Болезни Военный билет Призыв

Дача сиверса. История муниципального образования мо дачное. Больница "Всех скорбящих"

Достопримечательности

муниципального округа Санкт-Петербурга "Дачное".

Начато в день Пророка Илии.

Утром, не успел я проснуться, моя жена Татьяна сказала мне, что знакомая тётки, Нины Ивановны Грановской (главного хранителя Всесоюзного музея Александра Сергеевича Пушкина в городке Пушкине, в старину - Царское Село), а теперь, по наследству - и её хорошая знакомая, Наталия Францкевич, хочет приехать в гости со своей внучкой и просит показать им достопримечательности нашей округи.

Сначала я полез искать в книгах и Интернете всякие сведения, а потом прочёл, что в нашей библиотеке на Голиковой улице есть музейчик, посвященный нашему микрорайону и его истории. Тогда я решил написать просто свои воспоминания,а кому интересны "доисторические" подробности, пусть сходит в этот музейчик...

Ну, Господи помоги, начинаю... При въезде на территорию муниципального округа Дачное со стороны Стрельны по правую руку на развилке бывшей Петергофской дороги (с1923 по 1940 г. - улица Стачек, а ныне - проспект Стачек) и дороги на Красное Село (с начала 20-го века по 1964 г. - Красносельское шоссе, с 1964 по1975 - Таллинское шоссе, а ныне - проспект Маршала Жукова) стоит обелиск - памятник защитникам Ленинграда в Великую Отечественную.

Это место издавна называлось Привал, здесь останавливались отдохнуть выезжавшие из Города. Согласно городской легенде, здесь во время переходов останавливались для отдыха квартировавшие в Петергофе гвардейские части, и здесь Екатерина Великая, возвращаясь с охоты в стрельнинских лесах, любила устраивать привалы. До середины 60-х годов 20 века за трамвайной линией напротив Обелиска сохранялся дом со службами, а на горке сразу за Обелиском между двух дорог - тоже вполне симпатичный домик старинной постройки. Оба они в полуразрушенном состоянии сохранились после войны и были восстановлены, а с началом великой юго-западной стройки - уничтожены... В доме со службами в начале 50-х годов жила знакомая нашей семьи тётя Мария.Не знаю, к какому ведомству относился этот дом, и чем занималась тётя Мария, но у неё была лошадь - светло-серая в яблоках. И когда мне было три с половиной года, отец впервые посадил меня на неё и катал по двору... Помню до сих пор... Теперь название Привал полностью забыто, хотя до середины 70-х годов 20-го века оно сохранялось в названии трамвайной остановки.

Далее к Городу по правую руку над прудом видно красивое здание - дача графа Шувалова, именуемая "Александрино". Говорят, её строил архитектор Валлен- Деламот. Не знаю, может быть...Но похоже это здание на Таврический дворец, только маленький. Теперь там располагается Художественная школа. Во время войны здание было сильно разрушено, оба крыла-галлереи уничтожены полностью, крыша и верхние части южной и западной стен снесены снарядами. У этого здания снимался эпизод фильма "Ленинградская симфония": это когда с фронта отзывают музыкантов - и вот один из них бежит со своей скрипочкой, а по нему гады-немцы стреляют из пулемёта...и скрипочка пополам... Мне было лет 9 -10, и жил я тогда в Дачном. И когда мы, мальчишки, узнали, что в Ульянке (так тогда назывался прилегающий к Александрино посёлок) снимается фильм, то мы тотчас оказались там и наблюдали, как киношники "коптили" развалины дачи, как изображали пулемётные очереди...

А недавно в отстроенном заново здании снимался многосерийный телефильм "Бедная Настя". И Татьяна с Юлей, прогуливаясь по парку, случайно "влезли" прямо в кадр, за что были немедленно обруганы режиссёром... За дачей сохранился большой парк, ныне также называемый Александрино, плохо ухоженный и частично изуродованный нынешними бандитами-строителями. Тянется он аж до самой линии Балтийской железной дороги... Ну, по крайней мере - до проспекта Народного Ополчения...

Ближе к улице Лёни Голикова начинаются владения графа Шереметева. Хотя, конечно, эти дачи не раз продавались и покупались...Вот церковь во имя святителя Киевского, Владимирского и Московского Петра, вдохновившего Князя Ивана Калиту на собирание всех русских земель под московское иго. Она стоит близь того места, где велением Петра Первого, опять же по легендам, была поставлена походная палаточная церковь, чтобы отслужить благодарственный молебен в честь очередной победы над шведами.Но когда я был школьником, то ни от кого не слышал, что на месте той громадной ямы, где так здорово кататься на лыжах с горки, когда-то стояла церковь. Потом-то мне сказали, что её растащили по кирпичику строившиеся после войны жители Ульянки и Дачного, которым коммунисты предоставили здесь участки для частного строительства на 50 лет. Аж и фундамент вырыли... Ага, раскатали губы! Щас вам комуняки и выполнят свои обещания, особенно когда вы церкви грабите. Уже через 10 лет Дачное, а потом и Ульянку стали сносить и на их месте строить "хрущёбы". Рядом с нашим домом на Ждановской улице, которая потом превратилась в проспект Ветеранов, одна семья строила своими силами шлакобетонный дом. Ну, сил было мало: сам хозяин, жена и двое маленьких детей. Поэтому строили они долго и всё это время жили в маленьком сарайчике-времянке. А когда построили и наконец-то переехали в дом жить, тут-то приехал бульдозер и дом ихний снёс. Точно не помню, но вроде успели они пожить в своём доме не больше двух лет. И поехали в хрущебу...

А узнал я, что здесь когда-то стояла богатая и древняя церковь, только когда мне в 89-м году подарили фотокопию карты Петербурга 1913 года... Подарил работник КБ-3 Кировского завода (в котором я тогда работал художником-конструктором) Игорь Зданчук. Спаси его Господь. И я сразу сказал своей маме, Клавдии Петровне Баркановой, что эту церковь надо опять здесь поставить, и я этим займусь. Она, конечно, как всегда, махнула рукой и сказала: -Не болтай. Но так уж сложилось, что мне действительно пришлось заняться церковью, я нашёл нужных людей, собрал подписи "за" и на заседании Кировского райисполкома сумел доказать необходимость восстановления церкви именно на этом месте. Своеобразную помощь мне оказал тогдашний секретарь исполкома Валерий Леонтьевич Мутко, рвавшийся в народные депутаты из карьерных соображений и жаждавший поддержки народных масс... Жаль, что маме моей не пришлось дожить до освящения церкви.

А за улицей Лёни Голикова, которая ранее называлась Парковым проездом, над прудом стоит школа, в которой я учился. Её построили и открыли в 1956 году на фундаменте шереметевского дворца.В ней же в 70-х годах училась наша старшая дочка Анна. За нею до самой железной дороги на Петергоф тянулся парк. Теперь он застроен, но за домами можно найти систему парковых прудов и его остатки - зелёную зону, благоустроенную в прошлом году и "освященную"самой нашей Губернатрисой. и тянущуюся аж до проспекта Ветеранов. До войны это был парк культуры и отдыха со всеми причитающимися ему развлечениями, а в центре островка на пруду у дома 14 по Голиковой улице стоял памятник великому вождю и учителю всех народов Иосифу Виссарионовичу Джугашвили по кличке Сталин; полуразрушенный постамент этого памятника и ныне стоит на островке... Думаю, что "при буржуях" на нём стояла какая-нибудь безнравственная скульптура.

Если двигаться дальше по проспекту Стачек в сторону города, то можно увидеть здание дачи графа Воронцова, которую переделали в церковь во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Мудрости (не по-русски - Софии). Это здание во время войны тоже, как и всё здесь, на переднем крае, было сильно разрушено и мы, пацаны, любили в нём играть, лазая по развалинам. Году в 56 - 57-м его восстановили и устроили в нём продуктовый магазин. "Гастроном". А в стоявшей рядом дворцовой кухне устроили склад.

В середине 70-х магазин закрыли, здание отдали какому-то СМУ, в конце 80-х вообще бросили на разграбление и осквернение. Потом началась уплотнительная застройка и власти решили здание снести и на его месте построить жилой дом. Но тут подняла хай местная общественность, поддержанная новоизбранными "демократическими" депутатами: -Как, вы собираетесь разрушить памятник архитектур-р-р-ы???!!!

Власти, по тем "революционным" временам довольно уступчивые, согласились переделать проект, и здание не тронули. Но пока общественность микрорайона и прочие дураки соображали, что же делать со спасённым зданием, проявились активные ребята во главе с шустреньким "отцом Лукьяном" и через Собчака отхватили это здание себе.

При ремонте и переделке под церковь "попы" первым делом уничтожили уникальную мраморную галерею-балкон внутри зала на южной стене, сохранившуюся даже под фашистскими бомбами и снарядами. А на крыше поставили не найденные в пропорциях колоколенку и главку...Сохранившееся же во время войны здание дворцовой кухни снесено при постройке жилого дома...

А за церковью православная община по наущению своего пастыря поставила нарушающую установления святых отцов вполне языческую скульптуру, изображающую семейство святых мучениц. Имеющий уши да услышит...

Двигаясь дальше, мы увидим пруд, завершающий парковую систему прудов, а за ним, на пересечении проспектов Стачек и Ленинского (изначально называвшегося проспектом Героев) - недавно построенную, со странно-вытянутой главой-луковицей, церковь во имя Иоанна Кронштадтского. История постройки православной церкви в этом месте тоже довольно любопытна. Опишу её, как сам понимаю и помню...

Когда я занялся организацией православной общины в Кировском районе, я познакомился со многими верующими. И одной из них была Наталья Александровна Лукина. Она жила в новопостроенных домах Юго-Запада, то есть для Дачного она была пришлой, и истории его, скорее всего, не знала. А на пустыре рядом с "Форелью" (о которой речь пойдёт далее), образовавшемся после того, как в 70-х годах были снесены все частные дома, она обнаружила остатки какого-то фундамента. И почему-то решила, что здесь в старину стояла церковь. А у неё была давняя мечта - построить храм во имя Иоанна Кронштадтского. Причём - повторение того храма в Кронштадте, в котором служил батюшка Иоанн, и который был уничтожен богоборцами-комуняками.

Так что, поддержав на первых порах мою инициативу и оказав мне большую помощь, она с единомышленницами всё-таки занималась не нашим храмом, а своим. И за это ей отдельное большое "Спаси, БОГ!", потому что ещё одним светочем Православия в нашем округе стало больше.

Ну, а что храм не похож на Кронштадтский Андреевский собор... так Господу виднее...

Рядом с церковью стоит мемориал защитникам Ленинграда, который задумал для чего-то в начале 90-х годов Глава администрации Кировского района Вячеслав Иванович Крылов, а спроектировал наш художник-конструктор Юрий Андреевич Кудряков. Ну, поставили и поставили... А уж церковь появилась значительно позже...но "в тему"!

Двигаясь дальше, к Автову (которое в старину было " Афтово", согласно питерской легенде о наводнении 1824 года), мы подходим к большому жилому массиву старинного вида, который раньше в просторечии назывался "Форель".Наша семья, вернувшись из эвакуации, жила здесь. И когда я начал говорить (года в 1,5 - 2), меня научили на всякий случай называть свой адрес: - Проспект Стачек, 140, больница Фореля. В моём младенческом исполнении это звучало как: - Стачек сто фореля!, что неизменно вызывало смех моих дорогих родителей (Царствие им Небесное и вечный покой), ещё лет 45 !

Эти постройки - остатки громадного комплекса государственной больницы для умалишенных "Всех скорбящих", которая была в своё время размещена в имении графа Сиверса. После Октябрьского переворота большевики переназвали больницу в честь швейцарского психиатра доктора О. Фореля, социалиста по убеждениям, который разрабатывал теории нового "социалистического" общества и который, я думаю, пользовал в Швейцарии этого гениального придурка Ульянова. Думаю, что и он сам был, как многие психиатры, с "прибабахом", раз собирался "управлять" народами.

Ну, народ наш в массе простой и нелюбопытный, поэтому ни про какого доктора Фореля не запомнил, а название посёлочка стал производить от рыбки форели, которой якобы водилось в прошлом много в местных прудах... Пруды внутри построек действительно были; один из них, вполне облагороженный, сохранился и сейчас. А вот пруд около дома, где мы жили, сейчас засыпан. Но зато с ним связано воспоминание очень раннего детства: какой -то недотёпа подъехал к пруду с груженой телегой и решил напоить лошадь. Тяжелая телега столкнула лошадь в пруд так, что лошадь стала тонуть. Сбежался народ, но ничем не мог помочь. А вот утонула лошадь или нет - я уже не помню. Но помню вот эту суету и панику...

И ещё помню остатки кладбища с красивыми полуразбитыми намогильными памятниками и плитами. Оно принадлежало больнице. Но при прокладке проспекта Героев (ныне - Ленинский) было, по обыкновению, безжалостно уничтожено.

За Форелью к Автово были совхозные поля и огороды местных жителей (в частности - и наш), а ближе к Трамвайному проспекту, которого тогда не было, располагался старинный посёлок Княжево. Там была, по моему, всего одна уличка домов в 10, если не меньше. И они были все одинаковые, видимо, построенные местным совхозом. Симпатичные такие коттеджики с сарайчиками для скотины. Ведь до хрущёвских безобразий с запретом личных подворий у нас в Дачном было большое стадо. Не только в частных домах, но и в сараюшках при многоквартирных домах общественного фонда держали и коров, и овец, и свиней. А уж разнообразной птицы было..! И каждый третий, наверное, "гонял голубей".

Ну, а дальше начинался трамвайный парк им. Котлякова, напротив которого и посейчас стоит красивое старинное здание электроподстанции, оставшееся от первой в России электрической железной дороги от Питера до Рамбова, которую впоследствии переделали в трамвайную линию, сократив её до Стрельны. Я был пятилетним, но помню, как трамваи из города доходили только до трампарка, а дальше, в Стрельну, ходил "подкидыш" от этой самой подстанции.

Сейчас здание стоит заброшенным, но какая-то жизнь в нём, похоже, есть...

А за трампарком стоит на постаменте танк модели "Клим Ворошилов" производства Путиловскаго/Кировского завода. Рядом с ним по обеим сторонам проспекта Стачек стояли громадные, облицованные беломраморными плитами и украшенные металлическими барельефными изображениями медалей "За оборону Ленинграда" и "За победу в Великой Отечественной войне" с гордым профилем Генералиссимуса, увенчанные звёздами в венках, обелиски, отмечавшие границу Ленинграда. Мы тогда жили "загородом"...В середине 60-х обелиски сломали. Наверное, "хрущатам" Сталин не понравился...А теперь ещё такой мостище возвели, что вообще всю парадность въезда в героический блокадный Ленинград уничтожили...

Дача К. Сиверса - Усадьба Г. А. Потемкина -

Больница "Всех скорбящих" -

"Кировский городок"

Пам. арх. (регион.)

Пр. Стачек, 158

Загородная усадьба

серед. XVIII в. - арх. Растрелли Франческо-Бартоломео

Усадьба Г. А. Потемкина

1770-е - арх. Огарев И. Е. - перестройка

Больница

1828 - арх. Квадри Дементий Иванович, арх. Плавов Петр Сергеевич - приспособление под больницу

Кировский городок

1950-е - восстановление с изменениями

Дома Кировского городка:

* Две лиственницы,что видны на снимке справа, живы до сих пор. У Дома для служащих больницы (пр.Стачек,160) (Forel)

Петр I пожаловал участок адмиралу И. М.Головину. После его смерти участок был разделен на равные части его сыновьями бригадиром И. И. Головиным и вице-адмиралом А. И. Головиным.

Западная часть участка адмирала Головина в начале 1740-х гг. перешла сенатору А. Л. Нарышкину, а после его смерти в 1745 г. его жене статс- даме Е. А. Нарышкиной

Гофмаршал при дворе Елизаветы Петровны Карл Ефимович Сиверс приобрел участок Нарышкиной в конце 40-х гг. XVIII в., а после 1766 г. и восточный участок у наследников А. И. Головина. Также в состав имения Сиверса вошел участок бывшего имения Ф. М. Апраксина, примыкавший к усадьбе Головина с запада. На месте старых деревянных построек по заказу Сиверса был возведен каменный дворец по проекту арх. Растрелли. Это был двухэтажный дворец в стиле барокко. Центральная часть подчеркивалась пышным подъездом, к которому вели два пандуса. Над подъездом - крытый балкон, завершенный сложным картушем. Фасады были акцентированы пилястрами, кровли имели сложные очертания. В отделке обильно использовалась скульптура. Дворец располагался на природной террасе, ниже которой проходила Петергофская дорога. Дополняли ансамбль два отдельно стоящих флигеля и регулярный парк с прудом. Строительство дачи Сиверса было завершено в 1761 г.

Усадьба перешла по наследству дочери гофмаршала Елизавете Карловне, которая вышла замуж за своего двоюродного брата Якоба Ефимовича Сиверса, видного деятеля екатерининской эпохи, дипломата, экономиста. Брак оказался неудачным, после развода Е. К. Сиверс продала усадьбу.

В августе 1779 г. дача перешла во владение Г. А. Потемкина. При нем садовый мастер Вильям Гульд на территории между Петергофской дорогой и Финским заливом разбил парк «в английском вкусе».

Для Потемкина дом был перестроен И. Е. Огаревым.

В 1781 г. дача была приобретена у Потемкина императрицей за 30 000 рублей и пожалована вице канцлеру графу Ивану Андреевичу Остерману, вице-канцлеру, дипломату, главе коллегии иностранных дел. Для него дворец был перестроен в стиле строгого классицизма. Авторство перестройки документально не подтверждено, но многие исследователи полагают, что это И. Е. Старов. Растреллиевский подъезд был превращен в высокую трехъярусную башню с часами, завершенную бельведером. Увеличена протяженность главного фасада, уничтожено членение стен. Весь барочный декор был убран. Над оконными проемами расположились классические сандрики на кронштейнах. Пилястровый портик садового фасада был заменен на колонный. Дворец оставался двухэтажным. Главный дом соединили колоннадами с флигелями. При Павле I Остерман вышел в отставку и переехал в Москву.

Дачу в 1808 г. купил князь Павел Петрович Щербатов - последний частный владелец старинной усадьбы. Хозяйствовал князь плохо, дача приносила ему лишь убытки, в течении нескольких лет Щербатов пытался продать усадьбу.

В 1828 г. усадьба была куплена в казну за 190 тысяч рублей для устройства в ней больницы для умалишенных - первой государственной психиатрической больницы в Петербурге.

В 1828-1832 гг. производилась перестройка и расширение здания под больницу по проекту арх. Доменико Квадри, а затем П. С. Плавова. Главное здание после пристройки двух больничных корпусов приобрело в плане форму буквы «П». Внешний вид зданий после этой перестройки больше не менялся, дальнейшие перестройки в середине ХIХ в. касались внутренней планировки и пристройки новых клинических корпусов.

В главном корпусе располагалась церковь, контора, приемные комнаты, столовые, отдельно для мужчин и для женщин, и залы, также отдельные для мужчин и для женщин, для «спокойных» больных. Из главного корпуса просторные коридоры вели в боковые флигели -мужской и женский.

Церковь при больнице освятили 4 декабря 1832 г. во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Иконы для храма написал Я. В. Васильев. Над главным входом находилась звонница с колоколами.

По церкви больница стала называться «Всех скорбящих».

В одной из комнат главного дома в 1832 г. была освящена часовня для лютеран.

Первоначально больница была рассчитана на 120 человек (70 мужчин и 50 женщин), но вскоре этих мест стало не хватать.

Корпуса больничных флигелей стали удлинять, пока они не образовали замкнутого каре со внутренним двором. На территории больницы появились еще павильоны для содержания больных, дома для проживания персонала, хозяйственные постройки.

В 1847-1850 гг. Плавов возвел корпус для служащих больницы (пр. Стачек, 160) и корпус для неизлечимых больных (пр. Стачек, 148).

В 1853 г. при больнице была выстроена каменная часовня для отпевания. В 1890-х гг. ее перестроил К. Г. Прейс.

В 1922 г. больницу переименовали: назвали именем швейцарского невропатолога и общественного деятеля Огюста Анри Фореля , который дружил с А. В. Луначарским и высказывал свои симпатии к СССР.

В 1924 г. церковь ликвидировали. Помещение передали под клуб.

Больница им. Фореля просуществовала до 1941г., затем при приближении линии фронта была эвакуирована. В здании находились командные пункты ряда воинских частей, оборонявших Ленинград. В 1941 г. здесь находился штаб 21-й дивизии НКВД, принимавшей участие в обороне города. После войны усадьба представляла собой руины.

В конце 1940-х гг. обсуждался вопрос о реставрации архитектурного памятника, однако было принято решение реконструировать его под Дом культуры, дополнив комплекс жилыми домами для рабочих Кировского завода.

Над проектом создаваемого здесь жилого городка работал творческий коллектив 8-й архитектурной мастерской института «Ленпроект» во главе с арх. Б. Ф. Беловым. В проектировании участвовали арх. Л. Л. Шретер, Е. П. Лавровская, В. Н. Зотов, Ю. А. Визенталь, инж. А. М. Лихачев, Т. В. Старостина, А. В. Незванов и др. В работах участвовало УКС Кировского завода (гл. инж. А. Ф. Передовский) - многие работы проводились силами заводских строителей.

Центром городка стал прежний дворцовый комплекс, надстроенный до трех этажей, по бокам которого возвели две семиэтажные башни. Центральную башню главного здания снесли. Флигели были надстроены до четырех этажей.

В 1950 г. силами заводских строителей был спроектирован и восстановлен трехэтажный юго-западный корпус, где разместились трехкомнатные квартиры. Два новых четырехэтажных корпуса завершили со стороны города архитектурную композицию городка.

Все постройки были решены в традициях классической архитектуры и составляли единый ансамбль. Был сохранен старинный пруд и вековые деревья. От подлинного дворца эпохи классицизма сохранились одноэтажные тосканские колоннады. Частично уцелел обращенный к парку фасад дворца времен Остермана, а своды подвалов опираются на столбы, поставленные еще при Растрелли.

В 1965 г. в бывшем дворцовом здании был открыт Дом культуры - ныне Центр культуры и досуга «Кировец» .

В 1990 г. Кировский городок был взят под охрану государства как памятник архитектуры. В 2003 г. на главном здании установлена охранная доска.

Входит в комплекс памятников Дача К. Сиверса (комплекс Кировского городка)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения .

Исторические районы Петербурга от А до Я Глезеров Сергей Евгеньевич

«Кировский жилгородок»

«Кировский жилгородок»

Так называется с послевоенных времен район бывшей усадьбы на 11-й версте Петергофской дороги – ныне участок проспекта Стачек невдалеке от пересечения с Ленинским проспектом.

В петровское время владельцем участка стал сподвижник царя-реформатора адмирал Иван Михайлович Головин. После его смерти имение поделили между собой сыновья, оно не раз переходило из рук в руки, пока владельцем не стал в конце 1750-х гг. гофмаршал двора Карл Ефимович Сиверс. Для него в 1761 г. по проекту Ф.Б. Растрелли построили каменный дворец с двумя флигелями в стиле барокко. Есть сведения, что в этой усадьбе любила гостить Екатерина II.

Затем дворец принадлежал дочери Сиверса Елизавете Карловне, вышедшей замуж за Якоба Ефимовича Сиверса, новгородского генерал-губернатора. Она продала усадьбу в конце 1770-х гг. князю Григорию Александровичу Потемкину. Однако уже в 1781 г. Екатерина II откупила дачу Потемкина в казну и подарила ее вице-канцлеру Ивану Андреевичу Остерману.

Дворец был окружен садами: вверху, на террасе, существовал устроенный еще при Сиверсах регулярный парк с прудом, а внизу, за Петергофской дорогой, – обширный пейзажный парк со сложной водной системой и ковшом, имевшим выход через канал в Финский залив.

В 1808 г. загородная дача перешла к новому владельцу – князю Павлу Петровичу Щербатову, который в 1828 г. продает усадьбу в казну. В том же году начались работы по перестройке бывшего дворца под первую в Петербурге государственную психиатрическую больницу – отделившуюся от Обуховской больницы палату для душевнобольных. Бывший бальный зал дворца превратился в больничную церковь, ее освятили во имя иконы «Всех Скорбящих Радость». Так возникло название больницы «Всех скорбящих».

Рядом с бывшим усадебным домом выстроили специальные больничные здания – для неизлечимых больных (пр. Стачек, 144), для служащих (пр. Стачек, 160). Во второй половине XIX в. построили еще одно служебное здание (ныне – пр. Стачек, 156). Таким образом, на месте бывшей усадьбы возник целый больничный городок.

Инициатором создания загородной психиатрической лечебницы являлась вдовствующая императрица Мария Федоровна, но открытие больницы состоялось уже после ее смерти – в 1832 г. Впоследствии больницу «Всех скорбящих» опекал сам император Николай I.

В начале ХХ в. эта больница считалась одной из лучших в России. Продолжила она свое существование и после революции, получив в начале 1920-х гг. имя известного швейцарского невропатолога и психиатра Фореля. В народной топонимике имя ученого претерпело метаморфозы: оно потеряло свой первоначальный смысл и стало ассоциироваться с рыбой.

Не случайно трамвайную остановку напротив местные жители именовали просто «Форелью». Даже легенда бытовала: будто бы место, где находится «Кировский жилгородок», славилось прежде форелью. Петербургская знать приезжала сюда на рыбалку и останавливалась «на уху» в домике поодаль, где жила крестьянка по имени Ульяна. Отсюда и пошло название ближайшей местности – Ульянка…

Во время войны больничный городок оказался вблизи передней линии обороны и был сильно разрушен. После войны решили не заниматься реставрацией, а восстановили и реконструировали дома под жилье рабочих и служащих Кировского завода. Отсюда и пошло название – «Кировский жилгородок». Дворец превратился в трехэтажное здание с двумя башнями по сторонам. Уцелели лишь колоннады галерей XVIII в. и фрагмент садового фасада. В 1965 г. в бывшем дворце открылся Дом культуры, ныне это Центр культуры и досуга «Кировец».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

История Центра культуры и досуга «Кировец» (дом 158 по проспекту Стачек) началась ещё при Петре I.
 По его указу участки земли вдоль Петергофской дороги были розданы приближённым под дачи.

В середине XVIII века усадьба на 7-ой версте принадлежала Карлу Ефимовичу Сиверсу – гофмаршалу двора Екатерины Петровны.
Он заказал проект каменного загородного дворца архитектору Растрелли, и в 1761 году здесь появилась изящная постройка в стиле барокко.
 Дворцовый ансамбль включал в себя дворец с двумя флигелями и к югу от него регулярный сад, посередине которого был вырыт круглый пруд, сохранившийся до наших дней. Дача-усадьба Сиверса являлась одним из лучших образцов архитектуры и садово-паркового искусства середины XVIII века.

В своём труде Растрелли пишет: «Я построил также большой загородный дворец, по дороге в Петергоф, принадлежащий гофмаршалу графу де Сиверс»*

* «Общее описание всех зданий, дворцов и садов, составленных Растрелли, за период своей работы на службе обер-архитектора двора» параграф №68

В 1774 году после смерти Карла Ефимовича по наследству усадьба перешла к дочери гофмаршала Елизавете Карловне Сиверс. Её мужем становится двоюродный брат Якоб Ефимович Сиверс. Это видный деятель екатериненской эпохи, дипломат, экономист, новгородский губернатор. Брак оказался неудачным, и после развода с мужем в 1779 году Елизавета Карловна продает усадьбу.

Так хозяином приморской дачи становится князь Г.А. Потемкин, государственный деятель, фаворит Екатерины II. При Потемкине английский садовник В.Гульд напротив дворца, ближе к заливу, разбил небольшой пейзажный парк.

Потемкин в 1781 году продаёт усадьбу в казну за 30 000 рублей. Екатерина II пожаловала дачу видному дипломату, вице-канцлеру Ивану Андреевичу Остерману, а так же выдала ему 10 тысяч рублей на перестройку здания. При Остермане дворец перестраивается архитектором И.Е. Старовым(предположительно).
 При Павле I Остерман вышел в отставку и переехал в Москву.

В 1808 году усадьбу покупает князь Павел Петрович Щербатов. Он стал последним в ряду аристократических хозяев загородного дворца.

В 1828 году дачу приобрели в казну с целью устройства в ней больницы для умалишённых – первой государственной психиатрической больницы в России.

Инициатором создания такой лечебницы была вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Она вникала во все детали обустройства больницы, но, не дождавшись её открытия, умерла 24 октября 1828 года. В этот день православная церковь празднует память иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радости».

Сын Марии Федоровны, император Николай I принял больницу под свое покровительство и назвал её «Больницей Всех Скорбящих».
В 1832 году больница была открыта. В том же году освятили больничную церковь во имя иконы «Всех Скорбящих Радости».

Перестройку дворца для больницы осуществляли архитекторы Д.Квадри и П.С.Плавов. Квадри пристроил флигеля с востока в 1822-1832 годах, а в 1836-1850 годах он же возвел новые большие корпуса. Первый (пр. Стачек 160) был построен для служащих больницы, второй (пр. Стачек 144) – для неизлечимо больных.
 После перестройки здание приобрело в плане форму буквы П. Старинные сады – свидетели блестящих празднеств XVIII века, предназначались теперь для прогулок больных. Первоначально больница была рассчитана на 120 мест, но скоро этого оказалось недостаточно. На территории больницы появился ряд новых построек: павильоны для больных, дома для врачей и служащих, хозяйственные помещения. Здесь же имелись обширные сельскохозяйственные угодья, фермы, мастерские. Больных привлекали к посильному труду, что могло способствовать выздоровлению. Существовали категории платных и бесплатных пациентов. При больнице была аптека, вёлся амбулаторный приём. До самой революции больницу «Всех Скорбящих» посещали и опекали члены царской семьи.
 Актеры императорских театров устраивали здесь благотворительные концерты и спектакли для больных и служащих, что было немаловажно ввиду отдаленности от города.

После 1917 года больница сохранила свой профиль, но изменила название. По предложению А.В. Луначарского она получила имя швейцарского психиатра, невропатолога и общественного деятеля Анри Огюста Фореля.

В годы войны рядом с больницей проходила передовая линия обороны города.
Постройки больничного комплекса оказались сильно разрушенными. Война как бы сняла многолетние наслоения штукатурки и обнажила старинную кладку. Здание привлекло внимание исследователей. По сохранившимся следам существовавших некогда декоративных деталей архитекторам удалось реконструировать облик дворца XVIII века, а в Национальной библиотеке Варшавы были найдены чертежи Ф.Б.Растрелли. Возникла идея восстановить дворец таким, каким воздвиг его когда-то зодчий. К сожалению, объемы постройки при этом оказались сведены к минимуму, что в условиях послевоенного строительства было нерационально. Так на Петергофской дороге появилось трехэтажное здание с двумя башнями, своим обликом лишь отдаленно напоминающее старинный дворец.


Восстановление усадьбы велось Кировским заводом по проекту, разработанному 8-ой мастерской института «Ленпроект» во главе с архитектором Л.Л. Шретером. Проект предусматривал создание на этой территории комплекса «Кировский городок» - с жилыми домами, общежитиями, предприятиями бытового обслуживания. А в 1965 году в бывшем дворцовом здании был открыт Дом культуры, ныне – Центр культуры и досуга «Кировец».

Все постройки прилегающие к ЦКД «Кировец» — так называемый «Кировский городок», выполнены в традициях классической архитектуры и составляют целостный ансамбль. Архитекторы и строители бережно сохраняли старинный пруд и вековые деревья. Частично уцелел и обращённый к пруду фасад потемкинских времен. 
В 1990 году здание Центра культуры и досуга «Кировец» было взято под охрану государства как памятник архитектуры XVIII – середины XX веков. А 25 марта 2003 года на здании появилась охранная доска, свидетельствующая об этом.


Облик утраченного растреллиевского дворца по инициативе краеведов специалисты Государственного института архитектуры воссоздали в макете. Научными консультантами для создания макета усадьбы К.Е.Сиверса стали историки-искусствоведы Сергей Борисович Горбатенко и Абрам Григорьевич Раскин. Макет был изготовлен в 2001 году, благодаря финансовой поддержке депутата ЗАКСа С.Ю.Андреева. А в 2003 году усилиями администрации ЦКД «Кировец» для размещения уникального макета отремонтировано специальное помещение.