Болезни Военный билет Призыв

Что такое социальная активность. Виды и взаимодействие. Вопросы для самопроверки

В рамках статьи будет рассмотрена социальная активность личности и ее виды, факторы социальной активности, а также то, какие последствия она имеет для общества. Также внимание будет уделено её основным характеристикам и путям развития.

Общая информация

Что же понимают под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и одновременно сложное понятие. Оно используется для того, чтобы давать характеристику живым организмам. Если говорить в целом и общем, то под активностью понимают внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай - поведение индивида в обществе. И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность личности - это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе. Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя), чтобы человек (или группа) получила определённую пользу. Также следует отметить широкие возможности для подобной деятельности. Безусловно, все виды активности являются взаимосвязанными. Но если человек больше не может ходить, это вовсе не значит, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно в силу социальной природы этого типа активности.

Виды и взаимодействие

Социальная активность наиболее сильно связана с психическим и физическим проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. При этом существуют отдельные положения, от которых наиболее зависит социальная активность личности. Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. Правда, на всё это разные науки имеют немного различающееся видение. Чтобы ознакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу. Так, активность может рассматриваться не только как непосредственно сама деятельность, но и в качестве меры её направленности и совокупной способности конкретного субъекта вступать в многообразные деятельные отношения с имеющейся объективной действительностью. При этом нет общепринятой трактовки этого явления. Существуют обобщенные и более узкие толкования.

Трактовка

Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:

  1. является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
  2. Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
  3. Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.

Мнения исследователей

Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого - социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле. Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами - активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека. То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.

Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Разделение по сферам

Мы ранее рассмотрели деление на основании теоретических подходов изучения. Если же смотреть по практическому результату, что социальная активность может проявляться в следующих сферах жизни:

  1. Трудовая;
  2. Общественно-политическая;
  3. Духовная.

Каждый из видов имеет свои подвиды.

Особенности теоретического рассмотрения

Социальная активность может рассматриваться в двух основных аспектах. В первом она предстаёт в качестве Социальная активность в данном случае рассматривается как такая, что обусловлена природными данными и характеристиками, что сформировались и были развиты во время воспитательного, образовательного, обучающего и практического процессов. Иными словами, это качество показывает, как относится человек к социальной среде и насколько он способен решать возникающие проблемы (как свои, так и других людей). Второй же аспект рассматривает активность как определённую меру деятельности. Иными словами, даётся количественная и качественная оценка включенности личности в существующую и функционирующую систему

Оценка социальной активности

Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.

В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.

Пример роста социальной активности

Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.

Заключение

Социальная активность - это важный параметр при изучении вовлечённости населения в процесс управления государством. Также если есть мысли о масштабной государственной или общественной деятельности, то активизация этой характеристики населения может сослужить очень хорошую службу.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Понятие социальной активности и его сущность

1.1.1 Социальная активность личности в научной литературе

Рассмотрим сущность понятия «социальная активность личности», её основные характеристики, опишем пути её развития. При этом следует выявить генезис цепочки понятий («активность» - «активность личности» - «социальная активность») в совокупности с взаимосвязанными с ними понятиями.

«Активность» – сложное, обобщённое понятие, используемое для характеристики отражения на уровне живых организмов. Активность и её особенности выступают в качестве конституирующего признака отражения. Так, М.С. Каган рассматривает активность как форму «…внутренне детерминированного движения живой материи…» . В своих работах В.С. Тюхтин отмечает, что «с активностью живое связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с живой средой» . В свою очередь, Н.А. Берштейн на основе изучения движений живых организмов разработал концепцию «физиологии активности», согласно которой активность рассматривается как существенное свойство живого организма, определяющее его поведение .

Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии не только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определённой цели требует преодоления сопротивления среды. Но это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней . Как философская категория, активность отражает «способность объектов живой и неживой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному или сознательному взаимодействие со средой, изменению и преобразовании себя и среды, а также интенсивность этого процесса, его меру» . В трактовке С.Л. Рубинштейна, человек сознательно преобразует мир, а сознание проявляется и формируется в деятельности. В сознательной деятельности человека проявляется его активность. Как побудительную силу человеческой деятельности, С.Л. Рубинштейн выделяет мотив . Детерминирующие деятельность мотивы, определяемые потребностями, выступают источником активности личности, обеспечивая ей определенную направленность. Мотивы, в свою очередь, интегрируются в разнообразные отношения. Содержание отношений наиболее полно отражается в личностных смыслах, под которыми понимается «…индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение» .

В специально проведенных исследованиях были выделены параметры для оценки динамических проявлений активности. Например, В.М. Русалов выделяет три параметра активности:

1) скоростной;

2) эргический (стремление к напряжённой умственной работе);

3) вариационный (внутренняя тенденция к разнообразию поведения).

В психологии выделяют такие виды активности, как общую и поисковую .

Общая активность является чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в той или иной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей.

Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.

В педагогике активность раскрывается как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

В своей работе мы придерживаемся позиции В.И. Андреева, М.Г. Гарунова, О.Г. Сущенко, Г.И. Щукиной, которые при рассмотрении понятия «активность» акцентируют внимание на её деятельностном аспекте, утверждая, что активность побуждается предметом деятельности, а сама деятельность, таким образом, выступает в качестве мотива активности .

Так, Г.И. Щукина показала диалектику двух основных подходов в педагогике рассматриваемого понятия: «активность» рассматривается как синоним деятельности или качества деятельности личности. По её мнению, если деятельность представляет собой единство субъект-субъектных свойств, то активность – принадлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности. Активность, таким образом, выражает не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на создание мотивации, и на выбор способов деятельности .

Смысл прогресса – в превращении каждого человека в личность, в «активного деятеля», необходимого другим. В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три вида активности: физическая (биологическая), психическая и социальная активность, которые можно трактовать через призму потребностей личности .

Физическая активность – естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе.

Психическая активность – это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, а с другой – в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию – форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

Социальная активность – потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов, воздействующих на человека.

Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности. Социальная активность личности базируется на трёх основаниях: мировоззрение – долженствование – воля.

В философской, социологической, психологической литературе социальная активность личности определяется по-разному: как своеобразная мера деятельности в обществе; мера направленности деятельности; сама деятельность; совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью . Высказывается мнение, что «… социальная активность в ее общесоциологическом понимании – атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» . Существуют и иные, более узкие трактовки, сводящие социальную активность к черте личности, элементу, компоненту ее структуры.

Как следует из анализа литературы, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет. Бесспорным является то, что сущность социальной активности не может быть определена вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Существуют различные мнения исследователей по поводу соотношения этих понятий, которые можно разделить на следующие группы:

  • социальная активность отождествляется с деятельностью;
  • категория «социальная активность» шире категории «деятельность»;
  • категория «социальная активность» уже категории «деятельность».

На наш взгляд, социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т.е. эти категории соотносятся как целое к части. Подобный подход характерен для С.А. Потаповой, которая определяет социальную активность как «…социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности…» .

Значимым фактором в определении социальной активности является то, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, а лишь деятельность, имеющая определенные качественные и количественные характеристики в их взаимосвязи. Для того чтобы деятельность можно было считать активной, она должна обладать свойством самостоятельности. Это означает, что деятельность не должна быть навязана извне, а быть внутренне необходимой человеку, порождаться его потребностями. Потребности являются внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, он должен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности.

Важным является методологический вывод В.Г. Мордковича, согласно которому активность является существенным признаком субъекта, ибо «без активности нет субъекта». Это связано с тем, что при осуществлении навязанной ему деятельности человек должен быть охарактеризован как «носитель деятельности», т.е. объект, выполняющий чужую волю и не имеющий при этом в ней собственной потребности. Выполнение такой деятельности можно охарактеризовать категорией «социальная пассивность», которая является обратной категории «социальная активность» . Следует отметить, что движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы. Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности.

Для одних общение – это проведенное с удовольствием время, а для других – утомительное времяпровождение, связанное с волнениями и тревогами. Многие люди стесняются и испытывают смущение в присутствии других людей. Другие сконцентрированы на учебе или работе настолько, что времени на общение просто не остается. Какой бы ни была ваша история, эта статья научит вас получать удовольствие от общения с другими людьми.

Шаги

Часть 1

Внутреннее освобождение
  1. Неуверенность в себе. Мы все чувствуем смущение время от времени, но если вы заметили, что застенчивость оказывает серьезное влияние на вашу жизнь, то, вероятно, это происходит потому, что вы думаете, что с вами что-то не так. Чувство неполноценности в нас будет только расти, если мы будем постоянно говорить себе о наших недостатках. Научитесь обращать внимание на негативные мысли и отличать рациональные от нерациональных.

    • Вам кажется, что вы недостаточно привлекательны? Думаете, что с вами скучно? Вы странный? Безответственный? Все негативные мысли мешают расслабленному общению с другими людьми, так как не позволяют вам чувствовать уверенность в себе. Что еще более важно – такие мысли не дают вам жить полноценной жизнью.
    • Пока вы не примете меры по устранению вашей неуверенности и не скажете себе, что вы достойный человек, вы не сможете получать истинное удовольствие от общение.
    • Иногда привычка мыслить негативно настолько укореняется, что мы перестаем ее замечать. Начните обращать внимание на мысли такого рода в своей голове.
  2. Избавляйтесь от негативных мыслей. После того как вы научились распознавать негативные мысли, старайтесь выкинуть их из головы, чтобы они больше не загрязняли вашу жизнь. Когда поймаете себя на негативных мыслях, попробуйте одно из следующих упражнений:

    • Во-первых, признайте, что мыслите негативно. Закройте глаза и визуализируйте эти мысли в воображении. Представьте, как эти мысли медленно растворяются и исчезают полностью.
    • Перенаправьте мысли в конструктивное русло. Допустим, у вас избыточный вес. Вместо того чтобы постоянно говорить себе о том, какой вы толстый, скажите себе: «Я хочу похудеть и стать более здоровым и энергичным, чтобы чувствовать себя привлекательным». Таким образом, негативные мысли преобразуются в позитивные цели на будущее.
    • За каждую негативную мысль берите плату, равную трем позитивным мыслям.
    • С позитивным отношением к жизни вам также будет намного проще общаться с людьми и заводить друзей. Мало кто хочет дружить с пессимистами.
  3. Составьте список ваших положительных качеств. К сожалению, мы тратим так много времени на то, чтобы улучшить себя, что забываем признать те достижения и таланты, которые у нас уже есть. Задайте себе следующие вопросы:

    • Какими достижениями за прошедший год вы гордитесь?
    • Что в вашей жизни вы считаете самым главным достижением?
    • Какие таланты у вас есть?
    • Какие комплименты в свой адрес вы слышите от людей чаще всего?
    • Какое положительное влияние вы оказываете на других людей?
  4. Перестаньте сравнивать себя с другими. Одна из причин, почему появляется неуверенность в себе, состоит в том, что люди сравнивают свои «недостатки» с «достоинствами» других людей. Другими словами, они сравнивают отрицательные стороны своей жизни с положительными сторонами жизни других людей.

    • Имейте в виду, что порой за закрытыми дверями все испытывают боль и страдания. Если вы задаетесь вопросом, почему некоторые люди выглядят счастливее вас, помните, что счастье не имеет ничего общего с внешними обстоятельствами, а является внутренним состоянием и мироощущением.
    • Если вы слишком заняты другими людьми, то у вас не будет времени работать над собой.
  5. Помните, что вы не центр вселенной. Как ни странно, застенчивые люди считают, что за ними постоянно наблюдают, что их обсуждают и смеются над ними. Хотя вы, конечно, не невидимка, иррационально было бы думать, что другие люди постоянно наблюдают за вами и с нетерпением ждут ваших неудач. Людей куда больше беспокоит их собственная жизнь, у них нет времени на то, чтобы следить за тем, что и как вы делаете. Даже если кто-то заметит за вами какую-то оплошность, то об этом инциденте они будут помнить в течение часа или максимум двух, в то время как вы можете вспоминать этот случай и годы спустя.

    • Не думайте о том, что за вами постоянно следят и осуждают вас. Это поможет вам расслабиться в компании других людей и сделает ваше общение с ними более приятным.
    • Расстаньтесь с мыслью о том, что на вас постоянно пялятся и вас обсуждают. Как и вы, другие люди больше озабочены собой, нежели людьми вокруг.
  6. Преодолейте страх получить отказ. Худшее, что может произойти – вы встретите кого-то, и этот кто-то не захочет проводить с вами время в следующий раз. Неприятно? Конечно. Конец света? Точно нет. Однако, и это безусловно, такие случаи являются скорее исключением. Если вас одолевают мысли о том, что большинство людей отвергнут вас, из-за чего вы избегаете общения, то знайте, что тем самым вы лишаете себя шанса встретить и пообщаться с удивительными людьми.

    • Помните о том, что вы не будете испытывать этого со всеми людьми или даже с большинством людей. Думайте обо всех тех удивительных отношениях, которые вы можете построить, если будете больше общаться.

    Часть 2

    Как расположить других людей
    1. Улыбайтесь. Все хотят быть рядом с счастливыми людьми, которые радуются жизни. Даже если вы не чувствуете себя счастливыми, заставляйте себя улыбаться время от времени. Вы сразу же почувствуете себя лучше, а люди вокруг потянутся к вам, начнут говорить с вами и даже знакомиться поближе.

      • Улыбка играет особенно важную роль, если вы пытаетесь привлечь лицо противоположного пола, потому что улыбка - это сигнал о том, что вы позитивный человек, с которым стоит познакомиться.
    2. Обращайте внимание на язык тела. Если вы на вечеринке или на другом общественном мероприятии, убедитесь, что ваш язык тела говорит о том, что вы открыты для общения. Поддерживайте с людьми зрительный контакт, кивните им головой и смотрите прямо перед собой, а не на свои ноги или пол. Выглядите при этом счастливыми и готовыми говорить с другими людьми так, чтобы у них возникло желание подойти и пообщаться с вами.

      • Не скрещивайте руки, не хмурьтесь и не стойте в углу. Эти жесты говорят о том, что вы хотите, чтобы вас оставили в покое. Угадайте, что последует за этим? Люди оставят вас в покое.
      • Уберите телефон в сторону. Если со стороны будет казаться, что вы заняты чем-то, то, скорее всего, люди не захотят мешать вам. Ваш язык тела должен говорить, что вы готовы к общению.
    3. Будьте искренними. Неважно, разговариваете ли вы с вашим старым знакомым или с кем-то, с кем вы только что познакомились – всегда стоит показывать ваш искренний интерес к разговору. Это будет стимулировать собеседника к продолжению беседы. Ваш полный интерес к разговору не только покажет, что вы способны на соучастие, но и сделает беседу более интересной и динамичной как для вас, так и для вашего собеседника.

      • Не говорите людям то, что, как вы думаете, они хотят услышать, или то, что, как вам кажется, сделает вас для них более привлекательными. Просто будьте самими собой.
      • Не отвлекайтесь на смс или телефонные звонки во время разговора, особенно если вы разговариваете на важную тему.
      • Соблюдайте баланс в разговоре. Не говорите постоянно о себе, потому что это воспринимается как проявление нарциссизма. В то же время, излишняя молчаливость может быть воспринята как незаинтересованность в разговоре.
    4. Задавайте людям вопросы о них самих. Давайте посмотрим правде в глаза - люди любят, просто обожают говорить о себе. И если вы хотите быть более общительными и начать больше разговаривать с людьми, то вы должны показывать искренний интерес к людям, спрашивая их о том, как у них дела, как они себя чувствуют, и как проходит их день. Это не означает, что вы должны совать нос в чужие дела и задавать супер-личные вопросы. Просто покажите, что вы хотели бы открыто побеседовать с ними, не перебивайте собеседника и не начинайте говорить о себе, пока собеседник не проявит интерес.

      • Это отлично подходит для тех, кто застенчив и не любит говорить о себе.
    5. Будьте более открытыми. Одной из причин, по которой вы можете не быть сверхобщительным человеком, является убеждение, что любой человек, которого вы встречаете, не имеет ничего общего с вами. Вы можете думать, что человек слишком глуп, слишком холоден в общении или слишком застенчив, чтобы быть вашим другом. Но если вы будете более открытыми и дадите людям время, чтобы открыться вам, вы увидите, что у вас с ними больше общего, чем вы думали.

      • Не отказывайтесь от идеи завести нового друга в лице вашего недавнего собеседника только из-за одной сносной беседы. Поговорите с человеком еще несколько раз, чтобы лучше узнать его или ее личность.

      Часть 3

      Расширяйте круг знакомых
      1. Проявляйте инициативу. Не стоит всегда ждать пока друзья или знакомые позвонят вам и предложат встретиться, сделайте первый шаг сами. Помните, что люди не могут читать ваши мысли, и то, что вы никогда не звоните первыми, скорее будет воспринято как нежелание общаться, чем застенчивость. Если вы хотите увидеться с кем-то, просто наберите их номер и предложите встретиться.

        • Позвоните старым друзьям, которых давно не видели, и предложите всем собраться вместе.
        • Устройте вечеринку или ужин и пригласите всех своих друзей, коллег, знакомых.
        • Пригласите друга в кино, на футбол или на концерт.
      2. Принимайте больше приглашений тоже. Если люди, даже самые неожиданные, постоянно просят вас о встрече, вы должны начать принимать их приглашения вместо того, чтобы отказываться. Не говорите, что вы не можете зависнуть с ними только потому, что вы стесняетесь или не думаете, что классно проведете время; вместо этого подумайте лучше обо всех других классных людях, которых вы можете встретить на мероприятии, будь то вечеринка, ночевка в гостях или книжный клуб.

        • Заведите привычку говорить три раза ДА на каждое НЕТ.
        • Это не значит, вы должны соглашаться на что-то совершенно ужасное.
      3. Вступите в клуб единомышленников. Если вы хотите найти новых друзей, следует поискать и за пределами того места, где вы проводите каждый день, где учитесь или работаете. Выберите клуб или сообщество, объединяющее людей со схожими с вашими увлечениями и хобби.

        • Подумайте о вступлении в спортивные сообщества, книжные клубы или сообщества любителей велосипедов.
        • Если у вас нет хобби, подумайте о том, чему бы вы хотели научиться. Пусть это будет чем-то, чем можно заниматься в группе.
      4. Знакомьтесь с общими друзьями. Встречи с друзьями друзей являются одним из самых простых способов познакомиться с новыми людьми. Представьте, что каждый человек, которого вы знаете – это «дверь» или «портал» в новый круг общения.

        • А не устроить ли вам вечеринку? Сообщите всем своим друзьям о грядущей вечеринке и попросите привести с собой гостей. Вы уже будете знать, что из общего с этими людьми у вас будут как минимум ваши друзья.
        • Если ваш друг приглашает вас на вечеринку или другое мероприятие, где вы никого не знаете, примите приглашение. Эта мысль может быть для вас пугающей, но это также прекрасная возможность познакомиться с новыми людьми.
      5. Не раскладывайте жизнь по полочкам. Старайтесь не рассматривать вашу «трудовую жизнь» отдельно от «общественной» и «семейной». Хотя каждая из этих областей жизни, безусловно, требует различного поведения, лучший способ быть более социальными от природы – это быть самими собой независимо от вашего окружения. Другими словами, не откладывайте общение до вечеринок по выходным.

        • Используйте все возможности стать более общительными. В магазине вместо того, чтобы уставиться в экран телефона, избегая даже зрительного контакта с кассиром, заведите разговор, начав его с вопроса о том, как проходит его день.
        • Познакомьтесь со всеми вашими коллегами, если вы еще этого не сделали.
        • Посещайте общественные мероприятия вместе с семьей. Вы будете удивлены, узнав, что с правильным отношением новых друзей можно заводить где угодно.

«Личность» – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность, т.е. способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном и бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

Являясь объектом общественных отношений, личность вместе с тем является и их активным субъектом, способным изменять среду своего существования и самого себя.



В соответствии с основными сферами жизни общества социальную активность можно подразделить на три основные вида: трудовую (производственную), общественно-политическую и социальную активность в области духовной жизни. Каждый из этих видов социальной активности, в свою очередь, может быть подразделен на другие виды.

Так, производственно-трудовая активность включает в себя: непосредственно трудовую активность, выражающуюся в отношении человека к своим трудовым, служебным обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью.

Трудовая социальная активность – это мера реально-практического изменения людьми материального мира. Она выступает в качестве основы развития, самоутверждения личности, функционирования и развития общества.

Вторым важнейшим видом социальной активности является общественно-политическая социальная активность – мера, выражающая степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Специфика этого вида социальной активности обусловливается тем, что в системе политических отношений личность функционирует не как работник умственного или физического труда, города или деревни, а в своем политическом качестве.

Существенной особенностью трудовой и общественно-политической социальной активности является то, что они непосредственно направлены на физическое изменение мира. Это в меньшей мере характерно для научно-познавательной социальной активности, которая проявляется в идеальном воспроизведении личностью мира и его отдельных проявлений, в приобретении знаний о мире.

Социальная активность закономерно выступает одним из источников духовного развития человека. Другими словами, личность в системе социально-педагогических отношений является не только объектом этого сложного феномена, но и субъектом, активным участником процесса самосовершенствования. Включение личности в самосозидательную деятельность – важнейшее условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования.

Социальную активность личности можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, обучения и практической деятельности. С этой точки зрения социальная активность как значимый результат социального развития представляет собой социальное качество личности, отражающее отношение человека к социальной среде, к социальному опыту и способности самостоятельно разрешать проблемы социализации как свои, так и других, посредством оказания им помощи. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. Социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности.

Личность активна, т. е. совершает некоторые социальные действия. Деятельность человека преобразует существующие условия. Действие – это проявление энергии, процесс совершения чего-либо, исходящий из потребностей субъекта. Действие имеет определенную структуру: субъект (совершающий действие, как правило, человек или целый коллектив. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности, например партии) и объект действия (то, на что направлено действие). Этапы действия: постановка цели; способы ее реализации; результат действия.

Действие вызывается потребностями субъекта. Существуют различные классификации потребностей, но все они имеют общие черты (потребностей много – от материальных до духовных. Их количество возрастает. и они удовлетворяются поэтапно). Самая известная модель потребностей – так называемая пирамида Маслоу. В общем виде она состоит из четырех уровней, первичными из которых являются физиологические потребности: пища, жилье, сон и др. Если они не удовлетворены, то о последующих потребностях – самореализация, общественное признание, самоутверждение и др. – не может быть и речи.

Характеристики субъекта действия: 1) уровень притязаний; 2) интересы (в узком смысле интерес – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение к чему-либо, т. е. это осознанное отношение субъекта к средствам удовлетворения его потребностей); 3) ценностные ориентации (значимые для субъекта жизненные явления и их иерархия, по которой судят о мировоззренческой составляющей человека).

Уровень притязаний во многом определяется социальным положением. Потребности, интересы и ценности выступают мотивами действия. Каждому действию соответствует множество мотивов, но один из мотивов, как правило, является доминирующим. Система мотивации динамична, т. е. часто и серьезно изменяется.

Уровни мотивации (выделяют в зависимости от уровня потребностей): 1) социально-экономический – мотив обеспечения жизненных благ; 2) гражданский, патриотический – связан с реализацией социальных норм; 3) стремления к социальной мобильности и преодолению конфликта.

Одно из центральных понятий социологии – «социальное перемещение», или «социальная мобильность». Она отражает возможность индивида сменить свой статус. Ее изучение было начато П. Сорокиным. Существуют два основных типа социальной мобильности. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример – смена места работы с сохранением статуса). Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Типы мобильности: восходящая, нисходящая, добровольная, насильственная.

44.Менеджмент общественных связей в социокультурной сфере, его специфика и условия эффективности.

Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере о т носятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы... собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все

богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер

деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции,

а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства,

патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга.

Характерные черты менеджмента

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она

может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации

45. Политико-просветительная работа в Советской России 1917-41 гг.

Революционные события России начала 20 века изменили социальную направленность культурно-просветительской деятельности и досуговой деятельности.

Февральская революция 1917 г. Потребовала от новой власти выработки социокультурной политики, основанной на демократических началах. Временное правительство приняло ряд нововведений: 1) женщинам предоставились политические права; 2) Демократическое начало получили отражение во всех сферах жизни населения России. 3) Поддерживались народные инициативы в сфере социокультурной жизни.

Увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи.

Были предприняты попытки реорганизации управления социальной сферы, внешкольного образования. С Октябрьской революции в стране создается система политико-просветительной работы. Идеология новой власти реализуется в области просвещения, внешкольного образования, в СКД. Декреты государства и документы партийных съездов, совещаний, содержали массу указаний и директив: 1) по внешкольному образованию; 2) ликбезу;3) организации деятельности политпросветов и их реализации на местах.

Сфере культуры и просвещения, было, положено начало досрочн. эре установления идеологического диктата.

Возникшая в конце 19в. Методология образования должного развития не получила. Исследования внешкольного образования, замененное в 30х гг. внешкольным воспитание велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел разрыв теории от практики, что отрицательно сказалось на реорганизации воспитательных учреждений.

Деятельность наркомпросса, профсоюзов, пролеткульта и др. общественных организаций, соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга. Рассмотрению идеологических запретов способствовала и гражданская война. Централизованное управление охватила весь процесс идеологической работы. В 19-20 гг. при партийных органах создавались агитпроб отделы. А в 1920г, главпросвет. Как центр всей политико-просветительской и воспитательной работы в стране формируется система партийного руководства этой работы через наркомы и т.п. Одновременно наблюдается огосударствование профсоюзных, кооперативных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.

По всей стране культивируются массовые формы воспитания и перевоспитания: 1) митинги,2)Политико-агитационные программы, 3) массовые гуляния, 4) социальные соревнования, 5) субботники, воскресники.

В эту систему идеологического воспитания органично вписывается в деятельность: агитпароходов и т.п. В связи с осложнением экономических систем в культуре сокращается финансирование образования и культуры, заметно уменьшается количество школ, клубов и др.культпросвет заведений. В областях культуры и образования не хватает специалистов.

Для внешкольной работы: сотрудники подбирались по принципу партийности и классовой принадлежности. Тяжелым было материальное положение учителей. В сентябре 1922г.была выслана из России в Германию большая группа известных русских ученых, писателей. Культура, наука, досуг, вся Социокультурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем. Много всего закрывают. Новая власть рационализирует культурные ценности под школы и избы-читальни передаются церковно-приходские школы и барские поместья.

Политические результаты: 1. развивается сеть политико-просвеительских учреждений, активизируется работа в национальных регионах. 2. Расширяется сеть женских клубов в среднеазиатских республиках. 3. Семья и семейная политика характеризуется широким диапазоном крайности: от разрушения семьи до установления жестких семейных правил.

В течение 20-30гг понятие «политпросвет работа» переходит в другое содержание «культпросвет работа»

Появляются адекватные термины: «культурно-массовая работа» и «культурно-воспитательная работа». Ведутся исследования в области внешкольной работы. Исследования Блондского, Богданова, и т.д. Культпросвет работа рассматривается как разновидность педагогического труда. Большинство исследователе того времени считали, что культпросвет деятельность – это педагогическая деятельность организованная, свободная деятельность наседелния с целью воспитания всесторонне развитой личности. Коммунистическое восприятие провозглашалось главной функцией. Эта функция конкретизировалась в виде: 1) просветительской (просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов). 2) коммуникативной (клуб-центр общение, встреча с интересными людьми). 3) преобразовательная (клубные объединения, кружки технического творчества. 4) Ценностно-ориентировочная (объединяет любителей кино, театра и т.п.) 5) функция отдыха (придавала демократический характер клубной деятельности, где осуществлялась индивидуализация личности, социализация личности). В 20 гг. происходит развитие демократ. форм руководства политико-просвет. сверы.

Это положительно сказалось на клубной работа. Появились кружки: общественные, производственные, военные, рабкоровские.

Большой популярностью пользовались выступления синеблузников, инсценированные суды и т.д.

В конце 20-30х гг активизировалась борьба с пьянством, за ликвидацию безграмотности, хулиганством, беспризорностью, пропаганда ЗОХ и т.п. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Распространены олимпиады, смотры художественной деятельности. В это же время активизхируется борьба с религией, разрушаются церкви, памятники, идет борьба с революционными вредителями.

Предвоенные годы характеризуются творческим оживлением: возрастает роль печати, радио, кино, литературы и искусства. Появляются творческие союзы, зарождается государственное телевидение, появляются новые научные исследования.

В годы ВОВ культпросвет учреждения проводили свою работу в соответствии с требованиям военного времени. Использовали деятельность фронтовых армейских домов красной армии. Так же деятельность передвижных, культпросвет учреждений Деятельность фронтовых бригад, самодеятельность артистов. Церковь активизировала свою патриотическую благотворительную деятельность.

В период войны в тылу работа с молодежью исходила из задач военного времени. Основные направления: 1)агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа. 2) Проведение широкой справочной работы. 3) Учение культпросвет учреждений в подготовке рабочих массовых профессий. 4) помощь в развитии социальных соревнований. 5) организация отдыха си досуга. 6) Организация художественной самодеятельности как средство духовной поддержки.

46. Социокультурные технологии в работе с различными видами семей

Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями.

Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

Обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социокультурная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Методы социокультурной реабилитации:

Игротерапия - Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. д. Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям:

Куклотерапия - Возможности куклотерапии позволяют решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию отношений в системе ребенок-родитель.

Арт-терапия - Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.

Музыкотерапия - Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку.

Что такое активная жизненная позиция, социально активная личность? На этот, казалось бы, простой вопрос простого ответа нет. Эти выражения вбирают в себя много разных смыслов. Поэтому и ответы могут быть разными — в зависимости от позиции, сферы деятельности, опыта отвечающего.

Первым нашим собеседником стал учитель одной из череповецких школ с двадцатилетним педагогическим стажем (по просьбе нашего собеседника его имя называть не станем).

— Активная жизненная позиция — это то, о чем все говорят, но что трудно сформулировать. Нам бы хотелось, чтобы это была всегда позитивная активность, принимающая форму коллективизма, товарищества, способности дружить и быть верным своим друзьям. Может быть, такая социальная активность — это просто и есть доброта, сострадание, человечность. Значит, это мы и должны все вместе воспитывать у наших детей.

Но говорить о доброте и человечности в рамках школьной программы не так-то просто. Ведь, как правило, практически единственный традиционный школьный курс, где вопросы нравственности, гуманизма обсуждаются впрямую и в системе, это курс литературы. А вот с ним-то как раз все время и пытаются разделаться реформаторы образования, то норовят все сократить, то упростить...

Еще нужно учесть контекст: телевидение и Интернет, компьютерные игры и социальные сети. Сами по себе они замечательны и полезны. Но ведь не можем же мы всерьез говорить, что именно человечность прививают компьютерные «стрелялки» и «бродилки»? Мир вокруг предстает жестким, порой жестоким. Готовит ли такой мир к реальным сложностям жизни подростка? Огромный вопрос. Поэтому нам нужны совместные усилия по гуманизации нашего образования, по усилению роли и места тех немногих гуманитарных предметов, которые способны дать образцы поведения или, по крайней мере, заставить задуматься над вечными вопросами добра и зла, ответственности и любви.

Человек, воспринимающий мир сквозь призму этих вопросов, и есть социально активный человек, человек сочувствующий и сопереживающий.

Что же дальше? За стенами школы для большинства нынешних выпускников — вузовские аудитории. Студент — категория особая, в общественном мнении самая активная. Так ли это, спрашиваем мы у нашего следующего собеседника, директора гуманитарного института ЧГУ профессора Александра Чернова.

— Попробую все же сузить проблему. Вероятно, нас интересует не юношеская физиология, рождающая множество активностей, в том числе социальных… Про нее сказать, в целом, нечего. Кроме пожалуй, одного: есть мнение социологов, согласно которому мы живем в эпоху, когда детство вновь исчезает… Не было до XVIII века детства как такового, и ребенка не было, был маленький взрослый, к которому в разных культурах и разных конфессиях относились по-разному. А детство придумали просветители.

Сегодня детство исчезает в другую сторону — оно не хочет прекращаться, и развивается, с одной стороны, социальный инфантилизм, с другой — целые субкультуры, вроде взрослых людей, которые сознательно не хотят взрослеть.

Есть важнейший фактор. Вся современная глобальная индустрия смыслов и знаков направлена на борьбу с возрастом. Потребительской культуре нужны активные потребители с ненасытностью юности и с плотным кошельком и пластиковыми картами людей возрастных.

Университет — это особое место, где как раз переплетаются самые актуальные тренды и нарождающиеся тенденции. Почему о взрослости и детскости? Потому что, на мой взгляд, активная жизненная позиция имеет только одно надежное основание — самостоятельность и самостояние. Самостоятельность — всегда ответственность. Готовность к риску и отказ от излишней опеки. Увлеченные творчеством, хобби, первым своим делом, любовью, свободой и отсутствием школьного родительского контроля, чувством взрослости, наконец, готовы ли ребята сами справляться с тем, что они, пользуясь слэнгом, «накосячили»?

Радует то, что тех, кто готов, — все больше и больше. И полученная пара на госэкзамене оборачивается не «потерянным годом», а успешной карьерой в торговой сети и успешной сдачей госа через год. Или увлеченность профессией заставляет начинать и бросать одну за другой программы и специальности. Но через три-четыре «перепоступления» талантливый парень сумел внутренне дисциплинироваться и успешно совмещать учебу и работу. Это и есть пример позитивной жизненной активности: ответственность за себя, свою судьбу.

А значит, настоящая взрослость. Молодые люди должны иметь право на некоторые ошибки, на самостоятельные решения, на свой собственный свободный выбор. Это их право, и это нормально. Можно ли этому научить? Вряд ли. Но вот содействовать формированию социальной нормы, готовить и помогать, на мой взгляд, система образования просто обязана.

А что же о проблеме социальной активности думают профессиональные социологи? За ответом обратимся к авторитетному исследователю социальных проблем региона, заведующей кафедрой социологии и социальных технологий гуманитарного института ЧГУ Альбине Меховой .

— Активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Все начинается с семьи. Но и общество, как макросреда, тоже должно формировать активную жизненную позицию или влиять на ее формирование. То есть должны стимулироваться, поощряться именно те поступки, которые можно обозначить как активную жизненную позицию: проявлять инициативу, не отмалчиваться, не проходить равнодушно мимо социально опасных случаев.

Сейчас приветствуется индивидуальная стилистика жизни. Но эту индивидуальность, внутренний мир необходимо направлять на исправление общества. Необходимы кардинальные изменения: включение молодежи в решение насущных вопросов, не только собственных, а таких как коммунальные проблемы, проблемы образования, то есть речь идет о том, чем они живут, во что включены.

Еще мне хочется отметить такую вещь: школа должна играть в этом вопросе большую роль не только с точки зрении знания, но и с точки зрения создания той среды, где ребенок видит примеры неравнодушия.

К какому же итогу мы приходим? Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества… Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.

Александр Валентинов