Болезни Военный билет Призыв

Что такое предрассудки и с чем их едят. Механизм формирования предрассудков

В истории всего человечества и отдельного человека, предрассудки часто играют огромную роль. Само слово «предрассудок» говорит о том, что стоит за пределами нормального человеческого рассудка, либо агрессивное отношение к людям, зависящее от получения информации, которая отражает смысл искаженно, либо не в полном объеме.

Это суеверия, основанные не на точных фактах, а домысленные, доведенные до абсурда. Любой человек имеет те или иные предрассудки. Они могут быть направлены против определенной национальности или социального происхождения, против конкретной территории, продуктов питания, или сексуальных наклонностей групп людей и многого другого.

Виды предрассудков

Половые – это предрассудки, относящиеся к людям, различных по половому признаку, они имеют наиболее распространенный характер. Часто от мужчин можно услышать оправдание подобным предрассудкам, они просто давно привыкли называть это — «здравым смыслом». К этому варианту относится утверждение, что мужчины лучше водят машину, или то, что женщина не может успешно работать в бизнесе. Хотя социологические опросы опровергают эти стереотипы, но они имеют место быть.

Возрастные – проблема восприятия человека с точки зрения стереотипов. Часто пожилые люди считают, что современная молодежь безответственна, ленива, а молодые люди, удивляются, увидев бодро бегущего в парке человека пенсионного возраста, считая активность и старость несовместимыми понятиями.

Бытовые – относятся к тому, как воспринимает человек сам себя, в результате появляются комплексы. Также к этому относится вера в приметы, суеверия, отношение к определенной пище и многое другое.

Национальные – это искаженное отношение к представителям той или иной расы. Основной причиной возникновения этого явления является этноцентризм, или убежденность нации в своем превосходстве перед другими народами. Это явление помогает сохранять расстояние между представителями разных национальностей.

Давно подмечено, что человек, будь то мужчина или женщина, который не имеет предрассудков, выглядит более адекватной и приятной личностью. Ведь человек, опираясь только на чужое мнение и не имея собственных разумных доводов, часто выглядит нелепо и смешно.

Существует несколько способов очистки сознания и избавления от предрассудков:

  • Развивайте синкретическое мышление, характерное для детей 7-8 лет. Ищите связи между разнородными явлениями. Гармоничное восприятие мира.
  • Учитесь мыслить творчески, отделяйте мелочи от важного, старайтесь, чтобы разум и чувства были единым целым.
  • Не нужно категорически судить людей или события, ведь мир так многолик, что не может делиться только на черное и белое.
  • Смотрите на реальные события, происходящие в вашей жизни, как на предоставленную возможность развития собственных способностей.
  • Работайте над развитием гибкости мышления. Мир совершенен, каким бы он ни был.
  • Даже в негативных событиях находите пользу.
  • Научитесь трансформировать критичность в самокритичность. Вскоре вы сможете видеть реальный мир во всех красках, находя доселе неизвестные методы решения возникающих проблем.
  • Игнорируйте навязываемые чужие мысли и желания, они могут, как вирусы заражать мозг, волю, менять истинные чувства на ложные.
  • Работайте над развитием интуиции, постарайтесь услышать и понять свой внутренний голос, свое «Я».

И так, делаем вывод:

Избавляясь от предрассудков, человек становится уникальной личностью, свободной, интересной. Вас не интересуют подробности, такие как возраст, социальное положение, политические взгляды, семейные ценности посторонних людей. Вы не станете делить их на своих и чужих. Каждый индивид становится интересен Вам просто как отдельная единица. Жизнь станет насыщенной яркими красками и событиями. Вы достигните новой ступени своего развития.

Другие статьи по этой теме:

О синдроме эмоционального выгорания Потребность личности в самореализации Как избавиться от заикания Я боюсь старости Как развить память и внимание Как поверить в себя и свои силы Подавленные чувства Как определить ложь по жестам и мимике?

«Предрассудки», «стереотипное мышление», «расизм», «сексизм» - эти термины нередко используются для обозначения одних и те же явлений. Давайте попробуем разобраться в них. Для каждой из описанных выше ситуаций характерна негативная оценка какой-то группы. Именно в этом и заключается суть предрассудков : в негативном предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. (Хотя в некоторых определениях предрассудков содержится также и упоминание о позитивной предвзятости, тем не менее термин «предрассудки» практически всегда используется для обозначения негативных тенденций, а именно того, что Гордон Оллпорт в своем классическом труде «Природа предрассудков» назвал «антипатией, основанной на ошибочном и негибком обобщении» ). Предрассудки делают нас пристрастным к человеку только потому, что мы воспринимаем его как представителя той или иной группы.

<Знакомые стереотипы. Что такое рай? Рай - это такое место, где сосуществуют американские дома, китайская еда, британская полиция, немецкие автомобили и французское искусство. А что такое ад? Ад - это сочетание японского жилища, китайской полиции, британской еды, немецкого искусства и французских автомобилей. Автор неизвестен , в пересказе Ю-Тинг Ли, 1996>

Предрассудок - это установка. Как уже было сказано в главе 4, установка - это определенное сочетание чувств, склонностей к некоторым действиям и убеждений. Следовательно, и предрассудок является сочетанием чувств, поведенческих тенденций (склонностей к определенным действиям) и когниции (убеждений). Обладающий предрассудком человек может не любить тех, кто отличается от него, и дискриминировать их своими поступками , веря в то, что они опасны и невежественны. Как и многие установки, предрассудки имеют сложную структуру; они могут включать даже такой элемент, как симпатию, выраженную в форме покровительства, которая, однако, лишь ухудшает положение того, на кого она направлена.

Негативные оценки как показатель предрассудка могут быть связаны с эмоциональными ассоциациями, потребностью оправдать собственное поведение или негативные убеждения, которые называются стереотипами . Мыслить стереотипно - значит обобщать. Мы прибегаем к обобщениям, чтобы сделать мир проще и понятней: англичане - замкнутые, американцы - общительные, профессора - рассеянные. Ниже перечисляются некоторые широко распространенные стереотипы, ставшие предметом недавно проведенных исследований.

В 1980-е гг. женщины, которые пользовались титулом Ms. (миз) [Ms. - употребляется перед фамилией женщины, если неизвестно ее семейное положение или если она сознательно подчеркивает свое равноправие с мужчиной. - Примеч. перев. ], воспринимались как более настойчивые и амбициозные, чем называющие себя «мисс» или «миссис» (Dion, 1987; Dion & Cota, 1991; Dion & Schuller, 1991). Однако в наши дни стереотипным стало восприятие этого титула как доказательства того, что женщина в браке сохранила свою девичью фамилию (Crawford et al., 1998; Etaugh et al., 1999).

У 19 народов пожилые люди воспринимаются как более приятные, но менее сильные и активные, чем молодые (Williams, 1993).

Результаты опросов общественного мнения позволяют говорить о том, что европейцы имеют определенное мнение о других европейцах. За немцами закрепилась репутация «трудоголиков» (в известном смысле), за французами - любителей удовольствий, за англичанами - холодных и невозмутимых людей, за итальянцами - влюбчивых, а за голландцами - надежных. (Поскольку эти данные получены в 1996 г. Виллемом Кооменом и Мишелем Бёхлером в Амстердамском университете, нет оснований не доверять им!)

Жители стран Северной Европы считают «южных» европейцев более эмоциональными и менее квалифицированными, чем они сами (Linssen & Hagendoorn, 1994). Стереотипное представление о южанах как о более эмоциональных людях существует и внутри отдельных стран: по данным Джеймса Пеннбейкера и его коллег, жители 20 стран северного полушария считают что их сограждане, выходцы с юга, более экспрессивны, чем уроженцы северных регионов, чего, однако, нельзя сказать о жителях 6 стран южного полушария (Pennebaker et al., 1996).

Подобные обобщения могут быть более или менее оправданными (и они не всегда негативны). Пожилые люди действительно менее активны. В странах, расположенных на юге северного полушария, на самом деле выше уровень преступности, связанной с проявлениями насилия. Жители южных регионов этих стран действительно более эмоциональны, чем жители северных регионов. Подходы учителей к объяснению мотивационных различий и различного отношения к достижениям учеников, принадлежащих к разным классам, расам и полам, - стереотипы, которые в известной мере отражают реальность (Madon et al., 1998). «Стереотипы могут быть позитивными или негативными, верными или ошибочными» (Jussim, McCauley & Lee, 1995). Верный стереотип даже может быть желательным. Мы называем его «чувствительностью к многообразию» или «культурным осознанием в мультикультурном мире». Разделять стереотипное представление о британцах как о людях, более озабоченных пунктуальностью, нежели мексиканцы, значит, понимать, чего можно ожидать от представителей каждой из этих культур и как следует вести себя с ними, чтобы трения были минимальными.

{Порой стереотипы отражают реальность. Представители народов, предки которых жили в Африке, составляют не более 12% населения Земли, но в 2000 г. именно им принадлежали 15 мировых рекордов в беге на разные дистанции - от стометровки до марафона (DiPietro, 2000). Тем не менее, даже если стереотипы относительно точно описывают действительность, причинно-следственных связей они не объясняют. (Текст на обложке книги : Почему чернокожие спортсмены доминируют в легкой атлетике и почему мы боимся говорить об этом? Джон Энтайн)}

Проблемы со стереотипами возникают тогда, кода они либо отражают чрезмерное обобщение , либо совершенно неверны. Считать, что большинство клиентов социальных служб Америки - афроамериканцы, - явное преувеличение, поскольку на самом деле это не так. В стереотипных представлениях студентов университетов о том, что члены определенных клубов предпочитают иностранные языки экономике или софтбол [Софтбол - широко распространенная в США спортивная игра, похожая на бейсбол. Игра проходит на поле меньшего размера с использованием более крупного, чем в бейсболе, мяча. - Примеч. перев. ] - теннису, есть не только рациональное зерно, но и явное преувеличение. Индивиды внутри любой группы, в отношении которой действует укоренившийся стереотип, отличаются друг от друга больше, чем можно было бы ожидать (Brodt & Ross, 1998).

Предрассудок - это негативная установка ; дискриминация - негативное поведение . Нередко источником дискриминационного поведения становятся установки, основанные на предрассудках (Dovidio et al., 1996). Однако, как подчеркивалось в главе 4, связь между установками и поведением нередко слаба; отчасти это связано с тем, что наше поведение отражает не только наши внутренние убеждения. Как нельзя сказать, что все базирующиеся на предрассудках установки обязательно приводят к совершению враждебных действий, так нельзя и утверждать, что любое угнетение есть следствие предрассудка. Расизм и сексизм - институционализированная дискриминационная практика, и она остается таковой даже тогда, когда не связана с предрассудками. Когда практика приема на работу, основанная на устных рекомендациях, во всех компаниях, которыми руководят белые американцы, перекрывает доступ в них потенциальным работникам из числа национальных меньшинств, ее можно назвать расистской даже в том случае, если сам работодатель и не помышляет о дискриминации.

Представления о типичных чертах других народов зависят, как от их характерных черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только, стереотипы, но и предрассудки.

Психология рассматриваетпредрассудок как установку предвзятого и враждебного отношения, к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания; Применительно к этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп; их культурам и к любым фактам, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков является не равенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Эти же факторы определяют и такую распространенную форму предрассудков, как; ксенофобия-неприязнь к иностранцам.

Рассматривая сущность предрассудков, следует отметить, что они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения, или предположения, такая установка с искажённым информационным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту."

В контексте межкультурной коммуникации следует отметить стереотип и предрассудок. Как уже было отмечено, стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы. Это своего рода обобщенный, собирательный образ представителей соответствующей группы. В этом образе, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы содержат в себе возможность позитивных суждений о стереотипизированной группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им определенных негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или; большей ее части . В практике человеческого общения объектом, предрассудков обычно являются люди/резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, вызывающими отрицательное отношение у других людей. Наиболее известными формами предрассудков являются расизм, ксенофобин, дискриминация по возрастному, половому признакам и т.д.

Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены общественными, а не биологическими причинами. Однако они представляют, собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев, или нормативных актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, то есть строгих представлений отом, что и как должно быть, каким образом следует относиться к представителям соответствующих этнических или социокультурных.групп.

Механизм формирования предрассудков

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии человека показывают, что к ней существует особый механизм, при помощи которого становится возможным направить свою эмоциональную реакцию на Человека/причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

Cyть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно, в качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллективных психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для того, чтобы направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

Разливаясь на почве неполного или искаженного знания, предрассудки могут возникать по отношению в объектам самого различного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Но самым распространенным видом предрассудков все-таки являются этнические. Сохранению и широкому распространению последних способствуют некоторые социально-психологические причины, вытекающиеиз социально-экономических условий жизни людей. Одна из этихпричин- попытка представителей доминирующей этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.Отсутствие действительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе»; В зарубежной психологии существует довольно большоечислотеорий происхождения предрассудков. Однойиз таких теорийявляется теория фрустрации и агрессии. Она заключаетсяв том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения - фрустрация. Это состояниетребует своей разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причи­ны трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или же враждебное предубеждение.

Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет потребностью людей определить свое положение в отно­шении других.При этом часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым своего, индивидуального) над другими. В процессе такого самоутверждения, как правило, уничижаются достижения соответствующей группы и особенно подчеркивается неприязненное отношение к ней. В данном случае, по мнению Г. Тэджфела, можно говорить о социально-экономическом, культурном и политическом контекстах межгрупповых отношений, которые в свою очередь связаны с этнической и культурной идентификацией взаимодействующих групп. Причем, позитивная идентификация связывается в основном со своей культурной группой, а по отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация.

Для каждого отдельного индивида все сказанное означает, что" предрассудки усваиваются им в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивидуального опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся предрассудков.

Использование предрассудков в повседневной жизни имеет различные последствия для человека. Во-первых, наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, заражен­ных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает еще большее недоверие к.ним. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов "этих предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности че­рез межэтнические и межкультурные конфликты-Последствия возникают в результате влияния какого-то одного предрассудка илитруппы предрассудков. Все зависит оттого, к какому типу принадлежит соответствующий предрассудок. В пси­хологии принято выделять шесть основных типов предрассудков.

1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам являются хуже, чем представители собственной группы.

2. Символические предрассудки основываются на наличии негативных чувств в отношении членов чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие культурным базовым ценностям. собственной группы.

3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении различных форм социального преимущества представителям этнических или социокультурных групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполагают наличие негативных.чувств по отношению к чужой группе,

однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитив­ное поведение по отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (напри­мер, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассудков предполагают наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы. "й-" б. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразумевает отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудобства при общении с чужаками и поэтому предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, так как такое взаимодействие не вызывает: глубоких нервных и эмоциональных переживаний.

В данной статье поговорим о том, что такое предрассудки. Иногда, казалось бы, в совершенно простом и понятном реальном мире отдельные члены общества воспринимают некоторые вещи и явления несколько неадекватно. По сути, предрассудок - это предубеждение, основанное на каком-либо стереотипе. Возникает оно единственно от нежелания человека думать и оценивать события окружающего мира самостоятельно.

Мнения, основанные на авторитете родителей, руководства, коллектива и т.д. и совершенно не переосмысленные - вот что такое предрассудки. Безусловно, наличие у человека разного рода заблуждений и стереотипов, которые он упорно выдает за собственные принципы, говорит о социальной и личностной незрелости, а иногда и о банальной деградации. Такой человек, по сути, просто выпадает из реальности и зачастую может быть опасен не только для себя, но и для общества.

Пример тому - расовые предрассудки. Человек, пытающийся самоутвердиться не путем личностного развития, а завоеванием дешевого авторитета посредством унижения людей с другим цветом кожи или возможно, и получит какую-то сиюминутную выгоду. Однако материальное благополучие - ничто в сравнении с Постепенно такой человек будет терять ощущение реальности все больше и больше. Неизвестно, чем это может закончиться.

Однако зачастую ответ на вопрос о том, простым не назовешь. К примеру, люди, слишком активно навязывающие чужие традиции и образ жизни в своей стране - вовсе не борцы с расизмом, как они зачастую пытаются себя представить обществу. У них, как ни парадоксально, имеется именно тот же предрассудок, но уже по отношению к собственной нации, который мешает им адекватно воспринимать действительность. Такой человек зачастую не замечает в том обществе, частью которого он является, ничего хорошего - только недостатки.

Конечно, далеко не все предрассудки настолько серьезны и опасны, есть предрассудки - суеверия. Однако даже в безобидных, типа перешедшего дорогу черного кота, ничего хорошего нет.

Верить в то, что случится какое-нибудь несчастье только из-за того, что вполне направлялось куда-то по своим личным делам, неразумно. У многих людей имеются и другие, не менее нелепые суеверия и предрассудки. Примеры тому - устойчивое мнение о том, что все без исключения предприниматели - воры, или убежденность иностранцев в том, что все русские пьют и воруют. Такие нелепости, в конце концов, и приводят к более серьезным и опасным типам предрассудков - расовым, классовым или религиозным.

Неправильно считать, что к разного рода суевериям предрасположены только или не слишком высокие слои общества, или не слишком образованные. На самом деле заблуждаться и проявлять подобное невежество могут и высокоинтеллектуальные, вполне Отсюда можно сделать вывод, что ни высшее образование, ни высокое положение в обществе не заменят личностного развития и воспитания «я» на собственном, а не на чьем-то опыте.

Итак, предрассудки - вполне понятно. Нужно думать самостоятельно и только на основе самостоятельно сделанных оценок предпринимать какие-либо действия. Это будет полезно и самому человеку и, как следствие, всему обществу в целом.