Болезни Военный билет Призыв

Что такое в тесном сонме сизых туч. Смотреть что такое "сонм" в других словарях

Таинственные сумерки, неуловимая прелесть ночного пейзажа не смогли оставить равнодушным Якова Петровича Полонского. Вдохновленный красотой природы, он написал стихотворение «Посмотри - какая мгла», ставшее прекрасным образцом пейзажной лирики. Предлагаем для ознакомления краткий анализ «Посмотри - какая мгла» по плану. Данный разбор рекомендуется использовать при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1844 году, опубликован в том же году в сборнике стихов под названием «Гаммы».

Тема произведения – Восхищение красотой ночного пейзажа.

Композиция – Стихотворение условно разделено на две части: в первой части представлено описание спящей природы, во второй - восторженное настроение лирического героя сменяется грустью и задумчивостью.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с рифмой ААБВВ БГДДГ.

Метафоры – «месяц невидимкой», «в тесном сонме».

Эпитеты - «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический».

Олицетворения – «месяц … без приюта в небе ходит».

История создания

В 1844 году Яков Петрович Полонский опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Гаммы». Наряду с другими произведениями, в него вошло и стихотворение «Посмотри - какая мгла», написанное в том же 1844 году. Старт оказался успешным, и издание привлекло к себе внимание не только читателей, но и литературных критиков.

Во время написания стихотворения Полонский учился в Московском университете, и водил дружбу с Афанасием Фетом и Сергеем Соловьевым. Литературными кумирами начинающего поэта были Лермонтов и Пушкин, и их творчество во многом повлияло на развитие таланта Полонского.

Тема

Красота русской природы всегда служила неисчерпаемым источником вдохновения и одной из самых популярных тем в творчестве многих поэтов. Не стал исключением и Яков Петрович, который в своем произведении «Посмотри - какая мгла» описал все очарование ночного пейзажа.

Ему удалось не только красочно описать тихую, умиротворяющую картину природы, утопающей в сумерках, но и наполнить ее яркими образами, придать удивительно лирическое и несколько меланхолическое настроение.

Восхищение природой, ставшей пленницей сумерек, автор передает с помощью монолога, обращенного неизвестному собеседнику. Описываемая им картина, действительно, приобретает таинственную, мистическую окраску. При дневном свете пейзаж может выглядеть весьма обычным, но с наступлением вечерних сумерек в нем происходят удивительные перемены. Окружающий мир становится более завораживающим, таинственным, глубоким, наводящим на философские размышления.

Лирический герой одинок на фоне сумеречного пейзажа, однако он тяготится этим одиночеством. Поэтому он призывает читателя вместе с ним насладиться красотой уснувшей природы, попытаться увидеть прекрасное в обыденных вещах. В этом и заключается главная мысль произведения.

Композиция

Композиция произведения представляет собой две условные части. В первой части лирический герой очарован красотой сумеречного пейзажа, он восхищается тишиной, описывает, как природа постепенно готовится ко сну. Невзирая на густой туман, окутавший долину, красота ночного леса манит и притягивает.

Первая часть произведения охвачена «сонным» настроением, все образы - статичны. Идея сна, столь любимая Полонским, преобладает в произведении. С его помощью автор будто вводит читателя в состояние транса, глубокой расслабленности.

Вторая часть произведения полностью отдана во власть меланхолии. Центральным образом является месяц, излучающий холод и одиночество. Бесприютный и неприкаянный, он « в небе ходит », освещая все вокруг своим призрачным светом. Вокруг него сгущаются тучи, однако им не удается полностью закрыть небесное светило, освещающее землю своим « фосфорическим » лучом.

Описывая в начале стихотворения красоту земной природы, а затем - прелесть ночного пейзажа, лирический герой пытается тем самым соединить воедино два мира: земной и небесный.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный хорей с использованием рифмовки ААБВВ БГДДГ. В каждой строфе - по пять строк.

Средства выразительности

При написании лирического стихотворения Яков Петрович использует широкую гамму средств художественной выразительности. Больше всего в произведении эпитетов (« сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический »), с помощью которых автор оживляет природу, награждая ее признаками живого существа.

Также в стихотворении присутствуют красочные метафоры (« месяц невидимкой», «в тесном сонме ») и олицетворения (« месяц… без приюта в небе ходит »), тонко передающие душевное состояние и настроение лирического героя.

«Посмотри — какая мгла» Яков Полонский

Посмотри - какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла»

В стихотворении «Посмотри - какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и « ».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря ему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».

Сонм/ … Морфемно-орфографический словарь

СОНМ - СОНМ, сонма, муж. (книжн. устар., теперь чаще шутл.). Собрание, толпа, множество. «Перед сонмом теней воспою я бесстрашную гибель мою.» Полежаев. Целый сонм гостей (шутл.). Причислить к сонму (включить в состав кого чего нибудь, первонач. в… … Толковый словарь Ушакова

СОНМ - СОНМ, а, муж. (стар. высок.). Скопление, множество кого н. С. ангелов, духов. Целый с. поклонников (ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СОНМ - муж. сонмище ср. также церк. сонмица жен. (от соимать, сойм, суем, сейм и пр., см. снимать) сход, съезд, собор, собрание, сборище, сходбище; либо толпа, куча народа. Народное сонмище, вече, сходка. Христос учил на сонмищах, где люди сходились;… … Толковый словарь Даля

сонм - а; м. кого что. Книжн. Большое количество, множество кого, чего л. С. ангелов. Сонмы мучеников за веру. Причислить к сонму кого л. (счесть кем л., причислить к кому л.). * От сонма чувств вскружилась голова (Есенин). * * * сонм (книжн.),… … Энциклопедический словарь

сонм - см. множество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. сонм сущ., кол во синонимов: 9 … Словарь синонимов

СОНМ - собрание, скопление кого либо; множество, кого, чего либо … Большой Энциклопедический словарь

Сонм - м. устар. Толпа, собрание, множество. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сонм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

сонм - сонм, съньм зібрання … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

Книги

  • Горькие травы. Книга 1. Лунное стекло. Русский сонм , Эльтеррус И., Белецкая Е.. Человек предполагает, а Официальная служба располагает. Человек хочет пожить со своей семьей в покое, вырастить сына и получить новую профессию. Официальная службахочет уничтожить Свободных и… Купить за 218 руб
  • Сонм сонетов 4 , Туссейн Альберт. В четвертой книге сонетов Альберта Туссейна представлено более ста стихотворений, не столько и не всегда выдержанных в строгой традиционной сонетной форме, сколько направленных на продолжение…

Яков Петрович Полонский

Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

В стихотворении «Посмотри — какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри - какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям - «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу…».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря нему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины - космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем - на небо, где находится месяц. Таким образом, удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри - какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».

Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

Стихотворение «Посмотри какая мгла» написано Яковом Полонским в 1844 и вошло в сборник стихов «Гаммы». Многие считают, что в то время писатель, который учился в Московском университете, пытался подражать А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову. Друзьями Полонского были Фет и Соловьев.

В данном произведении Полонский описывает природу в то время суток, когда на лес опускается ночь. На вечерний лес опускается легкий прозрачный туман, и природа от этого становится еще загадочнее и красивее.

Стихотворение разделено на две части. В первой части Полонский описывает, как природа готовится ко сну. Легкая дымка показывает, как волшебно блестит озеро в долинах. Между деревьев начинает плыть густой чарующий туман. Оказавшись в лесу таким вечером с одной стороны красиво, а с другой стороны можно заблудиться. Но, несмотря на густой туман красота ночного леса великолепна. Вся природа отдыхает после тяжелого дня. В лесах наступает тишина, и только легкий ветерок заставляет листья деревьев издавать шелест. В деревнях вечер протекает иначе, нежели в городе. В деревне вечером царит особенная атмосфера, люди, которые весь день трудились, готовятся к отдыху. Многие сидят на лавочках возле крыльца и обсуждают прошедший день. В воздухе витает аромат ночных фиалок, гонят коров с пастбищ и природа чарует своей вечерней красотой. Садится солнце и озаряет всю землю багряным закатом и в переливе лучей природа выглядит сказочно.

Во второй части стихотворения Яков Петрович пишет о том, как солнце сменилось большой яркой луной. Лунная ночь завораживает своей красотой. Особенно красиво, когда холодные лучи лунного света освещают тропы в лесах. Месяц описан как одинокий и у него нет приюта он один на небе. Вокруг месяца сгущаются тучи, но это ему не мешает освещать все вокруг. Во второй части больше лирических и тоскливых ноток.

Яков Петрович Полонский часто описывал вечернюю красоту природы. Ему очень нравилось описывать происходящее вокруг. Полонский пытался донести до читателей что сказочное и чарующее находится в каждом листочке и цветочке. Счастье заключается в красоте окружающего нас мира. Полонский восторгается ощущениями от увиденного и его душа радуется и находит успокоение в уголках родного края.

Анализ стиха Посмотри какая мгла в глубине долин легла 6 класс. Кратко по плану

Картинка к стихотворению Посмотри какая мгла

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

    Само название этого стихотворение раскрывает нам его истинную суть. Речь идет о чувствах. Любовь, настигнувшая пылкого влюбленного, толкает его на самоедство, и, как следствие, на мрачные мысли шагнуть в пропасть небытия.

  • Анализ стихотворения Пушкина Из Пиндемонти

    В поздний, можно сказать заканчивающийся период творческого пути великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, было создано удивительное произведение «Из Пиндемонти».

  • Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка 6 класс

    Элегия «Золотая рыбка», была издана в 1903 г. Она не очень хорошо вписывалась в поэтическую тенденцию того времени. Хотя и сборник по названием «Только любовь» тоже не вписывался под современные жизненные взгляды.

  • Анализ стихотворения Блока О, как безумно за окном

    Ни для кого не является секретом, то что свою самую большую популярность великий русский писатель Александр Александрович Блик завоевал благодаря целому циклу стихотворений, посвященных прекрасной даме.

  • Анализ стихотворения Моим стихам, написанным так рано... Цветаевой

    Ахматова и Цветаева – самые популярные поэтессы серебряного века. Обе они творили стихи, используя в основном символы, сравнения. Пишут они в совершенно разных литературных течениях, которые порой даже противопоставляют течения друг друга,