Болезни Военный билет Призыв

Что такое гнев в психологии. Причин гнева может быть несколько. Что такое гнев

Гнев

Гнев - одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Гневные слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут способствовать развитию депрессии.

Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремлению к желанной цели.

Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Эмоция гнева сыграла безусловно важную роль в преодолении некоторых из этих препятствий, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Подавление эмоции гнева является неоправданным и неразумным. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей.

Гнев, отвращение и презрение - самостоятельные дискретные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации, активирующие гнев, часто в той или иной мере активируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным аффективным компонентом враждебности.

Мимическая реакция гнева предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции.

Адаптивные функции гнева более очевидны в эволюционной перспективе, нежели в повседневной жизни. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность, Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию и в жизни современного человека. Кроме того, умеренный, контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

Эмоциональный профиль воображаемой ситуации гнева напоминает профиль эмоций для ситуации враждебности. Паттерн эмоций, наблюдаемый при переживании гнева, аналогичен паттерну эмоций в ситуациях враждебности, отвращения и презрения, хотя в двух последних эмоционально значимых ситуациях отмечаются потенциально важные различия в выраженности и в порядковых рангах показателей отдельных эмоций.

Гнев, отвращение и презрение взаимодействуют как с другими аффектами, так и с когнитивными структурами. Стабильные интеракции между любой из этих эмоций и когнитивными структурами можно рассматривать как личностный показатель враждебности. Управление эмоциями гнева, отвращения и презрения представляет определенную проблему для человека. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и поведение может приводить к серьезным нарушениям адаптации и развитию психосоматических симптомов.

Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что эмоциональная коммуникация играет важную роль в межличностной агрессии. В качестве других факторов агрессии исследователи называют степень физической близости и наличие визуального контакта между участниками общения, однако для полного понимания деструктивной агрессии и познания способов ее регуляции этих данных явно недостаточно.

Эмоция гнева не обязательно приводит к агрессии, хотя и является одним из компонентов агрессивной мотивации. Проявления агрессии можно наблюдать даже у маленьких детей. Результаты исследований показывают, что агрессивные дети (то есть дети, которые не обладают навыками социального поведения), став взрослыми, как правило, тоже демонстрируют агрессивное или криминальное поведение. Эти данные позволяют предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику индивида и по мере его взросления приобретает характер устойчивой личностной черты.

В отличие от проявлений агрессии, переживание и выражение гнева может иметь позитивные последствия, особенно в тех случаях, когда человек сохраняет достаточный контроль над собой. По большей части, адекватное выражение гнева не только не приводит к разрыву отношений, но порой даже укрепляет их. Однако нужно помнить о том, что любое проявление гнева сопряжено с некоторой долей риска, так как потенциально оно может привести к негативным последствиям. Но привычка постоянно подавлять свой гнев может вызывать еще более серьезные последствия.

Опыт гнева

Гнев, или злость, - это, возможно, самая опасная эмоция. Когда вы испытываете гнев, вы, вероятнее всего, умышленно причиняете вред другим людям. Если при вас кто–то испытывает гнев и вам известны его причины, то агрессивное поведение этого человека станет вам понятно, даже если вы будете осуждать его за неспособность контролировать свои эмоции. Напротив, человек, осуществляющий неспровоцированные нападения на других людей и не испытывающий при этом гнева, покажется вам странным или даже ненормальным. Частью опыта переживания гнева является риск потери контроля. Когда человек говорит, что он испытывал гнев, это, по–видимому, может объяснять его сожаления о содеянном: «Я знаю, что не должен был говорить это ему (уязвлять его), но я был вне себя - просто потерял голову!» Детям специально объясняют, что, когда они испытывают гнев, они никому не должны наносить физический вред. Детей могут также учить контролировать любые видимые проявления гнева. Мальчикам и девочкам обычно говорят о гневе разные вещи: девочек учат сдерживать свой гнев, а мальчиков поощряют проявлять его в отношении тех сверстников, которые их на это провоцируют. Взрослых людей нередко характеризуют по тому, как они справляются со своим гневом: «сдержанный», «горячий», «взрывной», «вспыльчивый», «хладнокровный» и т. п.
Гнев может возникать по разным причинам. Первой причиной является фрустрация (нервное истощение), вызванная многочисленными препятствиями и помехами и мешающая продвижению к цели. Фрустрация может нести на себе специфической отпечаток задачи, которую вы решаете, или носить более общий характер, определяемый вашим образом жизни. Ваш гнев возникнет с большей вероятностью и будет более сильным, если вы считаете, что человек, создавший вам помехи, действовал деспотически, несправедливо или просто вам назло. Если человек намеренно хочет вызвать у вас фрустрацию или доводит вас до полного нервного истощения просто потому, что не может понять, как его поступки способны влиять на вашу деятельность, то вы с большей вероятностью испытаете гнев, чем в том случае, когда полагаете, что у него просто нет другого выбора. Но препятствием, вызывающим фрустрацию, не обязательно оказывается какой–то человек. Вы можете разгневаться на предмет или явление природы, вызвавшие вашу фрустрацию, хотя, возможно, при этом почувствуете, что ваш гнев менее обоснован.
Скорее всего, ваши действия в состоянии гнева, вызванного фрустрацией, будут направлены на удаление препятствия посредством физической или вербальной атаки. Разумеется, фрустрация может оказаться сильнее вас, и тогда ваши протестные усилия будут бессмысленными. Однако гнев по–прежнему может сохраняться, и при этом вы будете направлять его на человека - вы можете его проклинать, бить и т. п. Или же вы можете проявлять свой гнев, проклиная и ругая этого человека, когда он находится слишком далеко от вас, чтобы наказать вас за подобное поведение. Вы можете выражать свой гнев символически, атакуя то, с чем человек у вас ассоциируется, или направляя гнев на более безопасную или удобную мишень - так называемого козла отпущения.
Второй причиной гнева является физическая угроза. Если человек, угрожающий вам физически, слаб и не способен нанести вам вред, то вы с большей вероятностью испытаете презрение, чем гнев. Если же человек, угрожающий вам физически, явно сильнее вас, то вы, вероятно, скорее испытаете страх, чем гнев. Даже если ваши силы примерно равны, вы можете испытать одновременно гнев и страх. Вашими действиями в условиях, когда ваш гнев вызван угрозой нанесения вам физического вреда, могут быть нападение на противника, словесное предупреждение либо запугивание или просто бегство. Даже в случае бегства, когда вы, по–видимому, испытываете страх, вы можете продолжать испытывать и гнев.
Третьей причиной гнева могут являться чьи–то действия или заявления, заставляющие вас почувствовать, что вам наносится моральный, а не физический ущерб. Оскорбление, отказ или любое действие, демонстрирующее неуважение к вашим чувствам, способны вызвать у вас гнев. При этом чем сильнее вы душевно привязаны к человеку, который наносит вам моральный ущерб, тем сильнее переживаете боль и гнев от его действий. Оскорбление со стороны кого–то, кто вызывает у вас мало уважения, или отказ, полученный от человека, которого вы никогда не считали своим другом или возлюбленным, может в крайнем случае вызвать презрение или удивление. Напротив, если обиду наносит вам человек, о котором вы много заботились, то вы можете почувствовать печаль или печаль одновременно с гневом. В каких–то ситуациях вы можете настолько сильно любить человека, причиняющего вам страдание, или быть неспособным разгневаться на него (или вообще на любого человека), что начнете искать рациональные причины его болезненных для вас действий своих собственных поступках, а затем вместо гнева испытывать чувство вины. Другими словами, вы испытываете гнев к себе, а не к тому, кто причинил вам душевную боль. И вновь, как и в случае фрустрации, если человек, заставляющий вас страдать, делает это намеренно, вы с большей вероятностью испытаете гнев, чем если бы он действовал непреднамеренно или в состоянии потери самоконтроля.
Четвертой причиной гнева может быть наблюдение за человеком, делающим что–то такое, что идет вразрез с вашими главными моральными ценностями. Если вы считаете обращение одного человека с другим аморальным, вы можете испытать гнев, даже если вы и не вовлечены непосредственно в эту ситуацию. Наглядным примером является гнев, который вы можете испытывать, видя, как взрослый наказывает ребенка с недопустимой с вашей точки зрения строгостью. Если вы придерживаетесь других моральных ценностей, то отношение взрослого к действиям ребенка, кажущееся вам чересчур снисходительным, также может вызывать у вас гнев. Жертве не требуется быть столь же беспомощной, как ребенку, чтобы вы пришли в разгневанное состояние. Муж, бросающий жену, или жена, бросающая мужа, могут вызвать у вас гнев, если вы считаете, что супруги должны оставаться вместе, «пока смерть не разлучит их». Даже если вы состоятельный человек, то вы можете гневно осуждать существующую в вашем обществе экономическую эксплуатацию каких–то групп населения или систему предоставления многочисленных льгот государственным чиновникам. Моральный гнев часто основывается на уверенности в своей правоте, хотя мы стараемся применять этот термин только в том случае, если не согласны с моральными ценностями человека, вызвавшего наш гнев. Гнев по поводу страданий других, спровоцированный попранием наших моральных ценностей, является очень важным мотивом для социальных или политических действий. Такой гнев в сочетании с другими факторами может порождать попытки переустройства общества с помощью социальных реформ, политических убийств или терроризма.
Два следующих события, вызывающие гнев, являются родственными, но, вероятно, менее важными, чем рассмотренные нами выше. Неспособность человека соответствовать вашим ожиданиям может вызвать у вас гнев. Это не наносит вам вреда напрямую; фактически эта неспособность может не иметь к вам непосредственного отношения. Наглядной иллюстрацией такой ситуации является реакция родителей на успехи ребенка. Нетерпение и раздражение, связанные с неспособностью какого–то человека следовать полученным от вас инструкциям или иным образом соответствовать вашим ожиданиям, не обязательно связаны с причиняемой этим неумением болью - гнев вызывает именно неспособность человека соответствовать ожиданиям.
Еще одной причиной вашего гнева может быть гнев другого человека, направленный на вас. Некоторым людям свойственно отвечать гневом на гнев. Такая взаимность может проявляться особенно в тех случаях, когда нет очевидной причины для гнева другого человека на вас или если его гнев, по вашей оценке, оказывается неоправданным. Направленный на вас гнев, который, с вашей точки зрения, не является столь же справедливым, каким он является с точки зрения другого человека, способен вызвать у вас сильный ответный гнев.
Мы перечислили лишь немногие причины возникновения гнева. В зависимости от жизненного опыта человека его гнев может иметь самое разное происхождение.
Опыт переживания гнева очень часто включает определенные ощущения. В своей работе о физиологии гнева Дарвин цитировал Шекспира : Артериальное давление повышается, лицо может покраснеть, а вены на лбу и шее становятся более заметными. Частота дыхания меняется, тело выпрямляется, мышцы напрягаются, может наблюдаться легкое движение вперед в направлении обидчика.
В случае сильного приступа гнева или ярости человеку трудно оставаться неподвижным - побуждение к нанесению удара может быть очень сильным. Хотя нападение или драка могут быть типичными элементами проявления реакции гнева, они вовсе не являются обязательными. Разъяренный человек может использовать только слова; он может громко кричать или же вести себя более сдержанно и только говорить какие–нибудь гадости или даже демонстрировать еще большее самообладание и не выдавать свой гнев ни словами, ни голосом. Некоторые люди привычно направляют гнев вовнутрь себя и ограничиваются шуткой в адрес человека, спровоцировавшего гнев, или в свой собственный. Теории о причинах таких психосоматических расстройств утверждают, что некоторые болезни тела возникают у людей, которые не могут выражать свой гнев, которые делают жертвами гнева самих себя вместо того, чтобы направлять гнев на того, кто его спровоцировал. В настоящее время психологи уделяют много внимания людям, которые, как предполагается, не могут выражать гнев, а различные терапевтические и квазитерапевтические медицинские фирмы специально занимаются обучением людей тому, как выражать свой гнев и как реагировать на гнев других.
Гнев различается по силе - от слабого раздражения или досады до ярости или бешенства. Гнев может нарастать постепенно, начинаясь с раздражения, и затем медленно усиливаться или же может возникать внезапно и проявляться с максимальной силой. Люди различаются не только по тому, что вызывает у них гнев или что они делают в состоянии гнева, но и по тому, как быстро он у них возникает. Одни люди имеют «короткие запалы» и моментально разражаются приступами гнева, нередко минуя стадию раздражения независимо от того, каким было провоцирующее событие. Другие могут испытывать только раздражение: какой бы ни была провокация, они никогда не впадают в настоящий гнев, по крайней мере, по их собственной оценке. Люди также различаются по тому, как долго они испытывают гнев после исчезновения провоцирующего раздражителя. Одни перестают испытывать гнев быстро, а у других, в силу их характера, чувство гнева сохраняется еще довольно долго. Таким людям может потребоваться несколько часов, чтобы прийти в спокойное состояние, особенно если то, что вызвало их гнев, исчезло прежде, чем они получили возможность продемонстрировать свой гнев в полную силу.
Гнев может проявляться в сочетании с другими эмоциями. Мы уже обсуждали ситуации, в которых человек может испытывать гнев и страх, гнев и печаль или гнев и отвращение.
Некоторые люди получают большое удовольствие в те моменты, когда они испытывают гнев. Они наслаждаются атмосферой конфликта. Обмен недружественными жестами и словами не только возбуждает их, но и является источником получения удовлетворения. Люди могут даже получать удовольствие от обмена ударами в возникающей драке. Близкие отношения могут устанавливаться или восстанавливаться между двумя людьми благодаря интенсивному обмену гневными выпадами друг против друга. Некоторые семейные пары после бурных ссор или даже драк немедленно вступают в интимные отношения. Некоторые формы сексуального возбуждения могут возникать одновременно с гневом; однако неизвестно, нормально это или характерно только для людей с садистскими наклонностями. Несомненно, многие люди испытывают позитивное ощущение облегчения после гнева, если только гнев прекращается после устранения препятствия или угрозы. Но это совсем не то же самое, что получение удовольствия от переживаемого чувства гнева как такового.
Наслаждение гневом является далеко не единственной аффективной моделью для этой эмоции. Многие люди испытывают недовольство собой, если впадают в гнев. Никогда не впадать в гнев - таким может быть важное правило их жизненной философии или стиля работы. Люди могут бояться испытывать гнев, но если они все же его испытывают или проявляют, то становятся печальными, пристыженными или недовольными собой. Такие люди обычно обеспокоены возможностью потери контроля над импульсами, заставляющими их нападать на других людей. Их обеспокоенность может быть обоснованной, или же они могут преувеличивать вред, который могут или смогли причинить.

Хотя при проявлении гнева происходят характерные изменения в каждой из трех областей лица, но если эти изменения не происходят сразу во всех трех областях, то остается неясным, действительно ли человек испытывает именно гнев. Брови опущены и сведены, веки напряжены, глаза смотрят пристально. Губы либо плотно сжимаются либо разжимаются, придавая прорези рта прямоугольную форму.

Брови

Рисунок 1


Брови опущены и сведены. На рис. 1 показаны разгневанные брови слева и испуганные брови справа. И у разгневанных и у испуганных бровей внутренние уголки сдвинуты навстречу друг другу. Но когда человек испытывает гнев, его брови опускаются, а когда он испытывает страх, брови поднимаются. В случае гнева линия бровей может приобретать излом углом вверх или просто опускаться вниз безо всякого излома. Сведение внутренних уголков бровей обычно приводит к появлению вертикальных морщин между бровями (1). При гневе не возникает никаких горизонтальных морщин на лбу, а если там все же становятся заметны какие–то бороздки, то они образованы постоянными морщинами (2).
У человека, испытывающего гнев, опущенные и сведенные брови обычно дополняются разгневанными глазами и разгневанным ртом, но иногда разгневанные брови могут появляться на нейтральном лице. Когда это происходит, то лицо может выражать, а может и не выражать гнев. На рис. 2 и Джон и Патрисия имеют разгневанные брови на нейтральном лице (слева), нейтральное лицо (в центре) и для сравнения испуганные брови на нейтральном лице (справа). Хотя лицо на фотографии справа выражает обеспокоенность или опасение (о чем говорилось на странице удивления), лицо на левой фотографии - со сведенными и опущенными бровями - может иметь любое из следующих выражений:
  • Человек разгневан, но пытается контролировать или устранить любые проявления гнева.
  • Человек слегка раздражен или его гнев находится в начальной стадии.
  • Человек находится в серьезном настроении.
  • Человек сосредоточенно концентрируется на чем-либо.
  • Если это кратковременное изменение, при котором разгневанные брови появляются всего на мгновение, а затем возвращаются в нейтральное положение, то это может быть еще одним разговорным «знаком препинания», акцентирующим внимание на каком–то слове или фразе.

Глаза - веки

Рисунок 3


В гневе веки напряжены, а глаза смотрят пристально и жестко. На рис. 3 Патрисия и Джон демонстрируют два типа разгневанных глаз: менее широко открытые на левых фотографиях и более широко - на правых. На всех четырех снимках нижние веки напряжены, но они выше подняты на одном из снимков разгневанных глаз (А), чем у другого (Б). На другом снимке разгневанных глаз верхние веки выглядят опущенными. Разгневанные глаза - веки, показанные на рис. 3, не могут появиться без помощи бровей, потому что опущенные брови уменьшают степень открытия верхней части глаз, заставляя опускаться верхние веки. Нижние веки могут быть напряжены и приподняты, жесткий, пристальный взгляд может возникнуть сам по себе, но его значение будет неясным. Может быть, человек испытывает легкий гнев? Или он контролирует проявление гнева? У него пристальный обеспокоенный взгляд? Он сконцентрирован, целеустремлен, серьезен? Даже при вовлечении бровей - лба и глаз - век (двух областей лица, как это показано на рис. 3) по–прежнему остается неопределенность в отношении значений выражений лица. Они могут быть любыми из перечисленных нами выше.

Рот

Рисунок 4


Существуют две основные разновидности разгневанного рта. На рис. 4 Патрисия демонстрирует закрытый рот с сомкнутыми губами (наверху) и приоткрытый рот прямоугольной формы (внизу). Рот с плотно сомкнутыми друг к другу губами появляется при двух совершенно разных типах гнева. Во–первых, когда человек в той или иной форме осуществляет физическое насилие, атакуя другого человека. Во–вторых, когда человек пытается контролировать вербальные и звуковые проявления своего гнева и сжимает губы, пытаясь удержать себя от выкрикивания или высказывания оскорбительных для обидчика слов. У разгневанного человека рот остается открытым в том случае, когда он пытается выразить свой гнев словами или криком.
Обычно такие разгневанные рты появляются на лице вместе с разгневанными глазами и бровями, но они могут появляться и на нейтральном лице. Однако смысл такого сообщения будет неоднозначным, как и в том случае, когда гнев выражается только бровями или только веками. Если гнев выражается только ртом, то сжатые губы могут означать легкий гнев, контролируемый гнев, физическое напряжение (как при поднятии тяжелого предмета) или концентрацию внимания. Приоткрытый прямоугольный рот также имеет неоднозначный смысл, если остальные элементы лица остаются нейтральными, поскольку он может появляться при не выражающих гнев восклицаниях (например, одобрительных выкриках во время футбольного матча) или некоторых речевых звуках.

Две области лица

Рисунок 5


На рис. 3 мы показали, что если гнев проявляется только в двух областях лица, бровях и веках, то смысл послания оказывается неоднозначным. То же самое справедливо и для случая, когда гнев выражается только ртом и веками. На рис. 5 показаны составные фотографии Патрисии, на которых гнев выражается только нижней частью лица и нижними веками, а брови и лоб взяты с нейтрального лица. Смысл этих выражений лица может быть любым из рассмотренных нами выше. Сигналы лица, выражающего гнев, остаются неоднозначными, если гнев не проявляется во всех трех областях лица. Выражение гнева на лице отличается в этом смысле от выражений эмоций, с которыми мы уже познакомились. Удивление или страх могут однозначно выражаться бровями - глазами или глазами - ртом. Отвращение может быть однозначно выражено ртом - глазами. На страницах, посвященных печали и радости, вы увидите, что эти эмоции также могут быть однозначно выражены с помощью всего двух областей лица. И только в случае гнева, если сигналы подаются всего двумя областями лица, возникает неоднозначность выражения. Неоднозначность при выражении гнева с помощью двух областей лица может быть снижена с помощью тона голоса, положения тела, движений рук или произнесенных слов, а также за счет понимания контекста, в котором возникает конкретное выражение. Если бы вы увидели выражение лица как на рис. 5 или рис. 3 и Патрисия отрицала бы, что она раздосадована, сжимая при этом кулаки, или если бы вам было показано это выражение сразу после того, как вы сообщили ей новость, которая, по вашим предположениям, ей не могла понравиться, то вы, вероятно, правильно бы оценили ее гнев. Некоторые люди могут иметь склонность к проявлению гнева преимущественно в одной или другой части лица, когда они в состоянии контролировать эту эмоцию. Когда это так, то люди, хорошо знающие такого человека - члены его семьи или близкие друзья, - могут правильно распознавать выражение лица, подобное показанным на рис. 3 или рис. 5. И хотя это выражение останется неоднозначным для большинства людей, оно будет понятным его близким. Рисунок 6


Неоднозначность гнева, проявляющегося только в двух областях лица, может быть проиллюстрирована с помощью другого набора фотографий, где слегка отличные выражения гнева показаны в веках глаз. На рис. 6А глаза кажутся выкаченными наружу, а нижние веки глаз напряжены, но не так сильно, как на рис. 3. Если это происходит при опущенных бровях и нейтральном рте, как показано на рис. 6А, то сообщение будет неоднозначным. Патрисия может выражать контролируемый гнев, слабый гнев, твердое намерение или решимость. Если к нижней части лица добавляется легкая напряженность, то выражение теряет свою неоднозначность. На рис. 6B показаны такие же брови и глаза, как на рис. 6А, но на нем слегка напряжена верхняя губа и уголки рта, нижняя губа слегка выпячена вперед, а ноздри немного расширены. Рисунок 6B хорошо иллюстрирует, что предельно ясных симптомов гнева во всех трех областях лица может не наблюдаться. Брови - лоб на рис. 6B показывают только частный симптом гнева. Брови опущены, но не сведены, а мы только что описали, насколько слабо напряжены элементы нижней области лица. Всех этих частных симптомов, проявляющихся на бровях - лбу и в нижней части лица, дополненных напряженными нижними веками и выкаченными глазами, достаточно для того, чтобы идентифицировать гнев.

Выражения гнева на всем лице

Рисунок 7


На рис. 7 Патрисия демонстрирует два типа выражающих гнев глаз - век с двумя типами разгневанного рта. Сравнивая верхние снимки с нижними, мы видим идентичные глаза - веки и разные рты. Сравнивая левые и правые фотографии, мы видим одинаковый рот, но разные глаза.
Как мы уже объясняли, тот или иной тип разгневанного рта наблюдается у человека в зависимости от того, что он делает. Проявление гнева с сомкнутым ртом, как показано на верхних снимках, может возникнуть, когда человек осуществляет физическое насилие или если он пытается подавить желание закричать. На нижних снимках показан гнев, сопровождающийся криками и потоком слов. Более широко раскрытые разгневанные глаза на правых снимках делают передаваемые ими сообщения чуть более выразительными.

Интенсивность гнева

Интенсивность гнева может отражаться в степени напряженности век или в том, насколько сильно выкачены у человека глаза. Она может также проявляться в том, насколько плотно сомкнуты губы. На рис. 7 губы сжаты достаточно сильно, мы видим вздутие под нижней губой и морщины на подбородке. При более слабом гневе губы сжимаются не так сильно, а выпуклость под нижней губой и морщины на подбородке становятся менее заметны или не видны вовсе. Такое выражение гнева показано на рис. 6B. Открытый рот также является индикатором интенсивности гнева. Менее сильный гнев может также отражаться только в одной части лица или только в двух частях, как это показано на рис. 3 или рис. 5. Но, как мы говорили, здесь по–прежнему будет неясно, испытывает ли человек легкий гнев, разгневан ли он достаточно сильно, но контролирует проявление гнева на лице, или же не разгневан вовсе, а просто сосредоточен, полон решимости или сбит с толку.

Проявление гнева с другими эмоциями

Смешанные выражения, показанные в предыдущих главах, создавались слиянием двух эмоций, отражавшихся в разных областях лица. Даже ограниченная в своем проявлении только одной частью лица, каждая такая эмоция передавалась и в комплексном сообщении, направляемом наблюдателю. Но если речь идет о гневе и выражение гнева не проявляется во всех трех областях лица, тогда передаваемое сообщение становится неоднозначным. Как следствие, при смешанных формах выражения гнева, когда одна или две области лица отражают другую эмоцию, в сообщении о гневе обычно наблюдается доминирование именно другой эмоции (другое следствие этого проявляется в том, что гнев легко маскируется: чтобы снизить однозначность выражения, достаточно контролировать или скрывать только одну область лица)- Мы приведем несколько примеров смешанных эмоций, в которых сообщение об испытываемом гневе практически не заметны. Но существуют два исключения, когда сообщения о гневе остаются хорошо заметными. Во–первых, в случае сочетания отвращений и гнева та часть сообщения, которая передает гнев, сохраняется. Это может произойти потому, что комбинация отвращения и гнева возникает довольно часто, или потому, что существует сходство проявлений на лице и сходство ситуационных контекстов этих двух эмоций. Во–вторых, смесь гнева и отвращения может создаваться другим способом. Создание такой комбинации не обязательно требует, чтобы разные области лица отображали разные эмоции. Это может происходить при смешивании проявлений двух эмоций в каждой из областей лица. Поскольку при создании такой комбинации сообщение о гневе проявляется во всех трех областях лица, то оно никоим образом не затеняется и не подавляется другой эмоцией. Такое сочетание эмоций показано на рис. 8. Рисунок 8


Чаще всего гнев дополняется отвращением. На рис. 8C Патрисия демонстрирует гнев с отвращением, при этом обе эмоции смешиваются в каждой из областей лица. Кажется, что она хочет воскликнуть: «Как вы посмели показывать мне такую отвратительную вещь!» На этом рисунке для сравнения показаны также выражения гнева (8А) и отвращения (8B). Внимательно посмотрите на рот на рис. 8C. Мы видим сомкнутые губы - как и при проявлении гнева, и поднятую верхнюю губу - как при проявлении отвращения. Нос у Патрисии сморщен, что указывает на испытываемое отвращение. Нижние веки слегка напряжены, как при выражении гнева, но мешки и складки под веками, характерные для выражения отвращения, создаются за счет сморщивания носа и подъема щек. Верхние веки опущены и напряжены - это изменение происходит либо при гневе, либо при отвращении. Но опущенные брови занимают промежуточное положение между выражением гнева и выражением страха - они сведены только частично. Рисунок 9


На рис. 9 Джон показывает два других смешанных выражения гнева и отвращения. Они проявляются в чистом виде в разных областях лица, а не за счет проявления в каждой из областей. На рис. 9А гнев выражают брови и глаза, а рот - отвращение. На рис. 9В Джон показывает комбинацию презрения и отвращения: отвращение выражает рот, а гнев - глаза и брови.
Рисунок 10
В один и тот же момент можно быть и удивленным, и разгневанным. Предположим, что Джон уже был чем–то удивлен, а затем произошло какое–то другое неожиданное событие, провоцирующее гнев. На рис. 10 Джон демонстрирует гнев и удивление, при этом удивление выражает рот, а гнев - брови и глаза. Отметьте, однако, что элемент удивления занимает в сообщении доминирующее положение. У нас нет уверенности в том, что Джон разгневан. Это выражение лица могло бы возникнуть и случае недоуменного удивления (вспомните, что опущенные и сведенные брови могут выражать в том числе и недоумение). Рисунок 11


Страх и гнев могут вызываться разными провоцирующими событиями и угрозами, и эти эмоции иногда смешиваются на какое–то время, пока человек пытается справиться с ситуацией. На рис. 11 мы видим два таких выражения гнева и страха. На рис. 11B и рис. 11C страх выражает рот, а гнев - брови и глаза. И снова обратите внимание на то, что в общем выражении лица гнев не играет доминирующей роли и проявляется намного слабее, чем страх. Фактически эти два выражения лица (11B и 11C) могли бы возникнуть при полном отсутствии гнева и быть вызваны страхом и недоумением или же только страхом, на котором человек концентрирует все свое внимание. Лицо Патрисии на рис. 11А показано потому, что оно демонстрирует сочетание элементов страха и гнева (испуганные брови и глаза, разгневанный рот), но это одно из тех лиц, которые вызывают у нас сомнение в том, действительно ли они выражают смесь этих двух эмоций. Более вероятно, что такая комбинация возникла бы в том случае, если бы Патрисия была испугана и пыталась сдержать крик, сжимая крепко губы, чтобы постараться контролировать свой страх.
Гнев может также смешиваться с радостью и печалью.

Резюме

Гнев проявляется в каждой из трех областей лица (рис. 12).

Рисунок 12
  • Брови опущены и сведены.
  • Между бровями появляются вертикальные морщины.
  • Нижние веки напряжены, они могут быть или не быть приподняты.
  • Верхние веки напряжены, они могут быть или не быть опущены в результате опускания бровей.
  • Глаза глядят пристально и могут быть слегка выкачены наружу.
  • Губы могут находиться в двух основных состояниях: плотно сжаты, уголки губ прямые или опущены вниз; либо губы могут быть раздвинуты (образуя прямоугольный рот) и напряжены - как при крике.
  • Ноздри могут быть «вразлет», но этот признак не является характерным только для гнева и может проявляться при выражении печали.
  • Наблюдается неоднозначность выражения, если гнев не проявляется во всех трех областях лица.

«Конструирование» выражений лица

С помощью этих упражнений вы научитесь придавать разгневанным лицам неоднозначные выражения.
  1. Наложите часть А на каждое из лиц рис. 12. Вы получите то же лицо, что и на рис. 5, которое может выражать гнев или иметь любое другое обсуждавшееся нами значение.
  2. Наложите часть B на каждое из лиц рис. 12. Вы получите выражение, которого вы не видели прежде - гнев на таком лице выражает только рот. Это может быть слабый или контролируемый гнев; так лицо может выглядеть при напряжении мышц, концентрации внимания, крике или произнесения каких–то слов.
  3. Наложите часть C на лица рис. 12. Вы получите то же лицо, что и на рис. 2. И вновь направляемое им сообщение будет неоднозначным: контролируемый или легкий гнев, концентрация внимания, решимость и т. п.
  4. Наложите часть D на лица рис. 12. Вы получите то же лицо, что и на рис. 3; оно также будет иметь неоднозначное выражение с теми же вариантами выбора, которые перечислены в предыдущем пункте.

Показ фотографий

Прочитайте еще раз инструкцию для выполнения подобного задания на странице страха. Теперь вы можете добавить лица, выражающие отвращение и гнев и сочетания гнева, отвращения, страха и удивления. Сначала попрактикуйтесь с перечисленными ниже выражениями гнева, отвращения и сочетаниями этих двух эмоций. Когда вы научитесь различать их без ошибок, добавьте к ним выражения страха и удивления. Практикуйтесь до тех пор, пока не станете давать стопроцентно верные ответы.
  • свт.
  • прп.
  • прп.
  • православная аскетика (по Зарину)
  • прот. Сергий Филимонов
  • свящ. Павел Гумеров
  • мит. Иоанн (Снычёв)
  • А.Г. Долженко
  • свящ. Сергий Дергалев
  • Гнев – 1) гнев Божий - Божественное действие; образно выражаемая реакция на ; 2) сильная степень возбуждения раздражительной силы души, обусловленная недовольством по отношению к кому-либо, чему-либо; 3) греховная , связанная с сильной подверженностью человека гневливому чувству (согласно распространенному в аскетической литературе утверждению, гнев входит в состав восьми наиболее пагубных страстей).

    Как таковой, гнев не является заведомо богопротивным: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев (). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» (), – указывая таким образом на то, что гнев может и не быть обусловлен грехом.

    Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» . Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния . В результате эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.

    По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, смысл.

    …Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ().

    От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ().

    Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.
    схиигумен

    блаженный : иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.

    св. : Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.

    прп. : Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.

    священник :
    Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.

    святитель :
    Гнев и обидчивость от самолюбия, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
    1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;
    2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
    3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
    4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.

    Архимандрит :
    Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

    Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

    Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

    Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

    Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

    Гнев, соединенный с унынием , порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

    Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

    Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

    Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

    Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

    Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

    Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

    Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

    Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

    Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

    Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие , это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

    К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным : желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

    Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел. […]

    Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

    Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

    Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

    Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

    Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

    При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

    В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

    Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

    Преподобный пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.

    Всем известно как страшен человек находящийся в состоянии гнева, так что такое гнев и все что вы хотели знать о гневе, рассмотрим в этой статье. Гнев - это короткая вспышка агрессии, направленная на устранение источника его раздражения. В первую очередь гнев - это эмоциональное состояние направленное вовне, а не конкретное действие.

    Такое эмоциональное состояние может подтолкнуть человека к различным видам действия, например для того чтобы наказать обидчика. Держа гнев внутри себя, люди часто обращают его против себя. В зависимости от индивидуальных особенностей человека и от ситуации люди испытывают гнев по - разному.

    Виды гнева на примерах:

    1. Непосредственный гнев.

    Наталья 29 лет (экономист) жаловалась, что ее муж сильно вспыльчив. Он выражал свой гнев в виде ругательств и угроз, она боялась его гнева, опасаясь за свою безопасность. Чтобы защитить саму себя она так же начинала кричать, что только усиливало гнев мужа. Впоследствии Елена поняла, что такое состояние ее мужа достаточно безопасно, если не оказывать ему активного сопротивления Она научилась не отвечать гневом на агрессию мужа, осознав, что это всего лишь эмоции. В результате проявление гнева у мужа стали реже. Ситуация окончательно разрешилась тогда, когда оба поняли, что гнев - это эмоциональная разрядка.


    Совет: не нужно отрицать гнев, при этом не забывайте, несите за него ответственность и старайтесь не испытывать безмерное чувство вины, оно только усилит гнев.

    2. Смещенный гнев.

    Такой гнев проявляется в виде смещение своей ярости с обидевшего человека на предметы неодушевленного характера. Битье посуды, сломанные ручки или мобильный телефон, который разбивался в дребезги о стену, так происходило у Светланы 35 лет (менеджер). Все потому что она боялась причинить вред другому человеку. Когда Светлана осознала, что небольшой материальный ущерб - это цена за спокойное состояние ее близких и деловых партнеров. Со временем она смогла перейти от активных действий к воображаемым, что избавило ее от финансовых утрат.

    Совет: встретившись с человеком, который бьет посуду либо разбивает свой мобильный, помните, что таким образом он защищает окружение от собственного гнева. Если в очередной раз вы что - то разбили, проанализируйте, что символизировало данное действие и в следующий раз попробуйте акт биение предметов вообразить, например, рисуя, что либо.

    3. Отсроченный гнев.

    Василий, 40 лет (предприниматель) стал жертвой такого гнева. Женившись, впоследствии он выяснил, что супруга гневается не в тот момент, когда проблема возникла, а после когда находится в безопасности, например, дома. Она боялась, что из-за своего гнева она будет наказана. В последствии Александр поговорил с женой в спокойной обстановки и выяснил, что у нее есть конфликты с начальством, а на нем она просто отыгрывалась, так как из - за боязни быть уволенной сдерживала свои эмоции на работе. Супруги стали обсуждать и предавать анализу произошедшие на работе конфликты, что значительно уменьшило вспышки гнева и улучшило их семейную жизнь.

    Совет: почувствовав гнев, постарайтесь выяснить, что стало его причиной, что в действительности вывело вас из себя и вам воспрепятствовало отреагировать на него сразу.


    4. Месть.

    Валентина 34 года (бухгалтер) мучилась угрызениями совести от своей мстительности. Воспитание ей не позволяло бурно реагировать на обиду, а близких людей не хотелось обременять своими проблемами. Вымещение гнева на неодушевленных предметах не приносила положительного результата. И единственным способом обрести спокойствие стала месть. Однако когда месть была выполнена, Валентина начинала чувствовать чувство вины. В дальнейшем она научилась, месть представлять в воображении не причиняя вред другому человеку.

    Совет: если у вас появилось жгучее желание отомстить кому - то, вообразите себе это, в основном мысленные расправы освобождают от чувства гнева.


    5. Когда гнев обращается на себя.

    Когда Екатерину 35 лет (экономист) кто- то обижал, вместо того, чтобы дать отпор она обращала свою злость на себя, наказывая и обвиняя себя в произошедшем. При этом гнев, не имел выхода и впоследствии принимал форму депрессии. Екатерине стало гораздо лучше, когда она разрешила себе проявлять хотя бы частично свой гнев вовне.

    Совет: научитесь выражать чувство гнева, часто отсутствие какой - либо реакции не дает понять другим людям, что человек чувствует в действительности и что ему не нравится.

    6. Торможение гнева.

    Екатерина 50 лет (бухгалтер) проявляла свой гнев в виде самоизоляции. Наиболее разрушительная форма. Столкнувшись с чьей - либо агрессией она незамедлительно прекращала свое общение, думая, что абсолютно спокойна возникший гнев так и оставался неосознанным. Екатерина попросту тормозила свою ярость. Поскольку гнев не проявлялся и не был осознан, он стал выходить в виде головных болей и телесных недомоганий. Впоследствии Екатерина научилась понимать собственные чувства в момент, когда происходил конфликт - это значительно уменьшило боли в голове и спине, а после нахождения формы для выражения своих эмоций вовне они почти исчезли.

    Совет: знайте, что присутствие гнева - это нормально, а его нужно выражать в умеренном количестве.

    Гнев: все, что вы хотели знать о гневе мы постарались рассмотреть напримере, какие виды бывают и как лучше с ними бороться.

    Наверное, в мире не существует человека, который никогда не испытывал бы гнев. Это чувство всегда имеет крайне негативную окраску, а по силе его проявления мы часто судим о способностях людей контролировать себя. Конечно, испытывать гнев плохо, ведь он приводит к злости и агрессии. А в данном сочетании обе эмоции делают человека абсолютно неуправляемым.

    Но вот мало кто знает, что сдерживать гнев - это очень опасно, данное действие может стать разрушительным для психики. Поэтому психологи уделяют большое значение проявлению гнева и его влиянию на развитие личности. Данная непростая тема стала предметом сегодняшней статьи.

    Определение гнева

    Человеческие эмоции всегда были особым предметом изучения для психологов и философов. Удивительно, насколько по-разному люди проявляют свои чувства, а также относятся к этим ярким эмоциональным всплескам. Пожалуй, наиболее значимой эмоцией, серьезно влияющей на отношения между людьми, является гнев. Иногда его еще называют негодованием, хотя многие специалисты отрицают их идентичность.

    Собрав информацию из различных словарей, можно с уверенностью сказать, что гнев - это негативно окрашенная эмоция, вызванная действиями какого-либо объекта или возникшей ситуацией, сопровождающаяся чувством творящейся несправедливости и непреодолимым желанием ее устранить. Чаще всего гнев представляет собой вспышку, кратковременное помутнение рассудка, которое способно заставить человека причинять боль и творить разрушения.

    Многие психологи характеризуют эту гамму эмоций как отрицательный аффект. Это в психологии является весьма распространенным термином, означающим особый взрывной процесс. Он довольно кратковременный и интенсивный, обычно сопровождается повышением артериального давления, изменениями работы всех внутренних органов и беспорядочной двигательной активностью.

    Уже после приведенных определений становится понятно, что гнев - это не простая эмоция. Она может иметь разрушающий и созидательный характер. Порой гнев помогает справиться с проблемой, а в других ситуациях только усложняет все происходящее. Такая неоднозначность в оценке одной и той же эмоции привела к тому, что в науке возникло особое направление - психология гнева. Это не только помогает правильно оценить сам характер эмоции, но и классифицировать ее.

    Стадии гнева

    Эмоции в психологии играют ключевую роль, когда речь идет о применении методик по самоанализу и коррекции поведения. Обычно в такие моменты специалист пытается выяснить причины проблемы, которая мешает нормально жить обратившемуся к психологу человеку. Чаще всего корень беды заключается в сдерживании эмоций, в первую очередь гнева. Чтобы понять, о чем мы говорим, необходимо определить стадии гнева.

    Так как мы уточнили, что под гневом можно понимать отрицательно окрашенный аффект, это в психологии дает возможность выявить четыре его стадии:

    • скрытое проявление - внутреннее нарастающее чувство, которое невозможно никак определить внешне;
    • возбуждение, заметное по мимике на лице;
    • активные действия - это пиковая стадия;
    • затухание эмоции.

    Каждую стадию стоит рассмотреть и описать подробно.

    Скрытый гнев

    Иногда на данной стадии гнев характеризуется как нарастающее чувство негодования. В этот момент человек всячески скрывает свои истинные эмоции и не допускает даже мимолетного проявления на лице. О подобных людях говорят, что они хорошо держат себя в руках. Но для самой личности такое подавление гнева может оказаться губительным.

    Эмоции в психологии представляются субстанцией, которая должна проявляться. А вот степень развития личности может определяться тем, насколько конструктивно человек проявляет свои эмоции. Те, кто успешно скрывают гнев, рискуют заполучить большое количество заболеваний. К тому же однажды все эмоции выльются вспышкой невероятной силы, которая может причинить вред самому гневающемуся и всем окружающим его в этот момент людям. Поэтому естественно, когда скрытый гнев плавно переходит в следующую стадию.

    Эмоциональное возбуждение

    На этой стадии чувство гнева набирает силу и его уже можно заметить по мимике лицевых мышц. Обычно именно на этой стадии человек начинает отстаивать свою точку зрения и пытаться устранить препятствие, вызвавшее его гнев. Психологи считают, что эта стадия оптимальна для того, чтобы личность цивилизованно выразила свои эмоции и не перешла никаких границ. На данном этапе решаются многие проблемы, а выплеснутый гнев еще не трансформируется в яркий аффект. Это в психологии уже относят к третьей стадии.

    Неконтролируемый гнев

    На данном этапе человек может совершить абсолютно любой безумный поступок. Он способен крушить все подряд, причинять физический вред, громко кричать и жестикулировать. Подобные выплески характерны для тех, кто долго скрывал свои эмоции, или людей с нестабильной психикой. Последние нуждаются в серьезном лечении, ведь если гнев доходит до данной стадии, то личность уже подверглась определенным трансформациям, которые требуют срочной коррекции. В противном случае для человека становится невозможной нормальная жизнь.

    Затухание гнева

    На этой стадии вспышка гаснет, и человек часто раскаивается во всем, что успел натворить. В некоторых случаях исправить последствия предыдущей стадии уже невозможно. Часто психологи наблюдают такую закономерность, при которой раскаяние и отсутствие вариантов для исправления уже сделанных ошибок вызывает новый приступ гнева сразу третьей стадии.

    Виды гнева

    Психологи выделяют достаточно много видов гнева, но основными считаются три:

    1. Праведный.

    Он вызывается откровенной несправедливостью в адрес личности. Человек понимает, что ситуацию нужно немедленно исправлять и в нем закипает праведный гнев. Причем в зависимости от самого психотипа личности гнев может возникнуть на любой из описанных ранее стадии.

    2. Спровоцированный.

    Гнев направляется на ситуацию, конкретную личность или группу лиц. Обычно данная эмоция вызывается какими-либо действиями, чаще всего оскорблениями или гневом, который уже был выплеснут на человека. В последнем случае он является ответным и может трансформироваться в праведный.

    3. Случайный.

    Он вызывается чем угодно, человек может "вспыхнуть" по поводу и без. Психологи считают этот гнев заболеванием и заявляют о необходимости его лечения.

    Большое значение в своей работе психологи уделяют проявлению гнева. Они выделили их в определенные модели, которые влияют на личность либо применяются ею с какой-либо целью.

    Проявления гнева: модели

    В первую очередь необходимо понимать, что гнев практически всегда проявляется в совокупности других эмоций. Например, пара гнев-агрессия всегда несет в себе крайне негативный посыл. Агрессия всегда выливается в неконтролируемой форме и часто сопровождается нанесением материального или физического ущерба. В случае, когда гнев проявляется вместе со страхом, эти две эмоции могут подпитывать друг друга и способствовать мобилизации сил организма.

    Основных моделей проявления гнева психология насчитывает шесть:

    1. Семейный гнев.

    Данная модель всегда очень плохо сказывается на детях, ведь с самого раннего детства они попадают в атмосферу ссор и скандалов. Обычно это неблагополучные семьи, где родители употребляют алкоголь и не занимаются воспитанием детей. Изначально ребенок пугается гневных проявлений, а потом адаптируется к ним и перенимает как модель поведения для себя. В дальнейшем личность приобретает взрывные черты и реагирует на любые раздражители вспышками неконтролируемого гнева.

    2. Достижение цели.

    В этой модели гнев является инструментом, которым личность успешно пользуется, чтобы добиться желаемого. С помощью гнева человек добивается послушания и переносит на оппонента чувство вины за данную вспышку. На короткий период данная модель может оказаться весьма эффективной, но со временем люди перестают реагировать на проявления гнева и результативность этого способа в разы уменьшается.

    3. Отрицание.

    Когда человек действует по данной модели, он подменяет страх всего нового и неизведанного гневом. Любое новаторское предложение вызывает у подобной личности вспышку гнева.

    4. Катализатор.

    Действующий по этой схеме человек доводит себя гневом до неконтролируемого состояния и только потом может высказать людям свое мнение по ситуации либо чувствует себя способным решить проблему. То есть чувство гнева становится катализатором, который дает выход истинным эмоциям.

    5. Перенес гнева.

    Данную модель можно хорошо проиллюстрировать на примере национальной принадлежности. Представим, что когда-то человек был обижен представителем какой-либо нации. В дальнейшем все, кто относится к этой национальности, становятся объектом гнева. Такое проявление гнева может послужить причиной серьезных межнациональных конфликтов. В любом случае перенос гнева - это очень катастрофичная модель проявления.

    6. Защита.

    Многие закомплексованные личности часто проявляют гнев в качестве щита от любых воздействий окружающей среды. Обычно данная модель проявления гнева не приносит результата, ведь она еще глубже загоняет личность в порочный круг действие-гнев.

    Помимо описанных проявлений гнева, существуют еще и физические, которые необходимо описать.

    Как проявляется гнев на физическом уровне?

    Физические проявления гнева не могут контролироваться человеком и выражаться в следующих действиях:

    • раздутые ноздри;
    • вертикальные складки на переносице;
    • сведение бровей;
    • учащенное дыхание;
    • приоткрытый рот и сжатые зубы;
    • расширенные зрачки;
    • фокусировка взгляда на объекте гнева.

    Все это сопровождается активной жестикуляцией и часто бессвязной речью.

    Гнев - это довольно сильная эмоция и, как утверждают психологи, она способна полностью подчинить себе человека. Поэтому учитесь управлять своим гневом, пусть его проявления будут цивилизованным ответом на обиду или провокацию извне.