Болезни Военный билет Призыв

Что такое конгруэнтность. Конгруэнтность - это принятие самого себя целостной личностью

Конгруэнтность является центральным термином в клиент-центрированной психотерапии, разработанным К.Роджерсом в 1961 г.

Раскрывая это термин, К.Роджерс пишет так: «конгруэнтный» я обычно обозначаю определенный способ самопрезентации. Под этим я понимаю следующее: какие бы чувства или установки я ни переживал, они должны пройти через мое сознание. В этот момент я являюсь целостным, или интегрированным, человеком и, таким образом, действительно могу быть тем, кем на самом деле являюсь. Это такая реальность, которую, согласно моему опыту, другие люди воспринимают как достоверную» (Rogers, 1961,),(Г.Литаер).

Термин «конгруэнтность» введён Карлом Роджерсом:

может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия. (Роджерс, 1994)
В теории К. Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них - конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью (феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое - степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я и идеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен. (Холл, Линдсей)

Конгруэнтность «применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь. Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной» (Энциклопедия).

Такая согласованность является значимой, когда мысли, чувства и действия человека в процессе выздоровления, гармонизации межличностных отношений не конфликтуют друг с другом.

Другими словами, конгруэнтность подразумевает бытие самим собой , в первую очередь - открытость терапевта своим переживаниям, даже в случае, если они не являются идеальными для терапии. В этом условии Роджерс не имеет в виду конгруэнтность как постоянное свойство личности терапевта, проявляемое во всех аспектах его жизни. Достаточно, чтобы терапевт был конгруэнтен в течение терапевтического часа (Некрылова, 2012).

Неконгруэнтность - один из основных теоретических конструктов, разработанных Роджерсом, подразумевает расхождение между текущим организмическим опытом и Я-концепцией клиента. Другими словами, неконгруэнтность проявляется как противоречие между реальным переживанием и тем, как человек себя воспринимает. Не осознавая свою неконгруэнтность, человек подвержен тревогам и расстройствам, может быть крайне уязвимым в ситуациях, где отрицание неконгруэнтности становится невозможным.

Состояние неконгруэнтности может быть осознанным (страх) или неосознанным (размытая тревога, общее напряжение). Психотерапия показана, если клиент, по крайней мере, смутно догадывается о своей неконгруэнтности (Некрылова, 2012).

В практической психологии, конгруэнтность - согласованность тех или иных элементов жизни человека , в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

В этом смысле говорят о конгруэнтности (или неконгруэнтности) вербальной или невербальной информации, конгруэнтности его слов и его дел, конгруэнтности его состояния и того, что он показывает окружающим, соответствия его жизненных ценностей и того, как человек живет в реальности. У человека все спокойно внутри, он спокоен внешне - налицо конгруэнтность. У человека не расходятся его слова и дела - это конгруэнтность. Соответствие того, что говорится, и того как говорится - это конгруэнтность (http://www.psychologos.ru/articles/view/kongruentnost).

О правильном обозначении опыта человека и роли конгруэнтности пишет Джендлин Ю.Т.:

конгруэнтность, или подлинность, также означает необходимость правильной символизации человеком его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту. При этом важно быть открытым опыту, осознавать его без искажений. (Джендлин,2009)

Например, если рассматривать ситуацию болезни, то правильная символизация опыта позволяет точно отслеживать актуальное самочувствие и во время оказывать необходимую помощь в случае рецидива заболевания: обращение в поликлинику, стационар, проведение необходимых обследований, реанимационных мероприятий. Точное восприятие ситуации важно не только для больного, но и для его родственников в целях оказания медицинской помощи.

У конгруэнтной личности снижается риск развития психосоматических заболеваний, невротических и пограничных расстройств.

Многие люди отказываются от общения, «кажущееся нежелание общаться обычно является следствием недостатка самоконтроля и отсутствия самосознания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Возможны также случаи, когда человек не вполне понимает, о чем его спрашивают» (Колпащикова,2012).

Поэтому в формировании конгруэнтности важно общение, искренность и выражение своих чувств. Важна также конгруэнтость по отношению к самому себе. Конгруэнтность бывает трудно реализовать в повседневном общении с близкими, в профессиональном общении. В современном мире люди многое привыкли скрывать, но формирование конгруэнтности в близких межличностных отношениях и в психотерапии несомненно приводит к внутренней свободе, а значит позволяет ощущать комфорт и успешность в отношениях.

Конгруэнтность в психологии – одно из ключевых понятий. О ней в настоящее время очень много говорят и часто проводят исследования, связанные с содержанием данного понятия.

И не удивительно, ведь это понятие является важной составляющей жизни каждого человека, стремящегося к вершинам и собственной состоятельности. Чтобы представить себе, что такое конгруэнтность, нужно более детально проанализировать этот термин. Кстати, он не является чисто психологическим и имеет в разных науках разные определения.

Основной смысл

Значение понятия «конгруэнтность» в психологии определяется как состояние полной независимости. Оно обязательно сопровождается отсутствием боязни или стеснения показать окружающим свои эмоции, при этом индивид не испытывает за них стыда, а его вербальное, паравербальное и невербальное общение гармонично соотносятся и имеют высокий уровень развития, близки к совершенству.

Получается, что конгруэнтный человек никогда не стесняется высказывать то, о чем он думает, причем делает это так, что все окружающие полностью его понимают. Более подробно стоит остановиться на второй части рассматриваемого нами определения. Итак:

  • Вербальная речь – это обычные слова, которые люди произносят вслух в процессе коммуникации.
  • Невербальная речь состоит прежде всего из жестов и мимики. Иначе психологи называют ее языком тела.
  • Паравербальная речь тесно связана с умением человека говорить, но при этом выражается она не словами, а преимущественно интонацией.

Таким образом, конгруэнтным называют только того человека, речь которого является связной, а язык тела и интонация ей полностью соответствуют. Согласитесь, что поверить человеку, который ясно выражает свои мысли и использует при этом правильные жесты, гораздо проще, чем индивиду с непонятным взглядом, скрещенными на груди руками и бормочущему непонятно что.

Взгляд со стороны

Примечательно, что конгруэнтность – это такая особенность индивида, которую можно всегда увидеть со стороны. Однако при этом стоит оговориться, что в общении должна присутствовать . Это понятие можно рассматривать с разных сторон.

Например, в быту о ней говорят как о способности сопереживать другим людям, а в психологии она означает умение правильно идентифицировать эмоции своего собеседника. Получается, что конгруэнтность человека видна всем по-разному: чем больше развита эмпатия, тем больше видна этому человеку конгруэнтность другого.

Залог успеха

Как утверждают психологи, конгруэнтный человек может добиться в жизни всего, достичь вершин. Из таких людей, например, получаются хорошие и успешные предприниматели. И это вполне закономерно, потому что бизнесменам в процессе своей деятельности приходится много общаться с партнерами, коллегами и клиентами.

Чем больше развита у предпринимателя конгруэнтность, тем более убедительным он является для окружающих, и, как следствие, это обязательно помогает развитию бизнеса. И наоборот. Представьте себе неуверенного, волнующегося бизнесмена – вряд ли вам захочется стать его клиентом или, тем более, партнером. При этом стоит отметить, что конгруэнтность – это и внутреннее психологическое состояние личности, и то, как индивид выглядит перед окружающими его людьми.

Конгруэнтность и неконгруэнтность играют роль не только в бизнесе, но и, в принципе, в любой сфере человеческой жизни. Умение убеждать и выступать с речами очень ценно для политиков, сотрудников правоохранительных органов, учителей и представителей других специальностей.

Кстати, все видные исторические деятели были весьма конгруэнтными людьми, взять хотя бы Ленина, Гитлера, Сталина, Наполеона и т.д. Если бы они не умели убеждать, то вряд ли смогли бы увлечь своими идеями и повести за собой множество людей.

В личной жизни

Отдельно следует поговорить о значении конгруэнтности в личной жизни человека. Она играет важную роль в общении с представителями противоположного пола. Человеку, который уверен в себе, умеет правильно говорить и выражать свои эмоции, всегда проще строить отношения с другими.

Приведем простой пример: если парень уверен в том, что он может добиться девушки, то это у него получится гораздо лучше, чем у того, который будет стесняться выражать свои эмоции. Схема работает так: представительница прекрасного пола, неосознанно используя свое свойство эмпатии, обязательно уловит конгруэнтность молодого человека и подумает, что его уверенность символизирует то, что он наверняка нравится другим девушкам.

Кстати, о конгруэнтности стоит поговорить как о качестве, важном не только в любви, но и в отношениях с людьми вообще. Человек, который способен правильно выражать свои чувства и мысли, пользуется заслуженным уважением и вызывает большее доверие, чем какой-нибудь замкнутый в себе индивид. У конгруэнтных людей всегда много друзей и приятелей, да и вообще просто знакомых.

Психологи утверждают, что конгруэнтность – это качество, которое не является врожденным. Его можно в себе развить, но для этого нужно много работать над собой. Главный способ стать конгруэнтным – это больше общаться с такими людьми и подражать им. Но при этом нельзя перегибать палку, иначе можно потерять свои личностные качества, полностью уподобившись окружающим. Автор: Елена Рагозина

   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.

«Конгруэнтность» - слово, которое мы знаем из школьной программы по геометрии. Геометрические фигуры (или тела) конгруэнтны, если одна из них может быть переведена в другую с помощью движения - сдвига, вращения или зеркального отображения. Но, закончив школу, мы узнаем, что этот термин может иметь и другие значения, в том числе и в сфере человеческих отношений. Попробуем в них разобраться.

Латинское слово congruō означает «я совпадаю, я соглашаюсь». И в естественных науках, как и в точных, конгруэнтность означает эквивалентность предметов друг другу. Но перейдя в гуманитарные науки буквальное «совпадение» начинает приобретать новое, метафорическое значение. Так появилось психологическое определение конгруэнтности.

Эту закономерность сформулировал еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

Его история началась в 1955 году, когда была опубликована «Теория конгруэнтности» американских психологов Осгуда и Танненбаума. Основной ее тезис заключался в том, что для того, чтобы побороть когнитивный диссонанс (конфликт идей и представлений в сознании индивида), человек одновременно изменяет свое отношение к двум противоречивым источникам информации.

Например, у вас есть приятель N, к которому вы прекрасно относитесь и считаете его умным и хорошим человеком. И тут он хвалит какое-то явление, которое вам совершенно не нравится - например, новый законопроект. Это создает противоречие: вы привыкли позитивно оценивать суждения N, но его позиция перестала совпадать с вашей. Чтобы восстановить гармонию, можно решить, что а) N дурак и вы в нем разочаровались б) N умный, а вашу позицию надо пересмотреть в) N в чем-то ошибается, но и ваша позиция не так уж правильна. Последний вариант - лучший способ гармонично восстановить баланс оценок, который авторы теории и назвали конгруэнтностью.

Этот пример работает и в обратную сторону - допустим, вам неприятен какой-то человек и вдруг случайно обнаруживается, что он сходит с ума по вашему любимому художнику или высоко оценивает ваши достижения. И вроде он уже не так неприятен, не правда ли? Эту закономерность сформулировал еще в XVII веке писатель Франсуа де Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

Другой американский психолог Карл Роджерс разработал теорию личности, в которой понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. Для него «конгруэнтность»- «термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта (переживания) и его осознания».

И снова приведем пример. Представим себе, что вы выясняете отношения с близким человеком и чувствуете явное раздражение и гнев, который вы неспособны скрыть. Но поскольку стать субъективным и «потерять лицо», поддаваясь эмоциям, означает проявить слабость, вы не хотите признавать свою злость и продолжаете верить в то, что всего лишь логично отстаиваете свою точку зрения. В такой момент вы неконгруэнтны - вы потеряли соответствие переживания, его осознания и выражения.

Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда - в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность - необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца.

Или, допустим, вы мечтали получить на день рождения самокат, а друзья неожиданно вручают вам набор для покера. Вы не хотите расстраивать друзей и, кисло улыбаясь, благодарите за замечательный подарок. В данном случае вы понимаете, что чувствуете, но не можете это выразить - неконгруэнтность налицо.

И тут возникает серьезное противоречие между этикой и психологией. Роджерс считал, что конгруэнтность - залог внутренней гармонии личности: человек ничего в себе не подавляет, ни в чем себя не обманывает, а значит, становится самим собой и лучше понимает свои желания. С другой стороны, если мы начнем выражать все, что думаем и ощущаем, мы доставим много дискомфорта окружающим и наверняка нарушим ряд светских условностей. И точку баланса тут каждый выбирает сам.

Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда - в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность - необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца. Но, в отличие от теории Роджерса просто быть собой тут все-таки недостаточно для счастья.

« Если вы слабак, и неинтересная серая мышь, то вы можете быть суперконгруэнтным, демонстрируя кто вы есть, но вы не будете клевым» - говорится в одном из пикаперских руководств. - Если вы клевый, но не конгруэнтный - значит вы слишком стараетесь (пытаетесь быть тем, кем в действительности вы не являетесь). Снова мимо. Для того, что бы вас считали привлекательным, вы должны обладать обеими характеристиками». Надо отдать должное автору - определенная логика в этом есть.

Как говорить

Неправильно: «Почему ты на меня кричишь? Что за неконгруэнтная реакция?». Правильно: «неадекватная»

Правильно: «Тебе надо стремиться к конгруэнтности и признавать свои настоящие чувства»

Правильно: «Эти два силуэта конгруэнтны - один является зеркальным отражением другого»

Конгруэнтность – это внутренняя гармония человека, которая выражается в единстве слов и действий. Это определенное соответствие информации, передаваемой через вербальные и невербальные сигналы человека.

Впервые понятие о конгруэнтности было обосновано американским психологом К. Роджерсом. Проще говоря, если человек думает, говорит и делает одно и то же, то его можно назвать конгруэнтным.

Наиболее остро ощущают нехватку конгруэнтности те люди, у которых происходит состояние борьбы с самим собой . К примеру, человек хочет приобрести автомобиль, определенную вещь или жилье, но внутри него происходит противоборство. Одна сторона хочет это все получить, а вторая постоянно напоминает ему о будущих последствиях этого приобретения или о более выгодной возможности. В таком случае люди стараются найти способы, чтобы побороть в себе внутренние конфликты и достичь абсолютной конгруэнтности. Но в условиях современного мира абсолютная конгруэнтность может привести к застою, несчастью и необратимой зависимости от внешних обстоятельств.

Для достижения внутренней гармонии необходимо соблюдать равновесие между конгруэнтностью и не конгруэнтностью. Для того, чтобы сохранять постоянный баланс, необходимо научиться замечать первые признаки дисбаланса и вовремя восстанавливать затронутое равновесие.

Как достичь конгруэнтности?

Для того чтобы развить в себе конгруэнтность необходимо соблюдать несколько простых советов:

  • Быть искренним и честным по отношению не только к самому себе, но и к окружающим;
  • Общаться с людьми без принуждения и особых стараний;
  • Всегда оставаться самим собой и не делать из себя другого человека;
  • Не стоит говорить словами другого человека и подстраиваться под его манеру речи;
  • Необходимо проявлять все свои эмоции, вне зависимости от вашего настроения.

Основными составляющими конгруэнтности являются искренность и честность. Поэтому важно как можно меньше лгать людям, с которыми вы общаетесь. Так как на подсознательном уровне ложь способна привести вас к плохому внутреннему состоянию, при котором невозможно соблюдать гармонию между мыслями и действиями.

Что отличает конгруэнтного человека?

На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы отыскать человека, обладающего конгруэнтностью. Особенно если знать некоторые черты характера, которые присущи такому типу людей.

  1. Конгруэнтный человек всегда говорит правду, даже если она противоречит его общественному положению.
  2. Такие люди очень открыты и у многих вызывают полное доверие к себе.
  3. Такому человеку хочется доверить все секреты, ведь можно быть уверенным в том, что он тебя никогда не обманет.
  4. Такие люди очень общительны и со всеми находят общий язык.

Поэтому нужно при любых обстоятельствах оставаться самим собой и соответствовать своим принципам. Тогда люди смогут понять, какой вы человек и начнут полностью вам доверять.

В противном случае, необходимо учитывать внешние показатели аферистов. Зачастую они выдают себя невербальными сигналами. Попытайтесь сравнить с тем, что они говорят, и тогда вы сможете сосредоточиться на их поведении. Впоследствии вы не позволите им себя обмануть. Окружающие люди чувствуют, когда их пытаются обмануть. Поэтому не стоит об этом забывать. Конгруэнтные личности очень ценятся в любой сфере деятельности.

Упражнение «не сопротивления»

Для развития собственной конгруэнтности можно использовать полезное упражнение «не сопротивления». Основной момент данного упражнения: если возникнет необходимость сделать, то что вы не хотите, то вы все равно это не сделаете.
Основные составляющие упражнения:

  • Если вы находитесь в напряженном состоянии, то вы не пытаетесь скрыть свое подавленное состояние и позволяете ему проявиться невербальным путем или жестикуляцией.
  • Вы не должны заставлять себя что-то делать или говорить.
  • Все свои чувства и эмоции вы обязательно проявляете внешне и говорите о них .
  • Положительный момент заключается в том, что вместо того чтобы строить из себя кого-то, вы являетесь самим собой.
  • Задайте себе вопрос: «Как я себя чувствую?» - и соответствуйте вашему внутреннему состоянию.
  • Всегда принимайте ответственность за себя и свои действия.
  • Ничему не сопротивляйтесь.

Крайне важно соблюдать социально адекватное поведение, которое будет вызывать положительное отношение окружающих. Не стоит озвучивать все мысли, которые приходят к вам в голову или странные слова, которые крутятся у вас на языке.

Ничего страшного не произойдет, если ненадолго опустить конгруэнтность на второй план. Для того чтобы соблюдать конгруэнтность не обязательно говорить все, о чем вы думаете и мечтаете. В первую очередь вы должны быть адекватными перед собой, а затем строить доверительные отношения с окружающими вас людьми.