Болезни Военный билет Призыв

Цицерон трактаты об ораторском искусстве. Речи цицерона. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Трактат Цицерона «Оратор»

Закончив "Брута", Цицерон поспешил послать книгу ее герою, Марку Юнию Бруту, который в это время был наместником Цизальпинской Галлии, а сам взялся за сочинение похвального слова Катону, весть о гибели которого только что донеслась из Африки. Брут живо откликнулся на сочинение Цицерона. Переписку Цицерона с Брутом о вопросах красноречия читал еще Квинтилиан; если бы она дошла до нас, нам многое стало бы яснее и в составе, и в плане следующего риторического сочинения Цицерона. Однако ясно, что Брут соглашался далеко не со всеми оценками старых и новых ораторов, предложенными Цицероном. Отказываясь их принять, он просил Цицерона разъяснить те критерии, на которых он основывается в своих суждениях, - главным образом, разумеется, в области словесного выражения и, в частности, по вопросу об ораторском ритме ("Оратор").

В ответ на эту просьбу Цицерон тотчас по окончании слова о Катоне принимается за сочинение трактата "Оратор", завершающего произведения своей риторической трилогии. Трактат был начат, по-видимому, летом 46 г. и закончен до конца года. Разъяснить критерии художественных оценок - это значило для Цицерона обрисовать идеальный образ, совмещающий в себе высшую степень всех достоинств и служащий мерилом совершенства для всех конкретных произведений искусства. "Так как нам предстоит рассуждать об ораторе, то необходимо сказать об ораторе идеальном, - ибо невозможно уразуметь суть и природу предмета, не представив его глазам во всем его совершенстве как количественном, так и качественном", - писал Цицерон еще в сочинении "Об ораторе" (III, 85).

Там этот образ идеального оратора появлялся лишь мимолетно в речи философствующего Красса; здесь он стал центром всего произведения. Цицерон без конца подчеркивает идеальное совершенство рисуемого образа, разъясняет его как платоновскую идею красноречия, несовершенными подобиями которой являются все земные ораторы (8-10, 101), напоминает сентенцию Антония: "я видел многих ораторов речистых, но ни одного красноречивого": вот о таком воплощении истинного красноречия и будет идти речь. Этот идеал недостижим, поэтому все дидактические наставления полностью исключаются из трактата: "мы не будем давать никаких наставлений, но попытаемся обрисовать вид и облик совершенного красноречия и рассказать не о том, какими средствами оно достигается, а о том, каким оно нам представляется" пусть видно будет, что я говорю не как учитель, а как ценитель". Именно этот недостижимый идеал есть цель и стимул развития красноречия.

Книги "Об ораторе" рисовали индивидуальный путь к этой цели - образование оратора, "Брут" показывал общий путь к этой цели - становление национального красноречия, "Оратор" должен был, наконец, раскрыть самое существо этой цели, завершив тем самым картину риторической системы Цицерона. В "Ораторе" Цицерон окончательно отказывается от диалогической формы. Все сочинение написано от первого лица, за все высказываемые суждения автор принимает полную ответственность. Повторяющиеся обращения к Бруту придают произведению вид пространного письма. Из уважения к аттицистическим симпатиям Брута Цицерон не пытается строить свое сочинение как последовательно полемический памфлет против "младоаттиков" и кладет в основу книги композиционную схему риторического трактата.

Однако содержание "Оратора" не вполне соответствует этой схеме: одни разделы для целей Цицерона мало существенны, и он их касается лишь мимоходом, другие, напротив, исключительно важны в его споре с аттицистами, и он их разрабатывает с непропорциональной подробностью. Это заставляет его вносить многие коррективы в традиционный план, и в результате возникает композиция совершенно своеобразная, не находящая соответствия ни в каком другом произведении Цицерона.

После книг "Об ораторе", отчетливо распадающихся на большие самостоятельные куски - речи персонажей, после "Брута" с его простым нанизыванием материала на хронологическую нить, искусная сложность композиции "Оратора" особенно останавливает на себе внимание. Так как в научной литературе этот вопрос до сих пор освещен недостаточно, мы остановимся на нем немного подробнее.

"Оратор" Цицерона явственно разделяется на пять частей. Эти пять частей представляют собой пять ступеней, пять уровней последовательного углубления в предмет.

Первая ступень - вводная: вступление, понятие об идеальном образе оратора, самые общие требования к нему: со стороны содержания - философская образованность, со стороны формы - владение всеми тремя стилями. Вторая ступень - специально-риторическая: ограничение темы судебным красноречием, рассмотрение "нахождения", "расположения" и - в нарушение обычного порядка - "произнесения"; словесное выражение временно отложено для более подробного анализа. Этот более подробный анализ словесного выражения представляет собой третью ступень : опять происходит отмежевание ораторского от неораторского слога, опять разбираются три стиля красноречия, опять говорится о философской и научной подготовке оратора и дополнительно рассматриваются некоторые частные вопросы слога. Из трех разделов учения о словесном выражении для дальнейшей разработки выбирается один - раздел о сочетании слов; это - четвертая ступен ь углубления в предмет.

Наконец, из вопросов, составляющих раздел о сочетании слов, выделяется один и исследуется с наибольшей тщательностью и подробностью - это вопрос о ритме и его рассмотрение по четырем рубрикам (происхождение, причина, сущность, употребление) представляет собой пятую и последнюю ступень , предел углубления трактата. После этого краткое заключение замыкает трактат. Переходы между этими пятью уровнями заботливо отмечены Цицероном. Первая часть открывается вводным посвящением Бруту, после чего Цицерон предупреждает о трудностях темы. Точно такое же посвящение и напоминание о трудностях темы повторено в начале второй части.

Третья часть, о словесном выражении, снабжена своим маленьким введением. На стыке третьей и четвертой частей вдвинуто отступление: к лицу ли государственному деятелю рассуждать о риторике, углубляясь в такие мелкие технические подробности? И, наконец, пятая часть, о ритме, опять вводится особым вступлением, своеобразной апологией ритма, за которой даже следует отдельный план последующего изложения. Так, в пять приемов совершается постепенное раскрытие темы трактата: автор быстро разделывается с вопросами, мало его занимающими, чтобы переходить к вопросам все более и более важным и, наконец, углубиться в тему ораторского ритма, подробный разбор которой служит венцом сочинения. При этом вопросы, занимающие автора неотступно, возникают, повторяясь, на нескольких уровнях исследования: так, о философском образовании и о трех стилях красноречия подробно говорится дважды: в разделе вступительном и в разделе о словесном выражении.

Легко заметить, что из пяти разделов "Оратора" объемом и обстоятельностью выделяются два: третий - о словесном выражении, пятый - о ритме; вместе взятые, они занимают почти две трети всего сочинения. Это объясняется тем, что именно по этим вопросам спор Цицерона с аттицистами достигал наибольшей остроты. Мы видели это по приведенным выше сообщениям Тацита и Квинтилиана: когда аттицисты упрекали Цицерона в напыщенности, расплывчатости и многословии, речь шла именно о словесном выражении, а когда говорили об изломанности и развинченности, имелся в виду именно ритм. Квинтилиан упоминает и еще одно обвинение против Цицерона - в натянутых и холодных шутках; но на этом Цицерон почти не останавливается.

В вопросе о словесном выражении главным для Цицерона было отстоять свое право на величественный и пышный слог, отведя упреки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты. Своим оружием в этой борьбе Цицерон выбирает эллинистическое учение о трех стилях красноречия: высоком, среднем и простом. В диалогах "Об ораторе" и "Брут" он почти не касался этой теории, тем подробнее он говорит о ней здесь. Учение о трех стилях красноречия Цицерон ставит в прямую связь с учением о трех задачах красноречия: простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий стиль - взволновать и увлечь слушателя. Такая зависимость формы от содержания определялась в античной эстетике понятием уместности; Цицерон принимает феофрастовское понятие уместности, но от узкориторического значения он возвышает его до общефилософского, имеющего отношение ко всем областям жизни.

Собственно, для него оно является ключом ко всей эстетике "Оратора": как умопостигаемый идеал един в своей отвлеченности от всего земного, так уместность определяет его реальный облик в конкретных земных обстоятельствах. Такое философское осмысление понятия уместности было делом стоиков, в особенности Панэтия; вместе со стоицизмом оно входило в практическую философию Цицерона и нашло наиболее полное выражение в его позднейшем трактате "Об обязанностях". В дошедшей до нас античной риторической литературе сближение трех задач и трех стилей красноречия встречается здесь в первый раз: может быть, оно было введено самим Цицероном, может быть, почерпнуто из какой-нибудь не получившей распространения теории эллинистических риторов.

Во всяком случае, для Цицерона этот ход был выигрышным. Так как речь, по общему признанию, должна отвечать всем трем стоящим перед красноречием задачам, то идеальный оратор должен владеть всеми тремя стилями, применяя то один, то другой, в зависимости от содержания. Примеры такого использования всех трех стилей Цицерон приводит из Демосфеновой речи о венке и из собственных речей. Имя Демосфена служит для него залогом "аттичности", и он не устает повторять, что только это господство над всеми ораторскими средствами и есть настоящий аттицизм. Римские ораторы, притязающие на это имя, ограничивают себя одним лишь простым стилем, вместо всемогущего Демосфена берут за образец одностороннего Лисия и тем бесконечно суживают свое понятие об аттическом красноречии. Более того, Цицерон отказывает аттицистам даже в совершенном владении этим простым стилем.

В своей классификации трех стилей он выделяет и в простом, и в высоком стиле по два вида: один естественный, грубый и неотделанный, другой искусный, рассчитанный и закругленный. Это деление также нигде более не встречается и явно придумано Цицероном. Красноречие римских аттицистов Цицерон относит к низшему виду, красноречие их греческих образцов - к высшему виду: простота Лисия и Фукидида была результатом продуманного и тонкого искусства (подробную характеристику этого искусства дает Цицерон, описывая идеальный простой стиль, а простота их римских подражателей - результат недомыслия и невежества. Не в силе, а в слабости подражают римские ораторы греческим образцам: "ведь у нас теперь каждый хвалит только то, чему сам способен подражать".

Осуждая римских аттицистов, Цицерон заботится и о том, чтобы отмежеваться от крайностей традиционного пышного стиля, заклейменного прозвищем "азианства". Действительно, многое в речах Цицерона, особенно в ранних, легко могло навлечь упреки в азианской вычурности и претенциозности. Чтобы избежать этого, Цицерон еще в "Бруте" отрекся от своей ранней стилистической манеры, описав, как в своих занятиях на Родосе он избавился от всех юношеских излишеств и вернулся в Рим "не только более опытным, но почти переродившимся". В "Ораторе" он повторяет это отречение, что не мешает ему, однако, приводить примеры из своих ранних речей в качестве образцов. Более того, говоря о различии аттического и азианского красноречия, он заботливо ограничивает термин "азианский" его географическим значением, отрицая применимость этого термина даже к родосскому красноречию: он не хочет, чтобы точный термин стал безответственной кличкой.

Параллельно теме словесного выражения в "Ораторе" развивается другая тема, непосредственно со спором об аттицизме не связанная, но для Цицерона неизбежная при характеристике идеального оратора: тема философского образования. Он перечисляет философские проблемы, знакомство с которыми необходимо для оратора, вновь требует от оратора познаний в области истории и права, вновь ссылается на предания о том, что Перикл учился у Анаксагора, а Демосфен у Платона и, наконец, апеллирует к собственному опыту: "если я оратор, то сделали меня оратором не риторские школы, а просторы Академии". В произведении, обращенном к Бруту, эти рассуждения играют особую роль: они должны напомнить Бруту о философских интересах, роднящих его с Цицероном (Брут усердно изучал ту академическую философию, приверженцем которой считал себя Цицерон), и этим привлечь его к Цицерону от аттицистов.

Следует заметить, что на протяжении всего трактата Цицерон разговаривает с Брутом об аттицистах так, словно Брут к ним заведомо не имеет никакого отношения и является полным единомышленником Цицерона. С этими двумя сквозными темами - словесным выражением и философским образованием - тесно связаны два экскурса, расположенные в самой середине трактата и на первый взгляд слабо связанные с окружающими разделами. Первый из них посвящен общему вопросу и амплификации - это как бы иллюстрация пользы философских знаний для красноречия. Второй из них говорит об этосе и пафосе, т.е. об искусстве возбуждать страсти - это как бы описание действенности того высокого стиля, которого Цицерон требует от истинного оратора и от которого отказываются аттицисты. Здесь Цицерон всего прямее говорит от собственного лица и всего откровеннее прославляет собственные успехи в красноречии, недвусмысленно намекая, что его собственные речи и представляют наибольшее приближение к недостижимому идеалу "Оратора".

Это место подготовлено другим, незадолго до него расположенным, где Цицерон цитирует примеры из своих речей и заявляет: "Ни в одном роде нет такого ораторского достоинства, которого бы не было в наших речах, пусть не в совершенном виде, но хотя бы в виде попытки или наброска". В нашем месте Цицерон восхваляет себя уже почти без оговорок: "Нет такого средства возбудить или успокоить душу слушателя, какого бы я не испробовал; я сказал бы, что достиг в этом совершенства, если бы не боялся показаться заносчивым...".

Особое место в трактате занимает рассуждение на грамматические темы, занимающее почти весь раздел о соединении слов: сам автор сознает его как отступление, развернутое более пространно, чем требует главная тема. Это отклик Цицерона на спор между "аналогистами" и "аномалистами", уже более столетия занимавший античную филологию. Речь шла о том, что считать "правильным", нормативным в языке: формы, следующие теоретически установленным единообразным правилам, или формы, практически употребительные в разговорном и литературном языке? Первого взгляда держались аналогисты, второго - аномалисты. Каково было отношение риторов - аттицистов к этому грамматическому спору?

В Греции аттицисты стояли явно на позициях аномализма: образцом для них были не теоретические правила, а практическое словоупотребление аттических классиков. В Риме не было своих древних классиков, и поэтому ораторы, занятые выработкой норм латинского языка, могли обращаться или к практике современной разговорной речи образованного общества, или к теории грамматического единообразия. По первому пути, пути вкуса, как мы знаем, пошел Цицерон; по второму пути, пути науки, пошли аттицисты, чуткие, как всегда, к ученой эллинистической моде. Здесь союзником аттицистов оказался такой крупнейший писатель и оратор, как Юлий Цезарь; манифестом римского аналогизма стало не дошедшее до нас сочинение Цезаря "Об аналогии", написанное в 53 г. и посвященное Цицерону.

В "Ораторе" Цицерон воспользовался случаем возразить против грамматических взглядов своих литературных противников - аттицистов и своего политического противника - Цезаря (разумеется, имя Цезаря при этом не названо). Он громоздит множество примеров, подчас не связанных друг с другом, подчас неправильно истолкованных (но таков был общий уровень тогдашней грамматики: сам ученый Варрон сплошь и рядом допускал подобные ошибки); однако все они объединены вновь и вновь повторяемым утверждением о главенстве вкуса над знанием. "Сверься с правилами - они осудят; обратись к слуху - он одобрит; спроси, почему так - он скажет, что так приятнее". А вкус есть понятие, ускользающее от научной догматизации и основанное только на представлениях широкой публики - той самой публики, с которой аттицисты не желают считаться.

Собственно, таким же отступлением, почти "трактатом в трактате", выглядит и рассуждение о ритме, занимающее в "Ораторе" так много места. Дело в том, что из всех риторических новшеств Цицерона самым значительным (или, во всяком случае, самым заметным для современников) была именно ритмизация фраз, забота о благозвучии интонационных каденций. Аскетический вкус аттицистов должен был этим более всего возмущаться; и, действительно, Брут в своих письмах к Цицерону просил у него о ритме особых разъяснений. Цицерон охотно откликнулся: он гордился своим новаторством и чувствовал себя в безопасности, так как мог здесь ссылаться и на Аристотеля, и на Феофраста, и на Исократа. Правда, теория ритма в изложении Цицерона получилась не очень стройной и ясной.

Вводя ритм в латинскую речь, Цицерон руководствовался скорее собственным слухом, чем греческими наставлениями, и поэтому теоретическое осмысление своей же практики давалось ему нелегко. Исследователи, много труда положившие на изучение ритма в речах Цицерона, свидетельствуют, что утверждения "Оратора" не всегда совпадают с действительными предпочтениями Цицерона. Особенно это обнаруживается там, где Цицерон приводит примеры ритмической речи и вынужден пускаться в натяжки, чтобы связать их со своей теорией. Сбивчивым получается и порядок изложения: план всего раздела о ритме, намеченный Цицероном, оказывается недостаточным, а план главного подраздела о сущности ритма, оказывается не выдержанным.

Современному читателю разобраться в рассуждениях Цицерона о ритме еще труднее потому, что нашему уху уже недоступно непосредственное ощущение ритма долгих и кратких латинских слогов, и реальная выразительность цицероновских ритмов остается для нас скрытой. Однако общий смысл раздела не вызывает сомнений. Ритм в человеческой речи заложен природой, ощущается слухом, различается вкусом, и поскольку речь есть произведение искусства, обращенное ко всем слушателям, а не произведение науки, рассчитанное лишь на знатоков, постольку она должна использовать и это средство выразительности. Таков основной тезис Цицерона. Тема ритма становится образцово-показательным аргументом в полемике против аттицистов, и в этой своей функции успешно завершает трактат победоносным выпадом: "я, поборник ритма, могу по первому требованию без труда говорить неритмически; а мои противники, ниспровергатели ритма, смогут ли они так же легко заговорить ритмически? Вряд ли; а если это так, то и вся их теория, весь их аттицизм есть не самосознание таланта, а прикрытие бездарности".

Таково содержание "Оратора", самого возвышенно философского и самого узко технического из трех риторических произведений Цицерона. Одно обстоятельство обращает при этом на себя внимание. Того ощущения трагизма современности, которым пронизан "Брут", в "Ораторе" нет. Только дважды проскальзывают упоминания о "времени, враждебном добродетели", и о "скорби, которой я противлюсь". Можно думать, что гражданская скорбь, преисполнявшая Цицерона при виде торжества Цезаря, вылилась в сочинении, предшествовавшем "Оратору", - в похвальном слове Катону. Эта маленькая книга приобрела легко понятную шумную известность, вызвала подражания (Брут, ее адресат, тоже написал подобный панегирик Катону) и, конечно, не могла понравиться Цезарю и его сторонникам: сам Цезарь взялся за перо, чтобы сочинить ответ Цицерону под названием "Антикатон".

Осторожного Цицерона это должно было очень встревожить; со своей обычной мнительностью он забеспокоился, что слишком перегнул палку, и в "Ораторе" он торопится упомянуть, что "Катон" им написан только в угоду просьбам Брута. Рядом с пылкими похвалами административной мудрости и учености Брута это выглядит просьбой о заступничестве, обращенной к любимцу и наместнику Цезаря. Так и было это понято современниками. Понятно, что при таких обстоятельствах Цицерон не хотел раздражать Цезаря никакими политическими намеками в своем трактате и сосредоточился только на риторической тематике.

Закончив "Оратора", Цицерон деятельно заботится о его издании и распространении, посылает письмо Аттику с просьбой исправить ошибку в экземплярах, находящихся у него в переписке, рассылает свою книгу друзьям и просит их об отклике. "Очень рад, что ты одобряешь моего "Оратора", - пишет он одному из них Самого себя я убеждаю в том, что высказал в этой книге все свое мнение о красноречии, какое имел. Если книга действительно такова, какой, по твоим словам, она тебе показалась, то и я, значит, чего-нибудь стою; если же это не так, то пусть моя книга и мои критические способности одинаково пострадают в общем мнении".

красноречие оратор риторика цицерон

Литературное наследие современности поистине неисчерпаемо. Сегодня любой желающий может найти просто невероятное количество материалов на совершенно любую тему, от и биологии до астрономии и политологии, от механики и аэронавтики до и дидактики и т.д. И каждому, кто интересуется литературой вообще, следует знать, что огромнейшая часть мирового литературного наследия принадлежит авторам Древнего Рима и Древней Греции. В настоящей же статье мы похотим рассказать вам о Цицероне, прославившемся своими бесподобными речами и оставившем после себя немало уникальных работ. А почему этот человек заслуживает особого внимания, вы узнаете, прочитав представленный материал.

Марк Туллий Цицерон

Марк Туллий Цицерон был известным древнеримским политическим деятелем, оратором и философом. Несмотря на то, что родился он в обычной семье, он сумел сделать потрясающую карьеру – стал членом сената и консулом. Причиной этому во многом послужил его ораторский дар.

Цицерон получил ораторское и философское образование изначально в Риме, а после продолжал обучение на Родосе, в Малой Азии и Афинах. По мере продвижения по службе он занимал всё более высокие государственные посты. Всю свою жизнь, как и литературное творчество, Цицерон посвятил политике.

Речи Цицерона

На деятельность Цицерона, в частности, на речи и письменные труды оказывали огромное воздействие его политические взгляды, которые были изменчивы, но которым он всегда был всецело верен. Отдельно следует отметить речи Цицерона против Верреса, Катилины и Марка Антония.

Цицерон против Верреса

Изначально в выступлениях и сочинениях Цицерона превалировали интересы всаднического сословия, к которому, собственно, он сам и принадлежал от рождения, а выступал он против римской знати. Судить об этом можно по его речам, направленным против Верреса, который был бывшим наместником Сицилии и разграблял страну. Сами жители этой провинции просили Цицерона выступать против жаждущего наживы человека. К судебному процессу Цицерон готовился самым тщательным образом, собирал огромное количество фактического материала, искал свидетелей, а затем выступал разоблачителем преступных деяний бывшего наместника.

Уже во время первой судебной сессии Цицерон произнёс две речи, которые вынудили Верреса признать себя виновным, а до второй сессии дело даже не дошло. Но обличитель не остановился, и были изданы все семь речей «Против Верреса», во всех подробностях обрисовывающие всё хищническое поведение злодея, а также произвол наместников, управлявших провинциями, и круговую поруку внутри римского нобилитета, т.е. знати.

Со временем Цицерон стал выступать на стороне сенатской партии, направляя все свои усилия на примирение враждующих сословий.

Цицерон против Катилины

Однако отдельного внимания заслуживает период, когда Цицерон был консулом – именно в это время он сумел разоблачить заговор Катилины, а также выступал против него с многочисленными речами.

Для справки отметим, что Катилина являлся членом сената, и брал своё происхождение из знатной патрицианской семьи. Свой заговор он задумал в процессе предвыборной борьбы за консульскую власть, причём борьба эта была между ним и Цицероном. Катилина смог привлечь в свои сторонники немалое количество людей из самых разных социальных слоёв, а основным его лозунгом было требование отменить старые долги.

Вся политическая кампания Катилины была неопределённой, но ставила своей главной целью захват власти. Цицерон же, являясь консулом, организовал экстренное заседание сената, куда, конечно же, входил и Катилина. На этом заседании и была им произнесена первая речь «Против Катилины».

Эта речь была крайне эффектной и успешной и соответствовала всем ораторским правилам. В довольно мрачных красках Цицерон описывал действия злоумышленников и личность Катилины. Он назвал его «врагом отечества» и добавил к этому множество нелицеприятных эпитетов. Главным требованием к Катилине было оставить Рим, с чем он и не стал медлить по окончании заседания.

В течение нескольких дальнейших дней Цицерон произнёс против врага ещё три речи перед сенатом и народом, а после все четыре речи издал. Однако успех речей, которые помогли разоблачить заговор, не позволил консулу остаться в Риме. Так, после истечения консульских полномочий, Цицерону не оставалось ничего больше, чем стать изгнанником, ведь недовольство сторонников Катилины возрастало, что грозило Цицерону казнью без суда.

Цицерон против Марка Антония

Против убившего Цезаря Марка Антония Цицерон создал целых четырнадцать речей. Эти речи назывались «Филиппиками», т.к. были очень схожи с речами Демосфена, выступавшего против македонского тирана – царя Филиппа.

В речах «Против Марка Антония» Цицерон призывал сенат к тому, чтобы отстаивать свободу республики против наследника Цезаря. Но позже Марк Антоний и его сторонники создали второй триумвират, а сенат стал просто неспособен сопротивляться, по причине чего Цицерон был включён список людей, находящихся вне закона, а позже – убит. Но слава о Цицероне не только не канула в Лету, но и смогла преодолеть века.

Особенности речей Цицерона

Речи Цицерона всегда были преисполнены самым разноплановым содержанием и отличались первоклассным мастерством. Как его политические, так и судебные речи взывали к высоким моральным принципам и осуждали жестокость, невежество и корыстолюбие.

Особым образом Цицерон формулировал и задачи, которые должно выполнять оратору. Он говорил, что красноречивым можно считать такого оратора, речи которого и в совете и на суде будут убедительными, услаждающими и увлекательными. Первое является следствием необходимости, второе требуется для удовольствия, а третье есть путь к победе, т.к. обладает большим количеством средств, необходимых для успеха в деле. А в зависимости от количества задач, которые ставит перед собой оратор, можно назвать столько же и типов красноречия – оно может быть точным – для убеждения, умеренным – для услаждения, мощным – для увлечения. Самым же ответственным моментом оратор считал сам процесс произнесения речи перед публикой.

Что касается языка речей и сочинений Цицерона, то они является чем-то средним между базовыми риторическими направлениями – аттикизмом, который представляет собой простой сухой стиль, и азианизмом, представляющим собой стиль пышный и красочный.

По мере времени Цицерон всё больше тяготел к умеренному и строгому роду красноречия. Огромное значение им уделялось речевому ритму, благозвучности концовок и чередованию долгих и кратких слогов. Умело соответствуя всему этому, Цицерон смог стать самым выдающимся мастером политических речей в Риме.

Цицерон мастерски владел , которые способны усилить патетику в речи. Среди таковых можно выделить восклицания, риторические вопросы, обращения к богам, фиктивные речи, которые как бы исходят от персонажей аллегорий, метафоры и т.д. А произведения Цицерона всегда на высшем уровне обработаны стилистически.

Именно по этим причинам Марку Туллию Цицерону приписывают основной вклад в становление нормализованного латинского языка и римской классической прозы.

Литературное наследие и значение Цицерона

Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.

Письма, написанные Цицероном, явились основой европейской эпистолярной культуры, а речи, главным образом, катилинарии (речи «Против Катилины») относятся к числу наиболее выдающихся примеров жанра.

Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.

После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.

Каждый, вступивший на поприще общественной деятельности, по мнению Цицерона, должен в совершенстве владеть красноречием, которое обладает исключительной силой воздействия, так необходимой в деле управления государством.

А уж его мнение, однозначно, заслуживает внимания, ибо сам Цицерон сказал более ста уникальных речей, из которых до нас дошло 57.

Его перу принадлежат такие трактаты об ораторском искусстве, как «Республика », «Законы », «О дружбе ». Огромно его эпистолярное творчество (сочинение писем), также представляющее образец риторического стиля.

По мысли Цицерона, – государственный деятель, который средствами публичного слова организует общественную жизнь, обеспечивает регулярное правосудие, поддерживает высокий уровень общественной нравственности и единства общества и «всему государству в целом приносит счастье и благополучие». Поэтому

«оратором, достойным такого многозначительного названия, будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении».

Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве/Пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова/Под ред. М.Л. Гаспарова. – М: Научно издательский центр «Ладомир», 1994.

Таким образом, профессия оратора требует глубокой и всесторонней подготовки не только в смысле овладения техникой речи, но и в содержательном плане, поскольку «никто не может говорить хорошо о том, чего он не знает».

Ораторская профессия предъявляет к претенденту следующие требования:

Способности к связной, плавной, свободной речи, смелости,

Чувство ответственности, находчивость и память,

Природный ум – «оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев. Вот почему в роде человеческом никто не попадается так редко, как совершенный оратор» (Там же. С. 190).

Но качества эти могут быть развиты воспитанием и обучением у всякого, кто обладает ими в той или иной мере, при должном «рвении и восторженной любви к делу».

Главным действующим лицом в речи является сам оратор. Из трех данных необходимых оратору: талант, навык и знания, первенство принадлежит образованности. Без знаний не может быть истинное . Только содержательная речь дает обилие выражений и вызывает восторг слушателей.

В своих «Трех трактатах об ораторском искусстве» Цицерон выдвигает такие обязанности оратора:

1. Найти, что сказать (inventio)

2. Расположить найденное (divisio).

3. Облечь его в слова (elocutio).

4. Утвердить в памяти (memoria).

5. Произнести (actio).

Составление плана - необходимое условие для подготовки речи - считает Цицерон.

План речи включает:

1. Расположение слушателей (exordium);

2. Изложение сущности дела (narratio);

3. Установление спорного вопроса (narratio);

4. Подкрепление своего положения (confirmatio) аргументами;

5. Опровержение мнения противника (confutatio);

6. Придание блеска своим словам (peroratio).

Выдвигая учение о трех стилях, Цицерон предлагает пользоваться:

Простым (аттическим) стилем, чтобы убеждать. Простой стиль предназначен для вещей обыкновенных; этот стиль точен и скромен, без украшений. Простым стилем Цицерон, по его словам, говорил за Секста Росция.

Умеренный стиль – царство уместности, о ней должно заботиться не только в мыслях, но и в словах, им нужно владеть, чтобы услаждать слушателей, употребляя такое средство выразительности, как и аллегории.

Пышным стилем пользуются, когда стремятся волновать души и внушать желаемое настроение. Это стремление оратора к , именно в нём он почувствует величие и мощь красноречия. Однако не сразу надо говорить пышно: начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями, повествование - обыденно, когда же внимание публики завоевано, оратор прибегает к пышности, используя всю мощь красноречия, властвуя над душами людей.

«Действительно, - заключает Цицерон, - простой оратор, если он говорит опытно и тонко, будет казаться мудрым, умеренный - приятным, а этот, богатейший, если у него ничего больше нет, (т.е. глубокого содержания) вряд ли даже покажется здоровым. Кто не может говорить спокойно, мягко, раздельно, определенно, четко, остроумно, когда именно такой разработки требует речь в целом или в какой-нибудь отдельной части, - тот, обращая свое пламя к неподготовленному слуху, покажется бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых».

Цицерон считает, что в речи за Цецину стиль его (цицероновой) речи был простым, за Помпея - умеренным, а за Рабирия - возвышенным. Однако оратор предлагает смешивать стили, что он и сам делал в защитительных речах.

Кроме того, особое значение для оратора имеет выбор слов. Слова должны быть благозвучными, почерпнутыми из обыденной речи, а не только изысканные, как у поэтов... Речь воспринимается на слух, поэтому смысл слов должен доходить немедленно, то есть быть понятным в самый миг произнесения. Не следует употреблять слишком старых и редких слов, избегая излишней поэтичности, как и чрезмерной повседневности.

Вот почему, рассуждает Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя.

Цицерон стал реформатором латинского языка, придав ему необычайную точность и гибкость. Уже современники Цицерона метко выразили силу его речей:

«Небо послало Цицерона, чтобы показать в нем пример того, до каких вершин может подняться могущество слова».

Русская риторика. Хрестоматия / Авт. сост. Л.К. Граудина. - М.: Просвещение: «Учеб. литература», 1996.

На этом пока все.!

Цицерон как оратор республиканского Рима



1. Введение

Основная часть

1 Биография Цицерона

2 Приверженность Цицерона республике

3 Государство по Цицерону

4 Ораторское искусство Цицерона

Заключение

Список литературы


Цель работы: раскрыть отношение Цицерона к республике


Задачи работы: показать политические взгляды Цицерона в разные периоды Римской империи, проанализировать его приверженность республиканскому строю, рассказать о его борьбе с противниками республики, раскрыть личность Цицерона.


Введение


Не ты ль учил: любовью жизнь богата;

Не роскошь нас, а дружба приютит;

Мудрец Филону предпочтет Сократа,

А Фидия - забавам Афродит?!

Но где ж тот Рим?

Какой была награда?!

Глава твоя - у римских ростр торчит…

В. Б. Миронов.


Марк Туллий Цицерон - великий древнеримский оратор и политический деятель. Его слава не угасает на протяжении многих веков. Он известен как превосходный оратор, политик, философ и писатель. Его труды, такие как «Оратор», «О государстве», «О законах» и другие, имеют актуальность и в наше время. Его гражданственность, патриотизм и приверженность демократии привлекают даже современных людей.

Профессор Ф.Зелинский писал, что Цицерон «…самая богатая из всех завещанных нам древним миром личностей». Биография и деятельность Цицерона представляют большой интерес. Он был весьма противоречивой личностью. Зелинский, видевший в Цицероне наиболее сложную и всеобъемлющую личность Римской империи, выделял шесть важнейших сторон деятельности: 1) собственно государственная деятельность Цицерона; 2) Цицерон как личность; 3) Цицерон как писатель; 4) Цицерон как оратор; 5) Цицерон как философ; 6) Цицерон как учитель последующих поколений. В данном докладе предстоит рассмотреть более подробно лишь политические взгляды Цицерона, его отношение к государственному строю Римской империи.

Известно, что Цицерон был ярым сторонником республики, не признающим никакого другого государственного строя. Но на самом деле это не совсем так. При всех его словесных поклонах и хвале республиканизму, он и сам «имел склонность к цезаризму». Эта очевидная двойственность его натуры объясняется как врожденными качествами, так и условиями, в которых ему приходилось действовать, бороться и работать. С другой стороны, возможно, именно противоречивый и очень неоднозначный характер личности Цицерона и делает ее столь привлекательной.

Авторы, рассматривающие данную тему, придерживаются похожих точек зрения. Роль Цицерона в развитии республики очевидна. Но, в то же время, даются не совсем однозначные оценки его политической деятельности. Цицерон был первым из тех людей, которые в истории были «то поддержкой государства, то творцами революции, юрисконсультами, публицистами в языческой империи». Цицерон мог совершать крупные политические ошибки, но его политическая роль тем не менее приравнивается к роли Цезаря. Цицерон много сделал для своего отечества и, несмотря ни на что, всегда считался истинным патриотом. Для Рима он стал примерно тем, чем были «Пушкин для России, Гёте для Германии, Данте для Италии» (Г. Кнабе).

Цицерон - человек талантливый, широко образованный, обладающий острым умом и замечательным даром слова, но вместе с тем болезненно честолюбивый, мелочно тщеславный, безудержно хвастливый, нерешительный, легко и при малейшей неудаче падающий духом, поддающийся чужим влияниям и мнениям, лицемерный, лживый и, наконец, даже трусливый. Так он характеризовался как человек. Нам более привычен его несколько идеализированный образ. Но, следует заметить, что личные качества также повлияли на политические убеждения Цицерона. Возможно, будь он более решительным и твердым, в Римской империи торжествовал бы идеальный для Цицерона строй.

Таким образом, личность и политические взгляды Цицерона заслуживают особенного внимания. Еще не одно поколение людей будет проявлять интерес по отношению к Цицерону. Его имя будет существовать вечно.


Биография Цицерона


Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. вблизи города Арпина. Его отец происходил из сословия всадников. Когда Цицерону было 7 лет (по другим источникам 15), отец переехал в Рим, чтобы дать двум своим сыновьям достойное образование.

То, что Цицерон являлся не коренным римлянином, а переселенцем, из тех, кого римляне называли «новые люди» (homines novi), повлияло на его карьеру. Такие люди хотели любым способом возвыситься, стать известными. Цицерон мечтал стать консулом. Он неоднократно говорил впоследствии, что его юность была целиком отдана занятиям, что он посвящал им «дни и ночи» напролет. Цицерон изучал риторику, философию и право. Как раз в юности Цицерон написал свой первый «научный труд» - учебное пособие по риторике, называемое обычно «О подборе материала» (правда, позже Цицерон отзывался о нем как о «произведении незрелом и незавершенном»). Цицерон упорно стремился сделать хорошую карьеру и готов был приложить к этому все усилия.

Первая из дошедших до нас судебных речей Цицерона была произнесена в защиту некоего Публия Квинкция, который был шурином актера Росция, бывшего в свою очередь в близких отношениях с Цицероном (81 г.). Участие Цицерона в данном процессе и защита Квинкция имели определенное значение для его дальнейшей карьеры. Цицерон был вынужден с самого начала искать покровительства какой-либо знатной римской фамилии. Его наставник в области декламации Росций был вольноотпущенником семьи Росциев - представителей муниципальной аристократии. В свою очередь семья Росциев была довольно тесно связана с Метеллами - одним из знатнейших и влиятельнейших римских родов. Все эти связи и взаимоотношения, несомненно, учитывались Цицероном и были для него далеко не безразличны. Исход этого дела доподлинно неизвестен, но, вероятно, Цицерон этот процесс выиграл, потому как в следующем году он защищал на суде уже члена рода вышеупомянутых Росциев. И этот процесс был куда более громким, чем дело Публия Квинкция, потому что в нем был замешан Хрисогон - приближенный Суллы, диктатора того времени. Цицерон, испугавшись за свою жизнь, пытался не вмешивать в это дело Суллу, всячески выгораживая его. Однако опасность все же была. Некоторые ученые считают, что защита Росция не подвергала Цицерона никакой опасности. Скорее всего, это не так. Несмотря на то, что речь на суде и оправдание Росция принесли Цицерону огромную славу, он предпочел уехать из Рима, опасаясь мести Суллы и его приближенных, а совсем не из-за плохого здоровья и советов врачей (версия Плутарха).

Цицерон отсутствовал два года. За это время он посетил Афины, Малую Азию и Родос. Там Цицерон получил много новых знаний. Вернулся в Рим он только после смерти Суллы. Однако заниматься государственными делами он не спешил, заняв на время выжидательную позицию. Однако в 76 г. Цицерона избирают квестором. Это можно рассматривать как начало его общественно-политической карьеры. Он отправился в Сицилию и заслужил там известность и любовь местного населения. Но жажда большей славы привела Цицерона обратно в Рим. Он стал как можно чаще появляться на людях, выступать на Форуме, в судах. В этот период Цицерон блестяще выиграл процесс Верреса (5 речей, написанных для этого процесса, сохранились до сих пор и представляют особенную ценность). После этого Цицерон был избран претором. Теперь оставалось не так уж много до достижения им консулата. Правда, для него -чужака, пришельца, «выскочки», эта задача была вовсе не простой и нелегко достижимой. Тем более что его популярность как адвоката не могла компенсировать крайнюю нечеткость и неоформленность его политической позиции. Он попросту не имел еще твердой репутации политического деятеля. Его политическая позиция была достаточно осторожной, «средней», а потому и достаточно неопределенной. А это было плохо для его карьеры. Цицерон прекрасно это понимал, и поэтому неожиданно принял решительный и удачный ход - открытое публичное выступление в поддержку Помпея. Помпей был в те годы наиболее популярной фигурой среди военных и политических деятелей Рима. Его успешные действия и победа над средиземноморскими пиратами в 67 г. сделали его буквально кумиром римской толпы. Поддержка Цицероном Помпея заключалась в том, что Цицерон выступил на Форуме с речью в защиту законопроекта трибуна Манилия. Это была первая чисто политическая речь знаменитого оратора. Суть дела сводилась к следующему: римляне вели затянувшуюся войну с понтийским царем Митридатом (к которому позже присоединился армянский царь Тигран) под командованием Лукулла, но после крупной победы римские войска вновь стали терпеть неудачи. Именно в этой ситуации народный трибун Гай Манилий внес предложение о передаче верховного командования в затянувшейся войне Гнею Помпею. По этому законопроекту Помпей получал неограниченную власть над всем войском и флотом на Востоке и права наместника во всех азиатских провинциях и областях вплоть до Армении. Эта речь имела достаточную убедительность и, без сомнения, закон Манилия утвердили.

В 63 г. до н.э. Цицерон был избран консулом. Это была его первая настоящая победа. Его главный соперник Катилина выступал за революционные преобразования в том случае, если его изберут консулом, но римляне воспротивились этому и отдали свои голоса за Цицерона. Однако после поражения на выборах Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Он выступил со знаменитыми Четырьмя сенатскими речами против Катилины, которые до сих пор славятся как образец ораторского искусства, и этим вынудил Катилину бежать из Рима. Его сообщники,по решению Цицерона, были казнены. После этого начался расцвет карьеры Цицерона. Его стали почитать, а Катон даже назвал его «отцом отечества». Однако не все было так гладко. Вот что пишет Плутарх: «Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью - не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей».

Тяжелые времена для Цицерона настали после образования Первого Триумвирата, в который входили Юлий Цезарь, Помпей и Красс. Каждый из них старался привлечь Цицерона на свою сторону, видя в нем хорошего союзника. Однако Цицерон, поколебавшись, в итоге отказался поддерживать кого-либо из них, мотивируя это предпочтением остаться верным идеалу Республики. Обеспечить себе безопасность у Цицерона не получилось. Его неопределенная позиция оставила его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун <#"justify">1.Народ - это особая общность людей;

2.Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;

.Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

Самой лучшей формой государственного устройства Цицерон считал, как уже говорилось, смешанное устройство. Прочность государства зависит от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего - природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Цицерон оказал огромное влияние на выработку норм естественного права. Он призвал философию стать помощницей, лоцманом всей правовой деятельности Римского государства. Миром правит высший разум. Он же должен выполнять роль всеобщего закона. В основе этого закона лежат четыре вида добродетели, ведущие к совершенству, - мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Тут Цицерон, как мы видим, был очень близок к установкам философа Эпикура.

Цицерон считал, что государственные деятели должны быть образованными и много сил отдавать государству. Сам же Цицерон, готовя себя к государственной деятельности, желал стать «лучшим человеком, полезным своему государству». Именно он одним из первых заявил о необходимости тщательно готовить и обучать элиту государства, чтобы она могла выполнить свою миссию. Он писал: «Лично я все то, что отдал государству (если я ему вообще что-то отдал), отдал, приступив к государственной деятельности подготовленным и наставленным… учителями и их учениями».

Также Цицерон говорил о том, что во главе государства должны стоять только честнейшие, мудрейшие и волевые люди. Иначе власть потерпит крах. И, кроме того, по мнению Цицерона, порочность владык делает дурной государственную власть.


Ораторское искусство Цицерона


Думаю, не лишним будет сказать и об ораторском таланте Цицерона. Возможно, не прославься он как оратор, то его политическая карьера не состоялась бы или не была бы такой удачной.

Вообще, первым оратором в Риме считался Гальба (II в. до н. э.). Он первым, по словам Цицерона, «стал применять в речи особые, свойственные ораторам, приемы: отступал ради красоты от главной темы, очаровывал слушателей, волновал их, вдавался в распространения, вызывал сострадание, использовал общие места». Но Цицерон развил все эти качества, и именно благодаря ему их возвели в идеал красноречия. Цицерон написал произведение «Оратор», в котором как раз давалась характеристика лучшего оратора. В этой работе говорилось о тех приемах, которые необходимы для развития красноречия и о том, что стоит делать оратору во время выступлений. В частности, Цицерон утверждал, что недостаточно просто красиво говорить, нужно еще и обладать знаниями во многих областях, например, в праве, истории, философии, литературе, политике, в области военного дела и многих других. Он считал, что философия в этом ряде наук идет на первом месте, так как она - «мать всего, что хорошо сделано и сказано». Философия дает оратору сырой материал для красноречия.

Кроме того, красноречие - это искусство не только говорить, но и думать. Сила красноречия в том, что оно «постигает начало, сущность и развитие всех вещей, достоинств, обязанностей, всех законов природы, управляющей человеческими нравами, мышлением и жизнью». С его помощью определяются и уточняются обычаи, законы, права. Благодаря ему правители могут привлечь внимание народа. Своей речью оратор должен «убеждать, услаждать, увлекать».

Цицерон благодаря своим речам не только заработал неугасающую славу, но и стал образцом идеального оратора. Они дают прекрасный образец разнообразного использования правил и приемов красноречия. Но Цицерон не мог не обращать внимание на язык, на словесное оформление своих мыслей. Поэтому все опубликованные самим Цицероном речи подвергались им тщательной литературной обработке и редактированию (к речам написанным, но не произносившимся, принадлежат только пять речей против Верреса и вторая Филиппика). В отдельных случаях обработка речей была столь основательной, что они по форме, содержанию и по производимому ими впечатлению существенно отличались от первоначального варианта.

Литературный язык Цицерона («богатый и изукрашенный») может быть определен как «родосский стиль», т. е. стиль, представлявший нечто среднее между двумя основными направлениями в риторике: азианизмом и аттикизмом. Во всяком случае, на примере рассмотренного выше произведения Цицерона «Оратор», можно убедиться в отрицательном отношении Цицерона к «сухому и безжизненному» типу красноречия новоаттиков. Вместе с тем в поздний период своей ораторской деятельности (особенно в годы диктатуры Цезаря) Цицерон склоняется к более строгому и умеренному типу красноречия.

Как оратор Цицерон широко и разносторонне пользуется композиционными и чисто стилистическими приемами, такими, как отступления, характеристики, исторические примеры, цитаты из латинских и греческих авторов, остроты и игра слов, ритм, чередование кратких и долгих слогов, благозвучности концовок и т.д. Кстати, в заключительной части трактата «Оратор» Цицерон довольно резко пишет о вопросах ритмической периодизации речи, критикуя аттикистов.

Также Цицерон известен как любитель остроумия и меткого, часто даже обидного и язвительного слова. Порой он говорил такие вещи, которых в той или иной ситуации не следовало говорить. Этим он нажил себе не одного смертельного врага. У Плутарха есть множество тому примеров. Он даже сетовал на то, что Цицерон, упивавшийся силой собственного слова, «нарушал все приличия».

Цицерон не мог удержаться от язвительных замечаний и острот не только в суде или на Форуме, но и в такой обстановке, где это было для него отнюдь не безопасно. К примеру, оказавшись в лагере Помпея, он не скрывал своего скептического отношения ко всем его планам и приготовлениям и, по словам Плутарха, «расхаживал по лагерю всегда угрюмый, без тени улыбки на устах, но вызывая ненужный, даже неуместный смех своими остротами».

Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие многие приемы Цицерона. Также сохранились более 800 его писем, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

Подводя итоги, можно сказать, что Цицерон как оратор обладал всеми теми качествами, которые в соответствии с требованиями античной теории были необходимы мастеру слова. Это, во-первых, природные дарования, практика и искусство красноречия как таковое, т. е. та сумма знаний общего характера и особенных приемов, овладение которыми приходит в результате специальной подготовки. Сам Цицерон говорил об этом так: «Нет ни одной положительной черты или особенности в любом роде ораторского искусства, выявить которую если не в совершенстве, то хотя бы приблизительно, мы не пытались бы в наших речах».


Заключение


В данном реферате я попыталась раскрыть не только суть политической деятельности Цицерона, но и его личность. О Цицероне бытует много противоречивых мнений. Каждая эпоха вносила свой вклад в представление о нем. Обычно выделялась и подчеркивались какие-то отдельные характерные черты его характера или деятельности, которая по тем или иным причинам оказывалась наиболее созвучной умонастроению эпохи; эта черта и получала затем преимущественное развитие. Современники Цицерона не проявляли к нему столько интереса, как последующие поколения. Известно, что почитать Цицерона начали с эпохи Возрождения, когда в культ была возведена античность. Его работы оказали сильное влияние на религиозных мыслителей всех времен, в частности Св. Августина, представителей возрождения <#"justify">Список литературы:


1)

)

)«Всемирная история», т.2 - М., 1956 г.

)Ф. Зелинский «Цицерон в истории европейской культуры», очерк - 1896 г.

)А. Лосев «История античной эстетики», т. 5

)В. Миронов «Древний Рим»

)С. Утченко «Цицерон и его время» - М., изд-во Мысль, 1972 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

Кафедра коммуникационных технологий

по дисциплине «Риторика»

Тема: «Риторические взгляды Цицерона»

Выполнила студентка:

IV, СО-01-07, ФРФ

Смирнова Ася Петровна

Научный руководитель: Ваганова Е. А.

Чебоксары 2011

Введение ……………………………………………………………………3

1. Ораторское искусство древнего Рима и Греции…………………….5

2. Цицерон как оратор……………………………………………………8

Заключение ………………………………………………………………..16

Список литературы ……………………………………………………..17

Введение

«Кажется, для меня не существует ничего более прекрасного,

как умение силой слова владеть толпой слушателей, получить их сердца, направлять их волю куда захочешь и

предупреждать ее, откуда хочешь... »

(М.Т.Цицерон)

В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходят затем через века, через тысячелетия, через всю доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди поистине «вечные спутники» человечества. Причем, когда мы говорим о них или имеем их в виду, то речь может идти о любой исторической эпохе и о любой области человеческой деятельности. Речь может идти о политических и государственных деятелях, о представителях науки, культуры, искусства. В этом смысле нет никаких ограничений, никаких условий. Условие лишь одно: ощутимый вклад, внесенный в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия. К числу таких «вечных спутников» человечества принадлежит, несомненно, и Марк Туллий Цицерон.

В историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Он неизменно следовал завету величайшего оратора античности Демосфена, который говорил, что в ораторском искусстве «и первое дело, и второе, и третье есть произнесение».

Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор» – памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что риторике, как известно, более двух с половиной тысяч лет, однако немало проблем, затронутых во времена античности, волнуют нас и сегодня.

Целью данной работы является анализ вклада Цицерона в риторическое искусство.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ораторское искусство древнего Рима и Греции и риторическую концепцию Цицерона.

1. Ораторское искусство древнего Рима и Греции

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой - так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме - диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество 1 .

Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь - это всегда искусство.

В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде - рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, - по крайней мере, номинально, было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово», - утверждал Деметрий Фалеркий.

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. 3дачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, при-меняемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических-хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство.

Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства 2 .

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами 3 .

Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое.

Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».

Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

2. Цицерон как оратор

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в Арпине, маленьком городке Лация. Выходец из всадничества – торгово-денежного сословия, политически неравноправного с сенатской знатью, Цицерон сумел войти в сенат и достигнуть высших должностей исключительно благодаря своему риторическому таланту. Цицерон широко известен как знаменитый оратор, – его имя даже стало нарицательным, – значительно менее он известен как политический деятель и почти вовсе неизвестен как философ. Такое распределение "аспектов" его славы не случайно. Как представитель ораторского искусства и римской литературы, он прочно и на века вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имел отношение к такой эпохе и событиям, которые ныне интересуют лишь историков и, наконец, как философ он едва ли может считаться крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области какое-то новое слово. И, тем не менее, его философские произведения - представляют большой интерес.

Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. Цицерон считает, что основа ораторского искусства, прежде всего – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение – пустая и ребяческая болтовня. Красноречие – это искусство, но труднейшее из искусств. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. «В самом деле, – пишет он, – ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний – памяти? Ведь само собою, разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром».

Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах «Об ораторе» (55 г. до н.э.), где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут», или «О знаменитых ораторах» – история греческого и римского красноречия, «Оратор» (46 г. до н.э.), в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления. Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.

В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «... хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».

Трактат "Об ораторе" написан в форме диалога, которая обусловливает дискуссию. Сторонник практического красноречия Марк Антоний утверждает, что говорящему достаточно ясно изложить свой предмет. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратор должен разбираться и в риторической теории, и в художественной литературе, истории, философии и психологии.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. «Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, – пишет Цицерон, – то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования». Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь «от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке /.../, существуют, с одной стороны, такие недостатки, которые все стараются избегать, например, голос слабый, женственный или как бы немузыкальный, неблагозвучный и глухой. С другой стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так, некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее придает их речи оттенок старины». В понятие чистоты языка входила нормативность речи („Ясно, что для этого нужно говорить чистым латинским языком..."), то есть использование нормативного произношения и нормативных морфологических форм и конструкций. Но этого мало. Цицерон замечает: „Ведь никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то, что за оратора, и за человека-то не считают".

Два других трактата «Брут» и «Оратор» посвящены одному из убийц Цезаря Марку Юнию Бруту. Трактат «Брут» – диалог, в нем участвуют Брут, Аттик и сам Цицерон. Однако это не живая беседа, произведение скорее можно назвать лекцией Цицерона, в которой излагается история римской риторики. Здесь есть, как мы уже упоминали, и полемические мысли: Цицерон критикует аттикизм. Написав это сочинение, Цицерон отправил его Бруту, который был в то время наместником Цизальпинской Галлии. Последний ответил, прося подробнее разъяснить некоторые положения или, возможно, с чем-то не соглашаясь.

Тогда Цицерон написал сочинение «Оратор» - завершающее произведение риторической трилогии. Это длинное письмо Бруту: обращаясь к нему, оратор разъясняет свое мнение. Он говорит о требованиях к совершенному оратору, его образованности и подчеркивает, что идеальный оратор тот, кто в своей речи и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – его долг, второе – залог его популярности, третье – необходимое условие успеха.

«Оратор» Цицерона разделяется на пять частей. Эти пять частей представляют собой пять ступеней, пять уровней последовательного углубления в предмет. Первая ступень – вводная: вступление, понятие об идеальном образе оратора, самые общие требования к нему: со стороны содержания – философская образованность, со стороны формы – владение всеми тремя стилями. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя. Вторая ступень – специально-риторическая: ограничение темы судебным красноречием, рассмотрение "нахождения", "расположения" и – в нарушение обычного порядка – "произнесения"; словесное выражение временно отложено для более подробного анализа. Этот более подробный анализ словесного выражения представляет собой третью ступень: опять происходит отмежевание ораторского от неораторского слога, опять разбираются три стиля красноречия, опять говорится о философской и научной подготовке оратора и дополнительно рассматриваются некоторые частные вопросы слога. Из трех разделов учения о словесном выражении для дальнейшей разработки выбирается один – раздел о сочетании слов; это – четвертая ступень углубления в предмет. Наконец, из вопросов, составляющих раздел о сочетании слов, выделяется один и исследуется с наибольшей тщательностью и подробностью – это вопрос о ритме и его рассмотрение по четырем рубрикам (происхождение, причина, сущность, употребление) представляет собой пятую и последнюю ступень, предел углубления темы (168-237). После этого краткое заключение замыкает трактат. Переходы между этими пятью уровнями заботливо отмечены Цицероном. Первая часть открывается вводным посвящением Бруту, после чего Цицерон предупреждает о трудностях темы. Точно такое же посвящение и напоминание о трудностях темы повторено в начале второй части. Третья часть, о словесном выражении, снабжена своим маленьким введением. На стыке третьей и четвертой частей вдвинуто отступление: к лицу ли государственному деятелю рассуждать о риторике, углубляясь в такие мелкие технические подробности. И, наконец, пятая часть, о ритме, опять вводится особым вступлением, своеобразной апологией ритма, за которой даже следует отдельный план последующего изложения. Так, в пять приемов совершается постепенное раскрытие темы трактата: автор быстро разделывается с вопросами, мало его занимающими, чтобы переходить к вопросам все более и более важным и, наконец, углубиться в тему ораторского ритма, подробный разбор которой служит венцом сочинения. При этом вопросы, занимающие автора неотступно, возникают, повторяясь, на нескольких уровнях исследования: так, о философском образовании и о трех стилях красноречия подробно говорится дважды: в разделе вступительном и в разделе о словесном выражении 4 .

Проповедуя идеал оратора, Цицерон видел в ораторе гражданина высокой культуры, постоянно обогащающего свои знания чтением литературы, изучением истории, интересом к философии, праву, этике и эсте-тике.

Наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и совершенствование приемов риторической обработки текста. Из древности дошла до нас пословица: «Трудно сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон». Гибкость его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора - стройная логическая строение, украшена изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, разнообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь - это художественное произведение.

Исполнительское мастерство Цицерона было безупречным. Каждый жест оратора, его мимика, движения глаз, модуляция голоса возникли под влиянием соответствующего содержания произносимой речи, создавали великолепную гармонию, увлекая слушателей. Во многом успех вынесения определял голос, о котором оратор надо было всегда беспокоиться. Он имел сильный и красивый голос, хорошо поставленный, способный выражать самые разные чувства. Когда Цицерон обращал свои слова. Полные гнева против Катилины, голос был резким, порывистым. Звучал с большой силой, потому что эта речь содержит гневные и бурные интонации.

Все это можно передать только с помощью силы и модуляционных гибкости голоса. Природа щедро одарила оратора остротой и необыкновенной способностью вводить в текст речей различные виды смешного. Он довольно широко осветил теорию смешного в трактате "Об ораторе". Все это он умело применил эту острую оружие против противников. Ораторской прозе Цицерона принадлежит стилистическое совершенство и точность высказывания.

Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской прозы.

Заключение

Итак, в историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Забота о стиле речи, ее эмоциональном воздействии на слушателя в дальнейшем стали постепенно возобладать над ее содержательностью и убедительностью. Тем самым из трех задач оратора: убеждать, услаждать и увлекать, о которых говорил Цицерон, после него риторика сосредоточилась на одной - услаждении слушателя.

Идеальный оратор, по Цицерону, - это человек, соединяющий в своей личности тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юриста, голос трагика и, наконец, жесты, мимику и грацию великих актеров.

Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культуры неисчерпаем. Он неисчерпаем хотя бы потому, что современная (обычно называемая европейской) цивилизация - прямая наследница римской античности. Это известно достаточно широко, это общепризнано, но для нас сейчас важно подчеркнуть другое: в связующей цепи одним из немаловажных звеньев был сам Цицерон - его личность, его деятельность, его наследие. Как ни странно, этот особый характер посмертной славы сумел предугадать один из его современников, который про Цицерона сказал так: «Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства». Современником, сказавшим эти слова, был Юлий Цезарь.

Наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и совершенствование приемов риторической обработки текста.

Список литературы

    Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М. : Дело, 2002. – 480 с.

    Кузнецов, И.Н. Риторика, или ораторское искусство / И.Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ, 2004. – 424 с.

    Почикаева, Н.М. Основы ораторского искусства и культуры речи / Н.М. Почикаева. – М. : Феникс, 2003. – 320 с.

    Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи. Московский университет / Н.Н. Кохтев. – М. : 1992. – 521 с.

    Гаспарова, М.Л. Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / М.Л. Гаспаров. – М. : "Наука", 1972. 75с.

    Мельникова, С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие / С.В. Мельникова. – УлГТУ. : 1999. – 106 с.

    Утченко, С. П. Цицерон и его время / С.П. Утченко. – М. : Мысль, 1972.

    взгляды Реферат >> Культура и искусство

    Подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд . 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая... Аристотель, Демосфен, Марк Тулий Цицерон . Риторический идеал Древней Греции – ... волну), 2) визуальный (управление взглядом ), 3) смысловой (обеспечение адекватного...

  1. Риторика (4)

    Реферат >> Культура и искусство

    В эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона , по последним знакомились с греческими... прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взгляды Цицерона оказали влияние на Вольтера и Монтескье...