Болезни Военный билет Призыв

День франции в школе. Высшее образование во Франции. Особенности системы образования во Франции

Получить образование во Франции мечтают многие молодые люди. Если вы находитесь в их числе или просто интересуетесь данным вопросом, то обратите внимание на эту статью. В ней мы расскажем, как работает во Франции, и какие уровни необходимо освоить учащимся.

Немного истории

В настоящее время многие школьники и студенты предпочитают получать образование Франции. Государства в Европе предлагают всем желающим качественное и, что очень важно, вполне доступное по деньгам обучение. Чтобы получить высокие оценки, государство прошло долгий путь, который длился больше ста лет. Известные «законы Ферри», вышедшие в конце 19 века, предписывали гражданам учиться в обязательном порядке с шести до двенадцати лет. Следующим этапом развития системы стали шестидесятые годы 20 века. Именно тогда правительство приняло решительные меры, которые помогли стране достичь желаемых результатов в век образования. Франции пришлось ввести обязательное обучение детей до 16 лет, учредить младшую и среднюю школы (колледж, лицей или технический колледж). Далее мы предлагаем подробнее рассмотреть все уровни образования Франции.

Дошкольное образование

Французские детские сады ждут в своих стенах малышей с двух до пяти лет. Большинство современных родителей предпочитает отпускать малышей в дошкольные учреждения с трех лет, хотя пребывание там не является обязательным. Здесь хотелось бы еще немного рассказать про развитие образования Франции. Первый детский сад в этой стране появился в конце 18 века, а уже в начале 19 появилась и активно функционировала целая система. В крупных промышленных городах работали детские сады для бедняков и для детей рабочих. Известный педагог Полина Кергомар внесла большой вклад в во Франции. Именно она предложила обучать дошкольников игровыми методами и отменить Благодаря ей «Мамина школа», которая сформировалась в начале 19 века, стала очень популярной и до сих пор функционирует во всех городах страны. Этот аналог российских детских садов имеет следующие уровни обучения:

  • До четырех лет дети только играют.
  • До пяти лет обучаются рисованию, лепке, совершенствуют устную речь и межличностное общение.
  • Последняя возрастная группа - до шести лет. Здесь малыши готовятся к школе, осваивают счет, чтение и письмо.

Иногда в адрес материнских школ можно услышать критические замечания, которые утверждают, что порядки здесь излишне строги. Однако большинство специалистов считает, что французские детские сады обеспечивают детям достойную подготовку к школе - одну из самых лучших в Европе.

во Франции

Дети, достигшие шестилетнего возраста, отправляются в колледж, где учатся по одинаковой для всех программе. В обязательном порядке малыши совершенствуют навыки счета, письма и чтения. Также все они учат иностранный язык и совершенствуют разговорную речь на родном языке. В третьем классе ученики сдают экзамены и получают диплом.

Среднее образование

В 11 лет дети могут выбрать свой дальнейший путь - поступить в обычный лицей, в технический или профессиональный. Последний вариант предполагает двухлетнее обучение выбранной профессии (как ПТУ в нашей стране), после чего выдается свидетельство о его окончании. Однако в этом случае ученик не имеет права на получение высшего образования, в отличие от первых двух случаев. Окончание общего лицея позволяет поступить в любой вуз, после технического продолжить учебу по своей специальности.

В стране работают не только государственные, но и частные школы. Также есть школы-интернаты. В госучреждениях обучение абсолютно бесплатно (только учебники нужно будет покупать самостоятельно) и туда можно поступить не только гражданам Франции, но и иностранцам. Правда, придется сдать экзамен на знание языка, пройти устное собеседование и написать В иностранцев берут без проблем, если они владеют французским языком на базовом уровне.

Высшее образование во Франции

Получить высшее образование может любой желающий, однако будущему студенту необходимо иметь диплом бакалавра, который получает каждый выпускник лицея. Далее ему предстоит выбрать, какой тип образования он хочет получить. Можно пойти по короткому пути и через два года стать дипломированным специалистом в сфере обслуживания или промышленности. Преимуществом данного пути является экономия времени и возможность быстрого трудоустройства. Тот, кто предпочитает длительное обучение (а это от пяти до восьми лет), по окончании вуза может претендовать на высокооплачиваемую работу в престижной фирме.

Университеты

Система образования во Франции устроена таким образом, что любой человек может бесплатно получить профессию. В эти учебные заведения может поступить даже иностранец, если сдаст тест на знание языка и пройдет собеседование. Следует учесть, что наиболее престижными считаются вузы, которые обучают профессии врача, юриста, педагога и журналиста. В большинстве университетов государство оплачивает 30% мест, а остальным студентам придется оплатить вступительный взнос (от 150 до 500 евро). Однако многие рады подобным условиям, поскольку студентам полагается стипендия, которая составляет примерно 100 евро в месяц. Частные вузы берут с учеников за плату от 10000 до 20000 евро в год (зависит от выбранной специальности).

Высшие школы

Высшее образование во Франции можно получить в престижных высших школах, однако, чтобы получить такую возможность, придется выдержать серьезный экзамен. Некоторые из них принимают только студентов, прошедших в университете базовый курс обучения. Учеба в такой школе считается более престижной, поскольку выпускникам гарантируется трудоустройство и высокие заработки. Некоторые студенты получают стипендию от государства, поскольку являются будущими учителями, военными, библиотекарями и даже политиками.

Языковые школы

Если вы решили выучить французский язык, то помогут вам в этом так называемые языковые школы. Приехать для обучения можно в срок от семи дней, но средняя длительность курса составляет от двух до четырех недель. Здесь могут учиться люди с любым уровнем владения языка - начальным, базовым или продвинутым. Погружение в языковую среду гарантирует высокий результат и тем, и другим. Также предусмотрены курсы для таких узких специалистов, как врачи, юристы, работники турагентств. Многие студенты совмещают это своеобразное обучение во Франции с кулинарными курсами, школой верховой езды и многими другими развлечениями. Обычно ученики тратят на обучение от 20 до 30 часов в неделю, а средняя стоимость за неделю составляет 300 евро.


1. С учителем можно спорить. Конечно, переходить на личности никто ученику не позволит, но если ученик считает, что учитель не прав или же несправедлив по отношению к учащимся, то можно смело высказаться и не бояться быть впоследствии затравленным. Но у каждого правила всегда есть исключения.

2. Более того, ученики могут поменять учителя! Если весь класс недоволен методикой преподавания, то дети могут написать петицию директору с просьбой заменить учителя. И его заменят. И, что самое важное, без последствий.

3. П оведение влияет на оценки. Если при сдаче БАКа (аналога нашего ЕГЭ) выходит так, что оценка стоит на перепутье, то комиссия тщательно изучает досье и, в зависимости от его содержимого, может прибавить несколько сотых к оценке. При поступлении в университет у лицеиста также просят табель о поведении во время двух последних лет учебы.

4. Вас не могут исключить из последнего класса. Экзамены у французов растянуты на два года, поэтому учеников последнего класса лицей исключить не может даже в случае постоянных прогулов, хамства и прочих гадостей (во всяком случае, для этого нужно очень хорошо постараться). Казалось бы, жизнь - малина! Но вспоминая предыдущий пункт, мы понимаем, как хитро французы расставили силки.

5. Ученика, пойманного при попытке списать на БАКе, отстраняют от сдачи экзаменов на 5 лет. Со списыванием у французов вообще очень строго. Если учитель заметил, что учащийся пользуется телефоном во время урока, то средство связи конфискуют минимум на 24 часа (!). Забрать могут только родители.

6. Во Франции действительно запрещено задавать домашнее задание. Всё объясняется плотным школьным расписанием и толерантностью к далеко живущим ученикам. На самом деле домашнее задание есть, но редко когда оно бывает объемным, чаще всего это 1-3 упражнения, заданные на неделю вперед.

7. Ответ не всегда красивый. В математике мы привыкли получать в ответе красивое число: 1, 0 или же аккуратную дробь. В обратном случае большая часть учеников остановится и перепроверит всё еще раз, так как "быть такого не может". Французы же при составлении учебников вовсе не задумываются об ответах - выйти может что угодно. Даже 4,13679.

8. Перемен в школе нет. В день есть две большие перемены по 15 минут - в 10 и в 15 часов. А так между уроками официально прописаны лишь пять минут отдыха, которые, по сути дела, тратятся на переход от кабинета к кабинету.

9. Длинный учебный день. Как бы страшно это не звучало, но в старших классах дети нередко учатся с 8 до 18 с единственным часовым перерывом на обед да теми небольшими перерывами-пятиминутками между уроками.

10. 30 минут до школы - невыразимая даль. Нам это покажется смешным - многие возят своих детей в школу и по три, и по четыре часа кряду в один конец. Для французов это покажется нелепым и ужасным. Семьи, живущие в 30 минутах езды от школы, чаще всего записывают своих детей в интернат, так как ездить далеко и долго.

Школьное образование во Франции — это система скорее похожая на американскую, чем на русскую. Образование считается качественным. Хотя и не без проблем.

По рейтингу PISA, в котором участвуют 65 стран, Франция находится на 25 месте(Россия на 34), позади многих европейских стран(на первых трех местах азиатские страны, первая европейская страна — Финляндия). В рамках создания этого рейтинга обнаружили, что во Франции успеваемость напрямую зависит от экономического благополучия семей учащихся. Таким образом, дети иммигрантов имеют в 2 раза больше шансов попасть в худшие ученики.

В последние годы, основная проблема во французском образовании – это учительский состав. Учителей приходится мало на большое количество учеников. Поэтому учителям приходится трудно и они часто уходят на больничный отпуск. Также очень большие трудности с заменой отсутствующих преподавателей, так как свои учителя уже сильно загружены, и найти замену тоже не просто. Многие отказываются замещать, так как школы находятся в неблагополучных районах с высокой концентрацией трудных учеников. В связи с таким положением дел, совсем недавно разгорелся скандал: в одном колледже ученики остались без уроков математики в течение месяца. Колледж никак не мог найти замену. Подключили родителей для поиска по знакомым. Давали объявления. Даже пожаловались на телевидении, чтобы дело получило еще большую оглазку.

Такого рода проблемы встречаются как правило в государственных школах. Частные школы, имея более высокий бюджет в своем распоряжении, находятся в лучшем положении.
Также нередки и забастовки. Как учителей, так и учеников. Да, это кажется шуткой, но ученики лицея бастуют время от времени. Конечно, поводом для их забастовки не служит нелюбовь к профессорам или желание уменьшить количество занятий. Поводом служат политические сюжеты, касающиеся молодежи и школы в целом, такие как сокращение учительского штаба или трагическая смерть молодого человека в стычке с полицией. Они не только не ходят на занятия, но и баррикадируют вход в лицей. Забастовка- это давняя французская традиция.

Школьное образование во Франции является бесплатным, если речь идет о государственном учреждении. Более престижное образование в частных школах, в своем большинстве католических (также есть еврейские и протестанские), стоит от 250€/год до 600€/год. Стоимость сильно зависит от региона, в котором находится частная школа. Например, в Парижском регионе такие школы как правило стоят дороже.
Ниже статистика на 2013 год по Франции:

Начальная школа стоит в среднем 260€/год.

Частный колледж 450€/год.

Частный лицей 580€/год.

Престижная — это значит нет «лишних детей»: как правило из бедных семей, учебный план будучи тем же самым, что и в государственной школе. Основным отличием, помимо оплаты является изучение религии (католическими эти школы названы не просто так), а также предложение по углубленному изучению иностранных языков за отдельную плату. Но нужно добавить, что в гос. школах не все является бесплатным: продленка и столовая в гос. учреждении тоже платное удовольствие. Правда, если у семьи доход маленький, то цена может существенно снизиться. Стоимость обеда варьируется от 0,15€ до 7€ в зависимости от дохода семьи.

Все дети обязаны учиться в школах до 16 лет, если школа исключает ученика по каким- либо причинам, она обязана его записать в другое учебное заведение.


12 лет образования, разделены на 3 части.

Начальная школа с 6 лет, 5 классов.

Двери школы открываются как правило 45 минут до начала занятий, чтобы родители, которые начинают работать рано, не опаздывали. Территория школы огорожена, никто туда зайти не может. Детей привозят и отвозят родители или няни. Очень редко можно увидеть детей,идущих в школу самостоятельно, также и по окончании занятий, за воротами школы собирается приличная толпа забирающих.

  • Для начальной школы предусмотрено 24 часа занятий в неделю.
  • Понедельник,вторник, пятница: полный учебный день, то есть 5ч30мин занятий. Обычно начало занятий в 8:30, конец занятий в 16:00.
  • Среда, четверг длительность занятий 3ч30, с 8:30 до 12:30. Детей забирают из школы рано.
  • 1ч30 мин на обед. Перемены по 15 минут между уроками.

Колледж, 4 класса.

Переход из школы в колледж без экзаменов. На последнем году колледжа все проходят государственный экзамен. Колледж не находится в одном и том же здании, что и начальная школа. Подростки и дети не пересекаются.

В первый год колледжа : 25 часов занятий в неделю. Ученики начинают учить английский, которому уделяется столько же часов, что и математике(4 часа).

На втором году колледжа : 25ч30мин занятий в неделю. Начинается изучение латыни, а также физики и химии. Предлагается 2 факультатива на выбор, как правило изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык.

На третьем году : 28ч30 мин занятий в неделю. Начинается изучение второго иностранного языка. Предлагается следующие факультативы на выбор: изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык, или мертвый язык(греческий, латынь), а также профессиональная подготовка. Все ученики должны пройти обязательную стажировку на предприятии длительностью в 1 неделю.

Организация учебного дня:

  • Начало занятий в 8:30, конец в 16:45 или 18:15 для старших классов колледжа.Перемены 15мин, обед 1ч. Длительность урока 55мин.
  • Разделения на первую/вторую смену не существует.

Лицей, 3 класса.
Специализация.
Есть 3 разных типа лицея

Технологический лицей.

Лаборатория: наука и технология;

Устойчивое развитие и индустрия;

Дизайн и прикладное исскуство;

Менеджмент;

Здоровье и социальная сфера;

Музыка и танцы;

Гостиничное дело;

Агрономия.
После этого направления абитуриенты идут на инженерные профессии или сдают диплом за 2/3 года и начинают работать.

Профессиональный лицей.
2 или 3 года обучения в зависимости от специализации.
75 направлений.
40-50% занятий уделяется профессиональному направлению: занятия в ателье, лаборатории или на стройке. Остальное время посвящено математике, французскому, истории, географии, физике, химии, биологии и английскому.
Выпускается высококвалифицированный специалист, готовый работать или можно продолжать образование по специальности.

Общее направление.
(Литературный уклон, экономический уклон, уклон на точные науки, или простое, в зависимости от будущей профессии). После этого предусматривается поступление в высшее учебное заведение.

На сто учащихся 50 идут на Общее направление, 23 на технологическое и 27 на профессиональное.

Расписание пон, втор, четв,пятн с 8:30 до 17:30 , перерыв на обед 1 час. Среда с 8:30 до 12:30.


В конце лицея проводится гос. экзамен, который многие проваливают. В 2013 году лишь 86,8% смогли пройти этот экзамен. Сессия состоит в зависимости от направления от 9 до 10 экзаменов, письменных и устных. Как правило во всех направлениях присутствуют французский, математика, философия, науки, история и география.

Нередко во Франции остаются на второй год, или перескакивают через класс.
По состоянию на 2013 в начальной школе осталось на второй год 18% учащихся, в колледже 23,5%. Нет статистики для лицеев. Все больше и больше правительство думает о том какие принять меры, чтобы снизить уровень второгодников, так как Франция является европейским чемпионом в этом направлении.

Оценки ставятся по 20 бальной шкале. Считается, что ученик справился с заданием, если у него 10 или более баллов. Оценки начинают ставить уже в начальной школе. Но сейчас ведутся дебаты о том, чтобы отменить систему оценок до перехода в колледж, так как у многих детей это развивает повышенную тревожность и нежелание ходить в школу.

Все школьники учатся с сентября по конец июня.
Каникулы 2 недели в конце октября, 2 недели в конце декабря на зимние праздники, 2 недели в феврале –это зимние каникулы, 2 недели в апреле. И, конечно летние каникулы. Начало занятий 1 сентября.

Для иностранцев, для кого французский язык не является родным, предусмотрены спедующая процедура:

  • Ученик проходит тест по французскому, чтобы определить какой у него уровень; также в силу различий программ между 2 странами, ученик проходит тест на уровень знаний, чтобы определить в какой класс он должен пойти. Этот тест проводится на родном языке. Также проводится тест на уровень знаний иностранного языка (например, английского).
  • Ученик записывается в специальную группу с интенсивным изучением французского, но он также регулярно посещает обыкновенный класс, чтобы привыкнуть к изучению предметов на французском. Делаются тесты, чтобы определить успехи в изучении языка. По истечении года ученик должен перейти в обыкновенный класс, но дополнительно ему предоставляются уроки усовершенствования французского.

Надеюсь, что я смогла подробно рассказать о школьном образовании во Франции.

Если у вас есть комментарии или вопросы, пишите.

В детский сад дети идут в возрасте трех лет, где проводят три года в разных группах: сначала в младшей группе, затем в средней, а после в старшей группе. Занятия во французском детском саду начинаются в девять часов и заканчиваются в половине пятого вечера. Малыши, как и в России, выполняют различные поделки, учатся обращаться с клеем и ножницами, рисуют, раскрашивают и лепят из глины, а также поют и танцуют. В некоторых детских садах ребятам преподают основы работы с компьютером. В младшей и средней группах после обеда тихий час. В старшей группе дети учатся читать и писать.

Начальная школа (L’ecole Primaire)

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу. Первый год обучения в этой школе называется C.P. (от французского – le cours preparatoire – подготовительный курс). По окончанию этого года дети должны уметь читать и писать. После подготовительного класса идут 4 следующих: C.E.1 (cours elementaire 1 – элементарный курс 1), C.E.2 (cours elementaire 2 – элементарный курс 2), C.M.1 (cours moyen 1 – элементарный курс 1), C.M.1 (cours moyen 2 – элементарный курс 2). Учебная неделя – пятидневная, но дети не учатся по средам и воскресеньям. Однако сейчас многие школы переходят на четырехдневную учебную неделю: в них занятий нет по средам, субботам и воскресеньям. С понедельника по пятницу занятия длятся с девяти до шестнадцати тридцати, в субботу – с девяти часов до полудня. Многие дети ходят в группу продленного дня, которая во Франции называется la garderie. В отличие от российской группы продленного дня, французская начинает свою работу утром, до начала занятий, в 8 утра и продолжает свою работу после занятий, до половины седьмого вечера.

Колледж (Le College)

Первый класс колледжа – это уже шестой год обучения. В колледж поступают после начальной школы, в возрасте 11 лет и проводят там 4 года: в шестом, пятом, четвертом и третьем классе. В отличие от российской системы, где классы идут на повышение, французские школьники в ходе обучения переходят в меньший класс. В шестом классе школьник должен выбрать иностранный язык для обучения: обычно это английский, но также может быть немецкий или испанский. В четвертом классе выбирают второй иностранный язык. Здесь выбор шире: английский, немецкий, испанский, итальянский или русский. С шестого по третий класс занятия идут всю неделю, кроме субботы и воскресенья. Обеденный перерыв длится полтора часа – с полудня до половины второго. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются в половине пятого, кроме среды, когда занятия заканчиваются в полдень. Помимо иностранных языков в колледже изучают математику, французский язык, историю-географию (это один предмет во французской системе обучения), химию, физику, естествознание, есть занятия по физкультуре и музыке, труду, изобразительному искусству, правоведению, и иногда по латыни. В течение недели между занятиями у учеников есть несколько свободных часов, в течение которых они должны оставаться в школе и проводить это время в специальном классе под присмотром преподавателя, выполняя домашние задания. Помимо этой работы, французские школьники выполняют часть домашних заданий по вечерам, уже после колледжа. По окончанию колледжа, в третьем классе, все сдают экзамен, который называется le Brevet des colleges. Ученик покидает колледж в возрасте пятнадцати с половиной – шестнадцати лет.

Лицей (Le Lycee)

После колледжа французские школьники идут в колледж, где и заканчивается их обучение в школе. В лицее обучение длится три года – во втором, первом и терминальном (последнем) классе. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются обычно в половине шестого вечера. Во втором классе изучают те же предметы, что из в колледже, за исключением музыки, изобразительного искусства, права и труда. По желанию можно выбрать третий иностранный язык для изучения.
В первом классе необходимо выбрать общую специализацию: направление литературы, научное направление, экономическое или направление в области сервиса и непроизводственной сферы. Можно выбрать более узкое направление: например, медицинское, актерское или гостиничное дело. В конце первого класса учащиеся сдают экзамен по французскому языку и оценки за данный экзамен суммируются с оценками, полученными учеником в последнем терминальном классе; все оценки будут отображены в финальном дипломе по окончанию лицея. В конце обучения в терминальном классе ученики сдают бак (le bac) – экзамен по выбранной специальности. В последнем классе к имеющимся предметам добавляется философия. Средняя оценка за бак, которую получают учащиеся, 10 и более баллов из 20.

Университет (L’Universite)

Если французский школьник сдает бак с первого раза, он поступает в университет в 18 лет. Вступительных экзаменов во французские университеты не предусмотрено. По результатам бак можно выбрать университет и подать туда документы. Обычно у студентов занятия проходят не каждый день. Бывают недели, когда студенты ходят на пары не более 3-4-х дней. Предмет, который выбран студентом в качестве основного, занимает, обычно, бОльшую часть времени в обучении. Так, студенты, изучающие в университете английский язык, занимаются им около 18 часов в неделю (это зависит от университета). Почти все студенты, которые не получают стипендию, работают, чтобы оплатить свое обучение. Ранее во французской системе образования было 5 видов дипомов: le D.E.U.G., le diplome d’etudes universitaires generales (его получали спустя 2 года обучения в университете после получения бак), la Licence (3 года обучения), la Maitrise (4 года обучения), le D.E.A. (Diplome d’Etudes Approfondies) или le D.E.S.S. (Diplome d’Etudes Superieures Specialisees) после пяти лет обучения, и le Doctorat (8 лет обучения). Сейчас во Франции действует новая европейская система и дипломов всего три, их называют L.M.D. (по заглавным буквам названий дипломов): la Licence (3 года обучения после бак), le Master (5 лет обучения) и le Doctorat (8 лет обучения).

В этом «О!» убедился благодаря рассказам родителей со всего мира. Сегодня мы отправляемся во Францию, чтобы узнать, как устроены детские садики и школы в этой стране.

Меня зовут Катя, у меня трое детей: старшей Нине 12, а близнецам Егору и Зосиме скоро 6 лет. Мы живем во Франции.

Что такое «родительские ясли»

Мои дети учатся в обычной государственной школе, которая состоит из нескольких ступеней. Государство во Франции обеспечивает детям школьное образование, начиная с 3 лет. До этого, если очень повезет, можно попасть в обычные ясли, куда берут детей с месячного возраста. Яслей много, но они все переполнены, в них надо записываться с 12 недель беременности и раз в неделю звонить директору и объяснять, почему ясли нужны именно тебе (не с кем оставить ребенка, работа далеко от дома, по обстоятельствам).

Обычные ясли хороши тем, что плата в них зависит от дохода семьи, поэтому это по карману всем. Помимо обычных яслей, есть вариант «родительских яслей», то есть заведения, созданного и управляемого кооперативом родителей. В такие ясли ходила моя старшая дочь. Конкретно это значит, что у каждой семьи есть свои обязанности. Кто-то директор, кто-то казначей, кто-то ответственный за закупки продовольствия, за персонал, за организацию праздников, за починку инвентаря. Помимо обязанностей, каждая семья раз в неделю по полдня помогает воспитательницам.

Раз в месяц родители посещают собрание, где каждый докладывает, как обстоят дела в его зоне ответственности. У нас собрания были довольно приятными посиделками с бутылкой вина, только заканчивались часто за полночь, и для меня раз в месяц это было очень тяжело. Но для коммуникативных людей со свободным графиком работы и для тех, кто хочет обжиться и познакомиться с людьми в чужой стране — это вполне хороший вариант. Начиная с 3 лет, государство обязано обеспечить место в «материнской школе» (так во Франции называют детский сад) каждому ребенку. В детский сад ходить вовсе не обязательно, но если записался — придется делать это регулярно.

Как устроена школа

Обязательная школа во Франции начинается с 6 лет — это подготовительный класс, первый и второй начальные классы, первый и второй средние классы. Затем дети получают неполное четырехлетнее среднее образование — колледж и еще три года лицея. А заканчивается все это экзаменом на степень бакалавра, с которого, кстати, скопировали ЕГЭ. Учебный год начинается в первых числах сентября и заканчивается в первых числах июля. Летние каникулы длятся два месяца, июль и август. Есть ноябрьские, рождественские, зимние (февральские) и пасхальные каникулы, каждые по две недели. В общей сложности получаются те же 4 месяца каникул, что и в России, но распределены они, по-моему, более удачно.

Как проходит день в школе

В начальной школе учебный день начинается в 8:30 или в 9:00. Если родители работают с раннего утра, детей часто можно привести с 7 утра в особую группу. Основные занятия заканчиваются в 16:30 или раньше, но дальше можно оставить ребенка на продленку до 18:30. Начиная со средней школы, первый урок начинается в 8 утра, но он бывает не каждый день. В некоторые дни ребенок может идти в школу к 9 или даже к 10 часам. Заканчиваются занятия в 16−17 часов.

В обычном классе может быть до 30 человек. Но во Франции есть такое понятие как «зона преимущественного образования», так называемый ЗЕП. В школах, относящихся к зоне, учатся в основном дети из неимущих семей, эмигрантов, которым учеба дается гораздо тяжелее. В ЗЕПах в классе не может быть больше 26 учеников.

В начальной школе дети начинают с занятий, затем у них довольно большая перемена (около часа), в которую они , если нет дождя, затем обед и после него еще час или два занятий. В первый год детского сада дети обязательно спят днем после обеда, второй год могут спать по желанию, на матрасиках или на подушке, принесенной из дома. На третий год это просто час чтения книги, тихого разговора. В начальной школе у детей один раз в неделю бассейн и еще один раз — занятия спортом на стадионе.

В средней школе, как и в России, есть школьное расписание, разные предметы и учителя. Предметов в целом меньше, так как — это один предмет, как и история-география, и так до конца школы. Нет отдельного предмета «литература», есть только «французский язык», на котором изучают и литературу, и язык, что довольно плачевно, учитывая уровень грамотности молодежи.

В расписании в средней школе могут быть «дыры», в которые дети либо идут в библиотеку, либо в специально отведенный для этого класс, где под надзором куратора можно сделать домашнее задание или задание, оставленное учителем, который по какой-либо причине пропускает занятие. В этот класс ученика могут отправить также, если он опоздал на урок или в качестве наказания за плохое поведение.

Что в школе на обед

В материнских и начальных школах предусмотрено двухразовое питание — обед и полдник, стоимость которого зависит от доходов семьи, остальное доплачивает государство. Но дети не обязаны питаться в школе: многих родители забирают на обед домой и приводят затем обратно. То же с полдником: многие уходят домой до него. На обед бывает закуска, основное блюдо и десерт, но редко где все это готовится на месте, в основном только разогревается, поэтому и качество не слишком высокое. Полдник в школе — это фрукт/сок+булочка/хлеб с вареньем+йогурт/молоко. При этом школы пытаются регулярно добавлять в меню экологически чистые продукты. Обычно на дверях школы вывешивают меню на неделю или на месяц. Мои дети питаются в школе, и я считаю, что это хороший способ приучить их есть то, что дают, а не только джентльменский набор из пюре, сосисок и шоколадной пасты. У старшей дочери, которая учится в колледже, еда готовится на месте, есть возможность выбрать из нескольких блюд. Она может также пойти пообедать в город.

Как проходит адаптация

В яслях адаптация растягивается на неделю. Первый день приходишь на час и остаешься с ребенком в группе. Второй день оставляешь ребенка в группе одного, но тоже на один час. Третий день оставляешь на полдня, но без обеда, и так далее.

В школе в первый день младшая группа приходит на час позже остальных и проводит там полтора часа, за это время им объясняют, как что работает и кто есть кто. В колледже в первый день ученикам тоже просто рассказывают, что, где и как. Как и в России, у каждого класса есть классный руководитель, он встречает детей в первый день. Для моей дочери первый день в колледже был сплошным кошмаром: классная руководительница миссис Гейнор, чистокровная ирландка, в течение 5 часов вещала им что-то по-английски, и Нина не понимала ни слова… Она вылетела из колледжа пулей и сказала, что в этот класс не вернется никогда.

Поговорили с директором, решили попробовать недельку, потом еще, потом остались. Классная оказалась просто замечательная, поддерживала каждый Нинин шаг, каждый успех. Когда Нина в первый раз выступала в классе со спичем (надо было рассказать про ), миссис Гейнор подняла весь класс, и они ей устроили овацию. Хотя это, наверное, уже не французские, а ирландские школьные традиции.

Про домашнее задание

По идее, вплоть до средней школы никаких домашних заданий у ребенка быть не должно. На практике это не так — уже с подготовительного класса ребенка могут просить написать страницу прописи, выучить стишок. Опять же, по идее, все задания дети должны делать сами. Я помню, в подготовительном классе, в котором дети учатся читать, учительница говорила на собрании: «Не волнуйтесь, все дети в этом году, и совершенно без всяких усилий с вашей стороны. Кто-то в ноябре, кто-то в марте, кто-то к лету. Но все обязательно научатся». И научились, как ни странно. Моя старшая дочь самостоятельная, и я в общем никогда ей ни в чем не помогала (кроме первого месяца в английском классе). Но я знаю, что, как и в России, есть родители, которые проводят с детьми целые вечера за уроками.

В чем главное отличие

В отличие от России, общая атмосфера гораздо более теплая, и это приятно. На входе в школу детей встречает директор и со всеми здоровается по имени. Такое впечатление, что к каждому ребенку более личностный, персональный подход. Родители тоже друг с другом здороваются, даже если не знакомы, поэтому и знакомство завязать несложно. Дети чаще и раньше начинают ходить друг к другу в гости, в том числе с ночевкой, чуть ли не с детского сада. Родители оказывают друг другу небольшие услуги — забрать ребенка из школы, если один задержался на работе, взять его домой и покормить, если в школе забастовка и нет обеда. Вообще дети здесь гораздо чаще любят школу и ходят в нее с удовольствием. Здорово, что есть занятия бассейном, есть большая перемена до обеда, когда дети могут побегать на улице.

Образование во Франции направлено не на то, чтобы наполнить ребенка теоретическими знаниями, а скорее на то, чтобы научить его ориентироваться в окружающем мире. Это особенно заметно в начальной школе, где не только счет, чтение, письмо, но и знакомство с географией, историей, социологией, биологией, физикой и химией. Причем это не абстрактные знания, а очень конкретные.

С младшей группы детского сада детей учат писать и узнавать свое имя, учат гигиене, правильному питанию, утилизации отходов, учат социальному поведению, учат говорить и рассказывать, слушать других. Даже малыши знают, что девочка от мальчика отличается не длиной волос и не платьем, что меня поразило в свое время. В самых младших классах на географии дети рисуют план своего квартала, им рассказывают о поведении на улице, как вести себя в экстренной ситуации, о том, как устроено общество и государство. На всех уроках детям постарше дают примеры из жизни — отрывки из газет, бюллетени, графики, статистические планы и так далее.

Здесь вообще в культуре нет такого зацикливания на ребенке, как в России или в США, и мне кажется, это правильно. Утром дети идут в школу, родители на работу, все заняты своими делами. Вечером все с работы переключаются на общение, на игры, совместные приятные занятия. Я вспоминаю с ужасом тот год, который мы провели в России. Нина возвращалась из школы в час дня, ей надо было приготовить обед. Таким образом, утром я могла поработать всего пару часов. Потом она ныла и слонялась по квартире, пока я пыталась срочно закончить работу, на 100% ощущая себя дурной матерью, которая даже погулять ребенка опять не вывела.

Не хватает энциклопедических знаний

Мне не хватает энциклопедичности гуманитарных знаний, которая есть в нашей школе. У нас в ребенка загружают определенный пакет знаний: «культурный багаж». Можно спорить о том, насколько он полон и насколько в него входит именно то, что необходимо знать культурному человеку, но он есть. Во Франции ребенка учат, как найти и узнать то, что ему нужно, но никакого обязательного пакета нет. Его учат анализировать историческое событие, работать с источниками и контекстом, видеть не только большую историю (короли+войны), но и малую (чем люди питались, как жили), но они не изучают историю линейно, от Адама до Потсдама, как мы, и чаще не имеют никакого представления о том, что было до Французской революции. Детей учат анализировать литературное произведение, и это страшно интересно, но нет такого набора произведений, которые они должны прочитать. И поскольку всем детям сейчас все труднее читать классику и толстые книги, во Франции дети в школе совсем не проходят многих важных для французской литературы писателей, а читают то, что полегче и покороче. Мы пытаемся заставить дочку читать сложные книги, но это очень непросто! Как бы мне хотелось бы скрестить опыт Франции и России в этой области и найти золотую середину.

Текст: Катя Пичугина

Фото: Bosnian/Photographee.eu/Pressmaster/Africa Studio/Jack Frog/PR Image Factory/Shutterstock.com