структура военной авиации, вследствие чего появились специальные службы: метеорологическая, аэронавигационная, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная и инженерно-техническая. Тогда же была создана и центральная аэронавигационная станция.

В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут, находясь в полете. Поэтому в обязанности штурмана-авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой летчику направление дальнейшего полета. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полетов, следить за исправностью навигационного оборудования самолетов и аэродромов, а в случае необходимости — ремонтировать его.

С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Тем не менее, роль штурманской службы по-прежнему высока , особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Большой вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Васильевич Стерлигов, которого по праву называют отцом-основателем штурманской службы в том виде, в каком она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Ещё Стерлигов известен как участник авиаперелёта по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году.

В 1933 году он становится Главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время Стерлигов успел разработать методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

И сегодня значимость штурманской службы для ВВС России и безопасности страны в целом сложно переоценить. По данным Минобороны РФ, в настоящее время в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более двух тысячи штурманов различных родов авиации. А основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Нагрудный знак / Фото: i020.radikal.ru

Также хочется сказать, что штурманскому делу в России начали обучать более 300 лет назад в Навигацкой школе . Однако в далекие петровские времена и не помышляли о том, что по прошествии двух столетий специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы. Можно сказать, что у российских штурманов целых четыре праздника. Еще один официальный - День штурмана Военно-морского флота. Он празднуется 25 января в честь открытия в 1701 году по указу Петра I Школы математических и навигацких наук в Москве.