Болезни Военный билет Призыв

Что значит разные по цели высказывания предложения. Какие бывают предложения по цели высказывания? Цель и интонация высказывания. Примеры предложений по цели высказывания

Некоторые люди не знают, как правильно расставить знаки препинания в тексте или даже одном простом предложении. И очень часто над такими людьми смеются, указывают на их ошибки (на письме, в официальных документах, в комментариях в социальных сетях и др.).

Виды предложений по интонации

Предложения, выделяемые интонационно, бывают невосклицательного и восклицательного типа. В основном встречаются предложения первого типа. Это повествовательные предложения, побуждающие. К примеру: Возьми с собой, пожалуйста, картошку. От приятного запаха осени моя душа запела. Мама говорила купить хлеб и газету.

Второй тип подразумевает особое произнесение текста, с тоном и чувством, яркой окраской восклицания. Примером послужат такие предложения: Как же здорово на море! Вот это да! Красотища! Отдай немедленно ей краски!

Предложения по цели высказывания

Здесь различают три подтипа:

  • повествовательные;
  • вопросительные;
  • побудительные.

К первым относят такие предложения, которые либо отрицают что-то, либо повествуют о чем-то. Обычно они заканчиваются многоточием, точкой или восклицательным знаком. Давайте рассмотрим примеры:

  • Я люблю море. Однако я не хочу ехать туда по жаре.
  • Темнеет.
  • Кажется, стало темно…
  • Ой, утро наступило!

При повествовательной интонации рассказчик повышает тон вначале предложения и понижает его в конце.

К вопросительным относят и риторические, и обычные предложения. В конце каждого ставится знак вопроса. Примеры: Когда ты уберешь комнату? Что происходит? Как обстоят дела с банком? Ты можешь отдать диск сегодня?

Интонационно такие предложения выражаются рассказчиком в повышении голоса в конце предложения или на самом вопросе.

Третий вид предложений – побудительные. Обычно они заканчиваются точкой или восклицательным знаком и содержат совет, просьбу или призыв, мотивацию, требование, приказ и подобное. На примере: Принеси мне апельсин, будь добр. Позанимайся аэробикой. Не спи! Валя, положи вещи на место!

В случае использования таких предложений рассказчик повышает тон.

Так как русский язык богат и многогранен, встречаются такие ситуации, когда сложно понять, что имелось в виду и где именно необходимо расставить знаки препинания. Но если Вы хотите быть разносторонне грамотным человеком, необходимо знать правила русского языка и уметь оперировать ими.

Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания».

Цель урока: развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме;

Задачи: Уметь различать предложения по цели высказывания. Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения. Уметь составлять различные по цели высказывания предложения.

Тип урока: изученного нового материала.

Оборудование: распечатка материалов, конверты с заданиями для групп.

Ход урока. Организационный момент. Наш урок я хотела бы начать с притчи.

«Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров. «О, мои подданные!»- обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым министром.» Один за другим пытались открыть дверь и не добившись успеха – отходили. Но один министр внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул ее и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы ».

Ребята, вот и я хочу, чтоб на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь».

Актуализация прошлых знаний.

1). Каллиграфическая минутка.

2) Карточка № 1. Повторение. Найди лишнее слово.

(Машина – это имя существительное, остальные слова-имена прилагательные. Доказывают.)

Шкаф, парта, шофер, окно.

(шофер –это имя существительное одушевленное, остальные – неодушевленные. Доказывают.)

(Ведет – это глагол, остальные – имена существительные. Доказывают)

Шоссе, яма, кошка, ягода.

(шоссе - это имя существительное среднего рода, остальные – женского рода. Доказывают.)

Мы, по, они, я, ты.

(по – это предлог, остальные – местоимения. Доказывают.)

(все «лишние» слова) «машина, шофер, ведет, шоссе, по.»

Что можете сказать о написании этих слов? (Разобрать орфограммы)

Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)

Что такое предложение?

(Получилось предложение: «Шофер ведет машину по шоссе»)

Объясните лексическое значение слов «шофер» и «шоссе».

Справка: эти слова пришли в русский язык из французского языка. Слово «шоссе» - переводится «дорога, мощеная камнем», «шофер» - истопник. До появления автомобиля шофером на железных дорогах называли кочегара, а вовсе не машиниста, который вел состав. Позже этот же «шофер» стал обслуживать машину с мотором, но его все-равно продолжали звать «шофером».

Задания по уровням :

3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение.

Карточка № 2 Спиши. Вставь где надо знаки препинания.

3. Формулирование темы. - Чтобы сформулировать тему урока,дайте характеристику предложения. (повествовательное)

Какой признак предложения? (по цели высказывания)

Назовите тему нашего урока.(дети предполагают) (Открывается на доске). - Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания

Какая цель?

Уметь различать предложения по цели высказывания.

Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения.

Уметь составлять различные по цели высказывания предложения. Учитель подытоживает.)

Карточка№ 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА.

Что такое предложение?

Предложение – это одно или несколько связанных по смыслу слов, которые что – то сообщают или содержат вопрос, просьбу, побуждение к действию.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

Какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

2. Составить модель предложения. На доске:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

по цели высказывания

Повествовательные вопросительные побудительные

по интонации

Восклицательные и невосклицательные

Карточка № 4

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.

Каждое предложение произносится с определенной целью.

Цель одних предложений – сообщить о чем –нибудь или о ком –нибудь - повествовательные предложения.

Цель других предложений – задать вопрос – вопросительные предложения.

Цель некоторых предложений – побудить кого – нибудь или что – нибудь к действию: приказать, призвать, попросить – побудительные предложения.

А помогут вам в этом слова – волшебники. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

оповестить расспросить запретить

обменяться опросить защитить

(впечатлениями) выяснить (словом)

информировать разузнать проинструктировать

объяснить приказать

осведомлять выпытать подействовать

объявить выведать

рапортовать разведать воздействовать

рассказать посоветовать

попросить

Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

Физ.минутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…

Применение новых знаний на практике.

Закрепление.

1.Работа в паре . Карточка № 5.

Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Астане? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Рефлексия.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.

Итог урока:

Кто хорошо разобрался с различными видами предложения по цели высказывания?

Домашнее задание.

Д/З стр.148 № 465

Личностно – ориентированный план работы учащегося.

Задания

Оценивание

1.Каллиграфическая минутка:

1.Пропишите:

Соединение - ом, ал, ор, ик, ев.

2.Записать пословицу

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Карточка № 1. Работа в паре.

1.Найди лишние слова и выпишите их. Докажите.

Быстрый, машина, яркий, веселый.

Шкаф, парта, шофер, окно.

Ведет, ведро, водитель, дерево.

Шоссе, яма, кошка, ягода.

Мы, по, они, я, ты.

2. 1уровень: Разобрать по членам и надписать части речи.

2уровень: К существительным подобрать прилагательные.

3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение. Докажи.

Карточка № 2.Спиши. Вставь где надо знаки препинания.

Уроки Вова делает после отдыха на воздухе в квартире тишина его ничто не отвлекает после выполнения каждого задания он отдыхает

2.Проверь правильность выполнения задания по ключу.

Карточка № 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА

2.Составить модель предложения.

Карточка №4. Слова – волшебники.

Работа в паре. Карточка № 5.

Записать предложения, расставить знаки препинания и указать какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель

Ты был в Астане

Мойте руки перед едой

Сколько грибов в лесу

Д/З стр.148 № 465

Критерии оценок

«5» - полностью доволен своей работой

«4» - не совсем доволен своей работой

«3» - в моей работе было много недостатков

«2» - не доволен совершенно

Задачи урока:

  1. познакомить с видами предложения по цели высказывания;
  2. отрабатывать умения определять цель предложения;
  3. развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
  4. воспитывать умение слушать других;

Оборудование:

  1. Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).
  2. Раздаточный материал: рабочий лист
  3. Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)

Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Меня зовут Светлана Владимировна. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.

II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:

Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы сегодня будете работать. Подпишите каждый свой лист в правом верхнем уголке. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Бабочка просыпается) Итак, минутка чистописания: (слайд 2, приложение 1).

Ой, что-то случилось с моим компьютером, все буквы рассыпались. Ребята, я прошу о помощи. Соберите слово, ставя буквы начиная от маленькой к большой.

Что получилось? (Предложение.) Я вам предлагаю прописать это слово, составив, из букв слова узор.

Пропишите этот узор один раз:

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь

III. Актуализация знаний:

На рабочем листе найдите № 2. Прочитайте задание и самостоятельно выполните. Давайте проверим. (слайд 11, приложение 1)

  1. Расскажите, что вызнаете о предложении.
  2. Чем могут отличаться предложения друг от друга?

Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Верно, сегодня мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.

IV. Раскрытие темы урока:

Встретились два друга. И разговорились. (слайд 3, приложение 1)

Кузнечик, унеси меня домой.

А где ты живешь?

В муравейнике.

  1. Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
  2. Какая это речь? (Разговорная)
  3. Сколько героев участвует в разговоре? (2)
  4. Кто они? (Кузнечик и муравей)
  5. Как называется такой текст? (диалог)
  6. С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
  7. Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
  8. Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное) Откройте учебник на стр.106, абзац 4
  9. Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
  10. Какой знак стоит в конце предложения? (?)
  11. На странице 106 абзац 3
  12. Что сообщается в последнем предложении?
  13. Какой знак стоит в конце предложения?
  14. Как называются такие предложения?
  15. Страница 106 абзац 2.

V. Обобщение (выводы):

А теперь подведем итог и запишем то что узнали в виде схемы: (слайд 4, приложение 1)

Приведите на каждый вид свои примеры.

По цели всегда различай предложения.

В повествовательном – сообщение.

Вопрос в вопросительном (даешь ответ).

А в побудительном – просьба, совет.

VI. Физкультминутка (слайд 5, приложение 1)

VII. Самостоятельная работа: приложение 2

На рабочем листе упр. 3.

Составьте из каждой группы слов предложение:

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 6, приложение 1)

На рабочем листе упр. 4

Определите вид предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой предложения с облачками.

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 7, приложение 1)

VIII. Проверка усвоения темы.

  1. Что вы узнали о предложении? (слайд 4, приложение 1)
  2. Прочитайте предложение (Сидите тихо.) с разной целью высказывания (повествовательно, побудительно, вопросительно).

Повествовательные предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Пушкин). Повествовательные предложения отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко ли вы отсюда живете? А что ты делал в моем саду? (Пушкин); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Лермонтов); Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? (Бунин) Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (разве, неужели, ли ), порядок слов.

Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей (реже намерение самого говорящего совершить какое-либо действие). В них содержатся различные оттенки волеизъявлениея: приказ, совет, запрещение, предостережение, угроза, просьба, мольба, призыв, пожелание и т.д.: Воротить, воротить его! (Горький); Угости отца-то табачком, – шепнула на ухо Анисья (Леонов); Тираны мира! Трепещите! (Пушкин); «Берегись», – сказал Казбеку седовласый Шат (Лермонтов); Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (Кольцов). Грамматическими средствами оформления побуждения являются: побудительная интонация, различные глагольные формы, частицы, междометия и т. д.: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин); Ты бы ушла, Настя (Леонов).

Восклицательными называютсяпредложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего.Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Лермонтов); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Некрасов); Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя! (Пушкин). Конструктивными грамматическими средствами оформления восклицательныхпредложений являются: особая интонация, передающая разнообразные чувства (гнев, радость, досада, огорчение, удивление, ласка, любовь, жалоба, ужас, восхищение), эмоциональные частицы, междометия, восклицательные частицы (ну, о, ну и, куда как, какой, что за ): Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (Горький).

Наблюдение На доске счастливые улыбающиеся лица.

1 .Психологический настрой

Учитель. Я рада вновь видеть ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Учитель. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь оценку «пять»

2. Минутка чистописания

И начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня повторим правильное написание букв.

Отгадав загадку вы узнаете, какую букву мы будем писать.

Кинешь в речку –не тонет

Бьешь о стенку- не стонет

Будешь оземь кидать-

Станет кверху летать. Это (Мяч) (Слайд 2)

Напишите в тетради Строку с заглавной буквой М

В следующей строке напишите слоги ма мо.

3 Словарная работа

Прочитайте слова с доски, поставим ударение.(Слайд 3) Выясним сколько в слове гласных и определим слоги в словах. Составим предложение о маме. Мама- самое дорогое слово на свете. Что поставили в конце предложения.

4 Актуализация знаний

Докажите, что это предложение.(Оно состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. (Ева) Предложение выражает законченную мысль.) (Лера)

Чем могут отличаться предложения друг от друга?(Они бывают спокойные, и ужасно любопытные, гневные, изумительные.)(Сергей)

Какое предложение «Мама – самое дорогое слово на свете»(Спокойное)(Артем)

5.Знакомство с главными героями урока

Настало время узнать вам секрет.

И на урок пришли сегодня к нам.

Кто, узнаете, отгадав загадки.

(точка, вопросительный знак, восклицательный знак) (Слайд 6, 7, 8).чтобы научить правильно понять написанные предложения и поставить правильный знак.(Слайд 5)

Наша речь состоит из предложений. Бывают предложения, в которых рассказывается, повествуется о чем- нибудь или о ком- нибудь Их называют повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.

Составим предложение о друге.

Например: Моего друга зовут Рома.

- Как вы сказали предложение.

С помощью других предложений можно задать вопрос. Называются они вопросительными. В конце таких предложений ставится вопросительный знак.

Спросите у друга, он пойдет в библиотеку.

Например: Рома, ты пойдешь в библиотеку?

А еще бывают предложения, с помощью которых приказывают, требуют, побуждают к действию. Они называются побудительными и в конце таких предложений ставится восклицательный знак.

Скажите, можно разорять птичьи гнезда?

Например: Помните, нельзя разорять птичьи гнезда!

6 Физминутка

Если вы услышите предложение нужно присесть, руки вытянуть вперед. Если это слово- хлопните в ладоши.

Расцвела сирень. Солнечный Дети гуляют в парке. Полезный Аккуратный Вы ходили в поход? Красиво Как тихо кругом!

7 Наблюдение над знаками препинания

На доске 3 предложения Прочитаем их и правильно поставим знак препинания Слайд 4).

Найдите и прочитайте предложение, которое содержит вопрос. Как оно называется и какой знак ставится в конце предложения.

Прочитайте предложение в котором о чем- то спокойно сообщается, повествует. Какой знак нужно поставить в конце предложения

Найдите предложение, которое нужно произнести с сильным чувством. Какой знак ставится в конце такого предложения.

8Интонационная разминка.

На доске: Прозвенел звонок.

Прочитайте с разной интонацией.

9 Офтальмотренажер

(Дети глазами следят за передвижением солнышка)

10 Закрепление материала

Определите по началу предложения каким оно будет по цели высказывания и найти соответствие.

-Кто стучится… вопросительное

- Однажды мы… повествовательное

-Перестаньте дразнить… побудительное

-Почему подснежники… вопросительное

-Маленький лосенок… повествовательное

-Учись хорошо… побудительное

11 Работа по книге Слайд 9)

Упр. 599 (письменно)

Упр. 600 (устно)

    Выполнить тесты

1. По цели высказывания предложения бывают

А)Повествовательные,побудительные, вопросительные

Б)Вопросительные, невосклицательные

2.Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

А) ? Б) . В) !

3. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения

А). Б) ? В)!

4 Какова мысль выражена в вопросительном предложении

А)Сообщение Б)Вопрос В)Побуждение

5. Определи тип предложения по цели высказывания

На улице падает снег

А)Вопросительное Б) Повествовательное В) Побудительное

13Творческое задание . Составить синквейн о предложении. (Слайд 11)

Предложение

Мысль.

14Домашнее задание

Выписать из учебника Литературы по 2 предложения разных по цели высказывания

15 Оценки

16 Итог урока

Я доволен….

Мне понравилось..

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить ….за…

Я могу похвалить себя за…

Предложение

Повествовательное, вопросительное

Повествует, рассуждает, описывает

Предложение раскрывает красоту.