Болезни Военный билет Призыв

Cочинение «Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок. Сочинение на тему: Проблематика и система образов в повести «Поединок

Образ Ромашова дан в повести в динамическом развитии. Поначалу герой пребывает в мире книжных представлений, романтической героики и честолюбивых стремлений. В классе читается небольшой отрывок из главы II (начало отрывка - "Блестящий офицер генерального штаба...", окончание - "Но тотчас же, слабо и виновато улыбнувшись самому себе в темноте, он съежился и продолжал путь"). Постепенно молодой офицер прозревает, и открытие реального мира становится решающим в его судьбе. Пережив душевный кризис, Ромашов выходит на своеобразный поединок с этим миром, он протестует против пошлости и грязи отношений, против жестоких армейских порядков.

А дуэль с недалеким Николаевым, которой завершается повесть, становится лишь частным выражением его непримиримого конфликта с действительностью. И в этом поединке с ненавистной ему средой Ромашов оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы победить.

Важное место в повести отводится и образам солдат. Куприн с душевной болью пишет о всеобщем равнодушии офицеров к солдатским судьбам. Читатель видит, как роты часами простаивают на плацу, как люди изнуряются муштрой. Глава XVIII открывается сообщением о том, что в роте капитана Осадчего повесился молодой солдат. Готов к самоубийству и рядовой Хлебников, образ которого создан Куприным особенно ярко.

Перечитаем отрывок из сцены ночного разговора Ромашова с Хлебниковым на откосе железной дороги (глава XVI):

"Что-то щелкнуло и забурчало в горле у Хлебникова, но он продолжал молчать. В то же время Ромашов заметил, что солдат дрожит частой, мелкой дрожью: дрожала его голова, дрожали с тихим стуком челюсти. На секунду офицеру сделалось страшно. Эта бессонная лихорадочная ночь, чувство одиночества, ровный, матовый, неживой свет луны, чернеющая глубина выемки под ногами, и рядом с ней молчаливый, обезумевший от побоев солдат, - все, все представилось ему каким-то нелепым, мучительным сновидением, вроде тех снов, которые, должно быть, будут сниться людям в самые последние дни мира. Но вдруг прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания охватил его душу. И, чувствуя свое личное горе маленьким и пустячным, чувствуя себя взрослым и умным в сравнении с этим забитым, затравленным человеком, он нежно и крепко обнял Хлебникова за шею, притянул к себе и заговорил горячо, со страстной убедительностью:

Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик, мне тоже нехорошо, поверь мне. Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть... Это надо".

Эта великолепная сцена наполнена чувством сострадания, герой Куприна возвышается до всеохватывающего человеколюбия. В поступках Ромашова, в шепоте солдат, вспоминающих сказочные истории, появляются смысл и какое- то душевное спокойствие. Но уже в следующих строках "чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни" продолжает преследовать подпоручика.

Офицер Назанский - одна из самых сложных фигур в повести. Пафос монологов Назанского - это, прежде всего, прославление свободной от оков личности, умение различать истинные жизненные ценности. Но в словах героя повести есть и другое. По мнению Назанского, обладание высокими человеческими качествами - "удел избранников", и эта часть философии героя близка к ницшеанству. Весьма любопытный разговор может получиться о Шурочке Николаевой. Как правило, старшеклассники высказываются о ней чрезвычайно резко, осуждая ее за предательство и эгоистическую расчетливость, не замечая, что, как и другие герои повести, Шурочка по-своему одинока и страшна в своем отчаянии. Очаровательная, умная, образованная, она терпеливо готовит мужа к экзаменам в академию и хладнокровно ставит влюбленного в нее человека под дуло пистолета.

Обратим внимание учеников на соотнесенность двух центральных образов повести - Ромашова и Шурочки. Куприн показывает два несовместимых понятия о человеке: гуманистическое и эгоцентрическое (Шурочка, может быть, даже ближе к ницшеанскому типу, чем Назанский). И сопоставление это, бесспорно, в пользу Ромашова.

Автор "Поединка" остро почувствовал, что жизнь должна быть другой, и показал поединок бесчеловечности с добрыми началами в человеке. Ромашов стремится действовать, бороться со злом - и гибнет в поединке с пошлостью, равнодушием, беззаконием. Куприн интересен современному читателю в первую очередь верой в активные силы человека.

    Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии...

    «Поединок» В 1905 году в сборнике «Знание» (№ 6) была опубликована повесть «Поединок», посвящённая М. Горькому. Она вышла в дни цусимской трагедии1 и сразу же стала значительным общественным и литературным событием. Герой повести подпоручик Ромашов,...

    Подпоручик Ромашов - главное действующее лицо повести “Поединок”. В творчестве А. И. Куприна “Поединок” 245 является самым значительным произведением начала века. В повести писатель синтезировал свои наблюдения над армейским бытом. Он и ранее неоднократно...

    На рубеже XIX и XX веков русская литература переживала период особого расцвета. В поэзии он был назван «серебряным веком». Но и проза обогатилась многими шедеврами. На мой взгляд, немало способствовал этому и А. И. Куприн. Его твор¬чество соединяет в...

Повесть «Поединок» вышла в свет в 1905 году и сразу сделала А. И. Куприна популярным. Это совсем не удивительно, ведь ни в одном сочинении того времени не описывалась армия и её нравы с такой степенью мастерства. В этой статье мы поговорим о героях упомянутого произведения, а также раскроем образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна.

Идея сочинения

Материал для этого сочинения автору дала сама жизнь. Писатель окончил юнкерское училище, а потом на протяжении четырёх лет служил в пехотном полку. В основу повести легли все накопленные за это время впечатления. Поэтому автору удалось так реалистично изобразить эпизоды армейской жизни и обогатить произведение целой галереей солдатских и офицерских портретов. Образ Ромашова в повести «Поединок» будет раскрыт чуть позже, а пока мы вкратце расскажем о других героях.

Офицеры

Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь - это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.

С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.

Подполковник Рафальский

Чтобы спастись от рутины и скуки, каждый офицер придумывал себе определённое занятие, которое помогало уйти от тяжёлой бессмыслицы армейской службы. У подполковника Рафальского по кличке Брем был домашний зверинец. Среди коллег он слыл человеком добрейшей души, славным и милым чудаком. Но однажды уставший горнист выполнил его приказ не так, как полагалось, и этот добряк просто взбесился, ударив солдата в челюсть с такой силой, что тот потерял несколько зубов.

Капитан Стельковский

Военное дело было его призванием. Он заботился о собственных солдатах, поэтому его рота была самой лучшей в полку: всех состоящих в ней людей словно специально отбирали. Они ходили сытыми, бойкими, трезво оценивали окружающую обстановку и не боялись смотреть в глаза любому начальству. В роте Стельковского не ругались и не дрались. По выучке и внешнему виду она ничем не уступала любой гвардейской части. На военных смотрах капитан проявлял себя инициативным, сообразительным и находчивым командиром. Однако вне службы в его поступках нет благородства: он совращает молодых крестьянок. Это стало для капитана своеобразным развлечением.

Два главных героя

Потерпите, ещё немного - и мы опишем образ Ромашова. «Поединок» раскрывает нам душевное опустошение, бесчеловечность, опошление и измельчание людей в условиях военной службы. Кого же автор противопоставляет офицерской среде с её твердолобой офицерской кастой? Подпоручика Ромашова и его старшего друга - офицера Назанского. Они олицетворяют в произведении гуманистическое начало. Остановимся на них более подробно. И начнем, конечно же, с первого. Итак, как автор рисует образ Ромашова в повести «Поединок»?

Юрий Ромашов

Многие литературные историки и критики сходятся во мнении, что Куприн вложил в образ главного героя свои автобиографические черты: Юрий родился в городе Наровчата, отца он не помнит (только маму), детство провёл в Москве, учился в кадетском корпусе, а потом пошёл в военное училище. Всё это соответствует обстоятельствам жизни Куприна.

Юрий Ромашов предстаёт перед читателем обаятельным молодым человеком, привлекающим своей душевной чистотой и благородством. Именно эти качества не позволяют поручику адаптироваться к армейской среде. Юрий простодушен и добр, обладает детской мечтательностью и ярким воображением. А практически все люди в его окружении порочны и разучились мыслить. Поэтому поручик чувствует себя среди солдат одиноким и чужим: за полтора года офицерской службы его постоянно мучило ощущение затерянности и одиночества среди равнодушных и недоброжелательных людей. Юрию не по душе были грубые привычки военных, пошлые связи, попойки, карты, издевательства над солдатами.

Образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна был продуман таким образом, чтобы пробуждать у читателя сострадание и сочувствие к чужому несчастью. Так, Юрий вступился за татарина Шарафутдинова, плохо знающего русский язык и практически не понимающего приказы полковника. Также он удержал Хлебникова от самоубийства (солдаты довели его до отчаяния побоями и издевательствами). В отличие от других военных, Юрий понимает, что каким бы однообразно-покорным и невзрачным не был Хлебников, он на самом деле живой человек, а не механическая величина.

Человечность поручика проявилась и в другом: в обсуждении солдатских расправ над штатскими, в отношении к денщику Гайнану и его языческим верованиям, в переживаниях насчёт пошлого романа с Раисой Петерсон и т. д.

Образ Ромашова в повести «Поединок» (с цитатами)

После того, как А. И. было опубликовано и обрело популярность, в изданиях литературной тематики сразу стали появляться наиболее полюбившиеся читателям фразы главного героя. Мы тоже решили выбрать из повести самые лучшие цитаты Юрия Ромашова, которые наиболее точно раскрывают его характер. Предлагаем вам с ними ознакомиться.

О любви к Александре Петровне:

«Любовь - это самое удивительное и прекрасное чувство. Огромное счастье просто увидеть любимую хотя бы раз в год. За неё и за любой её каприз, я готов отдать жизнь».

О солдатах:

«Офицеры озлоблены и глупы, но при этом гордятся «честью мундира». Они каждый день избивают рядовых, превращая их в покорных и безликих рабов. Неважно, кем они были до армии, она сделала их неотличимыми друг от друга».

О призвании:

«Всё ясней и ясней становится для меня мысль, что у человека есть лишь три гордых призвания: свободный физический труд, искусство и наука».

Назанский

Образ Ромашова в повести «Поединок» (цитаты, характеризующие героя, вы могли прочесть выше) является главным в произведении. Но нельзя не отметить Назанского - как наименее жизненного персонажа сочинения. По-видимому, автор ввёл его для выражения своих мировоззренческих взглядов и заветных мыслей. Вы спросите, а почему бы не воплотить всё это в образе главного героя? Мы думаем, что автор считал поручика слишком необразованным и молодым для выражения этой философии. А Назанский подошёл идеально и очень удачно дополнил образ Ромашова. «Поединок» Куприна тем и хорош, что содержит много взаимодополняющих друг друга персонажей.

Философия Назанского

Назанскому чуждо евангельское наставление о любви к ближнему. Он считает, что со временем любовь к человечеству сменится любовью к себе: своему уму, телу и бесконечному разнообразию чувств… «Каждый должен быть царём мира, его гордостью и украшением, и брать всё, что хочет. Не надо никого бояться, вам нет равных. Настанет время, и вера в собственное Я осенит всех людей. И тогда не будет ни зависти, ни злобы, ни пороков, ни жалости, ни коллег, ни господ, ни рабов. Люди превратятся в богов». Такая позиция персонажа перекликается с теорией сверхчеловека в духе Ницше. Она была довольно популярна в начале 20 века. Видимо, ею увлёкся и автор произведения.

Заключение

Итак, мы дали характеристику главным героям повести и, надеемся, в полной мере осветили тему: «Куприн. «Поединок»: образ Ромашова». И последнее…

Хоть поручик и с восхищением слушал Назанского, учение Ницше ему чуждо. Он не приемлет презрения к слабому и беззащитному. Достаточно вспомнить, как Юрий был добр к Гайнану и как бережно относился к Хлебникову. Несмотря на блеск и ум Назанского, образ Ромашова в повести «Поединок» намного благороднее и привлекательнее. Видимо, автор, сделав его таким, хотел донести до читателя мысль о том, что порядочный и честный человек всегда будет выше остальных и победит в духовном плане.

Повесть «Поединок» отображает армейский быт и нравы военной среды. Картина жизни пехотного полка достигает большого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, «поединком с царской армией». В повести представлены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой - жестокие, нравственно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические персонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает индивидуальность. Вместе с тем он показывает то общее, что свойственно всем солдатам, - все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщенности становится фигура доведенного до крайней степени отчаяния Хлебникова.

Тщедушный, больной, с лицом «в кулачок» и с глазами, в которых «застыл тупой покорный ужас», этот «солдатик» - объект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве. Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты «с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами - на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком».

Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой - социально типизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от народа, несшее в массе своей «службу, как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры. Опустившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее считают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего. Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность грубого средневекового завоевателя, готового уничтожать все равно кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский. Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы «какого-то злого, сумбурного демона». Они сами иногда «ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием».

В повести ставится проблема разрушения человеческой личности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления разрушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ромашова. Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцентризме, Назанский - в сверхиндивидуализме.

В образе Назанского особенно важна обличительная направленность. Он выступает против самодержавия:

«…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности». Назанский предчувствует неотвратимость социальных потрясений. Он мечтает о «грядущей богоподобной жизни», но путь к ней видит в теории сверхчеловека.

Осознание своего «я», пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романтические мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощущает свое «одиночество, затерянность среди чужих». Ромашов начинает размышлять о положении человеческой личности в обществе, о возможности исправления несправедливого мира. Его «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», а отсюда и индивидуальностей других. Ромашов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийство: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы».

В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное «распрямление» личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, заканчивается гибелью Ромашова. Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.

Повесть «Поединок» отображает армейский быт и нравы военной среды. Картина жизни пехотного полка достигает большого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, «поединком с царской армией». В повести представлены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты , с другой - жестокие, нравственно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические персонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает индивидуальность. Вместе с тем он показывает то общее, что свойственно всем солдатам, - все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщенности становится фигура доведенного до крайней степени отчаяния Хлебникова. Тщедушный, больной, с лицом «в кулачок» и с глазами, в которых «застыл тупой покорный ужас», этот «солдатик» - объект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве. Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты «с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами - на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком». Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой - социально типизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от народа, несшее в массе своей «службу, как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры. Опустившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее считают себя высшей кастой, презрительна относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего. Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность грубого средневекового завоевателя, готового уничтожать все равно кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бекагамалов, Арчаковский. Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы «какого-то злого, сумбурного демона». Они сами иногда «ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием».

В повести ставится проблема разрушения человеческой личности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армейской жизни.

Пути сопротивления разрушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и РоМашова. Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцентризме, Назанский - в сверхиндивидуализме.

В образе Назанского особенно важна обличительная направленность. Он выступает против самодержавия: «...в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает* мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности». Назанский предчувствует неотвратимость социальных потрясений. Он мечтает о «грядущей богоподобной жизни», но путь к ней видит в теории сверхчеловека.

Осознание своего «я», пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова . Свойственные юности романтические мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощущает свое «одиночество, затерянность среди чужих». Ромашов начинает размышлять о положении человеческой личности в обществе, о возможности исправления несправедливого мира. Его «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», а отсюда и индивидуальностей других. Ромашов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийство: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы».

В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное «распрямление» личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, заканчивается гибелью Ромашова. Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.

Ф. Левин отмечает, что многие критики и историки литературы считают, что в Ромашове много автобиографических черт Куприна: Как и сам писатель, Ромашов происходит из города Наровчата Пензенской губернии, у него есть только мать, отца он не помнит, детство его прошло в Москве, учился он в кадетском корпусе, а затем в военном училище. Все это совпадает с обстоятельствами жизни Куприна.

Горький высоко оценил произведение Куприна. "Великолепная повесть,- говорил он в беседе с репортером газеты "Биржевые ведомости",- я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. Целью А. Куприна было - приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них... В самом деле, изолированность наших офицеров - трагическая для них изолированность. Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм".

Повесть «Поединок» отображает армейский быт и нравы во­енной среды. Картина жизни пехотного полка достигает боль­шого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, «поединком с царской армией». В повести представ­лены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой — жестокие, нравст­венно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические пер­сонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает ин­дивидуальность. Вместе с тем он показывает то общее, что свой­ственно всем солдатам, — все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщен­ности становится фигура доведенного до крайней степени от­чаяния Хлебникова.

Тщедушный, больной, с лицом «в кулачок» и с глазами, в которых «застыл тупой покорный ужас», этот «солдатик» — объ­ект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве. Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты «с их однообразно­покорными и обессмысленными лицами — на самом деле жи­вые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком».

Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой — социально ти­пизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от на­рода, несшее в массе своей «службу, как принудительную, не­приятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры. Опус­тившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее счи­тают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего. Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность гру­бого средневекового завоевателя, готового уничтожать все рав­но кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский. Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы «какого-то злого, сумбурного демона». Они сами иногда «ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием».

В повести ставится проблема разрушения человеческой лич­ности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губи­тельное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления раз­рушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ро­машова. Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцен­тризме, Назанский — в сверхиндивидуализме.

В образе Назанского особенно важна обличительная направ­ленность. Он выступает против самодержавия:

«…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что свя­зывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности». Назанский предчувствует неотвратимость со­циальных потрясений. Он мечтает о «грядущей богоподобной жизни», но путь к ней видит в теории сверхчеловека.

Осознание своего «я», пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романти­ческие мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощуща­ет свое «одиночество, затерянность среди чужих». Ромашов на­чинает размышлять о положении человеческой личности в обще­стве, о возможности исправления несправедливого мира. Его «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей ин­дивидуальности», а отсюда и индивидуальностей других. Рома­шов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийст­во: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже откло­нить головы».