Болезни Военный билет Призыв

Что такое игровая деятельность дошкольников определение. Ведущие признаки игровой деятельности. Станиславскому бы понравилось…

ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(англ. play ) - один из видов активности человека и животных. И. - форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира (см. ). Детская И. - исторически возникший вид деятельности , заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И. (по определению А . Н . Леонтьева ) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

И. изучается различными науками - историей культуры , этнографией, педагогикой, психологией , этологией и т. д. Специальное исследование И. животных и человека впервые провел нем. ученый Карл Гроос, который отмечал упражняющую функцию И. По его данным, И. возникает у тех животных, у которых инстинктивные формы поведения недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В И. у этих животных происходит предварительное приспособление (предупражнение ) инстинктов к будущим условиям борьбы за существование.

Существенным дополнением к этой теории явилась работа К . Бюлера . Он считал, что стремление к И., повторению одних и тех же действий поддерживается «функциональным удовольствием» , получаемым от самой деятельности. Ф. Бойтендайк основные особенности И. связывал с характерными чертами поведения, свойственными растущему организму: 1) ненаправленностью движений; 2) импульсивностью ; 3) наличием аффективных связей с окружающими; 4) робостью, боязливостью и застенчивостью. Эти черты поведения ребенка при определенных условиях порождают И. Данные теории, несмотря на различия, отождествляют И. животных и человека.

И. у животных - форма манипулятивной сенсорно-двигательной активности в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, с биологически нейтральными предметами или партнерами. В И. у животных совершенствуются сенсорно-двигательные компоненты и координация основных видоспецифических актов поведения. И. у животных распространена г. о. у высших млекопитающих, особенно у хищников и приматов. В своих высших формах И. сочетается с ориентировочно-исследовательским поведением.

Большое внимание детской И. уделяется сторонниками психоанализа . В русле этого направления И. рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается, что развитие И. в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная , анальная , фаллическая). Нарушения развития на каждой из стадий обязательно проявляются в И. В связи с этим разработана и получила большое распространение как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребенка со взрослыми).

Центральным вопросом теории детской И. является вопрос об ее историческом происхождении. Необходимость исторического исследования для построения теории И. отмечал Е. А. Аркин. Д . Б . Эльконин показал, что И. и, прежде всего, И. ролевая возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение И. происходит в результате появления сложных форм разделения труда, сделавших невозможным включение ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой И. начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка (см. ). В отечественной науке теорию И. в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л . С . Выготский , Леонтьев, Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

И. - важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей . Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Мотивация И. лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей И. является .

Кроме роли в структуру И. включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (), отношения между детьми. В И. также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в И. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в И. отношения между взрослыми.

И. обычно носит групповой (совместный) характер. играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В И. выделяются реальные отношения детей (между участниками И.) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).

И. проходит различные этапы в своем развитии. По Эльконину, сначала появляется предметная И., когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит И. сюжетно-ролевая (в т. ч. ролевая), направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце дошкольного детства появляется И. с правилами - осуществляется переход от И. с открытой ролью и скрытым правилом к И. с открытым правилом и скрытой ролью. Михайленко выделяет 3 постепенно усложняющихся способа И.: 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в И.; 2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

Дадим более подробную характеристику различных видов И. у дошкольников.

Ролевая И. - основная форма И. детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая И. - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на др. предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с др. детьми в соответствии с их ролями. Ролевая И. вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процессе коллективной И. при реализации ее общего замысла. В ролевой И. происходит развитие важнейших новообразований дошкольного возраста: воображения , становление элементов произвольного поведения, развитие символической функции.

Режиссерская И. - вид индивидуальной И., когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской И. ребенок выполняет и функцию режиссера (удержание замысла И.), и функцию актеров (выполнение к.-л. ролевых действий по реализации игрового замысла).

Дидактическая И. - вид И., организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая И. м. б. и ролевой, и И. с правилами. Дидактические И. являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.

С нач. обучения в школе роль И. в психическом развитии ребенка уменьшается, но и в этом возрасте значительное место занимают различные И. с правилами - интеллектуальные и подвижные (спортивные). Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем. (О. М. Дьяченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    ИГРА - игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер), И. возникает у… … Российская педагогическая энциклопедия

    Игра в бисер - Профетически утопическая модель элитарной культуры будущего, созданная Г.Гессе в одноименном романе. Вслед за многими крупнейшими мыслителями первой пол. XX в. ощущая реально вершащийся кризис культуры, размышляя о возможных направлениях выхода… … Энциклопедия культурологии

    Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И. д. представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности… …

    ИГРА - – активность организма, направленная на условное моделирование развернутой деятельности. Возникновение И. в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Игровая механика - Геймплей (англ. gameplay) внутриигровая механика, совокупность определенных методов взаимодействия игры с игроком. Термин имеет место исключительно в области компьютерных и видеоигр. Также геймплей сам игровой процесс. Этимологически термин можно … Википедия

    Этимология. Происходит от греч. theraрeia лечение. Категория. Форма коммуникационной психотерапии. Специфика. Основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. У истоков этого направления… … Большая психологическая энциклопедия

Социология, социальная работа и статистика

Игра это совокупность каких то норм и правил необходимых реквизитов и аксессуаров которые нужны для организации игровой деятельности. Существуют общие требования к играм выполняемые на определенных этапах их организации и провидения. Добровольная и свободная должна быть игра для играющих.

Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности .

Игра – это совокупность, каких – то норм и правил, необходимых реквизитов и аксессуаров, которые нужны для организации игровой деятельности. Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и провидения.

Игровая деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижения игровой задачи. Феномен игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет не результат, а процесс.

Признаки игровой деятельности: 1. Добровольная и свободная должна быть игра для играющих. 2. Игр.деят. проходит по правилам. 3. Игр. деят. Должна сопровождаться напряжением (чем больше напряжения, тем больше рекреационных сил она в себе несет)

Задания должны быть адекватны.

Понятие игры всегда имело непростую судьбу в гуманитарных науках — философии, социологии, культурологии, психологии.

Прежде всего игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,- это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Е.А.Аркин, Л.С.ВыготскиЙ, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Существует ряд видов игровой деятельности:

а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;

б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.; в) художественные, природы, настроение и пр.;

г) дидактические, формирующие навыки;

д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание

профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;

е) военные, прогнозирующие ход сражения.

Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий их мир, органично войти в него.

Игра-путешествие вызывает интерес к получению новой информации, расширяет кругозор играющих.

Игра-викторина (игра-загадка, игра-ребус и т.п.), имеющая множество модификаций с возможным ее применением как специально подготовленной многоэтапной игры и как игры-экспромта.

Игра-инсценировка может органично вписываться в самые разнообразные виды досуговой деятельности, сделав их более творческими, пробудив инициативу детей. Так, при работе над постановкой танца запорожцев, участникам самодеятельного объединения можно предложить "оживить" какую-нибудь картину в хореографической миниатюре. И вот дети творят, спорят и, как результат, хореографическая картинка "Запорожская сечь", которая есть не что иное, как инсценировка картины И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Игра-импровизация должна сопровождать каждое детское мероприятие, ибо оно выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к остроумным и оригинальным находкам.

Игра может быть использована как педагогический прием для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков.

Одной из центральных задач игровой деятельности является формирование у детей направленности на усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей. По выражению Д.Б.Эльконина, игра способна стать источником развития морали ребенка, более того, школой морали, причем не морали в представлении, а морали в действии.

Игровая деятельность, осуществляемая в процессе группового взаимодействия, важнейшую социальную задачу формирования направленности на других.

В игре концентрируется опыт и формируется культура межличностных отношений. В игре ребенок учиться жить, ориентируясь на других, пытаясь соответствовать общественным нормам, приучается к соблюдению правил, умению объективно оценивать поступки своих сверстников. Сама структура игры, ее порядок и правила являются источником положительных эмоциональных переживаний, порождающих взаимопомощь, чувства дружбы, товарищества, сотрудничества, успеха в достижении общего дела. Игра дает детям возможность почувствовать себя взрослыми, проникнуть в "большой мир", научиться принимать решения в сложных ситуациях, с которыми в реальной жизни они еще не сталкивались, строить "ролевые" взаимоотношения со сверстниками. Это увлекательно для детей и это необходимо для дальнейшей их жизни в обществе.

Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее безболезненно. Ведь вновь поступившие дети еще не имеют опыта общения со своими сверстниками, не умеют играть «вместе», делиться игрушками.

Детей надо учить играть. А, как известно, игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.

В процессе работы неизбежно возникнут проблемы:

Дети играют сами по себе;

Не хотят и не умеют делиться игрушками;

Не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку;

У детей нет взаимопонимания между собой в игре.

Причиной этого служит то, что в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников. Он привык, что все игрушки принадлежат ему одному, ему все позволено, никто дома у него ничего не отнимает. А, придя в детский сад, где много детей, которые тоже хотят играть той же игрушкой, что и у него, начинаются конфликты со сверстниками, капризы, нежелание идти в детский сад.

Для безболезненного перехода от домашней обстановки к детскому саду, для организации спокойной, дружеской атмосферы детского коллектива надо помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни, а так же развивать у детей самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.

В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

Все игры призваны помочь детям:

Они вызывают радость от общения;

Учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;

Побуждают действовать самостоятельно;

Замечают и поддерживают инициативные действия других детей.

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. В такие моменты воспитателю необходимо вмешаться в игру ненавязчиво, побуждать действовать по определенному сюжету, играть вместе с ребенком с его игрушкой, воспроизводя ряд действий.

Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.

Дидактическая игра, как средство обучения детей дошкольного возраста

Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм . Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой-занятием .

В играх-занятиях воспитатель продумывает содержание игры, методические приемы их проведения, сообщает доступные возрасту детей знания, формирует необходимые умения. Усвоение материала происходит незаметно для детей, не требуя приложения больших усилий.

Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.

Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.

Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки-вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.

В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.

Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики).

В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.

Игры-занятия с дидактическим материалом проводятся с детьми индивидуально или подгруппами. Обучение строится на основе диалога: «Какого цвета шарик? А этот шарик, какой? Синий, да?». Желательно привлекать внимание малышей внесением в группу какой-нибудь новой интересной игрушки. Дети сразу соберутся вокруг воспитателя, задавая вопросы: «А что это? А зачем? А что мы будем делать?». Будут просить показать, как с этой игрушкой играть, захотят самостоятельно разобраться с ней.

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, которая имеет развернутый характер, где единым смыслом связывается несколько задач. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с детьми деятельности учит детей игровым действиям: как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать и т.д. Если ребенок затрудняется в воспроизведении игрового действия, воспитатель пользуется приемом совместной игры.

Для игр подбираются простые сюжеты с 1-2 персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама катает в коляске дочку, кормит ее, укладывает спать. Постепенно появляются первые игровые замыслы: «Поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Игровые задачи воспитатель решает совместно со всеми участниками игры (строят дом, играют в семью).

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к различным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Маленькие дети начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Здесь очень помогают игры-инсценировки . Они способствуют расширению детских представлений, обогащают содержание самостоятельной игры ребенка.

Дети охотно принимают для игры предметы-заместители. Игровые предметы имитируют реальные. Это помогает понять смысл игровой ситуации, включению в нее.

Мнимость игровой ситуации воспитатель подчеркивает тем, что в своей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет; моет водой, которая не течет из игрушечного крана; приписывает кукле эмоциональные состояния (хочет есть, смеется, плачет и т.д.). При введении в игру предметов-заместителей воспитатель не только осуществляет игровые действия, но и словесно комментирует условный предмет («Это у нас мыло» - кубик; «Это как будто ложка» - палочка и т.д.).

В дальнейших совместных играх с детьми педагог расширяет круг действий с предметами-заместителями. Например, в одной игровой ситуации палочка – ложечка, в другой – та же палочка – градусник, в третьей – расческа и т.д.

Предмет-заместитель всегда сочетается с сюжетной игрушкой (если хлеб – кирпичик, то тарелка, на которой он лежит – «как настоящая»; если мыло – кубик, то обязательно присутствует игрушечный тазик и т.д.).

Постепенно дети начинают принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера, начинают развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог (доктор – больной, шофер – пассажир, продавец – покупатель и т.д.).

В группе необходимо сохранять предметно-игровую среду, специально организовывать ее, подбирать одни и те же игрушки, которые использовались в совместной игре. Если поиграли в «купание куклы», то в игровой уголок надо поставить 1-2 тазика, если «покормили куклу» - то ставим посуду, чтобы дети видели ее и могли использовать в игре самостоятельно.

Постепенно, наряду с предметами-заместителями, вводятся в игру и воображаемые предметы (причесать расческой, которой нет; угостить конфеткой, которой нет; разрезать арбуз, которого нет и т.п.).

Если все это ребенок вводит в игровую ситуацию самостоятельно, то он уже освоил элементарные игровые умения сюжетной игры.

Игра с куклами – основная игра ребенка-дошкольника. Кукла выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла – это и объект для общения, и партнер по игре. Она не обижается, не бросает играть.

Игры с куклами позволяют детям постичь правила поведения, развивают речь, мышление, воображение, творчество. В этих играх дети проявляют самостоятельность, инициативу и выдумку. Играя с куклой, ребенок развивается, учится обходиться с другими людьми, жить в коллективе.

Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни. Родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Куклы привлекают, главным образом, девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Литература:

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. «Дошкольное воспитание». – 2005г.

4. «Дошкольное воспитание». – 2009г.

5. Л.Н.Галигузова, Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др. – М.: Просвещение, 2007.

6. Л.С.Выготский Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: - 1966. - №6

7. О.А.Степанова Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

Обзор материала

Игра и пример – древнейшие средства передачи опыта от поколения к поколению. Игра начала функционировать в этом качестве задолго до появления школ. Человеческая игра формировалась как естественное средство передачи опыта и развития. По мнению Д.И.Узнадзе, «серьезная деятельность опирается на силы, развитые в условиях игры».

Я.А.Коменский включал игру в распорядок своей пансофической школы, призывал в «Великой дидактике» вести школьников к вершинам науки без окриков, побоев и скуки, а как бы играя и шутя.

Искусственное вытеснение игры из школы прослеживается еще в эпоху Коменского (игровые занимательные задачники Леонардо Фибоначи – 1228г., Баше де Мезирак 1312г.), являясь следствием академической тенденции к системному изложению, «заботой» о благопристойности и т.п. Последствия такого отделения игры от школы до сих пор полностью не преодолены. В педагогической практике предпринимались попытки изменить ситуацию. Так нем. педагог Фребель широко распространил свою идею школы игры, но идея была дискредитирована тем обстоятельством, что игра совмещалась с непосредственным авторитетом руководителя (учителя), т.е. превращение игры в манипулирование по образцу.

Современный всплеск интереса к игре по-прежнему связан с теми естественными возможностями, которые заключены в игре и которые неоднократно проявлялись в результатах передовой педагогической практики (М.Монтессори, Г.Дюпюи, Р.Прюдом, Ш.А.Амонашвили и др.)

В процессе педагогической организации игровой деятельности учащихся возникает много сложностей. Педагогу необходимо определить такие параметры игры как правила, роли, логику развития сюжета, временные рамки, материальные средства - эти и другие задачи относятся к области методического сопровождения игровой деятельности ребенка. Методика организации любого педагогического явления связана с определением конкретных и эффективных способов педагогического взаимодействия... Но возможно ли свести игру ребенка к четким и однозначным параметрам?

Понятие игры

Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры как научного феномена. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В ходе анализа многочисленных исследований нетрудно выявить определенное противоречие, которое обусловлено самой природой феномена игры.

С одной стороны, само слово игра столь общепризнанно, что употребление его, будь то в обыденной речи, в литературных произведениях или научных трудах - не сопровождается дефиницией. Понятие об игре вообще, выражается в полифонии народных представлений о шутке, смехе, радости, веселье, детских забавах.

С другой стороны, игра человека многолика и многозначна. Ее история - история превращения пустяка, забавы в инструментарий, прежде всего культуры и, далее, в философскую категорию высокой степени абстракции онтологического и гносеологического значения, подобную таким категориям как истина, красота, добро, в категорию мировоззрения и мироощущения, в универсум культуры.

Таким образом, природа игры сакральна и скрывает в себе истоки не только детских, спортивных, коммерческих игр, но и такие сферы интуитивно-художественной деятельности, как живопись, музыку, литературу, кино и театр, и даже более того политике и войне. Действительно человеческую игру нельзя понять при помощи простых схем, кратких формул, и ясных выражений.

Тем не менее, определение любого понятия – это выделение пределов, границ данного понятия. Поиск пределов игры как понятия, весьма сложен и связан с логическим отделением игры как деятельности от других видов деятельности ребенка (труда, общения, учения и т.д.).

Игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Однако, непродуктивность как признак игры нуждается в некоторых уточнениях. Игра может считаться деятельностью непродуктивной лишь постольку, поскольку тот продукт, на создание которого она направлена, не обладает потребительской ценностью за пределами условной ситуации игры. В ходе игры всегда возникает материальный или идеальный продукт (это может быть речевая продукция, тексты, предметы или их комбинации). Но как только предмет, созданный в процессе игры, начинает использоваться, приобретая реальную, а не условную потребительскую ценность, перед нами встает проблема: является ли данная деятельность в полном смысле игрой.

Игра – вид неутилитарной деятельности человека, связанной с процессом свободного проявления духовных и физических сил.

Игра – это занятие «понарошку», не только развивает необходимую для будущих серьезных дел сноровку, но и оживляет, делает зримыми варианты возможного будущего, помогает сформировать комплекс представлений о себе в будущем.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990).

Игра – как деятельность человека в условной ситуации, создает эффект «как будто». Однако элемент условности, так или иначе, присутствует во всех видах человеческой деятельности и явлений культуры (Й.Хейзинга). Поэтому выявление условной ситуации как таковой еще не решит проблему «игра-неигра».

Игра – привлекательна и обозначает одновременно условность, серьезность, радость, веселье. Один из механизмов стимулирующего и развивающего воздействия игры заключается в обеспечении связи явлений реальной действительности с эмоциональной сферой человека.

Т.о. деятельность, в которой сочетаются условная ситуация и объективно ценный продукт на выходе, может характеризоваться как переходное явление: труд с признаками игры или игра с признаками труда (игра актеров в театре, деловые игры и т.д.).

Немало общих признаков имеют игра и учебная деятельность:

В процессе игры и учебы осваивается опыт, накопленный предыдущими поколениями;

В игре и учебе действуют сходные механизмы этого освоения опыта (например, преодоление искусственных препятствий).

В результате такого анализа определений игры мы можем вывести определение учебной игры, если перед педагогом стоят задачи развития ученика как субъекта учебной деятельности, ориентации его на непрерывное образование, создание в игре мотивов осознанного учения. При этом от «учения понарошку» младших школьников мы можем иметь переход к формам обучения среднего и старшего школьника (тип «игра-учеба-труд»), где используется дополнительная мотивация учебных заданий.

Учебное задание и дидактическая игра – это средство организации учебных действий. Их основное назначение – создание трудной (иногда проблемной) ситуации, сооружение «полосы препятствий». Шаги ученика, через эти препятствия и составляют процесс учения. Важно, что ученик, выполняющий учебное задание или участвующий в дидактической игре, всегда решает определенную задачу. Задача – это часть цели, данная в определенных условиях деятельности.

Теоретические подходы к объяснению феномена игры.

На современном этапе исследования феномена игры можно говорить о различных научных теориях игры: теория избытка сил, компенсаторности; инстинктивности; отдыха в игре; удовольствия, реализации врожденных влечений; духовного развития в игре; взаимосвязи игры с искусством и эстетической культурой; связи игры и труда; рекапитуляции и антиципации и так далее.

Для рассмотрения проблем организации детской игры следует обратиться к соответствующим научным подходам:

Процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.);

Деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.);

Технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров идр.).

Структура игры как процесса:

1.Роли, взятые на себя играющими.

2.Игровые действия как способ реализации этих ролей.

3.Игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми - условными.

4.Реальные отношения между играющими.

5.Сюжет, содержание - область действительности условно воспроизводимой в игре.

Структура игры как деятельности:

1.Мотивация, которая обеспечивается добровольностью участия в игровой деятельности, возможностью выбора, состязательностью, удовлетворением потребностей и самореализацией.

2.Целеполагание.

3.Планирование.

4.Реализация цели.

5.Анализ результатов, в которых личность реализуется как субъект деятельности.

Определение понятия «игровые технологии».

Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. В рамках, указанных подходов, игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением человека.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко).

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элемента более обширной технологии,

Как технологии внеклассной работы.

Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

Педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

В качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

Учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

Учебный материал используется в качестве средства игры;

Успешное достижение педагогич. цели связывается с игровым результатом.

Однако говоря об игре в учебной деятельности мл.школьников и подростков мы должны учитывать ее косвенное влияние на развитие психики (т.е. уже не ВТД) и предполагать область оптимального функционирования игры как дидактического средства. Оптимальность использования игры м.б. определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Дидактические свойства игры:

Двойственность – сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);

Неопределенность исхода – возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока – переходит из потенциального состояния в актуальное;

Добровольность – способствует росту внутренней организованности;

Полифункциональность – воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности.

Принципы конструирования учебных игр:

Определение педагогических целей использования игры;

Соотнесение игровых целей ученика и педагогических целей учителя;

Определение необходимости применения в данном конкретном случае именно игры, а не другого педагогического средства;

Выбор учебных задач, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме;

Планирование организационной структуры игры;

Выбор и последующая адаптация к имеющимся конкретным условиям правил учебной игры;

Создание игры на основе той или иной игровой схемы, формулировка условий игры.

Классификация игровых технологий в педагогике.

Игры ребенка, на каждом возрастном этапе, отличаются своеобразием. Использование игровых технологий в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка:

Игровые технологии в дошкольном возрасте;

Игровые технологии в младшем школьном возрасте;

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

Классификация игр в учебном процессе:

По характеру познавательной деятельности:

Игры-восприятия,

Репродуктивные,

Осмысление,

Поисковые,

Закрепления,

Контрольные.

По степени самостоятельности: различные типы дидактических игр.

Способы методического сопровождения игровой деятельности детей и подростков.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

осознание собственного роста, продвижения в познании мира;

радость овладения более совершенными способами деятельности;

удовольствие от процесса познавательной деятельности;

чувство собственного достоинства;

гордость за успех товарища.

Процесс включения в игру может разворачиваться по различных схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной учатсник по отношению к игре в целом. Развитие готовности к игре предполагает:

Развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее учестника, приз);

Развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать);

Предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и прогнозирование своих возможностей их осуществить;

Формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.

Психофизиологическое обоснование: к третьему году жизни ребенок уже овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения - все это позволяет включаться ребенку в коллективную деятельность и общение.

Педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

Решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи:

развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;

игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития);

занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества;

занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.

Использование педагогом игровых технологий в младшем школьном возрасте помогает участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия. объясняется следующими причинами.

Психофизиологическое обоснование: Развитие ребенка в младшем школьном возрасте связано с обогащением и закреплением бытового словаря, связной речи, совершенствованием психических процессов, формированием числовых и абстрактных представлений и тому подобное. Для детей младшего школьного возраста характерна непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети быстро вовлекаются в деятельность, особенно в игровую.

Педагогический принцип: В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Решение педагогических задач: Итоги игры выступают в двойном плане - в качестве как игрового так и учебно-познавательного результата:

выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам;

отличать реальные события от нереальных;

владеть собой и др.

Важнейшая роль в данной технологии принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению (рефлексии), в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебно-игрового взаимодействия.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.

Психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.

Решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Скачать материал « НАЙДИ МЕСТО ДЛЯ ИГРУШКИ »
Цель. Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

« ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ »
Цель. Учить точно и выразительно исполнять простые плясовые движения, отражая в них изменение характера музыки.

«ЧТО НУЖНО УЧЕНИКУ?»
Цель. Знакомить детей с учебными принадлежностями ученика подготовительного класса, учить содержать их в порядке и уметь быстро подготовить к уроку (по математике, чтению, труду, физкультуре, рисованию, ритмике). Закреплять правила поведения в школе, в классе, на уроке, во время перемены, в столовой, на площадке.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель. В процессе игры закреплять понятия: выше, ниже, между, правее (справа), левее (слева). Воспитывать внимание, наблюдательность.

«УЗНАЙТЕ, КТО МЫ?»
Цель. Учить детей понимать музыкальное произведение, сопоставлять музыкальные образы.

«ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Цель. Закреплять знания детей об овощах (название, форма плодов, стебля, листьев, окраска, вкусовые качества), о значении их для человека. Воспитывать желание выращивать нужные растения.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»
Цель. В ходе игры закреплять знания правил дорожного движения транспорта и пешеходов по улицам города (села). Воспитывать внимание, организованность.

«НАШ ОРКЕСТР»
Цель. Учить детей различать тембровую окраску звучания музыкальных инструментов.

«ЖИВЫЕ СЛОГИ»
Цель. Упражнять детей в чтении прямых слогов.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (ЧЕГО НЕ СТАЛО?)»
Цель. Учить детей описывать игрушку (предмет) по памяти, развивать зрительную память.

«МАГАЗИН САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Цель. Закреплять у детей знание порядкового счёта, состав числа. Развивать речь и мышление.

«СКУЛЬПТОРЫ»
Цель. Закреплять конструктивный (предмет создаётся из отдельных частей) и пластический (предмет создаётся из целого куска путём вытягивания) способы лепки. Самостоятельно распределять задания в коллективной работе. Развивать образное мышление, творческое воображение.

«ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

«ДРУЖНАЯ НЕДЕЛЯ»
Цель. В процессе игры закреплять знание названий и последовательности дней недели. Соотносить дни недели с прошлым, настоящим и будущим временем: сегодня - понедельник, завтра - будет вторник, вчера было воскресенье.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель. Исполнять знакомые песни, игры, хороводы, пляски.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ ТАНИ»
Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, воспитывать внимательное отношение к товарищам, стремление проявлять о них заботу.

«РАЗГОВОР ЧИСЕЛ»
Цель. Закреплять прямой и обратный счёт.