Что такое лаконичная речь. Лаконичная речь - это что? Значение и происхождение понятия
Лаконичность как качество личности – склонность излагать мысли с минимальным количеством слов, умело отделять главное от второстепенного, концентрировать изложение на контексте, убирать из текста нагромождение лишних слов.
Лаконичность берет свое название от Лаконии - региона Древней Греции, в котором находится город Спарта. «Когда беседуешь со спартанцем, он может неожиданно поразить простотой суждений», предупреждал философ Сократ своих земляков. «Как умелый стрелок он может вдруг продемонстрировать острую фразу, которую можно услышать, беседуя с малоразвитым ребёнком». Многие правители и военачальники убедились в правоте Сократа. Отец Александра Македонского – Филипп, подойдя к стенам Спарты, направил спартанцам послание, в котором говорилось: «Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сровняю город с землёй!». Когда Филипп развернул послание, там было одно слово «Если». И Филипп II, и впоследствии сам Александр Македонский обходили Спарту в своих походах стороной.
До сражения в Фермопилах, спартанский военачальник Диенекес получил сообщение, согласно которому у персов так много лучников, что их стрелы закроют солнце. Диенекес констатировал: «Хорошо, значит, сможем сражаться в тени». Хорошо известно сражение в Фермопилах. Хотя персидский царь Ксеркс кое-как вымучил формальную победу, моральную победу одержали геройски сражавшиеся спартанцы. Известен лаконичный ответ царя Леонида на предложение сложить оружие в обмен на жизнь: «Придите и возьмите». Когда царь Леонид отправлялся на войну, его жена Горго спросила, что ей делать, если он погибнет, Леонид ответил: «Возьми хорошего мужа и рожай здоровых детей».
Лаконичность – это обворованное многословие. Многословие склонно к несдержанности в мыслях, излишеству слов в передаче информации, излишне пространной форме речей. В отличие от своей противоположности – многословия, лаконичность обладает умением контролировать свои мысли. Сдержанность в мыслях перекрывает фонтан слов. Мечта лаконичности – одна мысль – одно слово. Много слов не говорит о множестве мыслей. Демагог – говорун способен испакостить воздух тысячами слов, за которыми не будет ни одной мысли. Достаточно вспомнить незаурядного болтуна М.С. Горбачева, который мог часами говорить ни о чем. Перечитываешь его речь и не находишь ни одной мысли, сплошь «консенсусы», которые нужно «углубить».
Игорь Губерман здорово сказал про лаконичность: «Люблю слова за лаконичность, Луч лаконической строки. Вдруг так высвечивает личность, Что духа видно позвонки». Наверное, поэты главные любимцы лаконичности. Большой поэт любит, уважает и трепетно относится к слову. Фаворит лаконичности Владимир Маяковский писал: «Поэзия - та же добыча радия. В грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Но адский труд поэта вознаграждается безукоризненной лаконичностью стиха: «Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла
кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики».
«Краткость – сестра таланта», — учил А. П. Чехов. В сегодняшней поэтической среде есть человек, для которого лаконичность стала если не сестрой, то уж верной подругой точно. Это Владимир Вишневский, радостно дарящий «луч лаконической строки» людям: «Любви моей не опошляй согласьем…», «Желанная моя, скорей бы утро!..», «Спасибо мне, что есть я у тебя!», «Какой-то вы маньяк не сексуальный…», «Поэт так не умеет сочинять, Как женщина умеет дать понять», «Вас так послать или по факсу…», «О главном я не умолчу — Мне и на это хватит смелости: Да, я хочу тебя, хочу!.. Но, знаешь, меньше, чем хотелось бы».
Однажды к английскомy хиpypгy Джонy Абеpнетти, известномy необычайной лаконичностью pечи, обpатилась за помощью обладавшая той же чеpтой женщина с сильно опyхшей pyкой. Междy ними пpоизошел такой диалог: — Ожог? — Ушиб. — Компpесс. Hа следyющий день: — Лyчше? — Хyже. — Еще компpесс. Чеpез два дня: — Лyчше? — Здоpова. Сколько? — Hичего. После yхода дамы Абеpнети с восхищением пpоизнес длинноватyю для него фpазy: — Удивительно yмная женщина!
Самые лаконичные литературные шедевры: 1. Однажды Хемингуэй поспорил, что напишет рассказ, состоящий всего из четырех слов, способный растрогать любого читателя. Он выиграл спор: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» 2. Фредерик Браун сочинил кратчайшую страшную историю из когда-либо написанных: «Последний человек на Земле сидел в комнате. В дверь постучались…» 3. О.Генри победил в конкурсе на самый лаконичный рассказ, который имеет все составляющие традиционного рассказа - завязку, кульминацию и развязку: «Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком посмотреть, много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года». 4. Англичане тоже организовывали конкурс на самый лаконичный рассказ. Но по условиям конкурса, в нем должны быть упомянуты королева, Бог, секс, тайна. Первое место присудили автору такого рассказа: «О, Боже, - воскликнула королева, - я беременна, и не знаю, от кого!» 5. B конкурсe на самую короткую автобиографию победила одна пожилая француженка, которая написала: «Раньше у меня было гладкое лицо и мятая юбка, а теперь - наоборот».
Среди выдающихся политиков явным приверженцем лаконичности был Уинстон Черчилль. В 93 года один из университетов пригласил его прочитать лекцию, рассчитывая услышать длинную скучную речь престарелого политика о своей жизни, невероятно насыщенной судьбоносными для страны событиями. И вот под бурные аплодисменты на трибуну поднимается Черчилль, произносит: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь» и уходит. Зал онемел и окаменел. Лишь немногие поняли, что речь закончена и осознали ее глубочайший смысл. Эта самая короткая речь Уинстона Черчилля, отражающая истинную суть победителя, стала одной из самых известных в истории мира. Черчилль знал, что так и будет, и опять в 93 года стал победителем.
Дело в том, что в годы второй мировой войны Черчилль оказался единственным из политиков, решившим не сдаваться на милость врагу. Когда под бомбежками гибли тысячи мирных жителей, Черчилль упорно и решительно настаивал продолжать войну до победы. Члены его кабинета, включая министра иностранных дел лорда Галифакса, выступали за попытку достижения соглашений с гитлеровской Германией. В своей первой речи, произнесённой 13 мая в Палате Общин в качестве премьер-министра, Черчилль сказал: «Мне нечего предложить [британцам] кроме крови, тяжкого труда, слез и пота». Черчилль предпринимал регулярные поездки на места бомбёжек, встречался с пострадавшими, с мая 1940 по декабрь 1941 года он выступил по радио 21 раз, его выступления слышали более 70 процентов британцев. Популярность Черчилля как премьера была беспрецедентно высока, в июле 1940 года его поддерживало 84 процента населения, и этот показатель сохранился практически до конца войны. Кто знает, как бы сложился ход второй мировой войны, если бы Черчилль сдался и присоединил к военно-промышленному комплексу фашистской Германии экономическую мощь своей страны? Но Уинстон Черчилль был не из робкого десятка. Он считал: если ты прекратил борьбу, ты проиграл. Предал мечту, не сможешь больше мечтать, а без мечты нет и жизни.
Петр Ковалев
Это очень важная глава. «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все»(Вольтер). В одном докладе мы никогда не исчерпаем нашу тему, а только исчерпаем терпение наших слушателей. Совет Лютера молодому проповеднику: «Коль поднимаются, да рот пошире откры-вают, то люди уши затыкают. За четверть часа напропо- ведуют гораздо больше, чем сделают за 10 лет. Если почувствовал, что люди слушают прилежнее, тут же заканчивай свою проповедь. Вот тогда у тебя будут слушатели». Лютер отвергал риторику, как стремящуюся искус-
но приукрашивать дела словами. Он выступал против многословного краснобайства и в одной застольной речи сказал: «Если занимаются риторикой и употребляют много слов, не имея фундамента, значит, за этим ничего нет, это только разукрашенная вещь, вырезанный и размалеванный идол».
Различие между скупой на слово диалектикой и многословной риторикой Лютер показал на следующем примере: «Диалектика говорит: дай мне есть; риторика говорит: я весь день шла трудной дорогой, я устала, больна, голодна и так далее, мне нечего есть; дай мне хоть кусочек мяса, хорошо прожаренного, дай мне выпить кружку пива».
Марк Твен рассказал: однажды ему так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен понизил свое подаяние на половину доллара. Проповедь продлилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.
Древние спартанцы были врагами многословия. Однажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забыли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца».
Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: «Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил желание, но не без поучения: «В следующий раз говори короче. Что мешок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, можешь не упоминать».
«Берегись многословия!» Это последнее высказывание справедливо и сегодня. «Чтобы быть скупым на слова, нужно овладеть полнотой понимания. Но эта полнота достигается долгим упорным размышлением, которое предки называли медитацией»(Науманн).
♦ «Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что необходимо; но сказать только то, что необходимо» (Ларошфуко в своих «Максимах»).
Многословие равнозначно скуке. Самая сокрушительная критика речи, какую я знаю, заключена в одном предложении: «Доклад начался в восемь, когда в одиннадцать я взглянул на часы, была половина девятого» Скучного оратора не ценили никогда и нигде. «Дорогой друг, - ехидно сказал политический противник чрезмерно молчаливому Шефтсбери (1671-1713). - Вы не раскрыли рта ни на одном заседании парламента!» «Вы ошибаетесь, дорогой друг, - парировал Шефтсбери невозмутимо. - Пока вы говорили, меня одолевала зевота».
Из Аргентины сообщали (1962) , что политик Луис Мигель вызвал одного врача на дуэль - драться на саблях. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал своим пациентам его речи в качестве снотворного.
У одного британского премьер-министра во время скучной речи закрылись глаза. Оратор: «Мне кажется, досточтимый премьер-министр заснул». Тот медленно открыл глаза и тяжело вздохнул: «Как бы я хотел, чтобы так и было».
И сегодня в некоторых странах практикуются усыпляющие длинные речи. На партийном съезде христианских демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Моро говорил в течение шести часов. Рекордсменом «долгих речей» в Германии стал депутат Антрику: в 1911 г. в рейхстаге он держал восьмичасовой ораторский день. Но потом этот рекорд побил его австрийский коллега Лехер, который «без точек и запятых» в рейхстаге на земле прекрасной Вены говорил в течение 14 часов. Чтобы избежать дальнейших рекордов, ограничили время выступления.
Говорят, скорее всего шутливо: оратору позволено говорить обо всем на свете, но только не больше часа. И евангелист Матфей предупреждает, цитируя речь
Христа к фарисеям: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда» (Матф. 12, стих 36).
Можно говорить гораздо короче и выразительнее, чем мы думаем. Речь не должна подменять книгу. Мы легко вкладываем в речь слишком многое. Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - результат недостаточной подготовки.
«Это письмо длиннее обычного, потому что у меня не было времени сделать его короче», - признался однажды другу Паскаль. Вместо «письмо» зачастую можно сказать «речь».
И подумайте при составлении речи о старой театральной мудрости: то, что вычеркнуто, провалиться не может.
«Говори кратко!» - так написано в кабинках для телефонов. Это напоминание следует не только вывешивать в залах заседаний, но и принимать во внимание самым серьезным образом.
Юмор, остроты, ирония
Священник-доминиканец Рохус Шпикер пишет, что некоторые люди используют серьезность как фальшивую бороду, для маскировки, и продолжает: «В красном словце, которое проскользнет в разговоре, заключено больше ума и сердца, чем в иной вычурной фразе, сакраментальная ценность которой - лишь декорация.
♦ Острота освещает глубже, чем трагическая серьезность.
Фраза, брошенная со смехом, может беззвучно плакать. Конечно, нам, немцам, постичь это трудно. Итак, пожалуй мы и дальше будем искать мудрость за фальшивой бородой»,
Шпикер совершенно прав: часто мы стараемся решить проблему слишком односторонне - с помощью наморщенного лба и напряженной серьезности. Во время речи
(разумеется, не надгробной) прямо-таки необходимо, чтобы слушатели могли улыбнуться или как следует посмеяться. Юмор и остроты будоражат и оживляют, если они не слишком натянуты.
♦ Юмор и шутки особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади.
После тяжелых пассажей слушателям нужно перевести дух, лучше всего с веселой шуткой, «причем при смехе важны и внутреннее веселье и внешнее освежающее дей- ствие благодаря дополнительному кислородному обмену» (Эндрес). «Смех - выражение некоторой приятности ощущений» (Буш). Имеется, например, протокол речи Бисмарка, в котором не раз отмечено «оживление в аудитории».
Юмор, в основе которого сердечность, несомненно эффективнее, чем острота, основанная на интеллекте. «Острота доказывает не более, чем остроту ума, в юморе проявляется избыток душевности» (Вильгельм Пиндер). Людвик Райнерс описывает различие между остротой и юмором следующим образом: «Острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его».
Юмор - лучшая приправа к горькой действительности, чем сухость и конструктивность. Один анекдот может охарактеризовать человека лучше, чем целая биография. «В трех анекдотах можно дать образ человека» (Ницше). Только анекдоты не просто кое-где вставить в речь, как это бывает, но заранее обдуманно запланировать. Острые пункты речи также должны быть тщательно отточены.
Нередко смешат нечаянные шутки. Их причиной является способ выражения, вызывающий недоразумение. Два примера из недавнего времени: Федеральный ми-
нистр почтовой связи Штюклен в бундестаге провозгласил, вызвав общее веселье: «Die ledigen Postbeamtinnen liegen mirganz besonders am Herzen.» (игра слов: меня особенно тревожат вакансии для почтовых служащих-женщин мне особенно по сердцу холостые почтовые служащие-женщины).
Политик в области культуры Пауль Микат сказал в дюссельдорфском ландтаге в речи о проблемах школы: «Холостяки, как известно, не имеют детей...» Смех депутатов. Микат: «Господа, вы смеетесь преждевременно, я хотел сказать..., которых бы они посылали в школу!» Зачастую в парламентской жизни шутки смягчают напряжение. «Не правда ли, господин Реннер, если вы придете к власти, то вы меня повесите, - сказал однажды Аде-науер известному коммунисту. Тот на это: «Конечно, господин Аденауер, но со всем почтением».
Едкая ирония, безжалостная насмешка, злой сарказм не /всегда применимы. Кто не знает эти небрежно бросаемые недосказанности, вызывающие смех друзей и бешенство противников? «Господин министр, я только что услышал Вашу речь, однако теперь шутки в сторону...»; или (из речи адвоката перед судом): «...если мы откажемся от какой бы то ни было логики и примем во внимание только мнение прокурора...» Вот один политик кричит своему оппоненту: «Если Вы соглашаетесь со мной, я чувствую, что я сказал что-то неверное». Это все может быть очень остроумным, но иной раз действует даже разрушительно, так как легко уводит от конструктивных положений.
Но находчивость в импровизации действует как освежающий бриз.
Ирония и насмешка особенно действенны, когда оратор подвергает им и себя самого. Отпускать шутки на свой собственный счет означает действовать, управляя собой, (например, это может быть рассказ о комической или неловкой ситуации, участники которой смешны слушателю. Что-нибудь в этом роде понравится любому).
Существенным элементом многих речей является выполнение доказательств. Я проработал эти вопросы в моей книге «Школа дебатов»*
3.1.4 Стиль речи - стиль письма
Одно старое изречение гласит: «Это противный недостаток, Если человек говорит, как книга. Ведь хорошо читается любая книга, Которая говорит, как человек».
Современный литературный немецкий язык вначале был письменным**, а не разговорным языком. Сегодня нас иногда раздражает канцелярский стиль, безгранично раболепный, напыщенный, вычурный, неестественный. Время от времени он очень обесцвечивает разговорный язык, действуя не в его пользу. «Нельзя забывать, что первична устная речь, а письменность - это вспомогательное средство, которое преодолевает непостоянство звучания речи» (Христиан Винклер).
Английский парламентский деятель Фокс обычно спрашивал своих друзей, если они читали его опубликованные выступления: «Речь читалась хорошо? Тогда это плохая речь!»
«Некоторые удивительно хорошо прозвучавшие речи, прочитай мы их на следующий день в газетах или в пар-
* Lemmermann H. Schule der Debatte. Miinchen, 1986. P. 3.1-3.2.
** В 12-13 в. в Германии в разговорной сфере преобладали диалекты, в письменной - господствовала латынь. Все делопроизводство, государственное управление, деловая переписка осуществлялись на латыни. Постепенно (к 17 в.) немецкая письменность (смешанный в диалектном отношении вариант литературного письма) вытесняет латынь. Формирование современного литературного языка завершается к 19 в. На основе сценического произношения вырабатываются произносительные нормы «правила» и создаются нормативные словари немецкого языка.
ламентских протоколах, сгинули бы в прахе забвения» (Хайнц Кюн). Карл Маркс, например, обладал большой остротой мышления, но не был хорошим оратором. «Написанное» может быть насыщенным по смыслу; в крайнем случае, если мысль неясна, можно повторить чтение. «Речь - не письмо» - кратко и твердо сказал специалист по эстетике Ф. Т. Вишер.
Речь не тождественна тексту, который произносит оратор, так как речь воздействует на слушателя не только содержанием и формой, но всей манерой выступления. Речь взаимодействует между оратором и слушателем; создается для определенного мгновения и направлена на определенный состав слушателей. Сама по себе написанная речь действует как еда, о которой только что рассказано.
Следующий обзор выражает некоторые различия между звучащей речью и речью записанной.
Звучащая речь
- Действие через содержание и выступление
- Ограничение в отборе фактов и мыслей
- Редакция ключевых слов с возможностью их вариации, (остается пространство для спонтанных идей; фиксируются только обороты, требующие особой точности
- Больше повторений и обобщений, чем в «письме», так как у слушателя нет возможности навести справки.
- Зависимость от момента произнесения
Записанная речь
- Действие только через содержание
По возможности полное и
и законченное выражение
- Однократная и точная
фиксация; предельная
стилистическая шлифовка
- Большее напряжение в манере изложения; меньше повторений и обобщений, так как у читателя есть возможность навести справки. «Написанное» читатель имеет в своем
речи; однократное исполнение.
- Обращается в первую очередь к определенному обществу
распоряжении, так как оно не связано со временем и однократностью исполнения. Обращается в первую очередь к неопределенному читателю.
(Впрочем: сегодня, напротив, письменная речь заимствует многое прежде всего от устной речи. Спонтанная, гибкая и оживленная устная речь может быть плодотворнее, чем зачастую сухой и безжизненный текст.)
3.2 О структуре (план речи)
Иоганн Готтфрид Гердер писал (в 45-м теологическом письме): «Я охотно прощаю все ошибки, кроме ошибок в последовательности частей речи». И Шопенгауер констатирует: «... немногие пишут так, как строит архитектор, который заранее составляет план и продумывает все вплоть до деталей, большинство же, напротив, действуют будто играют в домино». Это точно. При игре в домино кости кладут так, как они подходят в данное мгновение, без обозрения возникающего строения как целого. Многие ораторы также поступают с частями своих речей. К сожалению.
Никто не строит дом без плана. И речь никто не строит без разработки ее структуры. Речь - не сумма деталей, у нее продуманная внутренняя структура.
Мы различаем два аспекта структуры: план (основная структура) и план деталей. Для речи справедливо то же, что Рудольф Энгельгардт сказал в своей книге «Веселый экзаменационный молитвенник» (Эссен, 1962): «Книги с малым числом разделов подобны плохо проветренной комнате. Они вызывают заболевания органов дыхания». А также: «В них - бес высокомерия. Мол, мне, автору нет нужды оглядываться на моего читателя».
Уже тогда, когда мы собираем материал и производим его отбор, мы с «величайшим старанием» заботимся о его наилучшей структуре. Это редко удается с первого раза. Постоянно обдумывают возможность улучшения структуры. Схемы, которая подходила бы для всех речей, не существует. Но следует соблюдать некоторые принципы.
Построение деталей должно быть:
Логически правильным и искусным с точки зрения психологии;
Обозримым;
Продуманным в отношении увеличения напряжения.
Соблюдаем в речи и в плане известное правило трех частей (введение - главная часть - заключение).
Введение является одновременно настройкой на слушателей. Основной отрезок речи образует главная часть (главная тема и «ключевые мысли»; объяснение, пример, следствие, доказательство). Заключение содержит обзор, кульминацию, окончание.
Хотя мы не ставим вопрос, как это делали в древности, однако во многих случаях для речей с выражением мнения очень полезным показал себя следующий план (следуя Р. Виттзаку).
Введение и главная часть должны дать ответ на следующие четыре вопроса:
Введение.
1. Почему я говорю?
Главная часть.
2. Каково существующее положение («Что было, что есть?»)
3. Что должно быть вместо этого?
4. Как можно изменить существующее положение? Заключение содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.
Разрабатывая структуру, думают о возможности эффективного воздействия главных мыслей на слушателя. Если их несколько, то каждой из них отдельно мы посвящаем отрезок речи, после чего соединяем отрезки друг с другом.
(Руссо полагал, что только любовные письма позво- лительно начинать, еще не зная, что собственно сказать; в таком случае их можно и заканчивать, не очень думая о том, что сказано).
Мы выделяем отдельные части нашей речи, однако переходы не должны быть внезапными. При наличии взаимосвязанных частей обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Если тем много, слушатели будут признательны, если сообщим, какие темы мы рассматриваем. Квинтилиан сказал, что такие объявления действуют, как придорожные камни; они указывают путнику, сколько ему предстоит пройти.
♦ Подумайте: высокая степень эффективности речи зависит от искусной организации ее структуры.
Лаконичность
Лаконичность (лаконизм ), краткость, сжатость, немногословность - изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Говорят, что краткость - сестра таланта. Для того, чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное (по качеству) от второстепенного (количество), концентрировать изложение на контексте, убирать из текста нагромождение лишних слов. Краткость ценится как в письменном и устном языках, так и в языках программирования.
Этимология слова «лаконичность»
Корень слова произошёл от названия Лаконии - региона Древней Греции , в котором находится город Спарта . «Когда беседуешь со спартанцем, он может неожиданно поразить простотой суждений», предупреждал философ Сократ своих земляков. «Как умелый стрелок он может вдруг продемонстрировать острую фразу, которую можно услышать, беседуя с малоразвитым ребёнком». Многие правители и военачальники убедились в правоте Сократа.
Лаконичность в бытовой речи
Когда люди хотят указать на необходимость высказываться лаконичнее, часто применяются выражения «Краткость - сестра таланта» и «Короче, Склифосовский!» (последнее является цитатой из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»).
Широко распространённое выражение «Краткость - сестра таланта» принадлежит А. П. Чехову . Он высказал эту мысль в письме своему брату такими словами:
Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта. Памятуй кстати, что любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны. Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать.
Но еще ранее эту мысль сформулировал Шекспир: «Therefore, since brevity is the soul of wit...» («И так как краткость есть душа ума…»)
См. также
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Лаконичность" в других словарях:
Краткость, сжатость, немногословность, лаконизм, конспективность, лапидарность; афористичность, сухость, протокольность, скупость, односложность, короткость Словарь русских синонимов. лаконичность см. краткость Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов
ЛАКОНИЧНОСТЬ, лаконичности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к лаконичный; манера лаконично выражаться. Лаконичность стиля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛАКОНИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Отличающийся лаконизмом, немногословный. Л. стиль. Лаконичное письмо. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
лаконичность - Краткость (сжатость) высказывания, но не в ущерб полноте содержания. Лаконичность как стилевая черта присуща высказываниям разных стилей, но в официально деловой речи Л. является одной из ведущих стилевых черт. Она обусловливает употребление… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Ж. отвлеч. сущ. по прил. лаконичный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Лаконичность, лаконичности, лаконичности, лаконичностей, лаконичности, лаконичностям, лаконичность, лаконичности, лаконичностью, лаконичностями, лаконичности, лаконичностях (
Это очень важная глава. «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все»(Вольтер). В одном докладе мы никогда не исчерпаем нашу тему, а только исчерпаем терпение наших слушателей. Совет Лютера молодому проповеднику: «Коль поднимаются, да рот пошире откры-вают, то люди уши затыкают. За четверть часа напропо- ведуют гораздо больше, чем сделают за 10 лет. Если почувствовал, что люди слушают прилежнее, тут же заканчивай свою проповедь. Вот тогда у тебя будут слушатели». Лютер отвергал риторику, как стремящуюся искусно приукрашивать дела словами. Он выступал против многословного краснобайства и в одной застольной речи сказал: «Если занимаются риторикой и употребляют много слов, не имея фундамента, значит, за этим ничего нет, это только разукрашенная вещь, вырезанный и размалеванный идол».
Различие между скупой на слово диалектикой и многословной риторикой Лютер показал на следующем примере: «Диалектика говорит: дай мне есть; риторика говорит: я весь день шла трудной дорогой, я устала, больна, голодна и так далее, мне нечего есть; дай мне хоть кусочек мяса, хорошо прожаренного, дай мне выпить кружку пива».
Марк Твен рассказал: однажды ему так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен понизил свое подаяние на половину доллара. Проповедь продлилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.
Древние спартанцы были врагами многословия. Однажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забыли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца».
Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: «Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил желание, но не без поучения: «В следующий раз говори короче. Что мешок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, можешь не упоминать».
«Берегись многословия!» Это последнее высказывание справедливо и сегодня. «Чтобы быть скупым на слова, нужно овладеть полнотой понимания. Но эта полнота достигается долгим упорным размышлением, которое предки называли медитацией»(Науманн).
♦ «Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что необходимо; но сказать только то, что необходимо» (Ларошфуко в своих «Максимах»).
Многословие равнозначно скуке. Самая сокрушительная критика речи, какую я знаю, заключена в одном предложении: «Доклад начался в восемь, когда в одиннадцать я взглянул на часы, была половина девятого» Скучного оратора не ценили никогда и нигде. «Дорогой друг, - ехидно сказал политический противник чрезмерно молчаливому Шефтсбери (1671-1713). - Вы не раскрыли рта ни на одном заседании парламента!» «Вы ошибаетесь, дорогой друг, - парировал Шефтсбери невозмутимо. - Пока вы говорили, меня одолевала зевота».
Из Аргентины сообщали (1962) , что политик Луис Мигель вызвал одного врача на дуэль - драться на саблях. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал своим пациентам его речи в качестве снотворного.
У одного британского премьер-министра во время скучной речи закрылись глаза. Оратор: «Мне кажется, досточтимый премьер-министр заснул». Тот медленно открыл глаза и тяжело вздохнул: «Как бы я хотел, чтобы так и было».
И сегодня в некоторых странах практикуются усыпляющие длинные речи. На партийном съезде христианских демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Моро говорил в течение шести часов. Рекордсменом «долгих речей» в Германии стал депутат Антрику: в 1911 г. в рейхстаге он держал восьмичасовой ораторский день. Но потом этот рекорд побил его австрийский коллега Лехер, который «без точек и запятых» в рейхстаге на земле прекрасной Вены говорил в течение 14 часов. Чтобы избежать дальнейших рекордов, ограничили время выступления.
Говорят, скорее всего шутливо: оратору позволено говорить обо всем на свете, но только не больше часа. И евангелист Матфей предупреждает, цитируя речь
Христа к фарисеям: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда» (Матф. 12, стих 36).
Можно говорить гораздо короче и выразительнее, чем мы думаем. Речь не должна подменять книгу. Мы легко вкладываем в речь слишком многое. Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - результат недостаточной подготовки.
«Это письмо длиннее обычного, потому что у меня не было времени сделать его короче», - признался однажды другу Паскаль. Вместо «письмо» зачастую можно сказать «речь».
И подумайте при составлении речи о старой театральной мудрости: то, что вычеркнуто, провалиться не может.
«Говори кратко!» - так написано в кабинках для телефонов. Это напоминание следует не только вывешивать в залах заседаний, но и принимать во внимание самым серьезным образом.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда, желая заинтересовать собеседника, человек становится чересчур многословным. Слушая такого человека, поневоле хочется убежать от разговора при малейшей возможности. А как быть, если это коснется непосредственно нас? Ведь, нам кажется, что мы так сладко и красноречиво выражаемся, и что наши слова не оставят никого равнодушным... Но думает ли так наш собеседник? Возможно, для него наша речь нудна и размыта... И, как мы можем исправить это? Самое время задуматься о лаконичности.
Лаконичность — (лаконизм), краткость, сжатость, немногословность изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов.
Краткость, лаконичность - большое достоинство речи. Краткость отражает суть момента и динамику потраченного времени, поскольку банальные разговоры, не имеющие сути, не закладываются и не запоминаются. Небрежная скороговорка, проглатывание звуков резко ухудшают качество восприятия, как речи, так и самого человека. Да мы и сами не раз замечали, что даже для нас из вариантов высказывания всегда предпочтительнее более краткий, при условии полноты и законченности заключенной в нем мысли.
Отсутствие лаконичности — проблема.
Проблема большинства заключается в том, что, пытаясь выразить свои мысли, мы используем «кучу» ненужных слов и выражений, при этом так и не можем довести мысль до конца. Мы не научились коротко, но при этом максимально содержательно выражать свои мысли. А решение кроется в том, что нужно проанализировать ход мыслей при попытке сделать мысли лаконичными, а потом еще и не потерять смысл. Мы же сначала находим правильную мысль, потом пытаемся ее выразить, и именно в этот момент мы стараемся ее или уменьшить или углубить. И чаще всего мы делаем акцент на «углубить», и по этой причине забываем про лаконичность. Бывает, мы настолько затягиваем разъяснение своей мысли, что собеседник окончательно теряет нить разговора. А это иногда бывает катастрофичным, если разговор важный. Поэтому вот это то, что нам необходимо исправить. Ведь речь должна быть короткой, но в то же время нести в себе глубокий смысл. Ведь вы замечали, что нам трудно говорить коротко, так, чтобы человек понял нас с первого раза, так, чтобы не приходилось подолгу доносить наши мысли. Я имею в виду, что зачастую мы не специально затягиваем свои мысли, а по причине опасения за результат. Мысль «а вдруг он меня еще не понял» толкает нас на еще большее количество слов и… убивает понимание нашей речи окончательно.
Что же делать?
Следующий ход — это понять, что же нам предстоит улучшить. А фактически нам не хватает:
1. Наличие хорошего словарного запаса и знания различных оборотов речи. К примеру, для более глубокого и правильного понимания смысла Корана изучается поэзия доисламских времен, т.е. именно ради оборотов, ради словарного запаса. А для того, чтобы уметь красноречиво выражаться на русском языке, нам также нужен хороший словарный запас, нужно больше читать текстов и работать над собой, развивая свою речь. Часто сталкиваешься с такой реальностью, что автор статьи или же переводчик какой-нибудь книги не может правильно составить речь или же грамотно донести перевод текста. Это не говорит о слабоумии или неграмотности автора — вся проблема заключается в слабом владении нами красноречием.
2. Проблема нагромождения нашей речи «специфическими» выражениями и фразами. Мы читаем, как правило, много разнообразной литературы и наша речь становится «клубной», сленговой, узконаправленной, т.е. понятной только узкому кругу людей, читающих ту же литературу. Широкий круг общения, в котором присутствуют люди с разными коммуникационными направлениями, также играет немаловажную роль. Таким образом, мы, порой даже неосознанно, сами начинаем пользоваться этими фразами и выражениями. Это искажает нашу речь и делает ее отталкивающей.
3. Еще один немаловажный момент, это умение мысленно формировать речь. Перед тем, как выразить свои мысли, мы должны научиться редактировать их в уме. Нужно учитывать, что мы должны знать, где сказать, а где лучше промолчать, и главное, принесет ли нам пользу сказанное. Если человек начнет мысленно контролировать свою речь, то сможет постепенно убрать из нее все лишнее, оставив самые важные и содержательные мысли — это и будет лаконичность. Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Если говоришь о том, к чему имеешь отношение, то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы».
Пророк (с.а.с.) сказал: «Воистину, человек, не задумываясь, может проговорить слово (или фразу), которым Всевышний будет настолько доволен, что поднимет этого человека на [высочайшие] уровни. В то же время он — и нет сомнений в этом, не следя за собственной речью, может сказать слова, которые вызовут крайнее недовольство Аллаха и низведут его в Ад» (аль-Бухари, Муслим).
Посланник Аллаха (с.а.с.) так же сказал: «Кто уверовал во Всевышнего и в [истинность, необратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) или молчит!» (аль-Бухари).
Лучшие примеры лаконичности.
В этом смысле вызывает восхищение Пророк (с.а.с.). Все его высказывания кратки, лаконичны, и в то же самое время наполнены глубоким смыслом и содержательностью. Сообщается, что Аиша (р.а.) сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил обращаться к Аллаху с краткими по форме мольбами, выражая самую суть их и не говоря ничего иного» (Абу Дауд). И это является его отличительной чертой, которая была присуща только ему, несмотря на то, что он не мог складывать стихи, что было распространено в то время. Пророк (с.а.с.) говорил: «Мне дарована краткая, но содержательная речь» (Муслим, ат-Тирмизи). Также он (с.а.с.) сказал: «Я самый красноречивый из арабов» . Именно поэтому Пророк (с.а.с.) больше всего не любил, когда ему говорили: «Сумасшедший! Поэт!». Если вы читаете хадисы Пророка (с.а.с.), то вы, наверное, заметили, что подавляющее большинство его изречений имеют краткую форму, и они не включают в себя слишком много составных элементов (пунктов). Приведем несколько примеров:
Все люди [равны], как зубья расчёски.
Человек будет с тем, кого любит.
Нет блага в дружбе с тем, кто не указывает на те [оплошности], что видит в тебе.
Человек, знающий себе цену, не погибнет.
В безопасности тот, который советуется.
Да смилуется Аллах над рабом, который говорит благое, запасается [для Вечной жизни], а если молчит, сохраняет себя.
Прими Ислам, спасёшься.
Прими Ислам, и Всевышний воздаст тебе вдвойне.
Он говорит о том, что его не касается, и скупится на то, в чём не нуждается.
Рука, находящаяся сверху (дающая), лучше руки, находящейся снизу (берущей).
Изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов является, по сути дела, тем способом коммуникации, который позволяет человеку лучше понять сказанное. В этом случае не приходится разбирать сказанное на первостепенное и второстепенное, отделять главное от второстепенного, концентрировать внимание на контексте, убирать из текста нагромождение лишних слов. Чем короче фраза и яснее связи внутри нее, тем короче и прямее путь высказанной мысли к слушателю. Более краткая речь легче «схватывается» сознанием слушающих.
Аллах в Коране говорит:
ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом...» (16:125).
И в завершение, Хвала Аллаху — Господу Миров!